зачем хотят разобрать храм василия блаженного

Новое в блогах

Дважды уцелевший Храм Василия Блаженного

http://club.berkovich-zametki.com/?p=15750

Написал Выпускающий редактор

Знаток Петровского времени академик М.М. Богословский отмечал, что не представлял исключения и Василий Блаженный. Однако с его взрывом медлили, и грандиозный храм уцелел.

Дважды уцелевший

Леонид Шейнин

О взорванном в Москве в начале 1930-х годов храме Христа Спасителя знают многие люди не только старшего, но и младших поколений (ныне этот храм воссоздан заново). Считается, что его разрушение было осуществлено тогдашним руководством СССР в порядке борьбы с религией. Голос протеста известного художника А.В. Васнецова властями был проигнорирован. На месте взорванного храма планировали построить Дворец Советов, высотой под облака; по-видимому, в него должно было переехать правительство из Кремля.

Но борьба с религией не всё объясняет. Возможно, на снос повлияло географическое положение Храма. Расположен он к юго-западу не так далеко от Кремля, и в архитектурном отношении господствует над соседними кварталами. Возможно, с его верхних точек просматривалась и территория Кремля. Если это так, то его обитателям вряд ли нравилось, что за ними могут наблюдать.

О реальности существовании такой причины свидетельствует история сноса другой церкви, построенной в XVII веке и располагавшейся в подмосковном селе Петровское; специалисты утверждают, что она послужила образцом при создании известных церквей в Филях (ныне это Москва) и в селе Уборы. В своих воспоминаниях Сергей Голицын пишет, что снесли церковь в 1934 году, и только потому, что «укрывшийся невдалеке в Зубаловской крепости (усадьба Зубалово — Л. Ш. ) Сталин, как-то прогуливаясь по саду, мимоходом заметил, что ему надоело видеть торчащий из-за леса купол». [1]

Если принять изложенную версию, то более понятной становится причина, по которой в то же самое время был разработан другой план: убрать церковь Покрова-на-Рву, более известную как храм Василия Блаженного. Она располагается с восточной стороны от Кремля в южной части Красной площади, Официальный мотив планировавшегося сноса был таков: церковь мешает проведению военных парадов. Однако эта версия не выдерживает критики. Храм не являлся существенной преградой для движения покидающей площадь военной техники. Не был он помехой также для кавалерийских и пехотных подразделений.

Храм Василия Блаженного был построен при царе Иване Грозном в честь взятия Казани; в нём присутствуют «восточные мотивы». В историко-архитектурном отношении он ценится намного выше, чем храм Христа Спасителя; по этой причине против его сноса выступали представители архитектурной и не только архитектурной общественности. За сопротивление плану сноса непреклонный противник этой идеи архитектор Барановский был посажен в тюрьму. И всё же Сталин не решился пойти на конфронтацию с культурной элитой страны, храм оставили в покое.

Мало кто знает, что подобная же участь (и тоже из-за близости к Кремлю) грозила Василию Блаженному за двести с лишни лет до этого, в 1707-1708 годах. В то время царь Пётр ожидал похода на Москву Карла XII. Шведское войско перешло Днепр в его верхнем течении и стояло в Белоруссии. На путях возможного движения шведов устраивались лесные завалы, увозились или сжигались запасы провианта и фуража. Людей переселяли, угоняли скот. Но у Карла была тайная договорённость с гетманом Мазепой, и шведы двинулись на юг на Украину.

Но поскольку до этого момента наиболее вероятной целью для шведов считалась Москва, в Москве готовились разместить дополнительные войска, и с этой целью производилась перепись всех дворов. Все домохозяева для регистрации должны были явиться в особую контору, размещённую в Кремле, хотя они могли наблюдать там ход оборонительных работ. Это последнее обстоятельство вызвало гнев Петра, которого не было в то время Москве. Именно тогда московские власти получили критическое предписание от Петра — записывать мнение каждого, выступающего на Совете. Это было первое известное в истории России указание о том, чтобы вести протоколы заседаний коллегиальных органов власти.

Мерами по укреплению Москвы руководил В.Д. Корчмин, которого называют первым российским инженером. Центром обороны предполагался Кремль. По военной науке, пространство перед крепостью полагалось расчистить от зданий и сооружений, которые могли бы стать укрытием для противника. По этой причине вокруг Кремля сносились все лавки и другие постройки. Знаток Петровского времени академик М.М. Богословский отмечал, что не представлял исключения и Василий Блаженный. Однако с его взрывом медлили, и грандиозный храм уцелел.

В этих условиях подрыв исторической святыни мог спровоцировать стихийный протест, а затем и вооружённое выступление против власти. Тут надо было выбирать между выгодами обороны Кремля, если бы шведы оказались под его стенами, и реальной угрозой бунта в случае разрушения храма. Руководители страны предпочли политическую стабильность, пожертвовав возможными военными выгодами.

Так храм Василия Блаженного был спасён в первый раз.

____
[1] Голицын С. Записки уцелевшего. М., 1990, с. 189.

Источник

Тайны собора Василия Блаженного.

Архитекторы Барма и Постник, которых ослепил Иван Грозный.

Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!» — и разгневал царя. «Ты лжешь!» — вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы этот храм оставался единственным.
Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Оттого будто бы храм и называется Василием Блаженным.

Считается, что строителями собора были русские зодчие Барма и Постник, а потом их лишил зрения Иван Грозный. На самом деле имя архитектора до сих пор неизвестно. В летописях и документах, современных строительству храма, нет упоминаний о Барме и Постнике. Их имена значатся лишь в более поздних источниках XVI-XVII веков: «Житии митрополита Ионы», «Пискаревском летописце» и «Сказании о великорецкой иконе чудотворца Николы».

зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Смотреть фото зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Смотреть картинку зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Картинка про зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Фото зачем хотят разобрать храм василия блаженногоОтносительно того, кто является архитектором собора, существует несколько точек зрения. Советский историк Николай Калинин писал, что строителем собора был один человек – Постник Яковлев по прозвищу Барма. Представитель современной школы Александр Мельник, развивая идею историка и искусствоведа Николая Брунова, утверждает, что зодчий был западноевропейского происхождения.

В начале XVII века появилась легенда об ослеплении архитекторов храма Василия Блаженного Иваном Грозным, чтобы они не смогли повторить свой шедевр. Но документального подтверждения эта история не имеет.

Строительство собора завершено в 1560 году зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Смотреть фото зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Смотреть картинку зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Картинка про зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Фото зачем хотят разобрать храм василия блаженногоДо середины XX века было принято думать, что храм был построен в 1560 году: это число фигурировало во всех официальных документах, монографиях и научных трудах. Но во время реставрации 1957 года под несколькими слоями масляной росписи в шатре центральной церкви храма нашли храмозданную надпись. Спустя 4 года, когда ее раскрыли полностью, выяснилась точная дата освящения собора – 12 июля 1561 года по новому стилю.

Основные даты
В 1552 году на Красной площади возле защитного рва, на том месте, где ранее стояла деревянная Троицкая церковь, и был похоронен самый почитаемый русский юродивый – Василий Блаженный, началось строительство нового каменного храма.
В 1588 году по велению царя Федора Иоанновича (великий князь Московский, третий сын Ивана Грозного) в Покровском храме был устроен придел Василия Блаженного, куда в серебряной раке поместили его мощи, и собор часто стали называть храмом Василия Блаженного.

Храм Василия Блаженного – официальное название соборазачем хотят разобрать храм василия блаженного. Смотреть фото зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Смотреть картинку зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Картинка про зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Фото зачем хотят разобрать храм василия блаженногоУ храма очень много разных названий. Из них самые известные:
Храм Василия Блаженного, Покровский собор, храм Покрова Божией Матери, собор Покрова Божией Матери на Рву, Покровский храм, Троицкий храм.
Вплоть до 17 века, Покровский храм чаще всего называли Троицким, потому как первоначально на этом месте стоял Троицкий деревянный храм на рву — датированный серединой 16 века. На самом деле стоял он на возвышенности — рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке.

С конца XVII века за собором закрепилось название Храма Василия Блаженного. Между тем, он освящен Собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, и по-прежнему называется так в официальных источниках.

Собор был возведен по случаю победы в Казанском походе и изначально являлся в большей степени мемориальным: не отапливался, службы зимой не проводились. В 1588 году, после обретения мощей Василия Блаженного, появился придел, названный его именем. Эта церковь, единственная из всего храма, была открыта для прихожан и паломников круглый год, даже в ночные часы. Таким образом название церкви Василия Блаженного стало «народным» именем всего собора.

Почему храм Покрова Божьей матери? Все очень логично. Все исторические справки ссылаются на день, когда русская армия успешно штурмовала стены Казани. Всюду фигурирует точная дата 1 октября 1552года, в этот день на Руси отмечался праздник Покрова Божьей Матери. Над названием не пришлось долго думать.
Почему храм Василия Блаженного? И здесь все очень логично и просто — в честь Василия Блаженного. А вот с личностью последнего мало кто «знаком». И вообще почему Блаженный, почему Юродивый (не путать с уродливым).
Так вот: в старину юродивыми считали чудаков, отвергающих мирские ценности. Аскетический образ жизни, и немного безумия — основные черты во всех юродивых. А одним из синонимов «юродивый» и было слово — «блаженный». На старославянском блаженными считали тех, кто делал благие, хорошие дела, и в широком смысле блаженный — всякий, кто лицезреет Бога на небесах. По мне — блаженный тот, кто счастлив. А в христианстве, блаженный — особый лик святых.

Средства на строительство храма собирал Василий Блаженный зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Смотреть фото зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Смотреть картинку зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Картинка про зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Фото зачем хотят разобрать храм василия блаженногоГрафов Виталий Юрьевич Московский чудотворец Блаженный Василий

По одной из легенд, устоявшихся в фольклоре, деньги на возведение храма собирал Василий Блаженный. Якобы он приносил монеты на Красную площадь, бросал через правое плечо, и никто не трогал их, пока юродивый перед смертью не передал всю сумму Ивану Грозному.

Но этот миф не находит отражения ни в одной из редакций жития святого. Более того, согласно тексту сокращенного жития, святой умер 2 августа 1552 года: за 2 месяца до окончания Казанского похода – события, к которому приурочено строительство храма. А сам собор был заложен лишь спустя три года, в 1555.зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Смотреть фото зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Смотреть картинку зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Картинка про зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Фото зачем хотят разобрать храм василия блаженногоО Василии Блаженном — интересная история.
Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма. Родители его были из простых и отдали сына в учение сапожному ремеслу. Во время учения Блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его — не такой как все.
Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносил их за год. Блаженный Василий прослезился: «Сошьем тебе такие, что и не износишь их». Купец не придал значения слезам чудака, заплатил и вышел. Мастер тот час спросил ученика, отчего тот плакал. Тогда ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, так как вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.
В 16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, а квас был и вовсе негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды.

Вот еще один случай.
Однажды, один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» — спросил купец. «Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь.
Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду.
Сурово осуждал Блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела.
Ради спасения ближних Блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал:
«Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».
В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде; однажды упрекнул царя Иоанна Грозного, что он во время Богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах.
Он постоянно обличал ложь и лицемерие. Современники отмечали, что это был чуть ли не единственный человек, которого боялся царь Иван Грозный. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией.

Все церкви Храма Василия Блаженного посвящены Казанскому походу зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Смотреть фото зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Смотреть картинку зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Картинка про зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Фото зачем хотят разобрать храм василия блаженногоНе все церкви собора имеют связь с этим событием. Походу посвящены меньше половины, 4 из 9 церквей. Церковь Святой Троицы, например, построена на месте древней Троицкой церкви, поэтому и названа так. Придел Василия Блаженного, как уже было сказано, освящен именем юродивого, захороненного в этом месте. В честь соответствующего праздника построена церковь Входа Господня в Иерусалим. Варлаам Хутынский, именем которого названа юго-западная церковь, являлся покровителем царского рода. А церковь Николы Великорецкого посвящена образу Николая Чудотворца.

Библиотека Ивана Грозного в подвалах Покровского собора зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Смотреть фото зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Смотреть картинку зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Картинка про зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Фото зачем хотят разобрать храм василия блаженногоСуществует легенда о том, что в мрачных подвалах Покровского собора находится библиотека Ивана Грозного. Проблема только в том, что подвалов здесь нет и быть не может: храм возводился на искусственном насыпном холме, единственно возможным был неглубокий ленточный фундамент. Он едва ли достигает 2 метров при 61-метровой высоте здания. Опора конструкции сосредоточена в подклете.

Визуальную функцию подвала выполняет пространство между первым ярусом упраздненной церкви Феодосии девы и соборной ризницей XVII века. Реставраторы специально не трогали его, чтобы можно было видеть своды Феодосии Девы и аутентичную стену прилегающей церкви Василия Блаженного.

Хаос или «космос»?зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Смотреть фото зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Смотреть картинку зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Картинка про зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Фото зачем хотят разобрать храм василия блаженного
Фактически собор состоит из разных храмов, архитектура которых сводится к трем видам: шатровому, башенным большим и башенным малым. Все они объединены использованием единого композиционного приема «восьмерик на четверике» – это значит, что восьмигранник ставится на кубическое основание. Но объемы помещений разные, да и сочетания их необычны. Как пишет один из основных исследователей собора, А.Л. Баталов, «подобие и различие, единство и обособленность – примирение этих противоречивых начал становится главной темой в архитектуре собора и отвечает основной идее его программы».
зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Смотреть фото зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Смотреть картинку зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Картинка про зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Фото зачем хотят разобрать храм василия блаженногоКарл Иванович Рабус.

Хаос или «космос»? Наиболее живое и яркое высказывание об этом храме принадлежит 20-летнему Михаилу Лермонтову: «…за самой стеной, которая вправо спускается с горы и оканчивается круглой угловой башнею, покрытой как чешуею зелеными черепицами; немного левее этой башни являются бесчисленные куполы церкви Василия Блаженного, семидесяти приделам которой (это, конечно, не так – А.К.) дивятся все иностранцы, и которую ни один русский не потрудился еще описать подробно». Экзотическим «букетом» увидел этот собор почти через 100 лет художник Аристарх Лентулов. Немецкий естествоиспытатель первой половины XIX века Иоганн Генрих Блазиус, посетивший Россию в 1840 году, вначале принял его за группу скал или колоссальное растение. Но вот что открылось ему потом: «Только взобравшись наверх, начинаешь мало-помалу понимать, что все части храма расположены симметрично…». И – закономерный финал: «Вместо запутанного нестройного лабиринта это ультранациональное архитектурное произведение являет полный смысла образцовый порядок и правильность» (!). В устах педантичного немца такая оценка, бесспорно, – высшая похвала.
Посмотрим на собор сначала сверху, с куполов. Сколько их? Произвольное нагромождение куполов исключается, это всего лишь сознательно подготовленный создателями храма обман зрения. К тому же, узорные главы – не изначальны. Они в конце XVI века заменили пострадавшие при пожаре значительно более строгие и более скромные «шлемы». Начнем от главы над центральным шатром. Сразу видно, что вокруг основного шатра по диагоналям стоят 4 маленьких главы на низких барабанах, под которыми расположены три ряда полукруглых кокошников «вперебежку». Представим себе на мгновение, что больших, стоящих рядом с ними глав нет. И вот, перед нами пятиглавый храм, отличающийся лишь резко повышенной центральной частью: 1 + 4 = 5.
зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Смотреть фото зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Смотреть картинку зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Картинка про зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Фото зачем хотят разобрать храм василия блаженного
А теперь посчитаем остальные купола. Их всего 4, и расположены они по сторонам света вокруг главного шатра, что тоже восходят к традиционному для византийских и русских храмов пятиглавию, хотя и значительно более редкому, чем первое. И здесь: 1 + 4 = 5. Не принимаем в расчет небольшой низкий купол слева от алтаря – это главка придела над мощами святого Василия Блаженного, он появился здесь позже, в 1588 году. Точно так же придется исключить из него и шатровую колокольню, построенную в 1683 году вместо прежней звонницы справа от алтаря. И тогда оказывается, что впечатление невероятного, непостижимого многоглавия достигнуто простым соединением двух традиционных пятиглавых храмов, как бы вставленных один в другой. При этом глав получается, конечно, не 10, а 9 – центральный шатер «работает» на оба пятиглавия. Но рисунки, сделанные иностранцами, а также древние описи собора позволяют сказать, что куполов здесь было гораздо больше.
зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Смотреть фото зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Смотреть картинку зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Картинка про зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Фото зачем хотят разобрать храм василия блаженногоСнаружи по периметру главного шатра располагалось еще 8 (!) совсем маленьких главок. 4 такие же главки стояли вокруг самого большого, Входоиерусалимского придела, находящегося в центре западного фасада собора, напротив Спасской башни. Увы, при ремонте 1780-х годов они были разобраны – видимо, эпохе классицизма этот лес куполов (9 + 8 + 4 = 21. ) показался «архитектурным излишеством». А жаль… Интересно, что бы сказал, увидев собор таким, Блазиус?

Уникальность архитектурной композиции собора и его символика.

Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Смотреть фото зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Смотреть картинку зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Картинка про зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Фото зачем хотят разобрать храм василия блаженногоЧисло 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное — Царство «осьмого века» (или «осьмое царство»), которое наступит после Второго Пришествия Христа — после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7.
Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир.
Восьмиконечная звезда — напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, — символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму.
Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы — Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства — до, во время и после Рождества Христова.
Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер в русском храмостроительстве символизирует сень (навес), которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости.

Самое высокое здание в Москве
зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Смотреть фото зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Смотреть картинку зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Картинка про зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Фото зачем хотят разобрать храм василия блаженного
Покровский собор на Красной площади стал самым высоким строением Москвы (его высота равняется 60 метров) и являлся таковым до конца 16 века, когда при Борисе Годунове была построена колокольня церкви Иоанна Лествинчика высотой 81 метр.зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Смотреть фото зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Смотреть картинку зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Картинка про зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Фото зачем хотят разобрать храм василия блаженного
При всем своем внешнем величавом великолепии Покровский собор внутри имеет достаточно скромные размеры. Во время проведения службы внутри могло поместиться очень небольшое количество людей, поэтому во время больших церковных праздников жители Москвы и священнослужители собирались на Красной площади.
В 1737 году во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного очень пострадал и его пришлось реставрировать. Когда для предотвращения пожаров с Красной площади убрали деревянные церкви, то под его своды перенесли пятнадцать престолов снесенных деревянных церквей, а престол во имя трех патриархов Константинопольских был переименован во имя Иоанна Милостивого. Также был переименован престол Киприана и Устинии, он стал носить имя святых Адриана и Наталии. Всего на то время у собора было 11 приделов.
Во второй половине 18 века, в годы правления Екатерины II Покровский собор еще раз реконструировали. Были снесены 16 маленьких глав вокруг главных башен, а шатровую колокольню соединили со зданием самого собора. Именно тогда собор стал таким разноцветным, каким мы знаем его и сейчас.

Нет официальных свидетельств и тому, что архитектор и реставратор Петр Барановский активно выступал за защиту от уничтожения. В 1936 году власти постановили, что храм мешает автомобильному движению, и предложили Барановскому заняться обмерами для сноса. Тогда, со слов его дочери, реставратор отправил в Кремль телеграмму: заявил, что вместе с собором взорвет себя сам.

Во время ареста архитектора якобы шантажировали тем, что собор уже взорвали. Согласно легенде, освободившись досрочно, Барановский первым делом поехал на Красную площадь лично убедиться в том, что храм Василия Блаженного стоит на месте.

Храм Василия Блаженного в Советский период и в наши дни

Годы Великой Октябрьской революции принесли храму немало испытаний.
зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Смотреть фото зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Смотреть картинку зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Картинка про зачем хотят разобрать храм василия блаженного. Фото зачем хотят разобрать храм василия блаженного
В сентябре 1918 года был расстрелян настоятель собора протоиерей Иоанн Восторгов. А имущество храма было конфисковано. Колокола сняли и отправили на переплавку, сам храм закрыли, но не уничтожили.

В тридцатые годы 20 века Кагановичем, занимавшимся составлением плана генеральной реконструкции Москвы в духе «пролетарской столицы» было вынесено предложение снести Покровский собор. Чтобы освободить место для проведения парадов и демонстраций, которые проводились на достаточно компактной Красной площади. И здесь стоит рассказать об ещё одной легенде.
Говорят, когда Каганович изготовил макет Красной площади со съемной Моделью Покровского собора и принес показать Сталину, то он начал показывать, как по Красной площади двигаются колонны и как им мешает собор. «А если бы его — р-раз. » – говоря это он одним движением убрал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и неторопливо произнес знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место. »

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *