в творчестве какого казахского мыслителя переплетены философские и педагогические идеи

Педагогические взгляды Жумабаева, Байтұрсынова, Ж.Аймауытова

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Изучение педагогических идея М.Жумабаева, его нравственно-этических взглядов невозможно без характеристики его личности как поэта, как педагога, как гражданина и просто человека. Педагогическое содержание творчества начинается с особенностей черт его характера. с его мировоззрения, с его восприимчивости глубин жизни народа. в этом кроется нравственное начало писательского наследия М.Жумабаева, обусловливающего его педагогическое значение.

Сочетание литературного творчества с научно-педагогической, учебно-методической деятельностью обнаруживает многогранность таланта Магжана Жумабаева, энциклопедичность его знаний.

Глубоко осознавая роль языка в обществе и считая изучение его одной из главных задач, Магжан принимал непосредственное участие в разработке методики преподавания казахского языка.

Основные положения педагогических воззрений М. Жумабаева:

— Одним из оснований педагогического процесса он считает его психологическое обоснование.

— Ведущими факторами, определяющими цели, задачи, содержание, принципы воспитания и обучения, являются идеи этнопедагогики, этнопсихологии: «Так как дети каждой нации будут жить и трудиться среди своего народа, воспитатель обязан воспитывать их в духе национальных традиций».

— Факторы нравственного воспитания: семья и школа, личность воспитателя.

— Идея интегрирования языка и литературы, определение в связи с этим средств, форм, принципов, этапов и последовательности обучения языку.

Значительное место в работе педагога занимают вопросы воспитания. Придавая большое значение физическому воспитанию подрастающего поколения, особенно до двухлетнего возраста, считал, что формирование гармонической, всесторонне развитой личности невозможно без прочного нравственного стержня. Цель нравственного воспитания педагог видит в выработке способности к нравственно – ориентированному мышлению и деятельности. Способность сделать правильный выбор, утверждает педагог, требует наличие нравственных принципов и твердых моральных убеждений, которые могут сформироваться у человека в процессе сознательного стремления к самосовершенствованию, закалки воли и характера, поисков своего идеала. Другим, не менее важным средством решения проблем нравственного воспитания казахский педагог считает эстетическое воспитание, призванное пробудить эстетическую потребность, и воспитать художественный вкус, развить в ребенке способность и

М.Жумабаев выделяет не только метод примера, но и наказание, метод убеждения, беседы. Ученый отрицательно относится к физическим наказаниям.

Будучи глубоко религиозным человеком, придавал большое значение воспитанию в ребенке религиозных чувств, считая эти чувства основой духовности, побуждающей к нравственному самосовершенствованию. Значительное место в работе занимают вопросы семейного воспитания. М. Жумабаев утверждает, что на ребенка больше влияют не слова, а действия близких ему людей и в связи с этим в воспитании детей большое значение имеет благополучная обстановка в семье, высокие моральные качества родителей.

Он придавал большое значение роли педагога в учебно-воспитательном процессе. Жумабаев разработал основные требования к воспитателю: они заключаются в профессионализме, любви к детям, отличном владении языком и хорошей речью, уважении к личности ребенка.

Основными тенденциями мирового развития в системе образования, являются:

— ускорение темпов развития общества;

— переход к постиндустриальному, информационному обществу, расширение масштабов межкультурного взаимодействия;

— возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены в результате международного сотрудничества;

— динамичное развитие экономики, рост конкуренции;

— рост значения человеческого капитала.

Наша развивающаяся республика, всё более уверенно заявляющая о себе на международном уровне, не может оставаться в стороне от влияния этих тенденций. Одной из актуальных проблем нашего общества является формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему.

Обновление содержания образования – это, прежде всего, пересмотр самой модели среднего образования, его структуры, содержания, подходов и методов обучения и воспитания, внедрение принципиально новой системы оценивания достижения учащихся.

Образовательная программа начальных классов включена в процесс обновления. Она поможет учащимся развивать навыки, связанные с чтением, письмом, говорением, решением разнообразных проблем, исследованиями и изучением справочных материалов. Предполагается, что учащиеся сформируют понимание, основываясь на каждой сфере предметной образовательной программы для начальных классов с тем, чтобы в дальнейшем они могли обобщать и применять эти знания в других ситуациях. Поэтому учащиеся должны учиться тому, как адаптировать свои знания к любой ситуации и иметь возможность решать любые сложные задачи, с которыми им, возможно, придется столкнуться в будущем.

Мы, учителя начальных классов, принимаем введенные новшества, ведь в них кроется множество положительных моментов, как для самих педагогов, так и для современных казахстанских учащихся. В начальных классах роль учителя заключается в наблюдении и фиксировании успеваемости учащихся, когда он выполняет функцию «активатора». Для активизации процесса обучения учителя предоставляют стимулирующие материалы и выборочно вмешиваются в процесс обучения, способствуя когнитивным изменениям учащихся. По мере обучения и перехода из класса в класс, учащиеся должны становиться более самостоятельными для достижения более успешных результатов.

В первой половине ХХ века психолого-педагогические идеи, труды выдающихся ученых, многих интеллигентных деятелей казахского народа бесспорно оказали большое влияние развитию современной педагогической, психологической науки. Эти годы характеризуются формированием в Казахстане фундамента научной педагогической психологии, созданием психолого-педагогических учебных пособий на родном языке, написанием научных трудов, установлением в стране советской системы образования, уделением пристального внимания учебной, воспитательной сфере, открытием первых высших учебных заведений.

Особое место занимает учебник «Психология» Ж.Аймауытова, написанный им с психолого-педагогической точки зрения. Жусупбек Аймауытов ставил перед собой цель оказывать помощь учителям казахских школ, сотрудникам народного просвещения и вообще всем читателям, которые стремились повышать свои знания в области педагогики и психологии.

Всему казахскому обществу Жусупбек Аймауытов известен своими писательскими, поэтическими, переводческими, публицистическими трудами. Наряду с этим Ж.Аймауытов является автором первых учебников и научных статей, посвященных проблемам педагогики и психологии [1].

Ж.Аймауытов разносторонне и широко изучал проблемы, касающиеся человеческого организма, физиологических функций частей тела, подробно рассматривал проблему человеческого разума, нервной системы (мозг, нейрон, неврит, дендрит). Изучал труды ученых физиологов разных времен, исследовавших нервную систему и на основе этого делал свои выводы.

Он изучал основы учения физиолога И.П.Павлова о высшей нервной системе, о возникновении и развитии сознания. Кроме того, поддерживая идеи немецкого ученого Гельмгольца, говорил о существовании элементов различающих три вида ощущения. Говоря о дальтонизме, об основных функциях органов чувств и влиянии их на душевное состояние человека, как «чувства тела – чувства жизни», Ж.Аймауытов [3] приводит конкретные примеры. Ученый показывая, что через функции органов разума, наука психологии помогает определить характер человека по его поступкам и, что с помощью мимики, жестов, выражением глаз, движением губ можно понять внешние и внутренние проявления различных чувств, автор все это доказывал на примерах.

Кроме того, он особо рассматривал вежливость – как один из психолого-педагогических проблем воспитания. Давая краткие сведения по отдельным отраслям воспитания (обычаи и традиции, распорядок и т.д.), говоря об их положительных проявлениях (толерантность, чувство удовлетворения, смелость и т.д.), доказывал на примере знаменитых людей, что «привычки – вторая натура человека».

В связи с этим автор пришел к выводу: «если хочешь привить себе хорошие качества, первым делом необходимо обратиться к разуму».

Педагогические взгляды Жусупбека Аймауытова начинаются с доверия к человеку и возможности его воспитания. В своей статье «Воспитание» говоря об отличии человека от животных, он делает вывод о том, что все отрицательные стороны в поведении человека это происходит от недостаточности воспитания. По его мнению, человек должен быть рабом воспитания, а не природы. Ученый высоко оценивал роль воспитания в жизни человека.

Он также пристальное внимание уделял воспитанию подрастающего поколения передовым достижениям, необходимости ведения им процесса обучения с учетом особенностей поведения, традиции и обычаев того народа.

Жусупбек Аймауытов останавливаясь на отдельных понятиях, проблемах социальной психологии (группа, коллектив, народ, общество), проводил анализ познавательной деятельности личности. Также он придавал огромное значение таким сложнейшим психологическим процессам, как сон и сновидение и говорил о необходимости их исследования.

Таким образом, Жусупбек Аймауытов внес неоценимый вклад в формирование и развитие казахской возрастной и педагогической психологии.

Им написаны рассказы и драмы, книги для детей литературно-критические статьи. Его неустанная педагогическая, переводческая, издательская и общественная деятельность позволяет причислить Аймаутова к когорте великих казахских педагогов-просветителей. Свои педагогические взгляды изложил в статье «Т?рбие». Он считал, что результативность общественного труда человека зависит от воспитания. Воспитание должно воспитать в человеке положительные черты, выработать характер. Огромное значение ученый придал физическому и духовному воспитанию. Он утверждал, что сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и факторов: школа, воспитатель, среда, окружение ребенка, его религия и т.д. Придавая большое значение роли семейного воспитания, Аймаутов говорил: «Главное воспитательное средство – это пример родителей. Прежде чем воспитывать ребенка воспитатель должен быть воспитанным». Вместе с тем он подчеркивал первостепенное значение обычаев и традиций родного народа в воспитании ребенка. Определяя цели и задачи воспитания, он говорил: «Основная цель воспитания – выработать характер, служение человечности, трудолюбие». Дидактические взгляды изложены в его учебнике «Пособие для воспитателей». Он дает научное определение дидактике: «Дидактика – это основной раздел педагогики, где рассматриваются правила и закономерности обучения, система образования. Дидактика также должна указывать учителям эффективные пути обучения». Он высоко оценивал роль учителя. Учитель должен быть не только преподавателем, но и воспитателем, любить свою профессию, быть образованным, обладать мастерством, знать психологию. Большое внимание уделял изучению родного языка. Родной язык – это зеркало духовной жизни народа. В языке одухотворяется весь народ и вся его история. Родной язык есть самая живая и прочная связь, соединяющая отжившее и будущее народа. В своих педагогических высказываниях дает ряд указаний: с какого класса необходимо изучать историю и какую историю в школах должны первоначально изучать. В соответствии со своими взглядами он рекомендовал изучать историю родного края, затем историю двух народностей и всеобщую историю. Высказывал много ценных мыслей о методике преподавания истории, литературы, географии. Он оставил богатое наследие в области психологии. Им написаны книги: «Психология» (1926), «Пути комплексного обучения» (1929 г.). В этих трудах глубоко освещены вопросы психологии. Как критик Аймаутов опубликовал в журнале «Абай» № 1 статью «Послеабаевские поэты», в которой рост просветительского отряда и литературы вообще он связывает с пробуждением национального самосознания. Основу же этого пробуждения Аймаутов усматривает в трех факторах: деятельность Абая, газеты «?аза?» и духовное развитие народа, повернувшегося лицом к науке и образованию. Также как и Абай, он каждым своим словом заставляет молодежь думать, стремиться к самосовершенствованию. Ж. Аймауытов внес весьма серьезный вклад в создание казахской психологической терминологии. Особо значимыми являются этнопсихологические толкования различных аспектов казахской литературы и лингвистики. И, безусловно, Ж. Аймауытов не мог обойти вниманием и вопросы обучения и воспитания молодежи, в том числе и нравственного.

Так, работа «Воспитание» Ж. Аймауытова, на наш взгляд, прежде всего посвящена проблемам формирования нравственного облика личности человека.

Задача воспитания, по мнению Ж. Аймауытова, заключается в том, чтобы «выявлять и развивать положительные качества и устранять отрицательные».

Таким образом, отвечая на вопрос, каким должен быть Человек, Ж. Аймауытов говорит об общечеловеческих нравственных ценностях:

«Целью воспитания должно быть формирование свободного человека, отзывчивого к нуждам других, не причиняющего зла окружающим, живущего с другими, как дети одного отца».

Одним из важных методов воспитания Ж. Аймауытов считает метод примера, потому сам «воспитатель должен быть воспитанным». На формирование личности ребенка помимо воспитания, считает ученый, оказывает влияние наследственность, среда.

«На ребенка помимо воздействия медресе и родителей возможно влияние других факторов. Это заложенные в нем от природы индивидуальные качества, окружающая среда, сверстники, их вера, язык и многое другое».

Таким образом, в работе «Воспитание» Ж. Аймауытов утверждает, что необходимо уделять очень серьезное внимание науке о воспитании, так как ее объектом является «душа» и «разум» человека: и, если возрастет число сознательных и воспитанных людей, то будет больше сознательных защитников Родины.

В работе «О законе Адата» Ж. Аймауытов говорит о роли привычек в нравственном формировании человека: «Учитель должен хорошо различать и понимать роль привычек. Ведь вся жизнь состоит из них. Привычки есть хорошие и плохие. Они проявляются и в поступках, и в мышлении, и в работе». Очень важно ребенку с детства прививать именно полезные привычки и предостерегать его от вредных, так как «насколько легче, не задумываясь, делает человек привычное дело, настолько больше в нем непринужденности и свободы ума. У не выработавшего в себе уверенности человека половина жизни уходит на сомнения и колебания».

Ж. Аймауытов говорит о том, насколько нелегко сформировать человеку привычки, ведь одного желания и стремления их выработать недостаточно, они должны постоянно проявляться в поступках, действиях и деятельности человека, для их проявления необходимы его стойкость и упорство: «Сила человека заключается в том, чтобы в любой сложной ситуации проявить решительность и несгибаемую твердость, настойчиво стремиться к действию. А если же мы сдерживаем хорошее намерение и оно не выражается в поступке и деле, то, не говоря уже о том, что впустую утраченное время, это хорошее намерение не осуществляется и в будущем. Нет никчемнее человека, который проводит жизнь в оглядке и пустой фантазии, не умеет рисковать и не может решиться ни на один серьезный поступок и дело».

Ж. Аймауытов раскрывает условия формирования полезных привычек, но в то же время говорит о значении полезных привычек в становлении человека как личности: «Никакое доброе дело не дается само собою в руки. Мужество, сила и устремленность должны проявляться не только в большом деле, но и в ежедневных мелких делах и поступках, причем не из-за пользы, а из-за трудности и в силу привычки. К тому же такой человек застрахован от ошибок и верхоглядства в большом и серьезном деле. Необходимо обратить внимание на то, что человек деятельной натуры, активный, привыкший вкладывать душу даже в незначительные дела, застрахован в своем будущем. «.

В «Педагогическом руководстве», разрабатываются, прежде всего, вопросы дидактики, Ж. Аймауытов выявляет и воспитательный аспект процесса обучения, говорит о воспитательных возможностях многих предметов.

Так, изучение языков, по мнению ученого, важно не только в познавательном плане, но и в нравственном формировании личности:

«Огромно значение языков и в воспитании человека, так как серьезное и глубокое изучение языков способствует познанию древней культуры и мировоззрения этих народов. Наряду с изучением чужого языка человек познает духовный мир народа. Познание мировоззрения и различных сторон жизни других народов обогащает ум человека. Познание другого народа погружает в мир его чувств и мыслей, открывает богатства его души».

Ж. Аймауытов также совершенно правомерно считает, что в духовном и умственном развитии человека огромное значение приобретает история, потому что «изучение истории пробуждает у детей интерес к прошлому, к жизни различных народов, их вкладу в развитие человеческой цивилизации, учит их находить взаимосвязи прошлого и настоящего».

Значительное место в общеобразовательной школе, считает Ж. Аймауытов, должно занять преподавание искусства, способствующее не только эстетическому воспитанию человека, но и его духовному формированию: «Если в культурном развитии человечества, искусство играет особую роль, если в жизни современного культурного человека искусству принадлежит все более важная роль, то само собою разумеется, какое место должно занять искусство в общеобразовательной школе». Для духовного обогащения личности «школа должна в каждом ребенке пробудить стремление и интерес к искусству, развивать их творческие способности».

Выявляя воспитательные функции многих предметов, Ж. Аймауытов в «Педагогическом руководстве» дает ценные рекомендации, способствующие эффективному решению не только задач обучения, но и нравственного формирования детей, учитывающие их возрастные и психологические особенности, например, о природоведении: «программы по природоведению надо разрабатывать в соответствии с восприятием детей, чтобы они самостоятельно познавали окружающий мир и природу. Программа по природоведению должна строиться на местном материале, соответственным должен быть и учебник. Уроки должны быть тесно связаны с ежедневно встречающимися детям явлениями и знакомыми им понятиями. Человеческая жизнь проходит среди определенных предметов и вещей.

Задачи школы, прежде всего, заинтересовать детей окружающими предметами и явлениями природы и привить любознательность.

В «Педагогическом руководстве» Ж. Аймауытов, раскрывая содержание таких дидактических принципов, как систематичность, последовательность, наглядность, доступность, прочность усвоения знаний и т.д., говорит и о значении их соблюдения для нравственного воспитания детей.

Останавливаясь на условиях эффективного проведения уроков, ученый имеет в виду и важность их соблюдения для формирования моральною облика учащихся, особенно таких, как: «заинтересовать учеников вступительной беседой и заострить их внимание на теме урока, поддерживать интерес и внимание к изучаемой теме посредством заготовленных заранее вопросов; стремиться проводить уроки живо и увлекательно, используя удачные сравнения и сопоставления, избегая скучного и однообразного материала».

Требования, предъявляемые Ж. Аймауытовым к учителю, а именно увлеченность своим предметом, стремление заинтересовать им, владение методом логического мышления и т.д. имеют большое значение, на наш взгляд, для решения не только дидактических задач, но и воспитательных.

В «Педагогическом руководстве» Ж. Аймауытов показывает воспитательные возможности не только учебного процесса, но и внеклассных мероприятий, школьных праздников и вечеров. Рекомендации, данные ученым по их организации и проведению, важны и для формирования морального облика личности школьников: «вообще-то полезней проведение массовых мероприятий, вовлечение в праздничную программу всех детей, так как индивидуальные выступления могут невольно породить у детей хвастовство и чванливость».

Для нравственного воспитания детей большое значение, по мнению Ж. Аймауытова, имеет и садовый участок при школе. По этому поводу ученый пишет: «его польза многогранна, мало того, что деревья радуют глаза и душу, они создают благоприятный для здоровья микроклимат, что отражается и на характере и поведении. Школьный сад может стать местом доверительных бесед и совместной работы учителей и учеников».

Таким образом, в своих работах Ж. Аймауытов серьезное внимание уделяет проблемам воспитания школьников, раскрывая цель, задачи, содержание и средства формирования морального облика детей. И что особенно важно, выявляет возможности в этом плане и учебного процесса (отдельных уроков, отдельных предметов), и внеклассных мероприятий, и других воздействий педагогического процесса.

Положительные качества человека обязательно должны проявляться в его поведении, поступках, деятельности.

Источник

Философия казахстанских мыслителей

У казахов, которые являются самобытным восточным народом, жизненная энергетика сконцентрирована на соблюдении традиционных моральных ценностей, общественных идеалов. Абсолютно неудивительно, что именно здесь возникла мощная философская предрасположенность. Причиной тому древние ментальные народные истоки, трепещущее благоговение перед природой, смешение азиатской и европейской культур.

Казахская философия колоритна, насыщена фольклорными мотивами, отличается особым племенным шаманским мироощущением, она по-настоящему сопоставима с деятельностью античных эллинских мыслителей.

Философское мировосприятие через творчество жырау

в творчестве какого казахского мыслителя переплетены философские и педагогические идеи. Смотреть фото в творчестве какого казахского мыслителя переплетены философские и педагогические идеи. Смотреть картинку в творчестве какого казахского мыслителя переплетены философские и педагогические идеи. Картинка про в творчестве какого казахского мыслителя переплетены философские и педагогические идеи. Фото в творчестве какого казахского мыслителя переплетены философские и педагогические идеи

Факт, что казахская философская мысль берет свое начало с II-I веков до н.э., когда власть концентрировалась в ханских султанатах, говорит о несколько дикой первобытной природе философствования. Казахские этнические традиции главенствовали в мировоззрении людей того времени, поэтому первые народные философы представляли собой своеобразный культурный феномен. Назвали людей данного сообщества — «жырау».

Жырау, будучи человеком, мог трансформироваться в образный благой дух. Как влиятельный представитель общины он имел огромный авторитет среди соплеменников, располагал доверием людей, осуществлял взаимосвязь между ними, Вселенной, обычаями, ханом. Жырау имели высокий социальный статус (батыры, предводители дружины, вожди), осуществляли большое количество востребованных функций. Психологические беседы с жителями племени о важности искусства, единения с природой, стремления к совершенствованию бытия. С помощью передачи сказателями, певцами культурных традиций сохранения связи между поколениями, единства казахского общества. Жырау учили создавать мирные, спокойные взаимоотношения, находиться в гармонии с Вселенной.

Становление казахской философской мысли

Философия казахского народа начинается с возникновения у древнего народа протоказахов этнических задатков. Племена в своем историческом развитии дошли до общественного распределения труда (зародилось скотоводство), следствием которого стал кочевой образ жизни, казахи стали властителями бескрайних степных просторов.

Передвигаясь на лошадях и кибитках в поисках сочных пастбищ для скота, кочевники научились особой житейской мудрости, умиротворенному спокойствию (чем-то похожему на состояние транса). Постепенно они пристрастились к естественной красоте природы. Любовь к жизни, сакрализация природы, патриотизм, вера в светлое будущее, открытость, естественность, необычное мировосприятие, некая евро-азиатская мировоззренческая направленность характеризуют казахский менталитет. Эти сущностные черты мобильных племен станут основой для будущего становления казахской философии.

Восточная принадлежность кочевников наложила положительный отпечаток на этническую самобытность, сделав ее культурным стержнем уважение к обычаям, морально-этическим нормам, нравственности одинаково значимыми для всех слоев общества. Восточная исламская традиция сделала особенностью казахской духовности значимость межличностных отношений. Благоговение человека перед вселенскими мифическими законами, ощущения временного пространства сформировали национальный образ.

Влияние древнегреческой философии на казахскую этническую культуру способствовало развитию в ней космоцентризма. Натурфилософское отношение к природе (космосу) привело к появлению тенгризма. Тенгри выступал образным божественным олицетворением, духовной обителью, прототипом Аллаха. Он этико-мифологическим мировосприятием послужил основой для казахской самобытности. Особо почитаемым у шаманов был культ огня и солнца, которые покровительствовали кочевникам.

Если сделать вывод из вышесказанного, то сочетание тенгризма с кочевничеством обусловило специфику протоказахской философии.

Значение суфийской традиции в философии казахов

в творчестве какого казахского мыслителя переплетены философские и педагогические идеи. Смотреть фото в творчестве какого казахского мыслителя переплетены философские и педагогические идеи. Смотреть картинку в творчестве какого казахского мыслителя переплетены философские и педагогические идеи. Картинка про в творчестве какого казахского мыслителя переплетены философские и педагогические идеи. Фото в творчестве какого казахского мыслителя переплетены философские и педагогические идеи

Идеологическое сходство концепций исламского суфизма и тюркского этноса привело к взаимному притяжению мировоззрений. Суфийские шейхи, тюрко-монгольские ханы рассматривали бытие через призму глубокого идеализма. Исламские догматы были чрезвычайно духовно близки средневековым казахским насельникам, поэтому они переняли многие ценностные установки тарикатов (суфийских религиозных сообществ) по собственной воле, без принуждения. Именно исламская религия, с помощью которой сформировались образцовые качества казахстанской национальности (честность, преданность), позволила огранить уникальный тюркский самобытный характер, сохранить этническую индивидуальность, способствовала обще и внутри национальной интеграции. Следуя заповедям Корана, получили образование знатные авторитетные представители казахских степей, один из них Аль-Фараби, которые впоследствии занимались поднятием культурно-образовательного уровня соплеменников.

С другой стороны, если бы тюркский национальный менталитет резко отличался от исламского, то попытки превознести его в массы не дали бы положительного результата. Казахский свободолюбивый кочевой народ являлся «цивилизованным малышом», получившим недостающую «деталь мозаики» в канонах исламской религиозной доктрины. Поэтому ислам можно назвать дополнением, чем основой философского развития тюркского этноса.

Философия в творчестве Шакарима Кудайбердиева

Шакарим Кудайбердиев считают последователем Абая Кунанбаева, великого мыслителя XIX-XX веков. Абай заслуживает благодарности соотечественников. Благодаря этому философу, жители Казахстана перешли от кочевого невежественного образа жизни к оседлому. Появились города, цивилизованность приобрела глобальный национальный масштаб, при этом не растерялись базовые ценностные казахские черты характера. Абай совместил этнические добродетели с интеллектуальным развитием, что сделало местный менталитет уникальным, идеально-нравственным.

в творчестве какого казахского мыслителя переплетены философские и педагогические идеи. Смотреть фото в творчестве какого казахского мыслителя переплетены философские и педагогические идеи. Смотреть картинку в творчестве какого казахского мыслителя переплетены философские и педагогические идеи. Картинка про в творчестве какого казахского мыслителя переплетены философские и педагогические идеи. Фото в творчестве какого казахского мыслителя переплетены философские и педагогические идеи

Шакарим Кудайбердиев был поэтом, писателем, композитором, ученым, но именно философия деятеля продолжила благородную цель учителя Абая Кунанбаева.

Шакарим в своем творчестве сосредоточился на внутреннем очищении современного человека от пороков путем исламской религии, которую он воспринимал, как «этику любви». А любовь философ считал основой всего, облагороженным проявлением души. Кудайбердиев видел средством выражения любви совесть, часто обсуждал эти понятия с Львом Толстым (в переписке). Совести Шакарим отводил особую роль, считал ее главенствующим первоначалом, что приравнивает его к философам мирового масштаба.

Благодаря мыслителю, человеческая нравственность приобрела новый облик, в котором Совесть выступает не данностью, а методической, целенаправленной, внутренне-этической работой над собой.

Философское освещение социальных и этико-гуманистических вопросов

Этико-гуманистические взгляды казахов можно понять по социально-философским критериям политического права.

В XV-XVIII веках данное направление основывалось на устном обычае, применении суда биев (влиятельных членов общины) и собрания биев. Если общество других государств нуждалось в целом своде правил (римском «Силлабусе»), то трех источников регулирования социально-этическими вопросами казахов было вполне достаточно для соблюдения людьми гуманистических норм.

Казахская философская национальная мысль ХХ века

Практическая всесторонняя деятельность казахских философов заставила интеллектуальный мир принять тот факт, что Казахстан на самом деле претендует на значимое место в философском мировом сообществе.

30-е годы ХХ века стали фатальными – многие талантливые философы подверглись политическим репрессиям.

Инновационным направлением в философии Казахстана ХХ века стала появившаяся марксистская диалектика 50-60 годов. Диалектическая школа не противоречила коммунистической моно-идеологии, наряду с этим обладала внутренней свободой. Инновацией диалектической логики стала последующая компьютеризация.

Миф о «смерти казахской философии» развеян: она выжила, сохранилась до нашего времени благодаря литературным произведениям и устному этническому творчеству.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *