вагоны для женщин в каких странах
В России предложили запустить женские вагоны в метро
Что происходит
Что это значит
Практика разделения общественного транспорта на «общий» и «женский» на данный момент применяется в разных странах мира. Например, в Японии специальные вагоны метро для женщин запустили в 2000 году, — по данным социального опроса, больше половины женского населения крупных городов сталкивались с домогательствами в общественном транспорте. Стоит отметить, что японские девушки поддерживают данную инициативу, — около 70% жительниц Токио положительно оценивают такое разделение. Женские вагоны также можно встретить в Иране, Индии, ОАЭ и других странах.
Несмотря на то, что подобная практика преследует исключительно благие намерения, не всем она приходится по душе. Основной аргумент критиков — дискриминация по половому признаку. Кроме того, создание «безопасных» вагонов не решает проблему харассмента, а лишь ослабляет его проявления.
В 2016 году фонд FIA опубликовал отчет, посвященный изучению различных политических подходов к обеспечению безопасности женщин в общественном транспорте. Его авторы пришли к выводу, что разделение пространства «не решает основную проблему, заключающуюся в неприемлемом поведении», и «подтверждает, что женщинам нельзя позволять свободно передвигаться и им нужно уделять особое внимание».
Безусловно, возможность воспользоваться общественным транспортом без страха оказаться жертвой нежелательных домогательств — бесценна, однако разделение вагонов на «общие» и «женские» кажется радикальным и не совсем логичным решением проблемы.
«Если продолжать логически, то с теми же целями стоит делать отдельные женские дома, кварталы, улицы, города. Как это было в далеком прошлом, делить учебные заведения всех уровней на женские и мужские и тому подобное», — прокомментировала инициативу первый зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Ирина Рукавишникова.
Культура насилия по-русски. Почему «женские» вагоны в метро не решат проблему домогательств
В последние несколько лет, во многом благодаря движению #Metoo, поддержке и деятельности правозащитниц и активисток россиянки начали говорить о домашнем и сексуальном насилии, и патриархальное российское общество, скрипя скрепами, понемногу меняет отношение к проблеме.
С харассментом и сексуальными домогательствами дело обстоит иначе. Их факт практически невозможно доказать. И с ними зампредседателя Общественной палаты Ленинградской области Владимир Петров предлагает бороться с помощью специальных вагонов в метро.
Видимость борьбы
В своей инициативе, обращенной к министру транспорта РФ Виталию Савельеву, Петров подчеркивает, что домогательствами в общественном транспорте занимается меньшая часть мужского населения России, но столкнувшиеся с ним женщины все равно испытывают стресс и страх. Автор также ссылается на посты и комментарии в соцсетях, где женщины рассказывают о домогательствах и нарушениях личного пространства со стороны мужчин.
При этом жертвы домогательств не говорят о пережитом опыте, стараясь вытеснить эпизод из памяти. Если не верите, спросите у знакомых женщин. Вы удивитесь, узнав, сколько из них хотя бы раз в жизни сталкивались с приставаниями в транспорте. Лично я переживала это дважды. Первый раз в 12 лет, второй — в 22 года. Оба раза я цепенела и испытывала жгучее чувство стыда, но рассказать об этом впервые решилась только пять лет назад, когда похожей историей поделилась подруга.
Фото: Lukas Rychvalsky/Pexels
Сегрегация бессильна
Действительно, раздельные вагоны в общественном транспорте есть в Японии, Индии, Каире и ОАЭ. В двух последних это обусловлено религией, догмы которой далеки от гендерного равенства и ценностей западного мира.
Примеры этих стран показывают, что раздельные вагоны не решают саму проблему, а сегрегация из подобных «благих» побуждений не работает.
Похожий опыт есть и в России: «РЖД» в некоторых поездах предлагает выбрать «женское» или «мужское» купе. Обычно для этого отводится один вагон из всего состава и право выбора есть у представителей обоих полов. Кроме того, на дальних ночных рейсах такая мера действительно имеет смысл — пассажирам спокойнее готовиться ко сну и спать в окружении людей одного с ними пола. Петров же предлагает разделить вагоны метро на «женские» и «общие», что не решит проблему домогательств, но может вызвать взаимную агрессию разнополых пассажиров и привести к конфликтам.
Новая норма
В нашей стране пока нет института репутации, а сами домогательства часто приравниваются к проявлениям галантности и знакам внимания. Особенно это касается тех, кто видит в новой этике охоту на ведьм и отстаивает старый образ жизни: «Ну подумаешь, ущипнул за попу или сделал двусмысленный комплимент. Это проявление внимания».
Фото: Ajay Murthy/ Unsplash
Все это лишь подтверждает, что бороться с проблемой сексуализированного насилия невозможно вне контекста разговора о правах женщин, построения института репутации и отмены культуры молчания.
Женщинам не нужны отдельные вагоны в метро. Им — нам — нужно, чтобы домогательства перестали быть нормой. Так что сэкономьте деньги и оставьте вагоны общими. В конце концов, если в них будут ездить мужчины, которые живут в обществе, где домогательства порицаются, а не принимаются как данность и уголовно наказуемы, а в идеале — мужчины, которые не олицетворяют себя с животными, не способными контролировать себя при виде мини-юбки, и уважают другого человека женщину и ее границы (привет, страна победившего феминизма), нам ничего не будет угрожать в метро. Даже в час пик. Даже в мини-юбках.
* СМИ признано Минюстом иноагентом.
Больше текстов о политике, культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Южная Корея: Идея создания вагонов метро только для женщин наталкивается на непонимание
Метро является одним из самых быстрых, безопасных и удобных видов транспорта для загруженных улиц столицы Южной Кореи Сеула. С увеличением числа сексуальных домогательсв, особенно в часы пик и ночное время, городские власти Сеула решили запустить вагоны метро только для женщин — действие, которое вызвало горячие споры онлайн.
20 июля 2011 года в Сеуле было объявлено, что вагоны только для женщин станут доступными на линии метро N 2 начиная с сентября. При положительных отзывах граждан городские власти намерены расширить проект.
Большинство сетян, сомневающихся в эффективности идеи, выступили с активным протестом против новой системы. Сео Йонг-хван (@a2n5), которому принадлежит онлайн-магазин женской обуви твитит:
«Когда бы я ни ехал в метро, я стараюсь быть очень внимательным и осторожным, чтобы не вызвать подозрения в сексуальном домогательстве. Это является обратной дискриминацией. Я готов спорить, что во время часа пик большинство женщин предпочтет выбрать вагон метро, который будет ближе к переходу на другую линию, нежели вагон для женщин.»
Вагон метро, Сеул, Южная Корея. Фото пользователя Flickr Мэтью Р Ллойда (CC BY-NC-ND 2.0).
«Создание вагона для женщин является неразумным. Даже наличие уже существующих мест для пожилых людей, инвалидов и беременных женщин едва ли работает.»
Осуществление идеи создания вагона только для женщин не является чем-то новым. В 1992 году подобная система была применена по линии метро N 1, но вскоре была отменена, так как люди не соблюдали правила. Когда речь шла о занятых студентах и рабочих, сесть в правильный поезд было гораздо важнее, чем в правильный вагон.
«Целью вагонов только для женщин была бы защита от сексуальных преступлений. Если они действительно хотят предотвратить преступления против женщин, тогда они должы бы улучшить безопасность метро при помощи строгих законов, а не путем изоляции женщин в одном замкнутом пространстве. На первый взгляд эта новая система может показаться ‘предотвращающей преступления на фундаментальном уровне’, но фактически это ничего более, чем попытка ‘убежать от проблемы’, потому что эти люди некомпетентны. Подумайте об обратной ситуации: женщины едут в обычных вагонах или в час пик едут в поездах метро, где нет вагона для женщин. (Если что-то случится с женщинами в этих случаях,) они останутся незащищенными.»
Мужчины — потенциальные сексуальные преступники?
«Я выхожу из дома и еду на автобусе до станции метро Ямсил и вижу там толпу людей. Когда я вижу длинную очередь людей, ожидающиъ поезда, я думаю: «Боже, будет неприятная поездка», потому что велика вероятность непроизвольного касания кого-либо во время поездки.[…] Идея создания вагона только для женщин говорит о том, что в каждом мужчине они видят ‘потенциального’ преступника.»
Аргумент [в поддержку]: ‘подумайте о членах вашей семьи и вашей девушке’. Это сильно. Я бы проголосовал «за».
В метро Шанхая женщинам могут выделить отдельные вагоны
Специальные вагоны для женщин могут появиться в метро Шанхая. С подобной инициативой выступил депутат местного Собрания народных представителей Шэнь Цюньхуэй, сообщает «Дунфанван». /epochtimes.ru/
Самым востребованным транспортом в Шанхае считается метрополитен. Многие женщины чувствуют себя в часы пик в метро очень дискомфортно. Они вынуждены ехать в плотно забитом вагоне, а мужчины не всегда ведут себя по-джентльменски. Всё это приводит к возникновению конфликтных ситуаций.
Свою инициативу Шэнь предложил обсудить публично и провести эксперимент с вагонами для женщин на отдельно выбранных ветках метро.
Метрополитен в Шанхае из 14 веток открыт в 1993 году. Это самый длинный метрополитен в мире с протяжённостью линий в 617 км (более 500 км). До 2020 года в шанхайском метро появятся 4 новые ветки и 5 новых участков на уже существующих линиях.
Ситуация в России
В 2015 году сенатор Вадим Тюльпанов также предложил создать в метро отдельные вагоны для женщин с детьми, беременных женщин и пожилых людей. Это позволит облегчить их положение в часы пик и избежать травм. В первую очередь сенатор предлагал разгрузить метрополитены Москвы, Санкт-Петербурга, а впоследствии и других крупных городов.
Тюльпанов рассказал, как сам неоднократно видел проблемы женщин и престарелых людей, которые не могли в часы пик даже войти в вагон: «В час пик я видел, как мамы с маленькими детьми пытаются попасть в вагон: дети плакали от давки, у кого-то не получалось даже попасть в вагон».
К примеру, можно выделить для предложенной категории граждан первый вагон. Тогда все будут понимать, что он особый, и не будут в него заходить. Первое время за соблюдением правил могут следить работники метрополитена, в дальнейшем россияне привыкнут к ним.
Позднее Минтранс предложил подобный законопроект на рассмотрение в Госдуме. Однако документ вызвал массу вопросов и споров. За сутки столичное метро перевозит около 8 млн человек. Как отделить беременных женщин, инвалидов и пожилых людей от всех остальных? Хватит ли остальным пассажирам совести не заходить вместе с ними в вагон? А если и хватит, то другие вагоны будут переполнены ещё больше. Вместимость каждого вагона максимум 200 человек. Как быть с остальными пассажирами? Эти вопросы мучают парламентариев до сих пор.
Отдельные вагоны
Специальные вагоны для женщин существуют во многих странах. В Японии есть вагоны для инвалидов и женщин с детьми. «Женские» вагоны существуют в Каире, Южной Корее, Дубае, Иране, Алжире, Мекке, Бразилии, Индии и ряде других стран. Такие вагоны защищают женщин от сексуальных домогательств. При этом власти штрафуют мужчин, которые пытаются проехать в особых вагонах.
Спасибо за использование нашего раздела комментариев.
Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.
Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.
Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на [email protected]
С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times
В России предложили создать женские вагоны в метро
Первый заместитель председателя Общественной палаты Ленинградской области Владимир Петров заявил, что в России необходимо запустить женские вагоны в метро. По мнению политика, эта мера поможет защитить россиянок от домогательств в общественном транспорте, сообщает «Вечерняя Москва».
Письмо с предложением создать женские вагоны Петров направил министру транспорта России Виталию Савельеву. Петров подчеркнул, что меньшая часть мужчин занимается домогательствами в общественном транспорте, однако девушки испытывают страх столкнуться с подобным опытом.
Петров добавил, что в мире уже распространена практика разделения общественного транспорта на «общий» и «женский». В странах, где принята подобная мера, женщины могут воспользоваться специальными вагонами, в которых они смогут безопасно ехать, не задумываясь о риске сексуальной атаки или домогательств.
«Беременные женщины или женщины с маленькими детьми также с радостью пользуются такими женскими вагонами общественного транспорта. Поэтому прошу оценить идею тестирования в России эксперимента по запуску специальных женских вагонов в метрополитене, трамваях и иных видах общественного транспорта», — заключается в документе.
С предложением ввести женские вагоны уже выступали в 2015 году в Совете Федерации, однако инициатива так и не была реализована.