в целях решения каких задач разработаны правила представления декларации промышленной безопасности
Статья 14. Разработка декларации промышленной безопасности
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
Статья 14. Разработка декларации промышленной безопасности
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона
1. Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.
Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления определяются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ в пункт 2 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 15 марта 2013 г.
2. Настоящим Федеральным законом устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ пункт 3 статьи 14 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 15 марта 2013 г.
3. Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.
ГАРАНТ:
См. Порядок разработки и представления декларации безопасности подводных потенциально опасных объектов, находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации утвержден приказом МЧС РФ от 27 февраля 2003 г. N 98
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ статья 14 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3.1, вступающим в силу с 15 марта 2013 г.
3.1. Декларация промышленной безопасности находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта разрабатывается вновь:
в случае истечения десяти лет со дня внесения в реестр деклараций промышленной безопасности последней декларации промышленной безопасности;
в случае изменения технологических процессов на опасном производственном объекте либо увеличения более чем на двадцать процентов количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте;
в случае изменения требований промышленной безопасности;
по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.
4. Декларация промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.
Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ в пункт 5 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 15 марта 2013 г.
5. Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, и декларация промышленной безопасности, разрабатываемая вновь, проходят экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке. Проектная документация на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, содержащая декларацию промышленной безопасности, подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
6. Декларацию промышленной безопасности представляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, который установлен Правительством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ статья 14 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7, вступающим в силу с 15 марта 2013 г.
7. Декларация промышленной безопасности, представленная в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, вносится в реестр деклараций промышленной безопасности в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующих документов.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ статья 14 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 8, вступающим в силу с 15 марта 2013 г.
8. Ведение реестра деклараций промышленной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в соответствии с административным регламентом.
В целях решения каких задач разработаны правила представления декларации промышленной безопасности
Какие квалификационные требования предъявляются к работникам, ответственным за осуществление производственного контроля на опасных производственных объектах I-III класса опасности?
Высшее или среднее техническое образование, стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли, дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и аттестацию в области промышленной безопасности.
Высшее техническое образование, общий стаж работы не менее 3 лет, дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и аттестацию в области промышленной безопасности.
Высшее техническое образование, стаж работы на опасном производственном объекте отрасли не менее 3 лет, не реже одного раза в 5 лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию о области промышленной безопасности
Высшее или среднее техническое образование, стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли, дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и аттестацию в области промышленной безопасности.
Каким из указанных требованиям должен соответствовать эксперт второй категории в области промышленной безопасности? Укажите все правильные ответы.
*Может быть несколько верных вариантов
Иметь протокол об аттестации в области промышленной безопасности, выданный территориальной аттестационной комиссией.
Иметь опыт проведения не менее 5 экспертиз.
Иметь высшее образование.
Иметь лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности.
Иметь стаж работы не менее 7 лет по специальности, соответствующей его области (областям) аттестации.
После выполнения каких мероприятий экспертная организация приступает к проведению экспертизы промышленной безопасности? Укажите все правильные ответы.
*Может быть несколько верных вариантов
Предоставления образцов технических устройств либо обеспечения доступа экспертов к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте.
После проведения расчетных и аналитических процедур оценки и прогнозирования технического состояния технических устройств.
Предоставления заказчиком необходимых для проведения экспертизы документов.
После проведения технического диагностирования технических устройств.
Какие сведения содержит заключение экспертизы промышленной безопасности? Укажите все правильные ответы.
*Может быть несколько верных вариантов
Сведения о рассмотренных п процессе экспертизы документах с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации.
Расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц.имуществу Физических и юридических лиц в результате аварий.
Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
Наименование объекта экспертизы, на которые распространяется действие заключения.экспертизы.
Какие сведения отражаются в заключении экспертизы промышленной безопасности по результатам экспертизы технического устройства? Укажите все правильные ответы.
Расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы).
Обоснованность применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчета последствий аварии и показателей риска.
Выводы о правильности и достоверности выполненных расчетов по анализу риска, а также полноты учета факторов, влияющих на конечные результаты.
Выводы о достаточности мер предотвращения проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц.
Кем обеспечиваются деятельность по организации и осуществлению производственного контроля на подведомственных эксплуатирующихи организациях?
Российской академией наук.
Российской ассоциацией научных центров.
Федеральными органами законодательной власти.
Федеральными органами исполнительной власти.
В какой документации определяются обязанности и права работников, на которых возложены функции лиц, ответственных за организацию и осуществление производственного контроля? Укажите все правильные ответы.
*Может быть несколько верных вариантов
В положении о производственном котроле.
В плане мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности.
В должностных инструкциях или заключаемых с этими работниками договорах (контрактах).
В постановлении Правительства РФ «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности».
Кем устанавливается перечень сведений, содержащихся в декларации и информационном листе (приложении к декларации), и порядок их оформления?
Оргамаии местного самоуправления го месту нахождения ОПО.
Правительством Российской Федерации.
Организацией эксплуатирующей ОПО.
Все ответы неверны.
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В целях решения каких задач разработаны Правила представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов?
Все ответы неверны.
В целях создания условий для организации и осуществления государственного надзора в области промышленной безопасности.
В целях повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений по проблемам обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Всех перечисленных задач.
В целях обеспечения деятельности в области охраны окружающей среды и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Что должно содержать заявление о политике эксплуатирующих организаций в области промышленной безопасности?
Цели и обязательства эксплуатирующих организаций по снижению риска аварий на опасных производственных объектах.
Обязательства эксплуатирующих организаций по проведению консультаций с работниками опасных производственных объектов и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности.
Обязательства эксплуатирующих организаций по совершенствованию системы управления промышленной безопасностью.
Возникли вопросы?
Пишите нам, сообщайте, спрашивайте. По sms, viber или watsapp. Мы свяжемся с Вами и предметно все обсудим. Для оперативной связи звоните +7(904)4807943
Постановление Правительства РФ от 11.05.1999 N 526 (ред. от 21.06.2013) «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов»
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 11 мая 1999 г. N 526
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов.
от 11 мая 1999 г. N 526
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ
3. Настоящие Правила разработаны в целях решения следующих задач:
создание условий для организации и осуществления государственного надзора в области промышленной безопасности;
повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений по проблемам обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов;
обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
обеспечение оптимального уровня информированности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан о соблюдении требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах.
4. Перечень сведений, содержащихся в декларации и информационном листе (приложение к декларации), и порядок их оформления, а также порядок осуществления экспертизы декларации и требования к оформлению заключения экспертизы устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
5. Декларация представляется в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору или в ее территориальные органы, а также в федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, заявителем на выдачу лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта с приложением документов, определяемых законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект:
а) представляет экземпляр декларации и заключения экспертизы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору и (или) ее соответствующий территориальный орган, а также в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности;
б) представляет копии декларации и заключения экспертизы в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого эксплуатируется опасный производственный объект;
в) представляет копии декларации и заключения экспертизы в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, а также в орган местного самоуправления, на территории которого эксплуатируется опасный производственный объект, на основании мотивированного запроса этого органа;
г) обеспечивает доступ к декларации официальных представителей общественных объединений на основании мотивированного запроса руководителя общественного объединения, согласованного с руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого эксплуатируется опасный производственный объект, при соблюдении установленного порядка обращения со сведениями, составляющими государственную и служебную тайну;
д) обеспечивает представление информационного листа (приложение к декларации) гражданам, проживающим на территории вблизи опасного производственного объекта, по их обращению.
7. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору обеспечивает представление копии декларации и заключения экспертизы в органы законодательной, исполнительной и судебной власти по их запросам.
8. Гриф секретности декларации определяется степенью секретности содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Руководители организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций (объединений), которым была представлена декларация и заключение экспертизы, обязаны обеспечить защиту информации, связанной со сведениями, составляющими государственную или служебную тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также учет и хранение указанных документов в установленном порядке.
10. Оригиналы декларации и заключения экспертизы, а также копии документов о представлении их в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору хранятся в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
11. Сведения, представленные в декларациях промышленной безопасности опасных производственных объектов, расположенных на территории Российской Федерации, и заключениях экспертизы, а также сведения о направлении этих деклараций и заключений в органы законодательной, исполнительной и судебной власти содержатся в информационном фонде Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Судебная практика и законодательство — Постановление Правительства РФ от 11.05.1999 N 526 (ред. от 21.06.2013) «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов»
— постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.1999 N 526 «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов»
— постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 N 916 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»
128. «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 11.05.1999 N 526 (с изменениями).
129. «Об утверждении Правил представления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» от 25.01.2011 N 20.
142. «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 11.05.1999 N 526 (с изменениями).
143. «Об утверждении Правил представления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» от 25.01.2011 N 20.
— постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.1999 N 526 «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов»
— постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 N 916 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»
121. «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 11.05.1999 N 526 (с изменениями).
122. «Об утверждении Правил представления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» от 25.01.2011 N 20.
123. «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 11.05.99 N 526 (с изменениями).
124. «Об утверждении Правил представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы» от 07.11.2008 N 822.
73. «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 11.05.99 N 526 (с изменениями).
74. «Об утверждении Правил разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации» от 10.03.00 N 208.
— Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.99 N 526 «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 20, ст. 2445) с изменениями на 1 февраля 2005 года;
1.15. Для проектируемых и эксплуатируемых опасных производственных объектов ГПЗиП должны быть разработаны декларации промышленной безопасности в соответствии с требованиями Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.1999 N 526, и требованиями Положения о порядке оформления деклараций промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в них (РД 03-315-99), утвержденного Постановлением Госгортехнадзора России от 07.09.1999 N 66 (зарегистрировано Минюстом России 07.10.1999, N 1926).
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 г. N 893 «Об утверждении Порядка оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений» (с изменениями и дополнениями) (документ отменен)
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 г. N 893
«Об утверждении Порядка оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений»
С изменениями и дополнениями от:
18 ноября 2014 г., 15 августа 2017 г.
1. Утвердить прилагаемый Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (РД 03-14-2005).
2. Считать не подлежащим применению постановление Госгортехнадзора России от 7 сентября 1999 г. N 66 «Об утверждении Положения о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней»*.
* Зарегистрировано Минюстом России 07.10.1999, регистрационный N 1926.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 января 2006 г.
Регистрационный N 7375
Порядок
оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений
РД-03-14-2005
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 г. N 893)
С изменениями и дополнениями от:
2. Порядок разработан в соответствии с:
— Федеральным законом от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588) с изменениями на 9 мая 2005 г.;
— Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348);
— постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.1999 N 526 «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 20, ст. 2445) с изменениями на 1 февраля 2005 г.;
— постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 N 49 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560).
5. В Порядке используются термины, установленные в:
— Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116-ФЗ с изменением от 10.01.2003;
Информация об изменениях:
Также используются термины и их определения, приведенные в приложении N 1 к Порядку.
6. Разработка декларации включает: всестороннюю оценку риска аварии и связанной с ней угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО.
Информация об изменениях:
Приказом Ростехнадзора от 18 ноября 2014 г. N 521 пункт 7 изложен в новой редакции
7. Декларация разрабатывается в случаях, установленных статьей 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
12. При разработке декларации для действующего ОПО в состав сведений по обеспечению требований промышленной безопасности следует включать сведения как о выполняемых, так и о планируемых мерах. При разработке декларации в составе проектной документации представляются сведения о мерах, представленных в проектной документации.
Информация об изменениях:
Приказом Ростехнадзора от 18 ноября 2014 г. N 521 пункт 13 изложен в новой редакции
13. Декларация, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию ОПО или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности, находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта, подлежит экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
Информация об изменениях:
14. Декларация направляется в центральный аппарат Службы с целью внесения ее в реестр деклараций промышленной безопасности*.
15. Представление копии декларации, информационного листа и заключения экспертизы в заинтересованные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и гражданам осуществляется в соответствии с Правилами представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.99 г. N 526).
II. Структура декларации промышленной безопасности
16. Декларация должна включать следующие структурные элементы:
— раздел 1 «Общие сведения»;
— раздел 2 «Результаты анализа безопасности»;
— раздел 3 «Обеспечение требований промышленной безопасности»;
— раздел 5 «Ситуационные планы»;
— обязательные приложения к декларации:
— приложение N 1 «Расчетно-пояснительная записка»;
— приложение N 2 «Информационный лист».
III. Перечень сведений, включаемых в декларацию промышленной безопасности
17. Титульный лист является первой страницей декларации и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска этого документа. На титульном листе приводятся следующие сведения:
1) реквизит утверждения декларации руководителем организации, эксплуатирующей декларируемый ОПО, или заказчиком проекта (для проектируемых объектов);
2) регистрационный номер декларации, присваивается Службой в установленном порядке;
3) наименование декларации с указанием наименования декларируемого объекта и наименование эксплуатирующей организации (или заказчика проекта);
4) регистрационный номер декларируемого объекта в государственном реестре опасных производственных объектов (для действующих объектов);
5) местонахождение декларируемого объекта и год разработки декларации.
Информация об изменениях:
Приказом Ростехнадзора от 18 ноября 2014 г. N 521 в пункт 18 внесены изменения
1) наименование организации, разработавшей декларацию, ее почтовый адрес, телефон, факс;
2) список исполнителей, включающий их фамилии и инициалы, должности, место работы.
19. Оглавление включает наименования всех разделов декларации с указанием страниц, с которых начинаются разделы и подразделы.
20. Раздел 1 «Общие сведения» должен включать:
1) реквизиты организации:
— полное и сокращенное наименование эксплуатирующей организации (или заказчика проекта);
— наименование вышестоящей организации (при наличии таковой) с указанием адреса, телефона;
— фамилии, инициалы и должности руководителей организации;
— полный почтовый и электронный адреса, телефон, факс организации;
— краткий перечень основных направлений деятельности организации, связанных с эксплуатацией декларируемого объекта;
2) обоснование декларирования:
— перечень составляющих декларируемого объекта с указанием количества и наименования опасных веществ, на основании которых опасный производственный объект отнесен к декларируемым объектам;
— перечень нормативных правовых документов, на основании которых принято решение о разработке декларации;
3) сведения о месторасположении декларируемого объекта:
— краткую характеристику местности, на которой размещается объект, в том числе данные о топографии и природно-климатических условиях с указанием возможности проявления опасных природных явлений;
— план расположения объекта на топографической карте и сведения о размерах и границах территории, запретных, санитарно-защитных и охранных зонах декларируемого объекта;
4) сведения о работниках и иных физических лицах, включая население:
— сведения об общей численности работников на декларируемом объекте, а также данные о преимущественном размещении работающих по административным единицам и составляющим декларируемого объекта с указанием средней численности и наибольшей численности работающей смены;
— сведения об общей численности работников других объектов эксплуатирующей организации, размещенных вблизи декларируемого объекта;
— сведения об общей численности иных физических лиц, которые могут оказаться в зонах действия поражающих факторов: работники соседних предприятий и других объектов; лица на внешних транспортных коммуникациях (ж/д, автодороги); население и иные физические лица;
5) страховые сведения (для действующих объектов):
— наименование и адрес организации-страховщика, а также сведения о ее страховых лицензиях;
— перечень договоров обязательного страхования ответственности с указанием размеров страховых сумм.
21. Раздел 2 «Результаты анализа безопасности» должен включать:
1) сведения об опасных веществах:
— наименование опасного вещества;
— степень опасности и характер воздействия вещества на организм человека и окружающую природную среду, в том числе при возникновении аварии;
2) общие сведения о технологии:
— схему основных технологических потоков, которая должна представлять блок-схему с указанием наименования опасных веществ и направления их перемещения в технологической системе декларируемого объекта;
3) основные результаты анализа риска аварии.
22. Основные результаты анализа риска аварии должны включать:
Информация об изменениях:
Приказом Ростехнадзора от 18 ноября 2014 г. N 521 в подпункт 1 внесены изменения
1) результаты анализа условий возникновения и развития аварий:
— перечень основных возможных причин возникновения аварии и факторов, способствующих возникновению и развитию аварий;
— данные о размерах вероятных зон действия поражающих факторов для описанных сценариев аварии;
— сведения о возможном числе потерпевших, включая погибших среди работников и других физических лиц с указанием максимально возможного количества потерпевших (физических лиц);
— сведения о возможном ущербе от аварий;
2) результаты оценки риска аварии, которые должны включать краткие данные о показателях риска причинения вреда работникам декларируемого объекта и иным физическим лицам, ущерба имуществу и вреда окружающей природной среде.
23. Раздел 3 «Обеспечение требований промышленной безопасности» должен включать:
1) сведения об обеспечении требований промышленной безопасности к эксплуатации декларируемого объекта:
— сведения о выполнении распоряжений и предписаний Службы;
— перечень имеющихся и/или необходимых лицензий Службы на виды деятельности, связанные с эксплуатацией декларируемых объектов;
— сведения о профессиональной и противоаварийной подготовке персонала с указанием регулярности проверки знаний в области промышленной безопасности и порядка допуска персонала к работе;
— сведения о системе управления промышленной безопасностью, включая данные о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности;
— сведения о системе проведения сбора информации о произошедших инцидентах и авариях и анализе этой информации;
— перечень проведенных работ по анализу опасностей и рисков, техническому диагностированию и экспертизе технических устройств, зданий, сооружений и экспертизе промышленной безопасности с указанием наименования объекта экспертизы и организаций, проводивших указанные работы, а также даты и номера заключения экспертизы;
— сведения о соответствии условий эксплуатации декларируемого объекта требованиям норм и правил;
— сведения о принятых мерах по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность на декларируемом объекте, а также по противодействию возможным террористическим актам;
2) сведения об обеспечении требований промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии:
— сведения о мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий на декларируемом объекте;
— сведения о составе противоаварийных сил, аварийно-спасательных и других служб обеспечения промышленной безопасности;
— сведения о финансовых и материальных ресурсах для локализации и ликвидации последствий аварий на декларируемом объекте;
— сведения о системе оповещения в случае возникновения аварии на декларируемом объекте с приведением схемы оповещения и указанием порядка действий в случае аварии;
— сведения о порядке действия сил и использования средств организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, а также их взаимодействию с другими организациями по предупреждению, локализации и ликвидации аварий.
24. Раздел 4 «Выводы» должен включать:
1) перечень наиболее опасных составляющих и/или производственных участков декларируемого объекта с указанием показателей риска аварий;
2) перечень наиболее значимых факторов, влияющих на показатели риска;
3) перечень основных мер, направленных на уменьшение риска аварий;
4) обобщенную оценку обеспечения промышленной безопасности и достаточности мер по предупреждению аварий на декларируемом объекте.
25. Раздел 5 «Ситуационные планы» должен включать графическое отображение зон действия поражающих факторов для наиболее опасных по последствиям аварии составляющих и/или производственных участков декларируемого объекта. На ситуационном плане в масштабе должны быть отмечены:
1) промышленная площадка (территория) с указанием месторасположения источника выброса или взрыва опасного вещества;
2) предприятия, транспортные коммуникации, населенные пункты и места массового скопления людей;
Информация об изменениях:
Приказом Ростехнадзора от 18 ноября 2014 г. N 521 подпункт 3 изложен в новой редакции
3) зоны действия поражающих факторов аварий для наиболее опасных по последствиям и вероятных сценариев аварий на декларируемом объекте, а также краткое описание:
— указанных сценариев, в том числе сценария аварии, при котором возможно максимальное количество потерпевших (физических лиц);
— методов и основных исходных данных, применяемых при расчете указанных сценариев;
4) распределение потенциального территориального риска гибели людей от аварий по территории объекта и прилегающей местности (для декларируемых объектов, аварии на которых сопровождаются выбросом токсичных, высокотоксичных и/или воспламеняющихся веществ).
IV. Перечень сведений, включаемых в приложение N 1 «Расчетно-пояснительная записка»
26. Приложение N 1 «Расчетно-пояснительная записка» имеет следующую структуру:
— Раздел 1 «Сведения о технологии»;
— Раздел 2 «Анализ риска»;
— Раздел 3 «Выводы и предложения»;
— список использованных источников.
27. Титульный лист РПЗ является первой страницей и должен включать следующие сведения:
1) надпись «Приложение 1» (в правом верхнем углу);
2) регистрационный номер декларации в соответствии с пп. 2 п. 17 Порядка;
3) наименование РПЗ к декларации с указанием наименования декларируемого объекта и наименования эксплуатирующей организации (или заказчика проекта);
Информация об изменениях:
Приказом Ростехнадзора от 18 ноября 2014 г. N 521 подпункт 4 изложен в новой редакции
5) номер книги (в том случае, если РПЗ состоит из двух и более книг);
6) местонахождение организации, разработавшей декларацию промышленной безопасности, и год ее разработки.
Если РПЗ состоит из двух или более книг, каждая книга должна иметь свой титульный лист, соответствующий листу первой книги и содержащий сведения, относящиеся к данной книге.
28. Оглавление должно включать наименование всех разделов и подразделов РПЗ с указанием страниц, с которых начинаются эти структурные элементы.
29. Раздел 1 «Сведения о технологии» должен включать:
1) сведения об опасных веществах (представляется для веществ, учитываемых при идентификации декларируемого объекта):
— физические свойства (молекулярный вес, температура кипения, плотность);
— воздействие на людей и окружающую среду, в том числе от поражающих факторов аварии;
— методы перевода вещества в безвредное состояние;
— меры первой помощи пострадавшим от воздействия поражающих факторов при аварии;
2) данные о технологии и оборудовании:
— принципиальная технологическая схема с обозначением основного технологического оборудования, указанием направлений потоков опасных веществ и отсекающей арматуры и кратким описанием технологического процесса;
— план размещения основного технологического оборудования, в котором обращаются опасные вещества;
— перечень основного технологического оборудования, в котором обращаются опасные вещества;
— данные о распределении опасных веществ по оборудованию;
3) описание технических решений по обеспечению безопасности:
— описание решений, направленных на исключение разгерметизации оборудования и предупреждение аварийных выбросов опасных веществ;
— описание решений, направленных на предупреждение развития аварий и локализацию выбросов опасных веществ;
— описание решений, направленных на обеспечение взрывопожаробезопасности;
— описание систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций и других средств обеспечения безопасности.
30. Раздел 2 «Анализ риска» должен включать:
1) анализ известных аварий:
— перечень аварий и обобщенные данные об инцидентах, имевших место на декларируемом объекте (для действующих объектов);
— перечень наиболее опасных по последствиям аварий, имевших место на других аналогичных объектах, или аварий, связанных с обращающимися опасными веществами;
— анализ основных причин произошедших аварий;
2) анализ условий возникновения и развития аварий:
— определение возможных причин возникновения аварии и факторов, способствующих возникновению и развитию аварий;
— определение сценариев аварий с участием опасных веществ;
— обоснование применяемых физико-математических моделей и методов расчета с оценкой влияния исходных данных на результаты анализа риска аварии;
— оценку количества опасных веществ, участвующих в аварии;
— расчет вероятных зон действия поражающих факторов;
— оценку возможного числа пострадавших, в том числе погибших, среди работников декларируемого объекта и иных физических лиц;
— оценку возможного ущерба;
3) оценку риска аварий, включающую данные о вероятности аварий, показателях риска причинения вреда работникам декларируемого объекта и физическим лицам, ущерба имуществу и вреда окружающей природной среде (по составляющим объекта).
31. Раздел 3 «Выводы и предложения» должен включать:
1) перечень составляющих (производственных участков) декларируемого объекта с указанием рассчитанных показателей риска аварии;
2) сравнительный анализ рассчитанных показателей риска аварии на декларируемом объекте со среднестатистическими показателями риска техногенных происшествий и/или критериями приемлемого риска;
3) предложения по внедрению мер, направленных на уменьшение риска аварий.
32. Список использованных источников должен включать:
1) перечень нормативно-правовых документов, регулирующих требования промышленной безопасности на декларируемом объекте;
2) перечень документации организации, используемой при разработке расчетно-пояснительной записки;
3) перечень литературных источников.
V. Перечень сведений, включаемых в приложение N 2 «Информационный лист»
33. Приложение N 2 «Информационный лист» служит для представления гражданам (по их обращению), имеет титульный лист и включает следующие структурные элементы:
1) наименование организации, эксплуатирующей декларируемый ОПО или являющейся заказчиком проектной документации;
2) сведения о лице, ответственном за информирование и взаимодействие с общественностью (должность, фамилия и инициалы, телефон);
3) краткое описание производственной деятельности, связанной с эксплуатацией декларируемого объекта;
4) перечень и основные характеристики опасных веществ, обращаемых на декларируемом объекте;
Информация об изменениях:
Приказом Ростехнадзора от 18 ноября 2014 г. N 521 подпункт 5 изложен в новой редакции
5) краткие сведения о масштабах и последствиях возможных аварий с указанием максимально возможного количества потерпевших (физических лиц) и принятых мерах безопасности;
6) сведения о способах оповещения и необходимых действиях населения при возникновении аварий.
34. На титульном листе приложения «Информационный лист» приводятся следующие сведения:
1) надпись «Приложение N 2» (в правом верхнем углу);
2) регистрационный номер декларации в соответствии с пп. 2 п. 17 Порядка;
3) наименование информационного листа к декларации с указанием наименования декларируемого объекта и наименования эксплуатирующей организации (или заказчика проекта).
VI. Требования к оформлению декларации промышленной безопасности и приложений к ней
35. Общие требования:
— декларация и приложения к ней должны быть оформлены отдельно друг от друга. Декларация и расчетно-пояснительная записка оформляются в виде отдельных переплетенных книг (или нескольких книг при необходимости);
— текст декларации и приложений к ней должен быть выполнен машинописным способом или с применением печатающих и графических устройств вывода персональных компьютеров на одной стороне белой бумаги;
— вне зависимости от способа печатания качество напечатанного текста и оформления иллюстраций и таблиц должно удовлетворять требованию четкого однозначного восприятия;
— при оформлении декларации и приложений необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту;
— вписывать в отпечатанный текст отдельные слова, формулы, знаки допускается черными чернилами или черной тушью;
— заголовки структурных элементов декларации следует располагать с новой страницы, в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая;
— заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются;
— расстояние между заголовками структурных элементов, подразделов, пунктов и текстом должно быть не менее 3 интервалов.
36. Требования к нумерации страниц декларации и приложений:
— страницы декларации следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая отдельную сквозную нумерацию по всему тексту декларации и каждого приложения к ней;
— титульные листы входят в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют;
— иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц декларации и расчетно-пояснительной записки;
— иллюстрации и таблицы учитывают как одну страницу.
37. Требования к нумерации разделов, подразделов, пунктов, подпунктов и книг декларации и расчетно-пояснительной записки:
— разделы, подразделы, пункты, подпункты и книги декларации и расчетно-пояснительной записки должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела или подраздела;
— номер пункта включает номер раздела, порядковый номер подраздела и пункта, разделенные точкой, например: 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д.;
— номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой, например: 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и т.д.;
— если подраздел имеет только один пункт или подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует;
— книги декларации и РПЗ должны иметь порядковую нумерацию в пределах декларации и РПЗ, соответственно;
— номер книги следует проставлять арабскими цифрами на титульном листе под указанием наименования декларации или РПЗ, например: «Книга 2».
38. Требования к иллюстрациям:
— иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в декларации или расчетно-пояснительной записке непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице;
— на все иллюстрации должны быть даны ссылки;
— иллюстрации должны иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст);
— иллюстрация обозначается словом «Рисунок». Наименование помещают в одну строку со словом «Рисунок» после его номера через тире. Наименование и слово «Рисунок» помещают после пояснительных данных и располагают посередине строки;
— иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей декларации или расчетно-пояснительной записки;
— иллюстрацию следует выполнять на одной странице; если иллюстрация не умещается на одной странице, можно переносить ее на другие страницы, при этом наименование иллюстрации помещают на каждой странице и под ним указывают «лист. «;
— масштаб и количество иллюстраций, в том числе ситуационных планов, выбираются в каждом конкретном случае исходя из наглядности и полноты отображения информации.
39. Требования к таблицам:
— цифровой материал должен оформляться в виде таблиц;
— таблицу следует располагать в декларации или РПЗ непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице;
— на все таблицы должны быть даны ссылки;
— таблица обозначается словом «Таблица», название таблицы помещают в одну строку со словом «Таблица» после ее номера через тире. Слово «Таблица» и ее название располагают над таблицей слева без абзацного отступа;
— таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей декларации или РПЗ.
40. Требования к перечислениям и сноскам:
— перечисления при необходимости могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов;
— перечисления следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например: 1), 2), 3) и т.д., и печатать строчными буквами;
— в пределах одного пункта или подпункта не допускается более одной группы перечислений;
— сноски следует размещать в декларации или РПЗ при необходимости пояснения содержания текста, таблицы или иллюстрации;
— сноски размещают внизу страницы, на которой находится текст, таблица или иллюстрация, к которым они относятся.
41. Требования к ссылкам:
— ссылки на использованные источники следует указывать порядковым номером по списку источников и приводить в квадратных скобках;
— наряду с общим списком допускается приводить ссылки на источники в подстрочном примечании;
— ссылки на разделы, подразделы, пункты, подпункты, иллюстрации, таблицы, перечисления и приложения следует указывать их порядковым номером, например: «. в разделе 2», «. по п. 3.2.4», «. на рис. 1» и т.д.
42. Требования к оформлению результатов анализа риска:
— результаты анализа риска должны быть обоснованы и оформлены таким образом, чтобы расчеты и выводы, представленные в расчетно-пояснительной записке, могли быть проверены и повторены квалифицированными специалистами, которые не участвовали при первоначальном анализе;
— разработчики декларации могут применять любые обоснованные модели и методы расчета;
— обоснование применяемых моделей и методов расчета, а также результатов оценки риска приводится в РПЗ, в декларации приводятся основные результаты расчетов;
— для обоснования применяемых моделей и методов расчета следует указать организацию, разработавшую их, принятые допущения, предположения, значения основных исходных данных, литературные ссылки на используемые материалы;
— при изложении результатов оценки риска аварии в РПЗ следует указать влияние исходных данных и принятых допущений на рассчитываемые показатели риска;
— приоритетными для проведения анализа риска являются методические документы, согласованные или утвержденные федеральными органами исполнительной власти;
— при анализе соответствия условий эксплуатации декларируемого ОПО действующим нормам и правилам безопасности следует учитывать полноту и своевременность выполнения эксплуатирующей организацией предписаний органов надзора;
— при анализе риска следует проанализировать различные сценарии, отражающие как наиболее вероятные, так и наиболее опасные события. Например, следует учитывать последствия аварийных ситуаций с частичной и полной разгерметизацией оборудования. Также следует детально выявить условия и оценить вероятность реализации сценариев аварий с причинением вреда жизни и здоровью человека, имуществу и окружающей природной среде;
— ущерб от возможных аварий следует оценивать в натуральных или денежных единицах с учетом прямых потерь имущества предприятия, затрат на ликвидацию аварии, социально-экономических потерь (затрат на компенсацию пострадавшим), косвенного ущерба (упущенной выгоды), экологического ущерба и потерь от выбытия трудовых ресурсов;
— при оценке риска необходимо преимущественно использовать количественные методы. Количественные показатели риска аварии (частота возникновения аварии, вероятность поражения человека, индивидуальный, коллективный, социальный риск, ожидаемый ущерб и т.д.) определяются на основе объективных статистических данных, а также с использованием специальных количественных графо-аналитических методов, методов имитационного моделирования, с помощью построения полей потенциального территориального риска;
— при отсутствии необходимых данных для количественной оценки риска допускается использование качественных показателей риска аварии, выраженных с использованием лингвистических оценок (например, «высокая», «низкая» вероятность). Полнота использования показателей риска аварии определяется уровнем методического обеспечения процедуры анализа риска для различных объектов с учетом их специфики.
Информация об изменениях:
*Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра деклараций промышленной безопасности, утвержденный приказом Ростехнадзора от 23 июня 2014 г. N 257 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 августа 2014 г., регистрационный N 33522), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 июня 2017 г. N 238 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 июля 2017 г., регистрационный N 47580).
Термины и их определения
В целях настоящего Порядка применяются следующие определения:
Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности (из приложения 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ)
Информация об изменениях:
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждаемый Порядок устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, и требования к ее оформлению.
Порядок распространяется на декларации, разрабатываемые в соответствии с федеральным законодательством, независимо от организационно-правовых форм собственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты (ОПО), а также ведомственной принадлежности опасных производственных объектов. Порядок является обязательным для исполнения организациями, разрабатывающими декларации, экспертными организациями, осуществляющими экспертизу промышленной безопасности деклараций, работниками Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющими надзор за декларируемыми опасными производственными объектами.
В Порядке определена процедура разработки, структура декларации промышленной безопасности. Закреплен перечень сведений, включаемых в декларацию, а также в расчетно-пояснительную записку и информационный лист к ней. Установлены общие и специальные требования к оформлению декларации и приложений к ней.
В целях повышения эффективности работы с декларациями промышленной безопасности разработаны также предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации.
В связи с утверждением нового Порядка не подлежит применению постановление Госгортехнадзора России от 7 сентября 1999 года N 66 «Об утверждении Положения о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней».
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 г. N 893 «Об утверждении Порядка оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 января 2006 г.
Регистрационный N 7375
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 6 февраля 2006 г. N 6
Постановлением Правительства России от 6 августа 2020 г. N 1192 настоящий документ отменен с 1 января 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Ростехнадзора от 15 августа 2017 г. N 314
Изменения вступают в силу с 6 октября 2017 г.
Приказ Ростехнадзора от 18 ноября 2014 г. N 521
Изменения вступают в силу с 11 января 2015 г.