введение заповедных лет при каком царе
Заповедные лета
Вопрос существования государственных указов о заповедных годах интересен для историков в связи с двумя гипотезами о закрепощении крестьян: «указного» и «безуказного» по терминологии Р. Г. Скрынникова. Указная теория восходит к В. Н. Татищеву, который считал закрепощение результатом закона, принятого Годуновым в 1592 году, но позже утерянного. Безуказная теория, по В. О. Ключевскому, утверждает, что не правительственные распоряжения, а условия жизни и задолженность крестьян постепенно прекратили крестьянские переходы от одного феодала к другому. Упоминания о «заповедных летах» в грамотах, датированных 1581—1592 годами, добавляют аргументов сторонникам теории «указного» закрепощения.
Согласно гипотезе В. И. Корецкого, в общегосударственном масштабе Юрьев день был отменён указом царя Фёдора Ивановича около 1592—1593 годов. По его мнению, существование такого указа подтверждается отсутствием ссылок на заповедные года после 1592 года (последнее упоминание содержится в грамоте двинскому судейке от 14 апреля 1592 года). Этот указ, по мнению Корецкого, запретил выход крестьян и сделал писцовые книги, работа над которыми велась в 1581—1593 годах и которые устанавливали принадлежность крестьян владельцу, юридическим основанием закрепощения. Корецкий считает, что режим заповедных лет не распространялся на южные уезды государства; помещики и крестьяне там продолжали руководствоваться статьёй 88 Судебника 1550 года (о крестьянском отказе).
Историки относятся к реконструкции указа Корецким в целом отрицательно. Г. Н. Анпилогов считает эту реконструкцию сомнительной, и утверждает, что режим заповедных лет распространялся и на южные уезды. Р. Г. Скрынников не признаёт существования указа 1592—1593 года и считает, что на юге правила крестьянского перехода формально не были отменены. Не согласен с Корецким и В. М. Панеях. Согласно интерпретации В. А. Аракчеева, реконструкция Корецкого ошибочна, существующие факты объясняются тем, что режим заповедных лет к 1590-м годам превратился в установившийся порядок, а термин просто постепенно исчез. Аракчеев отмечает, что термин «незаповедные лета» всё ещё используется в 1608 году.
Связанные понятия
Писцо́вые кни́ги — поземельные описи, использовавшиеся на Руси с XV века до середины XVII века, содержавшие сведения об имущественном положении служилых людей; в этих книгах отражалось детальное описание условий хозяйствования вотчин, сёл, монастырей. Составлялись московскими писцами и подьячими.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Отказные книги — документы (юридические акты) об «отказе» (пожаловании; передаче в пользование) земельных угодий дворянам, служилым людям, ясачным крестьянам в Русском государстве в XVII — начале XVIII века.
«ЗАПОВEДНЫЕ ЛEТА»
«Заповедные лета» — принятый в историографии термин, обозначавший в Русском государстве годы, в которые запрещался предусмотренный Судебником 1497 (так называемый закон о Юрьевом дне) переход крестьян от одного помещика к другому.
«З. л.» были 1581—1592. Наиболее раннее упоминание о них содержится в записи от 12 июля 1585 на поместье Б. Сомову в Холовском погосте Деревской пятины Новгородской земли. Введение «З. л.» совпадает с составлением писцовых книг 1580-х с целью создания условий для точного учета крестьянского населения. В подвергаемых переписи районах правительство запрещало выход крестьян из тягла.
Отсутствие в распоряжении историков текста закона о «З. л.» обусловило дискуссии о самом факте его существования и территориальном распространении — действовал ли он локально (Р. Г. Скрынников, В. И. Корецкий, А. А. Зимин) или на территории всего Русского государства (Б. Д. Греков, Г. Н. Анпилогов). Неоднозначно трактуется и содержание термина «З. л.». По мнению историков Скрынникова и Б. Н. Флори, режим «З. л.» представлял собой комплекс временных мероприятий в целях прекращения выхода из тягла, как крестьян, так и черных посадских людей. Некоторые исследователи начало закрепощения крестьян связывают с установлением режима сыска беглых, что и подразумевают под термином «З. л.». Согласно В. А. Аракчееву, термин «З. л.» относился к частновладельческим землям, главный его смысл заключался не в запрете перехода, а в розыске по инициативе самих землевладельцев и по суду беглых и вывезенных крестьян. Срок давности по таким делам не был установлен, власти принимали челобитные о крестьянах, бежавших с 1581—1582. Постепенно возникала необходимость определения сроков («урочных лет») в целях сокращения конфликтов между землевладельцами. Таким образом, закреплялся режим розыска беглых, т. е. режим «З. л.».
Последнее по времени упоминание о «З. л.» содержится в грамоте двинскому судейке от 14 апреля 1592. Корецкий считал, что существовал не дошедший до нас указ 1591/92 об отмене «З. л.».
Лит.: Аракчеев В. А. Власть и «Земля». Правительственная политика в отношении тяглых сословий в России второй половины XVI — начала XVII века. М., 2014; Корецкий В. И. Закрепощение крестьян и классовая борьба в России во второй половине XVI в. М., 1970; Скрынников Р. Г. Россия накануне «Смутного времени» М., 1981; Флоря Б. Н. Об установлении «заповедных лет» в России // Отечественная история. 2002. № 3.
Зеповедные лета
Заповедные лета – это установленный на Руси запрет крестьянам переходить от одного хозяина к другому. Предположительно просуществовал с 1581 по 1592. Стал важным этапом на пути формирования крепостного права.
Причины введения
1560-1570-е годы были крайне непростым временем для Московского царства. С 1558 года шла затяжная Ливонская война, в 1565 году был введен режим жесткого внутреннего управления – опричнина, сопровождавшийся массовыми репрессиями. Ситуация усугублялась частыми набегами со стороны крымских татар. Многие земли пришли в запустение и разорение.
По приказу Ивана Грозного и пришедшего ему на смену Федора Иоанновича составлялись писцовые книги, в которых фиксировались масштабы бедствия в хозяйстве страны.
Писцовые книги – это средневековые русские поземельные описи, в которых содержалось детальное описание условий жизни служилых людей в вотчинах, селах, монастырях.
Многие историки полагают, что именно по результатам проведения переписей 1580-х годов было принято решение о введении ограничительных мер на перемещение крестьян.
Причины появления заповедных лет:
Сущность заповедных лет
Согласно 57 статье Судебника 1497 года, принятого во время правления Ивана III, крестьянам разрешалось переходить от одного хозяина к другому один раз в год. Смена владельца называлась «крестьянским выходом».
Условия крестьянского выхода:
Пожилое – это специальная пошлина, которую крестьяне обязаны были выплачивать за переход из одного имения в другое. Обычно составлял от одного до полутора рублей. Величина пожилого зависела от типа местности: на лесистых территориях выкуп был меньше.
1 рубль в XVI-XVII веках – это были достаточно большие деньги. Например, 4 пуда ржаной муки стоили около 30 копеек. Это значит, что за 1 рубль можно было купить более 200 килограммов муки.
Юрьев день – день памяти высокочтимого в православии великомученика Георгия (Юрия). Отмечался 26 ноября по юлианскому календарю. Это соответствует 9 декабря по новому стилю. Крестьянский выход разрешался в Юрьев день, потому что к этому времени уже заканчивались все основные сельскохозяйственные работы.
В Судебнике 1550 года, принятом при Иване Грозном, в 88 статье сохранялся прежний порядок крестьянского выхода. При этом на 2 алтына(6 копеек) увеличивалась сумма пожилого.
В 1581 году вводился запрет на переход крестьян, обусловленный тяжелой ситуацией в стране. Это означало приостановку действия 88 статьи Судебника 1550.
У историков существуют разные мнения по поводу распространенности действия указов о заповедных годах:
Нет однозначного объяснения и того, что представляли собой заповедные лета. Основные версии:
Вторая точка зрения является более распространенной среди отечественных историков.
«Черный посадской люд» – это податное население средневековых российских городов. Они обязаны были выполнять многочисленные повинности.
Спор о заповедных годах тесно связан с двумя теориями возникновения крепостного права на Руси:
Татищев полагал, что существовал указ от 1592 года о фактическом введении крепостного права, но впоследствии он был утерян. Многие историки отрицают возможность существования данного документа.
Упоминания о заповедных годах в источниках
Термин «заповедные лета» редко встречается в средневековых русских источниках. Одним из первых хорошо изученных документов является запись в писцовой книге от 12 июня 1585 года, относящаяся к имению землевладельца Сомова, которое было приписано к Новгородской земле.
Последняя из найденных к настоящему времени достоверных записей с упоминанием заповедных лет относится к 12 апреля 1592. Она фиксирует ответ на жалобу о бегстве крестьян из Никольского монастыря и адресована двинскому земскому судейке. В грамоте содержится совет отыскать беглых крестьян и впредь не допускать их выхода в заповедные годы.
Земский судейка – местный судья, избиравшийся на мирском сходе и занимавшийся решением административных дел и хозяйственных споров. Уголовные дела были вне зоны его компетенции
Тот факт, что после 1592 года слово «заповедные лета» не употребляется, сторонники «указной теории» объясняют тем, что в этом году правительством под руководством Бориса Годунова был принят документ об утверждении крепостного права. Противники данной теории объясняют исчезновение термина постепенной утратой его актуальности.
Историк Владимир Аракчеев указывает, что в жалованной грамоте Василия Шуйского Казанскому монастырю от 1608 года встречается выражение «незаповедные лета», что может свидетельствовать об исторической памяти об административной практике 1580-х годов.
Отличие заповедных лет от урочных
Впервые термин «урочные лета» использовался в указе царя Федора Иоанновича от 20 февраля 1597. В нем обозначался пятилетний срок поиска крестьян, которые сбежали от своих владельцев. По истечении этого времени хозяева не имели права подавать в суд на розыск своих работников.
В 1607 году Василий Шуйский пытался ввести 15-летний срок сыска беглых крестьян, но из-за мощного народного восстания под руководством Ивана Болотникова данную меру пришлось отменить.
При первом правителе из династии Романовых Михаиле Федоровиче урочные годы сначала составляли 9 лет, в 1642 году были увеличены до 10 лет для обычных беглых крестьян и до 15 для только что купленных.
По Соборному уложению 1649, принятому при царе Алексее Михайловиче, урочные годы отменялись, и окончательно оформлялось крепостное право.
Таким образом, заповедные лета – это временный запрет на переход крестьян от одного землевладельца к другому, а урочные – это установленный срок поиска беглых крестьян.
Последствия
Введение заповедных лет:
Уже в 1597 году правительство было вынуждено утвердить порядок подачи заявлений о беглых крестьянах, зафиксировав 5-летний срок их розыска.
Многие историки рассматривают заповедные годы как закономерный этап оформления крепостного права в средневековой Руси.
История термина
Термин «заповедные лета» впервые появляется в документе 1581. В переводе на современный русский язык дословно это означает «запретные годы».
По правилам современной русской орфографии допустимы варианты написания: «Заповедные лета» и «Заповедные годы». Иногда встречающийся вариант «заповедные леты» является некорректным написанием термина, так как нарушает грамматические нормы.
Сам факт существования заповедных лет некоторыми историками оспаривается, поскольку термин встречается достаточно редко в ограниченном количестве источников.
Указ о заповедных летах 1581 года
Указ о заповедных летах Ивана 4 – это исторический документ, который имел огромное значение в дальнейшем развитии крепостного права на Руси. Он достаточно мало известен для широкого круга любителей истории, но все дело в невозможности доказать реальное существование документа. Оригинал этого повеления до наших дней не дошел, а обрывочные сведения из исторических книг не дают полной картины для исследования. Значительная часть архивов 16 века была потеряна бесследно.
Но факт остается фактом, в 1581 г. царь Иван Грозный отменил единственную возможность крепостных крестьян свободно распоряжаться своей жизнью. Слово «заповедь» в древнерусском языке означало «запрет». Были отменены так называемые «выходы крестьян» во время Юрьева дня. Юрьев день был введен в 1497 г. как единственное возможное время выхода работников. Выход – это переход крестьян от одного феодала к другому, если им что-то не нравилось у предыдущего хозяина. Отменив возможность такого действия, царь, по сути, сделал большую часть населения Руси рабами.
Причины принятия указа о заповедных летах
Большинство историков считает, что указ стал последствием долгой и разорительной войны с немецкими рыцарями Ливонского ордена, крымскими татарами, а также междоусобной борьбой бояр за влияние и власть. Это привело к глубокому экономическому упадку. Требовались решительные меры. Лучшим, по мнению царя, выходом, стало тотальное закрепощение крестьян, чтобы рабочая сила не растекалась по стране в поисках лучшей судьбы.
Дальнейшее развитие
Сам Иван 4 создал, как сейчас бы сказали, лишь законопроект. Непосредственным осуществлением задумки занялся его сын, Федор Иоаннович, после смерти царя в 1593 г. Им же были созданы писцовые книги, в которых перечислялось имущество того или иного боярина. В них же были перечислены и крестьяне, что делало переход в другое владение невозможным.
В 1597 г. им же были приняты еще более жесткие меры, а именно «закон об урочных летах», которых автоматически возвращал крестьян к бывшим владельцам в течение 5 лет с их ухода.
Так как не существует точно названных причин закрепощения крестьян, историки предполагают, что не только указ о заповедных летах стал причиной отмены переходов в Юрьев день. Дело в том, что многие крестьяне предпочитали не отрабатывать в полной мере надлежащую долю труда для своего феодала. Хитрозадых людей хватало и в то время. В Юрьев день должники просто сбегали, оставляя бояр без рабочей силы и каких-либо заработанных средств. Указ стал крайней мерой, призванной заставить должников выплачивать феодалам свою дань.
Значение указа о заповедных летах
Таким образом, указ Ивана Грозного о заповедных летах повел Россию по темному пути крепостничества. До отмены крепостного права, которое случилось только в 1861 г., крестьяне были бесправными существами, приравненные к скоту или другим материальным ценностям. Помимо экономических убытков, которые неизбежно возникали из-за такого отношения к работникам, в народе постепенно зрели бунты и непринятие вышестоящего начальства. В дальнейшем историк Керженцев назовет крепостное право взяткой для боярского сословия. Но русским крестьянам после указа о заповедных летах оставалось жить в крепостничестве еще 250 лет.
ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА
Полезное
Смотреть что такое «ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА» в других словарях:
ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА — в Русском государстве кон. 16 в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день, осенний. Заповедные лета важный этап закрепощения крестьян … Большой Энциклопедический словарь
ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА — в Русском государстве конца XVI в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день. Введение З.л. было одним из этапов установления крепостного права … Юридический словарь
ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА — наименование в конце 16 в. лет, в которые налагался запрет ( заповедь ) на переход крестьян от одного феодала к другому (согласно традиции осуществлялся в Юрьев день осенний 26 ноября). Введение 3. л. важный этап закрепощения крестьян. Источник … Русская история
заповедные лета — в Русском государстве конце XVI в. В эти годы запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день (осенний). Заповедные лета важный этап закрепощения крестьян. * * * ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА, (от «заповедь» запрет), в… … Энциклопедический словарь
Заповедные лета — (от «заповедь» повеление, запрет) срок, в течение которого в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 года). Заповедные лета начали вводиться… … Википедия
Заповедные лета — (от «заповедь» повеление, запрет) срок, в течение которого в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 88 Судебника 1550). З. л. начали вводиться правительством Ивана IV … Большая советская энциклопедия
заповедные лета — в Русском государстве конца XVI в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день. Введение З.л. было одним из этапов установления крепостного права … Большой юридический словарь
Урочные лета — в России – срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. У. л. введены в 90 х гг. 16 в. после приостановления действия Юрьева дня (См. Юрьев день) и введения заповедных лет (См.… … Большая советская энциклопедия
УРОЧНЫЕ ЛЕТА — срок, в течение к рого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 90 х гг. 16 в. после приостановки действия Юрьева дня (1581) и введения заповедных лет, когда началось описание земель и писцовые книги… … Советская историческая энциклопедия
Крепостное право в России — Крепостное право в России существовавшая, начиная с Киевской Руси XI века, система правоотношений, вытекавших из зависимости земледельца, крестьянина, от помещика, владельца земли, населяемой и обрабатываемой крестьянином. В Киевской Руси и … Википедия