за что отвечает заднее правое полушарие мозга
Научная электронная библиотека
1.3. Психологические исследования в области межполушарных дихотомий
Согласно одному из центральных положений нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган: в осуществлении любой психической функции всегда задействованы оба полушария, каждое из которых выполняет свою роль. (Лурия А.Р., 1969, 1973; Мосидзе В.М., 1986; Хомская Е.Д., 1987, 1996).
Мозг представляет собой сложную, иерархически организованную систему, состоящую из отдельных компонентов (мозговых структур), объединенных жесткими и гибкими звеньями. Удельный вес последних существенно нарастает в ходе индивидуального развития (Бехтерева Н.П., 1971).
Развитие мозга идет в направлении дифференциации и специализации его элементов с их последующей пластичной функциональной интеграцией (Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., 1996). «Согласно современным представлениям, сложившимся в науках о мозге, закономерности межполушарного взаимодействия (и межполушарной асимметрии как его частного случая) относятся к важнейшим, фундаментальным основам работы мозга как парного органа. Они характеризуют системные интегративные свойства работы мозга как единой системы, единого мозгового субстрата психических процессов» (Выготский Л.С., 1983).
Значительная доля в исследованиях функциональной межполушарной асимметрии головного мозга отводится выявлению межполушарных дихотомий.
Способности к формально-логическим операциям традиционно связываются с функционированием левого полушария (Симерницкая Э.Г., 1978; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Хомская Е.Д., 1988).
При пространственно-зрительном анализе стимула преобладающим оказывается правое полушарие, а при анализе семантических черт доминирует левое полушарие, особенно его затылочная область (Будохоска В. и др., 1990).
Исследования нейрофизиологов, проведенные в последнее время, показали, что к анализу вербальной информации левое и правое полушария подходят по-разному. В левом полушарии анализ проходит по фонологическому принципу: через звуковой анализ и синтез, а правое полушарие воспринимает слово целиком, через гештальт. При этом лексикон правого полушария формируется не сразу и имеет свои особенности: вероятно, он меньше, в нем имеются не только целостные образы слов, но и отдельных выражений, фраз. Это относится как к устной, так и к письменной речи.
В последние 5-10 лет появились данные о том, что преобладание одного из полушарий по ряду функций не абсолютно, что в каждом полушарии заложены как лингвистические, так и пространственные способности, однако весьма различается степень их выраженности. Таким образом, способности к восприятию речи у правого полушария ненамного меньше, чем у левого, но способности к устной речи весьма ограничены. «Немое» правое полушарие обладает и некоторыми способностями к письменной речи. В литературе описан случай, когда больной с расщепленным мозгом по просьбе нейропсихолога мог левой рукой собрать из букв разрезной азбуки некоторые слова, но не мог назвать их. Можно предположить, что у левшей эта способность правого полушария более выражена, чем у праворуких. С этим, видимо, связан феномен «зеркального письма», наблюдающийся у 85% леворуких детей.
Сторонники теории о связи сознания с языком считали, что оно расположено в левом полушарии, а правому полушарию оставляли только бессознательное мышление, сходное с работой компьютера. Однако, вероятно, оба полушария равноценны по уровню мышления, но одно из них «говорящее», а второе «немое».
Детальный анализ, проведенный в одной из работ Сперри, показал, что отдельное правое полушарие воспринимает, думает, обучается, принимает решения, только делает это бессловесно. Правое полушарие хорошо понимает устные инструкции, читает графически представленные слова. Оно способно накапливать опыт, вспоминать те задания текста, которые оно «видело» или «ощущало» при тестировании несколько дней или недель тому назад.
Наличие такого множества концепций в отношении право-левых дихотомий, порой противоречивых, свидетельствует, очевидно, о весьма тонкой специфической морфофункциональной организации левого и правого полушарий головного мозга человека. Проявление той или иной функции в нормальных условиях отражает не только специфику участия каждого из полушарий, но связано с их интегративной деятельностью. Оно является результатом взаимодополняющего сотрудничества правого и левого полушарий, выполняющих неравнозначную роль на определенных стадиях обработки информации.
Межполушарная организация психических процессов носит динамический характер: роль каждого полушария может изменяться в зависимости от задач деятельности, структуры ее организации, сформированности в онтогенезе. При этом у человека направление и степень выраженности функциональной асимметрии мозга во многом зависит от вида и качества обучения (Кураев Г.А., 1982; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1994; Ермаков П.Н., 1988).
Таким образом, каждое полушарие вносит свой вклад, играет свою собственную роль в реализации высших психических функций. Анализ практически любого психического процесса позволяет выделить компоненты, обеспечиваемые структурами, как левого, так и правого полушария.
В психофизиологической и психологической литературе проблема функциональной межполушарной асимметрии головного мозга человека в последние годы все больше обсуждается в связи с ее непосредственным отношением к проблеме «мозг и сознание» (Спрингер С., Дейч Г., 1983; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Симонов П.В., 1990, 1994).
Вопрос о совместной работе левого и правого полушарий в осуществлении сложных форм психической деятельности человека имеет в настоящее время большое теоретическое и практическое значение. В теоретическом плане выявление закономерности работы интактного мозга расширили не только естественнонаучное понимание кортикальных процессов, но и философское осмысление принципа симметрии-асимметрии (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1986).
В практическом направлении проблема функциональной межполушарной асимметрии мозга в настоящее время все более привлекает внимание психологов и психофизиологов с точки зрения взаимосвязи функциональной межполушарной асимметрии головного мозга с особенностями психического склада человека, его адаптивных возможностей, особенностей обучения и общения, развития творческих способностей личности (Ермаков П.Н., 1988; Москвин В.А., 1990, 1999; Ахутина Т.В. и другие, 1996).
Функции правого полушария головного мозга
Правое полушарие включает в себя височную, лобную, теменную, затылочную доли головного мозга, отвечает за восприятие, обработку и формирование неречевой информации, накопленный, пространственный опыт, что определяет его решающую роль в развитии определенных навыков и умений человека. Отделы с правой стороны мозга регулируют сексуальную активность. Вера человека в божественное начало и сверхъестественное связана с работой правосторонних мозговых структур. Если у человека хорошо развито правое полушарие мозга – это значит, что он наделен способностью абстрактно, нестандартно мыслить.
Функции правого полушария
Высшая мозговая функция – мышление. На мозг возложена ответственность за планирование, принятие решений, эмоции и чувства. Чтобы определить, какое полушарие ведущее, достаточно сделать несколько простых тестов. Похлопав в ладоши или скрестив руки на груди, нужно обратить внимание на ладонь или плечо, которые в указанных ситуациях оказались сверху. Функции правого полушария возложены на отдельные участки головного мозга:
Если у человека развиты отделы мозга справа, у него проявляются творческие способности. Правое полушарие отвечает за все виды творчества: поэтические, танцевальные, изобразительные, актерские, художественные задатки и навыки. Основные функции правой части мозговых структур:
Правое полушарие мозга отвечает за интуицию, что у женщин проявляется в виде способности подсознательно выявлять суть ситуации, особенности личности, причины поступков других людей. У женщин правая часть мозга обычно доминирующая, что выражается в повышенной чувствительности и преобладании интуитивной оценки событий.
Правое полушарие мозга отвечает за понимание иносказательных фраз – метафор, что у мужчин проявляется умением адекватно интерпретировать аллегорические, фигуральные высказывания. У мужчин чаще более развито левое полушарие, преобладает логический, взвешенный подход к решению задач и восприятию факторов внешней среды.
Симптомы сниженной активности мозга в правом полушарии
Люди, у которых слабо развита правая часть мозга, испытывают сложности в творческих начинаниях – рисовании, придумывании историй, писательстве, освоении игры на музыкальных инструментах. При серьезных повреждениях мозговых структур справа, здоровье и качество жизни человека значительно ухудшается. Вероятные симптомы:
Многие люди хотят активировать отделы мозга правого полушария, рассматривая задачу, как способ раскрыть собственный творческий потенциал. Специальные упражнения помогут развить отделы головного мозга правого полушария, чтобы сделать жизнь полноценной и насыщенной, как бы наполненной яркими красками.
Возможные последствия нарушений в работе правого полушария
При недостаточном развитии правосторонних мозговых структур страдают виды психической активности, зависящие от образного мышления. Человек неадекватно воспринимает интонацию речи и музыкальные композиции, испытывает трудности при написании сочинений, рисовании. Чтобы улучшить пространственное мышление, развить интуицию и воображение, нужно знать, как тренировать структуры мозга правого полушария.
Как развить мозг в правом полушарии
Чтобы заставить лучше работать конкретное полушарие, нужно увеличить объем возложенных на него нагрузок, постоянно стимулировать активность, постепенно усложнять задачи. Упражнения для развития структур мозга правого полушария:
Развивать правое полушарие у ребенка можно, предложив ему освоить зеркальную технику рисования. При этом одновременно рисуют обеими руками, воспроизводя в итоге гармоничное, цельное изображение. Полезное занятие в детском возрасте – придумывать рассказы, истории, сочинять стихи. Любая работа с текстовыми документами может превратиться в тренировку мозговых структур справа. С этой целью рекомендуется:
Тренировки для развития отделов правого полушария стимулируют творческие навыки у взрослых людей и детей. Для достижения ощутимого результата упражнения выполняют систематически. Чтобы улучшить у взрослых и детей работу правосторонних мозговых структур, посещают художественные галереи и выставки изобразительного искусства.
Активная работа правого полушария наделяет человека неординарными творческими задатками, умением ориентироваться в пространстве, способностью к воображению, абстрактному мышлению. Несложные упражнения помогут развить мозговые структуры в правой половине головы и открыть в себе новые таланты.
Как развивать мозг ребенка? Советы психолога (+упражнения)
Вспомним о сферах специализации левого и правого полушарий головного мозга.
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ
Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций.
Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание.
Аналитическое мышление:
Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.
Буквальное понимание слов:
Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.
Последовательная обработка информации:
Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.
Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.
Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария.
ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.
Обработка невербальной информации:
Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.
Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.
Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: «Он висит у меня на хвосте», то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.
Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос «А что, если…» также задает правое полушарие.
Художественные способности: Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.
Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.
Мистика: За мистику и религиозность отвечает правое полушарие.
Мечты: Правое полушарие отвечает также и за мечты.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
УПРАЖНЕНИЕ 1: Сядьте за стол и положите перед собой лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу, и начинаете рисовать симметрично-зеркальные рисунки. Пусть они будут сначала простыми, например, буквы или цифры. Если обеими руками сложно это делать, придется сначала выполнять упражнение с каждой рукой по отдельности
УПРАЖНЕНИЕ 2: Возьмите лист бумаги обеими руками и помашите им, задействуя не только кисти, но и локти, и плечи.
УПРАЖНЕНИЕ 3: Левую руку положите на правое плечо, поверните голову в эту сторону, сосредоточив взгляд на каком-либо предмете. Медленно поверните голову в сторону левого плеча, и взгляните через него. Повторите упражнение, переложив правую руку на левое плечо.
УПРАЖНЕНИЕ 4: Поставьте руки на спинку стула — это опора. Отставьте одну ногу назад. Корпус пододвиньте вперед, сгибая другую ногу. Перенесите на нее вес тела. Чуть приподнимите пятку сзади стоящей ноги. Теперь плавно переместите весь вес на ногу, которая находится сзади. Ее пятку опустите, а носок другой ноги приподнимите. Повторите 5 раз, затем смените ноги.
АССИМЕТРИЧНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА
Ассиметричная гимнастика запускает оба полушария мозга, т.е синхронизирует оба полушария. В 1981 году американский нейропсихолог Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за «открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга». На основании его исследований сделан вывод, что синхронизируя оба полушария мозга, мы повышаем качество любого обучения во много раз. Поэтому, овладевая любым новым навыком, нужно запустить мозг в работу по максимуму.
Упражнение 1. Кулак-ладонь. Одну руку сжимаем в кулак, а другую выпрямляем в ладошку. И начинаем последовательно менять их: кулак- ладонь. Сначала делаем упражнение медленно, а когда оно начинает получатся — ускоряем темп.
Упражнение 2. Ухо-нос. Одну руку ставим на нос, а вторую перекрещивая руки, подносим к уху. Хлопок и меняем их местами.
Упражнение 3. Капитанское. Одна рука приложена козырьком к бровям, а вторая рука показывает знак «Класс». Меняем руки местами. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой рук.
Упражнение 4. Одну ладошку выставляем вперед, а второй рукой показываем знак «Класс». Меняем руки. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой положения рук.
Упражнение 5. Победитель. Одна рука показывает знак «V» а вторая «Ок». Меняем руки.
Упражнение 6. На одной руке соединяем 2 пальца- указательный и средний, а указательный палец второй руки будет накрывать два этих соединенных пальца. Меняем руки.
Упражнение 7. Мизинец одной руки накрывается тремя соединенными пальцами другой руки (указательным, средним и безымянным). Меняем руки.
Упражнение 8. Рожки и ножки. Одна рука показывает ножки, а вторая рожки (большой палец, указательный и мизинец). Меняем руки.
Упражнение 10. На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца. То же самой делает другая рука, но начинает с мизинца. Задача — делать упражнение одновременно двумя руками.
Инсульт правого полушария головного мозга
Инсульт представляет собой тяжелую патологию, поскольку всегда влечет за собой различные нарушения в работе организма, вплоть до полной потери дееспособности. Поэтому крайне важно своевременно диагностировать инсульт правого полушария и назначить адекватное лечение и реабилитационные процедуры. Только в этом случае можно восстановить утраченные функции.
Неврологи Юсуповской больницы оказывают медицинскую помощь пациентам любой степени тяжести. Высокий профессионализм врачей позволяет поставить на ноги даже тех пациентов, от которых отказались доктора других медицинских центров. >
Ишемический инсульт
Выделяют геморрагический и ишемический инсульты.
Ишемический инсульт (инфаркт головного мозга) развивается в случае закупорки просвета артерии, питающей тот или иной участок тканей мозга. Закупорить артерии может эмбол, тромботические массы. Также артерия может спазмироваться, сдавливаться снаружи или сужаться атеросклеротическими бляшками.
Больше всего заболеванию подвержены люди в возрасте старше 60-ти лет, страдающие следующими заболеваниями:
Выше указаны основные причины развития инсульта правого полушария головного мозга. При этом патология может развиваться и по другим, более редким причинам, у людей различных возрастных групп. Среди них:
Мнение эксперта
Автор: Андрей Игоревич Волков
Врач-невролог, кандидат медицинских наук
При локализации инсульта в правом полушарии двигательные нарушения проявляются с левой стороны. Это может быть гемипарез или паралич левой руки или левой ноги. Помимо двигательных нарушений, инсульт правой стороны дает типичную клинику: нарушение координации, зрительные расстройства, потерю чувствительности. При острых состояниях в артериях головного мозга также характерны общемозговые симптомы: головокружение, потеря сознания вплоть до комы, головная боль, центральная рвота.
Клиническая картина дает возможность лишь заподозрить инсульт. При этом уже на данном этапе важно провести неотложные мероприятия для спасения жизни больного. Необходимо стационарное лечение.
Точно определить локализацию инсульта головного мозга представляется возможным лишь с помощью средств нейровизуализации — МРТ, КТ. Данный вид диагностики проводят в Юсуповской больнице. При подтверждении диагноза начинают медикаментозную терапию. Параллельно с ней ведут реабилитацию пациента. Работает команда специалистов, в которую входят невролог, физиотерапевт, врач ЛФК, логопед, эрготерапевт, психолог.
Геморрагический инсульт
Геморрагический инсульт правого полушария головного мозга имеет прогноз хуже, чем ишемический и наиболее часто встречается у людей в возрасте 40-60 лет.
Существуют следующие причины геморрагического инсульта:
Симптомы инсульта правого полушария головного мозга
Правое полушарие головного мозга отвечает за:
Инсульт правого полушария головного мозга может приводить к нарушениям одной или нескольких выше перечисленных функций. В большинстве случаев нарушается моторная функция левых конечностей, вплоть до паралича. Нарушается чувствительность левой части лица, но речь при этом не нарушается.
Нарушения характерны для острого периода инсульта, другие патологические состояния могут проявиться со временем. К примеру, человек, теряет способность узнавать лица, предметы, теряет способность к творчеству, воспринимает только буквальный смысл слов, не понимая юмора.
Чем раньше диагностирован инсульт и начато лечение, тем лучше прогноз для пациента.
В Юсуповской больнице работает команда врачей высшей категории, специализирующаяся на заболеваниях сердечно-сосудистой и нервной систем. Они с точностью ставят диагноз и составляют для каждого пациента индивидуальную программу лечения. В клинике используются современные методики исследований, среди которых:
Все процедуры выполняются с использованием современного диагностического оборудования.
Диагностика и лечение инсульта правого полушария головного мозга
Заподозрить инсульт можно исходя из симптомов заболевания и наличия у пациента факторов риска развития геморрагического или ишемического инсульта. Пациент в обязательном порядке должен быть осмотрен неврологом или нейрохирургом.
Установить локализацию инсульта, его вид и степень поражения тканей позволяют методы нейровизуализации – компьютерная и магнитно-резонансная томографии. Основываясь на полученных результатах исследований, врачи составляют программу лечения.
В Юсуповской больнице специалисты в области неврологии для каждого пациента составляют индивидуальный план лечения, включающий, как правило, лекарственную поддержку и различные немедикаментозные процедуры, среди которых: иглорефлексотерапия, физиотерапия, лечебная физкультура, массажи и пр.
Благодаря квалификации и опыту врачей Юсуповской больницы, использующих современные доказательные методики лечения и восстановления, большинство пациентов после курса терапии возвращаются к полноценной жизни.
Доверяйте свое здоровье только профессионалам в области медицины. Лишь опытный и высококвалифицированный специалист поможет избавиться от последствий инсульта и подарит пациенту шанс на здоровую и полноценную жизнь.
Записаться на прием к специалистам Юсуповской больницы можно по телефону.
Развиваем правое полушарие мозга
Мозг человека состоит из правого и левого полушария. Полушария получают информацию зеркально, а значит левое полушарие обрабатывает информацию от правой стороны нашего тела, а правое полушарие от левой. Поэтому принято считать, что у правши более развито левое полушарие, а у левши — правое. Левое полушарие отвечает за логику, аналитические способности к обработке информации, в то время как правое отвечает за фантазию и творчество. Доказательство тому Рубенс, да Винчи, Микеланджело, Александр Пушкин, Лев Толстой, Ганс Христиан Андерсен и многие другие знаменитые левши. Ученые выяснили, что правое полушарие лидирует у детей с рождения. Современные школы устроены таким способом, что левое полушарие перетягивает все внимание на себя, постепенно подавляя своего соседа — правое полушарие. Какое из полушарий у человека является доминирующим — видно сразу. Это сказывается на его личностных свойствах: левополушарных тянет в науку, правополушарных в творчество и искусство.
Интересный факт: Ученые выяснили, что использование левой руки в качестве ведущей связано с особенностью работы мозга. При движении ведущей руки у правши работает левое полушарие, в то время как у левши — оба полушария.
Зачем развивать правое полушарие.
В основном правое полушарие отвечает за фантазию, интуицию, способность смотреть на ситуацию с разных сторон, видеть полную картину мира. Помимо этого правое полушарие имеет свой набор функций, без которого человеку не обойтись: пространственное мышление, музыкальность, мечты, художественные способности, развитие когнитивных функций.
При гармоничном развитии обоих полушарий мозга ребенок растет уверенным, творческим, разносторонне развитым.
Как развивать правое полушарие.
Развивать мозг можно так же, как и тело: при помощи зарядки и гимнастики. Дети все познают в игре, поэтому существует множество игровых упражнений на развитие правого полушария.
1. Колечко: По очереди, постепенно увеличивая скорость, перебирайте пальцы на левой руке, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Вначале соединяете большой — указательный, затем большой — средний, большой — безымянный и наконец большой — мизинец. Затем начинаете в обратном порядке. Усложнить упражнение можно перебирая и соединяя пальцы на обеих руках одновременно.
2. Игра Капитан: Правую руку прикладываем “козырьком” к бровям, левой рукой показываем знак “Класс”, затем меняем руки. Со временем усложняем задание, добавляя хлопок ладоней между сменой рук.
3. Упражнение кулак — ладонь — ребро: Поочередно ребенок выполняет 3 движения: 1 — сжимает ладонь в кулак, 2 — ставит ребром на стол, 3 — кладет руку ладонью вниз. В начале упражнение делается правой рукой, затем левой, потом обеими одновременно.
4. Скорая помощь: Для игры понадобится лист бумаги с написанным на нем алфавитом. Под буквами алфавита по очереди пишем Л П В, чередуя. Например, А — под ней пишем Л, Б — под ней П, В — под ней В, Г — под ней снова Л и тд. Буквы Л П В обозначают действия: Л — поднять левую руку, П — поднять правую руку, В — поднять обе руки. Верхняя буква алфавита проговаривается, нижняя обозначает действие: ребенок говорит А — поднимает левую руку и опускает, говорит Б — поднимает правую и тд. Выполняем упражнение от первой буквы до последней, и начинаем в обратном порядке. Со временем скорость выполнения упражнения увеличивается.
5. Для детей-правшей старшего возраста распечатайте прописи и раскраски, попросив ребенка использовать левую руку в процессе закрашивания и письма.
Правополушарное рисование
Правое полушарие отвечает за речь, ассоциации, метафоричность. Если у ребенка от природы лидирует левое полушарие, а это правши, то развитие правого полушария пригодится для школы — драмкружки, школьные сочинения, уроки литературы, рисование, а также в целом для развития гармоничной личности.