зачатьевский монастырь хлебная лавка
Монастырская пекарня
Ознакомиться с ассортиментом можно на сайте
Medospas.ru
Телефон
оптового отдела пекарни
+7 499 764-78-46
Во все времена монастыри в России — центры не только духовной жизни, но и хозяйственной, здесь также бережно сохранялись и русские кулинарные традиции. На протяжении веков, на Руси славилась монастырская кухня, да и хлеб в любой обители всегда был свой. Каждый монастырь имел свои секреты выпечки, чего стоит знаменитый на весь мир «Бородинский». Ныне, когда во многих монастырях вспоминают старые рецепты выпечки хлеба, решили возродить эту традицию и в Даниловом монастыре.
Так, весной 2009 года при Московском Даниловом ставропигиальном мужском монастыре состоялось освящение новой пекарни и начался выпуск хлебобулочных изделий под торговой маркой «Монастырские традиции». После нескольких месяцев напряженной подготовительной работы удалось получить хлеб с уникальными вкусовыми качествами, на закваске, которая освящается два раза в год в монастырском храме. Вся Даниловская выпечка, изготовлена вручную.
Для выпечки хлеба тщательно отбирается высококачественное сырье, некоторое ингредиенты доставляют из монастырского подворья, и к этому надо добавить еще три составляющие успеха: старинные монастырские рецепты, новейшие технологии производства и современное хлебопекарное оборудование. Высокие требования предъявляются в пекарне и к санитарным нормам.
Помимо большого ассортимента дрожжевого и бездрожжевого хлеба, Даниловская пекарня предлагает различные виды пирожков (с капустой и картофелем, рыбой и яблоками, вишней и другими начинками), булочки, слойки, пироги, постное и сдобное печенье, различные пряники и кексы, традиционные монастырские коврижки.
Кроме выпечки, нам есть еще чем удивить покупателей: например, «Даниловская пастила» по своим вкусовым качествам может поспорить со знаменитой «Белевской». Она вручную изготовлена из отечественных сезонных яблок.
Хорошо известен и даниловский мёд. В первую очередь, речь идет о мёде из скита прп. Сергия Радонежского, в Рязанской области, часть которого идет на нужды монастыря, а другая — на продажу. Конечно, одна пасека не может удовлетворить большой спрос покупателей, и это связано не только с его количеством, но и ассортиментом.
На восьми пасеках, расположенных в Белгородской, Воронежской и Рязанских областях, Краснодарском крае и на Алтае, по нашему заказу местные пчеловоды заготавливают для нас различные сорта меда.
За даниловской выпечкой и мёдом люди едут со всей Москвы и Подмосковья. Всю продукцию можно приобрести в торговых павильонах на территории монастыря и около входа в монастырь, в магазине «Медовый Спас» по адресу Даниловский Вал дом 10, в других московских храмах.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь
Священник Сергий Ганьковский. Неделя восьмая по Пятидесятнице
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
«Отче наш», или Молитва Господня, та самая, которой Господь научил своих учеников и апостолов, самая главная молитва Церкви, известна нам с детских лет, независимо от того, родились мы в традиционно православной семье или пришли к вере в сознательном возрасте. Она как-то непостижимо сохраняется в народном сознании, разобранная на присловья и поговорки, временами искажённая, не всегда и не всеми осознаваемая как собственно молитва, но всё живая, всё неистребимая. Так происходит, конечно, оттого, что не человеческим умом измыслены эти великие слова, не фантазией поэтов порождены эти строки: в них звучит голос Божий, в них слышно дыхание Христово. «Да святится имя Твое… да будет воля Твоя…» (Мф.6.9,10) – вот стихи, изреченные некогда нашим Богом!
В этой величественной поэме есть всё, что нам открыто о Боге Им Самим. В каком-то смысле эта молитва – Символ веры той некогда неразделённой общины христиан, какой была до поры до времени апостольская община. В этой молитве – исповедание веры и ожидание будущего Царства. В ней призыв и предостережение: призыв на Небо и предостережение от упоения землёй. В ней, такой, казалось бы, короткой, весь «закон и пророки» (Мф.7.12), то есть всё упование, вся надежда Ветхого Завета, всё многотысячелетнее ожидание «жизни будущего века», как мы поём в нашем Символе веры.
И в этой молитве наш Бог научает нас просить о хлебе насущном. О хлебе, который, оказывается, столь же важен, как и Царство, о котором нам нужно молиться и которого нам нужно искать прежде всего остального, потому что только в этом случае это остальное и «приложится вам» (Лк.12.31), как обещает нам Господь. Хлеб и Вечность сопоставлены в этой молитве и равнозначно важны для человека. Хлеб назван нашим Богом «насущным», то есть жизненно необходимым для существования, таким, без которого само это существование бессмысленно и невозможно. И это притом, что мы как-то издавна привыкли думать, что человек ест для того, чтобы жить, а не живёт для того, чтобы есть. Иными словами, хлеб, даже и насущный, не цель жизни, а всего лишь способ поддержания её. Поневоле возникает вопрос: о хлебном ли каравае говорит Господь, или Он имеет в виду нечто другое? То, без чего нельзя, не имеет смысла жить, сводимо ли к телесной пище? И тот ли это «хлеб», о котором в начале человеческой истории было предсказано Богом, что доставаться он будет согрешившему Адаму «в поте лица» его?
Конечно, этого не может быть хотя бы потому, что Сам Спаситель сказал: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» (Лк.6.25), то есть сколько ни ешь хлеба, добытого потом и кровью, он никогда не насытит тебя навсегда. Взалчет насыщенный, рано или поздно проголодается даже объевшийся, потому что пшеница, истёртая жерновами в муку, может дать человеку только временное насыщение. И странно было бы жертвенное Воплощение Сына Божия только для того, чтобы мы, рабы Его, «избыточествовали хлебом» (Лк.15.17).
Нет! Сын Божий стал Сыном Человеческим не для того, чтобы решить продовольственную проблему, а для того, чтобы и богатый, и нищий, и избыточествующий хлебом, и наполняющий чрево рожками (Лк.15.16) «имели жизнь и имели с избытком» (Ин.10.10). Потому и говорит Он Своим ученикам «истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру… Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин.6.32,33,35). Недаром Сын Человеческий, взалкавший в безжизненной пустыне, отверг сатанинские соблазны и отказался совершить чудо, «чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф.4.3). Отчего же Пренебрегший чудом на вершине горы Искушений всё-таки умножил хлебы на берегу Тивериадского озера? Только ли затем, чтобы голодные насытились?
Не для того, чтобы вкусить чудесной пищи, не для того, чтобы стать свидетелями умножения хлебов и рыб, люди оставили свои дома, бросили свои неотложные дела и устремились за Спасителем. Они пошли за Ним, чтобы слышать Его Слово, чтобы внимать Его Учению. Они и не ожидали чудес, они не искали их. Они были просто верны позвавшему их Слову. Они, на самом деле, искали Царство Небесное, они просто слушали своего Бога, совершенно не заботясь о хлебе телесном. Потому и взыскал их Господь хлебом «на сей день» (Мф.6.11), что они оставили повседневные заботы во имя «единого на потребу» (Лк.10.42), во имя «Хлеба сшедшего с небес» (Ин.6.41). И тогда совершенно понятно, почему наши бесконечные и изнурительные усилия по возделыванию данной нам в удел земли не венчаются благословенным успехом, почему природные стихии упорно разрушают плоды наших трудов, почему их жжёт солнце, губит «безгодный» дождь, а преломленный нашими руками хлеб не может насытить всех алчущих. Это происходит потому, что сколько ни слушаем мы, всё никак не можем услышать давних Христовых слов: «всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф.19.29). Аминь.
Зачатьевский монастырь хлебная лавка
Фото 1. Обложка буклета, изданного в 2005 г., к 10-летию возрождения монастыря
(изображение можно увеличить)
Узкий выход через маленький павильон и легкая архитектура подземной части совершенно не соотносятся со сверхгигантским проектом и коммунистическим пафосом предполагавшегося Дворца Советов. Подземная и надземная части станции ныне признаны памятниками архитектуры.
Если идти через выход, который к бульварам, то на стене павильона можно увидеть мемориальную доску – напоминание еще об одной утрате (первый храм Христа Спасителя я тоже причисляю к ним): здесь был храм.
Фото 2. Мемориальная плита на стене павильона
(изображение можно увеличить)
Такие вот места – куда ни кинь – сплошные потери, и – простите – нет сил обойти это молчанием.
Мы вышли на площадь Пречистенские Ворота, она образовалась на месте пересечения крепостной стены Белого города с дорогой, идущей от Кремля. Здесь она раздвоилась на Пречистенку (справа) и Остоженку (слева). Нам на Остоженку. А если бы прошли сотню метров по Пречистенке – увидели бы здание школы постройки 30-х годов. На этом месте тоже стоял храм.
Остоженка вела в Лужники и далее – на Смоленск. А нам сейчас идти по ней не более пяти минут. Посмотрите налево и вдаль – новоделы. Посмотрите на правую сторону улицы – дома готовятся к сносу, Утратим, потеряем…
Но не будем отвлекаться.
Нас встречает основатель монастыря святитель Алексий, митрополит Московский – его образ написан на стене справа от ворот. За стеной, а вернее в толще стены, большая церковная лавка. На первый взгляд – как есть книжный магазин, и не сразу поймешь, что это… часовня! Она устроена в 1999 году в память одного из приделов разрушенного монастырского собора.
Надвратная церковь освящена во имя Спаса Нерукотворного образа. Это хороший памятник московского (нарышкинского) барокко.
В течение последующих пяти с лишним веков монастырь знавал годы расцвета и упадка, горел, перестраивался. Однажды даже… раздвоился: после сильнейшего пожара в 1547 году, от которого юный Иоанн Васильевич будущий Грозный бежал из Кремля и спасался на Воробьевых горах, был перенесен примерно на то место, где сейчас скверик подле храма Христа Спасителя и деревянная церковь во имя Державной иконы Божией Матери. А на прежнем месте осталась небольшая община.
Каменный Зачатьевский храм простоял более 200 лет, в начале XIX века был разобран. В память о нем устроили одноименный придел в новом монастырском соборе во имя Рождества Богородицы (творение Матвея Казакова и его сына), который снесли в 1930-е годы и на этом месте построили школу. После возрождения монастыря в ХХ веке Зачатьевский храм был устроен в новом трапезном корпусе.
Фото 4. Таким был Зачатьевский монастырь до октябрьского переворота
(изображение можно увеличить)
В 1991 году было образовано сестричество во имя иконы Божией Матери «Милостивая» и начаты труды по возрождению монастыря. Богослужения возобновились в 1993-м. В 1995 году последовал указ о возобновлении монастыря и присвоении ему статуса ставропигиального. Патриарх Алексий II передал новой его начальнице игумении Иулиании посох последней настоятельницы, хранившийся в храме Ильи Пророка Обыденного. Он находится неподалеку и сыграл большую роль в истории монастыря, но рамки небольшой статьи не позволяют подробно остановиться на этом.
О значительности Зачатьевского монастыря для сегодняшней духовной жизни говорит тот факт, что патриарх Кирилл посетил его вскоре после своего избрания, во второй день Великого поста.
Мы помним, что первой настоятельницей основанного святителем Алексием монастыря стала его сестра Иулиания. Ее труды разделяла другая его сестра, Евпраксия. Сегодняшнюю настоятельницу тоже зовут Иулиания. В миру – Мария Глебовна Каледа (ударение на последнюю букву). Знакомая фамилия?
Ну а сестры и сподвижницы святителя Алексия и по блаженной своей кончине являют нам свою помощь. В 2001 году они были прославлены в лике местночтимых святых Русской православной церкви. Их мощи обретены не были, покоятся под спудом; место погребения отмечено крестом и надгробиями. Его легко найти.
Лево-центральную, так сказать, часть монастырской территории занимает практически уже отстроенный новый собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В подземной части его части сохраняются остатки фундамента разрушенного собора. По завершении строительства здесь откроют небольшую археологическую экспозицию из старинных сосудов и других предметов, обнаруженных при раскопках на этом месте.
Свято-Духовский храм в советское время был сильно перестроен и обезглавлен, но сейчас полностью приведен в порядок. Главная его святыня – икона Божией Матери Милостивая. Она в заметном киоте на стене впереди слева. Икона в золотистом окладе, богато украшенная благодарственными приношениями.
Частица крестного древа вделана в крест-распятие, он у стены впереди справа. Рядом с ним икона «Плач при кресте Господнем», изображающая Божию Матерь, позади которой ее распятый Сын.
В левом ближнем ко входу уголке, где сосуд со святой водой, икона Феодосия Черниговского и туфля, освященная на его мощах. На левой стене, за кануном почитаемая икона святых Иулиании и Евпраксии с житием, икона святых Киприана и Иустины с частичкой мощей и тоже с приношениями.
На ближнем левом столпе чтимая икона Зачатия праведной Анны.
Это все святыни, находящиеся в храмовой трапезной. Храм отделяют от нее стены и два столпа. Сразу за ними большие иконы с мощевиками: слева старцы Оптинские, справа – Печерские.
Богослужения в храме совершаются ежедневно, но расписание сложное. Примерно такое:
Фото 7. Тротуарные тумбы
(изображение можно увеличить)
Совсем рядом с монастырем еще одно памятное для православных место – в доме № 19 по Остоженке (бывшая клиника Бакунина) в ночь с 7 на 8 апреля 1925 года при не выясненных до конца обстоятельствах, возможно, не без «помощи» соответствующих служб, скончался патриарх Тихон (Белавин), ныне причисленный к лику святых.
…Да, тротуарные тумбы еще остались в Москве! Две были найдены мною по бокам арки в доме № 2 по Лопухинскому переулку (он напротив монастыря). Они уже почти целиком углубились в асфальт, так что спешите видеть.
Текст: Ольга Савичева, Москва, март 2009.
Из дальних странствий возвратясь:
Заказать требы
Во время Великого поста молебны не совершаются
(кроме молебнов сщмч Киприану и мц Иустине по вторникам и прпп. Иулиании и Евпраксии по субботам)
Дорогие братья и сестры!
Благодарим Вас за любовь и усердие к Зачатьевской обители.
ВНИМАНИЕ! МОНАСТЫРЬ НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ТРЕБЫ, ПОДАННЫЕ ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКОВ
На сайте монастыря принимаются просьбы о молитвенном поминовении Вас и Ваших близких (о здравии и об упокоении).
Общие правила при заполнении бланков записок:
1. Указываются имена православных христиан.
2. Имена указываются полные, данные при Таинстве Крещения.
3. Не принимаются на поминовение об упокоении имена лиц, сознательно окончивших жизнь самоубийством.
В течение 3-4 дней Вы получите ответ о том, что Ваша просьба о молитве принята и в монастыре началось молитвенное поминовение тех, о которых Вы подали записку. Отчет о поступлении пожертвований поступает в монастырь в течение недели. Если от Вас не поступили средства, Вы получите соответствующее уведомление.
Просьбы об освященных поясках безчадным супругам необходимо направлять на адрес специальной монастырской электронной почты poyasok_zm@mail.ru
Оформить требы Вы можете также в монастыре в часовне свт. Алексия и за свечным ящиком в храмах монастыря.
По благословению Святейшего Патриарха ежедневно совершаются молебны об избавлении от морового поветрия. Вы можете подать записку о здравии Ваших близких.
Как проехать в Зачатьевский монастырь
Адрес: г. Москва, 2-й Зачатьевский пер., д. 2, Зачатьевский женский монастырь
Телефоны: (495) 695-16-90, 971-76-38
Церковная лавка в Зачатьевском монастыре – лавка, в которой продаются изделия Щигровского Свято-Троицкого братства. Здесь можно приобрести иконы, киоты для икон, полки для икон, холсты в багетах, кресты, иконы в драгоценных окладах, иконные доски. Также можно заказать любой отсутствующий товар.
Большой плюс в посещении этой лавки в том, что одновременно вы оказываетесь на территории древнейшего в городе Зачатьевского ставропигиального женского монастыря, основанного в 1360 году святителем Алексием, митрополитом Московским. Монастырь стал первым девичим монастырем стольного града, и образцом для возникших впоследствии женских обителей в Москве.
В заново отстроенном в 2010 году Соборе Рождества Пресвятой Богородицы пребывает чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Милостивая».
Собор Рождества Пресвятой Богородицы.
На территории монастыря можно приобрести монастырский хлеб и вкусную выпечку.
Возможны проблемы с парковкой – на узких улочках вокруг монастыря как правило сложно найти свободное место.
На территории Зачатьевского монастыря.