в течение какого времени обеспечивается сопровождение стартап проектов со стороны бизнес тренера
От идеи к реализации: 12 этапов проектирования стартапа
Как и любой другой проект, стартап начинается с идеи. И, что примечательно, эта идея не обязательно должна быть гениальной. Бывает достаточно создать решение, выигрывающее на фоне существующих аналогов. Но как реализовать идею и создать продукт, привлекательный для потребителя и инвесторов?
Этап №1: Идея
Идею проекта Gurulook, социального сервиса поиска товаров по картинкам с игровыми элементами, где пользователь размещает фотографию понравившейся вещи, а другие юзеры публикуют ответ в виде ссылки на искомый товар, нам подсказали сами клиенты. В группах Kitmall и Kupinatao (наших интернет-магазинах товаров из Китая) в социальных сетях стали часто появляться запросы с просьбой помочь в поиске товара. Пользователи натыкались на красивую вещь в интернете, а где ее найти не знали. В какой-то момент они стали публиковать запросы с просьбой найти «похожее платье» или что-то еще и прилагали картинку. Пришлось создать отдельную тему для обсуждения «помогите найти». И вот здесь появилась идея создания сервиса.
Этап №2: Команда
Соберите людей, которым понравится ваша идея: на стадии запуска бизнеса большую ценность имеет потенциал работника и «горящие глаза». От того, каких людей вы привлечете для работы над проектом, во многом зависит его успех. Выявить таких людей из остальной массы не составляет труда. Они, как правило, энергичны, инициативны и душой «болеют» за дело (читайте статью Командообразование для стартапа: 7 распространенных HR-ошибок).
Этап №3: Рынок
Постарайтесь оценить размеры рынка. Если рынок предлагаемых вами услуг еще не сформирован, постарайтесь проанализировать данные аналогичных и смежных сегментов. Для определения рентабельности вложений в ваш проект необходимо понимать, сколько существует потенциальных потребителей. Изучите конкурентов, выявите их сильные и слабые стороны и на основании этого сформулируйте свои уникальные преимущества.
Этап №4: Концепция
На данном этапе вы составляете краткое описание исходных гипотез о своем бизнесе. Начать стоит с формирования цели: что, зачем и, самое главное, для кого вы хотите создать. Желательно подкреплять эту информацию цифрами. Важно подробно исследовать целевую аудиторию и на основании полученной информации нарисовать для себя портрет предполагаемого клиента. Это поможет более четко определить его потребности и грамотно сформировать предложение. От правильного выбора целевой аудитории напрямую зависит показатель конвертации пользователя в постоянного потребителя.
Чтобы точно спрогнозировать поведение потенциального потребителя, постарайтесь подробно описать один день из жизни, разбив его на интервалы по 15-30 минут. Особое внимание уделите времени, проводимому в интернете.
Нужно понимать, что помимо основной аудитории — той, на которую вы в первую очередь будете ориентировать проект, может существовать еще и вторичная — лица, потенциально заинтересованные в вашем продукте. Опишите, как вы видите клиента из каждой группы. Важный момент — оценка численности аудитории, готовой платить за ваш продукт. Как правило, эта группа людей гораздо меньше общего числа потенциальных пользователей. Пристальное внимание следует уделить анализу стратегических перспектив проекта (SWOT-анализ), а также возможным способам его монетизации. Опишите, как будет изменяться доход компании в течение трех лет? Какой посещаемости нужно за это время достичь, чтобы добиться нужных вам показателей? После того, как появилась ясность с доходами, приступайте к прогнозированию расходов на тот же период. Исходя из этого, оцените возможную прибыль. Если вы планируете привлекать инвестиции, то заранее определите их долю в проекте.
Этап №5: Техническое задание
В детальном проектировании стартапа на данной стадии нет особого смысла. Проект развивается и наращивается в реальном времени, учитывая пожелания пользователей и новое видение автора, пока не будет полностью реализована вся его концепция в рамках исходной идеи. Начинать разработку технического задания разумно с деления всего проекта на отдельные, целостные этапы.
Обязательно выставляйте сроки! И лучше выделять на каждый этап в два раза больше времени, чем вам кажется изначально.
Этап №6: Прототип
Не начинайте привлекать инвестиции в стартап, не построив прототип. Создайте проект продукта с набором базовых характеристик. Прототип должен быть простым для понимания и применения. Это могут быть схемы страниц, показывающие, какая информация и элементы управления должны располагаться в разделах сайта. Так вы сможете увидеть, как будет работать стартап до его программирования.
Этап №7: Тестирование
Как только прототип будет готов, попросите знакомых начать пользоваться им. Ваша задача — определить, правильно ли вы обозначили проблему и удовлетворяет ли предлагаемое вами решение потребности потенциального пользователя. Тестирование прототипа позволило нам усовершенствовать некоторые элементы сервиса.
Вашему ИП или ООО меньше трёх месяцев? Расчетный счет и бухгалтерия на год в подарок по акции от Контур.Банк.
Ключевая идея Gurulook — возможность поиска товара по картинкам. Для пользователей оказалось важной максимально простая и удобная загрузка фото. Проанализировав замечания юзеров, мы упростили процесс публикации фото и добавили дополнительные возможности по изменению его размера.
Этап №8: Альфа-версия
Это стадия, на которой проект уже готов, но еще не протестирован. В процессе внутренних тестов в интерфейс вносятся некоторые мелкие коррективы, которые не были учтены при разработке и создании технического задания. Начинаются переговоры с первыми клиентами.
Этап №9: Закрытая бета-версия
У проекта появляется небольшое количество последователей, привлеченных для тестирования продукта. После тестирования производится работа над ошибками. В ходе закрытого бета-тестирования мы проанализировали цветовые предпочтения аудитории и осознали необходимость произведения редизайна сайта.
Этап №10: Публичная бета-версия
Ведется умеренно активное привлечение пользователей, заинтересованных в тех услугах, которые вы предлагаете, либо пользователей, постоянно находящихся в поиске чего-то нового. Задача номер один на этой стадии: превратить изначальные гипотезы основателей о рынке и потребителях в факты. Параллельно ведется работа над ошибками.
Бета-тестирование сервиса показало, что задуманные варианты геймификации не были активно восприняты целевой аудиторией. Мы предполагали, что у женской аудитории заведомо будет соревновательный интерес. За активность в Сети мы начисляли им рейтинг, но нигде его не публиковали. Это не вызывало интереса. В связи с этим было принято решение несколько видоизменить проект. Мы стали визуализировать рейтинги на главной странице, добавили лидерборды за неделю. Немного пересмотрели и сам механизм начисления баллов: изначально баллы участником начислялись за публикуемые в ответах ссылки, сейчас баллы начисляются в том случае, если пользователь, перейдя по ссылке, совершает покупку. Эти баллы впоследствии можно использовать для оплаты своих покупок в интернет-магазинах-партнерах.
Этап №11: Запуск
Начало работы проекта, его продвижение и оформление пакета юридических документов. Даже после полной реализации исходной идеи успешный стартап продолжает развиваться: совершенствуются техническая и идейная составляющие, исправляются всплывающие ошибки. Здесь же встает вопрос о регистрации товарного знака. Заявку на регистрацию товарного знака есть смысл подавать в том случае, когда вы вложили в свое название какие-то средства, поняли, что оно работает, но популярным оно пока не стало. Товарный знак имеет территориальное ограничение: если он зарегистрирован в России, то и охраняется он только в России. Зарегистрировать товарный знак в США возможно в том случае, если вы использовали его в течение двух лет.
Этап №12: Поиск инвесторов (часто может следовать за этапом создания прототипа)
Важно понять, какую часть бизнеса вы готовы отдать инвестору. Чтобы у проекта были шансы на жизнь, некоторые специалисты рекомендуют отдавать не более 15-25%. Устраивайте встречи с большим числом инвесторов, найдите несколько потенциально заинтересованных партнеров и переходите к переговорам о структуре сделки и ее закрытии. Не бойтесь оспаривать предложения инвесторов и предлагать свои условия. Четко определите границы контроля инвестора и варианты выхода из бизнеса. Обязательно пропишите эти вопросы.
Олег Жук, ведущий разработчик в компании VirtoWay
Бастау Бизнес
В соответствии с Программой развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы, утвержденной Постановлением Правительства РК от 29 декабря 2016 г, № 919, Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» является оператором нефинансовой поддержки второго направления.
Второе направление Программы «Массовое предпринимательство» реализуется как реальный инструмент стимулирования занятия предпринимательством в сельских регионах и составная часть комплексного подхода в вопросе обеспечения занятости населения.
Участниками обучения основам предпринимательства являются сельские жители, проживающие в сельских населенных пунктах, районных центрах, городах и моногородах – безработные, независимо от регистрации в центре занятости и самозанятые, желающие открыть свой бизнес, а также действующие предприниматели, заинтересованные в расширении бизнеса (срок регистрации бизнеса не должен превышать 3- х лет).
Этапы реализации проекта «Бастау»:
По окончании обучения участники получают один из двух видов сертификатов в зависимости от активности в участии и защите бизнес-планов (сертификат об участии в обучении, сертификат о завершении обучения). Данные сертификаты предоставляют право получить микрокредитование по сниженной ставке 6 процентов годовых.
Ошибки новичков: на чем прогорают молодые стартаперы
Отвечают:
Какие проблемы возникают у начинающих стартаперов
При запуске бизнес-проектов начинающие предприниматели, недавние выпускники вузов, как правило, совершают похожие ошибки. Сказывается отсутствие знаний, средств и опыта. Понимание того, с чем стоит быть внимательнее, поможет подготовиться.
1. Нет предпринимательских знаний
Андрей Григорьев:
«Успешный стартап не определяется возрастом (а часто и и опытом) его организатора. Это больше зависит от того, насколько человек, основавший бизнес, готов к саморазвитию. У студентов мало опыта, поэтому со многими вещами им придется столкнуться впервые: с налоговой, патентованием интеллектуальной собственности, заключением договоров, наймом и прочим».
Кармо Шариф Халиль:
«Еще одна проблема — полное отсутствие понимания рынка. Особенно это касается b2b-стартапов. Молодые предприниматели обычно думают о том, что было бы хорошо для компании-заказчика. В результате такие продукты оказываются никому не нужны, а компания несет убытки. На самом деле нужно всегда думать про конечного потребителя».
Тимофей Головин:
«Полностью риски убрать невозможно, но их можно минимизировать. Касдев, например, поможет снизить продуктовые риски и понять, что вы действительно решаете чью-то проблему, а не свою хотелку. Бутстрэппинг позволяет снизить финансовые затраты, а значит при неудаче вы потеряете меньше денег. Но чтобы применять эти инструменты, нужно в них начать разбираться».
CustDev (сокращение от customer development) — метод оценки жизнеспособности идеи в форме интервью с потенциальными потребителями.
Бутстрэппинг (от англ. bootstrapping) — способ финансирования компании без привлечения внешних инвестиций.
2. Превышение расходов
Андрей Григорьев:
«Я знаю немало людей, проработавших много времени в корпорациях и при запуске своего стартапа «вылетевших в трубу». Они привыкли делать все с размахом, а в стартапе большого количества ресурсов никогда нет.
При этом не все нуждаются в больших инвестициях. Помимо инвесторов существуют гранты, которые могут получить молодые предприниматели. Например, в Фонде содействия инновациям есть программы «Умник» и «Старт», где легко получить ₽1,5 млн, даже зарегистрировав ИП».
3. Неправильно собрана команда
Андрей Григорьев:
«Для успешного запуска стартапа важно уметь набирать команду, способную реализовать идею. Инвесторы обычно дают денег тем, у кого в коллективе закрыты все компетенции, где каждый участник является самостоятельным специалистом. Соответственно, в команде обязательно должен быть тот, кто будет заниматься развитием бизнеса, управлять продажами и отвечать за нетворкинг, а также тот, кто будет разрабатывать продукт: инженер, технолог или ученый».
Кармо Шариф Халиль:
«На стадии запуска еще нет возможности стабильно платить деньги, и люди часто работают на чистом энтузиазме. Поэтому абсолютно нормально, что кто-то уходит. Люди устают, не хотят выполнять новые задачи или просят другие условия. Обычно 70–80% команд на этом этапе разваливается. Зато у предпринимателя появляется понимание, с кем можно работать, а с кем нет, и остается 1–2 человека, с которыми действительно стоит строить бизнес».
4. Нежизнеспособные идеи
Кармо Шариф Халиль:
«Предприниматели в b2c-сегменте как правило делают плохой конкурентный анализ. Им кажется, что они придумали классную идею. Но часто она оказывается простым однотипным решением с незначительными отличиями от конкурентов: райдшеринг типа BlaBlaCar, очередные доставки еды, сервисы для домашних животных и большое количество социальных проектов».
Тимофей Головин:
«Молодость это хорошо — она позволяет лезть с совершенно безумными решениями, которые опытные люди предлагать не станут. А ведь многие классные вещи лежат на стыке безумного и рационального. Но излишняя уверенность в своих идеях толкает на создание стартапов, которые не имеют никакого рыночного спроса и не ориентированы на реального потребителя. Многие начинающие стартапы сталкиваются с тем, что решают несуществующие проблемы несуществующих клиентов».
5. Не хватает фундаментальной подготовки
Тимофей Головин:
«Предпринимателю нужна общая фундаментальная подготовка. Ведь чтобы сделать хороший бизнес-проект, надо ориентироваться не только в той области, в которой ты работаешь, но и в большом количестве смежных. Можно, конечно, найти какие-то шаблоны, примеры и рекомендации. Но если у человека нет фундаментального образования, умения отличать ложную информацию от обоснованной, навыка проверки фактов, то с большой вероятностью он найдет непроверенные инструкции, сделает на их основании какого-нибудь «франкенштейна» и не заметит мелочей, которые убьют его бизнес».
Какие есть возможности у молодого стартапера и как избежать проблем
Есть три основных пути, по которым могут пойти выпускники вузов с идеей для стартапа. Вот основные преимущества и недостатки каждого из вариантов.
1. Попробовать сразу запустить стартап
Андрей Кокшаров:
«Самый очевидный способ для большинства стартаперов — сразу начать. Но не у всех это получается с первого раза. По статистике такие случаи составляют 10% от общего числа провалов. Основная проблема здесь в том, что образования, полученного на условном бакалавриате, не всегда достаточно для успешного запуска бизнеса. Кроме того, люди в возрасте 18–20 лет еще не до конца понимают важность получаемых знаний и не так внимательно осваивают программу.
При таком варианте лучшим решением будет нанять грамотного управленца с бизнес-образованием. Иначе, без человека, который разбирается в бизнес-процессах и умеет принимать обоснованные решения, масштабировать стартап практически невозможно».
Андрей Григорьев:
«Инвесторы могут переживать, что вы слишком молоды. В таких случаях поможет привлечение ментора — профессионала, хорошо зарекомендовавшего себя на рынке. Вступайте в менторские сообщества, следите за предложениями и участвуйте в конкурсах. Когда подходящий человек даст вам советы и поинтересуется вашим проектом, предложите ему побыть ментором за долю или просто так».
2. Пойти в акселератор
Андрей Кокшаров:
«В акселераторе вы познакомитесь с экспертами рынка, вам помогут оценить идею и развить проект. Можно пойти в «Сколково», ФРИИ, МТС или другие. Бывают бесплатные программы акселерации. В них стартапер сам тестирует идею и в случае успеха может получить от ₽100 тыс. до ₽1 млн. Таких инвестиций хватит на частичное покрытие расходов. Есть платные акселераторы. Для участия в них нужно либо отдать контрольный пакет акций, либо заплатить около ₽1,5 млн. Большинство российских акселераторов рассчитаны на масштабирование бизнеса. Поэтому попасть туда даже с хорошей идеей, но без дохода стартапа от ₽500 тыс. в месяц сложно.
При этом акселератор не закрывает потребность в теоретических знаниях. А ведь зачастую предприниматели малого бизнеса не знакомы с основополагающими теориями, такими как стандарт управления проектами PMBOK (Project Management Body Of Knowledge) и системы управления рисками. Без этой базы вести бизнес будет непросто».
3. Обучиться в магистратуре
Андрей Кокшаров:
«В магистратуре можно получить все необходимые теоретические знания и развить критическое мышление. На классических программах обычно работают университетские преподаватели, которые рассказывают, как можно сделать что-то в теории. Реже встречаются приглашенные эксперты-практики, они могут предоставить интересные и актуальные кейсы из реальных компаний.
Сейчас в России начинают появляться программы нового формата, которые объединяют в себе теоретическое обучение и возможности акселератора. Первая из таких программ — «Цифровое предпринимательство» в РАНХиГС совместно с «Нетологией». В процессе обучения студенты могут подготовить MVP своего проекта, попасть на демо-дни в крупные акселераторы и получить инвестиции.
MVP (сокр. Minimal Viable Product, «минимально жизнеспособный продукт») — простейший прототип продукта, который позволяет проверить идею и получить обратную связь от потребителей.
Недостатком магистратуры для начинающего предпринимателя может оказаться то, что программы длятся два года, а не 7–8 месяцев, как средняя программа акселерации. Не все готовы уделять так много времени подготовке. Тем не менее программы нового формата позволяют защитить стартап в качестве диплома, а значит работу над запуском можно будет начать уже в процессе обучения».
Тимофей Головин:
«Качественный вуз — это «точка кипения» с большим количеством людей с разными мнениями, знаниями и опытом. Чем больше их вокруг, тем больше перспектив для будущего бизнеса. Это место, где проводят различные исследования, которые дают пищу для идей о том, что нужно людям и рынку. Тот, кто первым получает доступ к этой информации, имеет больше шансов использовать ее в бизнес-проектах».
Процесс отбора бизнес-тренеров
О СОСТАВЕ БИЗНЕС-ТРЕНЕРОВ
Количество бизнес-тренеров, задействованных в проекте в 2019 г. – 160.
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПРОЦЕДУРЫ И ЭТАПЫ ОТБОРА БИЗНЕС-ТРЕНЕРОВ ПО ПРОЕКТУ
Основные квалификационные требования к кандидатам в бизнес-тренера, следующие:
2. Порядок отбора бизнес-тренеров
Порядок отбора бизнес-тренеров включает в себя два основных раздела:
Порядок отбора состоит из следующих этапов:
Второй – анализ резюме кандидата на соответствие основным квалификационным требованиям.
Четвертый – очный отбор: приглашение для участия в 5-дневном тренинге для тренеров/ подтверждение профессиональных компетенций через онлайн-тестирование теоретических знаний, публичное выступление и уровень знаний по предмету, тестирование для определения уровня владения государственным языком – КазТЕСТ, практические навыки в области консультирования и разработки бизнес-плана и собеседование (после успешного прохождения предыдущего этапа- дистанционного отбора).
На базе центрального аппарата НПП РК «Атамекен» ежемесячно проходит обучение потенциальных бизнес – тренеров с целью пополнения кадрового резерва. Рабочей группой проекта «Бастау Бизнес»/«Жас кәсіпкер», была разработана процедура по отбору бизнес-тренеров, для формирования кадрового резерва.
Процедура и этапы отбора бизнес-тренеров (наставников):
Информационное оповещение о наличии вакансий и наборе бизнес-тренеров (наставников)
Информирование о наличии вакансий и наборе бизнес-тренеров проводятся посредством:
В данных объявлениях заявлены основные квалификационные требования, предъявляемые к потенциальным бизнес-тренерам и базовые условия их работы.
Прием и обработка первичных резюме и анкет. Критерии оценки и отбора
В целях идентификации, унификации и сравнительного анализа кандидатов разработана анкета потенциального бизнес тренера.
Объявление на официальном сайте НПП РК «Атамекен»:
Анализ выполнения практических заданий. Критерии оценки и отбора.
Кандидатам, соответствующим базовым требованиям квалификации, посредством электронной почты направляются рабочие практические задания. Цель заданий – провести оценку фактических знаний, навыков и умений кандидатов в части профессиональной пригодности на предмет бизнес планирования, консультирования по вопросам бизнеса.
Формирование группы бизнес-тренеров на ТОТ.
На основании выполненных заданий кандидатами в бизнес-тренера (наставники), проводится проверка уровня компетенций, знаний и навыков достаточных для оказания услуг.
Формируется сводная сравнительная таблица уровня компетенций кандидатов. На основании этой информации принимается решение о включении кандидатов в список приглашаемых на очную часть обучения и оценки. На каждого кандидата в бизнес-тренера проекта «Бастау Бизнес»/«Жас кәсіпкер» формируется личное дело.
Формат проведения ТОТ, критерии оценки и отбора.
Формат проведения ТОТ для кандидатов в бизнес-тренера (наставника). Продолжительность: 5 дней по 8 часов. Организатор оставляет за собой право изменять продолжительность проведения ТОТ. Форма: интерактивная.
Критерии оценки:
В целях унификации и прозрачности процедуры ТОТ разработано положение о проведении ТОТ.
В целях выявления компетенций публичных выступлений и уровень знаний по предмету используется смешанная форма выступления кандидатом на ранее заданную тему одного из модулей учебной программы или других тем.
Для оценки качества и уровня подготовки кандидата используется оценочная форма.
На основании оценочной формы формируется сводная оценка и средний балл по каждому критерию в виде таблице по каждому из кандидатов. По итогам выступления кандидатов формируется сводная сравнительная таблица.
Для выявления уровня практических навыков в части консультирования и разработки бизнес планов, кандидатам выдается рабочее задание и шаблон финансовой модели бизнес-плана.
Данное задание включает в себя консультационные аспекты работы и вопросы по анализу входных данных бизнес-планов, их анализу, выработке рекомендаций и финансовому анализу бизнес-проектов.
В целях выявления уровня владения государственным языком кандидаты проходят тест.
Интерактивное тестирование проводится для выявления уровня владения бизнес-тренером казахским языком.
Тестирование проведено по системе КАЗТЕСТ kazakhtest.kz/KAZTEST/. Система КАЗТЕСТ – это система оценки уровня владения государственным языком гражданами в Республике Казахстан. КАЗТЕСТ основана на принципах международных систем оценки языковых знаний, таких как TOEFL, IELTS, DALF/DELF, DSH, CELI, TÖMER, ТРКИ и т.д.
В системе КАЗТЕСТ за основу взята уровневая система оценки языковых знаний. По системе есть возможность определить объем владения казахским языком по следующим уровням: