задачи обучения математике в специальной коррекционной школе
Задачи обучения математике в специальной коррекционной школе
В пособии описаны методы и приемы, формы организации обучения наглядной геометрии, дается описание средств обучения, подробно изложена методика изучения всех программных тем, раскрыта связь изучения геометрического и арифметического материала, связь наглядной геометрии с профессионально-трудовой подготовкой учащихся. Значительное место в пособии отводится методике решения задач геометрического содержания.
Анализ методических основ преподавания математики в школе VIII вида дает возможность сделать заключение, что в настоящее время в методике обучения математике сделаны значительные шаги в поисках эффективных дидактических приемов корригирующего обучения математике на основе учета особенностей умственной деятельности учащихся и усвоения ими математических знаний.
Глава 2. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА. СВЯЗЬ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ДРУГИМИ УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ТРУДОМ
Основные задачи специальной (коррекционной) школы VIII вида — максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.
а) представления о натуральном числе, нуле, натуральном ряде чисел, об обыкновенных и десятичных дробях;
б) представление об основных величинах (длине отрезка, стоимости, массе предметов, площади фигур, емкости и объеме тел, времени), единицах измерения величин и их соотношениях;
Система работы по математике» ( по Перова М.Н «Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Система работы по математике»
( по Перова М.Н «Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида»)
Лысенко Полина Владимировна
воспитатель-логопед
г. Ростов – на – Дону
Методика обучения математике в коррекционной школе VIII вида начала складываться в нашей стране в 30-е годы XX века.
Основоположники коррекционной школы VIII вида в России А. Н. Грабаров, Е. В. Герье, Н. В. Чехов и др. считали, что математика должна дать умственно отсталому ребенку лишь практические приемы счета. Они утверждали, что обучение математике должно быть индивидуализировано вследствие разнообразных способностей детей, обосновывали необходимость использования конкретного материала, который должен быть хорошо знаком и интересен учащимся. В первые годы становления коррекционной школы VIII вида использовался методический опыт обучения счету прогрессивных зарубежных специалистов О. Декроли, Ж. Демора, М. Монтессори, Э. Сегена и др.
Первые методические пособия по арифметике для учителей и студентов были подготовлены Н. Ф. Кузьминой-Сыромятниковой. В них достаточно полно освещались вопросы как общей, так и частной методики арифметики.
Н. Ф. Кузьмина-Сыромятникова, исходя из общих задач коррекционной школы, сформулировала задачи обучения арифметике: общеобразовательную, воспитательную, практическую. Она справедливо пропагандировала использование наглядных средств при обучении арифметике, обращала внимание на четкое планирование работы по этому учебному предмету, организацию практических работ. Ею подробно разработана методика решения арифметических задач, даны рекомендации к организации самостоятельных работ.
В конце 40-х—начале 50-х годов в специальной методике математики появились экспериментальные исследования, посвященные совершенствованию обучения школьников с нарушением интеллекта, различным разделам арифметики и элементам наглядной геометрии. Так, в исследованиях К. А. Михальского, М. И. Кузьмицкой, О. П. Смалюги, М. Н. Перовой, А. А. Хилько, Р. А. Исенбаевой, А. А. Эк, Г. М. Капустиной, И. В. Зыкмановой и др. разработана методика обучения решению арифметических задач, показана роль подготовительных упражнений, направленных на обогащение практического опыта учащихся, сравнения и сопоставления, дидактических игр, наглядности, схематических рисунков, различных форм записи содержания и решения задач, а также предметно-практических упражнений, направленных на конкретизацию содержания задач.
Экспериментальному исследованию подвергалась методика формирования дочисловых и числовых представлений, методика обучения умственно отсталых школьников нумерации и арифметическим вычислениям (Н. И. Непомнящая, О. Ю. Штителене, Н. Д. Богановская, В. Ю. Неаре)
Исследования показали, что для успешного формирования понятия числа умственно отсталые дети должны приобрести определенный наглядно-практический опыт, что усвоение ими вычислительных приемов возможно только путем опоры на наглядность и иллюстрирование каждого выражения. Следовательно, необходима специальная методика формирования умений переносить опыт, накопленный в работе с непрерывными и дискретными множествами, на знаково-идеальный уровень. В исследованиях также разработана методика ознакомления с основными функциональными характеристиками чисел на основе измерения различными мерками и установления отношений между ними.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
Основные задачи специальной (коррекционной) школы VIII вида — максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.
а) представления о натуральном числе, нуле, натуральном ряде чисел, об обыкновенных и десятичных дробях;
б) представление об основных величинах (длине отрезка, стоимости, массе предметов, площади фигур, емкости и объеме тел, времени), единицах измерения величин и их соотношениях;
в) знание метрической системы мер, мер времени и умение практически пользоваться ими;
г) навыки простейших измерений, умение пользоваться инструментами (линейкой, мерной кружкой, весами, часами и т.д.);
д) умение производить четыре основных арифметических действия с многозначными числами и дробями;
е) умение решать простые и составные (в 3—4 действия) арифметические задачи;
ж) представление о плоскостях и объемных геометрических фигурах, знание их свойств, построение этих фигур с помощью чертежных инструментов (линейки, циркуля, чертежного угольника, транспортира):
Учащиеся школы VIII вида должны овладеть некоторыми теоретическими знаниями, на основе которых более осознанно формируются практические умения. Это относится в первую очередь к овладению свойствами натурального ряда чисел, закономерностями десятичной системы счисления, свойствами арифметических действий, существующими между ними связями, отношениями, зависимостями.
В процессе обучения математике ставится задача применения полученных знаний в разнообразных меняющихся условиях. Решение этой задачи позволит преодолеть характерную для умственно отсталых школьников косность мышления, стереотипность использования знаний. Успешность решения этой задачи во многом зависит от выбора методов и приемов обучения, их целесообразного сочетания и правильности использования в учебном процессе. Если учитель будет прибегать к «натаскиванию» учащихся в решении задач одного и того же вида, пользоваться однотипными формулировками или вопросами, то это может привести к формализму в знаниях, видимости знаний.
Реализация при обучении математике общеобразовательной, коррекционно-воспитательной и практической задач в условиях коррекционной школы возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания математики с другими учебными предметами, особенно с трудом.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Под методами обучения дидактике принято понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых учитель передает, а учащиеся усваивают знания, умения. В современной дидактике особое значение придается методам, развивающим способности учащихся, формирующим их мировоззрение.
Выбор методов обучения обусловливается рядом факторов: задачами школы на современном этапе развития, учебным предметом, содержанием изучаемого материала, возрастом и уровнем развития учащихся, а также уровнем готовности их к овладению учебным материалом. На выбор методов обучения оказывает влияние коррекционная направленность обучения в коррекционной школе, подготовка учащихся к овладению определенной профессией, а также решение задач социальной адаптации.
В зависимости от способов организации учебной деятельности школьников (репродуктивная, продуктивная деятельность) выделяются такие методы: объяснительно-иллюстративный, при котором учитель дает учащимся готовую информацию, а они ее воспринимают, осознают и запоминают; репродуктивный, при котором учитель дает образец выполнения задания, а затем требует от учащихся воспроизведения знаний, действий, заданий в соответствии с этим образцом; частично-поисковый метод, при котором учащиеся частично участвуют в поиске путей решения поставленной задачи. При этом учитель расчленяет поставленную задачу на части, частично показывает учащимся пути решения задачи, а частично ученики самостоятельно решают задачу.
Исследовательский метод — это способ организации творческой деятельности учащихся в решении новых для них проблем.
Широкое применение в школе находит проблемное изложение » знаний — это такое изложение, при котором учитель ставит проблему. Учащиеся, пытаясь ее разрешить, убеждаются в недостатке знаний. Эта проблема оказывается для них нередко неразрешимой. Тогда учитель показывает путь ее решения.
В учебном процессе в школе чаще всего мы наблюдаем комбинацию указанных методов. Комплексное их использование позволяет более полно решать задачи каждого урока.
В школе VIII вида наряду с традиционным иллюстративно-объяснительным методом обучения математике все шире внедряются продуктивные методы, особенно частично-поисковый метод, проблемное изложение знаний.
В условиях обучения школьников с недоразвитием интеллекта любому учебному предмету прежде всего ставится задача вооружить учащихся системой доступных им знаний, умений, необходимых для успешного овладения профессией, для быстрой адаптации в условиях современного производства, для активного участия в жизни.
Но достичь этого можно только при постоянной, целенаправленной коррекционной работе по ослаблению или преодолению дефектов интеллектуального и эмоционально-волевого развития детей.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
Особенности системы работы по математике обусловливается специфическими особенностями учебного предмета, его целями и задачами. Задача учителя математики не только обеспечить на уроке «принятие, осмысление, запоминание учебного материала, формирование умений его применять. Сначала следует учить школьников овладению обще учебными умениями и навыками, навыками умственной деятельности — анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Затем необходимо научить анализировать математические факты, делать доступные выводы, обобщения, облекать их в словесную форму в виде правил. Далее научить использовать полученные знания сначала в аналогичной, а затем в новой ситуации, при решении задач, создавая соответствующие условия в классе, например организуя деловые игры или экскурсии в мастерские, на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, стройки, в магазины и т. д.
Особенности математического материала, предусмотренного программой коррекционной школы, отражаются на построении уроков. Программой по математике предусмотрено изучение арифметического и геометрического материала, знакомство учащихся с величинами, единицами их измерения и измерительными инструментами. Нередко в один урок включается материал из разных разделов математики, что влияет на его организацию, структуру, выбор методов и приемов.
Наряду с решением образовательных и коррекционно-развивающих задач, на уроках математики решаются задачи воспитания положительных личностных качеств школьников, таких, как трудолюбие, настойчивость, аккуратность, чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизма и др. Готовясь к уроку, учитель не только определяет, какие воспитательные задачи будут решаться на этом уроке, но и подбирает задания и упражнения с учетом математического содержания урока и его воспитательных задач.
Наличие в учебной программе по математике для коррекционной школы двух уровней требований к знаниям учащихся, обусловленных неоднородностью состава учащихся каждого класса, разными возможностями в усвоении математического материала, безусловно, оказывает влияние на содержание, организацию, выбор наглядных средств и методов обучения на уроках математики, необходимость индивидуального и дифференцированного подхода.
Эффективность современного урока обеспечивается реализацией его задач: образовательной, коррекционно-развивающей, воспитательной, практической.
На одном уроке учитель, как правило, решает несколько учебных задач в зависимости от содержания материала и места, которое занимает урок в системе других уроков математики, а также в зависимости от возможностей учащихся: с одним материалом учитель только знакомит учащихся на уровне восприятия, осмысления и запоминания, с другим работает по применению в сходной ситуации, третий вид материала позволяет углублять, дифференцировать, обобщать, систематизировать, закреплять знания, вырабатывая прочные умения и навыки и используя их в новых ситуациях. В урок нередко включается материал, который готовит учащихся к восприятию новых знаний. Таким образом:
1. Каждый урок должен иметь четко сформулированную тему и цель. Так как урок математики включает и арифметический и геометрический материал, то на уроке может быть поставлена не одна, а несколько дидактических целей. Неоднозначность цели на уроке обусловлена необходимостью включать почти в каждый урок новый материал, повторять пройденное и готовить учащихся к восприятию новых знаний. Однако на каждом уроке математики должна быть одна главная дидактическая цель. Наряду с учебными целями формируются коррекционно-развивающие и воспитательные цели.
2. Содержание учебного материала на уроке должно отвечать теме, целям урока, быть доступно учащимся, отвечать требованиям индивидуального и дифференцированного подхода, научно, тесно связано с жизнью и трудом. На уроке необходимо сочетание арифметического и геометрического материала, теоретического и практического материала, упражнений вычислительного характера и решения задач. Объем учебного материала должен обеспечить активность учащихся и работу в течение урока в доступном темпе.
3. Методы и приемы работы на уроке должны отвечать возрастным особенностям школьников, развивать и корректировать их познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий, способностей анализировать, синтезировать, обобщать.
4. На каждом этапе урока математики ведется систематический контроль, за качеством усвоения знаний, формированием умений и навыков. Учитель ставит перед учащимися конкретные цели и добивается от каждого ученика (в зависимости от его возможностей) их реализации, осуществляет контроль, за деятельностью школьников, вносит коррективы в их знания, оказывает необходимую помощь, укрепляет уверенность, поощряет даже минимальные успехи.
5. Урок должен быть оснащен необходимыми наглядными пособиями и дидактическим материалом, учебниками и тетрадями (в клетку и без линеек для работ по геометрии), измерительными инструментами, техническими средствами. Каждый урок математики должен отличаться организационной четкостью: ясная цель каждой структурной части урока и ценность их главной дидактической цели урока, четкое планирование урока и правильное распределение времени между их структурной частью.
7. Учитель должен служить образцом подражания для учащихся, прекрасного знания учебного материала, владение методикой проведения, собранность, четкость инструкций, лаконичная, эмоциональность, доброжелательное отношение к учащимся.
8. Урок математики должен будить не только мысль, но и чувства. Учитель должен не забывать об эмоциональной стороне урока и воспитывать любознательность и интерес к математическим фактам и явлениям.
9. На уроках математики должны быть реализованы требовании лечебно-педагогического режима с учетом работоспособности и утомляемости умственно отсталых учащихся. Этому способствует переключение видов деятельности, проведение физкультминутки, целесообразное распределение учебного материала и видов работ и т. д.
Виды уроков математики определяются в первую очередь теми] основными дидактическими целями, которые на них решаются. Обычно каждый урок преследует не одну, а несколько дидактических целей. Эти дидактические цели определяются местом данного урока в системе уроков, содержанием его и уровнем усвоения знаний учащимися. Несмотря на многообразие дидактических целей одного урока,: всегда можно выделить основную цель. В зависимости от нее и от \ логики процесса обучения в математике различают несколько видов уроков:
1. Уроки усвоения новых знаний, на которых учащиеся знакомятся с новым математическим материалом: нумерацией, вычислительными приемами, решением нового вида задач, новыми свойствами фигур, величинами и мерами их измерения.
2. Уроки коррекции и закрепления нового материала (применение знаний в сходных ситуациях).
3. Уроки выработки практических умений (применение знаний в новых ситуациях).
4. Уроки повторения, обобщения и систематизации знаний (усвоение способов действий в комплексе).
5. Уроки проверки, оценки, коррекции знаний.
6. Комбинированные уроки.
Каждый тип урока имеет свои структурные элементы, но они носят динамический характер. Учитель должен выделить цель каждого структурного элемента (этапа) урока. Эту цель надо сообщить и учащимся — по возможности довести каждого ученика до осознания цели.
Структура урока определяется дидактическими целями. Составные части (этапы) урока тесно связаны между собой и обусловливают друг друга. Каждый этап урока ограничен определенным временем.
На уроке математики в школе VIII вида наиболее широкое] распространение получили следующие этапы урока:
1. Организация учащихся на урок.
2. Проверка домашнего задания.
4. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний.
5. Сообщение темы, целей урока. Сообщение нового материала учителем, восприятие и первичное осознание его учащимися.
6. Первичное закрепление новых знаний и включение их в систему имеющихся у учащихся знаний.
7. Повторение, обобщение и систематизация имеющихся знаний учащихся под руководством учителя и в самостоятельной деятельности.
9. Подведение итогов урока.
В пособии Перовой М.Н «Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида» описаны методы и приемы, формы организации обучения детей в коррекционной школе математике. Так же дается описание средств обучения, подробно изложена методика изучения всех программных направлений. Это – формирование представлений и понятий о признаках величины предметов, понятий длинный –короткий, длиннее, короче, равные, разные по длине; методика изучения первого десятка, получение чисел; методика изучения нумерации, сложения и вычитания в пределах 20, 100, дробей и процентов; методика изучения табличного и вне-табличного умножения, деления; методика решения арифметических задач; методика изучения геометрического материала. Значительное место в пособии отводится методике решения задач геометрического содержания.
Анализ методических основ преподавания математики в школе VIII вида дает возможность сделать заключение, что в настоящее время в методике обучения математике сделаны значительные шаги в поисках эффективных дидактических приемов корригирующего обучения математике на основе учета особенностей умственной деятельности учащихся и усвоения ими математических знаний.
Особенности обучения математике в специальных (коррекционных) классах VIII вида
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Особенности обучения математике в специальных (коррекционных) классах VIII вида
Отставание в развитии мыслительной деятельности у детей с интеллектуальным недоразвитием проявляется в крайне низкой познавательной активности (вплоть до отказа от задания). Для них характерна слабая сформированность логических приёмов умственных действий и замедленный тип мыслительных процессов; такие умственные операции как анализ, синтез, сравнение и обобщение на низком уровне. Бедность словаря, непонимание значения слов и выражений создают значительные трудности в обучении математике, особенно в обучении решению задач. Нередко учащиеся не решают задачу потому, что не понимают значения слов, выражений, предметной ситуации задачи, а также той математической «нагрузки», которую несут такие слова, как «другой», «второй», «оба», «каждый». Бедность словаря проявляется и при составлении задач: учащиеся оперируют словами-штампами, не могут избежать слов-штампов в формулировке вопросов, заменяя специфические слова в вопросах общим словом сколько. Например: «Сколько расстояние. » вместо «Каково расстояние. », «Сколько равен периметр?» вместо «Чему равен периметр?» и т.д.
Требуется целая система наводящих вопросов, чтобы ученик почувствовал и осознал абсурдность ответов. Некритичность мышления проявляется и при решении задач. Учащихся не смущает, что ответ часто не соответствует ни условию, ни вопросу задачи. Некоторые учащиеся бывают не уверены в своих действиях, они часто обращаются к учителю за поддержкой, не пишут ответа, пока не получат одобрения со стороны учителя. Без всякого критического обсуждения они могут тут же изменить ответ, решение задачи, не вдумываясь в то, что делают.
В связи с наличием ряда трудностей при обучении детей математике, существуют особенности обучения предмету.
Дети усваивают материал медленно и с большим трудом, при этом затрачивая очень много усилий, поэтому следует дозировано подавать материал.
Без достаточно длительной подготовки детям сложно усвоить новый материал. Всегда есть пропедевтический период.
Материал повторяется и закрепляется на каждом уроке.
Наряду с формированием практических умений, детям дается и необходимое количество теоретических знаний. Материал подается путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметами.
Материал нужно делать более образным, эмоциональным, запоминающимся. Только образы наполняют математические понятия содержанием. Понятия без образов звучит как без-образ-ны, пусты. Следует применять большое количество наглядности, разнообразные таблицы, счетный материал, карточки, дидактические игры, натуральные предметы и т.п.
Обучающиеся специальных (коррекционных) классах VIII вида усваивают программный материал не полностью; плохо запоминают и слабо удерживают в памяти то, что преподносится им на уроке; их знания недостаточно чётки. Этим детям требуется дополнительная помощь учителя, специфические приёмы обучения.
В зависимости от темы и целей каждого отдельного урока математики я подбираю самые разные методы преподнесения учебного материала. Но в работе с детьми со сниженным интеллектом, имеющими недостаточную математическую подготовку, предпочтение отдаю коррекционным методам, направленным на развитие познавательной активности, мышления и речи этих учащихся.
Один ученик на доске записывает числа под диктовку учителя, затем ведется работа с данным числовым рядом: 1, 12, 6, 50, 31, 7, 25
-назвать только однозначные;
-назвать только двузначные;
-назвать только круглые десятки;
-назвать число, в котором 3 дес. и 1 ед и т.д.;
-прочитать числа в прямом порядке;
-число, которое стоит третьим по счету;
-прочитать числа в обратном порядке;
-записать по памяти.
Делаем вывод:- Сколько чисел записано на доске?
— Сколько различных цифр использовали для записи данных чисел?
— В чем отличие числа от цифры.
Перечислю ещё несколько приёмов, которые использую на этапе устного счета.
1.Использование демонстрационных карточек.
В 5 классе учитель показываю две карточки с числами 80 и 70 и спрашиваю, какие, действия можно выполнить с данными числами? (Сложение и вычитание.) Затем предлагаю задания:
Найди сумму этих чисел.
Найди разность этих чисел.
Увеличь число 80 на 2, на 20.
Уменьши число 80 на 2, на 20.
После этого учитель выставляю на доске три карточки с числами 20,
9 и 11 и спрашиваю:
— Какое число из данных трех чисел может быть уменьшаемым?
Составь пример. Реши его устно. Какие числа из данных трех чисел могут быть слагаемыми? Составь примеры. Реши их устно.
2. Упражнение «Найди и исправь ошибку»:
3. Выпиши примеры на сложение в правый столбик, примеры на вычитание во второй столбик. Реши примеры:
4. Выпиши примеры с ответом 12 в правый столбик, а примеры с ответом 15 во второй.
Все эти упражнения не требуют дополнительных устных пояснений, поэтому я их предлагаю ребятам на карточках или записываю на доске.
Все предложенные выше упражнения не только совершенствуют знания детей по различным темам, но и развивают устойчивость внимания, увеличивают его объем, учат распределять и переключать его, вносят разнообразие в виды деятельности детей на уроке способствуют организации работы класса.
Умственно отсталые школьники с большим интересом выполняют следующие упражнения:
1 На доске выставлены круги разной величины и цвета и один треугольник.
Задание: рассмотри выставленные фигуры и покажи, какая фигура лишняя. Почему она лишняя? Как вы думаете, какая будет тема урока?
2. Игровая ситуация “Что изменилось?”. Даны фигуры, разные по форме и цвету.
Задание: рассмотри фигуры, закрой глаза (в это время я убираю или переставляю одну из фигур). А теперь посмотри, что изменилось?
Выполнение таких упражнений я называю “Наблюдательные разминки”.
При изучении темы “Сложение и вычитание в пределах 100”предлагаю учащимся такие “наблюдательные разминки”.
Какое число лишнее, в какой строчке
По какому правилу записан каждый ряд чисел?
Продолжи его: 10 30 50. 14 34 54.
(Числа в первой и во второй строках записаны через 20.)
По какому признаку записаны столбики примеров:
3. Очень хорошим приемом, по моему мнению, являются задания тестового характера, которые классифицируются следующим образом:
Тесты с выбором одного правильного ответа.
Тема. Все действия в пределах 100.
Если 10 увеличить в 2 раза, будет
Если из 14 вычесть 4, будет
Если из 42 вычесть 0, будет
Если к 13 прибавить 3, будет
Если к 25 прибавить 0, будет
Если 37 уменьшить на 7, будет
Тесты с выбором всех правильных ответов.
В каких числах 3 единицы?
а) 300; б) 23; в) 3; г) 503; д) 12
2. На сколько надо уменьшить 1м, чтобы получить 10 см?
а) на 9см; б) на 9 дм; в) на 90 см; г) на 9м
3. Произведение каких чисел равны 24?
А) 6 и 4; б) 2 и 8; в) 4 и 6; г) 3 и 8; д) 20 и 4
Тесты на установление соответствия.
Соедини линиями прямоугольники, в которых записаны выражения с теми прямоугольниками, в которых записаны их значения.
Для многих ребят с нарушением интеллекта предмет является сложным, хотя при всем этом математика входит в число любимых предметов учащихся. Они с удовольствием выходят отвечать к доске, выполняют задания по карточкам. Правда, работать совершенно самостоятельно умеет мало кто, и поэтому на уроках математики так необходим индивидуальных подход к учащимся.
В работе можно использовать также такие виды деятельности, как работа в парах (хорошо успевающий ученик работает с менее успевающим), взаимный контроль.
Оценки выставляются всем, но при этом необходимо незаметно наблюдать и контролировать деятельность каждого ученика. Иногда оценки за работу учащимся разрешаю поставить самому ученику-консультанту.
Иногда ученик лучше понимает не учителя, а ученика. Так, решение примеров на умножение и деление на однозначное или двузначное число или на сложение и вычитание смешанных чисел многим дается не без усилий. Объяснение учителя, таблицы-опоры, образец решения иногда играют незначительную роль. И тогда можно призвать на помощь активного ученика, он по-своему объясняет товарищу логику и порядок решения трудного примера и товарищ начинает думать и работать самостоятельно.
Для лучшего усвоения материала на уроках математики в условиях специальной (коррекционной) школы вся информация, преподносимая учащимся с общим интеллектуальным недоразвитием должна быть социально значима для них. Исходя из этого, для решения задач я подбираю материал, связанный с их собственной жизнью: домашним бытом, учёбой, отдыхом, предполагаемой различной деятельностью во взрослой жизни.
На уроках математики использую следующую тематику
1. Одежда и обувь.
Задача: Научить делать покупки и обосновывать свой выбор.
2. Бюджет.
Задача: Формировать умения планировать бюджет, распоряжаться деньгами и уметь их распределять. Вступать в социальные взаимоотношения, уметь вести хозяйство.
3. Питание.
Задача: Формировать ответственность за своё здоровье, через организацию правильного питания. Правильно вести себя дома и вне дома при приеме пищи.
Тематика: Расчет питания на день, неделю, месяц. Стоимость блюда (расчет по рецепту).
Внимательно прочитай или прослушай:
Мальчик пошел в магазин и купил:
500 гр. масла, полкило колбасы, 1литр молока, 2кг картофеля.
— Сколько сахара должен купить мальчик, чтобы общий вес продуктов был равен 5кг?
— Можно ли из продуктов, купленных мальчиком, приготовить кашу? А пюре? Расскажите, как это сделать.
Большое внимание надо уделять практическим работам с мерами длины, массы. Часто учащиеся не представляют, где применяется такая единица измерения, как миллиметр. Можно попросить учащихся самостоятельно привести примеры, в которых требуется произвести измерение в миллиметрах. Например, если стекольщик вырежет стекло на 2 мм или 3 мм длиннее, то оно не войдет в раму; если сапожник сделает набойку на 3 мм или 5 мм шире каблука, то она будет торчать и испортит вид ботинка, и т. д.
При изучении прямоугольника, периметра прямоугольника учащиеся измеряли и записывали длину и ширину классной комнаты, классной доски, высоту книжного шкафа, высоту двери, ширину и длину письменного стола. Аналогичные задания давались на дом: измерить и записать свой рост, дину и ширину своей комнаты и т. д.
Наибольшие трудности представляет усвоение таких мер массы, как тонна и центнер. Ощутить массу таких единиц измерения массы практически невозможно. Пытаюсь конкретизировать эти меры, соотнося центнер с массой двух мешков муки или с массой одного мешка риса, тонну с массой 10 таких мешков риса. В этом случае полезно пойти на экскурсию на рынок, товарную станцию.
С соотношением мер массы и с обозначением их при числах ученики знакомятся сразу же после усвоения самих мер. Полезно давать ученикам такие задания:
Нужно измерить длину шнура. Какую единицу измерения для этого лучше выбрать?
Нужно определить массу (вес) двух мешков картофеля, буханку хлеба, пакетика семян. Какими мерами измеряют массу этих предметов? Нужно определить ширину и высоту окна. Какие меры для этого нужно выбрать? Нужно определить рост и массу ученика. И т. д.
Хочется остановиться на применении на своих уроках изданных рабочих тетрадях для 5-9 классов, авторы: Алышева Т.В., Петрова М.Н., Яковлева И.М., которые тоже способствуют внедрению в учебный процесс инновационных методических приемов. В данных пособиях прослеживается связь математики с практической деятельностью человека, окружающим миром. Пособия являются хорошим материалом, как для урока, так и для домашнего задания и содержит много задач такого типа.
2. Игра «Составь пример». По теме «Письменное сложение и вычитание». Первый ученик придумывает первое число, второй соответственно второе число, третий придумывает знак действия, четвёртый ученик решает. Затем роли меняются. Учитель должен следить, чтобы действие было выполнимо, с помощью наводящих вопросов это можно успешно регулировать.
3. Игра «Составь задачу». Каждый из учащихся называет по одному элементу задачи: «первое известное», «второе известное», числовые данные», вопрос. Учитель фиксирует это на доске, «собирая» краткое условие. Когда всё готово, задача учеников проверить условие, возможность решения. Примечание: иногда получаются чрезвычайно забавные задачи.
5. «Решение по цепочке». На доске задание. По очереди ученики выходят к доске и пишут по-одному этапу решения или по-одному элементу записи. В конце должен получится правильный ответ. Если таковой имеется, ученики получают вознаграждение в виде пятёрок или другого.
7. «Обмен тетрадями». Приём корректирует и совершенствует внимание, умение разбираться не только в своём, но и чужом почерке, адекватно оценивать. Учащиеся выполняют работу, затем обмениваются тетрадями и проверяют сделанное красными карандашами, подчёркивают то, как им кажется, выполнено неправильно. Могут поставить оценки. Затем ошибки и оценки обсуждаются. Учитель корректирует и разъясняет, почему та или иная отметка выставлена необоснованно.
8. «Найди ошибку».Учитель записывает решение на доске нескольких примеров. Где-то спрятана ошибка. Задача учащихся найти её. Кто первый догадается, тот получает призовую фишку. Из опыта скажу, что это весьма полезное задание, потом ученики сами контролируют учителя, находят «случайные описки».
9. «Лотерея».учитель записывает на карточки по одному слову. Я использую слова, значение которых неплохо знакомо детям. Например, утюг, пылесос. Каждый из ребят вытягивает карточку. Его задача составить задачу (определённый вид, который сейчас изучается) про этот предмет. Здесь важно проследить адекватность ситуации в задаче. Часто у ребят утюг может стоить 5 рублей, надо им объяснить, что таких цен нет.
10. «Найди пару». Учащиеся вытягивают карточки. На каких-то карточках записаны слова, названия предметов, на других числовые данные (сколько-то рублей, см, кг, мин.).
В заключении хочется отметить, что изучение математики должно обогащать ум и душу ребенка, помогать нашим маленьким гражданам жить полноценной, богатой духовно и успешной жизнью сейчас и быть способным в будущем найти свое достойное место в этом сложном, меняющемся мире.