варианты облачных решений какие бывают

Обзор IT-рынка облачных решений для бизнеса

Недавно ко мне обратился руководитель небольшой недавно созданной компании с просьбой сориентировать его на современном рынке облачных вычислений (англ. cloud computing) или по-простому, облаках. Про облака вроде все слышали, знают что это модно и полезно. Но как использовать облака в ежедневной работе обычной российской компании? Когда стоит использовать облака и почему?

Суть облачных вычислений

Облака появились в IT как отражение общего тренда экономики совместного потребления, которая ориентирована на использование вместо владения и которая уже подарила нам обмен жильем, каршеринг и даже свадебные платья напрокат. Становится все больше вещей и услуг, которыми можно пользоваться и оплачивать только их фактическое использование, без больших капитальных затрат на приобретение в собственность.

В случае с IT-инфраструктурой капитальные затраты могут быть значительными, она предательски быстро устаревает и теряет в стоимости, поэтому использование ее по арендной схеме зачастую оправдано.

Есть существенное ограничение: стабильное интернет-соединение в месте, где вы хотите использовать облако, т.к. вся «облачная магия» поставляется через интернет. Если нет интернета, нет и магии.

Какие облака бывают

Чтобы выбрать облачные решение нужно определиться как сильно вы хотите контролировать работу облака сами, а что передаете на аутсорсинг, на обслуживание сторонней организацией (и зависите от нее).

Различают три основных формата облачных решений по модели обслуживания.

варианты облачных решений какие бывают. Смотреть фото варианты облачных решений какие бывают. Смотреть картинку варианты облачных решений какие бывают. Картинка про варианты облачных решений какие бывают. Фото варианты облачных решений какие бывают
Картинка с Tadviser — Platform As A Service

SaaS — Программное обеспечение как услуга

Самые понятные для пользователя облака. Вы просто работаете в необходимых программах через интернет (не устанавливая их на своё устройство).

+ технические детали полностью скрыты. Подключаемся через интернет и пользуемся готовой программой. Обновление, работоспособность и прочие технические вопросы и проблемы решает поставщик услуги.
+ как правило минимальные сроки доступности. Достаточно заказать услугу и можно пользоваться через несколько минут.

— Не все программы бывают доступны в таком формате по техническим причинам.
— Возможности настройки и изменения программы под свои требования ограничены.
— Сильная зависимость от поставщика услуги и качества его работы.
— Часто вы имеете ограниченный контроль над своими собственными данными.
— Часто выходит дороже других типов облаков/классических приложений, особенно для крупных заказчиков.

Примеры SaaS

Как правило SaaS предоставляют разработчики этих самых приложений. Найти комплексное решение всех необходимых программ от одного поставщика проблематично.

Microsoft Office 365
цены от 3400 руб/год за 5 пользователей

1С: Предприятие 8 через Интернет
цены от 2472 руб/мес за 5 пользователей

МойСклад
от 1000 руб/мес за 2 пользователей

Битрикс24
бесплатно для 12 пользователей

PaaS — Платформа как услуга

Вы арендуете некую вычислительную платформу, состоящую из виртуальных вычислительных услуг (аналог центрального процессора и оперативной памяти сервера), услуг хранения информации (аналог жесткого диска сервера), услуг передачи данных (потреблённый трафик) и т.п. Золотая середина облачных сервисов. Вы можете конструировать произвольные виртуальные компьютеры с разнообразным системным и пользовательским программным обеспечением. Поставщики — ведущие IT компании с мировым именем — обеспечивают стабильную работу этих компьютеров и программ. Решения в этой области пользуются популярностью у корпоративных заказчиков и разработчиков.

Под малый бизнес данные решения плохо заточены и использовать их в этом контексте неудобно.

+ потрясающая гибкость — можно собрать компьютер любой мощности (от микро сервера, сравнимого по мощности со смартфоном до кластера из сотен тысяч серверов), и установить на него самые разные приложения.
+ основные поставщики имеют огромные территориально распределенные вычислительные сети, что позволяет легко разворачивать быстрые, массовые и отказоустойчивые приложения
+ имеется возможность дополнительно подключить продвинутые услуги, в которых у Oracle, Microsoft, Google имеются уникальные компетенции — использование искусственного интеллекта, анализ больших объемов информации и т.п.
+ есть возможность оплачивать только фактически потребленные ресурсы.

— для использования нужно «собрать» систему из виртуальных компонентов-составляющих. Это требует специфических знаний и умений.
— каждая платформа накладывает свои ограничения при реализации, полной свободы в реализации нет
— довольно высокая базовая стоимость

Примеры PaaS

Данные поставщики поставляют весь спектр облачных услуг, однако центральными являются облачные платформы.

Общая стоимость решений складывается как стоимость фактически потребленных вычислительных ресурсов (Compute), занимаемого места в хранилищах (Storage), количества переданных по сети данных (Network). Израсходованные ресурсы периодически подсчитываются и выставляется счет на оплату. Таким образом простаивающий сервер обходится дешево.

Соответствия услуг у разных поставщиков:

Google Cloud PlatformAmazon Web ServicesMicrosoft AzureOracle CloudПримечание
Google Compute EngineAmazon EC2Azure Virtual MachinesOracle Cloud Infra OCIвычислительные мощности
Google App EngineAWS Elastic BeanstalkAzure Cloud ServicesOracle Application Containerхостинг интернет-приложений
Google Kubernetes EngineAmazon EC2 Container ServiceAzure Container ServiceOracle Kubernetes Serviceхостинг контейнерных приложений
Google Cloud FunctionsAWS LambdaAzure FunctionsOracle Cloud Fnбессерверные вычисления
Google BigQueryAmazon RedshiftMicrosoft Azure SQL DatabaseOracle Autonomous DataWarehouseSQL базы данных
Google Cloud Bigtable,
Google Cloud Datastore
Amazon DynamoDBAzure Cosmos DBAutonomous NoSQLNoSQL базы данных
Google Cloud StorageAmazon S3Azure Blob StorageOracle Cloud Storage OCIХранилища слабоструктурированных данных

IaaS — Инфраструктура как услуга

Вы арендуете сервер/вычислительные ресурсы. Поставщику услуг гарантирует работоспособность на уровне сервера (электронная начинка сервера, интернет, электропитание и т.п.)/ технологии виртуализации (см. ниже).

Можно выделить три формата предоставления услуги:

+ «закапывать» деньги в покупку сервера не всегда разумно, т.к. он со временем устаревает. Арендуя сервер вы всегда можете его поменять или обновить с минимальными затратами.
+ можно выбирать и управлять производительностью и параметрами сервера как хочется
+ полная свобода в реализации желаемого. Можно устанавливать любые операционные системы, программы. Настраивать и использовать как заблагорассудится.
+ низкие центы, хорошее соотношение цена/возможности

— необходим свой специалист для настройки и обслуживания программного обеспечения.
— часто имеется привязка к конкретном характеристикам сервера/технологии виртуализации и немного теряется гибкость.

Примеры IaaS

Цены приблизительные (для условно сопоставимых серверов), уточняйте на сайтах

Hetzner
Выделенные серверы от 45€/месяц (3,4 тыс.руб/месяц)
Виртуальные серверы от 19€/месяц (1,4 тыс.руб/месяц, с производительностью, достаточной для небольшой компании)

OVH
выделенные серверы от 55€/месяц
Виртуальные серверы от 25€/месяц

Айхор
Выделенные серверы от 4,1 тыс.руб/месяц
Виртуальные серверы от 2 тыс.руб/месяц

FirstVDS
Виртуальные серверы от 3 тыс.руб/месяц

Источник

Простыми словами: Разбираемся с «облачными» услугами

варианты облачных решений какие бывают. Смотреть фото варианты облачных решений какие бывают. Смотреть картинку варианты облачных решений какие бывают. Картинка про варианты облачных решений какие бывают. Фото варианты облачных решений какие бывают

Раньше, чтобы развернуть какое-либо приложение, приходилось покупать и настраивать собственные физические серверы. Такой подход обладал большим количеством недостатков, например, если для нормальной работы приложения ему достаточно «полтора сервера», платить все равно приходилось за два – расходы на содержание и обслуживание инфраструктуры оказывались неоправданно высокими.

Сегодня у нас есть такие сервисы, которые позволяют настроить виртуальный сервер и хранилище данных под собственные нужды. В этом случае расходы зависят от необходимого количества вычислительных (и других) ресурсов – вы платите только за то, что используете.

Корни облачных вычислений восходят к высокопроизводительным вычислениям. В гонке стран по наращиванию вычислительной мощности приняли участие даже такие крупные компании, как IBM и HP.

«Однако инженеры и исследователи быстро поняли, что такой подход плохо масштабируется, – говорит Прадип Падала (Pradeep Padala), учредитель ContainerX. – Поэтому начались поиски альтернативных способов проведения вычислений: начали разрабатываться распределенные системы, объединяющие в себе мощности огромного количества компьютеров».

Появились такие академические проекты, как Condor – это распределённая сеть компьютеров, развернутая в Висконсинском университете в Мадисоне. На сегодняшний день там установлено 350 настольных UNIX-станций, которые предоставляют доступ для работы пользователям со всего мира. Были и другие проекты, например distributed.net и SETI@home – на тот момент эта идея была инновационной, да и заниматься поиском внеземных цивилизаций тоже достаточно интересно.

Затем появился БАК от ЦЕРН, который породил бессчётное количество исследовательских проектов, на которые уходили миллиарды долларов. Как часть всего этого движения в моду вошли грид-вычисления. Определение грид-вычислений очень близко к тому, что мы называем «вычисления как услуга». В качестве примера можно привести Globus Toolkit.

Одновременно со всем этим, в технической индустрии, VMware и Xen занимались популяризацией виртуализации, которая позволяла запускать сразу несколько машин на одной физической машине. Это преобразило IT-индустрию, а простота использования привлекла внимание стартапов, которым было сложно покупать и содержать свое собственное оборудование.

Ниже изображена классическая модель компьютерных вычислений. Доступ к серверам, приложениям и сервисам осуществляется по сети.

варианты облачных решений какие бывают. Смотреть фото варианты облачных решений какие бывают. Смотреть картинку варианты облачных решений какие бывают. Картинка про варианты облачных решений какие бывают. Фото варианты облачных решений какие бывают

Обратившись к облачным вычислениям, организация получает возможность настраивать инфраструктуру по своему усмотрению, затрачивая на это меньшее количество средств и усилий. Иными словами, эта модель направлена на повышение доступности вычислительных ресурсов и сочетает в себе пять характеристик: самообслуживание по требованию, широкая доступность через Интернет, объединение ресурсов в пул, способность к быстрой адаптации и измеримость.

Самообслуживание означает, что потребители должны иметь возможность без труда и по собственному желанию задействовать (или наоборот отключить) дополнительные вычислительные мощности, не контактируя с персоналом и техниками на стороне поставщика услуг.

Широкая доступность означает, что все возможности, предлагаемые поставщиком доступны через сеть. Работа с ними осуществляется на основе стандартных механизмов – это дает возможность использовать различные клиентские платформы, например мобильные телефоны, планшетные и персональные компьютеры.

Свои вычислительные ресурсы поставщик объединяет в пул, чтобы их можно было динамически перераспределять в соответствии с нуждами пользователей – это так называемый принцип множественной аренды (Multi-tenancy). Возникает ощущение независимости от местоположения, когда заказчик не знает, где именно находятся ресурсы, но может определять их расположение на абстрактном уровне (страна или регион).

Способность к быстрой адаптации – это возможность быстро масштабировать ресурсы под нужды заказчика. С точки зрения клиента, предлагаемые ему возможности выглядят неограниченными, которыми он может воспользоваться в любой момент.

Облачные системы автоматически контролируют и оптимизируют использование ресурсов. Это осуществляется путем измерения различных параметров (размер хранилища данных, вычислительная мощность, пропускная способность). Таким образом, как поставщик, так и потребитель получают полную информацию об объеме оказанных/потребленных услуг.

Что касается стоимости услуг, то процесс их формирования может быть достаточно сложным, а ценник изменяться от поставщика к поставщику. Джейсон Лемкин (Jason M. Lemkin), партнер SaaStr Ventures, считает, что если ваш продукт лучше, то не стоит стесняться завышать цену.

Если вы вводите какую-нибудь новую функцию, которая способна кардинально изменить пользовательский опыт, то нет ничего плохого в том, если вы постараетесь извлечь из этого максимальную выгоду. «Если ваш продукт в пять раз серьезнее, чем у конкурента, то вы можете просить за него в 5 раз больше», – утверждает Джейсон.

варианты облачных решений какие бывают. Смотреть фото варианты облачных решений какие бывают. Смотреть картинку варианты облачных решений какие бывают. Картинка про варианты облачных решений какие бывают. Фото варианты облачных решений какие бывают

Помимо характеристик выделяют еще три модели обслуживания: программное обеспечение как услуга (SaaS), платформа как услуга (PaaS) и инфраструктура как услуга (IaaS). Отличаются они степенью предоставляемого контроля.

В случае IaaS клиент получает возможность использовать облачную инфраструктуру по своему усмотрению и самостоятельно управлять ресурсами обработки и хранения, а также сетями. «Пользователь может создать виртуальную инфраструктуру и изменить её в любой момент», – говорит консультант Эван Лейт (Ewan Leith). Аутсорсинг стал популярным еще в те времена, когда компании хотели использовать компьютеры, но не хотели нести издержки по их содержанию и обслуживанию. По этой причине мы сегодня имеем технологию виртуализации.

Виртуализация – это предоставление набора вычислительных ресурсов или их логического объединения, абстрагированное от аппаратной реализации, то есть одна физическая машина может поддерживать несколько виртуальных. Таким образом, физические ресурсы объединяются в пул, а гипервизор выделяет их виртуальным машинам, на которых запускаются гостевые операционные системы.

Вам не потребуется покупать оборудование, не потребуется строить собственный дата-центр, не потребуется нанимать системных инженеров, которые отвечают за обслуживание техники на физическом уровне. Данную часть вы отдаете на обслуживание облачному провайдеру. В вашей зоне ответственности остается управление операционной системой, установкой и настройкой приложений.

Второй слой – это платформа как услуга или PaaS. При переходе от модели IaaS к модели PaaS (Platform as a Service) дополнительно на сторону облачного провайдера передается управление операционными системами и базами данных. В этом случае клиентам не приходится думать о дисковом пространстве, которое необходимо выделить, и распределении нагрузки между серверами. Примерами PaaS являются Google App Engine, Heroku и Force.com.

Программное обеспечение как услуга (SaaS) – последний уровень облачных вычислений, обычно дополняющий PaaS. Это программное обеспечение для конечного пользователя, например, обеспечивающее работу с электронной почтой или текстом. Очень часто оно предоставляется по подписке. Примерами SaaS могут служить Google Apps, Salesforce.com и Business Productivity Online Suite от Microsoft.

Для варианта SaaS на сторону облачного провайдера дополнительно передаются вопросы установки и настройки приложений, мониторинга, резервного копирования, защищенной передачи в Интернет – то есть все задачи. Если вы решили воспользоваться этой моделью, то вам даже не обязательно держать в команде технического специалиста, поскольку всем управляет поставщик услуг.

Существует несколько моделей развертывания: частное облако, публичное облако, общественное облако, гибридное облако.

Частное облако (private cloud) – это инфраструктура, которая располагается в пределах одной организации. Данная модель развертывания создана с целью удовлетворить потребности внутреннего рабочего персонала, обеспечивая высокий уровень безопасности данных. Частное облако создается, например, для обеспечения какой-либо дочерней компании сервисом корпоративной почты.

Публичное облако (public cloud) – это инфраструктура, предназначенная для свободного использования широкой публикой. Этот тип облака может находиться в собственности, например, коммерческих, научных и правительственных организаций.

Однако слово «публичное» совсем не означает, что данные пользователей доступны абсолютно всем – здесь по-прежнему реализуются механизмы безопасности для контроля доступа. Основным достоинством использования публичного облака является простота настройки и низкая стоимость. Поставщик услуги делает всю работу, необходимую для создания облака, а потребитель лишь настраивает необходимое количество ресурсов.

Общественное облако (community cloud) имеет схожие черты с частным и публичным облаком. Это вид инфраструктуры, предназначенный для использования конкретным сообществом потребителей из организаций, имеющих общие задачи. Общественное облако может управляться организациями третьей стороны и существовать как внутри, так и вне юрисдикции владельца. В этом случае ответственность по содержанию облака перекладывается с плеч организаций-членов на все сообщество целиком.

Гибридным же облаком (hybrid cloud) называют композицию из двух или более типов облаков, которые связываются между собой стандартизированными технологиями передачи данных. Очень часто компании запускают бизнес-критические приложения в приватном облаке, в то время как остальные приложения работают в публичном облаке.

Источник

Виды облачных сервисов для бизнеса: что нужно знать до того, как переехать в облако

Облачный рынок развивается, провайдеры облаков постоянно добавляют новые услуги, в которых бывает сложно разобраться. Мы простым языком расскажем, что такое облачные сервисы, какими они бывают, в чем их особенности и как на них переехать, чтобы вы лучше ориентировались в мире облачных технологий.

Что такое облачные сервисы

Облако — это когда вам в максимально короткие сроки предоставляется удаленный доступ к вычислительным мощностям, хранилищам данных и различным готовым к использованию сервисам вроде баз данных, серверов сбора логов и прочих классных штук.

Основные плюсы такого подхода — не надо покупать железо и софт, не нужно ничего настраивать и поддерживать. Просто подсоединитесь к удаленному интерфейсу и приступайте к работе.

Виды облачных сервисов

Попробуем простыми словами рассказать, какими бывают облачные сервисы. Самый базовый случай — это доступ к виртуальному серверу. Купив такое облако, вы сразу после оплаты получаете доступ к командной строке на компьютере с заданными характеристиками и нужной вам операционной системой. Виртуальным такой сервер называется не потому, что он сделан в VR, а потому что на самом деле ваш сервер работает внутри другого (очень мощного) физического сервера вместе с десятком других таких же виртуальных собратьев.

Второе популярное применение облака — хранение большого количества пользовательских файлов (аватарки, фотографии, документы клиентов и другое). Здесь поможет такой сервис, как облачное хранилище. В этом случае вы получаете сетевой доступ к системе, которая обеспечивает хранение, чтение и запись данных. Физически эта штука может выглядеть как сотни серверов и тысячи дисков, но для вас это будет всего лишь простой папочкой, куда можно кидать что угодно. Емкость хранилища теоретически ничем не ограничена, там может быть сколько угодно дисков.

Третий случай применения — готовые облачные компоненты, своего рода надстройка над облачными серверами. Балансировщики нагрузки, серверы баз данных, среды запуска контейнеризованных приложений — все эти вещи нужны каждому приличному IT-проекту, так как использование готовых компонентов здорово сокращает издержки на запуск и настройку своей инфраструктуры.

Готовые сервисы в облаке — четвертая разновидность. Готовые сервисы отсылки пушей на телефоны. Готовые нейронные сети. Готовые системы анализа данных. Готовые бэкенды для мобильных приложений.

От остальных облачных сервисов такие сервисы отличаются своей высокоуровневостью — за свои деньги вы получаете не железо и софт для быстрой сборки своих решений, а целиком готовые решения для различных бизнес-задач. На рынке есть тысячи и тысячи готовых кирпичиков для использования в ваших собственных приложениях. Облако обеспечивает мгновенный доступ к готовым, надежным и функциональным программам.

Как работают облачные сервисы

Если сфокусироваться на сути, видно, что облачный сервис — это сетевой доступ к удаленным серверам. Они могут находиться в любой точке планеты, содержать в себе тысячи (или даже миллионы) компьютеров и десятки программ. Но вы не увидите всей этой сложности. Все, что вам нужно — сетевое соединение и клиент для работы с облаком на вашем компьютере.

Серверы обслуживаются и настраиваются квалифицированными администраторами, задача которых — обеспечить максимально простую и стабильную работу и доступ пользователей к серверам, облачным компонентам и сервисам в любое время дня и ночи, в любых условиях и под любыми нагрузками.

А еще админы заботятся о бесперебойности работы всего дата-центра, в котором крутятся облака: планируют энергоснабжение зданий, подключение быстрых каналов связи, замену оборудования на новое. Куча народу трудится 24 часа в сутки, чтобы облака работали идеально.

Это и есть базовый принцип построения облачных систем.

Преимущества облачных сервисов

У любого облачного сервиса всегда есть три огромных плюса:

Конечно, есть специфические случаи, когда облачные решения выходят дороже или просто могут не подойти. Например, компаниям или подразделениям с очень стабильной вычислительной нагрузкой без перепадов или ведомственным службам с обилием регламентов, усложняющих использование облаков. Но для большинства случаев облако — это здорово, особенно если вы экспериментируете с продуктами и бизнес-моделью.

Источник

Как вести бизнес через облачные сервисы

Облачные сервисы — это онлайн-программы и другие инструменты, которые помогают удаленно управлять бизнес-процессами. За счет «облаков» компании могут автоматизировать работу, сэкономить и лучше защитить свои данные

варианты облачных решений какие бывают. Смотреть фото варианты облачных решений какие бывают. Смотреть картинку варианты облачных решений какие бывают. Картинка про варианты облачных решений какие бывают. Фото варианты облачных решений какие бывают

Дарья Кугакова

Руководитель отдела маркетинга RocketSales

Что такое облачные сервисы

Облачные сервисы, или «облака», — это сеть мощных компьютеров — серверов, которые позволяют клиентам пользоваться своими ресурсами через интернет: хранить файлы и обмениваться ими, работать в онлайн-офисах, производить вычисления.

В узком смысле облачные сервисы — это онлайн-программы, которые помогают организовать удаленную работу и решать бизнес-задачи. Сотрудники получают доступ к общей базе данных из любой точки мира и могут управлять проектами. Каждый работник видит результат в реальном времени, может вносить комментарии, правки и выполнять персональные или совместные задачи. Пример облачного сервиса — Google Документы.

Облачные сервисы приходят на смену классическим «коробочным» офлайн-программам, которые устанавливают на отдельные компьютеры. Пример «коробки» — Microsoft Office.

Облачная сеть состоит из узлов хранения информации, которые называются дата-центрами. Это целые здания, заполненные огромными шкафами с серверным оборудованием. Они расположены по всему миру и связаны через интернет. Строят и обслуживают оборудование облачные провайдеры. Они же распределяют ресурсы «железных» серверов на отдельные виртуальные машины и сдают их в аренду.

Пользователи подключаются к облачным серверам через интернет и через них отправляют и получают информацию, используют программы и другие онлайн-инструменты для работы.

Кому полезны облачные сервисы

Облачные сервисы подходят для любого бизнеса — от ИП без сотрудников и стартапов до госструктур и международных корпораций.

Во время пандемии многим компаниям пришлось перейти на удаленный формат работы и использовать для этого облака.

Огромное и сложное производство работало на классических офлайн-программах. Когда началась пандемия, компьютеры остались в офисах. Сотрудники не имели к ним доступа, и работу парализовало на несколько дней. Спасти ситуацию помогло быстрое внедрение облачных программ с удаленным доступом.

Обратный пример — компании, которые уже несколько лет пользуются «облаками». Во время локдауна их сотрудники перешли на удаленку за один день, и рабочий процесс не пострадал.

За счет «облаков» компании могут автоматизировать работу и получать больше прибыли. Вот примеры того, в чем могут помочь облачные сервисы.

Настройка бизнес-процессов. Через CRM-систему менеджер получает заявку, запрашивает информацию на складе, заказывает в бухгалтерии счет и отправляет его клиенту.

Внутренняя и внешняя отчетность. Руководитель ведет учет времени и показателей работы, юристы хранят и согласовывают документы, бухгалтеры выставляют счета и отправляют налоговые декларации.

Учет товаров. Кладовщики контролируют продукцию на складе и отправляют данные менеджерам.

Коммуникация в команде. Сотрудники общаются через платформу управления проектами, корпоративную почту, мессенджеры и видеосвязь, совместно работают над документами, назначают встречи через корпоративный календарь.

«Облака» дают компаниям возможность сконцентрироваться на бизнес-процессах, а решение технических задач по настройке и поддержке офисных программ передать внешним специалистам и оплачивать по подписке.

Какие бывают облачные сервисы

Есть три типа облачных сервисов:

Частное облако принадлежит одной компании и работает на ее оборудовании. Им пользуются только сотрудники. Вся информация остается внутри, ее проще контролировать и защищать. Но частное облако могут позволить себе только крупные компании, потому что оно дорогое в использовании: нужно покупать или арендовать оборудование, самим обслуживать и администрировать его.

Публичное облако содержит и обслуживает провайдер, который сдает разным клиентам вычислительные мощности в аренду. Бизнес может закупить ровно столько ресурсов, сколько нужно для работы и хранения файлов. Это удобно и выгодно. Когда мы говорим об использовании облачных сервисов, мы чаще всего имеем в виду именно публичные облака.

Гибридное облако — когда часть работы находится в публичном облаке, а другая — в частном облаке или вообще на физических носителях. Такое бывает, например, в процессе постепенного перехода компании от традиционной инфраструктуры к облачной.

Какие задачи могут решать облачные сервисы

Глобально есть три самых популярных вида услуг, которые предоставляют облачные сервисы:

IaaS — инфраструктура как услуга, когда бизнес арендует виртуальные вычислительные ресурсы и хранилища. Например, клиент может пользоваться виртуальным компьютером на MacOS со своего Windows-устройства, чтобы использовать программы, которые есть только для Мака. При этом поддержкой и обслуживанием «железа» занимается провайдер.

PaaS — платформа как услуга. Прежде всего, это продукты для разработчиков, например программы для создания и тестирования приложений, виртуальные базы данных, системы машинного обучения и обработки больших данных.

SaaS — программное обеспечение как услуга — это готовые к использованию приложения и сервисы, не требующие установки, обслуживания и обновления со стороны пользователя. Примеры: amoCRM, Asana, Google Drive.

Для большинства бизнесов пригодятся именно SaaS — решения, потому что основная аудитория IaaS и PaaS — это системные администраторы и разработчики, а не конечные пользователи вроде менеджеров.

Облачные программы для бизнеса, которые упростят работу

CRM-система amoCRM — помогает выстраивать и контролировать поэтапную работу компании, ставить задачи менеджерам, отслеживать взаимодействия с клиентами, проводить аналитику продаж.

Платформа для управления проектами Asana — помогает распределять задачи и контролировать их выполнение, комментировать и обсуждать действия по проекту.

IP-телефония Sipuni — помогает назначить колл-центру единый многоканальный номер, записывать и анализировать разговоры, вести статистику, связать звонки с общей CRM-системой.

Пакет офисных программ Google Workspace — позволяет совместно использовать документы и другие файлы, объединить почту, календарь и другие сервисы Google в единую систему.

Тайм-трекер Time Doctor — помогает следить за рабочим временем сотрудников на удаленке, если у них оплата по часам.Интеллектуальные карты Miro и MindNode — помогают создавать прототипы, проводить креативные мозговые штурмы, рисовать схемы и шаблоны.

Графические редакторы Figma, Sketch — для дизайна, создания и обработки изображений.

Мессенджеры Skype, Zoom, Slack, Telegram, WhatsApp — для общения и переписки.

Конструкторы Tilda, WebFlow и Readymag — для создания сайтов.

Все эти программы доступны по подписке и не требуют сложного внедрения или разработки.

Зачем переходить на облачные системы

У облачных сервисов по сравнению с «коробочными» тяжело найти недостатки. У них много преимуществ:

Сборка и настройка под задачи клиента. Универсальных облачных решений нет, каждый бизнес может попробовать и сравнить разные сервисы и выбрать те, что ему больше подходят. Подключить нужные услуги и отключить ненужные можно за несколько кликов. Когда компания выберет свой набор инструментов, их можно связать в единую систему и настроить под свои нужды. Раньше интеграция могла стоить несколько миллионов рублей, но сейчас есть сервисы типа Zapier, которые помогают интегрировать что угодно быстро и недорого.

Есть виджет, который интегрирует CRM-систему с Google Диском. Менеджер может за пару кликов создать по шаблону папку клиента, заполнить ее нужными документами и отправить ссылку на нее через мессенджер — все это внутри одного окна CRM.

Постоянные улучшения. Один из главных плюсов облаков в том, что профессиональные и довольно дорогие команды аналитиков, программистов, тестировщиков и менеджеров каждый день работают над улучшением функций и удобства использования своих сервисов. Разработчики платформ думают наперед и собирают обратную связь. Даже если сейчас в наборе функций не хватает, с большой вероятностью это скоро появится.

Компании не хватало некоторых возможностей таск-менеджера Asana, и она попросила своих программистов дописать эти функции. А через пару месяцев разработчики Asana сами добавили их в очередном обновлении.

«Коробочные» сервисы, наоборот, неповоротливые, реже обновляются и хуже интегрируются между собой.

Удаленный доступ. Работать с облачными сервисами можно из любого места, где есть стабильный скоростной интернет. Несколько сотрудников могут одновременно вести задачу и видеть изменения в онлайн-режиме.

«Коробочные» программы доступны только с конкретного устройства — если сотрудник не может приехать в офис, он не сможет выполнить работу.

Экономичность. Может показаться, что пользоваться облачными сервисами дорого — нужно постоянно платить за подписку, когда коробочное решение купил — и пользуешься. Но если сравнить стоимость покупки и обслуживания «коробочных» программ с общей суммой расходов на подписку на облака — разница чаще не в пользу офлайн-решений.

«Коробочные» программы сами по себе стоят дорого, ведь вроде бы они покупаются раз и навсегда. Но в реальности их обычно нужно дорабатывать, и для этого приходится привлекать разработчиков и оплачивать их работу. Часто базовые программы не приспособлены для внедрения виджетов и сторонних обновлений — интеграции требуют много времени, а значит, много расходов на оплату часов работы программистов.

Ну и главное, на чем экономит бизнес. Провайдер покупает дорогостоящее оборудование и обслуживает его, а клиент платит только за фактическое использование виртуальных машин. Бизнесу не нужно покупать лицензии на программы, дополнительно нанимать системных администраторов и разработчиков — он платит только за ресурсы, которыми пользуется. А когда перестает пользоваться — перестает платить.

Безопасность облачных сервисов: а вдруг все удалится?

О безопасности мы решили написать отдельно: с одной стороны, это главное опасение пользователей, а с другой — еще одно преимущество облаков.

Есть мнение, что коробочные сервисы надежнее: в интернете могут украсть базу, а «коробка» установлена в компьютере, и никто туда не доберется. В реальности это не совсем так. Рассмотрим две угрозы безопасности — внешнюю и внутреннюю.

Защита облаков от внешних угроз. Провайдеры вкладывают огромные деньги в безопасность, потому что они не могут рисковать своей репутацией. Когда бизнес подключается к облачному сервису, ему гарантируют защиту и конфиденциальность информации.

Дата-центры и серверы облаков защищены от несанкционированного проникновения, перегрева, пожара и других угроз. Администраторы регулярно тестируют и обновляют оборудование, чтобы оно работало исправно и данные пользователей не пострадали.

Специалисты в области информационной безопасности постоянно проверяют систему на уязвимости и обновляют защиту с использованием эффективных и дорогостоящих технологий шифрования данных.

Небольшие компании не могут тратить столько денег на безопасность, поэтому облачная инфраструктура защищена лучше, чем данные на компьютерах в офисе.

Защита внутри компании. Облачные программы можно настроить так, что сотрудники будут видеть только те сделки и тех клиентов, с которыми они работают. Для этого есть специальные виджеты. Это повысит безопасность клиентской базы и снизит вероятность утечки информации через недобросовестного менеджера.

С помощью CRM-системы можно равномерно распределять самых платежеспособных клиентов между менеджерами, чтобы все випы не попадали к одному сотруднику, который может их увести за собой в случае увольнения.

В наборе программ Google Workspace можно за несколько кликов дать сотруднику все нужные права и доступы, например к гугл-диску и документам, и так же легко разом их закрыть, если сотрудник уволился или вызывает подозрения.

Когда бизнес ведет учет в Excel, Word, Блокноте и других подобных программах, настраивать и ограничивать доступ сотрудников сложно, а заметить кражу данных практически невозможно.

Как перейти на облачные сервисы

Переход к облачным сервисам можно разделить на несколько этапов:

Анализ и аудит. Начинать нужно с аудита и аналитики бизнес-процессов. Можно провести их самостоятельно, но лучше обратиться к профессионалам, которые знают, что нужно делать. Бизнес-аналитики и технические специалисты помогут определить, для чего стоит использовать облака, каких целей можно будет достичь, с чего стоит начинать.

Специалисты изучат бизнес-процессы, пообщаются с сотрудниками, которые будут пользоваться программами, выявят недостатки, которые мешают развитию, и на основании этого выстроят архитектуру. Начинать нужно с того, что больше всего болит, от чего компания теряет клиентов и прибыль.

Если компания пока маленькая, можно провести такой аудит самостоятельно: разложить бизнес-процессы на этапы. Для этого разберитесь:

Таких вопросов может быть гораздо больше в зависимости от сложности и специфики вашего бизнеса. Когда вы построите последовательную схему процесса, вы поймете, какие облачные сервисы могут быть вам полезны для автоматизации работы.

Выбор провайдера и специалистов по внедрению. Крупному бизнесу, использующему облачные серверы, нужен провайдер. При выборе провайдера наиболее важны три фактора: хорошая репутация, большой набор услуг и географическая близость дата-центров к целевым рынкам заказчика — это влияет на скорость работы сервисов. Например, если вы ведете бизнес в России, тяжелая база данных будет быстрее перегоняться через российские серверы, чем через американские или индийские.

Чтобы выбрать специалистов по внедрению облачных сервисов, нужно изучить их кейсы, отзывы, цены, провести переговоры и узнать о специализации исполнителя: например, лучше разрабатывает программы и виджеты, а — непосредственно внедряет решения.

Если у вас небольшой бизнес и нужно подключить всего пару облачных программ, это можно сделать своими силами или через службу поддержки самих сервисов. Например, у разработчиков ПО для магазинов цветов «Посифлора» есть отдел внедрения, который помогает клиентам разобраться в программе и правильно ее настроить.

Внедрение и обучение сотрудников. Обычно набор облачных сервисов базируется на CRM-системе, которая помогает вести продажи на всех этапах и строить долгосрочные отношения с клиентами. Она делает работу структурированной и регламентированной, позволяет учитывать все потребности и нюансы.

Клиент оставил заявку — менеджер сразу видит уведомление и берет в работу, связывается с заказчиком и последовательно двигает задачу по этапам воронки продаж. Система сама подсказывает, что делать дальше: например, «Позвоните клиенту и выявите потребность».

Важно показать сотрудникам, как облачные сервисы делают их работу проще и комфортнее. Для этого нужно разобраться в программах и научить всех правильно ими пользоваться. В таком случае сотрудники будут не просто отмечаться ради регламента, а реально пользоваться системой.

Настройка, оптимизация, интеграция. После внедрения программ нужно настроить систему работы облачных сервисов, которая будет учитывать особенности компании. Например, можно интегрировать виджет для учета рабочего времени сотрудников с платформой по управлению проектами. Настроить автоматическую отправку записей разговоров с клиентами в облачное хранилище, подключить рассылку для клиентов о степени готовности заказа через мессенджеры.

Доработка программы под задачи бизнеса. Облачную инфраструктуру нужно постоянно корректировать под текущие задачи. Например, если у компании меняется бизнес-процесс продаж, его нужно перестроить и в CRM-системе. То есть мало один раз внедрить сервис, нужно его сопровождать. Сопровождением систем занимаются те же компании, что и их внедрением.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *