зачем люди посещают храм
Почему я хожу в церковь.
Ответы детей
Я хожу в церковь, потому что мне нравится ходить в церковь. Я молюсь за здоровье родных.
Я хожу в церковь, потому что я крещеный и верю в Бога. Он нам помогает во всем.
Я не хожу в церковь, потому что не успеваю по времени. Я хожу то на танцы, то на рисование, то на самбо, но мне хочется пойти в церковь.
Я хожу в церковь, чтобы раскаяться в своих грехах. Я хочу попросить Батюшку, чтобы я не делал глупостей, и в жизни у меня всё получилось.
Я хожу в церковь, чтобы батюшка освятил меня и чтобы смыть грехи. Там читают молитвы на каждого человека. Люди ставят свечки на подставку, молятся Богу. В церковь женщины ходят в платках, а мужчины просто. Мне нравится ходить в церковь!
Чтобы снять грехи, исповедоваться. Церковь плохому не научит. Там можно помолиться, поставить свечку за тех своих близких, кто уже умер, написать записку за здравие и упокоение.
Я хожу в церковь с бабушкой каждое воскресенье. Я хожу в церковь, потому что я верю в Бога. Дома, уходя в школу, я молюсь перед иконами.
Хоть я и крещеная, но я не успеваю ходить (много дел). Но когда надо (смерть, свадьба, крестины), я могу пойти. Я много раз просила маму, но мама и папа работают допоздна. Они мне не разрешают выходить из дома одной.
Я хожу в церковь почти каждое воскресенье. Я соблюдаю посты, но иногда не все. Я считаю, что надо ходить в церковь для того, чтобы просить Бога об отпущении наших грехов. Надо молиться о своих близких, исповедоваться и причащаться. Я считаю, что это долг и честь, прежде всего перед Богом, а потом и перед Отечеством. Надо молиться и ждать, пока Бог услышит нас, поймет и поможет. + + +
Я хожу в церковь, потому что мне нравится находиться на службе. Мне нравится ход службы. Когда сходишь в храм, на душе становится легко.
Я хожу в церковь для того, чтобы помолиться за своих друзей. Сам я не жду помощи свыше, так как она мне не нужна, я предпочитаю надеяться на себя и люблю справляться с проблемами один на один. У моих друзей много проблем, и я стараюсь им помочь, не думая о себе. Я не хочу что-то делать для себя, мне привычна та ситуация, в которой всем хорошо, а сам я остаюсь ни с чем. У многих моих друзей проблемы с девушками, но я даже уступил другу девушку, которую сам люблю, и молюсь, чтобы у них все было хорошо. Из-за этого мне не стало хуже, так как надеюсь, что с Божьей помощью все вокруг станет светлей. Я здесь, на этом свете, не для того, чтобы просить, а для того, чтобы помогать. Я люблю своих друзей и всегда им помогаю, хоть сам я часто предпочитаю одиночество.
Почему я не хожу в церковь? У меня бывают моменты, когда я не верю в Бога! Но я не могу понять, почему. Мне все говорили, что Бог рядом и всегда сможет тебе помочь, но я не верила! Я много раз просила Бога мне помочь, были моменты, когда я что-то чувствовала. У меня сейчас тяжелая жизнь. Учусь не очень хорошо, вру родителям, выпиваю и иногда курю! Мне стыдно перед Богом. И бывает, что из-за любви я причиняю себе боль. У меня все тело в синяках, руки порезаны! Я не понимаю, что мне делать. И еще я не понимаю, почему мы с родителями не ходим в церковь. Может, нет времени? Не знаю. Честно, я бы с удовольствием сходила бы в церковь. Там очень красиво. Я не знаю, как мне дальше жить!
Я хожу в церковь, потому что это обязанность каждого православного человека. Когда я хожу в церковь, я искупаю свои грехи. Походы в церковь очищают мою душу от плохих помыслов. Мне становится легче. В церкви я пишу записочки о здравии, чтобы мои родные никогда не болели, и об усопших. Церковь – это самое светлое и доброе, что есть в жизни человека.
Я не хожу в церковь, потому что меня туда не водят родители. Я была там четыре раза, когда мы ездили на экскурсии. У меня есть большое желание сходить туда еще.
Я хожу в церковь, потому что верю в Бога. Это нужно каждому. Когда я хожу в церковь, чувствую легкость на душе. Я хожу в церковь на каждый праздник. Я считаю, что в церковь ходить нужно.
Почему я хожу в церковь? Чтобы быть поближе к Богу. Чтобы помолиться. Чтобы очиститься от своих грехов. Церковь помогает мне очистить свою душу. Когда я подхожу к священнику, я рассказываю свою проблему. Когда я выхожу из церкви, мне становится легче на душе, я выговорилась, я очистилась.
Я не хожу в церковь, потому что очень мало времени – в школе задают много домашних заданий; но если бы был хоть час свободного времени, я бы его провела в церкви. Мне очень нравится стоять службу и просить благословения у Бога. В церкви много различных интересных икон, и я, когда хожу в церковь, их рассматриваю и ставлю свечки за здравие и за упокой. И если бы у меня было свободное время, я бы обязательно пошла в церковь!
Я хожу в церковь, потому что я верующий человек. Верующие люди должны соблюдать все церковные праздники. Соблюдать посты. Каждому человеку нужно ходить в церковь, молиться, просить прощения у Бога или благодарить Его за что-либо. Но не все это делают. Каждый имеет право ходить или не ходить. Но каждый уважающий себя должен ходить в церковь. Потому что надо молиться. Я уважаю себя и свою веру. Я хожу в церковь, не всегда, конечно, но я стараюсь посещать ее часто. Я прихожу в церковь, высказываюсь, говорю о том, что у меня наболело, молюсь, прошу прощения. И когда я выхожу за пределы церкви, чувствую себя «заново родившимся».
Я хожу в церковь, потому что я верю в Бога. Когда у меня что-то не так (проблемы), молюсь и ставлю свечи, прошу, чтобы Бог мне помог. Боженька мне всегда во всем помогает.
Мои родители крестили меня в три года. Теперь мне пятнадцать лет, и я православная. Если честно, то в церкви я бываю редко. Зачем я туда прихожу? В церкви я прошу у Бога прощения, прошу помощи или совета. Церковь – самое чистое место на земле. Когда я там, то я чувствую себя чище, защищенной. В церкви меня окружают добрые, любящие люди. Они в любую минуту и защитят меня. Я ходила в воскресную школу при храме. Там нам рассказывали о Боге, мы вязали, учили церковнославянский язык. Там я проучилась около 4 или 5 лет. А теперь очень сильно по ней скучаю. Вообще без Бога жить нельзя. Однажды мне сказали: кто верит в Бога, тот слабый, потому что просит помощи и сам не может решить свои проблемы. Но я считаю, что тот человек не прав. Мне его даже жалко. Мы просим у Боженьки такие вещи, которые сами не можем воплотить. К примеру, здоровье близких людей. Нельзя жить без веры. Я искренне верю в Бога. Он мне много раз помогал, и я Ему не хочу делать больно. Всех людей, которые не верят в Бога, я призываю и умоляю одуматься. Боженька всегда сможет простить, если мы раскаемся.
Я хожу в церковь, потому что по-другому я не знаю, как. В церкви, когда приходишь, утоляются все печали и горести, злость, сразу становится легче, отступает уныние (если оно было). Часто после Причастия идешь домой – и так радостно на душе. Я верю в Бога, надеюсь на Него. С детства я привык ходить в церковь и не пропускать службы. Когда стоишь на пасхальной ночной службе, такое настроение… Радость, праздник пришел, Христос воскрес! Я не могу не ходить в церковь. Вот мучает меня какой-то вопрос, пойду, спрошу у батюшки, он поможет. Когда случается пропускать службы, как-то настроение совсем другое. Приходя в церковь в воскресенье, я как будто, ну… не знаю, как сказать… выплескиваю (не совсем правильно) то, что накопил за неделю. И потом иду домой – и радостно, конечно, если я после службы сразу не болтаю, не сажусь смотреть телевизор или играть в компьютер. Вот в храме я избавился от всего, что накопил за неделю, а если я туда не схожу хоть раз в неделю, то радости настоящей мало. Даже если пропускаю службу по болезни. А когда ездишь в монастыри, то там вообще… Когда заходишь в храм, трепет… Спокойно, про всё забываешь (хотя и не всегда). Я большой грешник, и Господь так милостив к нам… Я не заслужил этого делами своими, и мне только благодарить Его и просить у Него прощения за грехи мои.
|
Я хожу в церковь, потому что меня так приучили. Я играю в команде, где очень религиозный тренер, мы ходим с ним в церковь почти всей командой перед каждой игрой и иногда по праздникам. Также у меня мама ходит в церковь, и, когда есть у меня время, я хожу вместе с ней. Я считаю, что в церковь нужно ходить, ведь каждый из нас грешит на этой земле, и раз в месяц человек обязан ходить в священные места. Когда я первый раз пошел в церковь, то у меня закружилась голова, я чувствовал возвышение, у меня поднялось настроение. С тех пор я часто хожу в церковь и считаю, что это правильно.
В церковь я хожу очень редко. Когда была маленькая, я очень часто ходила, а сейчас перестала, сама не знаю, почему. Последний раз я ходила в церковь перед экзаменами. Просила Бога, чтобы Он помог мне сдать мои первые экзамены, так как я очень боялась, не зная, что это такое. Еще я в церкви была, когда мы с классом от школы ходили туда на экскурсию. Нам батюшка рассказывал много интересного. А где-то два года назад я ездила в храм в Москву. Там мне очень понравилось, там для нас тоже проводилась экскурсия. Сейчас братья со мной в церковь не ходят, так как они не верят в Бога. Точнее сказать, они сами не знают, есть ли Он на самом деле или нет. Раньше я в церковь ходила только тогда, когда мне было плохо. Хотя сейчас я понимаю, что я должна ходить в церковь не только когда мне плохо. Я всегда, когда хожу в церковь, ставлю свечки за здоровье родных и за тех, кого уже нет. Еще я была в мужском монастыре, тоже на экскурсии. Там мне понравилось. В общем, я считаю, что нужно хоть иногда ходить в церковь.
Я хожу в церковь, потому что я полностью и искренне верю в Бога. В церкви находятся люди, близкие мне по духу. В церкви мы все занимаемся общим делом: молимся. Только в церкви совершаются такие таинства, как исповедь, причастие, и они помогают обрести мне душевный покой, очиститься от своих грехов.
Я хожу в церковь, но не так часто. Обычно перед школой или если случится какая-нибудь неприятная ситуация. И когда я прихожу в церковь, у меня на душе становится так спокойно, и мне намного легче. Бывает, что я не могу пойти в церковь, но я дома возле иконы попрошу у Бога, чтобы всё обошлось, и всё было хорошо. У меня была не очень приятная ситуация, я дома возле иконы просила у Бога дня два, и после этого всё стало намного лучше.
Рисунки предоставлены организатором IV Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» – Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Конкурс проходит в рамках программы XIX Международных Рождественских образовательных чтений.
Зачем мы приходим в церковь
Приблизительное время чтения: 10 мин.
Думаю, что у каждого из нас есть свой какой-то конкретный образ Церкви, что она есть или чем должна быть.
Отец Владимир: Вы знаете, прежде чем обсуждать характерные представления о Церкви людей, которые решили стать православными, я хотел бы несколько слов сказать об отношении к Церкви в нашем обществе в целом.
У современных людей доминирует отношение к Церкви, как к какому-то пережитку, очень узкому направлению жизни, которое безнадежно отстало от мира во взглядах на жизнь. К тому же в Церкви служат не вполне понятные люди. Большого авторитета ни клир наш, ни прихожане в обществе не имеют. Во многом это происходит потому, что сегодня очень мало людей, которые являют миру подлинный образ православного устроения сердца человека, православной жизни.
Необходимо понимать, что сегодняшняя жизнь нашей Церкви объяснима только особым чудом Милости Божией. Семьдесят лет гонения должны были ее полностью уничтожить. Неудивительно, что мы с таким трудом восстанавливаем из небытия наши духовные школы, наши храмы, монастыри. Восстановить церковный клир, т.е. воспитать новое поколение священников очень непросто. Для этого требуется время.
— Можно ли в таком случае сказать, что эта ситуация и является одной из причин неверных представлений о Церкви и о том, что ждет человека, если он станет членом Церкви?
У нас сегодня это получается, к сожалению, с большим трудом. Когда человек приходит в Церковь, чего он только не насмотрится! И вот увидеть за всем этим действие благодати Божией бывает порой очень нелегко.
— Отец Владимир, а как можно говорить о благодати, если существует так много «болячек» в современной церковной жизни?
— Одним из образов, которые хорошо объясняют, что такое Церковь, является Голгофа. Голгофа обычно воспринимается как образ страданий. Это, конечно, так. Но посмотрите, что из себя представляло это место во время распятия Христова. На Голгофе были собраны вместе самые разные люди: и разбойники, и воины, и фарисеи. И могло показаться, что Христа там нет. Даже ученики Христовы тогда испугались, засомневались, убежали. Они подумали: «Как же может быть, чтобы Христос умер, чтобы Он был распят?», и усомнились. Они еще по-настоящему не знали, Кто такой Христос. Думаю, что это был самый трудный момент в их жизни.
Но именно здесь, в этом самом страшном месте и был Христос. Христос распятый, поруганный, замученный. И именно здесь, на этом месте позорной казни были Силы Небесные. Здесь были Божия Матерь, апостол Иоанн Богослов, жены-мироносицы. Но понять, узнать это присутствие Божие было очень трудно. И проходившие мимо Голгофы хулили Христа, говоря: «Сойди с креста, спаси Себя Сам».
В нашей жизни сейчас чего только нет! И все это уже давно ворвалось в земную жизнь Церкви: и коммерческие интересы, и человеческое хамство, и грубость, и отсутствие любви, и тщеславие, и властолюбие, и карьеризм.
— Батюшка, а если бы Вам пришлось писать книгу «Первые шаги в Православной Церкви», с чего бы Вы ее начали? С какой главы, например? Правда, такие книги сегодня есть, но почти все они сводятся к описанию поведения в храме.
-Я бы, наверное, посвятил первую главу вопросу: где в Церкви Христос и благодать Святого Духа? Как почувствовать присутствие Божие?
Как сопоставить земную Церковь, которую мы сегодня видим, с Небом, с Евангелием, с христианскими заповедям?. Как понять, почему служба идет два-три часа и на славянском языке, к чему все эти священнические облачения, почему нужно в колокола бить и кадить храм. И многое другое. Какое это имеет отношение к благодати Божией? Для современного человека, выросшего вне контекста христианской культуры, все это не понятно.
— И это, наверное, нельзя понять вне Церкви, оставаясь вне ее, будучи лишь сторонним наблюдателем?
— Да. Но даже когда человек входит в Церковь, очень важно помочь ему во всем этом разобраться.
— Когда человек уже решил прийти в Церковь, он понимает, что должен как-то изменить свою жизнь и готов это сделать. Но неофит чаще всего рассуждает так: «Вот я становлюсь православным, наверное, нельзя ни пить, ни курить. Хорошо бы срочно изменить стиль одежды. » Конечно, можно изменить одежду, можно демонстративно в институте, в школе, на работе перед едой креститься. Но, наверное, это еще не значит быть православным. Насколько такие неофитские представления совпадают с тем, чего ждет от человека Церковь?
Но это сделать гораздо легче, чем изменить свое сердце. Легко надеть длинную юбку, а перестать дома грубить матери, научиться чувству христианской ответственности, научиться молиться Богу, научиться любить Истину, не просто словесно исповедовать свою веру, а всю свою жизнь по-христиански перестроить. Вот это очень трудно. Конечно, такое понимание приходит не сразу.
Когда начинаешь это объяснять современному молодому человеку, он долго не может понять: как это так, как же жить тогда, что же, он должен остаться один?!
Потом со временем у меня оказалось столько друзей, сколько ни у кого и моих университетских товарищей никогда не было. То, что в юности я выдержал, не пошел по течению, оказалось только к лучшему.
— Вы упомянули слово «подвиг». Вообще для современного человека, особенно для нашего поколения, это слово ассоциируется скорее с героями Отечественной войны и т.д. Для многих наших современников слово «подвиг» в христианском контексте звучит довольно неожиданно. А из Вашего ответа видно, что Церковь ждет от человека прежде всего какого-то подвига. Какой смысл вкладывает Церковь в это слово?
— Да, духовная жизнь это прежде всего подвиг, без подвига ее просто быть не может.
Но подвигом является не только это. Любой человек, который строит жизнь по заповедям Христовым, совершает личный подвиг: это требует больших усилий, большого мужества, большой стойкости.
Зачем ходить в храм, если «Бог в сердце»?
В наше время нередко можно услышать фразу: «Зачем ходить в храм? У меня Бог в сердце!» Казалось бы, такому человеку можно только позавидовать. Действительно, если у тебя Бог в сердце, то посещение храма выглядит каким-то излишеством. Но здесь возникает вопрос: насколько обоснована эта уверенность? Может, бог находится у этого человека в какой-нибудь другой части тела, например, в желудке? А может, и сам желудок стал для человека богом, по слову апостола Павла: Их бог — чрево (Флп. 3, 19).
Человек может пребывать в уверенности, что стал храмом Духа Божия, будучи игралищем нечистых духов
Но если человек прав, и его сердце действительно стало обителью бога, то можно ли быть уверенным, что это Бог истинный, а не тот, который силится выставить себя Богом, не являясь таковым? Вот что говорит об этом святитель Феофан Затворник: «Постника и молитвенника издали чуют бесы и бегут от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже и бес? Можно. Бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, исподтишка научая своего хозяина всякому злу»[1]. Другими словами, человек может пребывать в уверенности, что стал храмом Духа Божия, будучи игралищем нечистых духов.
Кто-то скажет: «Вот, я пощусь и молюсь, только в храм не хожу». На это можно ответить, что молиться и поститься есть дело, конечно, доброе и необходимое, но само по себе недостаточное.
Если христианин, пусть и не оставляя личной молитвы, по своей воле удаляется от храмового богослужения, то, согласно святым отцам Церкви, это является показателем духовного нездоровья. Преподобный Варсонофий Оптинский предлагает на эту тему следующее рассуждение. У одного святого отца спросили: «Есть ли верные признаки, по которым можно узнать, приближается ли душа к Богу или отдаляется от Него? Ведь относительно обыденных предметов есть определенные признаки — хороши они или нет. Когда, например, начинают гнить капуста, мясо, рыба, то легко заметить это, ибо испорченные продукты издают дурной запах, изменяют цвет и вкус, и внешний вид их свидетельствует о порче.
Ну а душа? Ведь она бестелесна и не может издавать дурного запаха или менять свой вид». На этот вопрос святой отец ответил, что верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь. Сначала старается прийти к службе попозже, а затем и вовсе перестает посещать храм Божий[2].
Признак того, что Бог пребывает в сердце – любовь к храмовому богослужению
Таким образом, стремление к церковной службе является для христианина тем духовным камертоном, с которым мы можем всегда сверять состояние своей души. Признаком того, что Бог пребывает в сердце, является любовь к храмовому богослужению.
Церковь – это христиане, соединенные со Христом в единый богочеловеческий организм
В центре храмового богослужения находится величайшее христианское таинство — причастие Тела и Крови Христовых. Все богослужение построено так, чтобы подготовить нас к этому таинству наилучшим образом, и является уже само по себе преддверием и предвкушением нашего вечного пребывания с Богом. В церковной службе видимым образом проявляется учение о Церкви, как о Теле Христовом. Церковь — это христиане, соединенные со Христом в единый богочеловеческий организм. Как телу естественно сохранять единство, так и для христианина естественно стремиться к единству с главою Церкви — Христом и со всеми христианами, объединенными во Христе в единое тело. Поэтому участие в богослужении является для христианина не тяжкой повинностью, не суровым наказанием или изощренной пыткой, а неким природным и жизненно необходимым устремлением. Отсутствие такового должно служить нам сигналом того, что мы духовно больны и находимся в серьезной опасности, что наша жизнь требует скорейшего исправления.
Конечно, не всегда нам легко участвовать в общественном богослужении, не всегда хочется. У каждого случаются состояния, когда приходится себя заставлять идти в храм. Но без этого духовная жизнь невозможна.
Откуда в нас эта тяжесть, это нежелание? Все оттуда же — от наших страстей, которые настолько вошли в наши души, что стали для нас как бы второй природой («привычка — вторая натура»), от которой без труда и без болезни не избавишься.
Влияние богослужения на страсти можно сравнить с действием света на обитателей темной пещеры. Животные и насекомые, привыкшие к ночи и мраку, при появлении света приходят в движение и стремятся улететь, убежать, уползти в места привычные, в места темные, «безопасные», удаленные от света.
Так и страсти в нас, пока мы далеки от Церкви, от храма, от богослужения, дремлют в привычном и уютном душевном мраке. Но стоит нам прийти в храм на службу, и словно бы все силы ада восстают в наших телах и душах. Ноги ватные, в голове туман, спина болит… Да и вокруг все возмущает: чтецы читают непонятно, певчие сбиваются и фальшивят, священника или нет, или он куда-то торопится, у дьякона вид вызывающий, в церковной лавке отвечают нелюбезно, все какие-то мрачные, а если шутят и улыбаются, то это тоже раздражает («в святом-то месте!») и т.д. т.п. Ну и, конечно, фоном мысль: «Что я тут делаю?». И если не понимать необходимости храмовой молитвы, то шансов удержаться в храме почти нет. Тем не менее истинного утешения мы нигде, кроме храма, не получим.
Многим знакомо состояние уныния, или, как сейчас принято выражаться, депрессии, когда ничто не радует и все теряет смысл. В храм в этом состоянии также идти не хочется. Но православные люди знают, что если все же заставишь себя и доберешься до храма и богослужения, то все каким-то чудесным образом меняется. Вроде и простоял-то на службе бестолково, молитв почти не слышал, сам не столько молился, сколько пытался справиться с душевной бурей или с роящимися мыслями, а выходишь из храма, и на сердце — мир. Вроде бы внешне ничего не изменилось, обстоятельства все те же, но они уже не кажутся такими непреодолимыми, как раньше.
В храме наша молитва получает полноту, соединяясь с молитвой всей Церкви Христовой
И это неудивительно. Ведь в храме наша несовершенная молитва получает полноту, соединяясь с молитвой всей Церкви Христовой, в которой Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8, 26). Поэтому в большинстве случаев даже самая глубокая и сосредоточенная частная молитва не будет для души столь благотворной, как пусть и несовершенная молитва церковная.
Святые отцы часто называют храм «небом на земле». В нем мы соприкасаемся с миром горним, входим, если так можно выразиться, в пространство вечности. Здесь мы получаем усмирение страстей и защиту от насильственного влияния злых духов, делаясь (по крайней мере на время) недоступными для них. Каждый раз, входя в пространство храма, мы совершаем свой личный малый исход из мира, который лежит во зле (1 Ин. 5,19), и избегаем его смертоносного жала.
Действие общественной молитвы есть обратная сторона двоякой заповеди Божией о любви к Богу и к ближнему, поскольку личная молитва каждого христианина, молящегося в храме, усиливается, с одной стороны, молитвами других молящихся, а с другой — энергией Божественной.
Вот что писал об этом наш древнерусский святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский: «Не будь лжив, под предлогом телесной немощи не отлучайся от церковного собрания: как дождь растит семя, так и церковь влечет душу на добрые дела. Все маловажно, что творишь ты в келии: Псалтирь ли читаешь, двенадцать ли псалмов поешь, — все это не сравняется с одним соборным: «Господи, помилуй!» Вот что пойми, брат мой: верховный апостол Петр сам был церковь Бога живого, а когда был схвачен Иродом и посажен в темницу, не молитвами ли Церкви был он избавлен от руки Ирода? И Давид молится, говоря: «Одного прошу я у Господа и того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и рано посещать святой храм его». Сам Господь сказал: «Дом мой домом молитвы наречется». «Где, — говорит он, — двое или трое собраны во имя мое, там Я посреди них». Если же соберется такой собор, в котором будет более ста братии, то как же тебе не верить, что тут Господь Бог наш»[3].
Конечно, порой случаются объективные обстоятельства, действительно препятствующие посещению храма. Но не всё, что кажется нам препятствием, является таковым в очах Божиих. В этом отношении показателен случай, описанный в житии праведной Иулиании Муромской: «Одна же зима была столь студеная, что земля расседалась от мороза. И не ходила она некоторое время в церковь, но молилась Богу дома. И вот однажды пришел поп той церкви рано утром один в церковь, и был глас от иконы Пресвятой Богородицы, глаголющий так: “Иди, скажи милостивой Улиянии: что в церковь не ходит на молитву? Хотя и домашняя молитва ее Богу приятна, но все не так, как церковная»[4].
Для человека, утвердившегося на пути божественном, посещение церковной службы становится потребностью не меньшей, а порой даже большей, чем питание телесное. Особенно остро ощущают эту потребность святые. Так, праведный Иоанн Кронштадтский признавался: «Я угасаю, умираю духовно, когда не служу в храме целую неделю, и возгораюсь, оживаю душою и сердцем, когда служу. »[5].
Впрочем, и сегодня, наверное, в каждом православном храме можно встретить хотя бы одну прихожанку, которая, подобно евангельской Анне пророчице (ср. Лк. 2, 36–37), почти постоянно пребывает в храме. При том, что окружающие этому обыкновенно отнюдь не способствуют. И близкие ее укоряют, и свои, православные, убеждают поумерить пыл, а она, превозмогая годы и болезни, едва ли не ползком, а все стремится на любезную изболевшемуся сердцу «обедню».
В заключение хочется привести удивительный пример непобедимой любви к Божественной службе одной из греческих подвижниц благочестия XX века: «Боголюбивая Кети не хотела пропускать ни одной вечерни и литургии. Она желала ходить на службу каждый день, поэтому искала храмы, где литургия совершалась и в будни. Она жертвовала своим сном, совершала многочасовые пешие переходы, лишь бы не пропустить Божественной литургии
Один раз, когда мост снесло водой, на другой берег ей помог перебраться один старый пастух. Порой ей доводилось проводить в пути много часов. Однажды на Кети напали собаки, в другой раз она встретила медведя, но звери не причинили ей никакого вреда.
Трудно описать все, что случалось с Кети. Телефонов тогда не было. Как-то раз никто из знакомых иереев не предупредил ее о литургии. После работы Кети все же отправилась в путь. Сначала дошла до Филиппиады. Затем побывала в селениях Камби, Пантанасса, Святой Георгий. Но нигде службы не было, а тем временем стемнело. Кети (по-прежнему пешком) отправилась в Керасово, а оттуда в Вулисту, где к ней присоединилась сестра батюшки. По дороге они оступились и упали в яму. Женщины по колено провалились в асбест. Привели себя в порядок и отправились на литургию. Всего за вечер и ночь Кети прошла расстояние 30 километров. И так бывало нередко.
Однажды в храме Кети упала со стула, на который забралась, чтобы зажечь лампадки. У нее случился перелом бедра. Она попала в больницу, где ей был прописан постельный режим. Но как она тогда смогла бы посещать службы? Хромая, она вышла из госпиталя, остановила машину и поехала в храм святого Георгия селения Филиппиада, где служил ее знакомый — отец Василий Залакостас. Там она легла в храмовом притворе. Двадцать дней и ночей она провела в церкви. Ежедневно приезжал священник и совершал Божественную литургию.
Однажды зимой случилось сильное ненастье. Ветер с корнем вырывал деревья. Но и это не стало препятствием для Кети. Ни секунды не сомневаясь, она отправилась на литургию, но обратно долго не возвращалась. Коллеги в волнении ждали Кети. Наконец она показалась. Ее лицо радостно сияло, хотя все ноги (насколько они были видны под ее длинным платьем) были в крови. Она объяснила, что опоздание связано с тем, что ей приходилось перелезать через поваленные деревья, встречавшиеся у нее на пути.
Так что же все-таки чувствовала Кети во время Божественной литургии? Наверное, это было что-то необъяснимое, если она, превозмогая все трудности, делала все возможное и невозможное, чтобы попасть на службу. Она сама пела, одаривала священников, носила с собой тяжелые богослужебные книги.
Иногда она ходила на ночную службу, а утром спешила еще на одну Божественную литургию. А потом, навещая своих знакомых и слыша, как по радио транслируют службу, становилась на молитву в третий раз. Она вставала на колени и творила земные поклоны. Никакой шум не мог ее отвлечь.
Ее любовь к богослужению была такова, что часто, засыпая, она шептала: «Церковь, Церковь. «»[6].
Остается лишь пожелать всем нам стяжать хоть малую толику той любви к церковному богослужению, которая описана в этих строках!
[1]Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день. День 206: Неделя десятая по Пятидесятнице (1 Кор., 4, 9–16; Мф. 17, 14–23).
[2] Варсонофий Оптинский, прп. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма. «Венок на могилу Батюшки». — [Б. м.]: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2013. — С. 130.
[3] Киево-Печерский патерик. — Репринт. — [М.]: Изд. Св.-Троицкой Сергиевой Лавры, 1991. — С. 19–20.
[4] Повесть об Улиянии Осорьиной// Изборник: Повести Древней Руси/ Вступ. ст. Д. Лихачева. — М.: Худож. лит., 1987. — С. 274.
[5] Иоанн Кронштадский, прав. Моя жизнь во Христе. Т. 2, § 1177.
[6] Подвижники-миряне/ пер. с греч. Афанасий Зоитакис. — М.: Св. Гора. — Т. 1. — 2010. — 231–234.