зачем есть яйца на пасху
Зачем едят яйца на Пасху и когда их есть
Ответы на распространенные вопросы, касающиеся употребления яиц в Светлое Христово воскресенье, вы найдете на этой странице пасхального сайта. Откуда взялась традиция есть яйца на Пасху, что символизирует яйцо, когда можно его кушать, и обязательно ли это делать.
Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Пасхальных традиций множество, сегодня мы расскажем вам, зачем едят яйца на Пасху.
В этот день мы радуемся и торжествуем — ведь Пасха символизирует избавление людей от рабства, вечную жизнь и блаженство, дарованную им через искупительную жертву Христа Спасителя. Воскресение Христа — это основа христианства, и именно об этом говорили апостолы, когда утверждали Его церковь на Земле.
Традиция красить яйца на Пасху имеет несколько объяснений. Одно из них, достаточно логичное и практичное, трактует это так. Во время 40-дневного поста куры не переставали нестись, и хозяева варили яйца, чтобы они не испортились. Вареные яйца красили — так их легче можно было отличить от свежих.
Другая версия, почему красят яйца, рассказывает такую историю. Первое пасхальное яйцо преподнесла Мария Магдалина императору Тиберию. После чудесного воскрешения Иисуса Христа она пришла к римскому императору со словами: «Христос Воскресе!». В те времена нельзя было приходить с пустыми руками, поэтому она принесла ему в дар яичко.
Однако Тиберий не поверил ее словам, возразив, что никто не может воскреснуть, так же, как белое яйцо не может стать красным. Лишь только последнее слово слетело с его губ, как яйцо действительно приняло алый цвет.
С тех пор появился обычай красить яйца. Первоначально цвет был только красным, символизирующим кровь Христа, в то время, как само яйцо было символом возрождения.
Однако позднее их стали красить в другие цвета и заменять куриные яйца деревянными, шоколадными или выполненными из драгоценных металлов и камней. В наше время поделки в форме яиц рукодельницы создают в самых разных техниках: от вязания до квиллинга и модульного оригами.
В пасхальные дни христиане приветствуют друг друга радостным победным восклицанием: «Христос Воскресе!». Отвечают на него: «Воистину Воскресе!». При этом с апостольских времен принято целование. По традиции, верующие дарят друг другу красные яйца.
Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его. Окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше кровию Иисуса Христа.
И еще один вопрос, который волнует многих людей: когда можно есть яйца на Пасху?
Пасхальное яйцо — это символ Пасхи наряду с куличом и творожной пасхой. Яйцо символизирует жизнь и возрождение. Издревле считается, что именно пасхальное освященное яйцо должно быть первой едой после 40-дневного поста. И вкусить его следует после того, как закончится воскресная церковная служба, придя домой из церкви.
Кроме того, что яйца просто едят, их можно добавлять в пасхальные салаты и закуски. Если готовиться к православной Пасхе по всем правилам, то:
Тем, кто выдержал Великий Пост, диетологи не рекомендуют много есть в этот день. Начните его с освященного яйца, небольшого количества пасхи из творога и кусочка кулича. В течение дня ешьте праздничной еды часто и понемногу.
Не следует ходить на Пасху на кладбище. Традиция поедать куличи с яйцами на могилах появилась в советское время и противоречит самой сути Пасхи — праздника торжества жизни над смертью. Поминать усопших — дело благое, но через полторы недели, во вторник после Фомина воскресенья. Называется этот день Радоница. Яйца туда не носят, украшают могилки только цветами.
Обязательно ли есть яйца на Пасху? Кто может, тот ест, бывают разные причины, по которым некоторым людям нельзя их кушать, но на столе крашеные и освященные яйца в этот праздник должны быть.
Научно-
образовательный
портал IQ
Радость крашеная
Украинские писанки / Wikimedia Commons
Почему на Пасху яйца красят в красный, что делать с освященной скорлупой, и как именно яйцо стало частью обрядовых традиций? В преддверие Пасхи фольклорист Андрей Мороз рассказал IQ.HSE о народных поверьях, связанных с праздником.
Зачем нужны яйца
В славянской традиции яйца красят поголовно — и это не вытекает ни из какого христианского сюжета и никак с ним не связано.
Логика ясна: яйцо — символически нагруженный объект, который присутствует в разных культурах. И понятно, почему. Яйцо — вещь абсолютно простая и всегда под рукой, что важно: ведь обрядовые символы берутся из повседневного обихода и изначально сложными практически не бывают. Во-вторых, это неодушевленный предмет, из которого рождается жизнь.
И в-третьих, хотя нам это может казаться не вполне мотивированным, во многих культурах считается, что яйцо — это красиво.
По русской традиции, когда ребенка моют в первый раз, принято класть в воду разные вещи, чтобы обеспечить ему необходимые качества. Соль — чтобы не сглазили, деньги, серебро — чтобы ребенок был богатым, яйцо — чтобы был красивым, как яйцо, есть такое устойчивое сравнение. Восточнославянские девушки, чтобы быть красивыми, умывались «с красного пасхального яйца».
Зачем красить яйца
Забавно, что по поводу подобных вещей традиция сама в какой-то момент начинает задаваться вопросом — а почему так и зачем, и сама себе отвечает. Вопрос, почему яйцо внутри традиции, никогда не возникал, а почему его надо красить, традиция себе объясняет.
Известно огромное количество разных сюжетов. Некоторые из них взаимно противоречивые — что, впрочем, никогда никому не мешало. Они восходят, в основном, к сюжету воскресения, но сильно переработанному и измененному. Наиболее близкая к Евангелию — про пи́санки: Христос несет крест, ему встречается Симон Киринеянин, который несет корзину яиц. Он ее ставит на землю и помогает нести крест на Голгофу. Вернулся — а яйца у него красные, красивые, пестрые. Это удивительное превращение обычного повседневного предмета в красивый путем божественного вмешательства — и одновременно символ отличия человека, как награда.
Другой сюжет: Христос воскрес и пошел по деревне в сопровождении детей, лепил снежки и детям раздавал. Эти снежки с кровью, которая капала из его рук, — как раз яйца. Тут важно не только то, что они красные, а что они красные именно по этой причине.
Во всех сюжетах много нюансов, но важен прецедент, который возводит к начальной точке истории — к распятию Христа, из-за которого красный цвет оказывается базовым. При этом в некоторых культурах яйца могли красить и в другие цвета. Например, у сербов существовало разделение: красный для мужчин, желтый — для женщин. В синий и черный их красили к поминальным дням пасхального цикла. На самом деле, яйца много где красят, не только на Пасху — к Фомину воскресенью, Красной горке, Юрьеву дню, Радунице, Проводам и на Троицу.
Что делать с первым яйцом
Первое пасхальное яйцо имеет символическое толкование. Во время пасхального завтрака оно могло делиться между членами семьи. У балканских славян, наоборот, существовал запрет на съедение первого яйца целиком. В Полесье первое яйцо иногда съедали вместе со скорлупой — веря, что это поможет им не страдать от жажды во время жатвы.
У сербов и болгар первое яйцо называется «страшник». Он защищает от грома — а это одна из серьезных фобий для традиционной культуры. Его хранят год: держат у икон, кладут в садовые деревья, чтобы они хорошо росли. Идея в том, что при множественности предметов первый наделяется особым смыслом, и страшник играет важную роль. Это же яйцо могли помечать восковым крестом и в Юрьев день обносить вокруг деревни, чтобы уберечь посевы от града.
Как пользоваться яйцами
Другая история — это игра, очень азартная, когда люди собираются большим количеством и бьются яйцами. Это как игра на деньги, на материальный интерес, особо удачливые выбивали себе по корзине яиц.
Игры с яйцами были уделом взрослых мужчин: женщины не допускались, дети бились отдельно.
Как и в любой азартной игре, не обходилось без жульничества — вытачивали яйцо из дерева или из камня.
Были игры и другого рода, уже почти ушедшие — катание яиц на специальных лотках. Делается поле — яма, углубление в земле, идеально ровное, иногда на полу в избе. И делается лоток — желоб или две доски, сколоченные под прямым углом, или выдолбленная доска. И все участники кладут по яйцу и скатывают. Но яйцо — не шар, оно катится как попало и не очень далеко, в этом и интрига. Если оно задевает другие яйца, то игрок забирает их себе. Задача та же самая, выиграть побольше яиц, довольно азартное развлечение.
Пасхальное яйцо оказывается и главным объектом дарения на протяжении некоторого времени. Ими обменивались при христовании и хождении в гости. Словенцы верили, что тот, кто соберет девять яиц из девяти дворов за время пасхальной недели, точно доживет до следующей Пасхи. У поляков и словаков пасхальное яйцо использовалось для выражения симпатии и благодарности — девушки дарили их юношам за услуги или знаки внимания. В пасхальный понедельник в Польше, Словакии и на западе Украины юноши обливали девушек водой или стегали их ветками, за что тоже в благодарность получали крашеные яйца.
Существует устойчивая обрядовая структура, когда люди ходят по домам, поют песни, обеспечивая этим некое благо, и в ответ просят, требуют или просто получают вознаграждение. В Рождество это колядование, а на Пасху традиции зависят от региона, но есть два похожих обряда.
Один, среднерусский — окликание молодых или «вьюнины», когда мужчины ходили по домам молодоженов, поженившихся в течение года, пели им и получали за это яйца. Второй, белорусский — волочебный. Структурно они похожи. Волочебники ходили по домам, пели песни христианского содержания, обливали себя и прохожих водой, чтобы обеспечить дождь в нужное время летом, и им давали яйца.
Яичная скорлупа
Скорлупа — тоже важный элемент. Современный городской житель, который ходит в церковь, красит яйца и освящает их на Пасху, задумывается — а что ему делать со скорлупой? Она же освященная, нехорошо ее выбрасывать в помойку. Для крестьянина вопрос не стоял — в деревне ее закапывали в землю или сжигали.
Со скорлупой существует много сюжетов, часто связанных с потусторонним. Ее можно отправить по реке, бросить в текучую воду — река в конечном счете попадает на тот свет, и по скорлупе покойники узнают, что наступила Пасха. И можно ее вторично использовать в ритуалах, потому что любой освященный предмет обладает некоторым свойством менять к лучшему положение дел. Скорлупу можно закопать под садовые деревья, в огород, дать клевать курицам. Болгары скорлупу первых пасхальных яиц смешивали с навозом и залепляли ей ворота двора для защиты.
Пасха живых и Пасха мертвых
В советское время получилось так, что Пасха стала основным поминальным днем. Эта традиция осталась и сейчас: в последние годы организуются специальные автобусы, которые возят на кладбища. Между тем, с точки зрения церкви, это категорически неправильно. Пасха — праздник новой жизни, а для поминовения усопших установлены специальные родительские дни — среди них Радоница, 9-й день после Пасхи.
В фольклорной традиции Радоница понимается как Пасха мертвых. Считается, что весть о воскресшем Христе приходит мертвым с запозданием, но если не посетить кладбища в этот день, они так и не узнают о воскресении. В Белоруссии это официальный выходной, в который все поголовно едут на кладбище.
Для традиционной культуры посещение кладбища важно — это отрефлексированная идея, что мы приходим к покойникам в гости на совместную трапезу и их угощаем. И яйца им тоже носят. Их катают по могиле, крестообразно или просто туда-сюда от головы к ногам, потом разбивают и там оставляют — либо закапывают в могилы или привязывают к могильным крестам.
Любая традиция многослойная и многоуровневая, и в пасхальных обрядах и верованиях существует нечто вне христианских сюжетов и предписаний: интерпретации, символы, игры. Это относится и к символике пасхального яйца. В нем иногда пытаются увидеть символику оплодотворения, важную для аграрного цикла — весна, скоро время, когда надо пахать и сеять. Но и шире того — яйцо символизирует новую жизнь, вечную и бесконечную.
IQ
Традиции и обряды православной Пасхи: почему мы едим куличи и красим яйца в праздник Воскресения
Праздник Пасхи или Воскресение Христово – самый значимый праздник, отмечаемый христианами по всему миру. В нем заключается суть христианской веры: сын Божий своей смертью искупил человеческие грехи, а воскрешением показал истинность веры, подарил каждому человеку надежду на спасение и вечную жизнь. «360» рассказывает, как проходит празднование этого дня и в чем суть его обрядов.
«Слово «Пасха», — писал святой Амвросий Медиоланский, — означает «прохождение мимо». Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви — в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной — в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на Небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими».
Чудо Воскресения
Фото: Евгений Епанчинцев / РИА «Новости»
Распятие Христа произошло на горе Голгофе в Страстную пятницу. Один из учеников Иосиф Аримафейский с разрешения Понтия Пилата снял тело с креста и похоронил его. По обычаям иудеев того времени тело умершего умасливали благовониями (миром), заворачивали в ткань и клали на каменную плиту в пещере, выдолбленной в скале, а вход закрывали тяжелым камнем. Так же поступили и с телом Иисуса, но не успели умастить благовониями: погребение прошло в спешке, поскольку заканчивалась пятница, а в субботу по иудейским обычаям нельзя делать никаких дел.
Ученики Христа переживали за то, что похоронили его не так, как полагается. Утром в воскресенье Мария Магдалина, мать Иакова Мария и другие женщины, взяв с собой благовонные масла (поэтому этих женщин и называют ), поспешили к пещере, чтобы исполнить обряд погребения так, как полагается.
Фото: Сергей Пятаков / РИА «Новости»
Подойдя к Гробу Господню, увидели, что входной камень отодвинут, а пещера пуста. Ангел, который незадолго до их прихода устроил землетрясение, отвалившее камень и разогнавшее стражу, сообщил женам, что Господь воскрес. Радостные женщины поспешили отнести эту весть ученикам. У Гроба Господня осталась одна Мария Магдалина, которой первой из всех смертных явился воскресший Спаситель.
Пасхальное богослужение
Богослужение в Пасху особенное, не похожее на церковные службы остальных дней года. К началу литургии во все православные страны мира самолетами из Иерусалима доставляют Благодатный огонь. В аэропорту святыню встречают сотни верующих, которые отвозят частицу огня в свои приходы и епархии.
Фото: Андрей Александров / РИА «Новости»
Первая часть пасхального богослужения называется Полунощница. Во время нее плащаницу (изображение Христа, лежащего в гробу), вынесенную в Страстную пятницу в середину храма, торжественно заносят обратно. Около полуночи под звон колоколов начинается совершение крестного хода. Впереди несут фонарь, за ним запрестольный крест и запрестольный образ Божией Матери. После них попарно идут хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники.
В последней паре священник, идущий справа, несет Евангелие, а идущий слева — икону Воскресения. Завершает шествие настоятель храма с трисвешником и крестом в левой руке, за ним с зажженными свечами следуют прихожане. Обойдя здание, колонна останавливается перед закрытыми дверями как перед входом в Гроб Господень. Настоятель храма начинает утреню, а затем собственноручно открывает двери, и молящиеся входят в храм. После этого начинается пение пасхального канона.
Фото: Виталий Аньков / РИА «Новости»
За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса — особого хлеба с изображением креста или Воскресения Христова. Артос — символ Иисуса Христа. Его всегда готовят из дрожжевого теста и хранят в храме до следующей, после наступления Пасхи, субботы, а затем его раздают прихожанам. Частицы артоса хранятся верующими как духовное средство от болезней и немощей.
Пасхальные традиции
Фото: Анна Волкова / РИА «Новости»
Кулич, крашеные яйца, а также сладкое творожное блюдо под названием «пасха» являются обязательными атрибутами праздничного стола. Именно с их употребления заканчиваются ограничения в питании, длящиеся во время Великого поста. Эти блюда готовят в Чистый четверг, а освящают в Великую субботу на Страстной неделе.
Когда Мария Магдалина пришла к императору Тиберию в Рим, она, по существовавшей тогда традиции, принесла подарок. Но денег на дорогие дары у нее не было, и Мария подарила императору куриное яйцо. Тиберий не поверил рассказу Марии о воскресении Христа и сказал, что это чудо так же невозможно, как если бы вдруг яйцо стало красным. И тогда на глазах императора случилось чудо — яйцо стало красным, свидетельствуя истинность рассказа Марии и христианской веры. Именно отсюда пошел обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца.
Фото: Сергей Пивоваров / РИА «Новости»
Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос. Однако в нем кроме воды, муки и закваски есть сдоба, изюм и орехи. Ведь кулич символизирует присутствие Божие в мире и в человеческой жизни. Неслучайно в некоторых церковных песнопениях Иисуса Христа называют Сладчайшим.
Творожная пасха — это символ пасхального веселья, сладости райской жизни, блаженной Вечности. А горка, в форме которой укладывают пасха, является символом Небесного Сиона, незыблемого основания Нового Иерусалима — города, в котором нет храма, но «Сам Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец».
С момента наступления Пасхи и до праздника Вознесения Господня, который отмечается на день после Пасхи, православные прихожане приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе!» и отвечают на приветствие: «Воистину воскресе!».
Яйцо пасхальное
Яйцо пасхальное — традиционный пасхальный символ и вместе с тем церковно-обрядовая пища, как правило, потребляемая в дни пасхальных торжеств. Дарить окрашенные в красный цвет яйца на Пасху — древний христианский обычай.
Как правильно дарить на Пасху яйца?
Традиционно яйца дарят при трехкратном пасхальном целовании и приветствии: Христос воскресе! — при этом принято, чтобы приветствуемый отвечал: Воистину Воскресе!
Символ Пасхи — красное яйцо
Что символизирует пасхальное яйцо?
Яйцо служит символом гроба и вместе с тем — символом жизни. Окрашенное красной краской, оно знаменует Воскресение Христово и наше Искупление «драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» ( 1Пет.1:18-19 ), возрождение верующих во Христе. Помимо того, что красный цвет указывает на кровь Христову, пролитую на Кресте, он же знаменует царское достоинство Спасителя (на востоке в древности красный цвет считался царственным). Кроме того, красный цвет символизирует пасхальную радость и торжество. Таким образом, даря друг другу яйца и приветствуя один другого словами «Христос Воскресе!», православные исповедуют веру в Распятого и Воскресшего, в торжество Жизни над смертью, победу Правды над злом. Предполагается, что помимо названных причин первые христиане красили яйца в цвет крови не без намерения подражать ветхозаветному пасхальному обряду евреев, мазавших кровью жертвенных агнцев косяки и перекладины дверей своих домов (делая это по слову Божьему, во избежание поражения первенцев от Ангела-губителя) ( Исх.12:7 ).
На Руси в древние времена пасхальному красному яйцу придавалось особое таинственное значение. Так, в одной русской рукописи XVI века скорлупа уподоблялась небу, внутренняя пленка («плева») — облакам, белок — во́дам, желток — земле, «сырость посреде́ яйца» (то есть, его жидкое состояние) — греху, а загустение яйца сопоставлялось с истреблением греха пролитием жертвенной крови Христа и Воскресением Христовым.
До христианства знало ли человечество обычай красить яйца?
Традиция окрашивания яиц появилась задолго до христианства, в далекой древности. В Африке найдены украшенные резьбой страусиные яйца, возрастом около 60 000 лет. Расписанные страусиные яйца, а также золотые и серебряные, часто встречаются в захоронениях древних шумеров и египтян, датируемых вплоть до начала III тысячелетия до Р. Х.
Когда, согласно преданию, в христианстве зародилась традиция красить яйца на Пасху?
Христианская традиция красить яйца и дарить их друг другу на Пасху (при приветствии: Христос Воскресе!) восходит корнями к глубокой древности. Предание твердо связывает эту традицию с именем равноапостольной Марины Магдалины, которая, по Вознесении Господнем, отправилась в Рим, где встретилась с императором Тиверием, и проповедала ему Благовестие. Утверждается, что она начала свою проповедь словами «Христос Воскрес!» и подарила монарху красное яйцо.
Какие цвета кроме красного допустимы для пасхальных яиц?
Со временем в практике окрашивания пасхальных яиц утвердились другие цвета, например, голубой (синий), напоминающий о Царстве Небесном, или зеленый, символизирующий возрождение к вечной блаженной жизни (духовную весну).
В наше время цвет для окрашивания яиц нередко выбирается не исходя из его символического значения, а на основе личных эстетических предпочтений, личной фантазии. Отсюда и столь большое количество цветов, вплоть до непредсказуемых.
Здесь важно помнить: цвет пасхальных яиц не должен быть траурным, мрачным (ведь Пасха — великий Праздник); кроме того, он не должен быть вызывающим, вычурным.
Можно ли расписывать пасхальные яйца?
Это не является грехом. Разные народы в разной мере сохранили древнюю традицию росписи пасхальных яиц. В старину даже существовала особая терминология для обозначения различий между крашеными и расписанными яйцами: крашенки — полностью окрашенные яйца; писанки — яйца, расписанные сюжетными и орнаментальными узорами. Яйца, снабженные узором в виде полосок, пятен и крапинок, именовались крапанками. При этом самым распространенным способом окрашивания яиц, пожалуй, был и остается способ с использованием луковой шелухи.
Можно ли украшать пасхальные яйца наклейками с иконами?
В настоящее время для украшения пасхальных яиц используются разнообразные виды наклеек, термопленка, зачастую снабженные изображениями Иисуса Христа, Богородицы, Ангелов, святых, храмов. Такая практика нередко подвергается критике в современной православной публицистике как профанация сакрального, поскольку через непродолжительное время указанным изображениям, скорее всего, предстоит стать частью бытового мусора. Необходимо учитывать: икона — не картинка; это — христианская святыня. И относиться к ней следует именно как к святыне.
Как правильно поступить со скорлупой от освященных яиц?
Некоторые, опасаясь прогневать Бога, стараются не выбрасывать в мусор скорлупу с освященных яиц: либо сжигают ее, либо закапывают в землю. Такая практика допустима, однако если яичная скорлупа не просто окрашена, а имеет нанесенные изображения Бога или Его святых, встает вопрос: насколько уместно сжигать или закапывать в землю лики святых; недалеко ли здесь до кощунства и святотатства.