в творчестве каких композиторов присутствует колокольность

Колокольный звон в произведениях русских композиторов

Колокольные звоны как органичная часть музыкального стиля и драматургии произведений русских и советских композиторов в различных жанрах. Колокольная музыка как вид народного творчества. Использование колоколов и колокольчиков в повседневной жизни.

Колокольный звон в произведениях русских композиторов

Под звуки колокольного набата созывает народ под русские знамена, новгородский князь Александр Невский в кантате С.С. Прокофьева «Александр Невский», «Вставайте, люди русские».

Колокола и колокольчики возвращаются в нашу повседневную жизнь. В начале третьего тысячелетия вновь торжественно гудят над городами и селами церковные колокола в праздничные дни.

В наше время любовь к колокольным звонам не угасла. Сейчас специально устраивают праздники колокольной музыки, на которые приезжают любители этого прекрасного вида народного творчества. Чаще всего такие праздники колокольной музыки устраивают в городах, которые принято называть «золотым кольцом России»: в Суздале, Ростове Великом, которые известны своими чудесными колоколами. Тогда в городах звучат целый день колокола, и над родной землей плывут волшебные мелодии колокольной музыки.

Люди мира на минуту встаньте.

Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон.

Это раздается в Бухенвальде

Колокольный звон, колокольный звон

То ль возрадовался, то ли осерчал…

Чтобы чаще Господь, замечал…

Колокола были несовместимы с ложью, несправедливостью, греховностью.

К ним относились с уважением и любовью. Послушайте, как это сказано в стихах:

колокольный звон композитор

Язык земли, Червонным золотом

Меня вскормившей. Горящий,

Живет в вас радость, Ваш звон-

Клич и стон, Связующая нить

Как отголосок Меж будущим

Жизни бывшей. И настоящим.

Подобные документы

Пейзажная лирика. Общая характеристика музыкального и хорового искусства России рубежа XIX–XX веков. Основные образные и жанрово-стилевые доминанты светской хоровой лирики русских композиторов. Классические традиции в произведениях для хора С. Танеева.

дипломная работа [66,6 K], добавлен 10.01.2014

дипломная работа [97,4 K], добавлен 18.02.2013

Выявление перспектив расширения рамок учебно-исполнительского процесса с целью стимулирования интересов студентов к фортепианной музыке русских композиторов. Анализ фортепианного творчества Глинки, его современников: Алябьева, Гурилёва, Варламова.

дипломная работа [50,2 K], добавлен 13.07.2015

презентация [445,6 K], добавлен 21.10.2013

Выразительные средства музыки. Творчество Моцарта, Бетховена, Шопена, русских и украинских композиторов. Полифония и творчество Баха. Возникновение музыкальных жанров. Оперный спектакль и балет. Строение сонатной формы. Состав симфонического оркестра.

шпаргалка [63,7 K], добавлен 06.11.2009

Изучение вокального произведения, как синтеза слова, музыки и инструментального сопровождения. Пушкинская лирика в романсах композиторов. Сравнительный анализ романсов советских композиторов на стихотворение А.С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный».

курсовая работа [33,8 K], добавлен 29.05.2010

Характеристика творчества выдающихся композиторов XIX в. Анализ произведений М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, А.С. Даргомыжского, Н.А. Римского-Корсакова, Ф.П. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена, Р. Вагенра, И. Штрауса, Д.А. Россини, Д. Верди.

доклад [2,5 M], добавлен 21.11.2009

Жизненный и творческий путь Александра Константиновича Глазунова, место симфонической музыки в его наследии. Типичные черты стиля композитора, выражение связи с традициями симфонизма композиторов Могучей кучки. Особенности симфонического творчества.

реферат [27,3 K], добавлен 09.06.2010

Краткая биография русских музыкантов и композиторов В.М. Блажевича и А. Гурилева. История появления и развития жанров «концерт» и «ноктюрн». Анализ технической и художественной сторон музыкальных произведений авторов и их формообразующих компонентов.

курсовая работа [705,5 K], добавлен 24.05.2015

реферат [26,6 K], добавлен 03.01.2011

Источник

В творчестве каких композиторов присутствует колокольность

в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Смотреть фото в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Смотреть картинку в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Картинка про в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Фото в творчестве каких композиторов присутствует колокольность

в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Смотреть фото в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Смотреть картинку в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Картинка про в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Фото в творчестве каких композиторов присутствует колокольность

Скорая музыкальная помощь | Классическая музыка запись закреплена

Колокола и колокольный звон в творчестве С.В. Рахманинова!

Колокола и колокольный звон занимают особое место в творчестве С.В. Рахманинова. С первого до последнего сочинения «колокольность» присутствует в различных музыкальных вариантах. Колокольный звон становится сквозным образом стиля композитора. Множество исследований посвящено именно «колокольности» у Рахманинова — как главному национальному символу русского народа и души России. В музыке Рахманинова колокола живут своей жизнью, они выступают в роли основного действующего лица во многих сочинениях, олицетворяя самого композитора:

в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Смотреть фото в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Смотреть картинку в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Картинка про в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Фото в творчестве каких композиторов присутствует колокольностьВторой концерт для фортепиано с оркестром
в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Смотреть фото в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Смотреть картинку в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Картинка про в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Фото в творчестве каких композиторов присутствует колокольностьСимфоническая поэма «Колокола»
в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Смотреть фото в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Смотреть картинку в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Картинка про в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Фото в творчестве каких композиторов присутствует колокольностьПервая сюита для двух фортепиано
в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Смотреть фото в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Смотреть картинку в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Картинка про в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Фото в творчестве каких композиторов присутствует колокольностьСимфония №3
в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Смотреть фото в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Смотреть картинку в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Картинка про в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Фото в творчестве каких композиторов присутствует колокольностьПрелюдия H-dur соч. 32
в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Смотреть фото в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Смотреть картинку в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Картинка про в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Фото в творчестве каких композиторов присутствует колокольностьЭтюд-картина D-dur соч. 39

В своих воспоминаниях Сергей Васильевич писал: «Одно из самых дорогих воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивающимися колоколами Новгородского Софийского собора. Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты. У меня с ними всегда ассоциируется мысль о слезах».

Колокол используется в качестве национального символа и для русского человека издавна был голосом Родины, «символом единения и гражданского долга, независимости и величия государства». Значение колокола в жизни любого народа велико, но в России эта особенность наиболее ярка. Звучание его тембра многозначно, широк спектр возможностей этого инструмента. Колокольным звучанием приветствовали победителей, без него не обходилось ни одно праздничное шествие. Вечевой колокол в Древней Руси сзывал народ, набат оповещал о появлении врагов, о пожаре или ином бедствии.

Исторически сложилось, что отечественные композиторы использовали колокольный звон в качестве богатейшего звукового материала. «Колокольность» встречается у А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, Г.В. Свиридова. Но особенно ярко «колокольность» зазвучала в творчестве С.В. Рахманинова.

Решение задач по гармонии, анализ, написание фуг, консультации по курсовым и дипломным работам в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Смотреть фото в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Смотреть картинку в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Картинка про в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Фото в творчестве каких композиторов присутствует колокольностьvk.cc/7h8xOn #музыкаСМП #рахманиновСМП

Источник

В творчестве каких композиторов присутствует колокольность

Колокольность в русской музыке, изобразительном искусстве и литературе

1.Виды колокольных звонов

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о значении колокольного звона в истории русского народа, поговорим о том, как отразилась эта тема в русской литературе, а так же рассмотрим влияние колокольных звонов на развитие музыкальной культуры и изобразительного искусства.

В начале урока мне бы хотелось вместе с тобой вспомнить виды колокольных звонов.

1. БЛАГОВЕСТ это мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения.

5. Существует ещё так называемый Красный звон во все колокола («во вся тяжкая»).

Красный звон бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов, в составе которых много больших колоколов. Красный звон совершается несколькими звонарями, в количестве пяти человек и больше. Красный звон бывает в Великие Праздники, при торжественных и радостных событиях в Церкви.

Всполошным или набатным звоном называется непрерывные, частые удары в большой колокол. В набат или всполох звонили во время тревоги по случаю пожара, наводнения, мятежа, нашествия врагов или другого какого-нибудь общественного бедствия

КОЛОКОЛА – ЧАСЫ – Кремлёвские куранты, с перезвона которых начинается в нашей стране каждое утро.

Определи название Колокольного звона.

3. Предания и легенды о колокольных звонах

Много легенд и преданий сложено о колокольных звонах.

А церковный звон разливался все шире и радостней и, казалось, вся природа на его могучие раскаты отвечала:

— Во истину Воскресе.

И с той поры пошел лихой человек в обитель святую замаливать свои грехи великие.

В этом поэтическом предании ярко рисуется отношение нашего народа к церковному звону, в котором он слышит голос Бога, и даже закоренелый злодей и тот возрождается, пробужденный его могучими раскатами.

О каком православном празднике рассказывает нам эта легенда?

4. Колокольные звоны в музыке С.Рахманинова

Напомню, слово «Пасха» означает «переход души» в вечность. В главный Православный праздник во время праздничных богослужений исполняется тропарь «Христос Воскресе!». Послушай одно из песнопений. Христос Воскресе тропарь Слушать ЗДЕСЬ. Обрати внимание, в основе песнопения звучит Знаменный распев . Мелодия простая, основана на трёх нотах, которые близкие друг другу.

Послушай ещё раз произведение Сергея Васильевича Рахманинова 4-ую часть сюиты «Светлый праздник» для двух фортепиано. Слушать ЗДЕСЬ.

Прочитай стих А.Хомякова.

И мощный звон промчался над землёю,

И воздух весь, гудя, затрепетал.

Певучие. серебряные громы

Сказали весть святого торжества

1.Мелодия какого песнопения получила вторую жизнь?

2.Изменилась ли она в инструментальном звучании?

3.Созвучны ли стихи А.Хомякова музыке С.Рахманинова?

5. Колокол Новгородского собора в музыке С.Рахманинова

в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Смотреть фото в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Смотреть картинку в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Картинка про в творчестве каких композиторов присутствует колокольность. Фото в творчестве каких композиторов присутствует колокольность

Слёзы людские, о слёзы людские,

Льётесь вы ранней и поздней порой.

Льётесь безвестные, льётесь незримые,

Льётесь, как льётся струи дождевые

В осень глухую, порою ночной.

Третья часть контрастна четвёртой части. Ровный ритм, медленный темп, нет яркого динамического развития музыки, минорный лад – всё это и передает ощущение плача русского народа. Яркий контраст 3-й и 4-й частей сюиты обусловлен контрастными картинами русской жизни. Действительно, сопоставление этих частей сюиты – фантазии позволяет выявить отличие интонационного прочтения композитором знакомых ему с детства мелодий, мотивов. Колокольность в творчестве С.В.Рахманинова занимает особое, исключительное место и в последующие годы обучения мы вновь вернёмся к музыке этого великого композитора.

6. Колокола в картинах русских художников

Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колоколов, символизирующая соборность сознания русского человека, конечно, не могла не быть отражена в музыкальных произведениях самых различных жанров, что мы и слышим в сочинениях отечественных композиторов (Глинки, Мусоргского, Прокофьева, Чайковского, Свиридова, Гаврилина). Многие художники в своих картинах обращаются к теме «Колокольности».

Посмотри картины русских художников различных эпох, озвученные знакомой тебе музыкой.

Великий колокольный звон из пролога к опере М.Мусоргского «Борис Годунов» прозвучал во время просмотра слайдов.

Эту музыку М.П.Мусоргский написал к опере «Борис Годунов», действие которой происходило в Московском Кремле, и на картинах художников мы так же видим изображение Московского Кремля.

Вспомните, в каких еще произведениях русских композиторов звучат колокольные звоны?

Михаил Иванович Глинка хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя». Некоторое время оперу называли «Иван Сусанин». Хор «СЛАВЬСЯ» Слушать ЗДЕСЬ

Глинка «Хор Славься». Смотри Здесь

Чайковский «Увертюра 1812 года». Смотри Здесь.

Сергей Сергеевич Прокофьев Кантата «Александр Невский» 4 часть «Вставайте, люди русские. » Ссылка ЗДЕСЬ

С.С.Прокофьев Кантата «Александр Невский», фрагмент «Вставайте, люди русские» Смотри Здесь.

В. Гаврилин «Перезвоны». Смотри Здесь

Можно сделать вывод: Красота колокольных звонов оказывает благотворное влияние на человеческие души, привлекает художников, поэтов, писателей, композиторов к теме Колокольных звонов.

7.Значение Колокольных звонов в истории государства Российского

Колокольные звоны связаны с историей русского государства.

Колокола всегда участвовали во всех событиях, они печальным гулом провожали воинов в поход, оглушительным трезвоном начинали праздник.

В 1552году колокол помог русским воинам завоевать город Казань. Сначала они никак не могли преодолеть сопротивление противника, но однажды утром вдруг услышали в осаждённом городе звон и узнали его. Это был голос большого колокола, увезённого татарами в плен из Москвы. Воины пошли на его звон, взяли город и освободили колокол.

Но иногда колокола безвинно страдали. Как- то раз набатный колокол Московского Кремля разбудил царя Федора Алексеевича и за это был сослан в монастырь.

Колокол в городе Угличе, рассказал людям о том, что тайно убит царевич Дмитрий, последний сын Ивана Грозного, и был отправлен на триста лет в ссылку в город Тобольск.

8. Стихи о колокольных звонах

Много стихотворений сложено о «Колокольных звонах».

Прочитай стихотворение русского поэта Фёдора Рычева.

Колокол русский, народный, Колокол Церкви святой!

Чуден твой голос свободный, Люб отголосок мне твой.

К Богу во храм призывает Стройная звуков волна,

Москву кругом оглашает, Грешников будит она.

Чуть над Москвой пронесется Первый торжественный звон —

Всюду народом кладется Господу Богу поклон.

С первым к обедне ударом Шапки снимают долой,

Крестится всякий не даром, К небу стремяся душой.

Чистые, чудные звуки Любо душою ловить,

Ими тревожные муки В сердце больном хоронить.

Колокол русский, народный, Колокол Церкви святой!

Чуден твой голос свободный, Люб отголосок мне твой.

Подводя итоги нашего урока, хотелось бы еще раз подчеркнуть влияние понятия «колокольности» в русской литературе, изобразительном искусстве и музыке.

Что же вдохновляет художников, поэтов, композиторов на создание таких замечательных произведений искусства?

9. Песни о колокольных звонах

Ответь на вопрос : Какими средствами музыкальной выразительности передаёт композитор колокольные звоны в вокальной музыке?

Ответь на вопрос : Какими средствами музыкальной выразительности передаёт композитор колокольные звоны в этой песне?

Русский фольклор богат загадками о колоколах:

1. Кричит без языка, поет без горла, радует и бедует, а сердце не чувствует.

2. Из земли взяли, на огне грели, опять в землю положили, а как вынули – стали бить. Чтобы мог говорить.

3. В церковь других созывает, а сам в ней не бывает.

4. Я – мёртв. Но живым вещаю о радости и горе, и чем больше бьешь меня, тем громче говорю о Боге.

Рассказ Всеволода Михайловича Гаршина “Ночь”

(В. М.Гаршин. — Собрание сочинений. Изд.8, кн. I. СПб, 1897 г.. стр. 153).

Разочаровавшийся в жизни и ожиданиях, в людях и в самом себе, Алексей Петрович, герой рассказа, приготовился покончить счеты с жизнью.

— Прощайте, люди! Прощайте, кровожадные, кривляющиеся обезьяны!

Е му не хотелось отвести глаз от звезды. Кто-то быстро прошел по улице, сильно стуча озябшими ногами по плитам панели и ежась в холодном пальто; карета провизжала колесами по подмерзшему снегу; проехал извозчик с толстым барином, а Алексей Петрович все стоял, как застывший.

— Нужно же! — сказал он себе наконец. Он пошел к столу. От окна до стола было всего две сажени, но ему казалось, что он шел очень долго. Когда, подойдя, он уже взял револьвер, в открытое окно раздался далекий, но ясный, дрожащий звук колокола.

— Колокол! — сказал Алексей Петрович, удивившись, и, положив револьвер снова на стол, сел в кресло.

— Колокол! — повторил он. — Зачем колокол? Благовестят, что-ли? На молитву. Церковь. Духота. Восковые свечи. Старенький поп, отец Михаил, служит жалобным, надтреснутым голоском; дьячек басит. Хочется спать, в окно едва брезжит рассвет. Отец, стоящий рядом со мной, склоня голову, делает торопливые маленькие кресты; в толпе мужиков и баб сзади нас поминутные земные поклоны.

Как давно это было. Так давно, что не верится, что это была действительность, что сам когда-то видел, а не прочитал где-нибудь или не слышал от кого-нибудь. Нет, нет, было это все, и тогда было лучше. Да и не только лучше, а хорошо было. Если бы теперь так, не нужно бы ездить за револьвером.

“Кончай!” шепнула ему мысль. Он посмотрел на револьвер и протянул к нему руку, но тотчас же отвел ее назад.

“Струсил?” шепнула ему мысль.

— Нет не струсил, тут не то. Страшного уже ничего нет. Но колокол — зачем он? Он взглянул на часы.

— Это к заутрени, должно быть. Пойдут люди в церковь; многим из них станет легче! Так говорят, по крайней мере. Впрочем, помню, • и мне легче становилось. Мальчиком бы тогда. Потом это прошло, погибло. И легче мне не становилось уже ни от чего. Это правда.

Правда! Нашлась правда в такую минуту! А минута казалась неизбежной. Он медленно повернул голову и опять посмотрел на револьвер.

Колокол сделал свое дело: он напомнил запутавшемуся человеку, что есть еще что-то, кроме своего собственного узкого мирка, который его измучил и довел до самоубийства. Неудержимой волной нахлынули на него воспоминания, отрывочные, бессвязные, и все как будто новые для него. В эту ночь он многое уже передумал и многое вспомнил, и воображал, что вспомнил всю свою жизнь, что ясно видел самого себя. Теперь он почувствовал, что в нем есть и другая сторона, та самая, о которой говорил ему робкий голос души.

Новая нить размышлений развернулась в голове Алексея Петровича:

“Господи! Хоть бы какого-нибудь настоящего, неподдельного чувства неумирающего внутри моего я! Ведь есть же мир! Колокол напомнил мне про него. Когда он прозвучал, я вспомнил церковь, вспомнил толпу, вспомнил огромную человеческую массу, вспомнил настоящую жизнь. Вот куда нужно уйти от себя и вот где нужно любить. И так любить, как любят дети. Ведь это сказано вот тут.

Он с радостью схватил маленькую темно-зеленую книжку и начал читать с первой страницы и читал все подряд”.

В путеводителе по московской святыне Ф. И. Рычина приведено следующее стихотворение о колоколе:

Колокол русский, народный, Колокол Церкви святой! Чуден твой голос свободный, Люб отголосок мне твой.

К Богу во храм призывает Стройная звуков волна, Москву кругом оглашает, Грешников будит она.

Чуть над Москвой пронесется Первый торжественный звон — Всюду народом кладется Господу Богу поклон. С первым к обедне ударом Шапки снимают долой, Крестится всякий не даром, к небу стремяся душой.

Чистые, чудные звуки Любо душою ловить, Ими тревожные муки в сердце больном хоронить.

Колокол русский, народный, Колокол Церкви святой! Чуден твой голос свободный. Люб отголосок мне твой (Акинфиев. (Рычин — Путеводитель по московск. святыне)).

Источник

Музыка. 5 класс

Конспект урока

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

– что такое колокольность, как она выражена в жизни и в искусстве;

– знакомство с 3-й и 4-й частями сюиты для двух фортепиано С. В. Рахманинова;

– знакомство с концертной симфонией для арфы с оркестром В. Г. Кикты.

Фрески – это настенные росписи красками по сырой штукатурке, которыми украшались стены храмов.

Орнамент – узор, состоящий из упорядоченных элементов, служащий для украшения различных предметов, в том числе и архитектурных сооружений.

Сюита – это музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла.

Концертная симфония – произведение для одного или нескольких солистов-инструменталистов и оркестра, промежуточная музыкальная форма между симфонией и инструментальным концертом.

Колокольность – звукоизображение колокольного звучания в музыке.

1. Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019, стр. 159.

Открытые электронные ресурсы:

1. История колоколов из цикла «Колокольный звон». https://www.youtube.com/watch?v=YcbCsHziTEM (Дата обращения: 13.08.2019)

2. Валерий Кикта, концертная симфония для арфы с оркестром.
Ольга Эрдели (арфа). Ансамбль солистов Московской государственной филармонии. Дирижёр Александр Корнеев. Видеоверсия Андрея Гетмана (1996г.) https://www.youtube.com/watch?v=y8xEKs3vODQ (Дата обращения: 12.08.2019)

3. Фильм «София Киевская». Режиссёр – В. Стеганцов. Автор сценария – А. Ворсин. Продюсер – Глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ прот. Георгий Коваленко https://www.youtube.com/watch?v=JfJO9AWpi5A (Дата обращения: 13.08.2019)

Тематический материал для самостоятельного изучения

Когда слышишь его – сразу представляешь купола церквей, стекающихся к молитве прихожан. В памяти всплывают просторы родной земли! Колокольный звон со времени Крещения Руси стал одной из самых ярких и узнаваемых черт русской культуры.

Колокол возвещал о начале церковной службы, был провозвестником и печальных событий: пожаров, войн. Многие композиторы обращались в своих произведениях к звучанию колоколов.

Вот, что пишет композитор Сергей Васильевич Рахманинов о своих детских впечатлениях от колокольного звона в Новгороде: «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивающимися большими колоколами Софийского собора. Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты, окружённые непрестанно меняющимся аккомпанементом».

Позже композитор написал сюиту для двух фортепиано, где в третьей части в его памяти воскресли детские впечатления и снова в душе запел новгородский колокол. В качестве эпиграфа к третьей части сюиты для двух фортепиано Сергей Васильевич Рахманинов использовал стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Слёзы», созвучное лирическому настроению перезвона колоколов Софии Новгородской.

Слёзы людские, о слёзы людские,

Льётесь вы ранней и поздней порой.

Льётесь безвестные, льётесь незримые,

Льётесь, как льются струи дождевые

В осень глухую, порою ночной.

Печальная нисходящая мелодия повторяется вновь и вновь, меняя регистры и обрастая подголосками.

И вот настроение меняется – мы слышим приподнятость, ликование, торжественность, которые наполняют праздничные пасхальные звоны!

Пасха – Воскресение Христово – самый главный, самый светлый праздник в христианстве; праздник, символизирующий вечную жизнь души. У верующих людей в этот день особенное настроение. Этому празднику посвящено стихотворение Алексея Степановича Хомякова, которое стало эпиграфом к четвёртой части сюиты для двух фортепиано Сергея Рахманинова. Четвёртую часть сюиты композитор назвал «Светлый праздник».

И мощный звон промчался над землёю,

И воздух весь, гудя, затрепетал.

Певучие, серебряные громы

Сказали весть святого торжества…

Играя красками регистров и тембров, варьируя интонации, композитор сумел выразить звучание колоколов фортепианной фактурой. Для придания звучанию большей мощи композитор использовал два фортепиано.

В каждом храме на торжественном богослужении звучат пасхальные песнопения, возвещающие Воскресение Христа.

В сюите для двух фортепиано Сергея Рахманинова мелодия этого песнопения звучит в обрамлении переливчатых колокольных перезвонов.

Колокольность, как выражение национального духа, соборности, мы слышим в произведениях Михаила Ивановича Глинки, Модеста Петровича Мусоргского, Сергея Васильевича Рахманинова, Сергея Сергеевича Прокофьева, Георгия Васильевича Свиридова, Валерия Александровича Гаврилина.

Древние православные храмы, старинные иконы, фрески, сохранившиеся до настоящего времени, вдохновляют и ныне живущих композиторов, наших современников.

Так, например, под впечатлением от красоты и величия собора Святой Софии в Киеве, композитор Валерий Григорьевич Кикта создал концертную симфонию для арфы с оркестром, которую назвал «Фрески Софии Киевской». София – означает Премудрость Божия.

Симфония посвящена тысяча пятисотлетию Киева. В ней, в отличие от традиционной симфонии, 9 частей. К многочастности располагает многообразие образов, которое сохранил этот древний памятник.

Киевский Софийский собор – главный православный храм Древней Руси – был построен в одиннадцатом веке по велению князя Ярослава Мудрого.

Стены собора украшены мозаиками и живописными фресками, сюжеты которых посвящены не только сценам жизни Иисуса Христа и православных святых, но и сценам жизни людей того времени.

Например, на стенах храма можно увидеть сцены игр на Константинопольском ипподроме, групповой портрет княжеской семьи, сохранивший только образы дочерей Ярослава Мудрого, музыкантов, скоморохов, ряженых, сцены охоты.

Архитектурные элементы украшены многочисленными орнаментами, которые подчёркивают структуру внутреннего пространства храма и обрамляют изображения на фресках и мозаиках.

Первая часть симфонии – «Орнамент» – вводит слушателя в образный мир храма. Солирующая арфа имитирует гусли, древний инструмент, сопровождающий исполнение былин.

Тема орнамента появляется в симфонии трижды, как бы отделяя друг от друга каждый сюжет и возвращая слушателя в атмосферу храма.

В конце части звучат колокола, как бы приглашая, призывая слушателя войти в Святую Софию – сокровищницу истории и духовной культуры.

Композитор воссоздаёт впечатление от росписей собора в 4-й части симфонии: «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого». Остальные фигуры фрески утеряны.

Благодаря естественному освещению и движению воздуха, которое создают горящие свечи, образы, изображённые на фреске, оживают, наполняя пространство духом древности.

Дрожащие трели у струнных и мерный перебор арфы рисуют картину идущих друг за другом девушек, судьбы которых во многом определят историю ряда европейских государств. Звуковая ткань погружает слушателя в тайны истории.

Восьмая часть симфонии – «Скоморохи». Это контрастный образ народных музыкантов, весельчаков и балагуров. Задорные, лихие интонации, переклички и имитации народных инструментов, балалаек и свирелей, создают картину пляшущих скоморохов.

Обрамляется сцена былинной темой «Орнамента», звучащей на фоне затухающего гула ударных. Как будто история сначала оживает, а потом снова растворяется в вечности.

Валерий Григорьевич Кикта (родился в 1941 году) – наш современник, композитор, профессор Московской консерватории, заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Украины.

В своём творчестве часто обращался к историческим и мифологическим сюжетам. Написал множество произведений, среди которых симфонические сочинения, балеты, кантаты, хоровые произведения, сочинения для оркестра народных инструментов.

Особое место в творчестве композитора занимают произведения для арфы, Валерий Кикта в своей музыке раскрывает богатство и красоту звучания этого инструмента.

В концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» светлый и ясный тембр арфы очень напоминает нежные краски настенных росписей собора. В симфонии 9 частей, каждая из которой посвящена одному сюжету:

2. Зверь нападает на всадника

4. Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого

5. Михайловский придел

Фрески – это настенные росписи красками по сырой штукатурке, которыми украшались стены храмов.

Колокольный звон – одна из ярких черт русской музыки. Рисуя сцены из русской жизни, истории, быта, выражая особенности мироощущения русских людей, композиторы часто используют звучание колоколов.

Так, например, колокола звучат в финальном хоре «Славься» из оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин».

В фортепианном цикле М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» заключительная часть – «Богатырские ворота» – пьеса былинного характера, в которой изображается звон колоколов, символизирующий силу и мощь русского народа.

Сергей Васильевич Рахманинов, кроме сюиты для двух фортепиано, написал вокально-симфоническую поэму «Колокола».

В кантате Сергея Сергеевича Прокофьева «Александр Невский» колокольный звон звучит набатом в части «Вставайте, люди русские» и в сцене «Въезда Александра во Псков».

Георгий Александрович Гаврилин написал хоровую симфонию «Перезвоны».

Примеры заданий из тренировочного модуля

№1. О каком празднике повествует стихотворение А. С. Хомякова и 4-я часть сюиты для двух фортепиано С. В. Рахманинова?

Варианты ответов: Рождество; Крещение; Пасха; Троица; Благовещенье.

В обучающем видео рассказывается, что 4-я часть сюиты для двух фортепиано С. В. Рахманинова посвящена Пасхе. Пасха – Воскресение Христово – самый главный, самый светлый праздник в христианстве; праздник, символизирующий вечную жизнь души. Правильный ответ: Пасха.

№2. Установите соответствие между композитором и описанием его сочинения.

В обучающем видео рассказывается о детских впечатлениях С. В. Рахманинова, нашедших выражение в 3-й части сюиты для двух фортепиано, и о впечатлениях от фресок Софийского собора в Киеве, которые вдохновили композитора В. Г. Кикту на создание концертной симфонии для арфы с оркестром. Значит, правильный ответ:

С. В. Рахманинов. Сохранил в памяти детские впечатления от печальных звуков колокола Софийского собора в Новгороде. Написал сюиту для двух фортепиано.

В. Г. Кикта. Невероятно сильное впечатление произвели на композитора фрески Софийского собора в Киеве. Написал концертную симфонию для арфы с оркестром.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *