в течении какого времени можно поступить в магистратуру после бакалавриата
Поступление в магистратуру на бюджет через 1-2 года после окончания бакалавриата
Здравствуйте! Моя дочь заканчивает бакалавриат на бюджетной основе. Хочет 1-2 года поработать, затем поступить в магистратуру тоже на бюджет. Возможно ли это? Или сроки поступления в магистратуру на бюджет ограничены после окончания бакалавриата. Спасибо. Татьяна.
В любой ВУЗ на программы магистратуры можно поступить спустя любое время после окончания бакалавриата, в любом возрасте. Никаких сроков, ограничивающих поступление на бюджет после окончания бакалавриата, нет.
Зачисление на места на бюджетной основе происходит исключительно по результатам вступительных испытаний и не зависят от каких либо других факторов, в том числе от того, на бюджетной или частной основе проходился бакалавриат.
Возможно. Ограничений по времени, т.е. по годам окончания бакалавра и поступления на магистра не существует.
Кроме того, магистратура у дочки — впервые.
В Российской Федерации гарантируется на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
2) высшее образование — бакалавриат;
3) высшее образование — специалитет, магистратура;
4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Уровень магистратуры подтверждается дипломом о высшем образовании уровня магистратуры, у нее отсутствует данный диплом, следовательно, отсутствует уровень «магистр».
К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018)
«Об образовании в Российской Федерации» (ст. 5,10,60,69)
В чем отличие степеней бакалавра, специалиста, магистра?
В чем отличие степеней бакалавра, специалиста, магистра?
Бакалавриат, специалитет и магистратура как уровни профессионального высшего образования
В настоящее время в РФ установлены, в частности, следующие уровни профессионального высшего образования (п. п. 2, 3 ч. 5 ст. 10 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ):
При этом каждая из программ бакалавриата, специалитета и магистратуры относится к самостоятельному виду основной профессиональной образовательной программы высшего образования. Прием на обучение осуществляется отдельно по каждой из этих программ (пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).
Особенности специалитета, бакалавриата и магистратуры
Лицо, намеренное получить первое высшее образование в вузе, который перешел на болонскую систему образования, поступает на бакалавриат. При условии успешного прохождения итоговой аттестации ему присваивается квалификация «бакалавр» и выдается диплом, свидетельствующий о наличии у него высшего образования (п. 2 ч. 5 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).
В отличие от программ бакалавриата и специалитета осуществлять обучение по программам магистратуры могут не только вузы, но и научные организации (п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301).
Связанные вопросы
«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 29.06.2021
Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.
Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.
Выдвинута общественная инициатива о бесплатном обучении граждан с дипломом «специалиста» в магистратуре
Rainledy / Depositphotos.com |
Соответствующая инициатива размещена на сайте Российских общественных инициатив (№ 78Ф78429). На момент публикации новости она набрала уже свыше 400 голосов. Напомним, что 100 тыс. голосов – необходимый рубеж для того, чтобы специальная экспертная группа федерального уровня занялась разработкой соответствующих правовых актов или предприняла иные меры для реализации инициативы.
Предложение направлено на исключение правового неравенства в отношении лиц, которые получили диплом «специалиста», так как в соответствии с п. 3 ст. 5 Закона № 273-ФЗ, они не могут участвовать наравне с «бакалаврами» или «дипломированными специалистами» в конкурсе на получение бюджетного места в магистратуре.
Также предложено выделить в государственных высших учебных заведениях некоторое количество бюджетных мест для владельцев дипломов специалистов.
Уточним, что «дипломированный специалист» и «специалист» – это лица, которые в обоих случаях получили высшее профессиональное образование, но в разные периоды времени и по итогу получили разно-оформленные дипломы.
Так, присвоение квалификации «дипломированный специалист» производилось для поступивших в вузы до 1 января 2011 года включительно. Это следовало из п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24 октября 2007 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», утратившего силу 1 сентября 2013 года. После указанной даты – высшие учебные заведения присваивают статус «бакалавр» или «специалист», что регулируется Законом № 273-ФЗ.
Диплом «специалиста» в отличие от «дипломированного специалиста» содержит запись «Специалист», а приложение к диплому по предметам предусматривает прохождение учебных предметов не в часах, как у «дипломированного специалиста», а в зачетных единицах.
Отметим, что по действующему законодательству, претендовать на образование по программам магистратуры за счет бюджетных ассигнований могут лица, которые получили дипломы со статусом «дипломированный специалист» или «бакалавр», так как в соответствие с ч. 15 ст. 108 Закона № 273-ФЗ присвоение выпускникам указанных квалификаций, не рассматривается в качестве получения ими второго или последующего высшего образования. Однако, в соответствии с ч. 8 ст. 69 Закона № 273-ФЗ для «специалистов» поступление в магистратуру считается вторым или последующим высшим образованием, а соответственно, возможно только на платной основе.
Ожидается, что поправки привнесут ряд улучшений, в частности:
1 С текстом законопроекта № 1152606-7 «О внесении изменений в статьи 5 и 83 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Обучение в магистратуре: мифы и реальность
Обучение в магистратуре: мифы и реальность
Онлайн-интервью с магистрантами московских вузов
Обучение в магистратуре – важная ступень высшего образования. Магистрам в сфере права и экономики открываются широкие возможности карьерного развития, их знания и умения ценятся работодателями.
Что думают об этом сами магистранты? Мы спросили у студентов из московских вузов: МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, Финансового университета при Правительстве РФ.
КонсультантПлюс: Что побудило вас продолжить обучение в магистратуре? В какой сфере вы решили развиваться, почему? Какие преимущества и перспективы для себя вы видите?
Зумрад Дусматова (магистратура Финансового университета при Правительстве РФ, факультет финансовых рынков, программа «Современное банковское дело и риск-менеджмент в коммерческом банке», сотрудник департамента аудита компании «Делойт»): Как лучше? Как правильнее? Человек постоянно сталкивается с выбором и принятием решений, от которых будет зависеть его дальнейшая жизнь. Вот и я некоторое время назад должна была для себя решить, в какой сфере развиваться, продолжать ли учебу в магистратуре после бакалавриата, если да, то в каком вузе и по какому направлению. Скажу сразу, принять такое решение было нелегко, но я осознанно подошла к этому вопросу и сделала свой выбор. Я решила продолжить учиться в магистратуре своего вуза, на своем факультете, а работать в сфере аудита.
Как это было? Прежде чем продолжить учебу и искать работу, я советовалась с разными людьми – своими преподавателями, родителями, друзьями и даже с работодателями компаний, в которых хотела работать. Преподаватели говорили, что, несомненно, по моей специальности (банковское дело и рынок ценных бумаг) нужно обязательно продолжать обучение в магистратуре, так как бакалавриата недостаточно. Умом я понимала, что они правы, но не хотела идти учиться только потому, что надо. Я хотела сама понять, для чего мне нужна учеба в магистратуре. Поэтому каждый раз на собеседованиях при поиске работы в компаниях большой четверки (Big4) я спрашивала у менеджеров, нужна ли магистратура для продвижения по карьерной лестнице. Все менеджеры в один голос говорили, что в аудиторской деятельности гораздо важнее получить российскую лицензию аудитора и сдать международный экзамен АССА, а магистратура вовсе не обязательна, ее отсутствие точно не будет стоп-фактором для продвижения в их компании.
Были две противоположные точки зрения. Все-таки я прислушалась к мнению преподавателей, так как никогда не знаешь, что будет завтра и как могут измениться требования к кандидатам при приеме на работу. В конце концов, такой тыл как высшее образование никогда и никому не мешал.
Что касается перспектив выбранной мной сферы, то я вижу в ней для себя только достоинства. Я год изучала аудит в Университете прикладных наук Саксион в Нидерландах и поняла, что аудит мне очень нравится. Мне нравится всё проверять, анализировать, находить ошибки или не находить, в этом суть моей работы. Мне нравится, когда тебя люди боятся. Шучу, конечно. Я считаю, что если человеку нравится делать что-то, то он будет в это вкладывать всю свою энергию. А человек, который хорош в своем деле, всегда востребован, неважно, аудитор ты или продавец-консультант в магазине.
Никита Игумнов (магистратура Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова): Решение поступать в магистратуру юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова я принял на 4 курсе, когда понял, что хотел бы получить углубленные знания в сфере конституционного и муниципального права. В бакалавриате меня интересовали именно дисциплины государственно-правового профиля, я стал участвовать в студенческих научных мероприятиях. В ходе подготовки чувствовалась нехватка более общих базовых знаний. Магистратура по соответствующей специальности и стала тем средством, которое позволило мне эти знания получить.
Выбирая Московский университет, я надеялся не только стать частью известнейшей фундаментальной научной школы, но и приобщиться к университетским традициям. Поэтому у меня не было сомнений относительно того, где продолжить обучение – я подал документы на юридический факультет МГУ.
За два года учебы я получил много новых знаний. В этом заслуга блестящих преподавателей, которые на своих занятиях не только давали ответы, но и подталкивали к тому, чтобы мы сами ставили новые вопросы в науке и стремились к их разрешению. С этим и связано основное преимущество, которое дало мне обучение в магистратуре: педагоги привили нам желание выйти за рамки стандартных подходов, искать что-то новое.
После учебы в МГУ наиболее привлекательным для меня выглядел карьерный путь на государственной службе. В итоге так и получилось: в настоящее время я работаю в секретариате Конституционного Суда Российской Федерации.
Анастасия Прокопова (магистратура НИУ «Высшая школа экономики»): Я продолжила свое обучение на магистерской программе НИУ «Высшая школа экономики» «Юрист в правосудии и правоохранительной деятельности». При этом вопрос идти в магистратуру или не идти для меня не стоял. В юриспруденции необходимо постоянно совершенствоваться, в том числе в области академических навыков. Кроме того, рынок труда юристов перенасыщен, однако профессионалов не хватает, а магистерская степень дает некоторое конкурентное преимущество.
Уже более трех лет я работаю в области семейного права, которое привлекло меня социальной значимостью и возможностью помочь людям в эмоционально тяжелой для них ситуации. Именно в этой сфере я вижу перспективы для развития медиации — альтернативного способа урегулирования споров.
В дальнейшем я планирую развиваться в адвокатской деятельности, а также получить дополнительное образование в сфере медиации. Не исключаю для себя возможность преподавания.
КонсультантПлюс: Какие у вас были ожидания от обучения в магистратуре и подтвердились ли они?
Зумрад Дусматова (магистратура Финансового университета при Правительстве РФ): Когда я шла учиться в магистратуру, я поставила для себя задачу каждый день узнавать что-то новое. И я узнаю! Учеба у нас каждый день, да-да, не один раз в неделю, не два, а каждый день.
Занятия в магистратуре имеют практико-ориентированную форму, мы обсуждаем насущные проблемы в сфере финансов, и это мне нравится больше всего. То есть уже нет той зубрежки теории, как это было в бакалавриате. Сейчас у нас есть определенная база знаний, которая нам помогает увидеть проблемы в экономике и попробовать предложить меры их устранения. В общем, могу смело сказать, что то, что я хотела получить от магистратуры, я получаю.
Никита Игумнов (магистратура юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова): Одним из самых важных моих ожиданий от обучения в магистратуре было получение новых знаний по выбранной специализации. Сказать, что это ожидание полностью подтвердилось, я мог бы уже после первых занятий.
Как я уже говорил, преподавательский состав кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ – это ученые, обладающие не только высочайшей профессиональной квалификацией, но и выдающимися личными качествами. Глядя на них, я все больше убеждался, что правильно выбрал свою специальность и место для получения образования. Большим преимуществом было и то, что в магистратуре нам преподавали не только дисциплины по конституционному и муниципальному праву, но и ряд предметов общего характера. Такой широкий охват учебных курсов позволял обратиться к проблематике в различных сферах правоведения, а это именно то, к чему я стремился, поступая в магистратуру.
Анастасия Прокопова (магистратура НИУ «Высшая школа экономики»): Я долго изучала варианты магистерских программ, прежде чем остановить свой выбор на программе НИУ ВШЭ. Я ожидала, что получение магистерской степени станет следующей ступенькой моего профессионального становления дополнительно к опыту работы. Так и выходит. Что удивило, акцент учебной программы сделан на получении академических навыков, то есть это как подготовка к аспирантуре. При этом меня поразила наполненность программы: каждый преподаватель стремится дать свой авторский курс (иногда не один), чтобы расширить наш профессиональный кругозор.
КонсультантПлюс: Магистранты – это уже достаточно взрослые люди, совмещающие учебу с работой. Поделитесь, пожалуйста, своим рецептом, как вам это удается?
Зумрад Дусматова (магистратура Финансового университета при Правительстве РФ): Признаюсь, не совсем легко совмещать учебу с работой, но я стараюсь. Я вовсе не считаю себя героем, многие студенты так живут – и ничего, справляются.
Конечно, бывает тяжело в период бизи сизон (busy season), когда рабочая нагрузка сильно увеличивается. Но зато моя жизнь сейчас очень насыщенная и интересная, и я стараюсь брать максимум от каждого прожитого дня, что на работе, что на учебе, и выкладываться на все сто. Более того, я начала ценить свое время и планировать его более продуктивно, откидывая занятия, которые мне не приносят пользы. Ведь все зависит от того, как мы расставим приоритеты, не так ли?
Никита Игумнов (магистратура юридического факультета МГУ): Пока я учился в магистратуре, работать я не стремился. Конечно, я понимал, что после окончания вуза мне пригодился бы опыт работы. Но я рассчитывал, что при наличии хорошей теоретической подготовки я смогу довольно быстро научиться всему на работе.
Многие курсы в магистратуре являются авторскими, учебников по ним просто не было, и без посещения занятий очень легко можно было упустить важные знания. Поэтому моя работа во время учебы в магистратуре не была постоянной, как правило, это были временные проекты, которыми я успевал заниматься без ущерба для учебы.
Анастасия Прокопова (магистратура НИУ «Высшая школа экономики»): Это действительно непростая задача. Я бы выделила здесь две проблемы. Первая – возможность фактического присутствия на лекциях. Огромный плюс обучения на магистратуре НИУ ВШЭ — вечерние или субботние занятия. Многие преподаватели понимают, что большинство магистрантов работают, поэтому стараются ставить свои занятия в удобное время.
Что касается моего настоящего места работы, BGP Litigation, то здесь положительно относятся к получению мною высшего образования, у меня гибкий график, строго не привязанный к нахождению на рабочем месте в определенные часы: какие-то задачи я могу доработать, придя пораньше, или, если потребуется, в выходные. Мой руководитель это понимает, поэтому проблем не возникает.
Шаг из бакалавра в магистры. Три аргумента в пользу перерыва между ступенями образования
Среди современных студентов можно выделить две категории: определившиеся с дальнейшей учебой и не определившиеся. К первой категории относятся те, кто еще со школьной скамьи знали, что у них хватит сил и средств закончить магистратуру после бакалавриата и всегда были нацелены на учебу без перерыва.
Вторую категорию представляют студенты, которые сомневаются, ограничиться ли одним бакалавриатом, или, может, поступить в магистратуру. И если да, то какой перерыв между первой и второй ступенями образования самый оптимальный?
Вопрос об обязательности обучения в магистратуре обрел актуальность после перехода большинства отечественных вузов на незнакомую и непонятную для многих болонскую систему. С одной стороны бакалавриат дает право на трудоустройство по специальности, с другой мало какой работодатель, закаленный советской и постсоветской системами образования, доверит ответственную работу человеку со странным для него (работодателя) дипломом бакалавра.
И это основной аргумент в пользу обучения в магистратуре.
Магистратура что это и в чем ценность диплома магистра?
Вторая ступень двухуровневой системы образования называется магистратурой и готовит специалистов узкого профиля.
Чувствуется разница, правда? И бакалавриат, и магистратура это высшее образование, но в первом случае выпускник вуза может рассчитывать только на неприметную должность исполнителя, а магистр это уже элита производства с соответствующими отношением коллег и денежным вознаграждением.
Обучение в магистратуре позволяет глубже постичь профильные дисциплины, надежно закрепить знания, полученные на предыдущих курсах. После окончания магистратуры выпускник получает первую ученую степень, что очень важно не столько для трудоустройства, сколько для самоуважения.
Магистр хорошо, но обязательно ли?
Согласно законодательству бакалавриат и магистратура совершенно отдельные звенья высшего образования. Такая трактовка несколько сбивает с толку абитуриентов и их родителей, и они разбираются в тонкостях двухступенчатого обучения, непосредственно во время процесса.
Теоретически поступить после бакалавриата в магистратуру хорошо бы, но необязательно, если нет финансовой возможности продолжить обучение. Да и бытует мнение, что в магистратуру идут только те, кто желает всецело посвятить себя науке, а в повседневной, обычной работе диплом магистра не дает никаких преимуществ.
Но это очень спорный вопрос.
Если среди ваших знакомых нескольким удалось устроиться на работу с дипломом бакалавра, значит, они или очень пробивные ребята, или очень везучие. К сожалению, приходится констатировать факт огромного недоверия российских работодателей к диплому бакалавра. Об этом мы говорили не раз: и в этой статье, и в предыдущих. Но такие ситуации распространены только в России и странах СНГ, поэтому не спешите разочаровываться в своем прикладном дипломе он никак не смутит европейского работодателя, в западных странах практика приема на работу выпускников бакалавриата привычное дело.
Что касается проблемы поступать в магистратуру, или нет решение принимать только студенту. Важная информация для сомневающихся: перспектива найти престижную работу для магистра более открыта.
Несколько ценных советов для поступающих в магистратуру
Об экзаменах сейчас говорить не будем за годы студенческой жизни вы и сами прекрасно научились всем способам получения высокого балла. Рассмотрим, что нужно знать будущему студенту магистратуры.
Нужен ли перерыв между бакалавриатом и магистратурой
Основным преимуществом многоуровневой системы обучения эксперты считают возможность перерыва между двумя уровнями образования. Закончив бакалавриат, студент может посвятить какое-то время работе и понять, в каком направлении он хочет двигаться дальше.
Существует три бесспорных аргумента в пользу перерыва между бакалавриатом и магистратурой:
При всей пользе перерыва, не слишком затягивайте его года будет достаточно. Иначе можно расслабиться, отвыкнуть от учебы и совсем отказаться от продолжения образования.
Работа для бакалавров
Год между бакалавриатом и магистратурой необходимо чем-то заполнить. Как правило, среди наших студентов белоручек нет, каждый пытается провести время перед поступлением в магистратуру с максимальной пользой, и устраивается на работу.
По специальности, или нет эта разница несущественна, поскольку выпускник планирует дальнейшее обучение, а на данном этапе ему требуется лишь опыт и, конечно же, стабильная зарплата.
Чтобы первый опыт не оказался сплошным разочарованием (ну, редко кто из бакалавров сразу получает работу мечты), начинайте мониторить вакансии еще на втором курсе и, если получится, совмещайте учебу с работой, но не в ущерб первой.
Выбирайте профессии, близкие к вашей специальности работа ряженым цыпленком табака или техничкой в офисе в данном случае не подойдет.
Некоторые учебные заведения успешно практикуют проведение ярмарок вакансий, на которые приглашают самых авторитетных работодателей, или оформляют тематические доски объявлений, которые очень помогают студентам в поиске работы.
Чем бы вы ни планировали заняться перед поступлением в магистратуру, важно, чтобы это занятие помогло вам принять решение об окончательном выборе специальности, подтвердило или опровергло ваш выбор четырехлетней давности, дало возможность четко определить свой профессиональный путь.