зачем люди принимают таинство крещения

Цель Крещения – спасти свою душу, спасти себя, если этого желания нет – креститься не надо

После дол­гих коле­ба­ний между нашей язы­че­ской верой и пра­во­сла­вием я решила при­нять хри­сти­ан­ство. В храме меня напра­вили на огла­си­тель­ные беседы. Моло­дой чело­век, кото­рый их вёл, неожи­данно для всех при­сут­ству­ю­щих вдруг начал дока­зы­вать, что нам не надо креститься.

После дол­гих коле­ба­ний между нашей язы­че­ской верой и пра­во­сла­вием я решила при­нять хри­сти­ан­ство. В храме меня напра­вили на огла­си­тель­ные беседы. Моло­дой чело­век, кото­рый их вёл, неожи­данно для всех при­сут­ству­ю­щих вдруг начал дока­зы­вать, что нам не надо кре­ститься. Он спра­ши­вал: «Зачем вы хотите кре­ститься? Для чего?» Люди отве­чали раз­ное. Кто-то гово­рил, что для здо­ро­вья, кто-то – для того, чтобы жить легче стало с Божьей помо­щью, кто-то наде­ялся защи­титься от сглаза и порчи, кто-то хотел совер­шен­ство­ваться. Но ни один ответ нашего учи­теля не удо­вле­тво­рил. Он при­нялся дока­зы­вать, что с такими мыс­лями кре­ститься не стоит и… ДОКАЗАЛ. Я решила не при­ни­мать кре­ще­ние. И всё же червь сомне­ния в душе остался. Может, всё-таки надо было? Хотя я до сих пор не знаю пра­виль­ного ответа на вопрос: «Зачем кре­ститься?» Нам не смогли объ­яс­нить этого на бесе­дах. Может, попы­та­е­тесь вы?
Раиса.

Доро­гая Раиса, полу­чив Ваше письмо, я сразу вспом­нила «люби­мый спи­сок кре­щё­ных людей» заме­ча­тель­ного свя­щен­ника Дмит­рия Смир­нова: Карл Маркс, Фри­дрих Энгельс, Адольф Гит­лер, Вла­ди­мир Ленин, Феликс Дзер­жин­ский, Лав­рен­тий Берия…

Отец Дмит­рий гово­рит: «Если Вы веру­ете в Пре­свя­тую Тро­ицу и хотите стать чле­ном Церкви, то надо кре­ститься, потому что это реа­ли­зу­ется только через таин­ство Кре­ще­ния». Кре­ще­ние озна­чает новую жизнь, потому что Дух Свя­той нис­хо­дит на чело­века, – рас­тол­ко­вы­вает свя­щен­ник и очень жёстко фор­му­ли­рует: «Кре­стить чело­века, кото­рый этого не пони­мает, всё равно, что кре­стить нера­зум­ное живот­ное. Если кре­стим малыша, то взрос­лые должны пони­мать и вос­пи­ты­вать ребёнка соот­вет­ству­ю­щим обра­зом. Ведь крёст­ный от лица ребёнка обе­щает Богу, что этот малень­кий чело­ве­чек вырас­тет христианином».

Поэтому, Раиса, заме­ча­тельно, что Вы дума­ете о сути таин­ства, о том, как оно должно повли­ять на Вашу жизнь. И наде­юсь, эти раз­мыш­ле­ния при­ве­дут Вас в храм.

Но ещё я поняла, кто же на самом деле «вино­ват» в том, что неко­то­рых людей в якут­ских хра­мах отго­во­рили креститься.

Ещё в 2002 году до Якут­ска дошли кас­сеты с запи­сями огла­си­тель­ных бесед отца Миха­ила Зай­цева, слу­жив­шего тогда в Казан­ском храме г. Нерюн­гри. Я спро­сила его: нельзя ли рас­шиф­ро­вать эти плёнки и исполь­зо­вать их для печати? Ведь все, кого отец Михаил ого­ро­ши­вал своим стран­ным для свя­щен­ника заяв­ле­нием, к концу бесед пони­мали, что без Бога и Церкви им никак… Но батюшка не бла­го­сло­вил. «Пони­ма­ешь, – объ­яс­нил он, – я нико­гда не повто­ря­юсь на бесе­дах. Всё зави­сит от того, кто передо мной сидит, какие люди, насколько они обра­зо­ванны, как настро­ены, и т.д., и в зави­си­мо­сти от того, как они реа­ги­руют на мои слова, я строю свою речь. Нико­гда нельзя пере­ни­мать схему. Без долж­ного напол­не­ния она всё равно не будет рабо­тать». Видимо, это и про­изо­шло. Схема не сработала.

Но, может, Вам, Раиса, помо­жет интер­вью, кото­рое мы запи­сали с отцом Миха­и­лом на эту тему почти десять лет назад.

Не надо креститься?

В таин­ствах Церкви Бог дово­дит до чело­века бла­го­дать (осо­бую Боже­ствен­ную силу), кото­рую сами люди не спо­собны стя­жать никак иначе – ни молит­вой, ни чте­нием Биб­лии, ни даже вели­ким подви­гом, – дово­дит её как дар, через веще­ство этого мира: воды Кре­ще­ния, хлеб и вино Евха­ри­стии, миро Миро­по­ма­за­ния. Таин­ство Кре­ще­ния как бы рас­кры­вает в чело­веке эту спо­соб­ность – к при­ня­тию даров Свя­того Духа. Хри­стос гово­рит: «…Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цар­ствие Божие: Рож­ден­ное от плоти есть плоть, а рож­ден­ное от Духа есть дух. Не удив­ляйся тому, что Я ска­зал тебе: должно вам родиться свыше» ( Ин. 3, 5–7 ).

Но мно­гие жалу­ются, что, при­ни­мая таин­ство Кре­ще­ния, ника­кой бла­го­дати не чув­ствуют. А порой вообще ничего не чув­ствуют, кроме раз­дра­же­ния, как будто чело­веку что-то очень важ­ное пообе­щали и не дали. Отчего так про­ис­хо­дит? Почему не совер­ша­ется рож­де­ние духов­ное? Или на самом деле оно про­ис­хо­дит, но оста­ётся неза­ме­чен­ным, и кре­стив­шийся только думает, что про­дол­жает жить в преж­нем мире, а на самом деле перед ним откры­ва­ется уже совсем иная реаль­ность? Что тре­бу­ется от чело­века, чтобы Кре­ще­ние стало для него не только внеш­ним, но глу­бо­чай­шим внут­рен­ним собы­тием? На эти вопросы мы попро­сили отве­тить свя­щен­ника Миха­ила ЗАЙЦЕВА.

– Отец Михаил, я слу­шала Ваши огла­си­тель­ные беседы (т.е. беседы, в кото­рых перед совер­ше­нием таин­ства Кре­ще­ния всту­па­ю­щим в Цер­ковь сооб­ща­ется хри­сти­ан­ское веро­уче­ние) и была потря­сена. Вы в самом начале на раз­ные лады повто­ряли одну и ту же фразу: «Не надо кре­ститься». Ну это как-то странно от свя­щен­но­слу­жи­теля слышать…

– Да, я сразу спра­ши­ваю: «Что под­толк­нуло вас к Кре­ще­нию? Вы себе отве­тили: для чего я кре­щусь, зачем это нужно?» Без ответа на этот вопрос кре­ститься не надо. Добра не будет. Кре­ще­ние – это осо­бый завет с Богом, осо­бые отно­ше­ния с Ним, кото­рые могут иметь для чело­века раз­лич­ные послед­ствия: либо мир и бла­го­по­лу­чие, либо… совер­шенно обратное.

Вы пре­красно видите, в каком состо­я­нии нахо­дится наше обще­ство – паде­ние нра­вов, попра­ние морали, дегра­да­ция и физи­че­ская, и интел­лек­ту­аль­ная, и духов­ная, раз­гул пре­ступ­но­сти и т.д. Это ещё более ужасно с той точки зре­ния, что у нас сей­час 70% насе­ле­ния – хри­сти­ане. И при­чём, про­стите, всех их уго­раз­дило покре­ститься в послед­ние десять – две­на­дцать лет, на кото­рые и при­хо­дится это дикое паде­ние человеческое.

Страш­ная ста­ти­стика, правда? Толпы при­шли ко Хри­сту – и соврали. Толпы солгали Богу! Мы полу­чаем по заслу­гам, и всё, что вокруг про­ис­хо­дит, весьма логично: даже чело­веку соврать – нехо­рошо, а уж соврать Богу! Понятно, чем должно кончиться.

– Почему это происходит?

– Из моего опыта, раз­го­во­ров с людьми, иду­щими на кре­ще­ние, могу кон­ста­ти­ро­вать, что подав­ля­ю­щее боль­шин­ство слабо пред­став­ляет, зачем это нужно и что дальше делать. Более того, цели, с кото­рыми люди при­ни­мают кре­ще­ние, часто про­ти­во­по­ложны тому, зачем вообще дано чело­веку это таин­ство. Боль­шин­ство идёт вовсе не за тем, что надо искать в Церкви.

– Инте­ресно, что обычно отве­чают на Ваш вопрос?

– «Чтоб здо­ро­вье было получше», «…Ну, дела финан­со­вые попра­вить», «Вообще, какая-то жизнь пошла тяжё­лая», «Что-то с кем-то не полу­ча­ется», «Ребё­ночка надо покре­стить, чтоб не болел, – не дай Бог, сгла­зят…» и т.д. и т.п. Вот с этим идти на Кре­ще­ние не надо. Зачем? Такие вопросы сле­дует решать дру­гим поряд­ком: хочешь здо­ро­вья? – иди в поли­кли­нику, ищи хоро­шего врача; жела­ешь денег? – лучше рабо­тать надо; порча, сглаз – это тоже не из обла­сти рели­гии. Очень редко уда­ётся услы­шать пра­виль­ный ответ.

Пра­виль­ный ответ

– А каков он? Скажите!

– Кре­ститься нужно, чтобы стать хри­сти­а­ни­ном, жить так, как Бог учил, душу свою спа­сти. Может быть, дру­гим на этом пути помочь. Этим исчер­пы­ва­ется цель нашего крещения.

Всё осталь­ное – вто­ро­сте­пенно. Будут зем­ные блага, не будут – мы не знаем. Может, наобо­рот, гораздо хуже ста­нет. Этот вопрос вто­рого порядка. Прин­ци­пи­ально то, что нам пред­стоит уме­реть, дать отчёт перед Гос­по­дом о своих делах и полу­чить либо пол­ное сча­стье в Веч­ной жизни, либо совер­шенно полярное.

Цель Кре­ще­ния – спа­сти свою душу, спа­сти себя. Если этого жела­ния нет пока – кре­ститься не надо. Стоит ещё поду­мать, порас­суж­дать, попро­бо­вать прочувствовать.

То есть если чело­век ищет не Бога, а спо­соб полу­чить блага от Него – не надо кре­ститься, повто­рять опыт мил­ли­о­нов несчаст­ных людей, кото­рые сами себя обма­нули (Бога обма­нуть нельзя). Кре­стятся, думают, что у них теперь всё хорошо будет, а всё наобо­рот про­ис­хо­дит, потому что соврали Богу, полу­чают соот­вет­ству­ю­щее эхо.

Если чело­век не ищет лич­ной встречи с Богом, если Бог для него что-то далё­кое и непо­нят­ное – не надо кре­ститься, рано. Если у вас нет уве­рен­но­сти в том, что ребё­нок, кото­рого вы собра­лись кре­стить, будет жить хоть в каком-то сопри­кос­но­ве­нии с этой идеей – «поиск Бога», если вы не готовы своей любо­вью и при­ме­ром пока­зать ему путь к Церкви, тоже не надо спе­шить, ничего хоро­шего не выйдет.

Вот если я ищу Бога, если я сам хочу быть похо­жим на Бога (а именно это – цель хри­сти­ан­ства – обо­же­ние!), вот тогда всё заме­ча­тельно, тогда надо идти кре­ститься и в даль­ней­шем жить соот­вет­ству­ю­щим обра­зом. Если нет жажды Бога, стрем­ле­ния к Нему, жела­ния жить, испол­няя волю Гос­пода, по запо­ве­дям Его, кре­ститься не надо – послед­нее поте­ря­ете, жиз­нен­ная прак­тика показывает.

– Со мной такое было, и только много позд­нее я поняла, почему жизнь после Кре­ще­ния на меня так «обру­ши­лась».

Мит­ро­по­лит Анто­ний Сурож­ский не устаёт повто­рять, что в пра­во­сла­вии (в отли­чие от язы­че­ства) нет магии, кото­рую он опре­де­ляет как «наси­лие чело­ве­че­ской воли, чело­ве­че­ского про­из­вола над при­ро­дой и над дру­гим чело­ве­ком», что таин­ство – это не обряд. Таин­ство цер­ков­ное – «это непо­сред­ствен­ные Божии дей­ствия, кото­рые через мате­рию этого мира каким-то обра­зом до нас доно­сят, дово­дят какую-то искорку жизни Самого Бога». Но очень важно, что таин­ство совер­ша­ется Богом над чело­ве­ком не без самого человека.

Можно ли ска­зать, что тех, кто во время Кре­ще­ния устрем­ля­ется к Гос­поду, Бог при­ни­мает в Свою оби­тель, подаёт помощь и уте­ше­ние, а тех, кто рвётся совсем в дру­гом направ­ле­нии, Он силой не дер­жит, отпус­кает в те без­бла­го­дат­ные обла­сти духа, нахо­дясь в кото­рых чело­век (какие бы мате­ри­аль­ные блага ни при­об­рёл) открыт для воз­дей­ствия на него «духов злобы под­не­бес­ной», а зна­чит, несчастен?

– Чув­ствует чело­век это или не чув­ствует, но он откры­ва­ется новой Боже­ствен­ной реаль­но­сти, кото­рая отныне будет опре­де­лять его жизнь до самой смерти и, глав­ное, после.

Я не только из опыта сво­его могу ска­зать, об этом гово­рит Свя­щен­ное Писа­ние: чело­век, кото­рый живёт в мире с Богом, в гар­мо­нии с Ним, от мно­гих бед защи­щён. И так защи­щён, что ника­кое зло сквозь эту защиту не про­бьётся. Пра­вед­ники у Бога на осо­бом счету и под осо­бым покро­ви­тель­ством. Пра­вед­ный – тот, кто правды Божией ищет, – не удо­вле­тво­ре­ния своих эго­и­сти­че­ских, зем­ных запро­сов, а Бога. Вот эти люди, без­условно, под осо­бым покро­ви­тель­ством Гос­пода, это каса­ется всех сто­рон жизни – и физи­че­ской, и интел­лек­ту­аль­ной, и финан­со­вой, и соци­аль­ной, и поли­ти­че­ской. Сам Хри­стос учит не забо­титься и не гово­рить «что нам есть? или что пить? или во что одеться?»: «Ищите же прежде Цар­ства Божия и правды Его, и это все при­ло­жится вам» ( Мф. 6, 31–33 ). Вся исто­рия чело­века пока­зы­вает, что тогда, когда люди близки с Богом, жизнь нор­ма­ли­зу­ется, когда отно­ше­ния с Твор­цом пор­тятся, всё при­хо­дит в упадок.

Глав­ное – надо понять: как чело­век при­хо­дит ко Хри­сту, каким и зачем он при­хо­дит. Если Бог для него – лишь сред­ство для реше­ния зем­ных про­блем, о каком пре­об­ра­же­нии может идти речь?

В руки, сло­жен­ные за спи­ной, не даётся ничего

– Зна­чит, всё дело только в нашей внут­рен­ней готовности?

– Не только. Пред­по­ло­жим, что чело­век иде­ально под­го­тов­лен, про­шёл инсти­тут огла­шен­ных (хотя бы те беседы про­слу­шал, кото­рые сей­час про­во­дятся в хра­мах), пред­по­ло­жим, воцер­ко­вился. Какие вопросы он ста­вит перед собой в каче­стве при­о­ри­тет­ных после кре­ще­ния? От этого всё зависит.

И ещё такой момент: мы покре­сти­лись во имя Духа Свя­того, но почему Его в нас нет? Тут надо пом­нить, что мы сотво­рены по образу и подо­бию Божи­ему. Образ есть. Подо­бия надо достиг­нуть. Ино­гда Гос­подь при кре­ще­нии даёт радость незем­ную, но она непо­сто­янна, в силу того, что мы ещё во Хри­сте непостоянны.

Всё необ­хо­ди­мое в таин­стве мы, без­условно, полу­чаем и так или иначе это чув­ствуем, но ста­биль­ным такое состо­я­ние ста­но­вится уже после того, как мы про­шли свой лич­ный путь. Да, мне дали всё в дорогу, сна­ря­дили всем при кре­ще­нии. Но потом надо идти, а не сидеть на этих узлах с хоро­шим снаряжением.

– Мой крест­ник малень­кий, когда его кре­стили, слы­шал звон коло­ко­лов, кото­рого на самом деле не было.

– Да, с такими вещами я не раз стал­ки­вался, когда люди в момент кре­ще­ния пере­жи­вали неко­то­рое откро­ве­ние. Но всё, о чём я знаю, было лишь зна­ме­нием. Нужен путь. В вере, как бы это помягче ска­зать, нет ижди­вен­че­ства. Гос­подь не допус­кает нас до этого. Бла­го­дать даётся тогда, когда она вос­тре­бо­вана, когда она сози­дает. Гос­подь даёт в про­тя­ну­тые и жад­ные руки. В руки, сло­жен­ные за спи­ной, Он ничего не даст. Надо желать и про­сить, и всё дастся.

– А Вам не кажется, что есть ещё один момент. Я кре­сти­лась одна, и это было так таин­ственно и даже страшно, а вот боль­шин­ство дру­зей моих и мама кре­сти­лись среди боль­шого коли­че­ства народа – и это до неко­то­рой сте­пени мешает. Нет?

– Конечно, сам чин совер­ше­ния Кре­ще­ния очень важен. У нас в Нерюн­гри при храме есть группа моло­дых людей, веру­ю­щих, кото­рые хотят чуть больше делать, чем про­сто в храм ходить. И к ним можно отсы­лать людей нево­цер­ко­в­лён­ных, только-только всту­па­ю­щих в Цер­ковь. Народ ведь при­хо­дит самый раз­ный. Один моло­дой чело­век, напри­мер, бук­вально был поме­шан на ино­пла­не­тя­нах. Доб­рый парень, дума­ю­щий, ищу­щий, он через обще­ние с этой груп­пой хри­стиан при­шёл к Богу. Или дру­гой – музы­кант, серьёз­ный, здра­во­мыс­ля­щий, обра­зо­ван­ный… Для него стало откро­ве­нием, как к нему отнес­лись его сверст­ники: они гово­рили о Хри­сте, об Еван­ге­лии, об Истине и пути к Богу, о боже­ствен­ном досто­ин­стве чело­века, и он это для себя откры­вал. Они были обык­но­вен­ные люди, но он видел в них тот огонь, кото­рый в нём самом ещё не зажёгся.

Мно­гие дру­гие (обо всех не рас­ска­жешь) не лени­лись ходить в храм месяц-два, раз­го­ва­ри­вали с при­хо­жа­нами, искали суть пра­во­сла­вия, Хри­ста искали; пусть зада­вали пона­чалу совер­шенно жут­кие вопросы, но они их зада­вали. При­чём их никто не торо­пил с кре­ще­нием. Ещё гово­рили: «Ты подо­жди, поду­май хорошо, надо ли тебе это». Когда такие серьёзно под­го­тов­лен­ные люди искренно при­хо­дили к вере, чув­ство­вали, что Кре­ще­ние им необ­хо­димо, я их кре­стил по одному, при­чём литур­ги­че­ским чином, очень рано, в пять утра. Пред­ставьте, в храме при­сут­ствуют только свя­щен­ник, тот, кто кре­стится, и его пору­чи­тели. Горят свечи, мы совер­шаем литур­гию, кре­стим чело­века, тут же его при­ча­щаем – это на всю жизнь.

Конечно, мы не можем кре­стить всех так, как это в древ­ней Церкви было, когда кре­ща­е­мый чув­ство­вал, что в дан­ный момент жизни он центр всей общины. Про­блема чисто тех­ни­че­ски трудно реша­ема при том, сколько людей идёт сего­дня в храмы с жела­нием покре­ститься. Хорошо, если чело­век горит во время совер­ше­ния Таин­ства, он ника­ких внеш­них неудобств даже не заме­тит, но основ­ная масса рвётся на Кре­ще­ние не гото­вой, в состо­я­нии неко­то­рой меч­та­тель­но­сти, и этим людям нужно помочь про­чув­ство­вать Христа.

Я думаю, что Хри­стос при Кре­ще­нии рядом с каждым.

– А что бы Вы ска­зали тем, кто при­нял Крещение?

– Мини­мум ты про­шёл, дальше мно­гое от тебя зави­сит. Ты можешь больше узнать о вере, о Хри­сте, о Церкви. Ты можешь больше сде­лать для себя, для близ­ких, для бра­тьев по духу, для всех людей во славу Божию. А можешь этого не делать – это твой выбор, мы за него ответ­ствен­но­сти не несём.

В любом слу­чае, Кре­ще­ние – только начало пути, кото­рый состоит из мно­гих-мно­гих шагов, откры­тий, паде­ний, вос­ста­ний. Но это путь пре­об­ра­же­ния, когда мы каж­дый раз на про­тя­же­нии какого-то вре­мени откры­ваем в себе всё новые и новые грани бого­по­до­бия. Радостно – созна­вать, кем я был и как душа обно­ви­лась. Это счастье.

Источник

Theme

воскресенье, 5 июля 2015 г.

Зачем нужно креститься (принимать таинство святого крещения)?

зачем люди принимают таинство крещения. Смотреть фото зачем люди принимают таинство крещения. Смотреть картинку зачем люди принимают таинство крещения. Картинка про зачем люди принимают таинство крещения. Фото зачем люди принимают таинство крещения

Хотя тема названа «зачем нужно креститься», вначале необходимо сказать о тех случаях, когда креститься нельзя. Итак, нельзя креститься, когда это делается потому что «так принято», «чтоб не болеть», просто «надо», «потому что мы русские и православные», «чтобы все было хорошо», «чтобы был ангел хранитель» и т. д. Всем таким людям лучше повременить с крещением до тех пор, пока их мотивация не изменится. Почему так? Потому что таинством крещения человек рождается в новую жизнь, заключает завет с Богом и воспринимает на себя обязательства по сохранению этого завета. Незнающий в чем заключается этот завет, не сознающий свои новые обязанности, начинающий по заключении завета нарушать и попирать его договоренности, принимает таинство крещения во осуждение себе.

Крещение усваивает крестившемуся крестную жертву Богочеловека Иисуса Христа и, через нее, примиряет его с Богом Отцом, ниспосылая Духа Святого. Таким образом, крестившийся становится способным к наследию вечной жизни или спасению. Но это происходит не автоматически, для спасения нужна живая вера, т.е. вера, свидетельствуемая делами.

Приступающий ко крещению должен быть православным, т.е. верить так, как верует православная церковь. Для этого ему необходимо ознакомиться с какой-либо литературой на эту тему для новоначальных, например с огласительными беседами. Цель подготовки ко крещению – принять таинство максимально осознанно, с покаянием в преждесоделанных грехах и с намерением начать новую жизнь. Если эти условия будут соблюдены, крестившийся почувствует благодать Святого Духа, осенившую его, почувствует, что он стал другим человеком, изменился, родился духовно, стал чадом Божиим.

Получивший дар Духа Святаго в таинстве крещения, обязан хранить его как величайшее сокровище. Для этого крещеный должен воцерковиться и вести христианский образ жизни, существующий как раз для того, чтобы помочь человеку сохранить и возрастить в душе этот дар, оградить его от того, через что этот дар утрачивается. Христианин должен исполнять домашнее молитвенное правило, посещать богослужения в воскресные и праздничные дни, по возможности часто приступать к таинствам исповеди и Причастия. Также он должен направлять свои поступки по Евангелию, избегать не только грехов, но и поводов к ним. Христианин должен читать святоотеческие творения, узнавать из них о пути спасения и питать ими стремление к Богу. Внимательный человек быстро заметит пользу от перечисленных дел и вред, происходящий от их оставления.

В качестве небольшой огласительной беседы можно привести Слово святого Симеона Нового Богослова (X-XI вв.) более подробно раскрывающее суть христианства и смысл таинства крещения. Перевод святителя Феофана Затворника (XIX в.):

ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ. СЛОВО ТРИДЦАТЬ ПЯТОЕ

1. И прежде богато угостил уже нас блаженный Павел трапезою божественных словес и преобрадовал сердца наши; и теперь опять угощает нас другою трапезою тех же богодухновенных словес, которая, быв преисполнена духовных брашн, питающих внутреннего человека и веселящих и укрепляющих сердце живоносным хлебом Слова и радостотворным вином премудрости и Боговедения, преисполнена еще и Божественною благодатию Святого Духа, наполняющею душу всякою радостию и веселием и располагающею ее, оставя земное, возноситься на крылах ума к небесному и к Самому Богу. Посмотрим же, какая это апостольская трапеза и какие на ней брашна? Но прежде исторгнем ум наш из земного, и, как имеющие услышать божественные глаголы, изострим внимание, чтобы со всем тщанием внимать изрекаемому, да достойно содружимся с Духом Святым, Который чрез Апостола научает нас сокровенным тайнам Царства Небесного.

Вот что говорит он: первый человек от земли, перстен; вторый человек Господь с небесе. Не оставь, возлюбленный, без исследования слова сего и не подумай, что оно удобопонятно. Оно содержит в себе глубокие мысли и требует великого внимания и исследования. Но уготовь слух твой к слышанию того, что будет говориться, и познаешь глубину Таин Божиих, которые сокрыты в сем изречении.

Первый человек от земли, перстен; вторый человек Господь с небесе. Яков перстный, такови и перстнии; и яков небесный, тацы же и небеснии. Первым и перстным человеком называет он Адама, как написано: и созда Бог человека, персть взем от земли (Быт.2,7), который после того, как был создан из земли перстным и приял духа жизни, именуемого мысленною душою и образом Божиим, введен был Богом в рай и получил повеление возделывать его и хранить, чтобы, пока будет соблюдать заповедь Божию, пребывать в нем безсмертно, сообращаясь с Ангелами, и вместе с ними всегда славословя Бога, умно созерцая Его, приемля (мысленные) осияния от Него и слушая (когда потребно) Божественный глас Его, а в какой час нарушит заповедь Божию и снест от дерева, от которого повелено ему не ясти, быть предану смертности, восслепотствовать очами души своей, совлечься одеяния божественной славы, лишену быть сообращения с Ангелами и изгнану из рая, как он и потерпел все сие. Ибо когда он склонился на лукавые слова прельстителя диавола и преступил заповедь Божию, вкусив от древа познания добра и зла, то праведно лишился всех оных благ, сделался глух (для духовного), чтобы нечистыми ушами не слышать более Божеских словес, кои слышат только одни достойные, и ослеп душевно, чтоб не видеть более оной славы неизглаголанной, так как самоохотно отдалил от оной ум свой и страстным вниманием впился в плод древа запрещенного, поверив змию, который сказал: в день, в который вы вкусите от него … будете как боги, знающие добро и зло (Быт.3,5). Этими словами обольстился перстный человек и, надеясь, что действительно станет богом, вкусил от древа познания. За это лишился он всех духовных и небесных благ, а вместо их получил пристрастие к земным и видимым тварям и стал, скажу опять тоже, глух, слеп, наг, несочувствен к тем благам, от которых ниспал, к тому же еще смертен, тленен и несмыслен, подобно неразумным животным, как говорит царепророк Давид: приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс.48,13). Видишь теперь, от какой славы и какого блаженства в какое безчестие, неразумие и тление низринулся человек? От сколь великого богатства в сколь великую пришел бедность? И мы еще не все сказали, что следует сказать. Итак, первый человек бысть от земли, перстен, и соделался (нравственно) перстным (плотяным) так, как мы сказали.

Теперь посмотрим и поучимся из Божественных Писаний, что есть второй человек, Господь с небесе? Сей есть Бог от Бога, безначальный Сын, безначального Отца, Безтелесный Безтелесного, Непостижимый Непостижимого, Вечный Вечного, Неприступный Неприступного, Невместимый Невместимого, Безсмертный Безсмертного, Невидимый Невидимого, Слово Бога и Бог, Коим сотворено все, и земное, и небесное. Будучи же таков, и пребывая в Отце, и Отца имея пребывающим в Себе, не отделяясь от Него, сошел Он на землю и воплотился от Духа Святого и Марии Девы, и соделался человеком, подобным нам по всему, кроме греха, чтобы воссоздать и обновить того первого человека, а с ним и всех, от него рожденных и рождающихся, так как и они подобны ему, их породившему. Ибо, как Адам, породивший их, по преступлении заповеди сделался тленным, смертным, слепым, обнаженным от божественного одеяния и безчувственным, так и они все, рожденные от него, сделались всем тем, чем стал он – перстный, то есть тленными, смертными, глухими, слепыми, обнаженными, безчувственными, ничем почти не разнящимися от неразумных животных или, лучше сказать, ставшими хуже их, так как они собрали в себя одних страсти каждого животного и держат их в себе самих. К тому же, эти, рожденные перстными, ниспали в такое великое безсмыслие и в такое неведение Бога и заповедей Его, что ту честь, какую надлежит воздавать единому Богу, стали воздавать видимым тварям Его, и не только небо и землю, солнце, луну и звезды, огонь, воду и прочие твари обоготворили, но даже самые срамные страсти, и те обоготворили, и им, о безсмыслие, покланялись, как Богу. И какие страсти? Блуд, прелюбодеяние, мужеложество, убийство и другое многое, сему подобное. Все это делать научил и склонил человека диавол, подчинивший себе чрез то весь род человеческий. Если и бывал в древнее время кто из безчисленного числа людей, не всякую диаволю волю исполнявший, но всякий не тем, так другим грешил. Да и того одного, что всякий происходил от семени тех, кои согрешили вначале, достаточно было к тому, чтоб всякий предаваем был смерти и тлению и низводим во ад. И не было никого, кто бы мог избавить из рук его.

Но сжалился над нами Бог Слово, Творец наш, и как Сам Он весть, сошел на землю и соделался человеком, не по образу человеческого зачатия, но от Духа Святого и Марии Приснодевы, как написано: и Слово плоть бысть и вселися в ны (Ин.1,14). Ибо как в начале Бог создал человека, персть взем от земли и вдунув в лицо его дыхание жизни, и бысть совершен человек в душу живу, не тем образом, как обычно рождаются люди, так Он же, пришедши воссоздать его, соделался человеком, совершенным по телу и душе, не по образу человеческого зачатия. Читаем в Ветхозаветном Писании, что Бог навел сон на Адама и, взяв одно из ребр его, создал из него жену; так сделал Он и здесь, при собственном Своем воплощении. Но внемли, да разумеешь!

Все сказанное мы действительно получаем, когда верно соблюдаем, что обещали соблюдать во святом Крещении, и убегаем всего, от чего тогда отреклись. Когда соблюдаем мы все это и все заповеди Божии, тогда бываем истинно верующими, яко показующие веру свою от дел своих, и, как Он есть, соделываемся святыми и совершенными, и все всецело небесными, чадами Бога небесного, и во всем подобными Ему, Христу Господу, как и Он соделался подобным нам по всему, кроме греха, только мы соделываемся подобными Ему по благодати.

Когда же, предавшись нерадению, презрим святые и животворные Его заповеди и, возвратясь на прежнее, начнем делать то, что заповедует Он нам не делать, тогда тотчас лишаемся всех благ, какие даровал Он нам чрез святое Крещение. И как Адам по преступлении заповеди изгнан был из рая и удален от сладостей его, от сообращения с Ангелами, какое имел там, и от Самого Бога, так и мы, когда грешим, отдаляемся от Церкви святых рабов Его, совлекаемся божественного оного одеяния, Самого, говорю, Христа Господа, в Коего веруем и в Коего облеклись, когда крестились, лишаемся жизни вечной и света оного невечернего и непрестающего, и вечных благ, равно как освящения и сыноположения, и из ставших было небесными и во всем подобными второму человеку, Господу Иисусу Христу, делаемся опять перстными, как был первый оный человек, и не только это, но делаемся повинными смерти, имеющими наследовать тьму кромешную и огонь неугасимый, идеже плач и скрежет зубов. Пусть не терпим мы изгнания из видимого рая и не слышим осуждения в поте лица возделывать землю, но мы сами себя изгоняем из Царства Небесного, отчуждаем от оных благ, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, и делаем повинными нескончаемому мучению. И если бы не даровал нам Бог еще такого блага, чтоб мы могли опять возвращаться к Нему чрез покаяние, то и спастись никому не было бы возможности.

Посему-то благоутробный, человеколюбивый и спасения нашего желающий Бог премудро поставил между нами и Собою таинство исповеди и покаяния, и каждому дал власть, если хочет, чрез исповедь и покаяние восстать от своего падения греховного, которым пал, и опять прийти в прежнее родство, славу и дерзновение, какие имел у Бога, и опять стать наследником всех благ, о коих мы сказали выше, или еще больших, если покажем более теплое покаяние. Ибо, какое показывает человек покаяние, такое же обретает и дерзновение и к Богу присвоение, удостоиваясь ясно сознать сие и беседовать с Богом, как друг с другом, лицом к лицу.

Итак, которые после Крещения не чувствуют удостоверения, что имеют к Богу такое дерзновение и присвоение и причастны тех благ, о коих мы сказали, и не сознают, что облечены во Христа, и не зрят света Божества Его, с светом Духа Святого, пусть тщательно исследуют совесть свою, и конечно найдут, что не соблюли или всех, или некоторых из тех соглашений, в которые вступили с Богом, когда приняли Крещение, или что зарыли в землю талант свой, то есть полученный ими дар освящения и сыноположения, и не умножили его, почему и не удостоиваются созерцать и умно видеть Владыку своего. Бог истинен и не раскаивается в дарованиях, подаемых Им, а Он Сам говорит: кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня … и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин.14,21). Слышали, что говорит Владыка Христос? Кто, говорит, Меня возлюбит и заповеди Мои соблюдет, того и Я возлюблю и явлюся ему Сам. Если теперь Христос есть истина, как Сам Он сказал: Аз есмь истина (Ин.14,6), а истине невозможно солгать, как говорит Апостол: невозможно солгати Богу (Евр.6,18), то пусть никто из тех, которые не видят Господа, не говорит, что невозможно Его видеть, тогда как это не только не невозможно, но и очень легко. Если Он, как Сам говорит, есть свет миру (Ин.8,12), то которые Его не видят, конечно слепы суть, а слепы они суть, потому что ни Его не возлюбили, ни заповедей Его не соблюли. Ибо, если б они возлюбили Его и заповеди Его соблюли, то и они всею душою возжелали бы и взыскали бы увидеть Его, и Он всеконечно Сам явил бы Себя им, яко неложный, существенно истинный и само-истина. Он затем и пришел в мир, чтобы светом Своей славы и Своего Божества просветить всех находящихся в мире и сидящих во тьме. Итак, которые христиане не видят умно Господа, не освещаются явственно и знательно его Божеским светом, не видят Его пребывающим в себе, пусть не говорят, как неверные, что невозможно Его видеть; но каждый из нас, возлюбленные мои, пусть испытает совесть свою, как я сказал уже, и конечно найдет, что сам виноват, что не имеет в себе Бога и не видит славы Его, а затем пусть покается и восплачет о себе, что находится в таком бедном состоянии, и потщится покаянием и исповеданием возвратить потерянное, да улучит и вечные блага во Христе Иисусе, Господе нашем, Коему слава и держава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *