вахтенный матрос это матрос какого класса

«Главное — не потратить все после первого рейса»: сколько зарабатывает матрос

На судах рыболовного флота

Продолжаем рассказывать о разных профессиях и доходах, которые они приносят.

Герой этого выпуска несколько лет назад решил, что филологическое образование вряд ли поможет ему прокормить семью, купил билет до Петропавловска-Камчатского и стал матросом на рыболовном судне. Работа в море позволила ему закрыть ипотеку, несколько раз съездить в отпуск за границу и поменять машину. Он рассказал, почему можно 30 лет быть матросом, получать сотни тысяч рублей за рейс и при этом все равно оставаться на мели.

Это история читателя из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Выбор профессии

По образованию я филолог-лингвист, учился в Калининграде. Всегда любил литературу и русский язык, потому и выбрал эту профессию, пока все шли на юристов и экономистов. Во время учебы в вузе мои одногруппники работали по специальности и получали около 10 000 Р в месяц. Я решил пойти другим путем и занялся продажей техники — сначала по найму, потом открыл несколько собственных мелких отделов, это приносило мне до 5000 Р в день. О перспективах тогда не задумывался, и с приходом крупных игроков типа «Евросети» мой бизнес умер. Опыт работы по специальности за годы студенчества я не набрал, время было упущено, так что на работу по профилю меня никто не взял.

Устроился на госслужбу, работал в отделе молодежной политики, отвечал за развитие молодежного предпринимательства и робототехники, курировал образовательные программы всероссийских форумов и фестивалей. Начинал с простого специалиста, через полгода стал начальником отдела, еще через полгода — замом начальника департамента. Получал от 85 000 до 130 000 Р в зависимости от интенсивности работы и количества проектов, которыми занимался.

В один прекрасный день, когда последние деньги были потрачены на ипотеку и продукты, а зарплата была еще далеко, объявился мой дядя: он 15 лет живет на Камчатке и работает в сфере рыболовства. Дядя рассказал, что есть возможность быстро получить большую сумму, но для этого нужно потрудиться. На тот момент я уже слишком устал — и работа в море показалась мне более простым вариантом. Конечно, подобного опыта тогда у меня не было, но трудностей я не боялся: золотая пыль от чиновничьих кабинетов уже полностью рассеялась. Больше пугало то, что перегорю и вообще не смогу ничего делать, а кормить семью и выполнять обязательства перед банками необходимо.

Так что я собрал чемодан и полетел на Камчатку.

нужно было потратить, чтобы начать работать

Я нашел подходящее учебное заведение, и меня зачислили, хотя набор на курс уже кончился: моя история разжалобила заместителя директора по учебной части.

Курсы я окончил с отличием, но к этому моменту все пароходы уже ушли в рейс, а мне нужно было еще получить удостоверение личности моряка, которое не выдают, пока судоходная компания не гарантирует тебе трудоустройство. Найти хорошо оплачиваемую работу в какой-то другой отрасли тут сложно: Камчатка живет морем, с окончанием сезона или контракта все моряки уезжают. Мне помог мой одногруппник — забавный парень, который, как оказалось впоследствии, отсидел несколько лет за кражи, но перевоспитался. По его наводке я устроился на береговой завод по обработке рыбы. Набор необходимых документов там минимален и схож с тем, что нужен для работы на судах рыболовного флота.

Мне повезло, я попал на «блатную» должность — контроль качества и учет продукции. Когда я приехал на завод, работа строилась так: данные записывали в тетрадь, всё считали на калькуляторе, снова переписывали на бумагу и только после этого заносили в эксель-таблицу. Такой дичи я давненько не видывал!

За неделю я составил формулы, перенес их в «Эксель» — и принимал хвалебные оды.

Тяжелее всего было объяснить, как работать в таблице: куда вносить данные, а что трогать нельзя. Работал я с восьми утра до восьми вечера, но часто приходилось выходить и в нерабочее время: настраивать технику после того, как кривые руки и мозги выводили ее из строя.

После возвращения с завода я еще около месяца бродил по судоходным компаниям и пытался попасть в штат. Это сложно из-за высокой конкуренции: в хорошие компании, где нет проблем с выплатами, конкурс до ста человек на место. С образованием, но без опыта устроиться почти нереально. Учить на производстве никто не хочет, а часто просто не умеет.

Место работы

Я представлял себе белоснежный корабль с бравыми матросами и был сильно разочарован, когда увидел свое судно. Большой автономный траулер «Московская Олимпиада», ровесник этого славного события, вид имел довольно удручающий, а команда как на подбор состояла из прожженных моряков, нашедших на этом пароходе спокойную старость. «Олимпиаду» уже лет пять пытаются продать в Китай или Индию, где ее разберут и пустят металл на гвозди и иголки, но никто не дает подходящую цену. Оборудование изношено, модернизировать его нет смысла, потому что само судно устарело. Все время что-то ломается, поэтому много на таком пароходе не заработаешь.

На судах с более современным оборудованием и меньшим сроком эксплуатации зарплаты выше, бытовые условия комфортнее. Но сразу же попасть на хороший корабль очень тяжело. Можно перевестись на него с плохого, если сменный мастер или заведующий производством сам переходит на такой пароход и берет тебя с собой либо тебе дают рекомендации.

«Московская Олимпиада» — траулер морозильного типа, на заводе установлены шкафы контактной заморозки, куда складываются формы с рыбой. После замерзшую рыбу выбивают из противня, упаковывают и отправляют в трюм.

Экипаж нашего судна состоял из 130 человек, включая поваров, электриков, мотористов, механиков, матросов камбуза, матросов обработки и палубной службы, которая отвечает за ловлю, это одна из самых опасных служб на пароходе.

Жили мы в четырехместных каютах. В каждой — импровизированный диван, стол, в боковых нишах — двухъярусные кровати. У нас в каюте была только раковина и зеркало, а общий душ находился на второй палубе. Помимо душа была сауна. Это обязательное условие, потому что после работы в трюме или на улице необходимо согреться.

Поощрения за хорошую работу были только на словах.

Всем говорили, что по итогу рейса капитан будет распределять премиальный фонд, который предоставляет компания, но в итоге все получили одинаково. Рвал ты жилы или работал кое-как — разницы не было. Из-за этого случались конфликты.

Суть профессии

Матрос обработки — универсальный солдат, виноватый во всех бедах, но никоим образом не причастный к удачным событиям. Нас еще называют «короли говна и пара», так как на корабле нет такой работы, которую нельзя поручить матросу. Мы делаем все — от укладки линолеума до ремонта иллюминаторов.

Рыбу ловят тралом — большой сетью особой конструкции, в нее вшиты датчики, сигнализирующие о наполнении. Когда нужный вес набран, сеть поднимают на борт. За раз трал набирает до 100 тонн рыбы, причем до 35% улова остается на палубе, давится, становится негодным для обработки и выбрасывается. Я ходил в зимний рейс, мы заготавливали минтая и сельдь. Весной и летом ловят кальмара и красную рыбу. Некоторые суда специализируются на крабах и моллюсках.

Обработка рыбы делится на два этапа.

Первый. Подготовка и потрошение, отделение головы, чистка внутренностей, сортировка молок, икры, а также кишок: из них делают рыбную муку — очень дорогое удобрение, которое активно закупают жители Китая. Это самая грязная и незавидная работа, за которую платят не очень много.

Второй. Сортировка, заморозка и упаковка рыбы. Самая чистая работа с более высокой оплатой. Тем, кто попадает на этот этап, можно сказать, повезло, тут главное — быть быстрым и внимательным.

«Первоходов» сначала ставят на различные виды операций: помимо перечисленного они могут укладывать блок-формы в морозильный шкаф и вынимать их оттуда, подавать рыбу на ленту для потрошения, сортировать ее по размеру и наличию повреждений. Первые три дня мастер смены все объясняет и буквально нянчится с новичками. А после этого все хорошее заканчивается — и если тупить или работать халатно, то получаешь нагоняй.

Иногда дело не ограничивается словами: могут и в морду дать. Ты можешь написать жалобу, но капитан и старпом встанут на сторону мастера. Тогда есть два варианта: либо тебя загнобят, либо придется списаться, ты ничего не заработаешь, еще и попадешь в черный список компании — на судно больше не возьмут. У меня в рейсе все было гладко, но вообще-то конфликты случаются довольно часто.

Работа подходит молодым, физически сильным. Если у человека нет семьи и детей, нет высшего образования, это вариант за пару лет накопить 2—3 миллиона рублей для покупки машины, квартиры, открытия бизнеса, оплаты учебы. На нашем судне среди матросов контингент был в основном такой. Хотя и людей с историей, похожей на мою, хватало: тут работали прокуроры, следователи, помощник судьи.

На пароходе тебя бесплатно одевают, кормят, обстирывают и лечат, если ты вдруг заболел. Также ты разом получаешь относительно большую сумму денег, главное — не потратить все после первого рейса. У нас были матросы, которые ходят в моряках по 40 лет и не имеют ничего, потому что на берегу спускают все без остатка. Их заработок уходит на женщин с низкой социальной ответственностью, дорогие гостиницы, алкоголь, наркотики и технику, которая потом продается за бесценок, а последние деньги пропиваются или что-то типа того.

В целом профессия очень травмоопасная. Некоторым ломает ребра швартовыми канатами, когда те лопаются во время штормовых швартовок, кому-то пережимает руки и ноги тросом, кому-то отрезает пальцы гильотиной, когда режут голову рыбе.

Еще дико видеть, как загрязняется море и никто об этом не задумывается.

Вопреки международным конвенциям по охране морских и биологических ресурсов, все отходы сбрасываются за борт: это и бытовой мусор, и металлические бочки с остатками горюче-смазочных материалов и других нефтепродуктов, и любые механизмы, которые вышли из строя и не подлежат ремонту.

Тотальный беспредел происходит и в плане вылова рыбы: ее ловят в местах взросления, то есть даже не дают ей вырасти. Из-за этого популяция рыб и морских животных сокращается: если 10—15 лет назад в одном квадрате ловили от 150 до 200 судов и улова хватало на всех, то теперь его не хватает даже на 25—30 судов.

Рабочий день

Обычно смены бывают 6 часов через 6 или 8 через 8. Соответственно, заступаешь всегда по-разному : грубо говоря, сегодня можешь работать с 8:00 до 16:00, завтра — с 0:00 до 8:00. Выходных как таковых не бывает, только в случае форс-мажора: порвали трал, нет рыбы в этом районе, переходим в другой. Но если ты в швартовой команде, то и этого счастья лишен. К тому же поломок на корабле всегда много, все они срочные, так что работаешь всегда. Поначалу устаешь, потом привыкаешь.

День на пароходе начинается с объявления по громкой связи о том, что необходимо приготовиться к работе, это происходит где-то за час до начала смены.

Минут 20 дается на то, чтобы привести себя в порядок, потом завтрак. На каждый день недели — свое меню. От поваров многое зависит, в том числе и настроение экипажа. Нас кормили очень плохо — и настроение, соответственно, было хуже некуда. Фрукты, соки и шоколад матросам выдают только по праздникам.

Заступаешь на смену, есть несколько минут, чтобы выкурить сигарету и переброситься парой фраз с «немцами» — так называют работников другой смены. Всего в смене от 20 до 25 человек, помимо матросов сюда входит дежурный электрик и механик на случай поломок.

За смену я упаковывал 20—25 тонн рыбы.

Иногда мне давали помощника, чаще всего он занимался мороженой икрой.

После четырех часов «у станка» идет получасовой перерыв — «чай», во время которого можно заниматься своими делами.

Затем нужно отработать еще 3,5 часа, это время тянется безумно долго.

стоила минута разговора по спутниковому телефону

Свободное время на корабле все проводят по-разному : кто-то устраивает турниры по «Доте», кто-то играет на гитаре, смотрит фильмы, читает книги — но это скорее исключение.

Через восемь часов — снова добро пожаловать на смену.

Источник

Вахтенный матрос это матрос какого класса

вахтенный матрос это матрос какого класса. Смотреть фото вахтенный матрос это матрос какого класса. Смотреть картинку вахтенный матрос это матрос какого класса. Картинка про вахтенный матрос это матрос какого класса. Фото вахтенный матрос это матрос какого класса

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

вахтенный матрос это матрос какого класса. Смотреть фото вахтенный матрос это матрос какого класса. Смотреть картинку вахтенный матрос это матрос какого класса. Картинка про вахтенный матрос это матрос какого класса. Фото вахтенный матрос это матрос какого класса

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

вахтенный матрос это матрос какого класса. Смотреть фото вахтенный матрос это матрос какого класса. Смотреть картинку вахтенный матрос это матрос какого класса. Картинка про вахтенный матрос это матрос какого класса. Фото вахтенный матрос это матрос какого классаОбзор документа

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 декабря 2019 г. № 763н “Об утверждении профессионального стандарта “Матрос”

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266), приказываю:

МинистрМ.А. Топилин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 июня 2020 г.

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и
социальной защиты
Российской Федерации
от 3 декабря 2019 г. № 763н

Профессиональный стандарт
“Матрос”

I. Общие сведения

Несение ходовых навигационных и стояночных вахт и выполнение работ в составе палубной команды на судах морского и внутреннего водного транспорта17.097
(наименование вида профессиональной деятельности)Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Обеспечение безопасности людей, судна, сохранности груза и имущества, защита окружающей среды
8350Члены судовых команд и рабочие родственных занятий
(код ОКЗ 1 )(наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

50.10Деятельность морского пассажирского транспорта
50.20Деятельность морского грузового транспорта
50.30Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта
50.40Деятельность внутреннего водного грузового транспорта
(код ОКВЭД 2 )(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функцииТрудовые функции
коднаименованиеуровень квалификациинаименованиекодуровень (подуровень) квалификации
АНесение ходовых и стояночных вахт2Несение ходовой навигационной вахтыА/01.22
Несение стояночной вахтыА/02.22
ВВыполнение судовых работ3Выполнение обязанностей, связанных со швартовкой судна и постановкой на якорьВ/01.33
Уход за корпусом судна, палубами, судовыми помещениямиВ/02.33
Выполнение окрасочных, плотницких и столярных работВ/03.33
Выполнение такелажных работВ/04.33
Выполнение обязанностей, связанных с приемом, размещением, креплением и сдачей груза и багажа, посадкой (высадкой) пассажировВ/05.33
Эксплуатация спасательных шлюпок и плотов, дежурных шлюпокВ/06.33

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование документаКодНаименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ8350Члены судовых команд и рабочие родственных занятий
ЕТКС 14§ 8Матрос
§ 25Рулевой (5-й разряд)
ОКПДТР 1513482Матрос
18091Рулевой (кормщик)

3.1.1. Трудовая функция

НаименованиеНесение ходовой навигационной вахтыКодА/01.2Уровень (подуровень) квалификации2
Происхождение трудовой функцииОригиналXЗаимствовано из оригинала
Код оригиналаРегистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действияПодготовка рулевого устройства к работе и уход за ним
Проведение контрольных мероприятий и докладов при приеме и сдаче вахты на руле
Управление рулем и выполнение команд, подаваемых на руль, включая команды, подаваемые на английском языке
Ведение надлежащего визуального и слухового наблюдения за окружающей обстановкой
Выполнение действий в аварийной ситуации согласно расписанию ситуации по тревогам
Необходимые уменияУдерживать судно на заданном курсе с помощью руля по компасу, береговым и плавучим навигационным знакам
Переходить с автоматического управления рулем на ручное и наоборот, а также переходить на аварийное управление рулем
Выполнять команды, подаваемые на руль, включая команды на английском языке
Выполнять обязанности, связанные с ведением наблюдения, включая сообщения о приблизительном направлении на звуковой сигнал, огонь или обнаруженный объект в градусах или четвертях
Измерять глубины ручным лотом, производить разбивку лотлиня, снимать отсчеты лага
Использовать гиро- и магнитные компасы; определять компасный курс, курсовой угол, брать пеленг, определять по приборам скорость и направление истинного ветра, температуру воздуха и воды
Вести визуальное и слуховое наблюдение за окружающей обстановкой, осуществлять связь с помощью флажной и световой сигнализации, а также использовать пиротехнические средства
Пользоваться соответствующими системами внутрисудовой связи и аварийной сигнализации
Понимать команды и общаться с лицом командного состава, несущим вахту, по вопросам, связанным с выполнением обязанностей по несению вахты, уходом с вахты, передачей вахты
Выполнять основные действия, связанные с защитой окружающей среды
Действовать при различных видах тревог согласно расписанию по тревогам и выполнять процедуры при чрезвычайных ситуациях
Подавать сигналы бедствия различными средствами
Не допускать подачи ложных сигналов бедствия и выполнять действия, которые должны предприниматься при случайной подаче сигнала бедствия
Применять судовое аварийно-спасательное и противопожарное оборудование, имущество и инвентарь
Применять средства индивидуальной защиты
Применять изолирующие аппараты и аварийные дыхательные устройства различных типов
Принимать меры, обеспечивающие защиту и безопасность пассажиров и экипажа в аварийных ситуациях
Оказывать первую помощь пострадавшим на судне
Нести ходовую навигационную вахту с соблюдением требований охраны труда
Необходимые знанияТребования международных и (или) национальных нормативных правовых актов по организации службы на судах
Обязанности вахтенного матроса при несении ходовой вахты; процедуры ухода с вахты, несения и передачи вахты
Информация, требуемая для несения безопасной вахты
Термины и определения, употребляемые на судне
Устройство и принципы действия судовых рулевых машин, швартовного, буксировочного, сцепного, якорного, грузоподъемного оборудования судна, спасательных шлюпок и плотов
Назначение и классификация судовых систем; систем контроля и пожарной сигнализации, стационарных систем пожаротушения
Понятие о навигационной карте и лоцманской карте внутренних водных путей, основные точки и линии на земном шаре, географические координаты, единицы длины и скорости, применяемые в судовождении; дальность видимого горизонта и дальность видимости предметов и огней, системы деления горизонта
Назначение, устройство и принципы действия магнитных и гирокомпасов
Назначение и принцип работы авторулевого
Назначение, классификация и принцип работы лагов
Назначение и устройство ручного лота, разбивка лотлиня, порядок измерения глубины ручным лотом, правила ухода за лотом
Назначение и принцип действия эхолота, методика снятия отсчетов
Классификация навигационных опасностей, условные обозначения навигационных опасностей на навигационной карте
Береговые и плавучие средства навигационного оборудования, руководства и пособия для плавания
Основы лоции морей и лоции внутренних водных путей
Огни и знаки судов, световая и звуковая сигнализация, сигналы о штормовых предупреждениях, сигналы бедствия
Методы подъема и спуска флагов и значение основных однофлажных сигналов (А, В, G, Н, О, Р, Q)
Команды, подаваемые на руль на русском и английском языках, их значение
Основные действия, связанные с защитой окружающей среды
Обязанности в аварийной ситуации
Системы внутрисудовой связи и аварийной сигнализации
Сигналы бедствия, подаваемые пиротехническими средствами; спутниковые аварийные радиобуи и поисково-спасательные транспондеры
Способы избегания подачи ложных сигналов бедствия и действия, которые должны предприниматься при случайной подаче сигнала бедствия
Аварийно-спасательное оборудование и инструмент, его расположение на судне
Виды и химическая природа пожара
Факторы пожара, причины пожаров на судах, классификация материалов и веществ по пожарной опасности
Обеспечение пожарной безопасности на судне, система противопожарного контроля на судне
Средства и системы пожаротушения на судне
Типы применяемых на судне переносных и стационарных огнетушителей, принципы их выбора для различных случаев возгорания
Устройство и способы безопасной эксплуатации изолирующих аппаратов и аварийных дыхательных устройств различных типов
Тактика тушения пожара, особенности борьбы с пожарами на различных типах судов
Основные виды аварийных систем, аварийного имущества и инструмента для борьбы с водой
Виды маркировки шпангоутов, дверей, люков, крышек и горловин
Основные приемы и способы заделки пробоин, подкрепления водонепроницаемых переборок, применения аварийного снабжения
Правила пользования аварийным и противопожарным снабжением судна
Средства индивидуальной защиты, классификация и назначение
Порядок оказания первой помощи на судне
Требования охраны труда при несении ходовой вахты
Другие характеристики

3.1.2. Трудовая функция

НаименованиеНесение стояночной вахтыКодА/02.2Уровень (подуровень) квалификации2
Происхождение трудовой функцииОригиналXЗаимствовано из оригинала
Код оригиналаРегистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действияНесение вахты при стоянке судна на якоре
Несение вахты у трапа при стоянке судна в порту
Выполнение требований установленного уровня транспортной безопасности
Необходимые уменияПри стоянке судна на якоре: вести наблюдение за окружающей обстановкой, контролировать положение и натяжение якорной цепи
При стоянке судна у причала: наблюдать за швартовыми и обеспечивать чистоту бортов, оборудовать трапы и сходни и осуществлять уход за ними, эксплуатировать забортные трапы и сходни, осуществлять замер осадки судна по маркам углублений, измерять уровень воды в цистернах
Контролировать соблюдение противопожарного режима на судне, производить обход помещений судна по типовым маршрутам, докладывать вахтенному помощнику капитана судна; выполнять установленные действия в случае обнаружения пожара или его признаков на судне или на берегу вблизи судна
Осуществлять контрольно-пропускной режим на судне
Проводить наблюдение за окружающей обстановкой и собеседование с целью выявления несанкционированного проникновения на судно физических лиц или проноса багажа
Проводить визуальный осмотр судна, пользоваться техническими средствами обеспечения транспортной безопасности
Выполнять обязанности согласно расписанию по тревогам при актах незаконного вмешательства
Использовать палубные механизмы с соблюдением требований охраны труда
Необходимые знанияПроцедуры приема вахты, несения вахты, передачи и ухода с вахты
Задачи и обязанности вахтенного матроса при несении стояночных вахт
Перечень потенциальных угроз совершения акта незаконного вмешательства, порядок объявления (установления) уровней безопасности (уровней охраны)
Порядок проведения наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности; порядок выявления и распознавания на посту у трапа или на судне физических лиц, не имеющих правовых оснований для нахождения на борту судна
Основы проведения досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности; перечни устройств, предметов и веществ, нахождение которых на борту судна запрещено или ограничено
Конструктивное устройство судна: системы набора корпуса судна, конструкции наружной обшивки, днищевых, бортовых, палубных перекрытий, водонепроницаемых переборок; назначение и конструкция дельных вещей; маркировка дверей, люков, горловин и трубопроводов судовых систем
Общее устройство судна: деление корпуса на отсеки, классификация, назначение и расположение судовых помещений; мореходные качества и эксплуатационные характеристики судна, марки углублений и грузовая марка
Расположение выключателей якорных огней, палубного освещения, сигналов тревог
Назначение, классификация, конструктивные особенности различных типов якорных устройств, их принцип действия
Назначение, устройство, принцип действия якорных механизмов
Назначение, составные элементы, принципы действия швартовных устройств и швартовных механизмов; их расположение на судне
Назначение, устройство, установка, крепление судовых сходней и трапов
Расположение на судне балластных танков и танков пресной воды, их мерительных и воздушных труб, мерительных труб грузовых помещений
Требования охраны труда при работе с палубными механизмами
Правила электробезопасности и пожарной безопасности при работе с палубными механизмами
Другие характеристики

3.2. Обобщенная трудовая функция

Наименование документаКодНаименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ8350Члены судовых команд и рабочие родственных занятий
ЕТКС§8Матрос
§25Рулевой (5-й разряд)
ОКПДТР11220Боцман
13482Матрос
18091Рулевой (кормщик)

3.2.1. Трудовая функция

НаименованиеВыполнение обязанностей, связанных со швартовкой судна и постановкой на якорьКодB/01.3Уровень (подуровень) квалификации3
Происхождение трудовой функцииОригиналXЗаимствовано из оригинала
Код оригиналаРегистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действияПодготовка палубных устройств и механизмов к работе
Выполнение команд и производство докладов при выполнении швартовных операций, в том числе на английском языке
Проведение швартовных операций с соблюдением требований охраны труда
Необходимые уменияОсуществлять проверку работы швартовных механизмов на холостом ходу, производить подготовку швартовных тросов
Осуществлять крепление к огону швартовного конца и подачу бросательного конца на берег, в том числе с использованием проводника
Закладывать швартовы (огон и серьгу) на береговые палы, береговые рымы и швартовные бочки, на тумбы камеры шлюза, плавучие (стационарные) рымы
Пользоваться цепным и растительным стопорами при переносе швартовов с барабана швартовного механизма на кнехты, устанавливать на швартов «противокрысиный щит»
Принимать буксирные концы, поданные с портовых буксиров, завозить швартовы на берег с помощью шлюпки
Осуществлять выборку швартовов при отходе от причала, выходе из шлюза
Использовать приемы и технологические операции, предотвращающие попадание швартова под работающий винт
Обеспечивать хранение швартовных концов и уход за швартовным устройством судна
Эксплуатировать якорное оборудование в различных условиях, таких как постановка на якорь, снятие с якоря, закрепление якоря по-походному, и в случае аварии
Работать с брашпилем (шпилем), стопорами при отдаче и выборке якоря
Выполнять команды и докладывать при выполнении работ по швартовке судна и постановке судна на якорь, в том числе на английском языке
Заводить и отдавать буксир, пользоваться буксирной лебедкой
Поднимать и опускать лоцманские трапы, подъемники, и швартовные щиты и сходни
Выполнять швартовные операции с соблюдением требований охраны труда
Необходимые знанияСудовое расписание по швартовке, обязанности матроса при швартовных работах
Порядок подготовки палубных устройств и механизмов к работе
Функции и порядок использования лебедок, брашпилей, шпилей и связанного с ними оборудования
Функции швартовных и буксирных концов и функции каждого конца в качестве части общей системы
Возможности, безопасные рабочие нагрузки и разрывные усилия швартовного оборудования, включая швартовные металлические, синтетические и стекловолоконные канаты, лебедки, брашпили, шпили, битенги, тормозные колодки и кнехты
Процедуры и порядок действий по закреплению и отдаче швартовных и буксирных концов и канатов, включая тросы для буксировки
Порядок хранения швартовных концов и ухода за швартовным устройством судна
Процедуры и порядок действий, связанных со швартовкой к бую или буям
Команды, выполняемые при швартовных операциях, в том числе на английском языке, их значение
Процедуры и порядок действий по использованию якорей при различных операциях
Назначение, устройство, порядок использования и техническое обслуживание якорного и буксирного устройств
Различные виды маркировки, используемые на судне
Порядок работы с якорным устройством: постановка судна на один и два якоря, на кормовой якорь; отдача якорей; снятие судна с якоря, выборка якорей; управление шпилями и брашпилями
Порядок работы с буксирными устройствами: крепление буксирного троса на гаке и его отдача, крепление вожжевых и их уборка, порядок укорачивания или вытравливания буксирного троса, вожжевых; сцепные устройства
Порядок установки трапов и сходней
Требования охраны труда при выполнении швартовных операций; правила электробезопасности при эксплуатации судовых устройств и механизмов
Другие характеристики

3.2.2. Трудовая функция

НаименованиеУход за корпусом судна, палубами, судовыми помещениямиКодB/02.3Уровень (подуровень) квалификации3
Происхождение трудовой функцииОригиналXЗаимствовано из оригинала
Код оригиналаРегистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действияУход за корпусом судна, палубами и грузовыми помещениями
Уход за жилыми, служебными и вспомогательными помещениями
Необходимые уменияОбеспечивать уход за корпусом: мытье, окраску обшивки, промывку и очистку льяльных колодцев
Использовать краску, смазку и очищающие материалы и оборудование
Обеспечивать исправное состояние и водонепроницаемость иллюминаторов, дверей, люков, лазов, горловин, затемнителей и воздушных заслонок вентиляционных устройств
Обеспечивать уход за палубами: удалять воду, снег, лед; поддерживать в исправном состоянии шпигаты, закрытия полупортов фальшборта; поддерживать водонепроницаемость деревянных палуб, осуществлять конопачение и заливку стыков палубных досок; производить скатывание водой и защиту от внешних воздействий деревянного палубного настила; мыть настил
Обеспечивать уход за грузовыми помещениями: проводить чистку, мойку и поддерживать в рабочем состоянии защитное покрытие танков и грузовых цистерн
Обеспечивать уборку жилых, служебных и вспомогательных помещений; уборку и дезинфекцию кладовых грязного белья
Выполнять процедуры текущего технического обслуживания и ремонта
Применять руководства изготовителей по безопасности и судовые инструкции
Необходимые знанияПравила подготовки корпусной части, палуб и судовых помещений перед выходом в рейс, объем и перечень выполняемых мероприятий
Требования правил и инструкций по содержанию корпуса, судовых палуб и помещений; правила санитарии и гигиены на судах, способы проведения дезинфекции, дератизации и фумигации судов
Правила применения и технического обслуживания ручных и электрических инструментов
Другие характеристики

3.2.3. Трудовая функция

НаименованиеВыполнение окрасочных, плотницких и столярных работКодB/03.3Уровень (подуровень) квалификации3
Происхождение трудовой функцииОригиналXЗаимствовано из оригинала
Код оригиналаРегистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действияПодготовка к окраске металлических и деревянных поверхностей
Проведение окрасочных работ
Выполнение простых плотницких и столярных работ
Выполнение окрасочных, плотницких и столярных работ с соблюдением требований охраны труда
Необходимые уменияПодготовка к окраске металлических поверхностей: удаление ржавчины, масляных и жировых пятен, плохо держащихся слоев старой краски; очистка и грунтовка поверхности под покраску
Подготовка к окраске деревянных поверхностей: просушка, покрытие олифой, шпаклевка, шлифовка, грунтовка
Окраска металлических и деревянных поверхностей с соблюдением технологии проведения окрасочных работ
Окраска рангоута, забортных и труднодоступных частей судна с беседок
Поднимать и опускать боцманскую беседку
Выполнять простые плотницкие и столярные работы
Использовать окрасочный, плотницкий и столярный инструмент
Выполнять окрасочные, плотницкие и столярные работ с соблюдением требований охраны труда
Необходимые знанияОсновные виды красок, грунтовок, лаков, растворителей и особенности их применения на судне
Методы подготовки поверхности
Технология проведения окрасочных работ на судне
Правила применения беседок для окраски
Применение ручных и электрических инструментов для выполнения окрасочных, плотницких и столярных работ
Требования охраны труда при выполнении высотных работ, работ за бортом судна, работ в закрытых помещениях
Требования охраны труда при выполнении окрасочных, плотницких и столярных работ
Другие характеристики

3.2.4. Трудовая функция

НаименованиеВыполнение такелажных работКодB/04.3Уровень (подуровень) квалификации3
Происхождение трудовой функцииОригиналXЗаимствовано из оригинала
Код оригиналаРегистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действияПрием на судно тросов и уход за ними
Такелажные работы с тросами
Необходимые уменияВыполнять такелажные работы с тросами: сращивать, клетневать, накладывать марки и бензели, изготавливать огоны и заделывать коуши
Изготавливать из растительных тросов судовое снаряжение
Вязать и применять морские узлы
Применять инструмент и материалы для такелажных работ
Использовать свайку, включая использование узлов, сплесеней и стопоров
Производить такелажные работы с соблюдением требований охраны труда
Необходимые знанияОсновные характеристики и конструкция металлических, растительных и синтетических тросов, сравнительная прочность тросов
Подбор тросов в зависимости от предполагаемой нагрузки и назначения
Применение такелажных цепей
Виды, технология вязания и применение морских узлов
Инструмент и материалы для выполнения такелажных работ
Требования охраны труда при обращении с тросами
Другие характеристики

3.2.5. Трудовая функция

3.2.6 Трудовая функция

НаименованиеЭксплуатация спасательных шлюпок и плотов, дежурных шлюпокКодB/06.3Уровень (подуровень) квалификации3
Происхождение трудовой функцииОригиналXЗаимствовано из оригинала
Код оригиналаРегистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действияСпуск и подъем спасательных шлюпок и плотов, дежурных шлюпок
Управление коллективными спасательными средствами
Необходимые уменияИспользовать коллективные спасательные средства
Производить спуск и подъем спасательных средств, дежурных шлюпок и спасательных плотов, управлять ими
Применять способы и приемы оставления судна
Оказывать помощь людям, оказавшимся в воде
Организовывать управление людьми на спасательном средстве
Необходимые знанияВиды коллективных и индивидуальных спасательных средств, нормы снабжения судов спасательными средствами, места их хранения и маркировку
Правила эксплуатации спасательных шлюпок и плотов, дежурных шлюпок; их спусковые устройства и оборудование
Порядок оставления судна, способы выживания на воде
Другие характеристики

4.1. Ответственная организация-разработчик

ФГБОУ ВО «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского», город Владивосток
И.о. ректораВладимир Викторович Клоков

4.2. Наименования организаций-разработчиков

1ФГУП «Росморпорт», город Владивосток
2ПАО «Дальневосточное морское пароходство», город Владивосток
3ООО «Юником Владивосток» (группа компаний Совкомфлот), город Владивосток

1 Общероссийский классификатор занятий.

2 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

3 Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111), с изменениями, внесенными приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. № 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный № 50237).

5 Приказ Минтранса России от 15 марта 2012 г. № 62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов» (зарегистрирован Минюстом России 4 июня 2012 г., регистрационный № 24456), с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 13 мая 2015 г. № 167 (зарегистрирован Минюстом России 25 ноября 2015 г., регистрационный № 39849).

6 Приказ Минтранса России от 12 марта 2018 г. № 87 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта» (зарегистрирован Минюстом России 25 апреля 2018 г., регистрационный № 50903).

7 Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 10, ст. 1131; 2011, № 26, ст. 3803); статья 265 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2013, № 14, ст. 1666).

8 Приказ Минтруда России от 24 июля 2013 г. № 328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» (зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2013 г., регистрационный № 30593), с изменениями, внесенными приказом Минтруда России от 15 ноября 2018 г. № 704н (зарегистрирован Минюстом России 11 января 2019 г., регистрационный № 53323).

9 Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 19, ст. 2415; 2019, № 39, ст. 5420).

10 Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 г., регистрационный № 4209), с изменениями, внесенными приказом Минтруда России, Минобрнауки России от 30 ноября 2016 г. № 697н/1490 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2016 г., регистрационный № 44767).

11 Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6991; 2018, № 53, ст. 8479).

12 Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, заключенная в г. Лондоне 7 июля 1978.; постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. № 871 «О вступлении СССР в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года».

13 Приказ Минтруда России от 5 июня 2014 г. № 367н «Об утверждении Правил по охране труда на судах морского и речного флота» (зарегистрирован Минюстом России 4 августа 2014 г., регистрационный № 33445).

14 Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 52, раздел «Морской и речной транспорт».

15 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Обзор документа

Для матросов Минтруд утвердил профстандарт, который содержит:

— цель деятельности и трудовые функции;

— требования к образованию и опыту работы;

— условия допуска к исполнению обязанностей;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *