зачем нужно крещение в православии

Почему Православная Церковь крестит младенцев? (+ВИДЕО)

Нередко можно услышать: «Разве не должна вера в Бога быть осознанным и свободным выбором? Так почему Православная Церковь крестит младенцев, не понимающих, что с ними происходит при этом Таинстве? Да и зачем крестить младенцев, ведь они безгрешны?» Отвечает протоиерей Олег Стеняев.

В Священном Писании говорится о том, что в Царствие Божие «не войдет… ничто нечистое» (Откр. 21: 27).

Очевидна иллюзия, что младенцы – это как бы абсолютно безгрешные существа. Вспомните, как в «Исповеди» блаженный Августин кается в своем младенчестве. Он пишет: «Ибо кто чист от греха пред Тобою? Никто, даже младенец, хотя бы он прожил один только день. Кто поведает мне об этом? Неужто другой младенец, в котором я увижу прегрешения свои? Итак, в чем я тогда погрешил, или чем? Не тем ли, что, рыдая, жадно раскрывал рот, ловя сосцы матери моей? Ведь, раскрывай я подобным же образом рот сейчас, не в поисках материнского молока, конечно, а для принятия соответствующей моему возрасту пищи, я подвергся бы насмешкам и справедливому осуждению… И хорошо ли было, даже со скидкой на младенчество, плачем требовать недолжного, сердиться и негодовать на непослушных старших, даже на родителей, царапаться и драться и по мере сил всячески вредить за то, что не исполняли они детских капризов и причуд? Нельзя упрекать младенцев за слабость и немощь их тел, но душевные изъяны заслуживают порицания. Мне довелось видеть, например, завистливого малыша: он еще не умел говорить, но уже злобно и ревниво поглядывал на молочного брата» (Исповедь I.7.11).

Каждый человек, рожденный на земле, наследует Адамов грех

В Священном Писании говорится, что каждый человек, рожденный на земле, наследует Адамов грех (1 Кор. 15: 22). Псалмопевец Давид восклицает: «Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50: 7). И мы знаем из Священного Писания: всякий раз, когда Бог наказывал мир, Он наказывал не только взрослых, но и детей и даже младенцев (Чис. 16: 27, 32).

Поэтому утверждать, что не надо крестить младенцев, потому что они как бы по определению святы, не совсем правильно – это не соответствует библейскому откровению.

Когда мы говорим о крещении младенцев, о том, что мы можем принимать в церковное общение маленьких детей, нельзя забывать, что в ветхозаветные времена, когда было действие Закона и менее действовала Благодать (Ин. 1: 17), младенцев тоже принимали в ветхозаветную Церковь. В Законе Божием сказано: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола…» (Быт. 17: 12).

А обрезание, как мы знаем, – это прообраз христианского Крещения. Если в ветхозаветные времена Закона, когда действие Благодати было очень ограниченно, младенец мог войти в сообщество верующих через обрезание и участвовать в ветхозаветной пасхе, как сказано: «никакой необрезанный не должен есть ее» (Исх. 12: 48), неужели кто-то думает, что с приходом Иисуса Христа на эту землю положение детей усугубилось? Конечно, нет! «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1: 17).

И Сам Христос говорил: «…пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им…» (Мк. 10: 14).

Кто-то может спросить: «А откуда видно, что обрезание прообразовывало собой Святое Крещение?» Об этом мы можем прочитать у святого апостола Павла в его послании к Колоссянам: «В Нем (то есть во Христе. – прот. О.С.) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в Крещении» (Кол. 2: 11–12). Таким образом, мы устанавливаем, что обрезание прообразовывало собою христианское Крещение. А так как обрезывать можно было восьмидневных младенцев, то и мы крестим детей в младенческом возрасте.

зачем нужно крещение в православии. Смотреть фото зачем нужно крещение в православии. Смотреть картинку зачем нужно крещение в православии. Картинка про зачем нужно крещение в православии. Фото зачем нужно крещение в православии

Но в Священном Писании есть и более конкретный текст, где прямо говорится о том, что крестить детей можно и даже нужно. В книге Деяний святых апостолов мы находим следующее повествование: «Услышав это, они (то есть жители Иерусалима. – прот. О.С.) умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: “Что нам делать, мужи братия?” Петр же сказал им: “Покайтесь”…» (Деян. 2: 37–38). Когда Петр призывает к покаянию, он не говорит: «Покайтесь все» – покаяться могут только взрослые люди, которые могут осмыслить свои грехи. А дальше апостол говорит о Крещении – и говорит уже несколько иначе: «и да крестится каждый из вас (то есть уже все. – прот. О.С.) во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2: 38). Апостол Петр поясняет, почему каждый должен креститься: для прощения грехов. А как мы выяснили, человек в беззаконии зачат и во грехе рождается (Пс. 50: 7).

И для младенца нет другой возможности пережить очищение в Крови Иисуса Христа, как только в Крещении. А далее апостол Петр говорит еще более конкретно: «Ибо вам принадлежит обетование (обетование о прощении грехов через Крещение и о даре Святаго Духа. – прот. О.С.), и детям вашим…» (Деян. 2: 39). Как видим, причастниками Благодати Крещения и Миропомазания могут быть не только взрослые, но и дети.

Конечно, противники детокрещения часто задают резонный вопрос: «В Писании сказано: “Кто будет веровать, и креститься, спасен будет” (Мк. 16: 16). И также сказано в Писании: «…крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести…» (1 Пет. 3: 21). И возникает резонный вопрос: а кто же верует за младенца и кто же за младенца дает обещание Богу доброй совести?» Отвечая на этот вопрос, мы говорим: крестные родители исповедают веру за младенца и дают обещание доброй совести.

Возникает вопрос: разве Благодать подается одному человеку по вере другого? Конечно, и в Библии есть много тому примеров

Но тут возникает еще вопрос: а разве Благодать подается одному человеку по вере другого? Конечно (!), и в Библии есть много тому примеров. Например, рассказывается, как к Господу Иисусу Христу пришел сотник, у которого был слуга (кстати, по-гречески он называется «отрок», то есть ребенок), жестоко страдавший, и Иисус Христос, видя веру этого сотника, говорит ему: «Иди, твой слуга здоров» (см.: Мф. 8: 5–13). Другой случай: однажды Иисус находился в доме, а некие люди принесли своего расслабленного друга на постели; они не могли войти в дом, поэтому разобрали крышу и спустили на постели этого человека к ногам Иисуса. И, видя веру их, Господь Иисус сказал этому расслабленному, похоже, не только физически, но и духовно: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (см.: Мк. 2: 3–12). Так что возможно, что по вере одних людей другие получают божественное исцеление, приобщение к Благодати.

Тем более что в Священном Писании сказано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22: 6). Крестные дают обязательство воспитать своих крестников в святой вере. И, следуя словам Христа «Не запрещайте детям приходить ко Мне», мы принимаем в общение с Церковью младенцев, которых приносят их родители и крестные, и по вере родителей и крестных мы совершаем Таинство Святого Крещения и Таинство Миропомазания. И причащаем крещеных младенцев, потому что и в ветхозаветной традиции крещеный, тогда обрезанный, мог принимать участие в ветхозаветной трапезе пасхальной (Исх. 12: 48). А «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5: 7).

Источник

Цель Крещения – спасти свою душу, спасти себя, если этого желания нет – креститься не надо

После дол­гих коле­ба­ний между нашей язы­че­ской верой и пра­во­сла­вием я решила при­нять хри­сти­ан­ство. В храме меня напра­вили на огла­си­тель­ные беседы. Моло­дой чело­век, кото­рый их вёл, неожи­данно для всех при­сут­ству­ю­щих вдруг начал дока­зы­вать, что нам не надо креститься.

После дол­гих коле­ба­ний между нашей язы­че­ской верой и пра­во­сла­вием я решила при­нять хри­сти­ан­ство. В храме меня напра­вили на огла­си­тель­ные беседы. Моло­дой чело­век, кото­рый их вёл, неожи­данно для всех при­сут­ству­ю­щих вдруг начал дока­зы­вать, что нам не надо кре­ститься. Он спра­ши­вал: «Зачем вы хотите кре­ститься? Для чего?» Люди отве­чали раз­ное. Кто-то гово­рил, что для здо­ро­вья, кто-то – для того, чтобы жить легче стало с Божьей помо­щью, кто-то наде­ялся защи­титься от сглаза и порчи, кто-то хотел совер­шен­ство­ваться. Но ни один ответ нашего учи­теля не удо­вле­тво­рил. Он при­нялся дока­зы­вать, что с такими мыс­лями кре­ститься не стоит и… ДОКАЗАЛ. Я решила не при­ни­мать кре­ще­ние. И всё же червь сомне­ния в душе остался. Может, всё-таки надо было? Хотя я до сих пор не знаю пра­виль­ного ответа на вопрос: «Зачем кре­ститься?» Нам не смогли объ­яс­нить этого на бесе­дах. Может, попы­та­е­тесь вы?
Раиса.

Доро­гая Раиса, полу­чив Ваше письмо, я сразу вспом­нила «люби­мый спи­сок кре­щё­ных людей» заме­ча­тель­ного свя­щен­ника Дмит­рия Смир­нова: Карл Маркс, Фри­дрих Энгельс, Адольф Гит­лер, Вла­ди­мир Ленин, Феликс Дзер­жин­ский, Лав­рен­тий Берия…

Отец Дмит­рий гово­рит: «Если Вы веру­ете в Пре­свя­тую Тро­ицу и хотите стать чле­ном Церкви, то надо кре­ститься, потому что это реа­ли­зу­ется только через таин­ство Кре­ще­ния». Кре­ще­ние озна­чает новую жизнь, потому что Дух Свя­той нис­хо­дит на чело­века, – рас­тол­ко­вы­вает свя­щен­ник и очень жёстко фор­му­ли­рует: «Кре­стить чело­века, кото­рый этого не пони­мает, всё равно, что кре­стить нера­зум­ное живот­ное. Если кре­стим малыша, то взрос­лые должны пони­мать и вос­пи­ты­вать ребёнка соот­вет­ству­ю­щим обра­зом. Ведь крёст­ный от лица ребёнка обе­щает Богу, что этот малень­кий чело­ве­чек вырас­тет христианином».

Поэтому, Раиса, заме­ча­тельно, что Вы дума­ете о сути таин­ства, о том, как оно должно повли­ять на Вашу жизнь. И наде­юсь, эти раз­мыш­ле­ния при­ве­дут Вас в храм.

Но ещё я поняла, кто же на самом деле «вино­ват» в том, что неко­то­рых людей в якут­ских хра­мах отго­во­рили креститься.

Ещё в 2002 году до Якут­ска дошли кас­сеты с запи­сями огла­си­тель­ных бесед отца Миха­ила Зай­цева, слу­жив­шего тогда в Казан­ском храме г. Нерюн­гри. Я спро­сила его: нельзя ли рас­шиф­ро­вать эти плёнки и исполь­зо­вать их для печати? Ведь все, кого отец Михаил ого­ро­ши­вал своим стран­ным для свя­щен­ника заяв­ле­нием, к концу бесед пони­мали, что без Бога и Церкви им никак… Но батюшка не бла­го­сло­вил. «Пони­ма­ешь, – объ­яс­нил он, – я нико­гда не повто­ря­юсь на бесе­дах. Всё зави­сит от того, кто передо мной сидит, какие люди, насколько они обра­зо­ванны, как настро­ены, и т.д., и в зави­си­мо­сти от того, как они реа­ги­руют на мои слова, я строю свою речь. Нико­гда нельзя пере­ни­мать схему. Без долж­ного напол­не­ния она всё равно не будет рабо­тать». Видимо, это и про­изо­шло. Схема не сработала.

Но, может, Вам, Раиса, помо­жет интер­вью, кото­рое мы запи­сали с отцом Миха­и­лом на эту тему почти десять лет назад.

Не надо креститься?

В таин­ствах Церкви Бог дово­дит до чело­века бла­го­дать (осо­бую Боже­ствен­ную силу), кото­рую сами люди не спо­собны стя­жать никак иначе – ни молит­вой, ни чте­нием Биб­лии, ни даже вели­ким подви­гом, – дово­дит её как дар, через веще­ство этого мира: воды Кре­ще­ния, хлеб и вино Евха­ри­стии, миро Миро­по­ма­за­ния. Таин­ство Кре­ще­ния как бы рас­кры­вает в чело­веке эту спо­соб­ность – к при­ня­тию даров Свя­того Духа. Хри­стос гово­рит: «…Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цар­ствие Божие: Рож­ден­ное от плоти есть плоть, а рож­ден­ное от Духа есть дух. Не удив­ляйся тому, что Я ска­зал тебе: должно вам родиться свыше» ( Ин. 3, 5–7 ).

Но мно­гие жалу­ются, что, при­ни­мая таин­ство Кре­ще­ния, ника­кой бла­го­дати не чув­ствуют. А порой вообще ничего не чув­ствуют, кроме раз­дра­же­ния, как будто чело­веку что-то очень важ­ное пообе­щали и не дали. Отчего так про­ис­хо­дит? Почему не совер­ша­ется рож­де­ние духов­ное? Или на самом деле оно про­ис­хо­дит, но оста­ётся неза­ме­чен­ным, и кре­стив­шийся только думает, что про­дол­жает жить в преж­нем мире, а на самом деле перед ним откры­ва­ется уже совсем иная реаль­ность? Что тре­бу­ется от чело­века, чтобы Кре­ще­ние стало для него не только внеш­ним, но глу­бо­чай­шим внут­рен­ним собы­тием? На эти вопросы мы попро­сили отве­тить свя­щен­ника Миха­ила ЗАЙЦЕВА.

– Отец Михаил, я слу­шала Ваши огла­си­тель­ные беседы (т.е. беседы, в кото­рых перед совер­ше­нием таин­ства Кре­ще­ния всту­па­ю­щим в Цер­ковь сооб­ща­ется хри­сти­ан­ское веро­уче­ние) и была потря­сена. Вы в самом начале на раз­ные лады повто­ряли одну и ту же фразу: «Не надо кре­ститься». Ну это как-то странно от свя­щен­но­слу­жи­теля слышать…

– Да, я сразу спра­ши­ваю: «Что под­толк­нуло вас к Кре­ще­нию? Вы себе отве­тили: для чего я кре­щусь, зачем это нужно?» Без ответа на этот вопрос кре­ститься не надо. Добра не будет. Кре­ще­ние – это осо­бый завет с Богом, осо­бые отно­ше­ния с Ним, кото­рые могут иметь для чело­века раз­лич­ные послед­ствия: либо мир и бла­го­по­лу­чие, либо… совер­шенно обратное.

Вы пре­красно видите, в каком состо­я­нии нахо­дится наше обще­ство – паде­ние нра­вов, попра­ние морали, дегра­да­ция и физи­че­ская, и интел­лек­ту­аль­ная, и духов­ная, раз­гул пре­ступ­но­сти и т.д. Это ещё более ужасно с той точки зре­ния, что у нас сей­час 70% насе­ле­ния – хри­сти­ане. И при­чём, про­стите, всех их уго­раз­дило покре­ститься в послед­ние десять – две­на­дцать лет, на кото­рые и при­хо­дится это дикое паде­ние человеческое.

Страш­ная ста­ти­стика, правда? Толпы при­шли ко Хри­сту – и соврали. Толпы солгали Богу! Мы полу­чаем по заслу­гам, и всё, что вокруг про­ис­хо­дит, весьма логично: даже чело­веку соврать – нехо­рошо, а уж соврать Богу! Понятно, чем должно кончиться.

– Почему это происходит?

– Из моего опыта, раз­го­во­ров с людьми, иду­щими на кре­ще­ние, могу кон­ста­ти­ро­вать, что подав­ля­ю­щее боль­шин­ство слабо пред­став­ляет, зачем это нужно и что дальше делать. Более того, цели, с кото­рыми люди при­ни­мают кре­ще­ние, часто про­ти­во­по­ложны тому, зачем вообще дано чело­веку это таин­ство. Боль­шин­ство идёт вовсе не за тем, что надо искать в Церкви.

– Инте­ресно, что обычно отве­чают на Ваш вопрос?

– «Чтоб здо­ро­вье было получше», «…Ну, дела финан­со­вые попра­вить», «Вообще, какая-то жизнь пошла тяжё­лая», «Что-то с кем-то не полу­ча­ется», «Ребё­ночка надо покре­стить, чтоб не болел, – не дай Бог, сгла­зят…» и т.д. и т.п. Вот с этим идти на Кре­ще­ние не надо. Зачем? Такие вопросы сле­дует решать дру­гим поряд­ком: хочешь здо­ро­вья? – иди в поли­кли­нику, ищи хоро­шего врача; жела­ешь денег? – лучше рабо­тать надо; порча, сглаз – это тоже не из обла­сти рели­гии. Очень редко уда­ётся услы­шать пра­виль­ный ответ.

Пра­виль­ный ответ

– А каков он? Скажите!

– Кре­ститься нужно, чтобы стать хри­сти­а­ни­ном, жить так, как Бог учил, душу свою спа­сти. Может быть, дру­гим на этом пути помочь. Этим исчер­пы­ва­ется цель нашего крещения.

Всё осталь­ное – вто­ро­сте­пенно. Будут зем­ные блага, не будут – мы не знаем. Может, наобо­рот, гораздо хуже ста­нет. Этот вопрос вто­рого порядка. Прин­ци­пи­ально то, что нам пред­стоит уме­реть, дать отчёт перед Гос­по­дом о своих делах и полу­чить либо пол­ное сча­стье в Веч­ной жизни, либо совер­шенно полярное.

Цель Кре­ще­ния – спа­сти свою душу, спа­сти себя. Если этого жела­ния нет пока – кре­ститься не надо. Стоит ещё поду­мать, порас­суж­дать, попро­бо­вать прочувствовать.

То есть если чело­век ищет не Бога, а спо­соб полу­чить блага от Него – не надо кре­ститься, повто­рять опыт мил­ли­о­нов несчаст­ных людей, кото­рые сами себя обма­нули (Бога обма­нуть нельзя). Кре­стятся, думают, что у них теперь всё хорошо будет, а всё наобо­рот про­ис­хо­дит, потому что соврали Богу, полу­чают соот­вет­ству­ю­щее эхо.

Если чело­век не ищет лич­ной встречи с Богом, если Бог для него что-то далё­кое и непо­нят­ное – не надо кре­ститься, рано. Если у вас нет уве­рен­но­сти в том, что ребё­нок, кото­рого вы собра­лись кре­стить, будет жить хоть в каком-то сопри­кос­но­ве­нии с этой идеей – «поиск Бога», если вы не готовы своей любо­вью и при­ме­ром пока­зать ему путь к Церкви, тоже не надо спе­шить, ничего хоро­шего не выйдет.

Вот если я ищу Бога, если я сам хочу быть похо­жим на Бога (а именно это – цель хри­сти­ан­ства – обо­же­ние!), вот тогда всё заме­ча­тельно, тогда надо идти кре­ститься и в даль­ней­шем жить соот­вет­ству­ю­щим обра­зом. Если нет жажды Бога, стрем­ле­ния к Нему, жела­ния жить, испол­няя волю Гос­пода, по запо­ве­дям Его, кре­ститься не надо – послед­нее поте­ря­ете, жиз­нен­ная прак­тика показывает.

– Со мной такое было, и только много позд­нее я поняла, почему жизнь после Кре­ще­ния на меня так «обру­ши­лась».

Мит­ро­по­лит Анто­ний Сурож­ский не устаёт повто­рять, что в пра­во­сла­вии (в отли­чие от язы­че­ства) нет магии, кото­рую он опре­де­ляет как «наси­лие чело­ве­че­ской воли, чело­ве­че­ского про­из­вола над при­ро­дой и над дру­гим чело­ве­ком», что таин­ство – это не обряд. Таин­ство цер­ков­ное – «это непо­сред­ствен­ные Божии дей­ствия, кото­рые через мате­рию этого мира каким-то обра­зом до нас доно­сят, дово­дят какую-то искорку жизни Самого Бога». Но очень важно, что таин­ство совер­ша­ется Богом над чело­ве­ком не без самого человека.

Можно ли ска­зать, что тех, кто во время Кре­ще­ния устрем­ля­ется к Гос­поду, Бог при­ни­мает в Свою оби­тель, подаёт помощь и уте­ше­ние, а тех, кто рвётся совсем в дру­гом направ­ле­нии, Он силой не дер­жит, отпус­кает в те без­бла­го­дат­ные обла­сти духа, нахо­дясь в кото­рых чело­век (какие бы мате­ри­аль­ные блага ни при­об­рёл) открыт для воз­дей­ствия на него «духов злобы под­не­бес­ной», а зна­чит, несчастен?

– Чув­ствует чело­век это или не чув­ствует, но он откры­ва­ется новой Боже­ствен­ной реаль­но­сти, кото­рая отныне будет опре­де­лять его жизнь до самой смерти и, глав­ное, после.

Я не только из опыта сво­его могу ска­зать, об этом гово­рит Свя­щен­ное Писа­ние: чело­век, кото­рый живёт в мире с Богом, в гар­мо­нии с Ним, от мно­гих бед защи­щён. И так защи­щён, что ника­кое зло сквозь эту защиту не про­бьётся. Пра­вед­ники у Бога на осо­бом счету и под осо­бым покро­ви­тель­ством. Пра­вед­ный – тот, кто правды Божией ищет, – не удо­вле­тво­ре­ния своих эго­и­сти­че­ских, зем­ных запро­сов, а Бога. Вот эти люди, без­условно, под осо­бым покро­ви­тель­ством Гос­пода, это каса­ется всех сто­рон жизни – и физи­че­ской, и интел­лек­ту­аль­ной, и финан­со­вой, и соци­аль­ной, и поли­ти­че­ской. Сам Хри­стос учит не забо­титься и не гово­рить «что нам есть? или что пить? или во что одеться?»: «Ищите же прежде Цар­ства Божия и правды Его, и это все при­ло­жится вам» ( Мф. 6, 31–33 ). Вся исто­рия чело­века пока­зы­вает, что тогда, когда люди близки с Богом, жизнь нор­ма­ли­зу­ется, когда отно­ше­ния с Твор­цом пор­тятся, всё при­хо­дит в упадок.

Глав­ное – надо понять: как чело­век при­хо­дит ко Хри­сту, каким и зачем он при­хо­дит. Если Бог для него – лишь сред­ство для реше­ния зем­ных про­блем, о каком пре­об­ра­же­нии может идти речь?

В руки, сло­жен­ные за спи­ной, не даётся ничего

– Зна­чит, всё дело только в нашей внут­рен­ней готовности?

– Не только. Пред­по­ло­жим, что чело­век иде­ально под­го­тов­лен, про­шёл инсти­тут огла­шен­ных (хотя бы те беседы про­слу­шал, кото­рые сей­час про­во­дятся в хра­мах), пред­по­ло­жим, воцер­ко­вился. Какие вопросы он ста­вит перед собой в каче­стве при­о­ри­тет­ных после кре­ще­ния? От этого всё зависит.

И ещё такой момент: мы покре­сти­лись во имя Духа Свя­того, но почему Его в нас нет? Тут надо пом­нить, что мы сотво­рены по образу и подо­бию Божи­ему. Образ есть. Подо­бия надо достиг­нуть. Ино­гда Гос­подь при кре­ще­нии даёт радость незем­ную, но она непо­сто­янна, в силу того, что мы ещё во Хри­сте непостоянны.

Всё необ­хо­ди­мое в таин­стве мы, без­условно, полу­чаем и так или иначе это чув­ствуем, но ста­биль­ным такое состо­я­ние ста­но­вится уже после того, как мы про­шли свой лич­ный путь. Да, мне дали всё в дорогу, сна­ря­дили всем при кре­ще­нии. Но потом надо идти, а не сидеть на этих узлах с хоро­шим снаряжением.

– Мой крест­ник малень­кий, когда его кре­стили, слы­шал звон коло­ко­лов, кото­рого на самом деле не было.

– Да, с такими вещами я не раз стал­ки­вался, когда люди в момент кре­ще­ния пере­жи­вали неко­то­рое откро­ве­ние. Но всё, о чём я знаю, было лишь зна­ме­нием. Нужен путь. В вере, как бы это помягче ска­зать, нет ижди­вен­че­ства. Гос­подь не допус­кает нас до этого. Бла­го­дать даётся тогда, когда она вос­тре­бо­вана, когда она сози­дает. Гос­подь даёт в про­тя­ну­тые и жад­ные руки. В руки, сло­жен­ные за спи­ной, Он ничего не даст. Надо желать и про­сить, и всё дастся.

– А Вам не кажется, что есть ещё один момент. Я кре­сти­лась одна, и это было так таин­ственно и даже страшно, а вот боль­шин­ство дру­зей моих и мама кре­сти­лись среди боль­шого коли­че­ства народа – и это до неко­то­рой сте­пени мешает. Нет?

– Конечно, сам чин совер­ше­ния Кре­ще­ния очень важен. У нас в Нерюн­гри при храме есть группа моло­дых людей, веру­ю­щих, кото­рые хотят чуть больше делать, чем про­сто в храм ходить. И к ним можно отсы­лать людей нево­цер­ко­в­лён­ных, только-только всту­па­ю­щих в Цер­ковь. Народ ведь при­хо­дит самый раз­ный. Один моло­дой чело­век, напри­мер, бук­вально был поме­шан на ино­пла­не­тя­нах. Доб­рый парень, дума­ю­щий, ищу­щий, он через обще­ние с этой груп­пой хри­стиан при­шёл к Богу. Или дру­гой – музы­кант, серьёз­ный, здра­во­мыс­ля­щий, обра­зо­ван­ный… Для него стало откро­ве­нием, как к нему отнес­лись его сверст­ники: они гово­рили о Хри­сте, об Еван­ге­лии, об Истине и пути к Богу, о боже­ствен­ном досто­ин­стве чело­века, и он это для себя откры­вал. Они были обык­но­вен­ные люди, но он видел в них тот огонь, кото­рый в нём самом ещё не зажёгся.

Мно­гие дру­гие (обо всех не рас­ска­жешь) не лени­лись ходить в храм месяц-два, раз­го­ва­ри­вали с при­хо­жа­нами, искали суть пра­во­сла­вия, Хри­ста искали; пусть зада­вали пона­чалу совер­шенно жут­кие вопросы, но они их зада­вали. При­чём их никто не торо­пил с кре­ще­нием. Ещё гово­рили: «Ты подо­жди, поду­май хорошо, надо ли тебе это». Когда такие серьёзно под­го­тов­лен­ные люди искренно при­хо­дили к вере, чув­ство­вали, что Кре­ще­ние им необ­хо­димо, я их кре­стил по одному, при­чём литур­ги­че­ским чином, очень рано, в пять утра. Пред­ставьте, в храме при­сут­ствуют только свя­щен­ник, тот, кто кре­стится, и его пору­чи­тели. Горят свечи, мы совер­шаем литур­гию, кре­стим чело­века, тут же его при­ча­щаем – это на всю жизнь.

Конечно, мы не можем кре­стить всех так, как это в древ­ней Церкви было, когда кре­ща­е­мый чув­ство­вал, что в дан­ный момент жизни он центр всей общины. Про­блема чисто тех­ни­че­ски трудно реша­ема при том, сколько людей идёт сего­дня в храмы с жела­нием покре­ститься. Хорошо, если чело­век горит во время совер­ше­ния Таин­ства, он ника­ких внеш­них неудобств даже не заме­тит, но основ­ная масса рвётся на Кре­ще­ние не гото­вой, в состо­я­нии неко­то­рой меч­та­тель­но­сти, и этим людям нужно помочь про­чув­ство­вать Христа.

Я думаю, что Хри­стос при Кре­ще­нии рядом с каждым.

– А что бы Вы ска­зали тем, кто при­нял Крещение?

– Мини­мум ты про­шёл, дальше мно­гое от тебя зави­сит. Ты можешь больше узнать о вере, о Хри­сте, о Церкви. Ты можешь больше сде­лать для себя, для близ­ких, для бра­тьев по духу, для всех людей во славу Божию. А можешь этого не делать – это твой выбор, мы за него ответ­ствен­но­сти не несём.

В любом слу­чае, Кре­ще­ние – только начало пути, кото­рый состоит из мно­гих-мно­гих шагов, откры­тий, паде­ний, вос­ста­ний. Но это путь пре­об­ра­же­ния, когда мы каж­дый раз на про­тя­же­нии какого-то вре­мени откры­ваем в себе всё новые и новые грани бого­по­до­бия. Радостно – созна­вать, кем я был и как душа обно­ви­лась. Это счастье.

Источник

Крещение

Приблизительное время чтения: 12 мин.

У Таинства Крещения очень странное, на первый взгляд, определение: «Крещение – это Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую». Что происходит с человеком при выходе из крещальной купели и чем он отличается от своих некрещеных братьев? Что принципиально меняет в человеке Крещение?

зачем нужно крещение в православии. Смотреть фото зачем нужно крещение в православии. Смотреть картинку зачем нужно крещение в православии. Картинка про зачем нужно крещение в православии. Фото зачем нужно крещение в православии

Когда меня спрашивают, что такое Таинство Крещения, я отвечаю кратко: «Это Таинство духовного рождения». Все мы когда-то родились от земных родителей. Но Христос говорит: надлежит вам родиться свыше. Свыше – значит от Неба, от Бога.

Перед нами, если мы крестимся во взрослом возрасте, и перед малышом, которого держим на руках и собираемся крестить, стоит наполненная водой купель. Это «утроба» Церкви, рождающая человека в новую, небесную жизнь. Как это объяснить? Каждый раз обращаюсь к людям, пришедшим креститься, и робею, оттого что боюсь не найти слов, выражающих тайну Крещения. Потому что это – Таинство. А само это слово – таинство указывает на тайну. Это то, что нам доступно понять лишь в самой малой мере.

Совершается Таинство, внешне очень земное, с несовременными обрядами, над которыми можно улыбнуться: мажут из пузырька маслом, дуют на воду, окунают. Но в момент Крещения происходит нечто таинственное, невыразимое. Человек вступает в общение с Богом, приобщается к Нему. Момент Крещения – момент духовного рождения.

Крещение – не формальное членство в каком-то обществе или партии, Крещение – вхождение в новый опыт жизни – жизни с Богом. Многих людей тот факт, что они христиане, ни к чему не обязывает. Крестят детей, чтобы ребенок меньше болел, жизнь удачнее сложилась. Но крещение не спасает человека от неприятностей земной жизни, не гарантирует здоровья, денежного и семейного благополучия, не увеличивает продолжительность жизни и, наконец, оно не спасает от физической смерти. Здоровье, бизнес – категории жизни сей, временной, земной. А Господь прежде всего печется не о том, чтобы у Его чада было все в изобилии, а о том, чтобы его душа не забывала о небесной Родине, чтобы Его сын или дочь были открыты вечному.

Креститься может любой человек. И парадокс церковных Таинств (в том числе и Крещения) состоит в том, что с каким бы намерением человек ни приступал к ним, если только он принимает Таинства не насильно, они все равно совершаются, они действительны и объективны.

Но для самого человека важно, с каким расположением души он подходит к Таинству. Будет это для него красивым, но ничего в его жизни не меняющим обрядом или событием духовного возрождения, Пасхой души.

Первые христиане очень хорошо это понимали, и подготовка к Таинству Крещения у них занимала порой несколько лет! Человек был некрещеным, но ему не запрещалось молиться, посещать некоторые богослужения, изучать основы веры. Этим он показывал, что его намерения действительно серьезны, что для него Крещение – самое главное событие в жизни.

Ко мне как к священнику приходит много людей с желанием креститься. Спрашиваю, что привело к этому решению, и слышу самые разные ответы. И бываю счастлив, когда говорят, что желают начать новую жизнь, светлую, чистую, Божию.

Бывает, что приходят креститься по совершенно иным причинам: «Хочу крестить своего ребенка, чтобы он был здоровым», или «ну мы же русские, поэтому обязательно должны креститься». В таком случае я объясняю, что Крещение – нечто иное, не гарантия от Бога защиты и покровительства, не элемент русской национальной культуры. Но есть и те, кто подходит к крещальной купели с еще неоформившейся верой, но с чувством, что после Таинства что-то должно произойти: «Я не могу объяснить себе смысл Крещения, но я верю и знаю, что это мне нужно, что после этого мои отношения с Богом изменятся». Задача священника – объяснить, что такое жизнь христианина, что Бог потребует от новокрещенного. И если человек готов сделать шаг в веру – я крещу его.

И еще о подготовке к Крещению. И маленькому ребенку, и взрослому человеку, готовящимся войти в Церковь, нужны воспреемники (иначе – крестные). В древности воспреемники, выбранные из людей, известных своим благочестием и добродетельной жизнью, были поручителями за человека, желающего креститься. Воспреемники приводили такого человека к епископу на беседу, наставляли в основах христианской жизни. В момент совершения Таинства помогали своему крестнику выйти из купели – воспринимали от купели, поэтому и назывались воспреемниками.

Стать крестным почетно и радостно, с другой стороны – очень ответственно. В первую очередь, это означает, что каждый день до самой своей смерти крестный будет молиться за своего крестного сына или дочь, как за родного ребенка. Стать спутником на пути к Богу, научить молитве и азам духовной жизни, будить телефонным звонком в воскресное утро – вставай, сегодня идем в храм! – вот обязанности настоящего крестного. Чему же может научить крестный, далекий от религиозной жизни, равнодушный к вопросам веры?. Пусть уж он просто остается вашим другом или подругой, но не берет на себя такую великую духовную ответственность, не становится воспреемником. Стоит задуматься, что крестный будет держать ответ перед Богом за каждого своего крестника. Грехи крестника, совершенные из-за того, что крестный не научил, не наставил, не предостерег – ложатся и на крестного. Но и духовные успехи человека, живущего в вере, распространяются на его крестного.

В случае, если нет людей, которые могут стать хорошими духовными сооветчиками, людей, имеющих опыт христианской жизни, крещение взрослого человека можно совершить и без крестных.

Таинство начинается с. прогнания диавола. Хотим мы этого или нет, но на любого человека, особенно некрещеного, оказывает воздействие враг рода человеческого – диавол. Мрак и отчаяние в душе, порочные желания, которым нет сил сопротивляться, вот плоды этого воздействия.

Крещение соединяет человека с Богом, открывает перспективы избавления от грехов, освящения. Но прежде нужно порвать с сатаной, избавиться от его власти. Обращение к дияволу в начале чина Крещения носит название «запрещения». Священник не просит диявола, а повелевает ему именем Божьим, запрещает касаться крещаемого.

«Диавол! Изгоняет тебя пришедший в мир и поселившийся среди людей Господь. Господь сокрушит твое мучительное иго и освободит род человеческий. Заклинаю тебя, диявол, Тем, Кто ходил по морю, словно по суше, Кто повелевает бурям, взор Которого проницает бездны и от слов Которого тают горы; Он заклинает тебя, диавол, моими устами. Устрашись, выйди, удались от сего создания безвозвратно и никогда не возвращайся. Выйди и не таись, не встречайся, не искушай сего человека ни ночью, ни днем. Убирайся в преисподнюю до самого Судного Дня. заклинаю тебя, сатана: выйди и удались от сего создания со всем своим войском и всеми своими ангелами. » (молитвы даны в русском переводе, но Таинство совершается на церковнославянском языке).

Слушая молитвы, крещаемые стоят лицом к востоку. Восток в древности считался стороной света, Бога. С востока восходит солнце. Согласно библейскому рассказу, именно на востоке был насажден райский сад – Эдем. Все православные храмы ориентированы алтарем на восток. Запад же считался стороной темных сил. Отрекаясь от сатаны, крещаемый поворачивается лицом на запад, он словно смотрит на сатану. Смотрит и на вопрос священника: «Отрекаешься ли от сатаны, от всех дел его, всех ангелов его, и всего служения его, и всей гордыни его?» решительно отвечает: «Отрекаюсь!»

От чего отрекается пришедший к Богу человек? Всего четыре понятия: дела, ангелы, служение и гордость сатаны.

Дела: мы отрекаемся от всех богомерзких дел диявола и обещаем, что будем творить лишь дела Божии. Воровство, обман, подлость, лицемерие, жестокость, блуд, жадность. Все это дела бесовские.

Ангелы: Здесь речь идет об отречении от ангелов тьмы, от демонов, которых в древности (и, увы, сегодня тоже) люди любили призывать себе на помощь. Обращение к экстрасенсам, колдунам и знахарям – это поиск помощи на стороне, вне Бога, вне Церкви. Но для христианина обращение к потусторонним силам в обход Бога представляется немыслимым.

Отныне человека поведет по жизни Христос, и только Он. Наша жизнь в Его и только Его руке.

Служение: В этом отречении продолжается тема разрыва с оккультизмом и магией во всех ее проявлениях. Первоначальное значение слова служение (греч. latria) – почитание иных богов, принесение жертв идолам. Для современного человека этими идолами чаще становится не магия, а что-то иное: власть, деньги, удовольствия, или еще что-либо занимающее божье место в его сердце.

Гордость: Первоначально слово роmpi, переведенное у нас как гордость, означало триумфальное, торжественное шествие в честь языческих праздников или богов. В более позднее время слово роmpi стало означать роскошь, языческое пышное празднование. Христиане именно от этого и отрекались: от языческих торжеств, вакханалии бесовских ритуалов и мистерий, чествований бесов. Древний мир кичился богатыми зрелищами, индустрией развлечений и утонченных забав. Для древних христиан все это было не более чем земная суета, ведущая к гибели души.

Отречения эти заканчиваются характерным и выразительным жестом: отрекающийся дует и плюет на сатану.

После отречения от диявола человек снова поворачивается на восток, в сторону Бога. Теперь ему нужно сказать то, ради чего он пришел креститься. Священник задает вопрос «Сочетаешься ли ты Христу?» Каков смысл этого вопроса? Сочетание – это тесное соединение. Таинство Крещения сообщает человеку уникальный опыт – богосыновства. Отныне Бог уже не далекий и непознаваемый космический Владыка, а Отец. На вопрос священника человек отвечает: «Сочетаюсь». Священник задает еще один важный вопрос «Веришь ли Ему?» В ответ звучит: «Верую Ему как Царю и Богу». Почему этот вопрос важный? Христианство – это не набор нравственных заповедей, не красивые храмы и великая культура. Христианство – это Иисус Христос, и отношение к христианству зависит от ответа на вопрос: Кто Он Такой? Христиане верят, что Христос – это Бог, ставший человеком. Если не верить в это, от христианства остается одна красивая обертка, лишенная всякого смысла.

После исповедания Иисуса Христа Богом крещаемый (или его крестный) читают Символ веры – молитву, в которой лаконично изложены основы христианской православной веры.

Естественно, что и отрекаться от сатаны, и сочетаться со Христом, и исповедовать свою веру человек должен серьезно и сознательно. Но как же быть в случае крещения младенца, который не только не понимает, что с ним происходит, но даже и говорить не умеет? В этом случае на все вопросы священника отвечают крестные и родители.

После исповедания веры начинается непосредственно само Крещение. Сначала священник совершает чин освящения воды в купели. Затем трижды погружает крещаемого в купель со словами:

Крещается раб Божий (раба Божия):
(имя)
во имя Отца, аминь.
и Сына, аминь.
и Святаго Духа, аминь.

Но мы знаем, что произошло потом: через три дня пребывания Христа в лоне смерти – Он воскрес!

После выхода из купели на христианина надевается нательный крест. Новокрещенного символически постригают, мужчин и мальчиков вводят в главную часть храма – алтарь, женщины и девочки поклоняются Господу перед Царскими вратами.

Крещение совершилось. Произошло духовное рождение нового человека. Однако сразу после троекратного погружения в купель, после того, как на христианина надели нательный крест, в Православной Церкви совершается еще одно Таинство. Оно называется Миропомазание. Внешне оно совершается очень быстро и просто – лоб, глаза, ноздри, губы, уши, грудь, руки, ноги новокрещенного мажут каким-то «маслицем» со словами: «Печать дара Духа Святого». Поэтому многие люди даже и не знают, что совершилось еще одно величайшее Таинство Церкви. Что происходит во время Миропомазания? Об этом – в следующий раз.

зачем нужно крещение в православии. Смотреть фото зачем нужно крещение в православии. Смотреть картинку зачем нужно крещение в православии. Картинка про зачем нужно крещение в православии. Фото зачем нужно крещение в православии

Можно ли креститься повторно?

Вопрос о неповторимости Крещения решен однозначно: оно неповторимо. Тем не менее в жизни современной Русской Церкви постоянно возникают ситуации, связанные с эпохой, в которой мы живем. Например, к батюшке приходит женщина лет сорока и говорит: «Я не помню, крестили меня или нет. Бабушка говорила, что вроде бы крестила, когда я была маленькой, она умерла, а мама ничего об этом не знает. Как мне быть?» С одной стороны, церковные Таинства объективны, и Крещение остается Крещением, даже если это женщина ничего не помнит. С другой стороны – а вдруг бабушка что-то напутала, вдруг женщина не крещена? Каждая такая ситуация требует очень осторожного, неформального подхода и отдельной беседы со священником.

Иногда приходится слышать такой вопрос: «Батюшка, если ребенка крестил не очень достойный священник или крестил «обливанием». Что делать, неужели второй раз креститься? Совершилось ли Крещение?» И родителям, и крестным младенца прежде нужно смотреть на себя, на свое достоинство. Но ответ на этот вопрос однозначный: да, Таинство совершилось. К сожалению святых людей мало. Среди духовенства много людей честных и порядочных, но не святых, иногда встречаются и не очень
достойные. При этом действительность и действенность Таинств Церкви не зависит от нравственного состояния священников, которые их совершают.

Вместе с тем – не все так просто. В самом глубинном смысле любое Таинство – это действие, совершаемое всей Церковью, поэтому отвечает за его совершение не только священник, а вся Церковь, то есть все христиане. И здесь мы оказываемся в двойственной ситуации. С одной стороны, Крещение, совершенное недостойным священником, действенно, реально, и мы верим, что когда ребенок вырастет, он не потерпит ущерба в своей духовной жизни.

С другой стороны, все, соприкоснувшиеся с этой ситуацией, вовлеченные в нее, будут перед Богом за это отвечать. Родители должны уметь выбирать для своего ребенка лучшее. Ведь именно от нас зависит, чтобы Таинство было совершено хорошим священником и должным образом. А если такого стремления нет, если это результат какой-то небрежности со стороны и священника, и родителей, и крестных родителей, то ущерб для духовной жизни ребенка будет. Не потому, что Таинство ущербное, а потому, что совершаемое рядом с ребенком пренебрежение Таинством, то есть кощунство, рано или поздно может оказать на него воздействие.

Существуют разные практики совершения Таинства Крещения. По церковным правилам человек должен полностью, с головой, трижды погружаться в купель. В случае, если это невозможно, священник может поставить крещаемого в купель и три раза облить. В особых случаях (болезнь или экстремальная ситуация, угрожающая жизни человека) могут просто трижды окропить. Во всех трех случаях Крещение действительно.

В некоторых православных храмах бабушки у прилавка, где продают свечи, говорят, что родной матери нельзя присутствовать на Крещении. Это дикое суеверие. Крещение – величайший момент в жизни ребенка, который можно сравнить только с рождением. Что бы вы сказали, если бы мать прогоняли с родов собственного ребенка? Никогда, ни в одном церковном правиле или документе Церковь не говорила, что родной матери нельзя присутствовать на Крещении. Однако есть правило, что в течение сорока дней после родов, пока не будет прочитана особая благодарственная молитва, женщина не входит в храм. Поэтому когда крестят ребенка до сорока дней, то мать не присутствует на Крестинах, но если Крещение совершается позже, то она обязана быть с ребенком.

(1) ИТАР-ТАСС/Николай Семаков
(2) ИТАР-ТАСС/А. Семехин

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *