за что мне такому хорошему такая хреновая жизнь креативный антивирус для мозга
За что мне такому хорошему такая хреновая жизнь? Креативный антивирус для мозга
Алексей Васильевич Капранов За что мне такому хорошему такая хреновая жизнь? Креативный антивирус для мозга
© ООО «Издательство АСТ», 2016
Отзывы
В голове цунами!
Мне 32 года, но я выражусь по-молодежному! Респект и уважуха психологу-сволочи. У меня землетрясение и цунами в голове! Рушатся устои прожитых лет. Это здорово.
Скорая психологическая помощь!
Эта книга может стать «скорой психологической помощью» и катализатором стратегических изменений в жизни человека. Чтобы в вашей жизни ни происходило – читайте и поймете, что вашу жизнь можно и нужно изменить.
Жизнь изменилась!
Моя жизнь сегодня и примерно два месяца назад, когда я впервые прочла эту книгу, – это две совершенно разные реальности. Верю, что все приходит вовремя, но очень бы хотелось получить эти знания и методики лет 10 назад. Я очень хочу поделиться всеми счастливыми изменениями, но, прислушавшись к мудрым советам, подожду их полной реализации, а после – обязательно!
Информация, нужная всем!
Это просто жизненно необходимая информация для всех. Даже если человек пока к ней не готов, ему не мешает знать, что в мире есть кое-что, что зависит от его выбора. Я бы посоветовала всем прочесть то, о чем пишет Алексей Васильевич. Это важно любому, даже если пока не нужно. Лично мне очень интересно, – заставляет думать, анализировать события собственной жизни и делать выводы.
Хорошего психолога должны знать все!
Сразу удивился и удивляюсь до сих пор, как автор умеет простым языком описывать очень сложные вещи, делать их понятными, осязаемыми и применимыми в повседневной жизни. Читать его безумно весело, и в этом веселье ты начинаешь думать по-другому, переосмысливать многие моменты жизни. И жизнь постепенно меняется. Алексей – один из самых известных психологов в Барнауле (Сибирь), кроме того, регулярно участвует в разных передачах на главных каналах страны. Рад, что его книги теперь будут читать по всей России.
За что мне, такому хорошему, такая хреновая жизнь?
Почему жизнь так несправедлива?
Покажите мне хотя бы одного человека, который не хотел бы быть счастливым и успешным. Сколько усилий прикладывается к тому, чтобы поймать удачу за хвост, изменить свою судьбу и стать суперзвездой. Прилавки книжных магазинов просто пестрят брошюрами типа «Как стать счастливым за один день» или «Семь шагов к успеху», или «Три пути к совершенству». И мы, конечно, ведемся на эту удочку, потому что больше всего на свете хотим быть счастливыми.
Фортуна упорно обходит нас стороной, а с неба вместо манны небесной падают тонны кирпичей.
Спрашивается, и за что мне, такому хорошему, такая хреновая жизнь?
Я ведь не эгоист там какой-то, и не вор, и не лжец. Живу по правилам, вкалываю, как папа Карло, и для других стараюсь. А воз и ныне там. Вокруг одни неблагодарные скоты. То начальник палки в колеса вставляет, то друзья подставляют, то жена с упреками набрасывается, или муж в загул уходит, то дети до инфаркта доводят. Знакомая история?
Так почему же жизнь несправедлива?!
Ваша машина
Представьте, что вы – это машина, за рулем которой сидит ваше Я. Даже если вы профессиональный водитель, от поломок и сбоев механизма никто не застрахован. Сразу хочу предупредить: я не собираюсь чинить вашу машину. И уж тем более не смогу ответить на излюбленный вопрос: «Что делать, если ваша машина не работает?» Я и сам не знаю. Для того чтобы ответить на этот вопрос, мне придется влезть в ваше тело, прожить в вашей семье, в общем, стать вами. Но тогда я перестану быть собой. Поэтому починить свою машину сможете только вы сами.
Да, есть медики, которые исправляют поломки, есть гуру, которые указывают путь к светлому будущему. Но насколько качественен и долговременен их прогноз на жизнь, я не знаю! Как показывает практика, ко мне обращаются люди, которые уже прошли через все инстанции «магов и волшебников», и их машина либо заехала в тупик, либо стремительно несется к обрыву.
Я не могу отнести себя ни к медикам, ни к гуру. Я полугурок. Я ненормальный психолог. Психология – это мое хобби с 14 лет и профессиональная сфера деятельности с 30 лет. Большой опыт работы с людьми, в том числе с наркоманами, позволил мне собрать практическим путем свою икебану. Я не изобретаю велосипед и не претендую на Нобелевскую премию. Я не учу отращивать крылья, я пытаюсь научить отпиливать гири. Мои мысли – это сборная солянка открытий величайших психологов, философов и обычных смертных, конечно. Как говорил Монтень: «Моего здесь только ленточка».
Я сам не раз наступал на грабли и был на краю обрыва. Но со временем я научился определять свои грабли по цвету и форме. Методом проб и ошибок я нашел направление движения и сформулировал свой взгляд на мир. Так что пользуйтесь! Я готов поделиться своим опытом. Мне можно верить или не верить. Это ваш выбор. Даже желательно не верить, так как те, кто мне не поверят, пойдут проверять, но уже предупрежденные об опасности. К примеру, как понять, что чайник горячий? Можно, конечно, просто поверить, что он горячий. А можно подойти, потрогать и убедиться в этом. Лучше всего нас убеждает собственный опыт.
А пощады не будет!
Итак, разрешите представиться: «Очень приятно, я – сволочь!»
Я беру на себя совсем скромную миссию. Я буду работать СВОЛОЧЬЮ, то есть сволакивать вас с правильного пути. Моя задача – остановить, посеять сомнение и сориентировать на местности, предупредив: налево пойдешь – коня потеряешь, направо – голову буйную сложишь, а впереди – обрыв (но вам можно)…
Главное, своло́чь с правильного пути. Я ни в чем не буду вас убеждать, скорее, просто обращать внимание. А как собирать информацию и куда двигаться, это уже ваша задача.
А еще я буду работать ДРОЖЖАМИ. Есть такая деревенская месть, когда вредной старухе ночью бросают дрожжи в туалет. В течение следующих трех дней происходят поразительные вещи. Во-первых, чистится выгребная яма, и с пеной уходят все гадости. Во-вторых, на следующий год удобряется огород. А в-третьих, вредная старуха становятся доброй бабушкой.
Так вот, представьте, что эти самые дрожжи я брошу в ваши головы. Навязывать их, конечно, я никому не собираюсь. Да, вот такой я жутко аморальный тип. Я даже не знаю, что такое хорошо, а что плохо. Но моя задача не научить вас быть хорошими или плохими, а сделать вас неуязвимыми, как Штирлиц!
Анекдот в тему
Борман вызывает своего сотрудника.
– Назовите двузначное число.
Борман пишет характеристику «характер нордический» и вызывает следующего.
– Назовите двузначное число.
– Можно, конечно, и 82, но лучше 28.
Борман пишет характеристику «характер близок к нордическому» и вызывает следующего.
– Назовите двузначное число.
– А почему не… А, это Вы, Штирлиц.
Как работать с этой книгой
Эта книга издается впервые. Так что считайте, что вам крупно повезло. Вы наконец-то узнаете, за что вам, таким хорошим, такая хреновая жизнь и как можно ее изменить. Сразу предупрежу, что работать с этой книгой лучше последовательно. Я намеренно расположил одну тему за другой, чтобы вы смогли ее безболезненно, ну или практически безболезненно, переварить. Хотя, если вы уже держите эту книгу в руках, значит, готовы к переменам и заворот мозгов у вас точно не случится.
Чтобы не сбиться с пути, я привожу здесь свои простые схемы-иллюстрации. Они помогут не сбиться с общего курса.
В этой книге вы узнаете:
– почему наш жизненный прогноз не совпадает с реальностью и чем это грозит;
– с помощью каких моделей мира мы выживаем;
– почему полезно быть хорошим и опасно быть плохим;
– какие бывают табу, и как они портят нашу жизнь;
– чем отличается «должен» от «хочу» и откуда берется лень;
– насколько мы ядовиты и сколько у нас врагов;
– почему для нас самое страшное – потеря возможностей, и как облегчить себе жизнь словом «допустим»;
– что значит быть «ненормальным»;
– где кончается мое настоящее Я, и какие «роли» мы играем;
– где проходят границы мужчины и женщины и как добиться взаимопонимания в семье;
– как работают законы Вселенной и почему «дураком» быть выгодно.
За что мне такому хорошему такая хреновая жизнь креативный антивирус для мозга
Алексей Васильевич Капранов
За что мне такому хорошему такая хреновая жизнь? Креативный антивирус для мозга
© ООО «Издательство АСТ», 2016
Мне 32 года, но я выражусь по-молодежному! Респект и уважуха психологу-сволочи. У меня землетрясение и цунами в голове! Рушатся устои прожитых лет. Это здорово.
Скорая психологическая помощь!
Эта книга может стать «скорой психологической помощью» и катализатором стратегических изменений в жизни человека. Чтобы в вашей жизни ни происходило – читайте и поймете, что вашу жизнь можно и нужно изменить.
Моя жизнь сегодня и примерно два месяца назад, когда я впервые прочла эту книгу, – это две совершенно разные реальности. Верю, что все приходит вовремя, но очень бы хотелось получить эти знания и методики лет 10 назад. Я очень хочу поделиться всеми счастливыми изменениями, но, прислушавшись к мудрым советам, подожду их полной реализации, а после – обязательно!
Информация, нужная всем!
Это просто жизненно необходимая информация для всех. Даже если человек пока к ней не готов, ему не мешает знать, что в мире есть кое-что, что зависит от его выбора. Я бы посоветовала всем прочесть то, о чем пишет Алексей Васильевич. Это важно любому, даже если пока не нужно. Лично мне очень интересно, – заставляет думать, анализировать события собственной жизни и делать выводы.
Хорошего психолога должны знать все!
Сразу удивился и удивляюсь до сих пор, как автор умеет простым языком описывать очень сложные вещи, делать их понятными, осязаемыми и применимыми в повседневной жизни. Читать его безумно весело, и в этом веселье ты начинаешь думать по-другому, переосмысливать многие моменты жизни. И жизнь постепенно меняется. Алексей – один из самых известных психологов в Барнауле (Сибирь), кроме того, регулярно участвует в разных передачах на главных каналах страны. Рад, что его книги теперь будут читать по всей России.
За что мне, такому хорошему, такая хреновая жизнь?
Бог мой, как прошмыгнула жизнь, а я даже не слышала, как поют соловьи.
Почему жизнь так несправедлива?
Покажите мне хотя бы одного человека, который не хотел бы быть счастливым и успешным. Сколько усилий прикладывается к тому, чтобы поймать удачу за хвост, изменить свою судьбу и стать суперзвездой. Прилавки книжных магазинов просто пестрят брошюрами типа «Как стать счастливым за один день» или «Семь шагов к успеху», или «Три пути к совершенству». И мы, конечно, ведемся на эту удочку, потому что больше всего на свете хотим быть счастливыми.
Фортуна упорно обходит нас стороной, а с неба вместо манны небесной падают тонны кирпичей.
Спрашивается, и за что мне, такому хорошему, такая хреновая жизнь?
Я ведь не эгоист там какой-то, и не вор, и не лжец. Живу по правилам, вкалываю, как папа Карло, и для других стараюсь. А воз и ныне там. Вокруг одни неблагодарные скоты. То начальник палки в колеса вставляет, то друзья подставляют, то жена с упреками набрасывается, или муж в загул уходит, то дети до инфаркта доводят. Знакомая история?
Так почему же жизнь несправедлива?!
Представьте, что вы – это машина, за рулем которой сидит ваше Я. Даже если вы профессиональный водитель, от поломок и сбоев механизма никто не застрахован. Сразу хочу предупредить: я не собираюсь чинить вашу машину. И уж тем более не смогу ответить на излюбленный вопрос: «Что делать, если ваша машина не работает?» Я и сам не знаю. Для того чтобы ответить на этот вопрос, мне придется влезть в ваше тело, прожить в вашей семье, в общем, стать вами. Но тогда я перестану быть собой. Поэтому починить свою машину сможете только вы сами.
Да, есть медики, которые исправляют поломки, есть гуру, которые указывают путь к светлому будущему. Но насколько качественен и долговременен их прогноз на жизнь, я не знаю! Как показывает практика, ко мне обращаются люди, которые уже прошли через все инстанции «магов и волшебников», и их машина либо заехала в тупик, либо стремительно несется к обрыву.
Я не могу отнести себя ни к медикам, ни к гуру. Я полугурок. Я ненормальный психолог. Психология – это мое хобби с 14 лет и профессиональная сфера деятельности с 30 лет. Большой опыт работы с людьми, в том числе с наркоманами, позволил мне собрать практическим путем свою икебану. Я не изобретаю велосипед и не претендую на Нобелевскую премию. Я не учу отращивать крылья, я пытаюсь научить отпиливать гири. Мои мысли – это сборная солянка открытий величайших психологов, философов и обычных смертных, конечно. Как говорил Монтень: «Моего здесь только ленточка».
Я сам не раз наступал на грабли и был на краю обрыва. Но со временем я научился определять свои грабли по цвету и форме. Методом проб и ошибок я нашел направление движения и сформулировал свой взгляд на мир. Так что пользуйтесь! Я готов поделиться своим опытом. Мне можно верить или не верить. Это ваш выбор. Даже желательно не верить, так как те, кто мне не поверят, пойдут проверять, но уже предупрежденные об опасности. К примеру, как понять, что чайник горячий? Можно, конечно, просто поверить, что он горячий. А можно подойти, потрогать и убедиться в этом. Лучше всего нас убеждает собственный опыт.
Итак, разрешите представиться: «Очень приятно, я – сволочь!»
Я беру на себя совсем скромную миссию. Я буду работать СВОЛОЧЬЮ, то есть сволакивать вас с правильного пути. Моя задача – остановить, посеять сомнение и сориентировать на местности, предупредив: налево пойдешь – коня потеряешь, направо – голову буйную сложишь, а впереди – обрыв (но вам можно)…
Главное, своло́чь с правильного пути. Я ни в чем не буду вас убеждать, скорее, просто обращать внимание. А как собирать информацию и куда двигаться, это уже ваша задача.
А еще я буду работать ДРОЖЖАМИ. Есть такая деревенская месть, когда вредной старухе ночью бросают дрожжи в туалет. В течение следующих трех дней происходят поразительные вещи. Во-первых, чистится выгребная яма, и с пеной уходят все гадости. Во-вторых, на следующий год удобряется огород. А в-третьих, вредная старуха становятся доброй бабушкой.
Так вот, представьте, что эти самые дрожжи я брошу в ваши головы. Навязывать их, конечно, я никому не собираюсь. Да, вот такой я жутко аморальный тип. Я даже не знаю, что такое хорошо, а что плохо. Но моя задача не научить вас быть хорошими или плохими, а сделать вас неуязвимыми, как Штирлиц!
Борман вызывает своего сотрудника.
– Назовите двузначное число.
Борман пишет характеристику «характер нордический» и вызывает следующего.
– Назовите двузначное число.
– Можно, конечно, и 82, но лучше 28.
Борман пишет характеристику «характер близок к нордическому» и вызывает следующего.
Текст книги «За что мне такому хорошему такая хреновая жизнь? Креативный антивирус для мозга»
Автор книги: Алексей Капранов
Текущая страница: 2 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]
Для начала хотите узнать, сколько вам лет? В зависимости от того, как мы представляем этот мир, т. е. как выглядит карта реальности, определяется наш возраст.
У человека существует три возраста.
Первый – это возраст автомобиля, то есть паспортный возраст. Столько-то дней мы прожили на этой земле.
Второй – это физиологический возраст, на сколько мы выглядим. Недавно мои знакомые купили «копейку». Она простояла у деда в деревне, и хотя она 1979 года выпуска, но она в идеальном состоянии.
Третий – это возраст того, кто за рулем. Называется он эмоциональная зрелость.
Три возраста редко сходятся вместе. От этого возникают конфликты и непонимание.
Когда мы смотрим на человека, которому по паспорту 40, мы ожидаем от него поступка взрослого человека. Но нередко бывает так, что он ведет себя как дитя.
Деструктивная карта реальности – эгоцентризм
Итак, самая первая карта реальности формируется, когда ребенок появляется на свет. Это карта реальности грудного младенца. Она называется «эгоцентризм» или «райский сад», так как в мире все создано для меня. Есть Я или не Я.
Я – пуп земли. Реклама «Бери от жизни все!» отлично иллюстрирует эту карту реальности. Она прекрасно звучит в мужском исполнении: «Жизнь надо прожить так, чтобы, оглянувшись назад, ты увидел груду посуды, толпы обманутых женщин, и чтобы каждый встречный ребенок говорил тебе „Папа!“».
Эгоцентризм больше свойствен женщинам и детям. Некоторые застревают в этой карте реальности и по-прежнему считают себя пупом земли, хотя паспортный возраст растет. Они жестоки как дети, не потому, что злые, а потому, что не знают, как другим больно. Мы же не говорим дереву, ломая веточку: «Извини, дерево, я знаю, что тебе больно!» Как на дерево смотрит на нас человек, застрявший в карте эгоцентризма.
Ползут два красных кирпича, а из-за угла выскакивает белый силикатный.
Один красный говорит:
Обижаться на эгоцентристов глупо. Ведь это неумение поставить себя на место другого человека.
Эгоцентрист и эгоист – это не одно и то же. Эгоцентрист не понимает, что другому больно. Эгоист понимает – и ему по барабану. Пример.
Жена посылает мужа в магазин. На улице ужасный дождь.
– Ты что? В такую погоду хороший хозяин собаку не выгонит.
– Ничего, не сахарный, не размокнешь!
– Иди, а собаку оставь дома!
Очень часто нашу карту реальности эгоцентризма выправляют, например, зеркаля наше поведение.
Как-то сидит маленький сын у меня на коленках, видит: перед ним что-то моргает, он мне пальцем в глаза – опа, а я ему – опа. А он смотрит с удивлением. А мне-то за что? Так мы и понимаем, что есть другие люди. Мы их вносим в свою карту реальности. И как только осознаем, что мы не одни, сразу начинается самоидентификация.
Деструктивная карта реальности – соревнование
Следующая карта реальности подростковая – соревнование. К нашей самоидентификации присоединяется еще и полоролевая идентификация. Мы понимаем, что одни мальчики, а другие девочки. И все, конечно, познается в сравнении. Для того чтобы себя узнать, нужно узнать все свои возможности и сравнить их с другими. А лучшее сравнение – это соревнование. У мальчиков сразу начинается естественный отбор. Они борются за выживание. Кто быстрее пробежит, дальше плюнет, громче свистнет, выше на стенку пописает. Надо быть первым или хотя бы в тройке лидеров, если не в тройке, то хотя бы не последним порвать призовую ленточку. Ну а если я последний, просто меняю вид спорта.
Некоторые застревают в этой подростковой карте и продолжают соревноваться всю жизнь. У кого хата круче, в банковском счете нулей большей, цепь на шее толще. Таких соревнующихся подростков, правда, немного на земле. Около 30 %. Это люди, имеющие взрослый вид, но все еще соревнующиеся.
Деструктивная карта реальности – война
Пока мальчики соревнуются, девочки сразу переходят в другую, юношескую карту реальности. У них природный запас энергетики, и им не нужно изучать себя и соревноваться. Их задача – научиться справляться с энергией, эмоциями и чувствами. В юношеской карте реальности важно к кому-то принадлежать. В ней есть «свои» и «чужие». Поэтому она называется «война». Девочки себя не изучают, потому что и так ясно, что каждая звезда. Это аксиома. Поэтому для них все делятся на дебилов, которые не понимают, что они звезды, и на нормальных людей, которые смутно догадываются, насколько они звезды. В мире есть либо друзья, либо враги.
Юноши, когда понимают, что есть «свои» и «чужие», за своего «корефана» сто человек без лопаты готовы зарыть. Они начинают объединяться в банды. В юношеской карте реальности тоже около 30 % населения.
А поскольку мужской и женский образы мира разные, мы друг друга замечаем, но не понимаем. Так и живем – «дебилы» и «дуры». Затем начинаем обращать внимание друг на друга. У кого-то есть выпуклости, у кого-то впуклости. Мы начинаем проникать в карты реальности друг друга. И начинается соревнование, кто лучше. Временное перемирие наступает только, если есть общий досуг, общая цель или общий враг.
Деструктивная карта реальности – игра
Следующая карта реальности – «Вся жизнь – игра!». В ней нужно вложить чуть поменьше и урвать чуть побольше. И здесь люди делятся на игроков и лохов. Каждый думает, что он-то игрок, а все остальные лохи. Что-то вроде, пришлите 7 крышек от канализационных люков, и вы получите грыжу бесплатно. Или отправьте 6 смс на такой-то номер, и вы бесплатно получите желтую футболку с надписью «Лох».
На этой карте реальности вся Америка держалась. Мы уже в нее наигрались.
Все вышеперечисленные карты реальности деструктивны. Когда человек пользуется ими, он разрушает себя. Они опасны для нас самих. Более того, в критической ситуации мы можем скатываться вниз и переходить от взрослой карты реальности к детской.
В чем же опасность деструктивной карты реальности?
В этой карте реальности человек видит себя пупом земли, никого не уважает и не признает. Он никому не поверит, если его предупредят об опасности. Еще и сам пойдет пробовать, как ребенок. Пока на мне КАМАЗ не забуксует – не поверю, что тяжелый. Как раз на них и буксует. Но поздно.
Эгоцентристы редко доживают до паспортной старости. Они не рискуют, они вляпываются.
Подростки – самые трудоспособные и трудолюбивые люди. Они могут работать по 20 часов в сутки. У соревнований не бывает конца. Но иногда они надрываются и просто не успевают воспользоваться плодами своих достижений. Их уровень радости очень небольшой. Они довольствуются не своим достижениями, а тем, насколько обогнали соседа.
И если похвастаться не перед кем, нафига тогда все нужно. Подростки так и не успевают порадоваться и умирают на беговой дорожке. За них доживают в трехэтажных домах и тратят баснословные накопления другие.
И еще. Все глобальные преступления в мире совершают подростки, которые хотят выпендриться.
Чем опасно женское соревнование? Когда у женщин появляются дети, они начинают конкурировать, чье дитя лучше. Ребенка обязательно нужно отдать в тысячи кружков. Потом попсиховать, что он дает не те результаты. Мамы так задергивают своих детей, что они ходить не могут.
Это самая распространенная и самая опасная карта. Здесь важна победа. Но она достигается двумя путями: либо уничтожить противника, либо морально раздавить. В войне всегда заведомо есть жертвы. И человек согласен идти на жертвы ради идеи. Пусть мне выколют один глаз, но другому два, чтобы ему стало еще хуже. Пока он не умрет, не успокоюсь.
Чаще всего жертвами в этих войнах являются дети. «Ах, ты не муж – тогда ребенка не увидишь!» «Ах, я не отец – ни копейки алиментов не получишь!» То, что ребенок будет без отца, страдать, и ходить в одной курточке 6 лет – никого не волнует. Это страшно. Результат военных действий – это Пиррова победа. Да, вы победили в битве, но праздновать не с кем и нечего.
В этой карте реальности важен азарт, и редко у кого есть чувство меры. Как в анекдоте.
– За что я тебя уважаю, Петрович, так это за твое чувство меры!
Главное проявление карты реальности «игра» – это гордыня, когда можно обмануть всех, в том числе и Бога. На кон ставится все, в том числе и жизнь. Но от проигрышей никто не застрахован. И тогда теряется все. Поэтому эта карта реальности вгоняет в депрессию, сводит с ума.
Вывод: беда всех деструктивных карт реальности в том, что человек не задает себе вопрос: «А зачем мне это надо?» У него не хватает эгоизма. Человек себя не любит и не ценит, а только гробит на соревнованиях, войнах, играх.
Как только мы начинаем задумываться: «А мне оно надо?», создаются конструктивные карты реальности. И тогда мы переходим в новую ипостась и начинаем думать о себе.
Конструктивные карты реальности, или Кто как выживает
Конструктивные карты реальности, в отличие от деструктивных, помогают нам выжить.
Конструктивная карта реальности – карьера
Карта реальности «соревнование» переходит в карту реальности «карьера».
С этой картой реальности человек понимает, зачем ему она нужна, и думает, как сделать себе лучше. Здесь действует принцип курятника – «плюй на ближнего, гадь на нижнего, лезь выше». Зачем выше? Вверху солнца больше, самая высокая жердочка – на всех с высоты можно смотреть. Это как у Высоцкого: «Плевал я с Эйфелевой башни на головы беспечных парижан».
Это не просто карта реальности, это философия. Чем выше залезаешь, чем выше пост занимаешь, тем меньше законов на тебя действует, тем больше льгот имеешь. Любой чин – это шлагбаум. Чтобы он работал, достаточно мзды. Мы все продаем свое время. А чиновники продают свои автографы: тебе туда можно, а тебе нельзя. И вроде они такие же, как мы, но у них почему-то появляются спецполиклиники, спецмашины и т. д.
Чем опасна эта карта реальности? Пока есть силы, можно лезть на высокую жердочку. Но там всегда есть конкуренция. Беда – когда слетаешь с высокой жердочки вниз, обратно уже не залезть. А в самом низу солнца уже не видно, и все сверху гадят. Поэтому очень страшно потерять свой пост.
Конструктивная карта реальности – волки и овцы
Следующая карта реальности из уголовного мира – это «волки и овцы». Она включает в себя предыдущие карты. Здесь есть и «свои» и «чужие», есть иерархия, соревнования. Здесь действует принцип примитивной группы. В ней есть альфа-самец, смелый, сильный и очень жестокий, но ему не хватает ума.
Поэтому у него обязательно есть тайный кардинал, то есть бета-самец, интеллектуал, но у него не хватает уверенности и решительности. В этой карте реальности присутствуют также несколько приближенных, на которых работают свои вассалы, шестерки. В такой группе обязательно есть шут – это неприкасаемая персона, которая, в отличие от остальных, говорит альфа-самцу неприятную информацию, то есть оппозиция. И обязательно присутствует козел отпущения, мальчик для битья. Как что-то не так, его прилюдно порют. Бета-самец, давая умные советы альфа-самцу, управляет всем. Конспирация и подчинение действуют на высочайшем уровне.
У молочника спрашивают:
– Как же ты добился от коровы таких удоев?
– Нежностью и лаской. Подхожу, глажу и говорю ей: «Ну, что у нас сегодня – молоко или говядина?»
В чем опасность этой карты реальности? В этой карте реальности есть и соревнование, и игра. Но, чтобы в таком мире выжить, мало быть жестоким, надо быть умным.
Когда я работал с наркоманами, как-то после семинара по картам реальности ко мне подошел один и спрашивает:
– Ты понимаешь, что есть основной принцип жизни – либо ты хаваешь, либо тебя хавают?
– Да, знакомо. Это называется волки и овцы.
– Ты понимаешь, на овцу ты не похож, но и клыки ты тоже не показываешь.
– По твоим понятиям, я травоядное. Но я слон, и если ты меня укусишь – я тебе такую просеку в джунглях обеспечу!
Конструктивная карта реальности – школа
И как же жить, если я не волк и не овца? И какие законы будут тогда работать?
Можно ввести еще одну конструктивную карту реальности – школа.
Наша жизнь напоминает школу. Все законы школы четко соответствуют законам этого мира. Мы все ученики. Здесь есть горизонталь – Я и другие школьники. Мы можем между собой играть, соревноваться, но главное не мешать учителю, так как он быстро выгонит из класса. Главное, чтобы каждый выучился и понял предмет. Вся наша жизнь разбивается на такие предметы, как семьеведение, работа, друзья и т. д. И у каждого по одному предмету идет ништяк, по другому – завал. А когда мы смотрим на другого, то думаем: «Почему ему так везет? Мне бы его задачки». Но мы же учимся в своем классе. У одного физмат, у другого – просто мат. И поэтому к каждому из нас разные требования. За одну и ту же ошибку могут ставить разные оценки, одни промахи прощать, другие – нет.
В чем особенность этой карты реальности? В ней есть еще и вертикаль – Я и Он (Учитель). Если вы начинаете подсказывать кому-то на уроке, что делает учитель? Ставит кол за то, что мешаете однокласснику, и сажает вас на последнюю парту выполнять новую задачу. Поэтому в карте реальности «школа» действует принцип: не делай добра, не получишь зла. Поэтому никто не болеет так, как тот, кто подсказывает. Любой выбор за другого человека – это очень опасно.
Все наши беды оттого, что мы якобы знаем, как правильно и как должно быть. Это мой рабочий девиз.
Мы считаем, что учитель несправедлив. По нашей логике, «справедливо» было бы давать задание и ношу полегче. Но жизнь распоряжается по иному. Не хочешь нести мешок – понесешь два! Мы злимся, страдаем и болеем – это типичная ошибка нашей логики. Если поменять карту реальности, допустим, на восточную, где вся жизнь рассматривается как лечебница. Мы приходим в нее, чтобы отболеть свои слабые стороны, полечиться, принимая горькие пилюли. И тогда, если не действует одна таблетка, нам подсовывают две, если не помогают две – то уже четыре и т. д., пока мы окончательно не поправимся. Так же с нами поступает и Вселенная. Вселенная разумна. Она дает нам определенную ношу, чтобы мы чему-то научились.
Поэтому самая сложная задача в школе – и одноклассникам понравиться, и уроки выучить. А одноклассникам очень не по душе, когда другой пятерки получает. Чем больше пятерок в дневнике, тем больше кнопок под задницей.
И что делать? Так хочется, чтобы пришел добрый волшебник и решил все за нас. Но так, к сожалению, не получится. Иначе по законам школы вам только больше задачек дадут. Вам придется решать уравнение самим. Я не смогу это сделать вместо вас. Я даю вам свои формулы мира, а дальше думайте сами, подставляйте в них свои значения.
Вывод: если вы хотите поменять свою карту реальности, нужно изменить восприятие мира и не считать, что он несправедлив, посылая нам испытания. А принимать свою ношу, пока не свалилось две.
Итак, мы подошли с вами к самому главному упражнению. Наконец-то вы будете использовать мои формулы и подставлять в них свои значения. Начните с правды.
Упражнение «Моя карта реальности»
Итак, давайте определим, на что похожа ваша жизнь, то есть какая у вас карта реальности.
Человеку, чтобы быть счастливым, нужно не конфликтовать с тремя уровнями сил – с самим собой, с другими, и с миром в целом. Поэтому мы все несчастны, так как такие конфликты точно есть.
3. У вас обязательно должно быть не менее 100 пунктов. Первые 20, скорее всего, вы напишете без проблем, к 50 будет все сложнее, потом наступит интеллектуальный саботаж. Не пугайтесь. Просто каждый день отмечайте, что вас напрягает, и записывайте, записывайте!
Чем опасен стресс?
А теперь давайте разберемся, как запускается механизм стресса и какие опасности под ним скрываются. Наше тело больше всего страдает из-за стресса. А почему? И как работает наш организм во время стресса? Сейчас узнаете.
Как работает механизм стресса
Представьте: к вам пришла в гости подруга, которая очень удачно вышла замуж за очень нового, за очень русского. Вся в золоте, в брюликах и т. д. Она, конечно, пришла, чтобы похвастаться, правильно? Правда, через 5–10 минут она уже об этом благополучно забыла. Сели за стол:
Проговорили допоздна, на дворе темно, и подруга:
– Ну, куда же я с этими брюликами поеду? С головой вместе снимут. Время такое. Можно я у тебя оставлю, завтра утром заеду и заберу?
– Конечно-конечно, все оставляй.
А утром просыпаетесь, брюликов на столе нет. Вы еще ни о чем не успели подумать, а организм подключился. Вас понемножку поколачивает. Зрение сразу стало стопроцентным. Вы забыли, что когда-то носили очки. Теперь каждую щелочку видно. Силы появилось столько, что «ой-ой-ой»: вы диван запросто левой рукой приподнимете. Голова сразу как пылесос гудит: «Куда, куда, куда могла положить или чё, где, что?» Вы начинаете бегать в суматохе по квартире и понимаете, что вам и всей квартиры не хватит, чтобы за эти брюлики расплатиться.
И вот здесь, не дай бог, вас кто-то начнет успокаивать: «Да, сядь, кино посмотри, книжку почитай». Как вы воспримите это?
В этот момент у вас начинаются действия, которые называются аффективными. Силы «ой-ой-ой», скорости «ой-ой-ой». Вы за две секунды прошарите весь дом, все на уши поднимете. А если к вам подойти в этот момент с нелепыми вопросами в стиле: «А где мои носки?» Что вы ответите? Маты можно опустить, потому что кроме них вы вряд ли что-то произнесете в этот момент. Примерно такое же состояние испытывает наркоман, когда у него гон и надо найти деньги на дозу.
В период стресса мы совершаем какие угодно действия: перепрыгиваем через трехметровые заборы, поднимаем неимоверные тяжести, по лестнице поднимаемся намного быстрее лифта, даже не заметив этого. Чем сильнее стресс, тем больше сил.
При этом у нас еще выделяются собственные наркотики – гормоны, которые в данный момент действуют как обезболивающее. И вы не чувствуете, что у вас гнутся суставы, натянуты мышцы, стоите на одной ноге. Все так сжато, но вам не больно. Только на следующий день уровень наркотиков в крови падает, и то там потягивает, то там побаливает. А теперь представьте, что вы вчера еще немножко выпили и немножко паленки, и у вас все болит + еще с похмелья + еще отравление, и на всякий случай еще и простыли. Вот у вас кашель, насморк, рвота, понос, температура, головная боль и еще все мышцы тянет. Если это умножить на 10 – такое состояние называется ломкой наркоманов.
И вот вы мечетесь по квартире в чудном состоянии «не влезай – убьет», забегаете на кухню, чтобы попить воды, открываете маленький шкафчик на кухне, а брюлики в рюмочке лежат. Две секунды вы на них смотрите, точно ли не глюк. Мозг снимает информацию с сетчатки глаза 25 раз в секунду. Это он так 50 раз проверяет. И когда вы убеждаетесь, что это точно они, стресс заканчивается, приспосабливаться не надо. Что происходит? Наш мозг быстренько оценивает ситуацию. Она уже не стрессовая. Под коленками так щекотно становится, мурашки по телу побежали. Ништяк, хорошо. И ситуация из разряда стрессовой переходит в реакцию релаксации, то есть расслабления. И начинается у нас выделение собственных наркотиков – эндорфинов, энкефалинов и алкоголя, чтобы снять возбуждение. Ведь оно больше не нужно.
И если в этот момент кто-то спросит: «Где мои носки?», вы его готовы обсыпать этими носками с ног до головы. Кстати, поэтому родители очень долго не замечают, что дети употребляют наркотики. Потому что они все, что угодно в состоянии ништяка готовы сделать: и полы помоют, и постирают, и на все согласны.
В момент расслабления собственных наркотиков в награду за победу выделяется чуть-чуть больше, чтобы наши действия в голове обвились в рамочку и записались как полезные. В следующий раз, если потеряется брюлик, что будете делать? Правильно, бегать уже не будете, а скажете себе: «Ах, я садовая голова!» и полезете в шкафчик на кухне, а потом спокойно осмотрите и остальные шкафчики.
Так мы дрессируем себя, по аналогии как дрессируют собаку. Что-то хорошее сделала, ей сразу кусочек сахара. Как только мы со стрессом справляемся, у нас сразу появляется радость победы, выделяются собственные наркотики и полезные действия записываются в подсознании.
К примеру, если ребенка учить, как ездить на велосипеде, и объяснить, как руль нужно держать, как нужно самому наклониться, когда поворачиваешь, он ничего не поймет. Но как только он сам научится ловить равновесие, это будет самый счастливый человек на планете. У него начнется выделение наркотиков, чтобы записалась работа вестибулярного аппарата, как сохранять равновесие. И потом даже если он спустя много лет на велосипед сядет, то без проблем поедет. Потому как навык записался глубоко и надолго. Мастерство не ржавеет, оно пылью покрывается. Так возникают алгоритмы и создаются привычки, которые перекладываются до уровня ДНК и передаются детям. Мы называем это наследственностью. Вот почему в Библии «почитай отца и мать свою», потому что они донесли до нас весь опыт по выживанию. Отцовский род выживал по-своему, материнский – по-своему. Потом они все нам скинули. Вот почему дети гораздо умнее своих родителей.