в японии какой строй политический
Политическая структура Японии
Политическая структура Японии
Политическая структура Японии существует в рамках парламентской представительной демократии, где премьер-министр Японии является главой правительства, при этом Япония является конституционной монархией. [1]
В Японии существует двухпалатный парламент, состоящий из Палаты представителей и Палаты советников.
В Палату представителей входит 480 депутатов, из них 180 избираются по партийным спискам. Палата представителей избирается сроком на 4 года. Возрастной ценз для кандидатов — 25 лет.
В Палату советников входит 252 депутата, из них 98 избираются по списку премьер-министра от правящей партии. Палата советников избирается сроком на 6 лет. Возрастной ценз для кандидатов — 30 лет.
Высшим органом исполнительной власти является кабинет министров, возглавляемый премьер-министром. [2] Премьер-министр выдвигается парламентом из числа депутатов.
Основным законом страны является Конституция Японии, вступившая в силу 3 мая 1947 года Судебная власть в стране является независимой от других ветвей власти. Во главе судебной системы стоит Верховный суд Японии.
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Политическая структура Японии» в других словарях:
Новая политическая структура — в Японии начала формироваться в 1940 г. с приходом на пост премьер министра принца Коноэ и включала в себя Ассоциацию помощи трону (АПТ), Политическую ассоциацию помощи трону (с 1942 г.), куда входили парламентарии и иные политические деятели,… … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран
Политическая партия — (Political party) Определение политической партии. программа и деятельность политической партии Информация о политических партиях, программы и деятольность политических партий, современные политические партии Содержание Содержание Определение… … Энциклопедия инвестора
Политическая революция — Революция (от позднелат. revolutio поворот, переворот, превращение, обращение) глобальное качественное изменение в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Первоначально термин revolution… … Википедия
Государственный строй Японии — Политическая структура Японии существует в рамках парламентской представительной демократии, где премьер министр Японии является главой правительства, при этом Япония является конституционной монархией … Википедия
Правовая система Японии — Японское право является одной из составных частей дальневосточного права (право стран Дальнего Востока) и состоит из современных правовых понятий с элементами, взятыми из глубокой древности. Базовыми понятиями японской правовой науки являются… … Википедия
Совет Европы: история создания, состав, структура и задачи организации — Совет Европы (Council of Europe) ‑ старейшая на континенте международная политическая организация. Официальной датой создания Совета Европы считается 5 мая 1949 года. В этот день министры иностранных дел Бельгии, Дании, Франции, Ирландии, Италии … Энциклопедия ньюсмейкеров
Территориально-политическая экспансия Третьего рейха — Основная статья: Третий рейх Территориально политическая экспансия Третьего рейха процесс реализации экспансионистского политического курса нацистской Германии (Третьего рейха), направленного на максимальное расширение его территории с… … Википедия
Япония — 日本 … Википедия
Список русскоязычных японистов — составлен на основе справочника С. Д. Милибанд «Востоковеды России» (в 2 т. М.: Вост. лит., 2008) В список, как правило, не включены переводчики японской литературы (кроме случаев, когда перевод сопровождается комментарием и имеет… … Википедия
Япония — (Japan) Япония история страны, политика, экономика и культура Описание истории, культуры, политического устройства, развития и экономики Японии Содержание Япо́ния (яп. Ниппо́н, Нихо́н, официал. яп. Ниппо́н ко́ку,… … Энциклопедия инвестора
Государственный и политический строй Японии
Содержание
Конституция[ | ]
Старая конституция[ | ]
Основная статья: Конституция Японской империи
Первая японская конституция была принята в 1889 году, во времена существования Японской империи. Она была создана коллективом юристов под руководством Ито Хиробуми по образцу прусской конституции, предусматривавшей конституционно-монархический строй. Японская конституция была жалованной конституцией, то есть предоставлялась населению Императором. Она предусматривала широкие права для японского монарха, который был носителем государственного суверенитета. Император мог принимать решения в сферах внутренней и внешней политики в обход решений кабинета министров или парламента, имел право выдавать рескрипты и приказы, имевшие силу законов, был верховным главнокомандующим японских армии и флота. Главным законодательным органом государства был двухпалатный парламент. Нижняя палата формировалась из депутатов, избираемых на общенациональных выборах (Палата представителей), верхняя — из депутатов, назначаемых Императором и принадлежавших к сословию титулованной знати (Палата пэров). Функции парламента были ограничены — он лишь утверждал законопроекты, которые присылало правительство от имени монарха. Правительство империи называлось Кабинетом министров. Оно создавалось по приказу Императора и выполняло роль органа, который помогал монарху в управлении страной. Судопроизводство также велось от имени Императора. Население Японии считалось подданными императора. Института гражданства не существовало. Конституция гарантировала основные права и свободы населению страны, однако они ограничивались законами. Также устанавливались обязанности на уплату налогов и отбывание общевойсковой повинности[1]. Обязательность образования определялась Императорскими рескриптами.
Новая конституция[ | ]
Основная статья: Конституция Японии
В 1945 году Япония потерпела поражение во Второй мировой войне. 3 ноября 1946 года, под давлением оккупационных властей, японское правительство приняло новую демократическую конституцию Японии. Она вступила в силу 3 мая 1947 года. Конституция провозглашалась основным законом страны. Носителем государственного суверенитета определялся японский народ, осуществляющий управление страной опосредованно — через представителей в Парламенте и региональных советах, избираемых голосованием. Статус Императора был снижен. Он становился символом Японского государства, суверенитета и единства японской нации, но практически лишался права управлять страной. Роль Императора сводилась в основном к церемониальным функциям — подписанию законов, правительственных постановлений, приёму глав иностранных государств. Новая конституция признавала верховенство основных прав человека, их незыблемость и неприкосновенность. Одновременно с этим устанавливался институт гражданства, определялась обязательность уплаты налогов, труда, образования. Парламент страны оставался двухпалатным, однако Палата пэров заменялась на Палату советников. Все привилегированные сословия и олигархические институты отменялись. Особенностью новой конституции была 9-я статья, которая провозглашала пацифизм
основным принципом государственной политики. Япония отказывалась от войны как средства решения международных проблем и отменяла институт вооружённых сил[2].
Конституция 1947 года остаётся в силе и в начале 21 века. В случае несоответствия её положений реальному состоянию дел в стране и мире предусматривается механизм принятия поправок в Конституцию. Сначала проект поправки принимается в обеих палатах Парламента двумя третями голосов депутатов. После этого поправка выносится на национальный референдум, где её должны одобрить более половины граждан страны, имеющих право голоса. Принятую поправку объявляет Император от имени японской нации[2].
Особенности законодательной власти
Япония / Особенности законодательной власти
Согласно конституции, законодательная ветвь власти в Японии представлена двухпалатным парламентом, состоящим из палаты советников, являющейся верхней палатой, и нижней палаты представителей. Порядок работы парламента регулируется конституцией и Законом о Парламенте (1947 год). Регламентом палаты представителей и регламентом палаты советников (1949 год).
Члены японского парламента избираются путём всеобщих прямых выборов на основе смешанной системы, сочетающей в себе элементы пропорциональной и мажоритарной избирательных систем. Нормативно-правовую основу избирательной системы Японии составляют: конституция страны и закон 1950 года «О выборах публичных должностных лиц» (в него неоднократно вносились существенные поправки). Активное избирательное право в Японии наступает с 20 лет. Права волеизъявления лишены лица, признанные недееспособными, находящиеся в заключении и/или приговорённые к нему, а также совершившие электоральные нарушения.
Верхняя палата — палата советников, состоящая из 242 членов, избирается сроком на шесть лет; половина состава палаты переизбирается каждые три года (по окончании депутатского мандата). Председатель палаты занимает свой пост в течение 6 лет (избирается советниками).
Палата советников избирается по смешанной системе: для занятия 121 места в палате 73 депутата избираются по простой мажоритарной системе в 47 многомандатных округах, созданных по административно-территориальному принципу, а 48 депутатов — по пропорциональной системе (система д’Хонта) в общенациональном избирательном округе (голосование по партийным спискам). Таким образом, каждый избиратель на выборах в верхнюю палату имеет два голоса, один из которых он отдаёт за конкретного кандидата, другой — за политическую партию.
Кандидат на выборах в верхнюю палату должен быть не младше 30 лет, не должен занимать должность в государственных органах власти, государственных корпорациях или органах местного самоуправления (за исключением высших должностей). Для участия в выборах кандидат должен внести избирательный залог, равный 3 миллионам йен (залог не возвращается, если кандидат получил менее одной восьмой части от числа, получаемого делением общего количества проголосовавших на число мест от многомандатного округа). Избирательный залог для партий и политических групп в два раза выше.
Нижняя палата — палата представителей, состоящая из 480 депутатов, избирается сроком на четыре года (новые выборы могут быть объявлены раньше в случае её досрочного роспуска).
В 1925–1993 годах выборы в палату представителей проводились по системе средних избирательных округов (многомандатная мажоритарная система), в рамках которой от одного округа избиралось от трёх до пяти депутатов. 21 ноября 1994 года был принят закон о малых избирательных округах, в соответствии с которым 300 депутатов избираются в одномандатных округах (по мажоритарной системе простого большинства) 180 — в 11 многомандатных (от 6 до 29 мест) в региональных избирательных округах (пропорциональная система д’Хонта по партийным спискам).
Право избираться в нижнюю палату имеют граждане Японии, достигшие 25 лет. Кандидат не должен занимать должность в государственных органах власти, государственных корпорациях или органах местного самоуправления. Для участия в выборах кандидат должен внести избирательный залог, равный 3 миллионам йен (возвращается, если кандидат набирает оговорённое в законе число голосов).
Таким образом, каждый избиратель на выборах в нижнюю палату имеет два голоса, один из которых он отдаёт за конкретного кандидата, другой — за политическую партию. Для Японии характерен стабильный состав депутатского корпуса, что обусловлено прочными связями депутата со своими избирателями и группами интересов на территории избирательного округа. Для японских парламентариев типично многократное переизбрание, однако попасть в число парламентариев очень непросто. Довольно специфичны и отдельные избирательные процедуры (запрещены некоторые виды агитации и агитационных материалов и тому подобное).
Сессии парламента проводятся раз в год, но по решению правительства могут созываться чрезвычайные сессии парламента. Каждая палата может открывать заседание и принимать решения только в присутствии не менее одной трети парламентариев. Все решения принимаются большинством голосов за исключением случаев, предусмотренных конституцией. В случае равенства голосов председатель имеет право решающего голоса.
Существенные законодательные инициативы исходят от кабинета министров и высокопоставленных чиновников и затем оформляются в одной из палат парламента. Важную роль играют постоянные парламентские комиссии и комитеты, которые лежат в основе разработки и принятия решений в парламенте. После одобрения в комитете законопроект выносится на голосование в обе палаты парламента и становится законом только после одобрения обеими палатами. Конституция гласит, что «принятый палатой представителей законопроект, по которому палата советников приняла решение, отличное от решения палаты представителей, становится законом после его вторичного принятия большинством не менее двух третей голосов присутствующих членов палаты представителей. Если палата советников не примет окончательного решения по законопроекту, принятому палатой представителей, в течение шестидесяти дней, за исключением времени перерыва в работе парламента, после его получения, то палата представителей может рассматривать это как отклонение данного законопроекта палатой советников» (ст. 59).
Одной из основных обязанностей парламента является принятие бюджета. «Бюджет должен представляться сначала на рассмотрение палаты представителей. Если палата советников принимает отличное от палаты представителей решение по бюджету и компромисс не достигнут, или палата советников не принимает решение в течение 30 дней после получения бюджета, то решение палаты представителей становится решением парламента» (ст. 71). Такой порядок применяется и в отношении ратификации международных договоров.
Премьер-министр Японии выбирается из числа членов парламента: им становится лидер победившей партии (но необязательно, поскольку им может быть избран и другой член парламента, представляющий победившую партию). Парламент осуществляет контроль за деятельностью премьер-министра и кабинета. Таким образом, парламент Японии осуществляет законодательные функции, функцию парламентского контроля над исполнительной ветвью власти и действует в интересах защиты гражданских прав и свобод.
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
Права человека[ | ]
Антиядерная демонстрация в защиту права на сохранение окружающей среды.
Основные права человека гарантируются Конституцией Японии. Они определяются как вечные и незыблемые. К этим правам относятся право на равенство, свободу, социальные права, защиту основных прав человека. Конституция позволяет ограничивать права человека, если они нарушают общественное совместное благосостояние или права других людей[2].
Среди новых прав, которые определяют новейшее японское законодательство, имеется право на надлежащее содержание окружающей среды, право на информацию и право на конфиденциальность и защиту частной жизни[3].
По данным организации «Международная амнистия» на 2011 год в Японии в целом придерживаются основных прав человека. Однако существуют случаи дискриминации женщин, иностранцев, внебрачных детей; сексуальных домогательств на работе (см. также Дискриминация в Японии); чрезмерной эксплуатации работников; издевательства над детьми в образовательных учреждениях; несоблюдение прав заключённых[4][5]. По индексу восприятия коррупции в 2020 году страна занимала 20-е место.
Политическая жизнь[ | ]
Выборы[ | ]
Агитационная кампания 2005 года. Автобус Акихисы Нагасимы, кандидата от Демократической партии Японии
Япония является страной с представительной демократией. Граждане участвуют в управлении страной путём избрания своих представителей главами муниципалитетов, депутатами местных советов или Парламента. В связи с этим, выборы этих представителей являются наиболее важными во внутриполитической жизни Японии. Выборы проходят за соблюдением принципов всеобщего, равного, прямого, тайного голосования. Право голоса имеют все граждане Японии старше 20 лет. Возрастной ценз для депутатов Палаты представителей, региональных советов или глав муниципалитета — 25 лет; для депутатов Палаты советников и глав префектур — 35 лет [6].
Выборы проходят в избирательных округах. Они подразделяются на большие и малые. Большие округа являются многомандатными, в которых избираются депутаты в Парламент в рамках пропорциональной системы, по так называемым партийным спискам. Барьер для прохода в парламент составляет 2%[7]. Малые округа являются одномандатными, где избираются депутаты Парламента и местные советы по мажоритарной системе [6]. Выборы должны состояться через 30 дней после их объявления. Продолжительность парламентской избирательной кампании — 17 дней, других — от 5 до 17 дней[6].
Политические партии[ | ]
Основная статья: Политические партии Японии
Основными участниками японской политической жизни, которые определяют стратегию и тактику развития страны, являются политические партии. Они предлагают гражданам программы развития Японии, для реализации которых пытаются получить поддержку на выборах и принять участие в управлении страной. Основные места в Парламенте и местных советах занимают представители этих партий. Они формируют японское центральное и местные правительства. Партия, имеющая большинство в Парламенте, имеет право возглавить Кабинет министров. Она называется правящей, а её Кабинет — партийным. Меньшие парламентские партии могут формировать коалицию с правящей партией или выступать в роли оппозиции с критикой правящей партии.
В послевоенной Японии, несмотря на существование многопартийности, господствует двухпартийная парламентская система. В течение почти всей второй половины 20 века страной руководила правоцентристская Либерально-демократическая партия, в оппозиции которой находилась социал-либеральная Демократическая партия. В начале 21 века обе партии поменялись ролями. По состоянию на 2018 год у власти находятся либерал-демократы, а демократы находятся в оппозиции. Лидер Либерально-демократической партии Синдзо Абэ занимает пост премьер-министра страны. Другими политическими партиями, которые представлены в меньшинстве в японском парламенте, являются Комэйто, Социал-демократическая и Коммунистическая партии. В зависимости от своих интересов они периодически формируют коалицию с правящими партиями или выступают в оппозиции[6].
Япония
Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом в Японии является парламент. Он состоит из двух палат: палаты представителей и палаты советников. Палата представителей состоит из 480 депутатов, избираемых на 4 года, а палата советников — из 242 депутатов, избираемых на 6 лет. Палата советников обновляется наполовину каждые три года. Согласно конституции, парламент обладает всей полнотой законодательной власти и имеет исключительное право распоряжаться финансами. В Японии действует всеобщее избирательное право для всех граждан старше 20 лет. Выборы в обе палаты проходят тайным голосованием. В Японии существует две основные партии. В 2009 году социал-либеральная Демократическая партия Японии получила большинство в парламенте, сменив консервативную Либерально-демократическую партию, правившую 54 года. В 2012 году Либерально-демократическая партия по результатам досрочных парламентских выборов вернула себе большинство мест в парламенте. Исполнительная власть Правительство — высший орган исполнительной власти — возглавляет премьер-министр Японии. На эту должность назначается императором по представлению парламента один из его членов. Премьер-министр — глава Кабинета министров, формирующий состав правительства. С 26 декабря 2012 года эту должность занимает Синдзо Абэ. Судебная власть Судебная система Японии состоит из четырёх уровней: Верховного суда, апелляционных, основных и дисциплинарных судов. Верховный суд, подобно конституционным судам в других странах, имеет полномочия отмены правовых норм на основании их неконституционности. Членов верховного суда назначает император по представлению правительства, а остальные судьи назначаются Кабинетом министров по представлению Верховного суда. Суды апелляционной инстанции — высшие суды, суды первой инстанции — окружные суды, низшее звено судебной системы — дисциплинарные суды. Органы прокурорского надзора — Верховная Прокуратура, высшие прокуратуры, окружные прокуратуры, районные прокуратуры. Правовая система Исторически подверженная влиянию китайского права, правовая система Японии развивалась независимо в период Эдо благодаря созданию таких трудов, как Кудзиката Осадамэгаки. Но начиная с конца XIX века, судебная система Японии в основном строилась на романо-германском праве, в частности, на правовых системах Франции и Германии. Например, в 1896 году японское правительство создало гражданский кодекс на основе германской модели. Статутное право формируется законодательным органом Японии — парламентом. Основную часть статутного права составляет собрание под названием «Шесть кодексов». По текущей конституции новый закон вступает в силу только после его промульгации императором
Император[ | ]
Парадный каменный мост Токийского Императорского дворца.
Основная статья: Император Японии
Согласно действующей Конституции, Император является «символом японского государства и единства японской нации». Он выполняет функции формального главы государства, хотя этот статус за ним юридически не закреплён. В отличие от времён Японской империи, Император лишён права управлять государством. Он выполняет только церемониальные функции и все свои действия в политической сфере обязан согласовывать с Кабинетом министров страны[2].
По совету и одобрению Кабинета, император производит следующие действия (ст. 7
Согласно Статье 8, «Никакое имущество не может быть передано Императорской фамилии, получено ею или принесено ею в дар кому-либо, иначе как в соответствии с резолюцией Парламента».
Император и Императорский дом ограничены в своих имущественных правах. Они не имеют права принимать или дарить имущество без разрешения Парламента. По действующему закону об императорском доме от 1947 года Император выполняет свои обязанности пожизненно. Его преемник избирается из числа мужчин по мужской линии основной ветки Императорского рода. В случае болезни или несовершеннолетия Императора предусматривается институт регентства. Всеми делами Императора и Императорского дома занимается Управление Императорского двора при Кабинете министров Японии[8][9].
По состоянию на 2020 год Императором Японии является Его Величество Император Нарухито [9].
Государственное устройство Японии
Основы современной политической системы Японии были заложены принятием конституции 1947 г. Ее важнейшими положениями стали признание суверенитета народа, основных прав человека, принципов разделения власти и местного самоуправления. Япония получила юридическую базу для развития в качестве страны с парламентской демократией.
Политическую структуру японского общества образуют официальные (государственные и муниципальные) учреждения, а также политические партии и непартийные организации.
В системе официальных учреждений в Японии новое место получил институт императора, не являющийся по конституции 1947 г. главой государства, а представляющий собой лишь символ «государства и единства народа», которому принадлежит суверенная власть.
Император согласно традиционным, исторически сложившимся представлениям был лишен возможности влиять на государственные дела и не должен был касаться реальной политики. Он выполнял функции верховного священнослужителя исконной религии синто, воплощая собой сакральный символ власти. Согласно мифам, собранным в летописно-мифологических сводах «Кодзики» и «Нихон секи» («Анналы Японии»), служившим до 1945 г. идеологическим обоснованием монархии, Японией правит непрерывная династия, которая восходит к своей прародительнице — верховной синтоистской богине солнца Аматэрасу. Первый мифический император — Дзимму основал династию и государство в 660 г. до н.э. После буржуазной революции Мэйдзи и до поражения Японии во 2-й мировой войне институту императорской власти были приданы некоторые черты западных монархий, предоставлявших монарху реальную власть. В тот период на основе синто была создана политическая религия, которая обслуживала культ императора, провозглашавшегося «живым богом».
Институт императорской власти в настоящее время не является центральным звеном политической структуры. Прочность существования монархии обусловлена ее важным местом в национальном сознании, ассоциируясь у большинства японцев с тем, что традиционно считается «японским», самым сокровенным в национальной культуре.
Конституцией на императора возложен целый ряд функций, в т.ч. созыв парламента, роспуск палаты представителей и объявление всеобщих парламентских выборов, промульгация поправок к конституции, законов, договоров и правительственных указов, назначение премьер-министра, подтверждение назначений и отставок министров, а также полномочий дипломатических представителей Японии, назначение председателя Верховного суда, подтверждение амнистий, пожалование наград, прием иностранных дипломатических представителей. Однако наделение его этими функциями носит формальный характер, поскольку инициатива императора в их осуществлении не предусмотрена (целый ряд функций являются всего лишь церемониальными).
Государственные учреждения Японии подразделяются на органы законодательной, исполнительной и судебной власти; при этом законодательные и исполнительные органы располагаются как на общенациональном, так и на муниципальном уровнях. По конституции, единственным законодательным органом является парламент, состоящий из палаты представителей и палаты советников.
Высшим органом исполнительной власти является кабинет министров, возглавляемый премьер-министром.
Конституцией определен принцип гражданского кабинета, согласно которому члены кабинета должны быть гражданскими лицами. Термин «гражданское лицо» (буммин), впервые появившийся в послевоенной конституции как буквальный перевод английского термина «civilian», нуждается в пояснении в связи с существующей конституционной нормой об отказе Японии от вооруженных сил. Предполагается, что это — лицо: а) не состоящее на военной службе; б) не бывшее в прошлом профессиональным военным; в) не являющееся носителем милитаристской идеологии. Доминирует второе из этих толкований.
Премьер-министр выдвигается парламентом из числа депутатов.
Японское государство — унитарное, в то же время в нем получили развитие муниципии и муниципальные институты. Существующая иерархическая система муниципий строится в два звена: верхнее образуют префектуры (четырех категорий), нижнее — города, поселки и сельские общины. В стране — 47 префектур, различия в статусе префектур разных категорий не столь значительны. Муниципии наделены правом управлять своим имуществом, вести дела и осуществлять управление в своих границах. Важное значение имеет упомянутое выше наделение муниципий (в лице муниципальных собраний) правом принимать обязательные постановления, т.е. нормативные акты местного значения (которыми, в частности, могут предусматриваться уголовные наказания за их нарушения). Парламент может принять закон, касающийся какой-либо конкретной муниципии, только при согласии (определяемом путем референдума) на то абсолютного большинства ее жителей.
Местным («вторичным» по отношению к парламенту) законодательным органом в муниципии является муниципальное собрание, возглавляемое председателем. Руководство исполнительной властью в муниципии осуществляет ее глава — губернатор (в префектуре) и мэр (в муниципиях нижнего звена). Губернаторы и мэры рассматриваются как органы муниципий, но в то же время и как органы государства, поскольку ряд функций делегирован им центральными органами.
Парламент[ | ]
Основная статья: Парламент Японии
Здание Парламента Японии | |
Палаты | |
Представителей | Советников |
(2011) | (2011) |
«Демократическая партия» + беспартийные «Либерал-демократическая партия» «Комэйто» «Коммунистическая партия» «Социал-демократическая партия» «Наша партия» «Новая национальная партия» |
Статус[ | ]
Высшим органом власти в Японии является Парламент — «Государственный Совет». Он является выразителем воли японского народа, носителя государственного суверенитета. Парламент является также единственным законодательным органом государства. Только он имеет право принимать законы[2][10].
Японский Парламент является двухпалатным. Он формируется из нижней Палаты представителей и верхней Палаты советников. Первая состоит из 480 депутатов, избираемых на 4 года. Она рассматривает и утверждает основные законопроекты. Вторая палата состоит из 242 депутатов, избираемых на 6 лет. Она проверяет законопроекты, принятые нижней палатой, утверждает или отсылает их на доработку[2][10].
Депутаты обеих палат избираются на выборах прямым голосованием. Возрастной ценз для депутатов Палаты представителей — 25 лет, для Палаты советников — 35 лет. 300 депутатов Палаты представителей избираются в одномандатных округах, а остальные 180 — в 11 общенациональных многомандатных округах. 96 депутатов Палаты советников избирают в одномандатных округах, а остальные сто сорок шесть в 47 префектурных многомандатных округах. Выборы проходят по пропорциональной системе[2][10].
Палата представителей имеет больше полномочий, чем Палата советников. В частности, нижняя палата может принимать законопроекты двумя третями голосов своих депутатов, если верхняя палата отклонила законопроект или не рассмотрела его в течение 60 дней. Решение Палаты представителей при утверждении бюджета, ратификации договоров и назначении премьер-министра получает статус всепарламентского, когда между обеими Палатами не достигнуто соглашение по этим вопросам или Палата советников не приняла собственное решение. Также Палате представителей принадлежит прерогатива выражения вотума недоверия правительству[2][10].
Сессии. Роспуск[ | ]
Сессии Парламента происходят периодически. Они созываются по приказу Кабинета министров и открываются при участии Императора. Сессии Парламента бывают пленарными, временными и чрезвычайными. Пленарная сессия начинается каждый год в середине января и длится 150 рабочих дней. Она может быть продлена по совместному решению обеих Палат. На пленарных сессиях принимаются бюджет страны на следующий год, проходит обсуждение и принятие законопроектов. Временная сессия Парламента может иметь место после окончания обычной сессии, во время парламентских каникул, в случае возникновения какой-либо политической проблемы. Такая сессия может быть созвана по требованию Кабинета министров или требованию четверти депутатов какой-либо из Палат. Чрезвычайные сессии имеют место в результате роспуска Палаты представителей по указанию премьера после выражения вотума недоверия правительству. Они проходят через 30 дней после завершения досрочных 40-дневных выборов в Палату[2][10].
Палата представителей может быть распущена по решению премьер-министра страны в случае противостояния правительства и парламента. Палата советников роспуску не подлежит, но прекращает работу на время досрочных выборов в Палату представителей. В чрезвычайных ситуациях, произошедших в период этих выборов, Кабинет министров может созвать только Палату советников для принятия политических решений. Эти решения могут потерять силу, если не будут приняты в течение 10 дней после открытия чрезвычайной сессии новоизбранной Палаты представителей[2][10].
Обязанности. Принятие законов[ | ]
В обязанности и прерогативы японского Парламента входит[2][10]:
Процесс принятия законов в Парламенте проходит следующим образом. Сначала депутаты Парламента или Кабинет Министров подают законопроект председателю одной из Палат. Ознакомившись с ним, глава передает законопроект профильным комитетам, в которых депутаты проводят экспертизу документа. В особых случаях кроме экспертизы проводят общественные слушания, в которых привлекают ученых и специалистов, не являющихся членами Парламента, но имеющих более глубокие знания предмета, чем депутаты. В случае одобрения законопроекта комитетами, его отсылают для принятия на парламентском заседании. После принятия документа одной Палатой, его передают председателю другой палаты. В этой палате законопроект проходит те же стадии рассмотрения, как и в предыдущей. В случае неодобрения, документ обсуждается на совместном заседании обеих Палат. Если утверждённый Палатой представителей законопроект был отклонен Палатой советников, первая может предоставить ему статус закона, повторно приняв двумя третями голосов. Новый закон передается главами Палат через Кабинет министров, который сообщает об этом Императору. Последний должен объявить его в течение 30 дней со дня извещения[2][10].
Система государственных органов Японии
Японский Парламент: Палата представителей (нижняя) – 500 депутатов и Палата советников (верхняя) – 252 советника.
Депутаты и советники имеют свободный
мандат, пользуются ограниченным депутатским иммунитетом.
Внутренняя структура палат аналогична, она определяется законом о Парламенте и регламентами палат. Каждая палата избирает на весь срок полномочий председателя,
вице-председателя, временного председателя (он ведет заседания в случае невозможности выполнения своих обязанностей первыми двумя должностными лицами), председателей постоянных комитетов (комиссий) и генерального секретаря палаты (последний избирается не из числа депутатов и занимается организационными вопросами). В палатах создаются
партийные фракции,
играющие решающую роль при распределении руководящих постов в палатах и других должностей, а также при распределении депутатов по постоянным комиссиям. В Палате представителей имеется 18 постоянных специализированных
комиссий,
в Палате советников – 16.
В каждой палате имеются законодательные бюро
– особый внутренний орган, который помогает депутатам в работе над законопроектами, контролирует прохождение правительственных законопроектов. Главной задачей японского Парламента, как и парламентов других демократических стран, является законодательство, в частности определяющее государственные доходы и расходы – государственный бюджет. Конституция устанавливает, что Парламент является
единственным
законодательным органом, глава государства (император) в законодательстве не участвует и права вето в отношении принятых законов не имеет.
Действует
салическая система престолонаследия:
трон передается старшему сыну, женщины наследовать престол не могут. Император – лицо неприкосновенное и
не несущее какой-либо ответственности.
Как по Конституции, так и фактически император не обладает личной властью. Он является
символом
единства государства и единства народа, лицом, обязанным своим положением народу (ст. 1 Конституции).
Состоит из премьер-министра, министров (12) и государственных министров (8). Кабинет выполняет общие функции управления, ведет государственные дела, руководит внешней политикой и др. Решающее положение в Кабинете занимает
премьер-министр.
Судебная власть.
Возглавляет Верховный суд (3 отделения (по пять судей). Верховный суд осуществляет
конституционный
контроль, а также является
последней инстанцией
для рассмотрения других дел.
– суды первой инстанции по делам о государственных преступлениях, а также апелляционной инстанции по уголовным и гражданским делам, рассмотренным нижестоящими судами.
– рассматривают уголовные и гражданские дела.
рассматривают мелкие уголовные и гражданские дела.
Особую систему составляют суды по семейным делам
– действуют при окружных судах и рассматривают споры о наследстве, связанные с семейным правом, выполняют посреднические функции, главным образом по семейным делам.
Кабинет министров[ | ]
Резиденция премьер-министра Японии.
Основные статьи: Кабинет министров Японии
и
Премьер-министр Японии
Кабинет министров является руководящим органом исполнительной власти в Японии. Он управляет страной в соответствии с законами и бюджетом, утверждёнными Парламентом. Кабинет министров часто называют правительством Японии. Его возглавляет премьер-министр — фактический глава государства. Он избирается среди депутатов Парламента и утверждается Императором. Кабинет состоит из государственных министров, числом от 14 до 17 человек, возглавляющих профильные министерства. Их всех назначает премьер. По законодательству все министры должны быть гражданскими лицами. Премьер-министр председательствует на правительственных совещаниях, имеет единоличное право увольнять министров[2][11].
Кабинет министров руководит страной согласно вотуму доверия, предоставленного парламентом. Половина членов Кабинета должна назначаться из депутатов обеих парламентских палат. Фактически японский Парламент является местом формирования японского правительства[2][11].
Кабинет министров отвечает перед Парламентом за выполнение государственного управления и, в случае неудовлетворительных результатов, уходит в отставку. Она происходит после принятия Палатой представителей вотума недоверия правительству. За 10 дней, при наличии конфликта интересов Парламента и Кабинета министров, глава правительства может распустить Палату представителей и назначить новые выборы, чтобы узнать, кого поддерживают граждане. Если проправительственная партия набирает на выборах большинство голосов — Кабинет переизбирается на новый срок; если проправительственная партия проиграет — правительство в полном составе уходит в отставку. Кроме того, Кабинет каждый раз обновляется после новых выборов в Палату представителей[2][11].
Основными обязанностями и правами Кабинета министров является[2][11]:
С декабря 2012 года в стране действует Кабинет министров, сформированный Либерально-демократической партией Японии[12]. Его возглавляет премьер-министр Синдзо Абэ, председатель партии[13].
Политическая система Японии
Нестандартное развитие Японии в течение минувших ста лет заставляет приковывать к себе особое внимание многочисленных ученых и наблюдателей, представляющих различные мировые державы. В максимально короткие сроки Страна восходящего солнца достигла колоссальных успехов в области модернизации экономики, общественного строя, поравнявшись с наиболее развитыми государствами мира.
Фантастическое восстановление Восточноазиатской страны после безоговорочного поражения в ходе Второй мировой войны – настоящий феномен. Так, уже к началу XXI столетия Япония признана передовым двигателем глобальной экономики.
Многовековую историю политического развития азиатской империи невозможно проложить в прямую линию: процесс становления государства часто проходил с торможением формирования главенствующих демократических норм и принципов, а также социальных институтов.
Устройство системы государственного управления
Япония – унитарное правовое демократической государство
, где в качестве
формы правления главенствует парламентарная монархия
. Следовательно, власть и полномочия императора здесь крайне ограничены.
Первостепенный закон – Конституция
, вступившая в силу в
1947
году. Данным нормативно-правовым актом утвержден нынешний статус императора, являющегося главным символом страны, а также единства народа.
Государственная территория разделена на 47
областей – префектур
, которые, в свою очередь, принято относить к 4
типам
. Первый из них – то (Токио), до (Хоккайдо), фу (Киото и Осака) и кэн (остальные 43
района).
Основополагающие принципы управления государственной системой полностью определены Конституцией. Верховный закон предоставляет народу самостоятельную власть и выступает гарантом соблюдения прав человека.
Японский парламент является высшим органом в системе государственной власти. Он разбит на две составляющие: палату представителей, а также палату советников.
Кроме того, существует кабинет министров – главный орган исполнительной власти. Во главе кабмина, наделенного незыблемым правом законодательной инициативы, находится премьер-министр.
Фактически реальная власть сосредоточена в руках премьер-министра
, в то время как император обязан выполнять следующие управленческие функции: утверждение законов и указов правительства, объявление выборов в парламент и промульгация конституционных поправок.
Партийная система Японии
, характерная для Страны восходящего солнца, явилась результатом капитальной послевоенной демократизации. На сегодняшний день среди множества политических организаций, действующих на территории страны, наиболее весомыми считаются следующие представители:
года монополию на власть удерживала партия умеренного консерватизма (ЛДП). Чрезмерная интеграция деятелей организации с деловыми и бюрократическими кругами Японии спровоцировала расцвет коррупции. По этой причине важные для дальнейшего продуктивного развития страны экономические и социальные реформы проводились в «заторможенном режиме».
Оппозиционные партии, жаждущие постоянной смены правительства, также не пользуются значительной популярностью среди избирателей. Нынешний электорат выступает за создание пары масштабных политических организаций, способных конкурировать между собой в течение длительного периода времени.
Проведение внутренней и внешней государственной политики
Характер внутренней политики
Японии кардинальным образом изменился по окончании Второй мировой войны.
Ранее проводимый курс, мобилизирующий имеющиеся ресурсы на развертывание внешней экспансии, постепенно сошел на нет.
На сегодняшний день основными задачами, на базе которых функционирует внутриполитический аппарат, являются нижеприведенные положения:
Внешняя политическая деятельность
правительства претерпевает перечень определенных метаморфоз. Ранее она была всецело направлена на расширение влияния колониальной империи. Например, война с Китаем (1894 – 1895гг.) или война с Россией (1904 –
1905
гг).
Современная внешняя политика характеризуется:
Основная статья: Верховный суд Японии
Верховный суд Японии.
Суды являются органами судебной власти в Японии. Они существуют для надзора за исполнением законов и решения конфликтов в соответствии с действующим законодательством. Судебная власть Японии является независимой от исполнительной и законодательной властей. Это необходимое условие для осуществления справедливого судопроизводства. Суды возглавляются независимыми судьями, при разрешении дел руководствующихся только Конституцией, законами и собственной совестью. Одной из главных прерогатив судебной власти является конституционный контроль — проверка соответствия законов, принятых Парламентом, и постановлений, изданных правительством, действующей Конституции Японии. Поэтому суды называют «конституционными часовыми»[2][14].
Японские суды делятся на Верховный суд Японии и суды низшей инстанции. Последние состоят из высших, районных, семейных и дисциплинарных судов. Верховный суд является высшим органом судебной власти в стране. Он обладает правом конституционного контроля и выступает судом последней инстанции, решения которого не подлежат обжалованию. Верховный суд формируется из председателя и 14 судей, которые номинируются Кабинетом министров и назначаются Императором. Судьи судов низшей инстанции назначаются Кабинетом министров[2][14].
Судопроизводство подразделяется на гражданское и уголовное. Оно проводится на основе «Шести ексов» — сборника всех главных законов Японии[2][14].
Суды по гражданским делам рассматривают конфликты относительно финансов, недвижимости, торговых сделок, транспорта, выплаты компенсаций и т. д. Обычно гражданские дела проходят с участием адвокатов истца и ответчика. Если стороны не согласны с решением суда, он вправе применить силовые методы для выполнения своего решения[2][14].
Суды по уголовным делам рассматривают случаи, связанные с убийствами, грабежами, хулиганством и другими антисоциальными преступлениями. На стороне пострадавшего в роли обвинителя выступает прокурор, на стороне подозреваемого в роли защитника — адвокат. Все подозреваемые имеют презумпцию невиновности, пока их вина не будет доказана в суде. В зависимости от результатов судебного процесса судья выносит соответствующий приговор[14].
Как правило, все судебные заседания являются открытыми для общественности. Однако по единодушному решению судей, ведущих процесс, заседание может проходить за закрытыми дверями. Если сторона, участвовавшая в судебном процессе, была не удовлетворена решением суда, она может подавать апелляцию в вышестоящий, а после него — в Верховный суд[14].
Государственный и политический строй Японии (стр. 1 из 2)
Как известно, Япония является конституционной монархией. При данном государственном строе Император осуществляет определенные церемониальные функции (присутствует на официальных торжествах, национальных праздниках) и служит «символом государства и единства нации», но юридически Император безвластен и лишен права голоса в вопросах управления государством. Император подписывает решения кабинета министров, официальные документы, законы и международные договоры, заверяет назначения министров и других высших должностных лиц, принимает иностранных послов и т.п.
Как мы уже писали, конституция Японии была принята парламентом страны и вступила в силу 3 мая 1947. До настоящего времени в неё не было внесено ни единой поправки, хотя по поводу части статей уже выражалось недовольство (в частности, критике подверглась статья №9, констатирующая отказ от войны и содержания армии). Если же дело дойдёт до внесения поправок в конституцию, то для того, чтобы это стало возможным необходимо согласие 2/3 общего числа каждой из двух палат парламента, а также – согласие большинства населения, которое выражается на всенародном референдуме.
Законодательную инициативу в Японии во многих случаях проявляют чиновники. Когда назревает необходимость пересмотра существующих законов или введения новых, они готовят соответствующие законопроекты, которые затем рассматриваются правительством и в случае одобрения представляются парламенту.
Парламент состоит из двух палат: верхней (палата советников) и нижней (палата представителей). Нижняя палата насчитывает 500 депутатов, 300 из которых избираются в одномандатных округах и 200 – от партий по системе пропорционального представительства в 11 избирательных округах. Срок полномочий депутатов нижней палаты – четыре года, но в ряде случаев он может быть сокращен. Палата советников насчитывает 252 члена, которые избираются на шесть лет.
Значительная часть законодательной работы в обеих палатах парламента осуществляется комитетами. Назначение депутатов зависит от степени влияния политических партий. Председателями в комитетах являются представители партии-фаворита, имеющей большинство в парламенте. Ход заседаний носит довольно оживлённый характер и как и везде члены оппозиции могут задавать самые каверзные вопросы.
Когда законопроект получает поддержку в комитете, по нему проводится голосование всей палатой. Одобренные палатой документы направляются в палату советников.
За национальную и внешнюю политику Японии отвечают премерьер-министр и его кабинет, состоящий из министров и государственных министров. Члены кабинета возглавляют министерства и специализированные управления и как правило избраны в парламент. В состав кабинета министров входят также министр кабинета (управляющий делами правительства) и глава законодательного бюро (органа, через который проходят все законопроекты). В министерствах и управлениях работают чиновники, назначаемые по результатам специальных конкурсных экзаменов.
Политические партии и выборы
Работа парламента в значительной мере зависит от распределения влияния между партийными группами. ЛДП, созданная в 1955 в результате слияния Либеральной и Демократической партий, удерживала власть с момента возникновения и до 1993. Затем были крупный финансовый скандал и вотум недоверия, в результате чего ЛДП потеряла контроль над палатой представителей. Семь оппозиционных партий объединили усилия для завоевания большинства депутатских мест и добились права сформировать кабинет министров. Эта коалиция включала широкий спектр политических направлений: от социалистов и коммунистов слева, демократических социалистов и Комэйто в центре до реформистски настроенных консерваторов, ранее состоявших в ЛДП и покинувших ее, чтобы создать Партию новой Японии и Партию обновления Японии. Следующий этап в японской политике начался, когда новое поколение лидеров призвало к пересмотру избирательной системы и практики финансирования избирательных кампаний.
В некоторой степени на позициях партий в парламенте отражаются особенности электоральной системы. До внесения в нее изменений в 1996 метод избрания в нижнюю палату носил уникальный характер: избирательные округа направляли от 2 до 6 (большинство от 3 до 5) депутатов. Таким образом, крупным партиям приходилось выдвигать несколько кандидатов, которые на выборах должны были соперничать с членами не только других, но и своих партий. В результате принадлежность к определенной политической партии перестала играть решающую роль. Целями введения новой избирательной системы были ликвидация коррупции, переориентация симпатий избирателя с конкретного лица на политическую партию, а также уменьшение роли фракций в формировании кабинета и осуществлении государственной линии. Нынешняя избирательная система отдает преимущество ЛДП. В городских районах в парламент направляют одного депутата от 250–350 тыс. избирателей, в то время как в сельских районах – всего от 130–140 тыс. человек.
Япония разделена на 47 префектур. В качестве отдельных префектур выделяются о.Хоккайдо, а на Хонсю – мегаполис Токио и две городские агломерации, Осака и Киото. Более подробную информацию по каждой префектуре Вы можете прочитать в нашем разделе География.
В Японии существует развитая система органов местного самоуправления и управления на уровне префектур, городов, поселков и деревень. Раз в четыре года проводятся выборы депутатов в органы местного самоуправления. На такой же срок избирают префектов, мэров городов и деревенских старост. В компетенцию этих должностных лиц входит созыв собраний на очередные и внеочередные сессии. Кроме того, они имеют право вето по отношению к решениям собраний, досрочного роспуска собраний. Префекты могут быть досрочно смещены премьер-министром, а мэр города и староста деревни – префектом. Высшие должностные лица общей компетенции имеют право приостанавливать исполнение актов центральных органов управления на своей территории. Исполнительные полномочия на местах принадлежат специальным постоянным комиссиям местных собраний. Члены этих комиссий избираются собраниями или назначаются главой администрации с согласия собрания. За деятельностью органов местного самоуправления и управления осуществляется жесткий прямой контроль центральных ведомств. Деятельность полиции, школ, больниц контролируют соответствующие министерства. Финансовая система страны также способствует усилению централизации, поскольку 70% всех налогов поступает в государственный бюджет и лишь 30% остается на местах.
Конституцией предусмотрена независимая судебная власть. Верховный суд страны состоит из главного судьи, назначаемого императором по представлению кабинета министров, и 14 судей, назначаемых самим кабинетом. Конституция устанавливает референдарную ответственность членов Верховного суда: каждые 10 лет одновременно с выборами в парламент избиратели голосуют «за» или «против» конкретных судей. Имеются восемь региональных высших судов, 50 окружных (четыре на Хоккайдо и по одному в остальных префектурах) и сеть низовых судов. Верховный суд обладает прерогативой определять конституционность административных действий и вводимых в силу законодательных актов.
Несмотря на конституционный запрет на содержание вооруженных сил, в 1950 американские оккупационные войска положили начало созданию в Японии национального полицейского резерва, реорганизованного в «национальные силы безопасности» в 1952 и в «силы самообороны» в 1954. Военная служба носит добровольный характер. В 1996 сухопутные войска насчитывали 148 тыс. личного состава. В военно-морских силах, включавших 63 боевых корабля и 171 самолет, служили 43 тыс. человек на флоте и 12 тыс. – в морской авиации. ВВС насчитывали 44 тыс. личного состава и 300 боевых самолетов. Японский военный потенциал по-прежнему остается чисто оборонительным; страна не располагает ни авианосцами, ни стратегическими бомбардировщиками. В соответствии с американо-японским договором о взаимном сотрудничестве и безопасности 1960, США должны осуществлять оборону Японии в случае иностранного вторжения, а американцам разрешено иметь в стране военные базы.
В качестве ответной реакции на милитаризм 1930-х годов и потери, понесенные во Второй мировой войне, в стране начиная с 1950-х годов широко распространены пацифистские настроения. После примерно двухлетних ожесточенных дебатов в 1992 парламент принял закон, разрешающий отправку военнослужащих за границу для участия в международных миротворческих акциях. Впервые с 1940-х годов японские войска в сентябре 1992 были размещены за рубежом, участвуя в операции ООН в Камбодже.
Япония стремится к сохранению дружественных отношений со всеми государствами. Кроме военного альянса, Япония тесно связана с США в экономическом плане.
Отношения с другой сверхдержавой, СССР, были обусловлены рядом неразрешенных вопросов. Напряженность вызывает спор о четырех небольших островах южной части Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи), отошедших к СССР в конце Второй мировой войны. Японцы считают эти острова своей территорией, но СССР отказывался их вернуть до тех пор, пока в Японии будут размещаться американские военные базы. Разногласия вокруг островов остались предметом спора и в отношениях Японии с Россией.
Япония имеет длительную историю взаимоотношений с Китаем. С точки зрения Японии, огромный Китай представляет интерес прежде всего как крупнейший потенциальный рынок и выгодная сфера капиталовложений. Япония имеет тесные внешнеэкономические связи с Республикой Корея и Корейской Народно-Демократической Республикой.
Местное самоуправление[ | ]
Здание Токийского префектурного совета.
Местное самоуправление в Японии осуществляется на уровне административных единиц — префектур, городов, посёлков и сёл. В стране его называют «школой демократии». Община каждого из этих уровней выбирает себе власть, занимающуюся делами местного водоснабжения, пожарной службой, библиотеками, утилизацией мусора, заботой о пожилых гражданах, содействием промышленности и т. д.[2][15]
Власть местной общины состоит из однопалатного совета и правительства. Советы бывают префектурными и муниципальными. Муниципальные советы делятся на городские, поселковые и сельские. Депутаты советов избираются прямым, тайным голосованием, сроком на 4 года. Возрастной ценз для депутатов префектурных советов составляет 25 лет. Советы принимают подзаконные акты, действующие на подконтрольной советам территории, обновляют или отменяют прошлые постановления. Депутаты советов обязаны принимать местный бюджет. Исполнительные органы власти местного самоуправления представлены местными правительствами. Их комплектуют местные чиновники. Они избираются голосованием из членов общины по результатам экзаменов. Возглавляют правительства местные главы. В префектурах их называют префектами, в городах — мэрами. Они избираются общиной на прямых, тайных выборах, сроком на 4 года. Возрастной ценз для глав префектур — 30 лет; для глав муниципалитетов — 25 лет. В случае конфликта между советом и правительством, совет может выражать вотум недоверия правительству, а правительство — распускать совет и накладывать вето на его решения[15].
Местные власти вправе устанавливать префектурные и муниципальные налоги для пополнения бюджета. В случае финансового кризиса местное правительство может издавать муниципальные облигации, а центральное правительство может выделять средства из центральной казны для поддержания жизнедеятельности общества. Основные расходы местных бюджетов идут на строительство, образование и благоустройство территории[15].
Члены местных общин влияют на самоуправление путём выборов, референдумов, сбора подписей и подачи петиций, демонстраций и т. д. Для надзора за деятельностью местных правительств действует разветвленная сеть некоммерческих организаций и профсоюзов[15].