заброшенные монастыри пермского края
Новое в блогах
Церковь Николая Чудотворца д. Монастырь
Печально.
Церковь в деревне Монастырь
Эта церковь находится в селе с очень интересным названием – Монастырь, на северо-западе Пермского края, в Коми-Пермяцком округе. Собственно села-то уже не существует. Заброшенная церковь, заброшенное село, малодоступные места, дороги только для внедорожников. В обще-то в Коми-Пермяцком округе таких вот исторических памятников не мало, но к сожалению, для туристов они просто не доступны.
26 февраля 1925 года Коми-Пермяцкий округ вошел в состав Уральской области. Этот район не был пустынным, люди тут появились очень давно, в российских источниках есть упоминания ещё в 12 веке. Тогда местные племена находились на стадии зарождения феодальных отношений. А вот уже к 15 веку сложились объединения во главе с князьями. Жили оседло, строили срубы, занимались охотой. Ведь леса и сейчас занимают основное пространство округа.
Во второй половине 15 века земли были присоединены к Российскому государству. Побывали тут и отряды татаро-монгол (башкирские отряды), но среди лесов и болот им показалось не уютно, и они ушли на юг. Постепенно начался приток русского населения, но городища свои они строили обособленно, не сливаясь с местным населением. Во времена правления Петра I сюда потянулись беглые стрельцы бежавшие от гнева, Петрова. Некоторые бежали в спешке, не успев взять с собой ни жен, ни детей. А судьба оставшихся, была горькой, так как Петр строжайше запретил помогать и принимать у себя жен и детей казненных стрельцов. Думаю, что это распространялось и на сбежавших. Впрочем, и те стрельцы, которые взяли семью с собой, немногие довезли их до места. Дорога была очень тяжелой.
Ещё в 1539 году на реке Каме, на полуострове был образован Свято-Троицкий монастырь. По словам Галины Григорьевны Сушковой, много лет занимавшейся историей родного края, началось все с того, что Стефан Великопермский был на этом берегу Камы и поставил тут Поклонный крест.
А потом пришли 7 монахов, которые срубили часовню, и основали на этом месте Свято-Троицкий монастырь, отсюда и название села.
Через 70 лет в монастырь прибыл иеромах Варлаам (Палицын) для строительства Троицкой церкви.
Еще бы, ведь, если верить историкам, она простояла с 16 века. Тогда на её защиту поднялись многие художники, архитекторы, священнослужители. Пермский епископы Никонор и Палладий писали письма, доказывали, что нельзя бросать столь уникальный памятник. И доказали, были выделены деньги на её ремонт и восстановление. Вот, не знаю, успели ли её отремонтировать, но вскоре она сгорела, и в 1910 году в д. Монастырь был построен ещё один деревянный храм Николая Чудотворца.
Она украшена многочисленными декоративными элементами, изящными слуховыми окошками на шатре и т.д. Представляет собой пятиглавый трапезный храм с шатровой колокольней.
Церковь Николая Чудотворца была построена на деньги Стефана Абрамовича Лихачева — купца-лесопромышленника. Говорят, что таким образом он хотел увековечить свое имя. В газете «Пермская жизнь» в начале 20-х годов прошлого века язвительно писали:
«заработав огромное богатство на угнетении местного населения, этот обезумевший буржуй для удовлетворения своих амбиций, вколотил деньги в церковь, для ещё большего одурманивания людей».
А в эту церковь стекались люди 20-ти окрестных деревень!
Пока не пришла беда. Во время гражданской войны д. Монастырь оказалось в самом водовороте событий. Здесь размещался временный штаб армии Колчака. В скобках замечу, что это было для меня открытием. Я всегда считала, что колчаковцы севернее Перми не были. Век живи, век учись. Когда новое большевистское правительство узнало о продвижении Колчака на север, то срочно направили в эти места дивизии Фрунзе и Блюхера. Страшный бой произошел в 2 км от с. Монастырь, в месте, которое называется Частые Лога. Там до сих пор видны окопы с тех самых событий. А около деревни Плёсо гора так и называется Солдатская. Вся земля около с. Монастырь залита кровью и белых, и красных.
После гражданской войны храм Николая Чудотворца закрыли, и он стоял пустым до 1925 года. Тогда 325 человек подписали прошение с просьбой разрешить службы. Разрешили вроде бы, но заставили подписать странный договор. Договор заключался в том, что жители не будут говорить о боге, и не будут учить детей и внуков молиться. Спрашивается, а зачем тогда церковь? Тут надо сделать небольшое отступление. История Коми-Пермяцкой земли — это история гонений и ссылок, и в советское время она получила свое продолжение. Еще наверное живы те, чьи семьи были сосланы сюда в годы репрессий. А ссылались сюда семьи поляков, поволжских немцев, крымских татар. И сейчас еще остались остатки тех поселений, например в пос. Керос
Это были спецпоселения, которыми управляли поселковые спецкомендатуры и отделения спец. лагерей ГУЛАГа НКВД СССР. Главным девизом этих спецпоселений была работа, тяжелая работа и еще раз работа. Занимались жители лесозаготовками.
Я думаю, для них, оторванных от родной земли, наличие храма, даже при таких условиях было как лучик надежды. В 1930 году церковь Николая Чудотворца закрыли во второй раз. Сбросили колокола и кресты с куполов. Растащили иконы, часть передали в Пермь, часть находится в Гайнском музее. Гайнский районный центр, где расположено село Монастырь.
Священник Апполинарий Лихачев (не родственник ли Стефана Абрамовича Лихачева, построившего церковь?) и псаломщик Степан Черемухин уплыли вниз по реке на плоту вместе с семьями и имуществом. А люди стояли на берегу и плакали. Здесь, в этом месте Кама течет в её естественных берегах, с поймами и возвышенностями. И плоты с берега было видно долго, и люди не расходились, пока маленькие точки не скрылись на горизонте. Потом, как по накатанной дороге, в церкви был и клуб, почта, склад.
А в годы ВОВ церковь стояла пустая, и люди брали свои личные иконы, несли в пустую церковь и молились. Во время войны многие храмы открыли вновь, но церковь Николая Чудотворца открыть не разрешили. А когда наступили лихие времена, то кто-то содрал с крыши церкви железо, из-за этого бревна с потолка и часть крыши обвалились. И стоит она теперь вот такая. Но все еще красивая, все еще овеянная духом старины (хоть она и сравнительно молодая).
Церковь не обладает никаким охранным статусом. В 2001 её обследовали, но «… храм, конечно, может быть признан памятником местного значения, но из-за отсутствия хозяйственного субъекта, способного обеспечить её сохранение и содержание» в список исторического наследия её не включили.
Галина Григорьевна Сушкова, о которой я уже упоминала, человек не равнодушный, не могла смириться с таким положением дел. Живет она в Сейве. Сейва это центральная усадьба главного леспромхоза, самого крупного в Коми-Пермяцком округе. Вначале она взялась в одиночку очищать церковь. Выгребла кучу мусора, очистила территорию вокруг. Но одна она может не много, правда, постепенно подключились люди, которым совсем не безразлично, что столетняя реликвия гибнет. Но этого не достаточно. Нужно официальное признание и включение церкви в список исторического наследия.
Адрес Церкви Николая Чудотворца:
Россия, Пермский край, Гайнский район, д. Монастырь
Забытое величие: Петропавловский храм в селе Таман
Село Таман раскинулось на нескольких склонах правого берега реки Камы. Большая часть поселения заброшена, однако в заречной стороне за мостом стоит отдельный обустроенный район. Главная достопримечательность села – заброшенный храм Петра и Павла. Храму немного больше ста лет, но, несмотря на людское равнодушие, он хорошо сохранился, величественно возвышаясь на берегу реки.
Автор фотографии: Сергей Русских
История села
Когда-то, во времена родановской культуры, здесь находилось древнее городище, сегодня известное как археологический памятник Таман-1. С 1623 года здешние земли стали известны как «починок над Атаманской курьей», а в документах 1629 года он упоминается уже как «деревня Таманская курья». Название села зачастую связывают с мансийским словом «туман», которое можно интерпретировать как «проточное озеро, образованное разливом реки».
Автор фотографии: Сергей Русских
Однако по-настоящему жизнь закипела в этом таежном уголке к середине ХVIII века, когда сюда прибыли крупнейшие уральские землевладельцы и солепромышленники Строгановы.
В 1724 году здесь развернулось строительство строгановского металлургического производства – Таманского медеплавильного завода. Однако проработал завод недолго – в 1773 году производство было остановлено, позже иногда возобновляясь для переплавки чугуна. Вскоре завод был полностью брошен из-за убыточности.
Автор фотографии: Сергей Русских
Селом деревня Таманская курья стала в 1779 году после строительства здесь Петропавловской однопрестольной деревянной церкви графом Александром Николаевичем Строгановым.
Автор фотографии: Сергей Русских
Если во времена Строгановых здесь было полноценное поселение, то сегодня в селе можно увидеть редкие постройки среди океана зелени – и те в большинстве своем лишь груды досок, оставшиеся от некогда жилых домов. Тем не менее места здесь действительно красивые – река, густые леса и невероятные пейзажи.
Храм Петра и Павла
Впоследствии деревянный храм претерпит множество изменений, итогом которых в конце концов станет строительство каменной церкви в 1912 году. Именно эта версия Петропавловского храма, построенная на средства дедюхинского купца
Ф. В. Кирьянова, станет основной достопримечательностью села Таман.
Автор фотографии: Сергей Русских
Сам Филипп Васильевич Кирьянов родился в 1830 году. «Карьеру» свою он начал в качестве крепостного у графа Строганова, затем, получив вольную, Филипп Васильевич поселился в Усть-Кондасе (8 верст от села Таман). В скором времени благодаря большому трудолюбию, упорству и недюжей смекалке он становится зажиточным крестьянином, затем купцом 1-й гильдии. После женитьбы сына Кирьянова Ивана Филипповича он передал ему все свои торговые дела, а сам, будучи глубоко религиозным человеком, отправился паломником в Иерусалим и на гору Афон. Вероятно, именно это длительное путешествие по святым местам и вдохновило его на строительство церкви в селе Таман.
Автор фотографии: Сергей Русских
Началось строительство в 1905 году. В связи с тем что различные материалы, оборудование и детали приобретались в разных городах (а помимо традиционных материалов и конструктивных элементов применялись еще новые) строительство шло медленно. Например, иконостас был изготовлен в городе Оса, а 15 фунтов золота, необходимого для покрытия двух главных куполов, было куплено в Москве. Спустя семь лет строительство было окончено.
Автор фотографии: Сергей Русских
Результат был потрясающий. Каменный ансамбль, помимо самого храма включивший в себя еще и семейный склеп, стал образцом архитектуры русско-византийского стиля конца XIX – начала XX веков, удивительным образом соединившим в себе черты русской, византийской, готической и других видов архитектуры. Дубовые рамы окон, винтовые лестницы на колокольню, кованые фигурные решетки, цинковое покрытие глав – все это было не только уникальным для сельской церкви того времени, но и по-настоящему придавало храму сказочный вид и величественность.
Автор фотографии: Сергей Русских
Автором проекта церковного ансамбля выступил выдающийся пермский архитектор польского происхождения Александр Бонавентурович Турчевич, за свою жизнь разработавший порядка 150 зданий, 50 из которых были православными храмами.
К сожалению, архитектор ушел из жизни в 1909 году, так и не увидев свое творение во всей красе.
Таман на карте и как добраться
Добраться до села Таман в теплое время года можно на теплоходе из Березников и Орла. В зимний период можно доехать и на автомобиле по зимнику. Летом добраться до села тоже можно на автомобиле – путь составит порядка 70 километров. Однако дороги в здешних местах оставляют желать лучшего, поэтому без полноприводного высокопроходимого автомобиля делать здесь нечего.
По заброшенным храмам севера Прикамья
Пермского организованного туриста не удивить поездкой в Чердынь. Многие профессиональные агентства предлагают провести выходные в древней столице Перми Великой. Говоря канцелярским языком, вместе с тем есть много интереснейших объектов, которые остаются в стороне от маршрута комфортабельного автобуса. Вместе с журналом «Компаньон magazine» мы с вами – уже путешествовали по природным достопримечательностям. Сегодня – обратим наш взор на рукотворные объекты севера Пермского края.
Рядом с церковью в селе Бондюг установлен деревянный крест с богатой историей. Рассказывают, что он выполнен по образу и подобию креста, хранящегося в Чердынском музее истории веры. Будто в незапамятные времена знак из лиственницы был поставлен в память о чуде, свершённом святителем местных земель Стефаном Пермским пред местными жителями. Желая продемонстрировать свою силу, «…он положил на воду камень, встал на него и поплыл…» После прихода советской власти крест решили снести. Но сотрудники местного музея якобы сумели его спрятать от длинных рук диктатуры пролетариата.
Самого факта существования такой истории (плюс музей неподалёку) в любом, к примеру итальянском, городе, хватило бы для того, чтобы на этой «пьяццо» некуда было бы ставить туристические автобусы, а магнитики «с крестом и камнем» висели бы на всех холодильниках мира.
Чердыни иностранцы пока не очень досаждают, поэтому будем наслаждаться пустынной чистотой и святостью этого места. Общее расстояние от Перми составляет порядка 300 км. Дорога эта относительно хорошего качества и не утомительна, а после Соликамска — ещё и не перегружена транспортом. Миновав мост через красивейший разлив Вишеры, свернём налево — в сторону исторических сёл Пянтег и Редикор. Грунтовая дорога приведёт туристов к центру одного из древнейших русских поселений Западного Урала.
Учёные считают, что уже к началу XV века Пянтег был крупным селом, а до этого в течение значительного времени «исполнял обязанности» местной столицы. Исследователи расходятся во мнениях, датируя, к примеру, сохранившееся здание местной церкви в огромном для архитектуры диапазоне вероятности — от 1500 до 1617 годов. В одном единодушны точно: именно многогранная деревянная башня есть самое старое сохранившееся здание в Пермском крае. Даже просто потрогать её стены означает прикоснуться к самой настоящей истории. Неплохо сохранившееся здание хоть и охраняется государством, но наглухо закрыто и предоставлено само себе. Кстати, его точную датировку (1617), несколько лет назад, осуществил видный пермский ученый историк Георгий Чагин.
На разных уровнях видны вырубленные в дереве пазы и отверстия. Предполагается, что в далёких XIV–XV веках церковь была одной из башен большой крепости, воздвигнутой на берегах Камы. Очень странно, но этот объект не был перенесён в 1969‑м в создаваемый тогда архитектурно‑этнографический музей «Хохловка», хотя он на две–три сотни лет старше, чем здания, составляющие сегодня экспозицию этого замечательного музея в Пермском районе.
Спустившись к реке, испейте воды из родника, которым пользуются местные жители. Источник — ровесник села. Просто удивительно, как традиция возводить в ранг легенды такие объекты обошла стороной это место! Обычно местные жители свято уверены в жизненных силах подземных вод, нарекая их то живительными, то мёртвыми. Для компенсации этого пробела севернее, в районе села Покча, вас ждёт множество подземных «струй» с набором (в разной степени) сказочных историй. Впрочем, до них ещё далеко…
Окрестности Пянтега насыщены стоянками древних людей и прочими артефактами глубокой истории. Соседнее село дало имя знаменитому Редикорскому кладу. Местные земли обогатили коллекции музеев массой интересных находок: от арабского серебра и иранских блюд, различных монет, бронзовых и медных идолов до предметов быта. Увидеть все эти богатства вы сможете только в экс‑позициях.
ПО РЯДУ ИСТОРИЧЕСКИХ СВИДЕТЕЛЬСТВ И КАРТАМ, СОСТАВЛЕННЫМ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ, ГДЕ-ТО НА ОТРЕЗКЕ ОТ СЕЛА ГУБДОР ДО ГОРОДА ЧЕРДЫНЬ, СРЕДИ ВСЕЙ СЕГОДНЯШНЕЙ НЕМНОГО БОЛОТНОЙ КРАСОТЫ, НАХОДИТСЯ ГОРОД ПЕРМЬ ВЕЛИКАЯ
На земле остались лишь тщательно скрываемые археологами точки стоянок и городищ. К сожалению, законы не останавливают «чёрных копателей». Злые, но очень осведомлённые языки утверждают, что масштаб теневых раскопок (и сопутствующий им рынок) многократно превосходят возможности государства.
Двигаясь в сторону Чердыни, на север, держим в уме совершенно не историческую и не научную, но очень красивую гипотезу. Будто, по ряду исторических свидетельств и картам, составленным в Западной Европе, где‑то на отрезке от села Губдор до города Чердынь, среди всей сегодняшней немного болотной красоты, находится собственно город Пермь Великая.
Изложение этой истории может вызвать небольшую интеллигентную, но кровавую драку на кафедрах истории классических пермских вузов. Но мнение ряда местных краеведов может не совпадать с традиционной наукой. Оставив древнюю столицу для организованного туриста, направимся на запад по Соборной улице. Асфальтовая дорога доведёт нас до деревни Анисимово. Далее — хорошая грунтовка. Именно отсюда, с храма Тихвинской иконы Божией Матери можно продолжить экскурсию по заброшенным храмам севера.
Построенное в 1779 году здание церкви числится за посёлком Кушмангорт. Пусть вас не вводит в заблуждение тот факт, что до реального посёлка с таким названием около 5 км по дороге. Случилось так, что населённого пункта вокруг церкви не стало вовсе. Нет даже видимых останков домов. Этот одинокий и от этого кажущийся огромным кирпичный храм окружён только рядом высоких берёз и чистым полем.
Не знаю, что имели в виду авторы храмов, которые по строительному объёму превосходили деревни, в которых были воздвигнуты. Но минули десятки поколений. Исчезли дома и сёла. Стёрты с лица земли целые волости, губернии и страны. Каменные же колокольни, пусть и с обвалившимися стенами, переживут и нас, и наше время.
Несколькими километрами дальше можно осмотреть островерхую, чёрную от времени башенку. Это Николаевская церковь. Деревянное здание было заброшено довольно недавно. Причём несмотря на явную заботу властей (в селе, к примеру, был установлен работоспособный телефон‑автомат), население подошло к вопросу комплексно: бросили не только церковь, но и всё село целиком.
У туриста есть возможность побродить по красивой и довольно крепкой деревне, где каждый дом лишился пары стен‑проёмов. Возможность эта есть всего на несколько лет. По опыту окрестностей, богатых на картографическую приставку‑уточнение «нежилое», заброшенное, деревня очень быстро исчезнет.
Неподалеку, в Бюндюге, сохранился кирпичный храм 1858 года постройки. Помимо здания можно обследовать фрагменты затейливой и богатой в прошлые века ограды. В здании есть остатки украшений, двери, детали деревянного престола. Из упомянутой выше деревни Анисимово, можно свернуть и в другую сторону — в село Кольчуг. Здесь в 1791 году была построена, а в 1936‑м — заброшена кирпичная Спасская церковь. Разумеется, как и в других местах, здание это описывают как «архитектурную доминанту села», что означает, что она больше всего другого, что там есть.
ЧЕМПИОНОМ ПО МАСШТАБАМ В СЕГОДНЯШНЕМ ПУТЕШЕСТВИИ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛУРАЗРУШЕННАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ ПОКЧА (НА ВЫЕЗДЕ ИЗ ЧЕРДЫНИ В СТОРОНУ ПОСЕЛКА НЫРОБ)
Великолепный образец религиозной архитектуры был создан в 1785 году и реконструировался в 1910‑м. У церкви есть несколько небольших подвалов, через окошки которых в полутораметровой кладке — безумно красивый вид на долину реки. Из этих краснокирпичных стен в двадцатых годах прошлого века была вывезена знаменитая деревянная скульптура Святого Николая Можайского, хранимого сегодня в Пермской художественной галерее наряду с другими Пермскими богами.
«Никола Можай» — так звали его в народе — в одной руке удерживает град, в другой — меч. Именно он небесный защитник Земли пермской. Почему именно дом этого святого сам остался беззащитным, нам не известно. Другие и более запущенные в прошлом веке здания в Чердыни восстановлены.
Немаловажно для путешественника, что почти ко всем заброшенным храмам ведут доступные дороги. Но если сюда мы следовали по «уверенному асфальту», то для посещения ещё одной местной достопримечательности придётся немного свернуть с торной дороги. Оставив позади Покчу с её многочисленными туристическими родниками, мы двинемся в сторону деревни Салтаново. Ну как — деревни: церковь, по традиции нашего сегодняшнего маршрута, единственное, что осталось от некогда двух сотен дворов. Поодаль от очень живописного пруда, среди огромных деревьев стоит кирпичный храм Параскевы Пятницы.
Не знаю, что имели в виду священнослужители, говоря о Пятнице, но в итоге, особенно на закате, пейзаж выглядит загадочно и исключительно зловеще. Какая‑то дикая красота. Что‑то среднее между киношными болотами Баскервилей и «домом у дороги». Здесь есть огромное дерево, треснувшее и обуглившееся от удара молнии, рухнувший купол, упавшие опоры в колокольне. Деревья на крыше храма, летучие мыши… И в любую, даже очень жаркую летнюю погоду, внутри здания резкая и неестественная прохлада.
СЛОВНО ЗАТЕРЯННАЯ В ЛЕСАХ МУЗЫКА: ВИЛЬГОРТ, КАМГОРТ, ИСКОР… И НЕРЕАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ В КАЖДОМ ПРИДОРОЖНОМ СЕЛЕ…
Вал, видимый вокруг здания, — некогда бывшая ограда. А незаметные холмики под ногами — это могилы внутри церковного двора. Зияющее поле вокруг и есть Салтаново. Пройдут полсотни лет, и топографы сотрут слово «деревня» с карты.
Вот откуда столько урочищ с фамильными названиями на севере Пермского края. Многие годы, да что там годы — столетия, это был успешный и мощный торговый путь, соединяющий Чердынь и территории «большой земли».
Словно затерянная в лесах музыка: Вильгорт, Камгорт, Искор… и нереальных размеров православные храмы в каждом придорожном селе…
Мы живём в уникальное время. Природа берёт своё, очищая огромные территории от былых людских жилищ, от судеб и истории целого тысячелетия. Но в то же время мы ещё можем видеть материальные свидетельства былого величия, культуры, соперничества первых русских поселений с дикой уральской природой. Сегодня счёт в пользу природы. Что будет дальше — мы пока не знаем. Но само время дало нам возможность путешествовать в историю, не очень напрягая свои ресурсы и время. Предлагаю этим пользоваться!