важно ли какой вуз ты окончил при приеме на работу
Без высшего образования: какие шансы?
Если вы соискатель без «корочки»
Соискатели без высшего образования сталкиваются с несколькими проблемами:
Еще один вариант той же проблемы — отсутствие профильного образования. Например, вчерашний дизайнер решил уйти в ИТ-сферу и начал изучать программирование самостоятельно, хотя на технической специальности никогда не учился. Работодатели вполне могут отложить резюме только на том основании, что у человека нет соответствующего диплома.
Существуют должности, для которых крайне важны конкретные и узкие профессиональные навыки, однако многие соискатели не получают даже возможности показать себя.
Что дает высшее образование на самом деле?
Служба исследований HeadHunter, опросив более 12 000 работников, выяснила следующее. Те, кто окончил вуз, подчеркивают, что в первую очередь улучшили общее интеллектуальное развитие во время обучения — это отметили 60% опрошенных. А те, кто получил среднее профессиональное образование, говорят, что в первую очередь овладели конкретными профессиональными навыками (65%).
Согласно сегодняшним представлениям о необходимых для успешной работы компетенциях, важны как конкретные умения, так и метанавыки, которые обычно как раз относят к «общему развитию». Таким образом, свои сильные стороны есть и у высшего, и у среднего специального образования. Однако важно отметить, что, кроме развилки «вуз или колледж» существует множество других вариантов для обучения.
Мы решили спросить у работодателей и сотрудников, действительно ли образование играет такую значимую роль в трудоустройстве.
Евгений Смирнов
Мне всё равно, есть ли у сотрудника «корочка» или нет. Более того, я, честно говоря, не знаю, у кого из моих сотрудников есть высшее образование, а у кого — нет. Вернее, так: знаю только о двух людях, так как оба заканчивали тот же факультет университета, где я учился.
В современном мире образование — это не гарант навыков или уровня соискателя. Программы любого российского вуза, если говорить об ИТ, безнадежно отстают от рынка. Поэтому 90% нормальных разработчиков начинают работать с первого курса, чтобы к концу обучения получить 4-6 лет опыта работы в индустрии, а не красный диплом.
О нескольких своих сотрудниках я знаю, что они прекратили обучение в вузах (в том числе, топовых в Санкт-Петербурге) именно по причине бессмысленности этого процесса с точки зрения карьерного роста.
Нормальная современная компания не оценивает кандидата по наличию или отсутствию высшего образования. Оцениваются умения и знания (hard skills), социально-эмоциональные навыки (soft skills), а также рекомендации. Я бы рекомендовал бежать из компании, в которой высшее образование является обязательным критерием, поскольку подобные компании вымрут, как мамонты.
Мария Кочакова
Когда меня нанимали на первую работу, в требованиях было гуманитарное образование — филфак или журфак, а также требовался красный диплом. У меня как раз был красный — это роль сыграло, думаю. Довольно абсурдное требование, которое сильно снижало количество возможных кандидатов. Но тем не менее красный диплом добавил баллов.
В профессии сценариста компьютерных игр и преподавателя сценаристики компьютерных игр мне очень пригодилось образование филолога — и начитанность, и русский язык, и педагогическая практика. Сценарному делу я в вузе не училась, только на практике. Но филологическое образование — литературоведение, лингвистика, русский язык — пошло на пользу.
Я сейчас как раз занимаюсь тем, чтобы технарям преподавать основы гуманитарных знаний на частных онлайн-курсах, потому что люди приходят совсем без базы. Например, им нужно поднимать сложный большой пласт мифологии, который на том же филфаке изучают на первом курсе.
При этом для того, чтобы быть сценаристом, не обязательно получать диплом сценариста. Но гуманитарное образование поможет. Я периодически нанимаю людей на аутсорс, по самым разным задачам — и на образование не смотрю, только на выполнение тестового задания и опыт, указанный в резюме.
Елена Савчук
Руководитель event-направления и клиентских коммуникаций в HeadHunter
Университет я так и не окончила: поступала в два вуза и уходила из них с первого курса, примерно через полгода. Мне казалось, что я уже взрослая, работаю, у меня есть деньги, а значит, нечего мне там делать. Из-за работы мне приходилось пропускать семинары, были проблемы с допуском к экзаменам, я волновалась и в итоге решила, что все это не для меня.
Работаю в общей сложности уже 17 лет. На каждом собеседовании мне приходилось краснеть и скрывать, что я неуч. Вернее, не скрывать, а давать ложную информацию — неоконченное высшее. Или говорила, что диплом вуза есть, но нужно его поискать, был переезд, документы потерялись. Чувствовала себя ужасно неловко в эти моменты и старалась побыстрее закрыть тему.
В результате работодатели мне не напоминали о дипломе, и вопрос сам собой сходил на нет. В целом, проблем не возникало, кроме морально-этических.
Отсутствие диплома в моем случае никак не влияет на рабочий процесс. Уже больше 10 лет я занимаюсь организацией бизнес-форумов и конференций, а этому не учат в вузах. Все познавала на практике и на опыте коллег. Сейчас сама могу кого угодно консультировать в этой сфере.
Так нужен ли диплом?
Высокая карьерная лабильность сегодня становится все более популярной тактикой профессионального развития. Многие специалисты круто меняют карьеру, переучиваясь и открывая для себя новые сферы. При этом возможностей для образования и самообразования делается больше. Альтернативой второму и третьему высшему образованию, получение которого займёт несколько лет, могут стать массовые открытые онлайн-курсы, занятия с репетиторами и, конечно, практика. Готовые проекты — это уже интересная тема для обсуждения на собеседовании.
Есть основания предполагать, что в ближайшие годы образовательная система будет развиваться и становиться сложнее, а привычные этапы и статусы утратят свою силу. Однако уже сейчас работодателям лучше обращать внимание на конкретные умения и таланты, а соискателям — запасаться рекомендациями и готовыми проектами, которые говорят об успехах куда больше, чем оценки в дипломе.
А вам приходилось сталкиваться со строгим отбором по уровню образования?
Почему брать на работу выпускников престижных вузов не всегда выгодно
Менеджеры по персоналу знают, что на производительность сотрудника влияет множество факторов: предыдущий опыт, подготовка, навыки межличностного общения, склад личности, эмоциональный интеллект и т. п. Однако после просмотра сотен резюме подряд соискатели сливаются в единый образ. Тогда HR-менеджер делает то же, что и многие другие работодатели: назначает главным критерием выбора престиж и рейтинг университета, который окончил соискатель.
Считается, что лучшие университеты привлекают лучших абитуриентов и обеспечивают им лучшую подготовку, а значит, разумно использовать рейтинг университета в качестве индикатора будущей производительности сотрудника. Именно поэтому выпускникам престижных учебных заведений работодатели сразу предлагают более высокую зарплату. Но эффективна ли такая стратегия по найму персонала? Позволяет ли рейтинг университета предсказать будущую эффективность сотрудника? Наши исследования показывают, что лишь в определенной степени.
Насколько лучше работают
В недавнем исследовании мы проверяли зависимость между рейтингом учебного заведения и производительностью его выпускников. Мы проанализировали успеваемость 28 339 студентов из 294 университетов и 79 стран мира. Все эти университеты входят в международный рейтинг Webometrics, насчитывающий более 30 000 учебных заведений по всему миру, и занимают в нем места от первой десятки до 20-тысячного вуза. Мы отслеживали успеваемость студентов в течение двух месяцев, пока они работали в международных виртуальных командах над реальными проектами управленческого консультирования для ряда корпоративных клиентов. Мы принимали во внимание не только сам по себе результат работы, но и широкий спектр профессиональных и коммуникационных навыков, включая умение сотрудничать с членами команды, склонность к лидерству, знание языка, технические навыки, эмоциональный интеллект, творческие способности и многое другое.
Что мешает умным людям делать карьеру
Результаты нашего исследования лишь до определенной степени удовлетворят рекрутеров, придерживающихся традиционных методов найма. Действительно, при прочих равных (возраст, пол, год окончания учебного заведения) выпускники более престижных университетов демонстрировали лучшие результаты в работе, но только номинально и только по некоторым параметрам. В частности, общая производительность росла всего на 1,9% на каждую тысячу позиций в международном рейтинге университетов Webometrics. При сравнении результатов тех кандидатов, чьи университеты находятся дальше друг от друга в рейтинге, – выпускников ведущего университета и университета со среднемировым уровнем – выяснилось, что разница в производительности вырастала уже на 19%.
Разница в 19% между лучшими и средними университетами кажется существенной, но она касается тех выпускников, чьи учебные заведения расположены в рейтинге на расстоянии 10 000 позиций друг от друга. Скорее всего, в условной организации выбор происходит из гораздо более узкого круга соискателей: выпускников университетов, отличающихся лишь парой сотен позиций в рейтинге. В этом более реалистичном сценарии прогнозируемая разница производительности будущих сотрудников составит около 1%.
Мы обнаружили несколько факторов, вследствие которых выпускники более престижных университетов показывали несколько лучшие результаты, чем выпускники учебных заведений с более низким рейтингом. Первый фактор – это отбор. Университеты с более высоким рейтингом обычно выбирают из большего числа абитуриентов, что ведет к более жесткой конкуренции и более высокому качеству знаний поступающих. В подтверждение гипотезы отбора наши данные продемонстрировали, что студенты университетов с более высоким рейтингом действительно получают более высокие оценки по общим тестам на познавательные способности, имеют более богатый опыт международного общения, обладают лучшим знанием английского языка и более высоким культурным интеллектом. Однако конкурсный отбор предполагает, что эти компетенции могут приобретаться абитуриентами на предыдущих этапах образовательного процесса и, следовательно, не являются результатом учебы в университете.
$72 160
составляет средняя годовая зарплата в начале карьерного пути выпускников 10 лучших колледжей США, по данным исследовательской компании Payscale и министерства образования США. Это на 47% выше, чем у выпускников 10 колледжей при Городском университете Нью-Йорка ($48 960), многие из которых входят в топ-100
Во-вторых, университеты с более высоким рейтингом должны обеспечивать более качественную подготовку кадров. Лучшие университеты нанимают лучших преподавателей, оборудуют учебные помещения современной аппаратурой, привлекают лучших докладчиков и гостей, что, в свою очередь, дает более высокое качество обучения и влияет на качество последующей деятельности. Полученные нами данные говорят о том, что студенты университетов с более высоким рейтингом получают более высокие оценки по дисциплинам, которые можно отнести к профессиональной подготовке. Например, они обладают превосходными навыками технического и делового письма.
Наконец, несмотря на то что учебные заведения с более высоким рейтингом должны обеспечивать более стимулирующую академическую среду, мы не нашли подтверждений тому, что это каким-либо образом влияет на профессиональную эффективность выпускников. Выпускники учебных заведений с более низким рейтингом демонстрировали тот же уровень мотивации и рабочей этики, что и их сверстники с дипломами лучших вузов.
Недостатки учебной среды
Несмотря на чуть более высокую общую производительность, выпускники престижных учебных заведений могут иметь один недостаток. Наши данные показывают, что студенты из университетов с более высоким рейтингом могут – порой непреднамеренно – вредить командной динамике. Мы обнаружили, что выпускники университетов с более высоким рейтингом склонны направлять все силы на инструментальные задачи, часто обходя вниманием межличностные отношения. Выпускники ведущих университетов, как правило, менее дружелюбны, более склонны к конфликтам и реже готовы идентифицировать себя с командой.
Исследования показали, что межличностные отношения на работе играют решающую роль в установлении уровня мотивации сотрудников, их удовлетворенности работой и в конечном итоге производительности и карьерного успеха. Поскольку хорошие межличностные отношения имеют решающее значение для успеха всей организации, отсутствие коллегиальности и склонность к конфликтам могут отрицательно сказаться не только на личной производительности, но и на эффективности команды и рабочей группы. А это может привести к чистым убыткам для всей организации.
Примечательно, что выпускники престижных университетов, как правило, имеют общую идентичность, а значит, могут воспринимать себя как отдельную касту в среде коллег-выпускников из учебных заведений с более низким рейтингом. Такая социальная категоризация может привести к разделению на «мы» и «они». В результате выпускники ведущих университетов могут восприниматься коллегами с менее выдающимся академическим происхождением как заносчивые снобы, а потому не будут нравиться окружающим. Однако наши данные этого не подтверждают. На самом деле студенты из более престижных университетов, как правило, более скромны в оценке себя, чем их коллеги из учебных заведений с более низким рейтингом. И все же мы обнаружили, что выпускники университетов с более высоким рейтингом чаще идут на конфликт, реже участвуют в разговорах, не связанных с задачами, и менее привержены командной игре.
Так кого же нанимать
Несмотря на то что соискатели из более престижных университетов могут немного превосходить своих сверстников по эффективности, платить таким выпускникам приходится больше.
Для некоторых компаний разница между условным выпускником среднего и ведущего университетов может оказаться существенной и будет оправдывать вложения. Однако для других организаций инвестиции в престиж могут не окупиться. В целом результаты нашего исследования говорят о том, что наем выпускников университетов с более высоким рейтингом приводит к номинальному росту производительности. Однако работодатели могут заключить гораздо более выгодную сделку, наняв подходящего выпускника вуза с более низким рейтингом, чем «хоть кого-то» из более престижного учебного заведения. Также было бы разумно дополнительно тестировать соискателей на технические и межличностные навыки, необходимые для работы.
Любое небольшое преимущество, обусловленное статусом университета, может быть компенсировано обучением на месте. Поскольку работодатели уже вкладывают значительные ресурсы в обучение новых сотрудников, такая подготовка может в гораздо большей степени определить будущую эффективность работы, чем рейтинг университета, откуда пришел выпускник.
Об авторах: Василь Тарас – доцент и директор магистерской программы по международному предпринимательству в Университете Северной Каролины в Гринсборо, США; Гришма Шах – директор по глобальным бизнес-исследованиям и доцент кафедры менеджмента Манхэттенского колледжа в США; Марьяна Гункель – профессор организации и управления персоналом в Свободном университете Боцен-Больцано, Италия; Эрнесто Таволетти – доцент кафедры бизнес-менеджмента, международного маркетинга и международной бизнес-стратегии Университета Мачераты в Италии
Статья впервые опубликована в «Harvard Business Review Россия». Оригинал статьи здесь
Имеет ли значение престиж вуза, в котором учился соискатель? Мнение работодателей
Кроме того, эксперты выяснили, является ли отсутствие диплома преградой для построения карьеры.
Опрос провёл Институт прогрессивного образования. Его участниками стали представители 1 542 компаний в 78 российских регионах. Об этом сообщает РИА Новости.
Результаты исследования показали, что лишь 33% работодателей обращают внимание на то, в каком вузе учились потенциальные сотрудники. При этом статус учебного заведения и его позиции в различных рейтингах чаще всего важны только для крупных организаций.
По мнению участников исследования, специальность, полученная в университете, не ограничивает карьерные возможности. Как правило, работодатель требует, чтобы она строго соответствовала занимаемой позиции, только в тех случаях, когда у исполнителя должна быть конкретная степень, лицензия или сертификат. Обычно это касается сфер права и здравоохранения, а также технических должностей.
Тем не менее 58% респондентов полагают, что отсутствие диплома о высшем образовании — это преграда для продвижения по службе.
Ранее в Skillbox Media писали о том, какой процент работодателей вообще не учитывает диплом при найме. Оказалось, что более половины из них обращают внимание прежде всего на опыт соискателей. А из результатов ещё одного опроса стало известно, в какие отделы чаще берут студентов на стажировки и какой процент стажёров после этого оставляют на постоянную работу.
Напомним, что 60% россиян работают не по той специальности, которой учились.
Обложка: Alina Lebed / Shutterstock
Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.
Я не беру на работу выпускников топовых вузов. Почему?
Управляющий группой компаний «Авира»
Мир меняется настолько стремительно, что дипломы постепенно превращаются для их владельцев в памятные сувениры. РУДН или МГУ сегодня – не гарантия высокой должности, а троечники часто ценятся больше отличников, уверен управляющий группой компаний «Авира» Алексей Загуменнов. Он рассказал, почему между выпускником Гарварда и Пермского строительного колледжа он, скорее, выберет второго.
Сегодня куда ни плюнь – попадешь в стартапера, а если понадобится швея или продавец – дефицит, как со сгущенкой в 1991 году. Каждый мечтает стать предпринимателем и не работать, забывая, что предпринимательская деятельность – это трижды работа по 25 часов в сутки. По данным Startup Genome Report, «выстреливают» только 2 новые компании из 10. Но это не останавливает амбиции многих…
О дефиците хороших специалистов
Знаете, как сложно сегодня найти хорошего специалиста по интернет-маркетингу? А мы знаем. Кажется, маркетологи чаще других уходят в предпринимательскую деятельность. Чтобы найти подходящих специалистов, мы запустили в региональных вузах HR-проект и теперь каждое лето проводим среди членов дипломных комиссий. Недавно наши менеджеры по персоналу, например, оценивали выступления выпускников пермского филиала Высшей школы экономики.
И вот что удивительно: чем лучше представленный на защите проект, тем больше вероятность того, что его написал троечник.
Ну вот, например, нам представляют крутой проект продвижения домашнего стартапа по производству веганских тортиков. Автор рекламной кампании гордится проделанной работой, он делал ее по бесплатным рекомендациям в интернете, даже помог своим знакомым найти клиента. Формальная оценка за проект – «отлично». Но по факту CPL здесь оказывается равной стоимости одного торта, а маркетолог не понимает, что подобные кампании можно организовывать только в экстренных случаях, а не на постоянной основе. А о том, что заголовки, оферы и прочее ради CTR можно менять в уже работающей кампании, выпускник вообще не знал.
При найме мы не смотрим на название вуза кандидата
Сегодня при оценке кандидатов мы фактически закрываем глаза на название вуза. Мало того, если кандидат выставляет на первый план название своего «крутого университета», для нас это сигнал к тому, что с ним не все так гладко.
Взять, к примеру, Пермский национальный исследовательский политехнический университет. В 2018 году он занял 52 место в рейтинге вузов журнала Forbes. По некоторым показателям он даже опередил лидеров рейтинга. Например, по качеству выпускников ПНИПУ набрал больше баллов, чем Московский физико-технический институт (это 3 место рейтинга), а по фактору Forbes он выше Российской экономической школы (она на первом месте).
Алексей Загуменнов с сотрудниками
Но вот какие дела: я сам когда-то закончил ПНИПУ и знаю, каким образом иногда здесь решаются вопросы. Впрочем, уверен, что так происходит в большинстве вузов. Например, если кто-то нравится преподавателю, то получает оценки чуть лучше, чем заслуживает. Кто-то может стать «кровным» врагом преподавателя из-за пары пропусков. Здесь много человеческих историй, а значит, очень высок человеческий фактор. Рейтинги, высокие места – это все манок для абитуриентов. Компаниям нужны конкретные дела от конкретных специалистов.
Наш лучший конструктор закончил колледж
Наша группа компаний производит игровое и развлекательное оборудование в соответствии с жесткими требованиями наших заказчиков-бизнесменов. Каждый проект буквально встраивается в помещение, учитывается каждая колонна, каждый изгиб плинтуса, каждая розетка.
Чтобы покорять новые горизонты, для каждого, кто хочет купить игровой лабиринт, мы собираем рабочую группу в составе креативщика, дизайнера, экономиста, консультанта по бизнесу, пиарщика и, конечно, инженера-конструктора. А последние на рынке – нарасхват.
С конструкторами просто беда. При этом такие специалисты, которые закончили топовые вузы, сейчас ориентированы на зарплату, которую, как они думают, им гарантирует бренд вуза.
В конце июня наша команда хедхантеров присутствовала на защите дипломов инженеров-конструкторов того самого ПНИПУ. Главный итог этих смотрин – «неуд». На группу приходятся два-три будущих конструктора, представляющих хоть какой-то потенциал. Мы сделали несколько предложений с тем расчетом, чтобы продолжить образование выпускников уже на рабочем месте.
Руководитель отдела маркетинга Ирина Золотарева и специалист отдела кадров ГК Авира Валерия Аристова на защите дипломов выпускников ВШЭ
Лучший из ныне работающих у нас конструкторов закончил среднее специальное учреждение – Пермский строительный колледж. Наш лучший креативщик имеет незаконченное образование педагога. Один из самых результативных менеджеров по продажам – белорусский следователь.
Место получения образования – да и само образование – сегодня играет все меньшую роль. Возможно, совсем скоро наступят времена, когда вместо образования будут учитываться только личностные навыки вроде способности к самообучению, поиску и усвоению информации.
Обучайте специалистов сами
Исследования Фонда Кауфмана утверждают, что 95,1% предпринимателей имеет высшее образование. При этом самые успешные миллиардеры мира начинали без него и предпочли получить дипломы, уже управляя собственным и поставленным на крепкую ногу бизнесом. Именно такой подход нужно реализовывать и в рамках отдельно взятых компаний. Обучать специалиста самостоятельно выгоднее, чем верить в бренд вуза.
Совсем недавно мы отказали в работе кандидату на должность топ-менеджера. В его резюме значились и степень MBA от ведущего российского университета, и диплом выпускника Гарварда, и свободное владение иностранными языками, и родственники на островах у Венесуэлы.
Последний факт оказался примечательным, и мы детально проверили кандидата. Оказалось, что Гарвард фигурирует только в резюме, владение языками заключалось в умении использовать Google Translate, а на прошлом месте работы наш кандидат за три года смог завершить всего один проект. Не помогла и степень MBA, что, в общем-то, тоже говорит о вере в бренды вузов.
Мой вам совет: хотите молодого специалиста – не смотрите на название вуза, который он закончил. Обратите внимание на то, что он уже делал и на что способен. Отвечайте себе на вопрос, готовы ли вы тратить свое время или время других руководителей на обучение выпускника – без этого сейчас никак.
Не лишнее высшее: 5 примеров, как вузовское образование помогает в реальной жизни
Востоковед, дизайнер, эколог и другие читатели Т—Ж о своем опыте
Статистика показывает, что более 40% россиян с высшим образованием работают не по специальности и только 20% довольны своим высшим.
Тем не менее не все читатели Т—Ж считают время в университете потраченным впустую. Мы нашли пять примеров, когда высшее образование принесло пользу.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила текст по стандартам журнала.
На кого училась: менеджер
Кем работает: менеджер
Всю жизнь я считала получение высшего чем-то самим собой разумеющимся. У папы было только среднее специальное образование, но, став руководителем, он был вынужден окончить вуз в сфере менеджмента. Это показало мне, что диплом — не пустая «бумажка». Да и амбиции юности подсказывали, что для покорения высот нужны трамплины, и университет казался удачным социальным лифтом.
Некоторые люди плохо отзываются о ЮГУ, но я считаю, что тот, кто хочет получить знания, получит их в любом месте. Большинство наших преподавателей заинтересованы в развитии студентов, а это главное. Была и интересная проектная работа: нужно было планировать открытие собственного дела, готовить и оценивать бизнес-планы. Кто бы знал, что придется готовить похожие планы и на моей работе.
Кажется, я одна из немногих, кому нравится направление и кто по нему работает, так что пригодились все знания, полученные в вузе. Ожидала много нудной работы с цифрами. На практике специальность оказалась интереснее: работаю с финансами и разными экономическими инструментами. Карьера началась с банальной практики в организации: сначала работала по ГПХ, а после получения диплома устроилась официально. Диплом помог, но больше помогли связи и желание развиваться.
На кого учился: графический дизайнер
Кем работает: UX-дизайнер
Я поздно понял, чего хочу. После школы поступил в Тольяттинский технический колледж ВАЗа и получил профессию слесаря-ремонтника. Но затем решил стать графическим дизайнером.
В университет пошел ради необходимых навыков: постановки рисунка, понимания природы цвета и света, умения профессионально использовать графические редакторы. Насчет развития «художественного стиля» или «вкуса» ожиданий не было — не верил в эти вещи еще до поступления.
Поступил в Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна на факультет «Графический дизайн в рекламе» — увидел их баннер во «Вконтакте», и мне понравилось. Мечтал поступить в академию Штиглица, но не стал даже пробовать. Не было опыта в живописи и композиции: пока проходил практику на автомобильном заводе, получить такие навыки просто не было возможности.
Большинство дизайнеров со мной не согласятся, но из того, чему учили в университете, мне больше всего пригодились академические дисциплины: рисунок, живопись, композиция. Почему-то большинство студентов считали, что это рамки, ограничивающие творчество. Но именно изучение этих предметов позволило мне создавать по-настоящему реалистичные изображения.
Свою первую работу в рекламном агентстве нашел через «Хедхантер». Помогло портфолио, которое я собрал из своих студенческих проектов. Все свои работы я делал не для оценки, а для себя. Поэтому у меня было немало троек в дипломе, зато проекты нравились другим людям.
Сейчас я занимаюсь UX/UI-дизайном. Главный плюс вижу в том, что все мои решения можно проверить на эффективность. У любой правки есть логичная причина, которая выявляется с помощью исследований. Никакой вкусовщины, только точность.
Академические навыки, полученные в вузе, помогли мне с быстрой визуализацией идей. Я регулярно посещал занятия, посвященные наброскам обнаженной натуры. Нужно было за ограниченное время нарисовать как можно больше изображений человека. Это оказалось важным, когда мне выпал шанс создать серию анимационных роликов. Другой полезный навык — векторная графика. Научиться пользоваться любым векторным редактором можно и самостоятельно, но я освоил этот навык именно в вузе.
На кого училась: востоковед
Кем работает: менеджер проектов
После школы я успела окончить колледж, и поступление в вуз казалось естественным шагом. Но родители, наоборот, не одобрили решение и отказали в поддержке. Спасибо моему парню, который взял на себя мое обеспечение: бросил институт и пошел работать. Я тоже не сидела на месте: поступила на бюджет, получала повышенную и социальную стипендию, постоянно подрабатывала, а с третьего курса уже работала фултайм.
С моим образованием сложно работать по специальности, в трудовую книжку востоковедом не запишут. Но именно образование помогло мне найти работу. На третьем курсе заведующий кафедрой отправил меня на практику в агентство переводов, которым руководила одна из выпускниц факультета. Я проработала там больше пяти лет, прошла путь от практикантки до заместителя директора. Затем год поработала за границей, но решила вернуться. Поняла, что жизнь эмигранта не для меня.
После бакалавриата пошла в магистратуру ради годовой бесплатной стажировки в Стамбульском университете. Но произошел инцидент со сбитым бомбардировщиком, стажировку закрыли, и я осталась доучиваться три семестра в России. Магистерская программа ничего нового не дала, да и занятий было очень мало — пара вечеров в неделю. На работе в это время пошел карьерный рост, и учеба отошла на задний план. В результате польза магистратуры для меня заключалась в деньгах, сэкономленных на аренде квартиры, — общежитие обходилось всего в 10 000 Р в год, стипендии, а также в еще одной корочке. А она действительно потом пригодилась на работе: для участия в некоторых проектах было важно наличие диплома с определенными дисциплинами в нем. Так что о времени в магистратуре не жалею.
Рада тому, что мне действительно бывают нужны все три диплома, включая полученный в колледже: благодаря им я могу подтвердить свою квалификацию в государственных органах, что часто требуется по работе.