зачем люди ходят в храм кратко

Зачем мы ходим в церковь?

Бывает, после прочтения душеполезной книги или статьи в интернете, человеку становится так радостно на душе, что он решает пойти в церковь, чтобы узнать больше о Христе. И действительно, он приходит в храм и осуществляет свое намерение. Однако оказывается, что этого недостаточно.

зачем люди ходят в храм кратко. Смотреть фото зачем люди ходят в храм кратко. Смотреть картинку зачем люди ходят в храм кратко. Картинка про зачем люди ходят в храм кратко. Фото зачем люди ходят в храм кратко

Многие люди ходят в Церковь, потому что они пленены образом Христа и хотят Его лучше узнать. Это некая идеальная ситуация. Но чаще люди приходят, чтобы решить свои проблемы, мало кто готов быть распятым, как Христос. И это наша проблема. Церковь так просто не «отдает» Христа. Поэтому приходя в Церковь, человек призван стать Христом по благодати. Пережить Его присутствие не как что-то чужое и отличное от себя. Он призван носить на своем теле раны креста, как это сделал Он.

Проблема заключается в том, что мы считаем, что Церковь просто раскрывает нам Христа. Нет. Церковь делает нас христианами. Вопрос в том, имеет ли каждый из нас мужество и смирение, самоотречение и любовь, чтобы стать Христом по благодати.

Церковь не избавляет нас от нашего креста, она не обещает нам процветания и земного счастья. Напротив, она призывает нас сораспяться с Христом.

Если в Церкви мы только ищем выход из пережитой психологической драмы, если мы ищем успокоения в моментах эмоционального срыва, решение наших семейных проблем и материальное процветание, то напрасно ходим в храм. Не потому, что Церковь не может нам помочь. Но если только ради этого ходим в храм, то мы теряем главную цель. Мы реально принижаем то, что Христос дает нам.

Церковь говорит о спасении, а мы говорим о том, как сокрушить иноверцев! Церковь говорит о вечности, а мы говорим о лекарстве против рака, которое кто-то скрывают от людей. Церковь говорит о смерти как о жизни, а мы говорим о жизни, как о смерти!

В Церкви мы можем достичь мира и, возможно, помочь себе по многим вопросам в нашей жизни, но Церковь не предназначена для этого, точнее, она не только для этого.

Например, мы ходим на исповедь не для того, чтобы там плакать, потому что нас бросил мужчина или подруга. Божественная Литургия не для того, чтобы только пойти и причаститься. Пост – это не какое-то формальное обязательство.

«Нет смысла познавать Христа, если не будешь подражать Ему»

Цель состоит не только в том, чтобы познать Христа, а чтобы сораспяться с Ним. Потому что в противном случае наши усилия не имеют никакого смысла. Нет смысла познавать Христа, если не будешь подражать Ему.

Ну, хорошо, я узнал о Христе, всё знаю о Нем. И что дальше? Вопрос заключается в том, чтобы стать христовым. В этом спасение.

Церковь дает нам возможность не только познать Христа, но и стать христовыми. Вот почему мы причащаемся. Поэтому мы называемся христианами — не потому, что мы знаем о Христе, а потому, что пытаемся жить так, как жил Христос.

Дьявол знал всё о Христе, но какой в этом толк? Церковь не учит просто о Христе, а призывает нас жить как Христос – со смирением, незлобием, кротостью, рассудительностью, прощением, снисходительностью, любовью.

Автор: архим. Павел Пападопулос

Перевод с болгарского: магистр богословия Виталий Чеботар + литературная обработка Редакции.

Источник: «Богоносци»

Источник

Зачем нужно ходить в церковь?

Часто приходится слышать недоумение и протест против тех правил, с которыми невоцерковленный человек сталкивается, придя в Церковь. Эти люди хотят доказать (прежде всего самим себе), что можно не ходить в храм, и находят для этого массу доводов и аргументов. Вызвано подобное отношение к Церкви тем, что многим не понятна ее природа, смысл ее бытия. К великому сожалению, Церковь часто отождествляют со светскими институтами: школами, университетами, больницами.

И, если исходить из такого понимания, то, безусловно, эти люди правы. Действительно, образование можно получить в домашних условиях, самостоятельно или пользуясь услугами репетиторов. Лечить различные болезни тоже можно дома, самому или приглашая врачей на дом. Во время войны сложные операции порой делались в условиях полевых госпиталей практически под открытым небом.

Почему молиться нельзя дома, так ли уж обязательно нужно ходить в храм?

Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно разобраться, зачем человек приходит в церковь. Если только помолиться, поставить свечку, приложиться к иконам, то для этого в храм можно не ходить. Свечи и лампадки можно затеплить дома, иконы дома тоже есть.

Тогда зачем же люди идут в храм? Когда, повторюсь, подлинного понимания природы Церкви нет, тогда и рождаются «крылатые», но глубоко ошибочные по смыслу штампы: «Бог должен быть в душе», «Я верю в Бога, но без фанатизма» и тому подобные.

зачем люди ходят в храм кратко. Смотреть фото зачем люди ходят в храм кратко. Смотреть картинку зачем люди ходят в храм кратко. Картинка про зачем люди ходят в храм кратко. Фото зачем люди ходят в храм краткоДавайте попробуем разобраться в причинах «фанатизма» верующих, в вопросах «дресс-кода» и многом другом. Начнем с простого, именно с так называемого «дресс-кода».

То, что в Библии якобы ничего про внешний вид не написано, неверно. Написано и достаточно много, формат короткой заметки просто не позволяет возможности привести все цитаты из Священного Писания, но прочтите хотя бы послания первых учеников Христа – святых апостолов, и вы найдете в них достаточно много слов о том, каким должен быть внешний вид человека, входящего в храм.

Конечно, всегда написанное можно понимать по-разному и, чтобы не впадать в полемику, давайте честно ответим на вопрос: а на свадебный пир мы пойдем в шортах или спортивном костюме? А на прием к руководству? К президенту, например. Искренне никак не могу понять, почему человек, входящий в Церковь, не хочет понять, что он входит в дом Божий, в гости к Богу?

Люди спрашивают: «А как же любовь, которая должна все прощать?» Совершенно верный вопрос! Если я пришел на юбилей к близкому, любимому человеку в грязной рабочей одежде или в полураздетом виде, то не является ли это проявлением нелюбви и крайнего пренебрежения к юбиляру и к его гостям?

Поверьте на слово, если вы входите в храм в непристойной одежде, то вы отвлекаете от молитвы стоящих в храме людей.

В молитвенное состояние войти совсем не просто, а вот «выбить» из него можно в одно мгновение и внешним видом, и чересчур резким запахом духов – да много чем.

И где же тогда любовь к стоящим в храме людям? Или пусть терпят мое понимание свободы? Странная складывается ситуация: мы спокойно относимся к тому, что дресс-код вводят в светских учреждениях: в школе, театре, даже в ресторане – а вот в Церкви, оказывается, никаких ограничений к внешнему виду быть не должно.

Зачем люди приходят в Церковь?

Человеку неверующему, отрицающему бытие Божие, дальше можно не читать. Но для того, кто крестился сам и привел на Крещение своих детей, кто пытается общаться со своим Творцом, все нижесказанное является самым главным для осмысления.

Вернемся к истокам. Человек – высшее творение Божие – создан особым образом по сравнению с остальным материальным миром. Бог оживотворяет человека Своим дыханием, которое человек усваивает, а значит, может накапливать.

Стяжание (накопление) благодати Святого Духа с целью своего обожения и есть главная цель человеческой жизни. И создан человек был иерархично: дух – душа – тело.

зачем люди ходят в храм кратко. Смотреть фото зачем люди ходят в храм кратко. Смотреть картинку зачем люди ходят в храм кратко. Картинка про зачем люди ходят в храм кратко. Фото зачем люди ходят в храм кратко

Как видите, главным был дух, что позволяло первозданному человеку находиться в непосредственном соединении с Богом. После грехопадения природа человека искажается: на первое место выходит тело, которое подминает душу и сковывает дух. Все! Благодатная связь с Богом разрывается. И проходят тысячи лет, пока человечество в битве со своей изуродованной природой, когда плотские наслаждения становятся высшей целью, рождает Деву, Которая смогла вместить в Себя Творца Вселенной.

Бог сходит на землю, просвещая человечество новым духовным учением. Закон воздаяния «око за око» заменяется заповедью о любви к ближнему. Но, чтобы у души были силы любить, Христос оставляет нам Таинства и главное из них – Таинство Евхаристии (Причастия).

Коли наша изуродованная природа главным сделала свою плоть (высокая температура или больной зуб не позволят нам ни сосредоточенно молиться, ни решать задачу, ни слушать музыку), то и благодать Божия приходит к нам через материю. Сионская горница, Тайная Вечеря, Господь благословляет хлеб и говорит Своим ученикам сокровенные слова:«Сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». Благословляет Чашу и произносит: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

Слово «завет» означает договор. Договор с Богом: Ты – мне, я Тебе. Я причащаюсь Твоего Тела и Крови, Ты даешь мне Свою благодать, исцеляющую мою природу.

Как писал святитель Григорий Богослов: «Бог становится человеком, чтобы человек стал богом».

Другими словами, благодать Божия (светским языком, Божественная энергия) предается человеку только в Таинствах Церкви, которые происходят только в храме. И Церковь – это не посредник, а мост, который соединяет человека со Христом.

Благодать Божия питает, очищает и преображает душу человека. Именно поэтому он и идет в Церковь, даже если в ней встречаются скорби, несправедливость или грубость. Да, к сожалению, подобное встречается.

Как относиться к священникам, которые не всегда ведут себя высокодуховно?

Среди преподавателей университета, и среди врачей попадаются взяточники, но разве от этого мы перестаем признавать науку и медицину? Если директор учебного заведения – пьяница, это дает нам повод отрицать роль образования и не водить детей в школу?

Да, в среде духовенства много нестроений – об этом можно судить по нравственному состоянию общества. Раз оно в таком плачевном виде, то отвечаем за это перед Богом прежде всего мы – священники! И никто нас от данной ответственности не освободил и не освободит, независимо от формы светской власти.

зачем люди ходят в храм кратко. Смотреть фото зачем люди ходят в храм кратко. Смотреть картинку зачем люди ходят в храм кратко. Картинка про зачем люди ходят в храм кратко. Фото зачем люди ходят в храм кратко

Ничуть не оправдывая наше духовное состояние и низкий духовный уровень, просто хочу пояснить его причины. Наши предки за годы безбожной власти уничтожили более 50 тысяч храмов и расстреляли, замучили десятки тысяч священников и глубоко верующих людей. Не будем их судить за это, права не имеем!

Еще далеко не ясно, как бы каждый из нас повел себя в те непростые годы, когда власть публично пообещала покончить с «религиозным мракобесием». А духовная наука (научиться правильно любить Бога, ближнего, себя) очень сложна. Очень! Самостоятельно ее изучить крайне трудно. Да, собственно, приведу простой пример. Давайте вышлем из страны 30 тысяч лучших хирургов и посмотрим, как оставшиеся будут ставить диагнозы и оперировать больных.

Приходят юные искренние батюшки, и на них обрушивается море сложнейших духовных проблем современного падшего мира, а учителей нет! И начинаются проблемы…

Христос предупредил нас о последних временах простыми, ясными словами: «И по причине умножения беззаконий во многих охладеет любовь». Любовь прежде всего к Творцу, ибо оказывается, что совершенно незначительные причины мешают человеку приходить в храм, в гости к Богу.

Однако, как написано в Библии, «мир на волю дан». «Невольник – не богомольник» – говорили наши предки. Никто не может заставить человека любить Бога, ближнего и себя, следовать тому закону, который оставил нам Христос.

Современный человек сам решает, как правильно толковать и применять духовные законы в своей жизни, забывая, правда, что, если «Бог должен…», то Он не Вседержитель, а подчиненный.

Творец никому ничего не должен – это забытая сейчас богословская аксиома. Но Бог не отнимает нашу свободу, оставляя за нами право отвергнуть Его дары. В противном случае человек превратится в биоробота, что с Божественным пониманием любви недопустимо.

зачем люди ходят в храм кратко. Смотреть фото зачем люди ходят в храм кратко. Смотреть картинку зачем люди ходят в храм кратко. Картинка про зачем люди ходят в храм кратко. Фото зачем люди ходят в храм кратко

Почему важно соблюдать законы в духовной жизни?

В Таинстве Крещения человека (а для младенцев у крестных) трижды спрашивают: «Сочетоваешься ли Христу?» И трижды человек дает Богу обет: «Сочетоваюся». Иными словами, буду соединяться со Христом. Чтобы согреть руки, нужно коснуться тепла, чтобы обожить душу, нужно коснуться Бога в Таинстве Причастия. Новый Завет между Богом и его творением заключен в Сионской горнице словами: «Придите, ядите…»

Человек, который отказался от исполнения обета, данного в Таинстве Крещения, как это ни горько признавать, становится клятвопреступником перед Богом.

Нравится нам это нам или не нравится, но так Бог построил мир. Нравятся нам или не нравятся законы материального мира, законы физики, химии, биологии, но мы их все-таки стремимся соблюдать, иначе окружающий мир разрушается.

Самое страшное для человечества, когда оно нарушает духовные законы.

Тогда разрушается духовное пространство, созданное Богом для существования мира. И на определенном этапе человечество подойдет (если уже не подошло) к точке невозврата, и наступит Второе пришествие Бога на землю. И за свое понимание духовных законов и жития по ним каждый из нас будет давать ответ.

Источник

Зачем ходить в церковь, Бог ведь в душе? Три причины

зачем люди ходят в храм кратко. Смотреть фото зачем люди ходят в храм кратко. Смотреть картинку зачем люди ходят в храм кратко. Картинка про зачем люди ходят в храм кратко. Фото зачем люди ходят в храм кратко

Недавно мы опубликовали статью под названием «3 причины, почему нельзя верить в Бога в душе». В этой же статье мы разберем вопрос «Зачем ходить в церковь, если Бог в душе…». Если попытаться составить список самых популярных вопросов людей, не столь хорошо знакомых с Библией и церковью, то этот вопрос будет одним из самых популярных. Ну что, давайте искать ответ! Но прежде надо разобраться в формулировках. О чем человек думает, когда говорит, что Бог в душе? И о чем человек думает, когда говорит «ходить в церковь»?

Зачем ходить в церковь? Церковь — это люди, а не здание.

Одно из самых больших заблуждений многих верующих в том, что они считают церковь (о которой говорится в Библии) и храм (здание) одним и тем же. Другими словами, когда человеку говоришь про церковь, то он думает про храм, про здание. Он может вспомнить церквушку в своем селе. А может вспомнить храм в центре большого и шумного города. Но что говорит Библия о церкви?

Я говорю тебе также, что ты — Пётр, и на камне этом Я создам Церковь Мою, и силы смертные не одолеют её. (От Матфея 16:18)

Когда Иисус начинал Свое служение, в Израиле было много храмов. Там проходили службы, читались священные тексты. Священнослужители зажигали свечи и приносили жертвы. Но когда Иисус говорил апостолу Петру, что создаст церковь, которую не одолеют силы смертные, то о чем Он говорил? Мы знаем, что Иисус не заложил ни одного кирпича ни в одно основание храма. Он не построил ни одного здания. Но Он создал церковь.

Слово «церковь» в Библии означает «призванные» или «собрание». То есть, Иисус не говорил здесь о здании. И когда Иисус Христос говорит Петру о том, что Он создаст церковь, Иисус говорит о людях, которые и будут составлять Его церковь. Церковь — это собрание людей. Вот еще один отрывок из Библии об этом.

Вы строите на основании, которое держится на Апостолах и пророках, имея самого Христа Иисуса краеугольным камнем этого основания. Он поддерживает Собой всё это строение, и оно растёт, чтобы стать святым Храмом Господним. Через Него и вы вместе с остальными созидаете себя, образуя жилище, где Бог будет жить через Духа Святого. (К Ефесянам 2:20-22)

Внимательный читатель заметит, что храм — это люди. Основание — учение апостолов и пророков. Иисус — краеугольный и самый важный камень этого основания. И именно этот храм и есть церковь — жилище, где Бог живет через Духа Святого.

И чтобы еще больше убедить нашего читателя в том, что церковь, о которой говорил Иисус, не здание, мы приведем еще один отрывок из Библии:

Так как Бог, сотворивший мир и всё, чем полон он, есть Господь небес и земли, то Он не живёт в храмах, построенных руками человеческими, и не руки человеческие служат Ему службу, ибо Он никогда ни в чём не нуждается. Это Он даёт всё человеку — и жизнь, и дыхание, и вообще всё. (Деяния 17:24-25)

Бог не живет в храмах, построенных руками человеческими. Это цитата из книги Деяний, автором которой является Лука. Но Бог живет в храме, который есть церковь — собрание христиан. Бог живет в сердце преданного Богу христианина. Так что в этом отношении мы хотим поддержать говорящего, что «Бог у него в душе». При условии, конечно, что этот человек действительно живет по учению Христа (это отдельная тема для разговора). Но давайте продолжим нашу сегодняшнюю тему.

Бог в душе? Христианство — это «командная игра»

После того, как мы разобрались, что церковь это не здание и что настоящий храм, о котором говорит Библия, — это собрание верных Богу христиан, можно продолжить разговор. В течение последних 17 лет я почти каждый день читаю Библию. Если вы когда-либо читали Новый Завет целиком хотя бы один раз, то вы не могли не заметить, как много там говорится об отношениях одних христиан с другими (христиане в Библии назывались «ученики Христа»). За свою немалую христианскую жизнь я могу сказать, что быть христианином в одиночестве и «верить в душе» практически невозможно. Христианство — это командная игра. Тебе нужен кто-то, кому ты можешь исповедоваться. Библия говорит, чтобы мы исповедовались друг другу: один христианин другому. Нужен кто-то, кто поддержит твою веру в трудную минуту. Нужен кто-то, кто всегда тебя поймет и выслушает. Нужен кто-то, кто поможет пройти искушение и сделать следующий шаг в вере. Друзья и родственники, которые не живут согласно учению Христа, никогда не заменят в этом духовном плане братьев и сестер в церкви.

Я даю вам новую заповедь: возлюбите друг друга. Вы должны любить друг друга так, как Я любил вас. И если у вас будет любовь друг к другу, то всякий будет знать, что вы Мои ученики». (От Иоанна 13:34,35)

Я не буду приводить бесчисленное количество отрывков из Библии об отношениях братьев и сестер в церкви. Если их все убрать из Библии — Евангелие потеряет смысл. Потому что именно братья и сестры и должны были стать, по задумке Иисуса Христа, церковью — храмом, где Бог собирался жить через Дух Святой. Убери людей из церкви — и не останется ничего. Не будет самой церкви. Церковь — это место, где люди учатся любить Бога и друг друга. А в этом и заключается все учение Библии:

«Учитель, какая самая важная заповедь в законе?» Он ответил ему: «»Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоей и всем разумом твоим». Это-первая и самая важная заповедь. Есть вторая заповедь, похожая на эту: «Возлюби ближнего, как самого себя». Весь закон и все учения пророков зиждутся на этих двух заповедях». (От Матфея 22:36-40)

Поэтому даже в названии этой статьи мы намеренно допустили ошибку. «Ходить в церковь» нельзя, как нельзя «ходить» в семью. Можно лишь быть частью церкви или не быть ей, не ходить в нее. А это уже решать каждому.

Иисус отдал за церковь Свою жизнь

Вы когда-либо были на свадьбе? Я был много раз. Один раз я был на своей свадьбе и много раз был на свадьбах моих друзей. Жених и невеста — это хозяева любой свадьбы. Они центр празднества. Они те, ради кого все собрались.

Церковь — это невеста Христа. Вот, что говорит Библия об этом:

Мужья, любите жён ваших, как Христос возлюбил Церковь. Христос отдал себя за неё в жертву, чтобы освятить её, очистив её омовением в воде и провозглашением благой вести, и чтобы взять Церковь в невесты себе, как сияющую, безупречную, без всякого изъяна, дабы она была свята и непорочна. Мужья так должны любить жён своих, как любят свою собственную плоть. Кто любит жену свою, любит и себя. Ибо нет таких, кто ненавидел бы плоть свою. Наоборот, он заботится о ней и кормит её так, как Христос заботится о Церкви, ибо мы — члены Тела Его. (К Ефесянам 5:25-30)

Церковь — это невеста Иисуса Христа. За церковь Свою Иисус Христос отдал жизнь на кресте. Не за здание. За людей. Нельзя любить Христа, следовать Его учению и пропустить учение о церкви. Нельзя говорить, что ты христианин и не быть частью церкви. Нельзя уважать и любить жениха, но полностью игнорировать невесту, за которую тот отдал свою жизнь. Это даже противоречит здравому смыслу.

Если ты говоришь, что ты христианин, то ты не можешь игнорировать учение Библии о церкви, ведь иначе ты будешь противоречить самому себе. Христианин не может быть отдельно от церкви и «верить только в душе». Церковь — это и есть собрание христиан. Церковь — это храм Божий, где живет Бог через Дух Святой. Церковь — это духовная семья. Без церкви мы сироты. Без церкви христианину почти нет шансов сохранить свою веру.

Возможно, что некоторые вещи вы услышали впервые. У меня тоже когда-то открылись глаза. Когда я начал лично читать Библию, то все встало на свои места. Если вы хотите на самом деле разобраться, что говорит Библия о церкви и зачем она нужна, то начните читать Библию сами. Вы можете читать или слушать ее у нас на сайте в верхнем меню. Но помните, что без церкви у вас практически нет шансов прожить верную жизнь с Богом.

Если у вас остались вопросы, вы можете написать нам через раздел контакты.

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Источник

Зачем мы приходим в церковь

Приблизительное время чтения: 10 мин.

Думаю, что у каждого из нас есть свой какой-то конкретный образ Церкви, что она есть или чем должна быть.

Отец Владимир: Вы знаете, прежде чем обсуждать характерные представления о Церкви людей, которые решили стать православными, я хотел бы несколько слов сказать об отношении к Церкви в нашем обществе в целом.

У современных людей доминирует отношение к Церкви, как к какому-то пережитку, очень узкому направлению жизни, которое безнадежно отстало от мира во взглядах на жизнь. К тому же в Церкви служат не вполне понятные люди. Большого авторитета ни клир наш, ни прихожане в обществе не имеют. Во многом это происходит потому, что сегодня очень мало людей, которые являют миру подлинный образ православного устроения сердца человека, православной жизни.

Необходимо понимать, что сегодняшняя жизнь нашей Церкви объяснима только особым чудом Милости Божией. Семьдесят лет гонения должны были ее полностью уничтожить. Неудивительно, что мы с таким трудом восстанавливаем из небытия наши духовные школы, наши храмы, монастыри. Восстановить церковный клир, т.е. воспитать новое поколение священников очень непросто. Для этого требуется время.

— Можно ли в таком случае сказать, что эта ситуация и является одной из причин неверных представлений о Церкви и о том, что ждет человека, если он станет членом Церкви?

У нас сегодня это получается, к сожалению, с большим трудом. Когда человек приходит в Церковь, чего он только не насмотрится! И вот увидеть за всем этим действие благодати Божией бывает порой очень нелегко.

— Отец Владимир, а как можно говорить о благодати, если существует так много «болячек» в современной церковной жизни?

— Одним из образов, которые хорошо объясняют, что такое Церковь, является Голгофа. Голгофа обычно воспринимается как образ страданий. Это, конечно, так. Но посмотрите, что из себя представляло это место во время распятия Христова. На Голгофе были собраны вместе самые разные люди: и разбойники, и воины, и фарисеи. И могло показаться, что Христа там нет. Даже ученики Христовы тогда испугались, засомневались, убежали. Они подумали: «Как же может быть, чтобы Христос умер, чтобы Он был распят?», и усомнились. Они еще по-настоящему не знали, Кто такой Христос. Думаю, что это был самый трудный момент в их жизни.

Но именно здесь, в этом самом страшном месте и был Христос. Христос распятый, поруганный, замученный. И именно здесь, на этом месте позорной казни были Силы Небесные. Здесь были Божия Матерь, апостол Иоанн Богослов, жены-мироносицы. Но понять, узнать это присутствие Божие было очень трудно. И проходившие мимо Голгофы хулили Христа, говоря: «Сойди с креста, спаси Себя Сам».

В нашей жизни сейчас чего только нет! И все это уже давно ворвалось в земную жизнь Церкви: и коммерческие интересы, и человеческое хамство, и грубость, и отсутствие любви, и тщеславие, и властолюбие, и карьеризм.

— Батюшка, а если бы Вам пришлось писать книгу «Первые шаги в Православной Церкви», с чего бы Вы ее начали? С какой главы, например? Правда, такие книги сегодня есть, но почти все они сводятся к описанию поведения в храме.

-Я бы, наверное, посвятил первую главу вопросу: где в Церкви Христос и благодать Святого Духа? Как почувствовать присутствие Божие?

Как сопоставить земную Церковь, которую мы сегодня видим, с Небом, с Евангелием, с христианскими заповедям?. Как понять, почему служба идет два-три часа и на славянском языке, к чему все эти священнические облачения, почему нужно в колокола бить и кадить храм. И многое другое. Какое это имеет отношение к благодати Божией? Для современного человека, выросшего вне контекста христианской культуры, все это не понятно.

— И это, наверное, нельзя понять вне Церкви, оставаясь вне ее, будучи лишь сторонним наблюдателем?

— Да. Но даже когда человек входит в Церковь, очень важно помочь ему во всем этом разобраться.

— Когда человек уже решил прийти в Церковь, он понимает, что должен как-то изменить свою жизнь и готов это сделать. Но неофит чаще всего рассуждает так: «Вот я становлюсь православным, наверное, нельзя ни пить, ни курить. Хорошо бы срочно изменить стиль одежды. » Конечно, можно изменить одежду, можно демонстративно в институте, в школе, на работе перед едой креститься. Но, наверное, это еще не значит быть православным. Насколько такие неофитские представления совпадают с тем, чего ждет от человека Церковь?

Но это сделать гораздо легче, чем изменить свое сердце. Легко надеть длинную юбку, а перестать дома грубить матери, научиться чувству христианской ответственности, научиться молиться Богу, научиться любить Истину, не просто словесно исповедовать свою веру, а всю свою жизнь по-христиански перестроить. Вот это очень трудно. Конечно, такое понимание приходит не сразу.

Когда начинаешь это объяснять современному молодому человеку, он долго не может понять: как это так, как же жить тогда, что же, он должен остаться один?!

Потом со временем у меня оказалось столько друзей, сколько ни у кого и моих университетских товарищей никогда не было. То, что в юности я выдержал, не пошел по течению, оказалось только к лучшему.

— Вы упомянули слово «подвиг». Вообще для современного человека, особенно для нашего поколения, это слово ассоциируется скорее с героями Отечественной войны и т.д. Для многих наших современников слово «подвиг» в христианском контексте звучит довольно неожиданно. А из Вашего ответа видно, что Церковь ждет от человека прежде всего какого-то подвига. Какой смысл вкладывает Церковь в это слово?

— Да, духовная жизнь это прежде всего подвиг, без подвига ее просто быть не может.

Но подвигом является не только это. Любой человек, который строит жизнь по заповедям Христовым, совершает личный подвиг: это требует больших усилий, большого мужества, большой стойкости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *