в течении какого времени можно вернуть кремовые кондитерские изделия с истекшим сроком годности
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
Когда срок годности истек. О требованиях к срокам годности пищевых продуктов
Когда срок годности истек. О требованиях к срокам годности пищевых продуктов
Торговля, как лакмусовая бумажка, отражает все изменения, происходящие в обществе. Где, как ни в торговле мы, так или иначе, сталкиваемся с проблемами, вызванными мировым экономическим кризисом: повышение уровня безработицы ведет к снижению уровня доходов населения, а, следовательно к снижению его покупательской способности.
А дальше, как следствие, тот факт, что некоторые товары «залеживаются» на полках, сроки годности продукции истекают, а предприимчивые продавцы начинают принимать «срочные меры».
ВНИМАНИЕ! Продажа товара по истечение установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.
Сроки годности в обязательном порядке должны быть установлены на :
Как следует из п. 1 ст. 16 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов (в последней редакции), сроки годности указываются для пищевых продуктов, материалов и изделий, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается, то есть они приобретают свойства, представляющие опасность для здоровья человека, и в связи с этим утрачивают пригодность для использования по назначению.
Срок годности товара определяется конкретной датой, до наступления которой товар пригоден к применению, либо периодом времени, в течение которого товар пригоден для использования (ст. 473 ГК Российской Федерации и п. 2 ст. 19 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»). Такой период исчисляется со дня изготовления товара.
В соответствии с ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя» до сведения потребителей в наглядной и доступной форме должна быть доведена информация о сроке годности товара.
Информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям.
NB ! Информация о сроке годности товара может быть указана следующим образом:
Если срок годности исчисляется часами, то указывают: « Годен в течение. часов».
При сроке годности, превышающем три месяца, срок годности продолжается до первого числа указанного месяца.
Допускается при сроке годности, превышающем три месяца, проставлять день, месяц и год. При этом срок годности продолжается до дня, указанного на потребительской таре.
Необходимо отметить, что помимо сроков годности на ряд пищевых продуктов могут быть установлены сроки хранения или сроки реализации.
Истечение срока хранения не означает, что продукт не пригоден для использования по назначению.
NB ! Срок хранения пищевого продукта исчисляют с даты изготовления и указывают следующим образом:
Срок хранения устанавливается на следующие товары:
NB ! Срок реализации пищевого продукта исчисляют с даты изготовления и указывают следующим образом:
Срок реализации устанавливается на хлебобулочные изделия неупакованные (за исключением пирогов, пирожков, пончиков, на которые устанавливается срок годности).
ВНИМАНИЕ! В последнее время участились случаи выявления продажи товаров с истекшим сроком годности, без информации о дате выработки товара (что не позволяет установить срок годности такой продукции), а также пищевых продуктов, на которых продавцами перемаркирована дата выработки или срок годности. Все это может создать угрозу жизни и здоровью населения.
Работников предприятий торговли, осуществляющие продажу товаров с истекшим сроком годности, могут быть привлечены к административной, а в ряде случаев и к уголовной ответственности. Кроме того, согласно ст. 43 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, импортер) товара несет также и гражданско-правовую ответственность.
Меры административного воздействия за продажу товаров без указания
даты выработки/срока годности, с истекшим сроком годности
Введение в заблуждение относительно потребительски свойств, качества товара (например, при переклеивании маркировки даты выработки/срока годности товара)
Продажа товаров с нарушением санитарного законодательства
Продажа товаров, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке
отдела защиты прав потребителей
Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю
Можно ли вернуть деньги за просроченный продукт?
В погоне за прибылью ритейлеры готовы пойти на многое, даже на обман покупателя. Один из приемов — продажа товара с истекшим сроком годности. Можно ли восстановить справедливость, если вы только после покупки заметили, что срок годности продукта истек?
Кто устанавливает срок годности и отвечает за качество продукта?
Для справки:
Срок годности — это период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.
По закону, срок годности для своей продукции устанавливает производитель (п. 4 ст. 5 Закона № 2300-1, п. 1 ст. 16 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»). При этом, на производителя накладывается обязанность довести до сведения потребителя информацию о том, каким образом необходимо в течение срока годности продукт хранить, чтобы он не испортился (ст. 10 Закона «О защите прав потребителей»). Также производитель обязан предупреждать о последствиях употребления продукта после истечения срока годности.
Соответственно, если производитель честно указал срок годности на упаковке и предупредил о том, что не нужно употреблять продукт по его истечению, обращаться с претензиями в случае покупки «просрочки» нужно непосредственно в магазин.
Все ритейлеры обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также обеспечивать безопасность продукции для здоровья во время транспортировки, хранения и реализации пищевой продукции. К тому, кто не соблюдает требования законодательства, может быть применена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и даже уголовная ответственность!
Что можно сделать, если вы обнаружили среди покупок просроченный товар?
1. Верните его продавцу
Самое простое — отнести товар назад в магазин и потребовать вернуть вам деньги.
В Законе «О защите прав потребителей» четко оговаривается, что в случае обнаружения в товаре недостатков ему можно вернуть продавцу (кроме определенных категорий товаров, к которым продукты не относятся).
Если чек сохранился — хорошо. Если нет, можно в качестве доказательства, что вы покупали товар именно в этом магазине, использовать показания свидетелей (п. 5 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»).
Если и свидетелей нет, вы можете попросить просмотреть записи с камер наблюдения, которые сейчас установлены в каждом магазине.
Если товар испорчен до истечения срока годности из-за несоблюдения условий хранения или транспортировки, у вас также обязаны принять его назад и вернуть вам деньги.
Также вы можете отдать покупку на независимую экспертизу в одну из аккредитованных лабораторий. А расходы вы сможете потом компенсировать за счет продавца (после того, как его вина будет доказана).
2. Обратиться с письменной претензией в магазин
Это действия на случай, если продавец отказывается принимать товар по устному требованию.
В претензии нужно обязательно указать следующее:
Еще один вариант: отправить претензию заказным письмом.
3. Если продавец не реагирует на ваши требования, обратитесь в Роспотребнадзор
Вы можете обратиться с жалобой в Роспотребнадзор или общество защиты прав потребителей.
Увидеть контакты этих организаций можно на информационном стенде в магазине. В Роспотребнадзор можно также обратиться через сайт.
Желательно сфотографировать товар, его упаковку и приложить снимки к жалобе, это будет дополнительным аргументом в пользу вашей правоты.
В целом помните: защитить свои права в такой ситуации можно и нужно! Не давайте магазинам пользоваться вашей наивностью. Если вы по ошибке купили просроченный товар, вы всегда можете его вернуть!
Рекомендации по обеспечению качества и безопасности кондитерской продукции и срокам ее годности
Санитарные требования к выработке кондитерских изделий с кремом приведены в санитарных правилах «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (далее СП 2.3.6.1079-01). Требования настоящих Правил распространяются на кондитерские цеха организаций с суточной выработкой кондитерских изделий с кремом не более 300 кг. В санитарных правилах приведены требования к набору производственных помещений кондитерских цехов организаций, требования к оборудованию, мытью инвентаря, обработке сырья и т.д.
Согласно п. 10.14. СП 2.3.6.1079-01 для приготовления крема используют только куриное диетическое яйцо (срок годности которого не превышает 7 суток, не считая дня снесения) с соответствующей маркировкой и чистой, неповрежденной скорлупой. Яйцо перед использованием сортируют, выборочно овоскопируют и перекладывают в решетчатые емкости для обработки. Хранение яйца допускается при температуре не выше +6°С. Яйцо обрабатывают в 4-секционной ванне в следующем порядке:
Замена растворов в моечных ваннах производится не реже двух раз в смену.
Крем готовится в количестве не более потребности одной смены. Передача остатков крема для отделки тортов и пирожных другой смене не проводится. Все остатки крема следует использовать в ту же смену только для выпечки полуфабрикатов и мучных изделий с высокой температурой обработки в соответствии с технологическими инструкциями.
Кремы заварной, из сбитых сливок, творожный, белково-сбивные сырой и заварной хранению не подлежат и используются немедленно после приготовления. Остальные виды кремов хранятся на производстве до их использования не более 1,5 ч. для массовой продукции и 2 ч. для заказной продукции при температуре не выше 4+-2°С.
Кондитерские изделия с кремом после изготовления направляются в холодильную камеру для охлаждения. Окончанием технологического процесса считают достижение температуры +6°С внутри изделия.
Продолжительность хранения готовых изделий на производстве при температуре не выше +16-18°С до загрузки их в холодильную камеру не превышает 2 ч.
Кондитерские изделия с кремом хранятся в холодильных камерах при температуре не выше +6°С. Торты и пирожные без отделки кремом, вафельные торты и пирожные с жировыми, пралиновыми, фруктовыми, отделочными полуфабрикатами должны храниться при температуре не выше +18°С и относительной влажности воздуха 70-75%.
Сроки годности тортов, пирожных и рулетов, хранящихся при температуре не выше +6°С, с момента окончания технологического процесса не должны превышать сроки, установленные гигиеническими требованиями, предъявляемыми к особо скоропортящимся продуктам.
Кондитерские изделия с истекшим сроком годности не подлежат реализации потребителю, как не отвечающие требованиям санитарных правил и представляющие опасность для здоровья населения.
Готовые изделия упаковываются в чистую, сухую, без постороннего запаха тару. Перед укладкой изделий тару выстилают пергаментом или подпергаментом, лотки закрывают крышками; листы и лотки без крышек могут быть уложены в металлические контейнеры с плотно прилегающими крышками. Перевозка пирожных и рулетов на открытых листах и лотках не осуществляется.
Торты укладываются в неиспользованные ранее картонные коробки или другие разрешенные для этих целей упаковочные материалы, выстланные салфетками из пергамента или подпергамента, закрываются крышками. Транспортировка и реализация тортов без упаковочных материалов не допускается.
Реализация кондитерских изделий с кремом осуществляется только при наличии холодильного оборудования.
Условия хранения и срок годности кондитерских изделий
Хранение является одним из этапов технологического процесса товарооборота от производства готового товара до его потребления. Целью хранения продукции является сохранность и стабильность исходных качественных свойств продукта или незначительные его изменения.
Классификация кондитерских изделий и их характеристика
Большая часть кондитерских изделий включает сахар или его заменители (мёд, сорбит и другие подсластители); а также фруктовые, ягодные наполнители, патоку, растительное, сливочное масло и молочные продукты, какао, орехи, муку и другие ингредиенты. Несмотря на большое разнообразие кондитерских товаров, их можно разделить на две основные группы:
Процессы, протекающие в кондитерских изделиях при хранении
Несмотря на широкий и разнообразный ассортимент продукции, технологических особенностей производства и качества сырья граничный срок годности кондитерских изделий зависит в основном от одного преобладающего фактора. К примеру:
Микробиологические изменения чаще всего наступают при хранении кондитерских изделий, включающих кремы: конфеты с добавками, пирожные и торты с кремовыми, плодово-ягодными наполнителями. Достаточное количество воды, входящее в состав подобной продукции даёт хорошую среду для развития микроорганизмов, для предотвращения таких процессов производители кондитерских изделий используют различные консерванты (бензольная, сорбиновая кислота), создают необходимый температурный режим (хранение изделий в холодильном оборудовании), замедляющий развитие микроорганизмов.
Следует помнить, что условия и сроки хранения кондитерских изделий необходимо соблюдать с большой точностью. Самые высокие показатели качества имеются у свежеприготовленной кондитерской продукции.
Способы хранения кондитерских изделий
Соблюдение правил хранения кондитерских изделий гарантирует сохранение качества продукции. Главными параметрами, определяющими условия хранения, являются:
Важную роль играет также грамотная укладка и расположение продукции в соответствии с требованиями товарного соседства. Наиболее значительное влияние на сохранность продукции оказывает температура хранения кондитерских изделий. Наибольшая часть кулинарной продукции должна находиться в условиях пониженной температуры в прохладных помещениях (кладовая, подсобная комнаты), холодильных горках, кондитерских витринах.
Негативно влияют на качество кондитерской продукции резкие перепады температуры, при этом нарушение температурного режима активизирует физические и химические процессы, содействует появлению конденсата на поверхности продукции, уменьшает срок её реализации.
Кроме температуры большое значение при хранении оказывает относительная влажность воздуха. Превышение этого показателя может вызывать развитие микроорганизмов, плесени. Также в обязательном порядке необходимо обеспечивать естественную или принудительную вентиляцию помещений, где осуществляется хранение кондитерских товаров. Вентиляция помогает поддерживать необходимый температурный режим и влажность, осуществляя отток газа и пара.
Способы хранения кондитерских изделий зависят от вида продукции:
Каждая партия продукции должна иметь маркировку с указанием точного времени и даты изготовления, а также срока и условия хранения.
Сроки и условия хранения
Сроки хранения кондитерских изделий с кремом (торт, пирожное, рулет) составляют:
Температура воздуха при хранении кондитерских изделий с кремом должна поддерживаться на уровне +2°С…+6°С. При этом на срок хранения влияет наличие других ингредиентов (ягоды, фрукты, сиропы, консерванты). Кондитерские изделия, содержащие крем из взбитых сливок растительного происхождения допускается хранить до 5 суток.
Как вернуть продавцу продукты питания?
Что делать, если продовольственные товары оказались некачественными или просроченными.
Содержание
Продукты питания занимают особое место среди товаров, когда речь идет о возврате и обмене. Продовольственные товары можно вернуть или обменять, только если их качество оказалось ненадлежащим. Что делать, если вы купили испорченный товар? Или продукт с истекшим сроком годности? Как поступать в таком случае?
Что такое продовольственные товары?
К продовольственным товарам относится вся продукция, имеющаяся в магазинах или на продуктовых базах, которая может быть употреблена в пищу человеком после ее покупки и проведения определенных манипуляций.
Можно ли вернуть продовольственные товары надлежащего качества?
Закон «О защите прав потребителей» запрещает обмен и возврат продуктовых товаров надлежащего качества. Но некоторые продавцы имеют политику возврата продовольственных товаров и могут пойти навстречу и обменять товар, если он вам не подошел. Однако стоит помнить, что это личная инициатива продавца. По закону он в полном праве отказать вам в приеме качественных продуктов обратно.
Можно ли вернуть продовольственные товары ненадлежащего качества?
Вернуть или обменять можно продукты питания ненадлежащего качества, например:
При возврате продовольственных товаров вы вправе:
Претензия по обмену/возврату некачественного продукта питания должна быть оформлена:
В случае отсутствия веских доказательств продавец вправе отказать вам в обмене/возврате продовольственного товара.
Что нужно для возврата продуктов питания ненадлежащего качества?
В магазине нужно предъявить некачественный товар и обозначить причину его непригодности.
Далее возможно два варианта развития событий:
1. Явная непригодность товара
Если у возвращаемого продукта питания будут видны явные следы порчи (например, плесень, посторонние элементы, грязь и т. д.), то продавец произведет обмен некачественного продукта на качественный аналог или вернет вам деньги. Возможно, даже не придется составлять заявление о возврате.
2. Отказ продавца воспринимать ваши доводы о непригодности товара
Если продавец сочтет ваши доводы о ненадлежащем качестве товара субъективными и откажется принимать товар, что тогда?
Тогда продавец может отправить товар на экспертизу. В этом случае понадобится составить претензию в двух экземплярах. Один останется у вас, другой вы вручите администрации магазина или отправите на адрес продавца заказным письмом с уведомлением о доставке. В претензии нужно указать:
Претензию нужно отдать администрации магазина, проследив, чтобы на претензии поставили отметку о вручении. Время, отведенное продавцу на ответ по заявлению, составляет 10 дней. При наличии каких-либо проблем в решении конфликта придется обращаться в суд.
Помните, что вскрытая упаковка – не повод для отказа!
– Важно! Повреждение упаковки не является причиной отказа в возврате товара. Если продавец не хочет принимать некачественные продукты обратно из-за нарушения целостности упаковки, он поступает незаконно. В этом случае оставьте соответствующую запись в книге жалоб (если она имеется в торговом помещении, поскольку с января 2021 года является необязательной) или на сайте магазина в разделе обратной связи. А также сообщите в Роспотребнадзор.
Просим вас задавать вопросы в комментариях.
Хотите знать больше о своих правах? Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Возврат просроченного товара — это законно?
Мария Кузьмина,
эксперт по финансовому законодательству
Возврат или обратный выкуп?
Если прежде возвраты просроченной продукции были возможны без заключения договора обратного выкупа, то теперь это сделать довольно затруднительно.
Например, раньше компания-продавец могла реализовывать товар через торговую сеть по договору комиссии (или по договору поставки
1. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается:
2) навязывать контрагенту условия:
Федеральный закон
от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ
Статья 3
3.11.8. Хлеб и хлебобулочные изделия могут находиться в продаже на предприятиях торговли после выхода из печи не более:
— 36 часов — хлеб из ржаной и ржано-пшеничной и ржаной обдирной муки, а также смеси пшеничной и ржаной сортовой муки;
— 24 часов — хлеб из пшенично-ржаной и пшеничной обойной муки, хлеб и хлебобулочные изделия массой более 200 г из сортовой пшеничной, ржаной сеянной муки;
— 16 часов — мелкоштучные изделия массой 200 г и менее (включая бублики).
По истечении этих сроков продажа хлеба и хлебобулочных изделий запрещается, и они подлежат изъятию из торгового зала и возвращаются поставщику как черствые
Законный возврат
Навязанный возврат
Подведем итоги
Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих (или просто допускающих) поставщика принять назад или выкупить просроченную пищевую продукцию после того, как право собственности на нее перешло к покупателю. Единственное исключение предусмотрено для хлебобулочных и определенных категорий кондитерских изделий. В остальных случаях все расходы по утилизации или уничтожению испорченных продуктов несет их владелец, то есть торговая сеть.
Любое условие о возврате или обратном выкупе продовольственной продукции в связи с истечением срока годности (если это не хлебобулочные или определенные виды кондитерских изделий) противоречит закону
По нашему мнению, любое условие о возврате или обратном выкупе продовольственной продукции в связи с истечением срока годности (если это не хлебобулочные или определенные виды кондитерских изделий) противоречит закону, а значит, для стороны, навязавшей это условие, есть существенный риск наложения штрафа. Поскольку положения, устанавливающие ответственность за нарушение Закона о торговле, действуют лишь с начала 2011 года, на данный момент отсутствует судебная практика по подобным спорам.
Татьяна Круглова,
юрист компании «Лемчик, Крупский и Партнеры. Структурный и Налоговый консалтинг»
Согласно подпункту «и» пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговым сетям запрещено навязывать поставщикам условия о возврате продовольственных товаров, не проданных по истечении срока реализации, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ.
Однако некоторыми санитарными нормами прямо предусмотрен возврат торговым предприятием пищевых продуктов с истекшим сроком годности их производителю. В частности, пунктами 3.11.20—3.11.22 СанПиН 2.3.4.545-96 (утв. пост. Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.1996 № 20). В этом документе установлены порядок и условия возврата хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий с кремом на предприятие (кондитерские изделия с кремом могут быть возвращены на предприятие не позднее 24 ч с момента окончания срока реализации; хлеб и хлебобулочные изделия по истечении сроков продажи подлежат изъятию из торгового зала и возвращаются поставщику как черствые).
По своей сути обратный выкуп является операцией по возврату товара однако схож с приобретением нового товара, так как все-таки нет возврата к первоначальному состоянию последнего. Обратный выкуп отражается в бухгалтерском учете на счете 41 «Товары» как поступление нового товара. Условие об обратном выкупе товаров, срок годности которых истек, может быть закреплено в договоре только в том случае, если обе стороны согласны. В противном случае договор может быть признан ничтожным, поскольку покупатель не может понуждать продавца к совершению сделки на невыгодных для него условиях. Важным условием, которое стороны должны оговорить в договоре поставки, является переход права собственности, поскольку от него зависит учет операций по возврату товара. По общему правилу, если иное не установлено договором или законом, право собственности у покупателя на приобретенный товар возникает с момента его передачи продавцом, однако в договоре поставки может быть также указано, что покупатель становится собственником только с момента полной оплаты товара.
Экспертиза статьи:
Сергей Родюшкин,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ,
профессиональный бухгалтер-эксперт
1 Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (далее — Закон о торговле)
2 ч. 3 ст. 14.40 КоАП РФ
3 информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98
4 ч. 2 ст. 14.40 КоАП РФ
5 письма Минфина России от 04.02.2010 № 03-03-06/4/8, от 14.09.2010 № 03-03-06/1/587
6 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ
7 письмо Минфина России от 14.09.2010 № 03-03-06/1/587
8 утв. пост. Правительства РФ от 16.06.1997 № 720
9 п. 1 ст. 24, п. 4 ст. 25 Закона о безопасности пищевых продуктов