в течение какого времени после выписки нужно прописаться на новом месте
Как прописаться по месту жительства?
Прописка по месту жительства – это постоянная регистрация в жилом помещении, где вы намерены проживать постоянно. Или, по крайне мере, преимущественно. Без нее не обойтись: правила прописки и выписки граждан РФ 2020 обязывают вас оформить регистрацию по месту жительства вскоре после переезда в новый адрес. Ну, или если вы решили все-таки поступить по закону и прописаться в квартире, где живете уже несколько лет.
С оформлением ничего сложного: даже выписываться из старой квартиры не нужно. Достаточно подать документы по новому адресу, и из старой квартиры вас выпишут автоматически. Разбираем правила прописки и выписки граждан РФ в 2020 году «на пальцах». Но обо всем по порядку.
Зачем вообще нужна прописка по месту жительства?
Это требование законодательства. Граждане России обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах РФ (ст. 3 ФЗ № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах РФ»). Оформить новую прописку вы должны в 7-дневный срок с момента прибытия в новый адрес (ст. 6 ФЗ № 5242-1). Не путайте с временной пропиской: оформлять постоянную регистрацию нужно только тогда, когда вы переехали в новую квартиру и намерены жить в ней постоянно, бессрочно, без планов переехать через полгода.
Другой вопрос, что с вас потребует владелец квартиры, в который вы намерены прописаться. Закон этот вопрос не регулирует – это уже ваше личное дело.
Алгоритм регистрации: прописываемся пошагово
Кого бы из них вы не выбрали, сначала вам придется собрать документы для регистрации. Потому первый шаг – определяем, какие документы нужны для выписки из квартиры в МФЦ, ТСЖ, ЖСК или УК.
Шаг 1. Собираем документы
Шаг 2. Передаем документы ответственному лицу
Кого из них вы выберете – ваше личное дело. Но кто бы это ни был, правила прописки и выписки граждан в частном доме или квартире обязывают его засвидетельствовать согласие собственника на вселение при приеме заявления. Он принимает у вас все эти документы, а затем в 3-дневный срок передает их в полицию (п. 17 Правил регистрации). Напомним, вы всегда можете сделать это самостоятельно.
МВД в 3-дневный срок проводит проверку поступивших документов. Если все в порядке, они направляют сведения о регистрации по новому адресу в ОВМ по адресу вашей старой прописки. Вам в паспорте ставят отметку о новой регистрации, а сам документ возвращают обратно ответственному лицу.
Паспорт с отметкой о регистрации ответственное лицо возвращает обратно заявителю. ВСЁ! С этого момента вы будете зарегистрированы по новому адресу, каких-либо иных действий совершать не нужно.
А теперь рассмотрим правила прописки и выписки граждан при покупке квартиры с учетом особенностей самостоятельной подачи документов.
Как подать документы лично в МВД?
Если это ваша квартира, всё просто. Вы можете обойтись без посредников и явиться с комплектом документов в территориальный ОВМ лично. Специалист под расписку примет документы, выдаст корешок и пригласит через 3 дня явиться обратно за паспортом. БЕСПЛАТНО!
Плюс, вы можете подать документы непосредственно в МВД через Госуслуги.
Как подать документы через Госуслуги?
Подать заявление о регистрации по месту жительства могут только владельцы подтвержденной учетной записи на Госуслугах. Если у вас нет аккаунта, нужно создать учетную запись, заполнить в профиле данные паспорта и СНИЛС и подтвердить личность. Клиенты Тинькофф-Банка, Сбербанка и «Почта-Банка» могут подтвердить личность через интернет-банкинг. Остальным придется делать подтверждение в Центре обслуживания или ждать письма по почте.
Затем Госуслуги предложат вам 2 варианта: подать заявление на прописку через сайт или записаться на прием в МВД и подать документы там. В первом случае вы вносите все сведения на сайте, а потом посещаете МВД с оригиналами. Во втором просто записываетесь на удобное время, а затем посещаете МВД и непосредственно там уже подаете документы.
Как подать документы через МФЦ?
По вопросам регистрации МВД работает по территориальному принципу – обращаться придется в тот центр, который обслуживает район, где вы намерены прописаться. Из плюсов этого способа подачи – удобный график работы, электронная очередь на месте, помощь в оформлении и всегда улыбчивый персонал. Из минусов – срок оформления. Он увеличится на несколько дней, необходимые для пересылки документов.
Оформление же заявления и его подача в МФЦ не займут более 15 минут. Комплект документов такой же, как и в других случаях.
Как оформить документы через ТСЖ, ЖСК, УК?
Если ваш дом находится под управлением жилищно-эксплуатационных органов, документы можно подать и через них. В их офисе управляющей организации обязательно будет ответственный паспортист, который и осуществляет первичный прием документов. Обратитесь в УК/ТСЖ/ЖСК, отказать вам в этой услуге не вправе. Из плюсов – не нужно самостоятельно посещать ОВМ, все за вас оформит паспортист. Опять же, БЕСПЛАТНО. Минус – придется подождать, из-за передачи документов срок регистрации увеличится максимум на 6 дней.
Постоянная регистрация: главное о прописке по месту жительства
По закону все россияне должны быть зарегистрированы по месту жительства или пребывания. Чем регистрация отличается от прописки, для чего она нужна, в каких помещениях можно регистрироваться и что будет, если человек нигде не зарегистрирован, рассказываем в материале «РБК-Недвижимости».
Содержание
Что такое прописка
«Прописка» — это советский термин, впервые появившийся в 1925 году в постановлении Совета народных комиссаров РСФСР «О прописке граждан в городских поселениях». В то время активно вводились гражданские паспорта, и с помощью прописки государство контролировало миграцию граждан (и могло влиять на нее). Чтобы прописаться в том или ином населенном пункте, человеку требовалось разрешение властей.
На протяжении многих лет поводом для получения прописки могло служить принятие на работу либо, например, брак с человеком, уже имеющим прописку в этом городе. Поэтому, кстати, в СССР были весьма распространены фиктивные браки, которые заключались ради прописки. Однако власти могли и не прописать гражданина без объяснения причин — в этом случае он должен был в течение недели выбыть из этого населенного пункта и прописаться в другом.
Сегодня юридического термина «прописка» не существует, это пережиток советских времен. Сейчас, говоря о прописке, в имеется в виду регистрация. Она бывает временная и постоянная.
Отличие постоянной регистрации от временной
Временная регистрация — это регистрация по месту пребывания, то есть по адресу, по которому он собирается жить какое-то время. Этим местом может быть не только квартира или дом, но и больница, санаторий, отель или хостел. Оформляется временная прописка, если человек находится не по месту своего проживания более 90 дней. Регистрация по месту пребывания оформляется на определенный срок — от 90 суток до пяти лет.
Зачем нужна постоянная регистрация
Несмотря на то что каждый россиянин имеет право на свободу передвижения и выбор места жительства, в стране существует регистрационный учет. Именно для этого в первую очередь существует регистрация — постоянная и временная.
Самому же гражданину регистрация не дает права на жилплощадь, но, как правило, она необходима для получения социального обеспечения. По закону отсутствие регистрации не может влиять на трудоустройство гражданина России, получение им медицинской помощи и других социальных услуг.
Но на деле ее отсутствие осложняет, например, получение различных документов (заграничного паспорта, пенсионного удостоверения, водительских прав и т. д.), оформление кредитов, определение детей в детские сады или школы, прикрепление к поликлиникам, устройство на работу или получение мер социальной поддержки.
Без штампа в паспорте, скорее всего, не получится проголосовать на выборах или заключать договоры. Мало кто решится заключать договор с лицом без определенного места жительства или пребывания, поскольку повышаются риски исполнения обязательств перед второй стороной, например банком. Без регистрации сложнее зарегистрировать ИП или юридическое лицо.
Где можно оформить регистрацию
Зарегистрироваться на постоянной основе можно только в помещениях, которые имеют статус жилых (квартирах, частных домах, семейных общежитиях). Нельзя оформить постоянную прописку в апартаментах, поскольку они относятся к нежилым помещениям. В апартаментах можно оформить только временную регистрацию. Это одна из причин постоянных дискуссий вокруг статуса апартаментов.
Ни временная, ни постоянная регистрация невозможна в домах, которые определены под снос. После выхода городского постановления о сносе дома регистрационный учет в этих зданиях прекращается.
А вот временная регистрация возможна не только в квартирах и домах, но и гостиницах, санаториях (пансионатах или домах отдыха), кемпингах и турбазах, медицинских учреждениях, учреждениях уголовно-исполнительной системы и даже в нежилых помещениях (например, по месту работы).
Постоянная регистрация на даче
С 1 января 2019 года стало возможным зарегистрироваться на даче. Соответствующий закон был принят Госдумой летом 2017 года. Но для регистрации на даче необходимо соблюдение некоторых условий. Дом должен быть капитальным и находиться в хорошем состоянии, построен согласно СНиПам и СанПиНАм, с учетом требований пожарной и других типов безопасности. В нем должны быть проведены все коммуникации: электричество, горячая и холодная вода, водоотведение, отопление, вентиляция, газ (в газифицированных районах). В поселениях без централизованных инженерных сетей допускается отсутствие водопровода и канализации в строениях до двух этажей. В доме должна быть предусмотрена возможность поддерживать температуру не ниже 18 ℃ круглый год.
Перевод дачи в жилой дом, помимо прописки, дает и ряд других преимуществ будущему владельцу. Во-первых, собственник сможет получить имущественный налоговый вычет, что возможно только при приобретении жилой недвижимости. Во-вторых, он сможет оформить местный тариф на электричество, который намного ниже (примерно на 30%), чем в городе. В-третьих, жилой статус дома может обеспечить ему более высокую цену при продаже.
Можно ли жить без постоянной прописки
По закону, если место жительства меняется, в течение семи дней нужно прописаться по новому адресу. Но ситуации, когда у человека нет постоянной прописки, возможны. Например, если он продал свое жилье и другое еще не купил, а зарегистрироваться ему пока негде. В этом случае желательно оформить регистрацию по месту фактического пребывания, то есть временную регистрацию.
Уголовной ответственности за то, что в паспорте отсутствует постоянная регистрация или нет временной, не существует. Но пребывать в любом населенном пункте на территории России без регистрации человек может в течение 90 дней. Если срок вышел, положен штраф.
Согласно ст. 19.15.1. КоАП РФ, за проживание в жилом помещении без регистрации в Москве или Санкт-Петербурге штраф составляет от 3 тыс. до 5 тыс. руб., в других населенных пунктах — от 2 тыс. до 3 тыс. руб.
Постоянная регистрация: риски для собственника
Регистрация других лиц в квартире может таить риски для собственника. Регистрация наделяет прописанных в квартире правом проживания и пользования жильем, но они не могут продать квартиру. При этом собственник не может самостоятельно выписать этих лиц из квартиры по своей инициативе, если они не захотят сделать это добровольно, отметил член Ассоциации юристов России (АЮР) Артем Коростелев.
«Принудительное снятие с регистрационного учета осуществляется исключительно в судебном порядке. Поэтому лучше при регистрации устанавливать срок, так проблем будет однозначно меньше. В ином случае в суде потребуется доказывать, что лицо утратило интерес в пользовании», — посоветовал юрист.
Также риск возникает тогда, когда необходимо продать или подарить недвижимость, а новый собственник не захочет делить свои квадратные метры с теми, кто сегодня в ней зарегистрирован, добавил основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко.
При этом основной схемой, связанной с постоянной регистрацией по месту жительства, является массовая прописка граждан или фиктивная регистрация, продолжил член АЮР. Обычно собственники прописывают за вознаграждение на свой жилплощади людей, которым требуется формальная регистрация в определенном городе. «Прописывая большое количество людей в одну или две комнаты, один собственник чинит таким образом препятствия другому, заставляя его отказаться от своей доли или делая жизнь в квартире затруднительной», — добавил Вадим Ткаченко.
Законодательством предусмотрена ответственность за такие действия. За фиктивную прописку собственник может быть привлечен к административной ответственности по ст.19.15.2 КоАП РФ или к уголовной согласно ст. 322.2 УК РФ.
Как прописаться в квартире
Подать документы для регистрации по месту жительства можно несколькими способами:
· в центре госуслуг «Мои документы» того района, где находится жилье;
· в управляющей компании вашего дома, если она предоставляет услуги паспортного стола.
Список документов:
· заявление, подписанное вами или собственником помещения;
· документ о праве собственности на жилье: по желанию, но лучше его предоставить;
· документ, который подтверждает основание для вселения, если нет права собственности: договор найма, решение суда;
· согласие совершеннолетних пользователей помещения, наймодателя, других собственников;
· акт о назначении опекуна или попечителя, если они есть.
Документ, который подтверждает снятие с регистрации по прежнему месту жительства, не нужен. Регистрацию по предыдущему адресу снимают автоматически при оформлении новой.
Как сняться с постоянной регистрации
Данная процедура необходима, когда человек переезжает на новое место жительства, покупает квартиру или уезжает из России. Сняться с регистрационного учета можно, обратившись с заявлением лично или подав документы в ближайший МФЦ. Причем сняться с учета можно не только по месту прописки, но и в любом регионе России. Государство оказывает данную услугу бесплатно, назначая штрафы только в тех случаях, когда была просрочена регистрация на старом месте жительства (по временной регистрации).
Если человек не знает нового адреса или не может его указать, в заявлении отмечается «адрес нового места жительства неизвестен». Если уже известно новое место жительства, то одновременно с заявлением на регистрацию по новому адресу заполняется и заявление на снятие с регистрации по старому. Подать заявление можно и за границей. Нужно заверить его у нотариуса и удостоверить подписью в дипломатическом представительстве.
При снятии с регистрации заполняется еще один документ — листок убытия. Для регистрации по новому месту жительства этот листок предъявлять не нужно. Достаточно паспорта, заявления и документа, подтверждающего ваши права на вселение в новое помещение.
В случае если у человека есть несовершеннолетние дети, то они снимаются автоматически с регистрации по старому адресу при регистрации по новому месту жительства. Если новое место жительство неизвестно, то можно снять несовершеннолетнего с учета в общем порядке.
В какой срок нужно прописаться после выписки: правила регистрации и размеры штрафов
Согласно законодательству, прописка является обязательной для всех граждан России – ее отсутствие влечет за собой наложение административного наказания. В зависимости от того, какой является прописка – настоящей или временной – различается ее форма. Так, постоянная прописка (или регистрация по месту жительства) представляет собой отметку в паспорте. Временная прописка (или регистрация по месту пребывания) представляет собой отдельный документ. Если гражданин планирует сменить свое место жительства, он должен позаботиться о своевременной регистрации по новому адресу. О том, в какой срок нужно прописаться после выписки рассказываем далее.
В какой срок нужно прописаться после выписки
Сроки получения прописки
На законодательном уровне указываются фиксированные сроки, в течение которых гражданин обязывается встать на регистрационный учет после осуществления выписки. Эти сроки отличаются в зависимости от того, получает ли он постоянную или временную прописку, а также в зависимости от статуса самого гражданина.
Таблица 1. Сроки получения прописки
Категория | Срок |
---|---|
Гражданин России | Семь дней – обновление регистрации; Девяносто дней – если гражданин находится по месту пребывания |
Новорожденный | Семь дней с момента получения родителями свидетельства о рождении |
Иностранный гражданин | Семь дней с момента получения вида на жительство или визы |
Штрафы
За несоблюдение сроков, указанных в таблице выше, гражданам полагается административный штраф. Размеры административного штрафа могут варьироваться в зависимости от того, в каком регионе произошло нарушение. Если гражданин находится в Петербурге или Москве, то размеры штрафа составляют от двух до трех тысяч рублей. В прочих городах штраф меньше – от одной до двух тысяч рублей.
Штраф за отсутствие прописки зависит от региона проживания
Исключения
При этом законом оговариваются уважительные причины, дающие гражданину право более недели не вставать на регистрационный учет. Среди таких причин числятся следующие:
Договор купли-продажи недвижимости
Как выписаться из жилья
Существует несколько способов выписки из прежнего жилья:
Перерегистрация по месту жительства осуществляется через ФМС
В данном разделе мы остановимся на каждом из указанных выше вариантов и раскроем их подробнее.
Смена прописки
Если сразу после выписки гражданин планирует зарегистрироваться на новом месте, то необходимости в прохождении такой процедуры нет. Дело в том, что при перерегистрации выписка из предыдущего места жительства произойдет автоматически – от заявителя не потребуется никаких дополнительных документов (при желании он может предъявить листок убытия). Оформление прописки включает в себя нескольких обязательных этапов:
Свидетельство о регистрации права на квартиру
В выданном паспорте будет находится отметка с новым адресом регистрации
Выписка «в никуда»
В некоторых случаях люди предпочитают выписываться без последующей прописки. Такое происходит, к примеру, при продаже прежней недвижимости. В то же время важно помнить, что при «обнулении» прежней постоянной прописки, гражданину потребуется обзавестись новой – постоянной или временной – в следующие несколько месяцев. В противном случае на него может быть наложен штраф.
Выписка в никуда нередко используется при продаже квартиры
Порядок снятия с регистрационного учета во многом схож с порядком регистрации и включает в себя несколько уже знакомых нам этапов:
Выписка через доверенное лицо
Привлечение доверенного лица используется в крайних случаях, когда непосредственное присутствие хозяина жилплощади невозможно. Объективными причинами для использования этой опции являются нахождение в другой стране, неспособность к передвижению и т.д. Для того, чтобы доверенное лицо смогло осуществить свою цель, потребуется оформить специальную доверенность, поскольку генеральной будет недостаточно. За оформлением данного документа следует обращаться к нотариусу.
В связи с тем, что данный метод выписки нередко используется мошенниками в своих незаконных операциях, сотрудники паспортных столов относятся к таким действиям подозрительно. Потому, во избежание непредвиденности, рекомендуется заранее связаться с отделением и предупредить его о планируемом походе. Тогда сотрудники сразу проинформируют гражданина о том, является ли такая операция допустимой.
Оформление доверенности осуществляется нотариусом
Выписка через интернет
Более подробные указания касательно заполнения анкеты можно найти на самом сайте
Для того, чтобы воспользоваться услугой, потребуется совершить несколько действий:
Анкета представляет собой несколько пустых полей, которые заполняются с использованием определенных документов
Как правило, заявки рассматриваются сотрудниками в течение 2-3 дней, после чего пользователь получает приглашение в ФМС (если его заявка была составлена корректна и оказалась одобрена).
Видео: Как выписаться через портал Госуслуги
Госпошлина
Для граждан России как постановка на регистрационный учет, так и снятие с него являются совершенно бесплатными операциями. Если же прописка требуется иностранному гражданину, то ему потребуется оплатить пошлину в размере 350 рублей. О том, как оплатить госпошлину через Госуслуги можно прочесть ниже.
В какие сроки нужно прописаться после выписки со старого адреса
Каждый гражданин Российской Федерации должен быть зарегистрирован по месту жительства. Это нужно, чтобы отслеживать количество населения на территории страны. Законодательством предусмотрены определенные сроки, в течение которых необходимо прописаться в новом жилье, после выписки из старого. За несоблюдение процедуры грозит штраф.
Что дает прописка
Прописка или регистрация может быть постоянной и временной. Постоянная не имеет сроков истечения, а временная выдается на пять лет. Для резидентов прописка бесплатная, а для нерезидентов потребуется заплатить госпошлину.
Оформление регистрации дает большое количество преимуществ. Например, многие работодатели отдают предпочтение исключительно сотрудникам с пропиской. Устроить ребенка в школу, в детский сад, поступить в ВУЗ, получать социальные выплаты без регистрации не получится. Кроме того, оформление многих документов требует наличия прописки (ИНН, страховка, виза). Без регистрации не получится совершать сделки с недвижимостью.
Встречаются ситуации, когда по определенным причинам требуется сняться с регистрационного учета в одном месте, и зарегистрироваться в другом. В большинстве случаев этот процесс хорошо налажен и не занимает много времени. Если заранее собрать все необходимые документы и предоставить нужные сведения, то на обработку заявления уходит несколько дней.
Вопросы о прописке регламентируются Федеральным законом и Постановлением правительства. Согласно Федеральному закону, все граждане РФ могут свободно перемещаться и регистрироваться по всей стране. Главное — это соблюдение процедуры сроков. Постановление правительства гласит, что за несоблюдение установленных сроков нарушителю грозят материальные санкции. Это положение действует как для резидентов, так и нерезидентов.
Сроки после выписки
Сроки после снятия с регистрации по предыдущему адресу делятся на два типа:
На проживание без прописки дается достаточно времени. За установленный срок можно успеть продать недвижимость, купить новую и встать на регистрационный учет.
Важный момент: если человек вынужден какой-то период времени проживать в другом городе, чтобы получить временную регистрацию необязательно сниматься с постоянного учета. Кроме того, миграционная служба не может оштрафовать человека, если им еще не куплено жилье.
Но эти сроки могут быть расширены по определенным причинам:
Если снятие с учета происходит через судебное разбирательство, то делопроизводство может затянуться на несколько месяцев.
Процедура регистрации
Подать документы, чтобы встать на регистрационный учет можно в паспортном столе, ЖКХ, МФЦ и через портал “Госуслуги”. Для этого нужно:
Процедура подачи документов через “Госуслуги” прописана на сайте. Она не сложная, но используют ее редко.
Санкции за несоблюдение сроков
За несоблюдение сроков регистрации предусмотрен штраф. Штрафовать будут и не прописанных квартирантов, и владельца жилья.
Если у человека нет прописки и весомых оснований на ее отсутствие, то административное взыскание составит 2-3 тыс. руб. В столице эта сумма больше — 5-7 тыс. руб. Владелец квартиры, где проживали незарегистрированные граждане, заплатит 2-5 тыс. руб. С организации, которая содержит незарегистрированных жильцов на своей жилой площади, должны будут взыскать 250-750 тыс. руб. Но нарушение сроков и факт проживания в квартире, человека без прописки доказать достаточно сложно. Поэтому штрафные санкции накладываются достаточно редко.
Избежать наказания можно, если есть уважительный фактор, который не зависит от нарушителя:
В последнем случае можно составить генеральную доверенность и поручить оформление регистрации юристу или близкому родственнику.
Регистрация иностранных граждан
Временная прописка иностранным гражданам выдается на пять лет. Оформить ее нужно в течение 7 дней после заселения в квартиру. Мигранты должны регистрироваться в обязательном порядке. После того как гражданин другой страны пересек границу РФ, он заполняет миграционную карту. Далее нужно составить договор найма жилья на территории Российской Федерации. Если порядок регистрации был не соблюден, то нерезиденту могут отказать.
Законодательством закреплен конкретный порядок регистрации граждан. Благодаря ему, можно отслеживать все перемещения проживающих в России людей. Своего рода это адресный учет миграции людей.