задачи основного периода обучения грамоте

Основной период обучения грамоте

Просмотр содержимого документа
«Основной период обучения грамоте»

Организация и содержание работы в основной период обучения грамоте.

Обучение грамоте важный период в жизни каждого школьника. Именно в этот момент закладываются важные личностные качества, развивается мышление и речь, происходит изучение всех букв русского алфавита, вырабатывается навык плавного слогового перехода в целые слова.

Основной период обучения грамоте включает четыре последовательных ступени:

Первая ступень. Учащиеся овладевают приемами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающих согласных. По сюжетным картинкам первоклассники учатся связному рассказыванию, по предметным – анализируют слогозвуковой состав слов с применением схем. Овладевают письмом слогов и первых слов.

Вторая ступень. Главная задача второй ступени – научить быстро ориентироваться в слогозвуковой структуре слов и закрепить основные приёмы чтения слов, включающих слияние в разной позиции. Дети учатся отвечать на вопросы по содержанию текста.

Третья ступень. На третьей ступени дети знакомятся с чтением йотированных букв, с употреблением разделительных ъ и ь.

Четвертая ступень. На четвёртой ступени (иногда выделяют её как послебукварный период) дети читают тематически сгруппированные произведения детских писателей. Работа по чтению на этой ступени приближается к той, которая типична для уроков чтения во втором полугодии I класса.

Виды работ в основной период обучения грамоте

1) Работа со слогом. В русском языке сложилось две позиции по выбору предпочтительного способа слогоделения. Д.С. Фонин, Н.М. Бетенькова тяготеет к теории сонорности слогообразования и слогоделения. Ее сторонники считают, что традиционное деление на слоги не соответствует нормально речи. [1]

2) Знакомство c ударением занимает особое место в обучении грамоте. Оно выполняет роль важного средства звуковой организации слов и речи. В методике обучения грамоте имеется много способов формирования у детей умения выделять ударный слог.

3) Изучение звуков в основной период обучения грамоте является важной частью всего обучения. Ведь звук является основой обучения грамоте. На уроках проводится звуковой анализ слов и слогов, звуковой синтез слов, анализ звуков.

4) Знакомство с буквами в основной период обучения грамоте сложная и трудоемкая работа. Очень важно добиться усвоения детьми всех букв. С этой целью проводятся упражнения по ознакомлению, запоминанию и узнаванию буквы.

Таким образом из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основной период обучения грамоте это сложный процесс, во время которого преподавателю предстоит за относительно короткий промежуток времени нужно помочь ребенку освоить большой объем информации.

Источник

Организация и содержание работы в основной период обучения грамоте.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Организация и содержание работы в основной период обучения грамоте.

Обучение грамоте важный период в жизни каждого школьника. Именно в этот момент закладываются важные личностные качества, развивается мышление и речь, происходит изучение всех букв русского алфавита, вырабатывается навык плавного слогового перехода в целые слова.

Основной период обучения грамоте включает четыре последовательных ступени:

Первая ступень. Учащиеся овладевают приемами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающих согласных. По сюжетным картинкам первоклассники учатся связному рассказыванию, по предметным – анализируют слогозвуковой состав слов с применением схем. Овладевают письмом слогов и первых слов.

Вторая ступень. Главная задача второй ступени – научить быстро ориентироваться в слогозвуковой структуре слов и закрепить основные приёмы чтения слов, включающих слияние в разной позиции. Дети учатся отвечать на вопросы по содержанию текста.

Третья ступень. На третьей ступени дети знакомятся с чтением йотированных букв, с употреблением разделительных ъ и ь.

Четвертая ступень. На четвёртой ступени (иногда выделяют её как послебукварный период) дети читают тематически сгруппированные произведения детских писателей. Работа по чтению на этой ступени приближается к той, которая типична для уроков чтения во втором полугодии I класса.

Виды работ в основной период обучения грамоте

1) Работа со слогом. В русском языке сложилось две позиции по выбору предпочтительного способа слогоделения. Д.С. Фонин, Н.М. Бетенькова тяготеет к теории сонорности слогообразования и слогоделения. Ее сторонники считают, что традиционное деление на слоги не соответствует нормально речи. [1]

2) Знакомство c ударением занимает особое место в обучении грамоте. Оно выполняет роль важного средства звуковой организации слов и речи. В методике обучения грамоте имеется много способов формирования у детей умения выделять ударный слог.

3) Изучение звуков в основной период обучения грамоте является важной частью всего обучения. Ведь звук является основой обучения грамоте. На уроках проводится звуковой анализ слов и слогов, звуковой синтез слов, анализ звуков.

4) Знакомство с буквами в основной период обучения грамоте сложная и трудоемкая работа. Очень важно добиться усвоения детьми всех букв. С этой целью проводятся упражнения по ознакомлению, запоминанию и узнаванию буквы.

Таким образом из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основной период обучения грамоте это сложный процесс, во время которого преподавателю предстоит за относительно короткий промежуток времени нужно помочь ребенку освоить большой объем информации.

Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия, 2000 (2004). С. 49-69.

Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1987. С. 49-63.

Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1979. С. 47-60.

Источник

Основной период обучения грамоте.

Рассмотрим содержание работы в основной период обучения грамоте по различным программам начального обучения.

Традиционная программа. Авторы: В.Г.Горецкий и др. Учебник «Азбука».

Задачи основного этапа.

— Изучить все звуки и буквы.

— Научиться правильно соотносить звуки и буквы.

— Усвоить сочетания букв.

— Практически усвоить правила графики.

— Выработать умение плавного слогового с переходом на целые слова чтения.

Принцип изучения букв – частотный.

Основной (букварный) период обучения грамоте включает четыре последовательные ступени.

На первой ступени букварного периода учащиеся овладевают приемами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных.

Тексты просты и кратки. Например,

Следует детей научить следить за чтением (указка) и замечать ошибки товарищей. Важно проверять понимание прочитанного путем постановки вопросов по содержанию.

Используются слоговые таблицы для чтения и составления слов.

На второй ступени букварного периода учащиеся овладевают быстрой ориентировкой в слогозвуковой структуре слов, закрепляют основные приемы чтения слов, включающих слияние в разных позициях.

Для этого дети должны быстро находить в слове его центральную часть – слияние – и определять способ чтения примыкающих к нему согласных, читаемых до слияния. Например,

Повторное чтение текста может быть выборочным. Дети учатся отвечать на вопросы по содержанию текста, последовательно пересказывать прочитанное, читать текст про себя, готовясь читать вслух.

На этой ступени учитель в большей степени дифференцирует обучение, т.к. одни их учащихся уходят вперед, другие отстают.

На третьей ступени значительно возрастает объем чтения (несколько текстов на странице). Дети учатся читать не только прозаические, но и стихотворные тексты. Например, с. 139:

Из какого произведении взяты строчки?

Делать было нечего.

Галка села на заборе, кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря

— А у меня в кармане гвоздь.

— А у нас сегодня гость.

В звуковом анализе упражняются преимущественно отставшие учащиеся.

Главное внимание уделяется совершенствованию техники чтения, причем в связи со звуковым анализом детям разъясняются правила произношения слов в речи (орфоэпические нормы): его [ево], что [што].

Учащиеся наблюдают некоторые орфографические явления, например, море – морская (безударная гласная).

На этой ступени ещё больше внимания уделяется высказываниям по картинкам и наблюдениям, активизации и обогащению словаря.

Хорошо успевающие учащиеся получают возможность помимо букварных читать дополнительные художественные тексты.

На четвертой ступени дети читают тематические сгруппированные произведения детских писателей. Работа по чтению на этой ступени приближается к той, которая типична для уроков чтения.

Изучаются звук [й ] и буква й, ъ и ь знаки, [ц ]и [щ.].

Все эти звуки и буквы обладают не только малой частотностью, но и специфическими особенностями, на которые необходимо обратить внимание учащихся.

На этой ступени закрепляются знания о написании сочетаний чу, щу, ча, ща, жи, ши.

Школа 2000 – 2100. Авторы: Р.Н.Бунеев и др. Учебник «Моя любимая азбука».

Основные цели этапа:

— Формирование навыка чтениям у детей, которые до школы не читали и совершенствование этого навыка у читающих детей.

— Развитие интереса к чтению и желания читать (формирование у детей типа правильной читательской деятельности).

— Пропедевтическое ознакомление детей с рядом языковых явлений из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии, значительное обогащение словарного запаса детей.

В учебнике предложена особая последовательность введения букв, которая определяется:

— частотностью употребления букв в речи;

— особенностями начертания букв (изучаются сразу г, п, т, р, и);

— возможностью сразу составлять и читать слоги и простые одно- и двусоставные слова.

Основной период включает в себя второй раздел учебника «Учим буквы – учимся писать».

Страницы, на которых вводятся новые буквы, оформлены одинаково: в левом верхнем углу дано изображение печатной и письменной буквы, схематичное изображение буквы (человечек), картинки, с помощью которых дети называют слова для слого-звукового анализа. Далее помещены столбики слогов и слов для тренировки техники чтения, материал для упражнений в составлении слов и т.д.

Постепенно на левых страницах появляются предложения, затем маленькие тексты, которые дети в классе уже могут прочитать.

Правая страница каждого разворота – это текст для читающих детей, который, как правило, тематически связан по содержанию с предыдущей страницей. В отличие от слов и текстов левой страницы этот текст набран полужирным шрифтом. Однако в каждом из текстов для читающих детей есть такие слова, которые уже могут прочитать и те, кто только учится читать. Эти слова напечатаны тем же шрифтом, что и все левые страницы разворотов. Постепенно, от страницы к странице, слов, которые могут прочитать все дети, становится все больше и больше, и в конце азбуки все слова и тексты на обеих страницах по виду уже не отличаются. Это значит, что весь класс научился читать.

Система Л.В.Занкова. Программа Н.В.Нечаевой., Учебник «Азбука», авторы Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец.

Целью обучения школьников является достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков. Под общим развитием понимается целостное развитие ребенка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья школьника, причем каждому из этих компонентов придавал одинаково важное значение.

Цели соответствуют дидактические принципы:

— обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;

— ведущая роль теоретических знаний;

— осознание школьниками процесса учения;

— быстрый темп прохождения учебного материала;

— работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.

Типические свойства методической системы:

Частные задачи периода обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они ориентированы на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности.

Задачи периода обучения грамоте:

— Научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе.

— Расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека.

— Активизировать внутреннюю и внешнюю (устную и письменную) речь, представить речь и её средства объектом осознания учениками.

— Развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению.

Развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку.

Обучение чтению строится на аналитико-синтетическом звукобуквенном методе. Он предполагает правильное, быстрое неразрывное озвучивание какой-то последовательности букв с учетом возможного расхождения звукового и буквенного состава слов (мены звуков).

В «Азбуке» буквы вводятся группами в соответствии с их фонетическими особенностями. Движение идет от наиболее слышимых и менее проблемных звуков к менее слышимым и более проблемным: от однозвучных гласных (а, у, ы, о, э, и), сонорных (й, л, м, н, р) и звонких парных согласных к глухим парным (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш) и непарным согласным, йотированным гласным (е, ё ю, я), к Ь и Ъ. Это обеспечивает в том числе длительность анализа звуков, обладающих близкими характеристиками.

В этой системе отказались от обычно принятой на первых порах разбивки слова для чтения. Но, чтобы чтение состоялось, выдерживается движение от маленьких простых по слоговому составу слов к постепенному увеличению их длины и слоговой трудности. Таким образом, чтение начинается со слов в две, три, четыре буквы без стечения согласных.

Условно основной этап обучения грамоте можно разделить на 3 этапа:

На первом этапе развиваются начатые на подготовительном этапе линии работы; используется опосредованное чтение и коррекционные задания; вводятся самые слышимые из согласных звуков – сонорные и соответствующие им буквы Л М Н Р Й; на маленьких, простых по составу словах отрабатывается слитное неразрывное чтение слов; осваивается чтение мягких согласных перед И.

На втором этапе продолжаются опосредованное чтение и коррекционные задания, но их доля существенно снижается; изучаются звонкие и глухие парные согласные звуки и соответствующие им буквы; увеличивается доля читаемых слов, появляется стечение согласных; осваивается чтение букв, обозначающих всегда твердые согласные [ж], [ш], формируется начальное представление о менах звуков.

На третьем этапе, когда у детей появляется достаточный опыт фонетического анализа слов и их чтения, вводятся двузвучные гласные буквы, обозначающие непарные глухие согласные звуки, мягкий и твердый знаки; еще более усложняется слоговая структура слов; осваивается чтение букв, обозначающих всегда твердый согласный звук [ц] и всегда мягкие согласные звуки [ч`], [щ`], формируется представление о расхождении количества звуков и количества букв в слове, расширяется представление о менах звуков; к минимуму сводятся опосредованное чтение и коррекционные задания.

Под опосредованным чтением понимается система заданий, в результате выполнения которых активизируются функции, необходимые для чтения словесного материала.

Чтобы понять содержание этой работы, надо понять, какие действия мы совершаем при чтении.

Уметь читать – это значит уметь правильно и быстро перекодировать определенную последовательность разных знаков (33 буквы и знаки препинания), понимать их смысл.

Задания на развитие способности перекодировать разные знаки:

1. «Чтение» рисунков, в ходе которого расшифровываются знаки города, спортивные знаки, смысл театральных костюмов, знаки природы, знаки устной речи – движения, мимика, жесты, чтение пиктограмм, схем предложений и слов (подготовительный период) – расшифровка мимики, жестов.

2. Соотношение названия нарисованного предмета с его схемой и фиксация слышимого слова в виде его схемы: Прочитай слова. Впиши буквы. Как называются их звуки?

Задания, формирующие умение точно, быстро и слитно озвучивать (точно и быстро просматривать) ряд знаков:

1. Озвучивание схем слов, предложений: Найди предложение по схеме:

2. Дыхательные упражнения: Сделай вдох. На выдохе тяни звук буквы как можно дольше. Сделай вдох. На одном выдохе, без перерыва кратко произнеси точное количество звуков этой буквы.

3. Нахождение в ряду букв маленькой буквы, соответствующей заданной большой: Быстро посмотри строчки. Подчеркни такую же, но маленькую букву:

А л я а о я а л а о

У к х у ч ю у к ч у х

Э о с э е з с э а э з с

4. Подчеркивание в тексте заданной буквы: быстро посмотри строчки, подчеркни буквы Ы:

Диги, диги, диги, дон, Выходи скорее вон!

Задания, требующие многократного прочтения слов, предложений по косвенным мотивам:

1. Изменение мысли в предложении при изменении формы слов и их порядка, служебных слов, интонации.

Например, задается вопрос «Он или она?»:

Шура говорила с мамой.

Шура говорил с мамой.

Шура говорит с мамой.

Александр говорит с мамой.

Саша говорит с мамой.

Найти повод для перечитывание очень просто: за каждым словом стоит единство лексического, грамматического значения и особенности звукобуквенного состава.

2. Исправление опечатки:

Выделено предложение-образец: Бараны били в барабаны.

Бараны были в барабане.

Бананы били в барабаны.

Бараны выли в барабаны.

Вараны били в барабаны.

Бураны были в барабане.

Бараны жили в барабане.

Бароны били в барабаны.

Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, программа В.В.Репкина, авторы учебника «Букварь» В.В.Репкин, П.С.Жедек, В.А.Левин.

Исходная задача развивающего обучения – обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

Основное внимание в этой системе уделено механизму обучения чтению, при этом использован разработанный автором позиционный принцип, сущность которого состоит в требовании выработать у ребенка ориентацию на последующую букву. Особое внимание уделяется дифференциации, с одной стороны, гласных и согласных, с другой стороны, мягких и твердых согласных фонем. Дифференциации согласных по звонкости-глухости не придается особого значения, полагая, что эти понятия обслуживает не этап обучения грамоте, а следующий за ним – этап изучения орфографии.

Вот как описывает сам Д.Б.Эльконин позиционный принцип: «Видишь согласную букву – не произноси её звукового значения, а смотри на следующую за ней букву, обозначающую гласный звук. Если это буквы А О У Ы Э, то гласная обозначает твердый согласный звук, если это Е Ё Ю Я И, то гласная обозначает мягкий согласный звук».

Открытие ребенку принципа позиционности русского чтения составляет основу системы. Способ введения гласных букв резко отличает систему от других букварных систем. Обычно введение гласных букв проходит в два этапа: сначала дети учатся читать слоги с буквами А О У Ы И по правилу: видишь гласную букву – назови, а при знакомстве с буквами Е Ё Ю Я это правило «прямого чтения» перерастает на правило позиционного чтения.

Обучаясь по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, ребенок сразу учится позиционному чтению. Для этого гласные буквы вводятся парами: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е. Этот метод имеет два преимущества. Читая свои первые слоги, ребенок сразу овладевает общим способом чтения любых слогов: учится ориентироваться на гласную букву, следующую за согласной. А моделируя отношения согласных и гласных, ученик открывает первую в своей жизни закономерность родного языка, решает первую учебную задачу.

Все дальнейшее содержание «букваря» строится как раскрытие и конкретизация основного правила. Сначала на материале двенадцати букв согласных: парных по твердости-мягкости дети подтверждают уже выделенное правило. Потом при знакомстве с пятью согласными, непарными по мягкости-твердости (Ж Ш Ч Щ Ц), ученики узнают особенности обозначения этих фонем и обнаруживают, что ранее изученное правило обозначения твердых и мягких согласных на письме с помощью букв гласных нуждается в уточнении. Выводятся первые орфографические правила написания гласных после согласных, непарных по мягкости-твердости. При знакомстве с Ь ученики обнаруживают еще одно ограничение способа обозначения мягкости и твердости согласных с помощью букв гласных. Согласный, парный по мягкости-твердости, может находится не только перед гласным, поэтому необходим ещё один способ обозначения мягкости: с помощью буквы Ь.

Источник

Сообщение: «Периоды обучения грамоте»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Подготовительный период обучения (45 ч)

Учащиеся начинают работу с материалом из первого раздела, который называется «Давайте знакомиться!» Его цель — ввести детей в мир общения, помочь установить контакты между ними, создать на уроке атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви.
На уроках параллельно с устной речью начинает формироваться письменная речь: от ее предметно-практического уровня к знаково-символическому и алфавитному, звукобуквенному письму. Усвоение языка начинается с конкретных представлений о слове и его номинативной функции, о слове как имени человека, как названии предметов окружающего мира. Постепенно слово, выступающее перед ребенком сначала со стороны значения, раскрывается для него со стороны звучания. Привлечь внимание детей к звучанию слова помогают рифмовки, считалки, стишки с элементами звукоподражания, акцентирующие внимание на звуковой стороне слова. Изображение звуков в схемах мотивированно —кружок символизирует свободное прохождение воздуха при произнесении гласных, а перекладинка и волнистая черта в кружочке говорят о препятствиях, возникающих при произношении согласных. Дети учатся различать устные и письменные формы общения, обращают внимание на слова как средства общения людей, учатся решать не только речевые, но и нравственные задачи в процессе общения.
Одновременно с азбукой дети работают в Рабочей тетради «Рисуй, думай, рассказывай», которая готовит руку ребенка к письму, учит ориентироваться на рабочей строке, упражняться в развитии логического и ассоциативного мышления.

Основной (букварный) период обучения (144 ч)

В этот период идет овладение звуко-буквенным письмом как наиболее эффективным способом записи мыслей, освоение чтения и письма как видов речевой деятельности, развивается культура речевого общения, совершенствуются коммуникативно-речевые навыки.

Учащиеся работают с материалом из второго раздела азбуки, который имеет название — «Страна АБВГДейка». Продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Школьники обучаются первоначальному чтению и письму, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре. При обучении первоначальному чтению применяется все разнообразие аналитико-синтетических упражнений, представленных в игровой наглядно-образной форме. Установка на чтение словами реализуется в материалах, подобранных с учетом универсальных принципов различения и узнавания буквенного состава слова и ориентированных на одновременно целостное и дифференцированное восприятие слова. Активно используются разные формы чтения: послоговое, целыми словами, темповое, интонационное, выразительное. Структура и содержание азбуки предполагают использование вариативных методов обучения грамоте, вплоть до самообучения (самостоятельное «открытие» учащимися каких-либо элементарных языковых закономерностей и т. д.). Осуществлять это несложно, так как содержание азбуки выстраивается в логике развития познавательных процессов ребенка при освоении им грамоты. Развитию творческой самостоятельности учащихся способствуют разнообразные коммуникативно-речевые задачи, ставящие детей в ситуацию выбора учебного материала и заданий к нему. Это отвечает природе ребенка и развивает положительное отношение к учению. Вводится работа в парах (постоянного и переменного состава), которая предусматривает помощь в чтении отстающим детям со стороны более подготовленных. На уроках складываются условия для взаимообучения и интенсивного продвижения вперед каждого из учеников. «АБВГДейка» обеспечивает активную деятельность всех учащихся, имеющих различный уровень подготовки к школе. В самом начале учебника читающим детям предлагаются тексты для чтения. Интерес ребят к чтению, к книге всемерно поддерживается: на страницах азбуки ребенок встречается с любимыми героями детских книг, знакомится с новыми произведениями.
Лексика «АБВГДейки» ориентирована на большую и разнообразную работу со словом. На простейших моделях учащиеся знакомятся с многозначными словами, синонимами, антонимами и омонимами, фразеологическими выражениями. Значительное место отводится развитию речевых умений при составлении предложений и текстов. Систематическая работа со словом создает условия для формирования орфографических навыков и постижения образного языка художественных текстов. При обучении письму вводится печатный шрифт, освоение которого способствует созданию у детей зрительно-двигательного образа буквы, благоприятно сказывается на ее усвоении. Однако основное внимание уделяется освоению письменного шрифта. Дети осваивают правила русской графики, у них активно формируются первоначальные орфографические умения.

Послебукварный период обучения (18 ч)

Однако литературная часть азбуки ориентирована не только на развитие навыка чтения, но и на развитие умения понимать тексты разного типа: научные и художественные. Сопоставление этих текстов позволяет детям вести самостоятельные наблюдения над языком художественных произведений, употреблением слов в художественных текстах. «Литературные секреты», представленные в наглядно-образной форме, помогают детям почувствовать ритм, мелодию и образный язык художественных произведений. Имеются задания, стимулирующие литературное творчество детей, помогающие учителю строить уроки-диалоги, уроки общения читателя

с писателем, книгой, ее героями.

Параллельно с литературной частью азбуки идет работа в Рабочей тетради «Пишу красиво». Главное назначение пособия — закрепить каллиграфические и орфографические навыки.

Система заданий и подбор материала обеспечивают развитие литературно-художественных способностей школьников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *