в течении какого времени надо уведомить страховую о дтп
В течении какого времени надо уведомить страховую о дтп
Статья 11. Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая
1. В случае, если страхователь является участником дорожно-транспортного происшествия, он обязан сообщить другим участникам указанного происшествия по их требованию сведения о договоре обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность владельцев этого транспортного средства.
Предусмотренная настоящим пунктом обязанность возлагается также на водителя, управляющего транспортным средством в отсутствие страхователя.
Действие требований, установленных настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».
(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)
2. О случаях причинения вреда при использовании транспортного средства, которые могут повлечь за собой гражданскую ответственность страхователя, он обязан сообщить страховщику в установленный договором обязательного страхования срок и определенным этим договором способом.
При этом страхователь до удовлетворения требований потерпевших о возмещении причиненного им вреда должен предупредить об этом страховщика и действовать в соответствии с его указаниями, а в случае, если страхователю предъявлен иск, привлечь страховщика к участию в деле. В противном случае страховщик имеет право выдвинуть в отношении требования о страховом возмещении возражения, которые он имел в отношении требований о возмещении причиненного вреда.
(в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 49-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Если потерпевший намерен воспользоваться своим правом на страховое возмещение, он обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая и в сроки, установленные правилами обязательного страхования, направить страховщику заявление о страховом возмещении и документы, предусмотренные правилами обязательного страхования.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 223-ФЗ, от 28.03.2017 N 49-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В случае причинения вреда жизни потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия положения настоящего Федерального закона, касающиеся потерпевших, применяются к лицам, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (выгодоприобретатели).
(п. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Страховщик принимает решение об осуществлении страхового возмещения либо о мотивированном отказе в осуществлении страхового возмещения на основании представленных потерпевшим документов, подтверждающих факт наступления страхового случая и предусмотренных правилами обязательного страхования. Документы, подтверждающие факт наступления страхового случая, могут выдаваться полицией, аварийно-спасательными службами, выезжающими на место дорожно-транспортного происшествия, медицинскими организациями.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 88-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться в присутствии прибывшего по сообщению участника дорожно-транспортного происшествия сотрудника страховщика или иного уполномоченного страховщиком лица.
(п. 6 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 306-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 88-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Водители причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования заполняют извещения о дорожно-транспортном происшествии, выданные страховщиками, и ставят в известность страхователей о дорожно-транспортном происшествии и заполнении таких извещений.
Действие требований, установленных настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».
(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)
(п. 7 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 88-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Уведомление страховой компании о ДТП по ОСАГО: когда нужно, какие сроки и последствия?
В ОСАГО есть «замечательная» статья о возможности регресса за невыполнение определённых требований законодательства участниками ДТП. Проблема в том, что по незнанию этих требований можно легко лишиться крупных сумм денег в пользу страховщиков. В данной статье мы выясним одну такую уловку страховщиков, которая когда-то была самым распространённым основанием для выставления регресса. Итак, нужно ли виновнику и потерпевшему сообщать о ДТП в страховую компанию, как правильно это сделать, какие последствия, если не уведомить и в какие сроки нужно проинформировать? Давайте обо всём по порядку!
Нужно ли виновнику сообщать в страховую после ДТП?
Да. Законодательство в 2021 году устанавливает обязанность уведомлять страховщика о наличии страхового случая.
Обратите внимание, что обязанность уведомлять при оформлении с сотрудниками полиции лежит на страхователе – это не то же самое, что и виновник. Страхователь – тот, кто приобретал полис ОСАГО.
Если оформляли ГИБДД
В этом случае остаётся только общее требование пункта 2 статьи 11 указанного выше ФЗ – каким-либо образом передать страховщику информацию о наступлении страхового случая.
Забегая вперёд, отметим, что ответственности за неисполнение этой обязанности для виновника в 2021 году нет.
Если составили европротокол
И именно в этом случае в законодательстве на сегодняшний день чётко прописано обязательство сообщить о ДТП в страховую компанию. А регулирует эту тонкость сразу 2 нормативно-правовых акта: и самый главный закон об автостраховании – ФЗ-40 Об ОСАГО, и Правила страхования, утверждённые Центробанком России.
В частности, пункт 3.8 Правил прописывает, что в случае оформления аварии без сотрудников ГИБДД с помощью европротокола, уведомление страховой виновником о ДТП как о страховом случае является обязательным.
Такое же требование содержится в пункте 2 статьи 11.1 указанного выше Федерального закона.
Если приезжали аварийные комиссары
Аваркомы по сути своей сотрудниками ГИБДД не являются – никогда и ни при каких наделённых полномочиях. Они формально вообще не являются никем с точки зрения влияния на обязательства по ОСАГО участников ДТП. Это просто консультанты по авариям.
Следовательно, если в конечном счёте сотрудников полиции вы после ДТП и в связи с ним в глаза не видели, то вы либо оформили европротокол, либо не оформляли происшествие вовсе.
Чаще всего именно европротокол помогают составить аварийные комиссары. Поэтому обязанность сообщать о ДТП виновником в страховую остаётся предписанной законом Об ОСАГО и пунктом 3.8 Правил страхования – всё ровно также, как и при самостоятельном оформлении извещения.
Нужно ли уведомлять о ДТП потерпевшему?
Да, и здесь также работают 2 ситуации, от которых зависит прямая обязанность.
Какие сроки?
Здесь всё довольно двояко.
Какие последствия в 2021 году?
Практически во всех случаях абсолютно никаких. Но выше мы не зря разделили способ оформления аварии – именно в этом случае последствия могут отличаться. Но давайте по порядку рассмотрим, может ли что-то быть в виде ответственности!
Отказ в выплате?
Почти все законные возможности для отказа в выплате потерпевшему перечислены в статье 12 закона. Так, причинами могут послужить:
Однако, никакая из перечисленных выше обязанностей сообщить о происшествии не является законным поводом для отказа в выплате в 2021 году. Вы просто не найдёте в действующем законодательстве таких причин. Поэтому он будет незаконен.
Таким образом, если являетесь потерпевшей стороной в ДТП и не успели отправить европротокол в страховую в течение 5 рабочих дней, то только на этом основании отказа быть не может. На самом деле, вы можете обратиться за выплатой в течение общего срока исковой давности – 3 лет.
Штраф ГИБДД?
И административные наказания также не грозят водителям, не выполнившим обязанность сообщить о ДТП страховщику.
Все такие санкции регулируются соответствующим Кодексом об административных правонарушениях. Глава 12 в нём содержит нормы ответственности в области дорожного движения. И в ней есть всего одна статья, касающаяся ОСАГО – 12.37, которая предусматривает штраф за отсутствие ОСАГО или если водитель не вписан в действующий полис. А вот за неуведомление страховой компании после аварии наказания вы нигде не найдёте.
Регрессное требование от страховой
А вот это последствие уже вполне реально может наступить. Регресс – это требование страховщика от вас, если вы виновник ДТП, выплатить ему всю сумму, которая была компенсирована её же потерпевшему. То есть страховщик не отказывает в возмещении (нет у него такого права), а выплачивает всё. Но затем у него появляется право истребовать его полный размер с виновника.
Однако, такая ответственность с каждым днём становится всё реже на практике. Объясним, в чём тут дело.
Есть в том же ФЗ Об ОСАГО статья 14, пункт 1 которой содержит все обстоятельства, при наличии которых страховая организация имеет право регрессного требования. К ним относятся, к примеру, скрытие с места ДТП или если виновник был в нетрезвом виде. Но откуда же взялось как основание несообщение страховщику о ДТП?
Дело в том, что некогда в течение долгого времени в этой норме был подпункт «ж», который в 2021 году утратил законную силу. Произошло это на основании закона о внесении изменений №88. Именно пункт «ж» давал страховым компаниям право взыскивать всю выплаченную потерпевшим сумму с виновника, если тот не уведомил правильным образом свою компанию о ДТП и при условии, что само происшествие оформлено с помощью европротокола.
Конкретно утрата силы данного пункта произошла с 1 мая 2019 года. Но договоры ОСАГО, заключенные до этой даты, подчинялись и закону до внесения поправок. Поэтому для виновников с полисами до указанной даты подпункт «ж» актуален. Но таковых на сегодняшний день уже не осталось (при том, что страховой случай по такой страховке мог быть как максимум до 30 апреля 2020 года).
Поэтому в 2021 году за неисполнение требования виновником ДТП сообщить в страховую о событии не предусмотрено ни штрафа, ни регресса, равно как страховщик не имеет права отказать потерпевшему в возмещении при таких обстоятельствах.
Сроки обращения по ОСАГО
Как нарушение сроков обращения по договору обязательного страхования автогражданской ответственности может привести к отказу в выплате компенсации. В какие сроки необходимо обратиться в страховую компанию при наступлении страхового случая ОСАГО?
ОСАГО относится к обязательному страхованию. Если водитель стал виновником ДТП, убытки пострадавшей стороне компенсирует страховая компания. Без полиса ОСАГО возмещать ущерб придётся из личных средств. Чтобы своевременно получить положенную сумму, потребуется собрать пакет необходимых документов и предъявить их страховому агенту. Особенность программы заключается в том, что срок обращения по ОСАГО ограничен. При несвоевременной подаче заявления на возмещение убытков компания вправе отказать в требуемой выплате, причём на совершенно законных основаниях.
Обращение в страховую после ДТП — порядок действий
В законодательство РФ регулярно вносятся поправки. Это относится и к правилам обязательного страхования ОСАГО. Раньше без обращения в ГИБДД убытки не компенсировались. Сегодня в определённых ситуациях возможно обойтись и без сотрудников госорганов. Если говорить о наступлении страхового случая, то здесь важно соблюдать общепринятые правила.
Авария без вызова ГИБДД
Дорожно-транспортное происшествие с вызовом инспектора ГИБДД
Далеко не каждый автовладелец знает, как правильно себя вести при наступлении страховой ситуации и какие принимать меры. Из-за этого между клиентом и страховой компанией часто возникают различные споры. На самом деле ничего сложного нет. После оформления происшествия следует как можно быстрее проинформировать об этом страховую компанию и приступить к сбору обязательного перечня документов. Когда сбор документации завершён, нужно обратиться в офис компании и написать заявление на возмещение ущерба.
Если у вас нет уверенности в том, что сможете правильно оформить европротокол, лучше регистрировать аварию с участием инспектора ГИБДД. От корректности заполнения документа напрямую зависит выплата компенсации.
Европротокол
При оформлении европротокола пострадавшая сторона может обратиться за выплатой, если покрытие не превышает лимит, равный 100 тыс. руб. После аварии обязательно нужно сообщить о случившемся в страховую компанию, причём неважно — пострадавший вы или виновник. Документ оформляется в строгом соответствии с законодательством РФ и состоит из двух бланков. Каждый из них заполняется с двух сторон.
Оформление документа с обратной стороны
Обязательно перепроверяйте всю внесённую информацию и не допускайте опечаток и ошибок. Любые исправления могут привести к тому, что клиенту откажут в возмещении понесённого убытка. Если не получается самостоятельно разобраться в разделах бланка, лучше позвонить в службу клиентской поддержки компании, чем заполнять поля наугад.
Срок обращения по ОСАГО
Обращение в страховую после проишествия должно осуществляться в строго отведённое время. Закон «Об ОСАГО» гласит, что держатель полиса обязан сообщить компании о случившемся не позднее, чем через 5 суток после зафиксированного ДТП. Срок обращения регулируется пунктом 2 статьи 11 ФЗ. В течение этого времени автовладелец должен собрать пакет всех необходимых документов и предоставить его страховому агенту.
Список документов
Документы можно доставить в офис самостоятельно или отправить по почте, но в этом случае важно учитывать сроки, в течение которых документация будет доставлена. Кроме того, каждый документ должен быть полностью заполнен и заверен «мокрой» печатью госоргана, выдавшего ту или иную справку.
Основания для отказа в выплате
В некоторых ситуациях речь идёт о временной задержке выплаты, а не об окончательном отказе. В таком случае страховой агент должен разъяснить автовладельцу основания отказа и методы устранения недочётов.
Действия при отказе
Если вы считаете, что компания отказала незаконно, не оставляйте этот вопрос без внимания. В первую очередь, составьте претензионное письмо и отправьте его на имя руководителя страховой. При заполнении претензии обязательно сделайте акцент на то, что полис действителен и имеет свою законную силу. Сроки рассмотрения досудебных заявлений — 5—7 дней. Если в течение этого времени компания не отреагировала, можно обращаться в судебные инстанции.
Обращение в суд
Если суд удовлетворит исковое заявление, компания будет обязана выплатить компенсацию в полном объёме в срок, установленный судьёй.
Полезные советы
Для того, чтобы в процессе использования полиса не возникало каких-либо проблем, важно выбирать компанию тщательно. Первый фактор — надёжность. Если страховая существует давно, имеет массу положительных отзывов, это тот самый вариант, когда можно сделать выбор в пользу именно этой фирмы. Даже если страховка стоит немного дороже, чем, например, в соседней конторе. Иногда лучше заплатить больше, но быть уверенным, что при возникновении страхового случая не последует отказ в возмещении убытков.
Попал в ДТП: что делать в 2021 году
В данном материале разберем:
Что считается ДТП
Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения, ДТП — это событие, которое возникло при движении автомобиля и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Иными словами, если пешехода сбил автомобиль — это ДТП. Если машина съехала с дороги и столкнулась с деревом или забором, повреждено имущество или груз — это тоже ДТП. Если водитель сбил животное, например, лося, — это ДТП.
Наезд на домашнее животное тоже считается ДТП. Суды признают, что виновник должен компенсировать владельцу животного его стоимость, а в случае оставления места ДТП даже могут лишить его прав (Постановление ВС РФ N 29-АД17-2).
Как действовать сразу после ДТП
По правилам дорожного движения (пункт 2.5 ПДД) участник ДТП обязан:
То, как действовать дальше, зависит от того, чему нанесен вред — только имуществу или здоровью и жизни людей.
Если в ДТП пострадали только автомобили или имущество
Если автомобиль создает препятствие для других автомобилей — освободить проезжую часть
Предварительно обязательно зафиксируйте на телефон или камеру:
Если участники ДТП не согласны друг с другом по поводу обстоятельств происшествия, нужно записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию и ждать их указаний.
С 2021 года при наличии разногласий можно оформить ДТП без сотрудников полиции через приложение «Помощник ОСАГО». В этом случае лимит страхового возмещения снизится до 100 тысяч рублей.
Если у участников ДТП нет разногласий, сообщать о происшествии в полицию не обязательно. Можно заполнить Европротокол — это обиходное название процедуры оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции. Также можно оформить ДТП через приложение «Помощник ОСАГО».
Если в ДТП поврежден только автомобиль виновника, полицию можно не вызывать — например, если водитель съехал в кювет или врезался в сугроб. Этот вывод следует из Постановления судьи Верховного Суда РФ от 8.11.2018 года (Дело№ 18-АД 18-59).
Если в ДТП погибли или ранены люди
Если в ДТП погибли или ранены люди, водитель обязан оказать первую помощь пострадавшим и вызвать скорую помощь и полицию.
В экстренных случаях нужно:
Если автомобиль блокирует движение, по возможности нужно организовать объезд. Если объезд организовать невозможно, нужно освободить проезжую часть. Предварительно зафиксируйте на телефон или камеру:
Также запишите фамилии и адреса очевидцев и ждите прибытия сотрудников полиции.
Если телефонной связи нет, попросите проезжающих мимо водителей передать информацию о ДТП на ближайший пост ГИБДД и ожидайте прибытия сотрудников полиции.
Какие документы о ДТП оформляет инспектор ДПС
Инспектор ДПС оформляет:
Важно проследить, чтобы все документы были оформлены правильно. Иногда полиция проводит административное расследование, чтобы установить обстоятельства ДТП. От документов будет зависеть, кого признают виновником ДТП.
Если в ДТП пострадали люди, то участники ДТП подлежат освидетельствованию на состояние опьянения в обязательном порядке.
Если в действиях водителей нет правонарушения, инспектор выносит определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В ином случае водитель привлекается к административной или уголовной ответственности (в случае гибели людей или причинения тяжкого вреда здоровью).
Сведения о ДТП и постановление по делу об административном правонарушении (либо определение об отказе) нужно предоставить в страховую компанию для возмещения ущерба.
Как оформить ДТП по европротоколу
С 2021 года европротокол можно оформить:
Заполнение извещения о ДТП
Лимит выплаты от страховой при оформлении бумажного европротокола — 100 тысяч рублей.
Оформить европротокол можно, если:
Обстоятельства ДТП нужно зафиксировать в извещении о ДТП (СКАЧАТЬ). Бланк заполняется в двух экземплярах. Каждый водитель в течение 5 рабочих дней со дня ДТП должен направить извещение в свою страховую компанию.
Владельцы транспортных средств без письменного согласия страховщиков не должны ремонтировать автомобили до истечения 15 календарных дней со дня ДТП (за исключением нерабочих праздничных дней).
Оформление ДТП через «Помощник ОСАГО»
Оформить ДТП онлайн можно, если:
Оформить аварию через «Помощник ОСАГО» можно даже если у водителей есть разногласия по обстоятельствам произошедшего.
Если у водителей есть разногласия, повреждения авто обязательно нужно зафиксировать на фото. Если разногласий нет, фото прикладывать не обязательно, но тогда уменьшается лимит выплаты от страховой.
Лимиты при оформлении ДТП через приложение:
После аварии водители должны нарисовать от руки схему ДТП и заполнить электронное извещение. Приложение проверит наличие ОСАГО и отправить данные о ДТП в базу Российского союза автостраховщиков. Водителям придут смс о том, что документы приняты. После этого можно разъезжаться.
Оформить ДТП с помощью приложения нужно не позднее, чем через 60 минут с момента ДТП (п.4 Правил представления страховщику информации о дорожно-транспортном происшествии, обеспечивающие получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии).
Подробно о том, как пользоваться приложением «Помощник ОСАГО».
Когда можно не оформлять документы о ДТП
Если повреждены только автомобили и у участников ДТП нет претензий друг к другу, можно разъезжаться без оформления документов. Если в дальнейшем один из водителей решит взыскать со второго ущерб, сделать это можно будет только в судебном порядке. При этом, водителю самостоятельно придется доказывать что вину за ДТП несет второй участник.
Что запрещено делать после ДТП
Водителям, попавшим в ДТП, запрещается после происшествия употреблять алкогольные напитки.
За нарушение этого правила предусмотрен штраф 30 тысяч рублей с лишением прав на срок от полутора до двух лет. Более того, страховая компания сможет предъявить регрессное требование к нарушителю. С него взыщут сумму ущерба даже при наличии у него полиса ОСАГО.
Исключение — если водитель прошел медицинское освидетельствование, а сотрудник полиции занес его результаты в протокол. После освидетельствования выпить можно.
Когда обращаться в страховую компанию
После получения от ГИБДД документов о ДТП потерпевший должен не позднее 5 рабочих дней направить заявление на возмещение ущерба в страховую компанию виновника.
В свою страховую можно обратиться при соблюдении следующих требований:
Не пропустите новые полезные публикации
Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.
Отлично!
Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве
Как получить страховую выплату после ДТП
Если страховая отказала, но правда на вашей стороне
В июле 2018 года я попал в ДТП на личном автомобиле не по своей вине.
Урон был незначительный, поэтому мы со вторым участником оформили аварию без сотрудников ГИБДД — по европротоколу.
Расскажу, как подать в суд на страховую компанию, если не согласны с ее решением, как оценить ущерб, составить исковое заявление и получить свои деньги от страховой.
Как должно быть по закону
После ДТП у участников происшествия есть два варианта: самостоятельно оформить аварию по европротоколу или вызвать сотрудников ГИБДД, чтобы те составили протокол.
Чтобы оформить аварию по европротоколу, водителям нужно заполнить единственный документ — извещение о ДТП. Его выдают страховые компании при покупке полиса ОСАГО. Извещение водители заполняют на месте и спокойно разъезжаются. При этом авария должна соответствовать требованиям европротокола:
Чтобы получить страховую выплату по европротоколу, пострадавший водитель должен обратиться в любое отделение страховой компании, где у него оформлен полис ОСАГО. Отделения обычно можно найти на сайте страховой. В страховую компанию нужно предоставить:
Виновник ДТП, в свою очередь, должен уведомить об аварии свою страховую.
Если пострадавший водитель обращается в страховую компанию с правильно оформленным европротоколом, страховая должна рассчитать стоимость ущерба и дать направление на восстановительный ремонт.
Есть случаи, когда страховщик может не выдавать направление на ремонт и, соответственно, не выплачивать компенсацию:
Этот перечень — исчерпывающий. По другим основаниям отказать в выплате нельзя.
Как было у меня
Ущерб был незначительный: помяты крыло и бампер, разбита фара. Повреждения покрывались лимитом возмещения по европротоколу — на ремонт нужно было порядка 100 тысяч рублей.
В день подачи документов по ДТП представитель страховой осмотрел автомобиль и составил внутренний акт повреждений. 1 августа мне выдали направление на ремонт.
В день, когда я получал направление на ремонт, мне неожиданно позвонил начальник отдела урегулирования убытков страховой компании. Он сообщил, что им нужно больше времени для рассмотрения моего случая. Тогда я позвонил в автосервис, который был указан в направлении на ремонт. Там мне сообщили, что автомобиль на ремонт не примут до официального одобрения страховой компании.
В итоге я получил письмо от страховой компании о признании случая нестраховым: направления на ремонт как будто бы не было. Страховая ссылалась на то, что второй водитель не признал себя виновным в ДТП, — это было неправдой.
Я был не согласен с решением страховой. Чтобы доказать свою правоту, я сначала написал претензию, а потом обратился в суд. Вот что нужно делать, если окажетесь в такой же ситуации.
В первую очередь надо дождаться официального письма от страховой, в котором она обязана объяснить причины отказа в выплате по ОСАГО. Мне об отказе сначала по телефону сообщил специалист страховой компании, который принимал документы. Официальное письмо от страховой пришло по почте 15 сентября 2018 года.
В выплате страховой суммы и ремонте автомобиля мне отказали из-за того, что второй участник ДТП якобы не признал себя виновным в аварии. Но у меня на руках осталась копия европротокола. В нем были точно определены пострадавшая сторона — я, и виновная сторона — второй участник. Это подтверждали наши подписи в протоколе.
Ситуация получилась абсурдная, и я решил отстаивать свою правоту дальше.
Чтобы предъявить требования страховой компании, нужна точная сумма понесенного ущерба. Для ее расчета необходимо обратиться в специализированную организацию и получить официальный отчет, где указывается стоимость ремонта автомобиля. Важно, чтобы у организации имелись все необходимые лицензии на проведение экспертизы.
На оценку приглашаются все заинтересованные участники ДТП. В моем случае это страховая компания и второй участник ДТП. В итоге приехал только второй участник, а страховая компания проигнорировала приглашение.
нужно было потратить на ремонт, согласно отчету об оценке ущерба
Когда я получил экспертное заключение, подготовил в адрес страховой компании досудебную претензию. По закону об ОСАГО претензия обязательна: без нее суд вернет иск или оставит его без рассмотрения.
С 1 июня 2019 года споры по ОСАГО до подачи иска в суд должны рассматриваться еще и финансовым уполномоченным. На сайте финансового уполномоченного есть форма для подачи обращения. Но в любом случае сначала нужно писать претензию в страховую, а затем уже идти к финансовому уполномоченному.
В претензии необходимо указать обстоятельства аварии и почему вы правы. А также потребовать от страховой компании компенсировать стоимость ремонта автомобиля по экспертному заключению и прочие затраты: стоимость услуг по оценке, почтовые расходы. В досудебной претензии нужно указать банковские реквизиты, по которым страховая сможет перечислить деньги, если согласится с претензией.
Я отправил досудебную претензию 7 сентября заказным письмом с извещением о вручении в центральный офис страховой компании, который находится в Москве. Претензию можно подать и лично, обратившись в любой офис страховой компании, — принципиальной разницы нет, поэтому выбирайте удобный для себя способ.
После претензии страховая компания может сразу выплатить требуемую сумму, чтобы не доводить дело до суда. На это по закону у нее есть 10 дней после получения претензии. Мне страховая 26 сентября ответила, что не меняет своего решения и выплачивать ничего не будет. Тогда я решил обратиться в суд.
Исковое заявление. Чтобы подготовить исковое заявление, можно нанять юриста. Он же поможет вести дело в суде. Я решил все делать сам, потому что понимал, что прав в основных моментах дела. Все-таки я больше заинтересован в выигрыше, чем юрист, — в моем случае это было важнее, чем знание тонкостей закона.
В иске я описал все обстоятельства ДТП и неправомерные действия страховой. Предоставил в суд все документы и показал, что они оформлены правильно, а страховая компания этого не учла. Я просил суд взыскать со страховой:
В иске я также мог просить взыскать со страховой почтовые расходы, но чеки с почты не сохранил, поэтому не стал требовать возместить эти затраты. Если бы я обратился к юристу, то расходы на него тоже включил бы в требования.
К иску я приложил все имеющиеся документы, относящиеся к ДТП: копию европротокола, досудебную претензию, отказ страховой в выплате по ОСАГО, ответ страховой на досудебную претензию.
Так как дело касалось защиты прав потребителей, госпошлину я не уплачивал.
Через месяц после подачи искового заявления суд назначил предварительное заседание на 16 ноября — об этом я узнал из судебной повестки, которую получил по почте. На предварительном заседании присутствовал только я. Судья расспросил меня обо всех обстоятельствах дела и назначил дату основного заседания — 10 декабря.
На основном заседании снова присутствовал только я. Страховая компания никаких контраргументов не приводила. В отзыве на иск написала, что не признает случай страховым, так как извещение о ДТП оформлено ненадлежащим образом — не стояли подписи участников аварии. Но наши подписи были на месте. Суд исследовал представленные мною доказательства: извещение о ДТП, мои обращения в страховую и ответы на них.
Решение суда. Суд вынес решение в мою пользу, но почти вполовину снизил сумму штрафа за нарушение прав потребителей, ссылаясь на п. 82 постановления Пленума Верховного суда РФ № 58.
Оказалось, что по закону об ОСАГО размер штрафа — это 50% от разницы между суммой страхового возмещения и размером выплаты, которую страховщик выплатил добровольно до возбуждения дела в суде. В моем случае сумма страхового возмещения составила 64 383,63 Р — это стоимость восстановительного ремонта согласно оценке. Добровольно страховая ничего не выплачивала.
В итоге мне присудили 153 794,67 Р :
Решение суда вступает в силу через месяц после составления в окончательной форме. В течение этого срока любая из сторон может подать апелляционную жалобу. Так и произошло: страховая компания на 30 день после решения суда первой инстанции подала апелляцию.
Апелляционную жалобу рассматривал Самарский областной суд. По почте также пришла повестка, заседание было назначено на 8 апреля 2019 года. В областном суде мое дело рассматривала судебная коллегия из трех судей.
Чтобы получить деньги по решению, необходим исполнительный лист. Его нужно забирать в суде первой инстанции. Я позвонил в суд, и мне назвали примерную дату изготовления исполнительного листа. В итоге получил его спустя полтора месяца после заседания областного суда — 13 мая 2019 года.
Есть три варианта взыскать деньги по исполнительному листу. Для этого можно передать его:
Я решил передать исполнительный лист в банк — это самый быстрый способ. Информацию о банке, в котором у страховой компании есть расчетный счет, можно найти на ее сайте — я так и сделал.
Заявление на выплату написал в ближайшем офисе банка 13 мая 2019 года. К нему приложил исполнительный лист и банковские реквизиты, по которым хотел получить выплату. Через три рабочих дня после подачи заявления банк перечислил 153 794,67 Р на мой банковский счет.
мне перечислил банк с расчетного счета страховой компании
Р при стоимости ремонта 64 383,63 Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Итоги моего спора со страховой
Весь процесс от ДТП до получения денег занял у меня 10 месяцев: в аварию я попал в июле 2018, а деньги пришли в мае 2019 года. На судебные разбирательства ушло 6,5 месяца: я подал иск к страховой 2 ноября 2018 года, в декабре суд вынес решение, а в апреле 2019 года апелляционный суд оставил его в силе. Исполнительный лист я получил 13 мая 2019 года.