задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением

Дидактические задачи

Дидактические задачи — это задачи управления учебно-познавательной деятельностью, т.е. учением. В них, по мнению В.И.Загвязинского, всегда заключено противоречие между их исходными и перспективными параметрами. Решение дидактических задач должно подвести учащихся к умелому выполнению двух категорий действий. Соответственно этим действиям можно выделить две группы подзадач. К первой группе относятся действия, составляющие учебную деятельность (учебные действия), и задачи, на решение которых направлены (или могут быть направлены) эти действия (учебные задачи). Вторую группу образуют действия, которые ученик должен научиться осуществлять (критериальные действия), и задачи, которые он должен научиться решать (критериальные задачи).*

В процессе учения учащиеся овладевают средствами решения критериальных задач, в том числе моделями способов решения. Их успешное решение — показатель достижения целей обучения при условии, что последние адекватно представлены в системе критериальных задач. Описание критериальных задач дается в учебных программах в виде требований к знаниям и умениям учащихся.

И педагогика, и психология первоначально существовали в лоне философии, от которой вначале отпочковалась педагогика, а затем и психология.

Сибирский государственный университет. путей сообщения. Психология и педагогика. Учебное пособие. Рекомендовано.

Итак, доктор Спок, подчеркивалось в печати прошлых лет, с именем которого связана гуманистическая педагогика, выступил со статьей.

Повышению педагогической культуры родителей служит семейная педагогика, которая является важнейшим разделом педагогической науки.

Семья как фактор воспитания личности ребёнка. Семейная педагогика является составной частью теории коммунистического воспитания — целеустремлённого.

Настоящее издание составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом дисциплины «Психология и педагогика«.

Фрейд А. Психология и защитные механизмы: Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1993. К разделу II. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.

Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов: полученные в процессе обучения знания необходимы в работе с персоналом и социальными.

Кантор И.М. Помоигишо-терминологическая система педагогики: Логико-методологические проблемы. — М.: Педагогика, 1980

Педагогика гуманизма, реализуемая им и его многочисленными последователями с помощью методики опорных сигналов, — это подлинное творческое сотрудничество с учащимися.

Источник

Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Управление познавательной деятельност ью учащихся на уроках

« Создать из повседневного – удивительное; О сложном говорить увлекательно, эмоционально; Учить всему кратко, понятно, основательно! »

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание учителя к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.

Система работы активизации познавательной деятельности учащихся к учению строится на основных положениях: теории деятельности, теории развития познавательного интереса, теории активизации познавательной деятельности школьника, педагогики коллективных дел.

Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения. Активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.

Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:

1) привлечение учащихся к целям и задачам урока;

2) возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;

3) включение учащихся в интересную для них форму работы.

Условия для проявления познавательной деятельности:

создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;

создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;

включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;

использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;

использование проблемных ситуаций;

практико-ориентированная направленность изучаемого материала.

Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:

формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление;

учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам, как коллектива, так и общества в целом.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

*отстаивать свое мнение и принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

*ставить вопросы своим товарищам и преподавателям, рецензировать ответы одноклассников;

*заниматься обучением отстающих и объяснять более слабым учащимся непонятные места;

*самостоятельно выбирать задание и искать варианты решения познавательной задачи;

*создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий.

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего, повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

самостоятельный поиск необходимой информации;

овладение разными учащимися разного материала;

творческая деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, работа над развитием воображения, работа над учебно-исследовательскими проектами и др.

эвристическая деятельность: “мозговой штурм”, “мозговая атака”;

метод инверсии: решение творческой задачи с помощью анализа и синтеза, конкретного и абстрактного;

метод эмпатии (метод личной аналогии);

Формы и методы урока:

Но активности познавательной деятельности, проявленной на уроке, требуется выход и во внеурочные формы работы, поэтому помимо урока играет важную роль организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Один из путей творческого восприятия современных наук – это систематическая исследовательская и проектная деятельность, позволяющая применять полученные знания на уроке на практике: участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня. Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией.

Главная ценность культуры сегодня – читающий ребенок. Открывая книгу, он вместе с тем открывает свой личностный потенциал. Книга питает его ум и душу. И тогда книга становится пространством для развития личности, формирования лучших человеческих качеств. Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная память и умственная работоспособность.

При организации работы с учебником учитель формирует умения:

делать выписки, составлять конспекты;

ставить вопросы к тексту, соотносить текст с вопросами;

обобщать, сравнивать, оценивать;

выделять непонятные места в тексте;

пользоваться справочным и другими материалами для разъяснения непонятных мест;

определять тип текста;

определять основную мысль текста;

составлять план текста.

Формы работы с учебником:

репродуктивно-поисковая: составление плана, схемы, конспекта по тексту;

сравнительно-аналитическая: составление таблиц, схем, рисунков;

творческая: тесты, кроссворды, тексты с ошибками.

Книга – важнейшее средство информационного общения. В учебной книге моделируются жизнь, чувства, мысли и дела, не только отдельной личности, но и всего человечества во всех доступных измерениях времени и пространства:

важнейшее средство пропаганды и популяризации знаний;

важнейшее средство воспитания и образования, повышения культуры учащихся.

Информационные технологии – это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, видео, кино). Использование продуктов информационных технологий (презентация, интерактивная доска, видеоматериалы, учебный фильм и др.) вызывает особый интерес, ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.

Источник

Доклад в педсовет на тему:»Управление познавательной деятельностью учащихся»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках

“ Обучение и воспитание должно развивать разум ребенка,
должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его
не может быть ни достойною, ни счастливою”.
К.Д. Ушинский

Познавательная деятельность — сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.

Для школьников познавательная деятельность протекает, как правило, в учебно-познавательной форме. Правильная организация познавательной деятельности основывается на потребности самих учащихся осуществлять преобразование учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Именно управление познавательной деятельностью, а не передача знаний, является механизмом обучения.

Что же такое управление?
Управление – процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта; устанавливаются цели совместной деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если необходимо, работа между участниками.
Современная дидактика трактует обучение как процесс управления усвоением знаний, управления познавательной деятельностью учащихся в специально организованной учебной среде. Этот процесс обладает всеми характерными признаками системы управления: имеет цель обучения, объект обучения (в качестве которого выступают учащиеся), субъект управления (преподаватель), где вырабатываются управляющие воздействия, поступающие к объекту управления, и канал обратной связи.
Рассмотрим процесс управления познавательной деятельностью. Будем считать, что преподавателем осуществляется заранее спроектированный дидактический процесс в соответствии с целями обучения.
В принципе, этот процесс должен давать однозначный и гарантированный результат, соответственно запланированной цели обучения. Однако в реальном процессе обучения по разным причинам возможны различные отклонения от запланированного процесса, все вероятности которых предугадать практически невозможно. Что в этом случае делает учитель?

Представляет учебный материал, в том числе и для самостоятельной работы;

Наблюдает за деятельностью учащихся;

Контролирует ее ход;

Остановимся далее на особенностях управления вниманием, восприятием, памятью, мышлением учащихся на уроке.

Состояние внимания учащихся на уроке важнейшее условие продуктивности познавательной деятельности. Для управления вниманием детей учитель сам должен быть поглощен содержанием урока. Необходимо также уметь распределять внимание между излагаемым материалом и наблюдением за учениками.

Для управления вниманием учащихся необходимо:

1) уметь определять в каждый момент урока степень сосредоточенности отдельных учащихся и класса в целом;

2) поддерживать внимание, опираясь на его закономерности;

3) устранять ситуативные причины снижения концентрации внимания, отвлечения внимания;

4) формировать внимание учащихся. Рассмотрим подробнее предложенную схему.

1. Для определения состояния внимания учащихся в каждый момент урока используются продуктивный и поведенческий критерии. Продуктивный критерий основывается на зависимости результата деятельности от состояния внимания. Например, ученик делает ошибки в диктанте, если он невнимателен. (Известно, что ошибки внимания отличаются от ошибок, связанных со знанием правил.) Ученик не может повторить сказанное другим, если фраза не входит в его поле внимания.

Поведенческий критерий используется чаще: появление шума в классе, посторонних движений (в состоянии внимания доминантный очаг подавляет постороннюю деятельность); особая мимика внимания, направление взгляда (как правило, объект внимания фиксируется взглядом).

Содержательные приемы поддержания внимания основываются на интересах личности (содержание излагаемого, увлекательная форма изложения, разнообразие методов работы с материалом, использование наглядности, технических средств обучения). Внимание поддерживается за счет пробуждаемых у учащихся эмоций и чувств: эмоциональная окраска воспринимаемого (насыщенный цвет, мелодичный звук), высшие чувства (восхищение, восторг, эстетическое наслаждение). Привлекают внимание состояние ожидания объекта, его значимость, соответствие актуальным потребностям субъекта.

Управление произвольным вниманием учащихся основано на осознании цели (быть внимательным к такому-то объекту), поддерживается за счет волевых усилий. Развитие произвольности психических функций имеет важное значение, однако длительные волевые усилия приводят к появлению отрицательных эмоций, снижению мотивации учебной деятельности. Снижение степени волевых усилий возможно за счет появления интереса к деятельности, осознания ее значимости, ценности для личности. Такое внимание носит название послепроизвольного. Использование его в практике учебной деятельности достаточно эффективно.

К внешним причинам относится неблагоприятная среда (душное помещение, наличие посторонних раздражителей). Словесные раздражители (крики, пение, шепот) резко снижают сосредоточенность внимания, поэтому лучше во время объяснения материала не отвлекать внимания учащихся, особенно младшего школьного возраста, замечаниями. Можно найти другие приемы управления вниманием: пауза, несколько шагов навстречу «нарушителям» и т.д.

Внутренние причины отвлечения внимания: функциональное состояние нервной системы (утомление, подавленное настроение). Наряду с общими закономерностями внимания учителю важно знать возрастные особенности внимания школьников. Внимание младших школьников неустойчивое, легко отвлекаемое: объем его невелик, распределяемость и переключаемость ниже, чем у старших школьников. Детям трудно управлять своим вниманием, преобладает непроизвольное внимание, зависящее от внешних особенностей объекта (яркость, интенсивность, необычность, новизна, динамический характер), а также от степени интереса к объекту, мотивации деятельности, направленной на объект.

Младшим школьникам легче сосредоточиться на деятельности, имеющей наглядное мышление, чем понятийное. Эту особенность рекомендуется использовать на уроках, чередуя умственную деятельность с практической (выполнение рисунков, схем, изготовление макетов и т.д.). Опираясь на характерные для возраста особенности внимания, учитель начальных классов должен обучать учащихся управлять своим вниманием, формировать у них произвольное внимание.

Для обеспечения полноты и яркости восприятия, развития наблюдательности на уроках применяются наглядные средства усвоения материала: реальные объекты, муляжи, препараты, картины, рисунки, схемы, графики, слайды, кинофильмы, фотографии. Целесообразно применение словесной наглядности: яркое образное словесное описание явлений, событий. Словесное описание актуализирует представления детей, пробуждает творческое воображение. В ряде случаев использование литературных источников будет иметь незаменимый воспитательный эффект.

Можно придумывать вместе с детьми различные способы, запоминания.

Что напоминает вам это слово? На что похоже это уравнение? Что напоминает эта картина?

2. Выделение опорных пунктов. Сущность способа заключается в поиске каких-либо опор, точек отсчета, т.е. «зацепок», «крючков», в качестве которых могут выступать фамилии, названия, даты, исторические персонажи, смешные моменты, особенности шрифта, необычные, незнакомые слова, формулы и т.д.

Способы управления познавательной деятельностью учащихся

Существенным компонентом познавательной деятельности в начальных классах является игра. Игровой сюжет – это такая форма организации учебной деятельности, при которой урок пронизывается от начала до конца единой игровой линией, темой высказываний. Но, применяя этот прием, надо помнить, что чрезмерное, частое использование знакомых сюжетов и героев в качестве средств и форм обучения может лишить учебный урок новизны и привлекательности.

Игр имеется достаточное количество, только остается правильно и уместно их применять на уроке.

Я использую на уроках математики такие задания как:

фокусы с разгадыванием задуманных чисел;

задания с магическими квадратами;

На уроках русского и родного языка решение шарад, ребусов, кроссвордов способствуют активизации познавательного интереса и мыслительной деятельности обучающихся.

Чтобы развивать память учащихся на уроках русского языка с первым классом разучиваем четверостишия, а с третьим классом выполняем письмо по памяти.
Благодаря использованию этих технологий, дети лучше усваивают учебный материал, повышается интерес к предмету.

Научить детей трудиться и мыслить – основная задача школы; учитель должен уметь создавать творческий, деловой настрой на уроке. Требованиям современного процесса обучения и воспитания отвечает умелое применение на уроке наглядности и технических средств. Каждое средство обучения имеет свои дидактические функции, свои возможности использования – отсюда следует и комплексное использование всех видов наглядности. Если слово учителя подкреплено хорошо продуманным зрительным образом, если на помощь приходят разнообразные средства, то урок становится живым и интересным для каждого ученика.

Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

Источник

Статья на тему: Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроке

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

заседания педагогического совета

от 10 января 2017 года

Присутствовали: администрация колледжа (всего 42 человека).

ТЕМА: Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроке.

Цель: изучение механизмов управления познавательной деятельностью на уроке и выстраивание собственных подходов к этому процессу.

Обосновать необходимость использования управленческих знаний и навыков при планировании и организации урока.

Выявить методические, педагогические и психологические основания для управления современным процессом обучения. Вооружить участников методами овладения соответствующими знаниями.

Выявить практические затруднения педагогов в вопросах управления познавательной деятельностью на уроке и выстроить механизмы их преодоления.

Основная идея Педагогического Совета: « Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам».

План проведения педагогического совета:

Обоснование темы. Цели и задачи педсовета.

Краткие теоретические сведения, касающиеся осмысления ключевых понятий темы.

Работа в творческих группах: индивидуальна и групповая рефлексия.

Обобщение результатов творческих групп. Выступление представителей от группы с результатами работы и краткими выводами (с использованием компьютерной презентации).

Выработка и принятие решения педагогического совета.

Опыт показывает, что многие педагогические приемы прошлых лет требуют переосмысления, создания иных условий для их реализации. Посмотрим на наших учеников с позиции нового заказа общества системе образования, который был сформулирован в документах, посвященных модернизации образования.

Наш выпускник – выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать следующими качествами личности:

— гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

— уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;

— умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;

— самостоятельно критически мыслить;

— видеть возникающие в реальной действительности проблемы и используя современные технологии, искать пути рационального их решения;

— четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;

— быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

— грамотно работать с информацией;

— быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями различных социальных групп, уметь работать с ними сообща в разных областях, различных ситуациях.

Первичные управленческие знания и их связь с дидактикой

Что же такое управление? Управление – это процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта; устанавливаются цели совместной деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если необходимо работа, между участниками. Управление необходимо на любом этапе урока. Его основа – системное проектирование познавательной деятельности ребенка, его суть – поэтапное вхождение ученика в учебную деятельность.

Чем же необходимо управлять? Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, учитель должен управлять:

— мотивацией их деятельности;

— формированием умений учащихся;

— созданием проблемных ситуаций;

— комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.

Средства включения учащихся в активную УПД:

методы и методические приёмы

формы организации ПД учащихся.

Рассмотрим теперь условия эффективности управленческого воздействия в сравнении с условиями обеспечения эффективности обучения школьников.

заданий по степени сложности

Исполнители понимают, каких результатов и когда от них ожидают

Привлечение внимания учащихся к целям обучения, к содержанию зна-ний, к процессу учебной работы и ее результатам; формирование на этой основе интереса к обучению

Исполнители заинтересованы в полу-чении ожидаемых результатов и ис-пытывают удовлетворение от своей работы

Мотивационная направленность обучения

Социально – психологический кли-мат в коллективе благоприятен для продуктивной работы

Контакт между учителем и учащимися

Управление своевременно реагирует на происходящие изменения. Для этого руководители должны иметь информацию об изменениях

Показ учащимся практической ценности сообщаемых им знаний, связь этих знаний с жизненным опытом, интересами, запросами ребят

Профессиональные контакты между педагогами

Осуществление межпредметных связей в обучении

Таким образом, мы можем зафиксировать еще одну проблему для детальной последующей проработки – как в нашем коллективе реализуются условия эффективности обучения школьников? Тем самым, каждый из вас частично сможет выявить уровень сформированности у себя управленческих умений и навыков.

Чтобы сделать это, необходимо оценить успешность деятельности учителя на уроке. Поэтому остановимся на дидактических требованиях к современному уроку.

Дидактические требования к современному уроку

Четкое формулирование образовательных задач в целом, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы, целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся.

Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков на уроке в целом, так и на отдельных его этапах.

Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, которые позволяют обеспечить их оптимальное воздействие на каждом этапе урока, высокую познавательную активность учеников.

Сочетание различных форм коллективной, групповой и индивидуальной работы на уроке с максимальной самостоятельностью учащихся.

Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала.

Опора на межпредметные связи для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний, о мире.

Четкое формулирование образовательных задач в целом, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы, целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся.

Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков на уроке в целом, так и на отдельных его этапах.

Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, которые позволяют обеспечить их оптимальное воздействие на каждом этапе урока, высокую познавательную активность учеников.

Сочетание различных форм коллективной, групповой и индивидуальной работы на уроке с максимальной самостоятельностью учащихся.

Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала.

Опора на межпредметные связи для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний, о мире.

Активизация познавательной деятельности учащихся как технологический процесс

Психологический аспект школьной педагогической технологии:

Ц – цели обучения и воспитания, их психологическая структура;

О – набор операций по достижению этих целей;

К – психологические характеристики педагогов, реализующих эти цели;

Р – психологические характеристики учащихся;

СР – средства, используемые при выполнении определенных операций;

ПР – принципы обучения и воспитания, согласно которым конструируются

цели обучения и воспитания, подбираются и реализуются операции

по достижению этих целей.

Активизация познавательной деятельности

→ интерпретация полученных знаний.

Уровни познавательной активности (по Т.И. Шамовой)

учащийся должен научиться воспроизводить

при необходимости полученные знания или умения

имея некоторые знания, необходимо научиться

трактовать их в новых учебных условиях,

отталкиваясь от привычных образцов

учащийся, который не только усваивает связи

между предметами и явлениями, но и пытается

найти для этой цели свой новый способ.

Уровни познавательной активности учащихся

Стадии познавательного процесса (по Т.И Шамовой)

Степень включенности учащегося

в процесс обучения

Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога

Опыт в учебной деятельности накапливается через усвоение образцов, при этом уровень собственной активности личности недостаточен

Ученик должен понять, запомнить и воспроизвести знание, овладеть способами его применения по образцу

Активность учащегося проявляется лишь в определенных учебных ситуациях (интересное содержание урока, приемы обучения и пр.), определяется в основном эмоциональным восприятием

Ученик не просто принимает задачу, но и сам отыскивает средства ее выполнения (имеет место большая степень самостоятельности)

Выявление смысла, проникновение в сущность явления, стремление познать связи между явлениями, овладеть способом применения знаний в новых условиях

Позиция учащегося обусловлена не только эмоциональной готовностью, но и наработанными привычными приемами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие учебной задачи и самостоятельность в ходе ее решения

Сама задача может ставиться школьником, пути ее решения выбираются новые, нестандартные

Не просто проникновение в сущность явлений, их взаимосвязи, а попытка найти для этой цели новый способ

Позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения

Уровни познавательной активности учащихся:

-проводить минутки психологической разгрузки, создавать особую эмоциональную атмосферу.

— обращаться к ученику только по имени;

— не скупиться на похвалу и одобрение;

— сохранять ровную, поощрительную интонацию во время занятий;

— при необходимости успокаивающе или ободряюще прикасаться к ребенку;

акцентировать позитивное построение фраз «Если вы не будете выполнять мои требования, то я…», без приказов («Прекратить шум!)…

не предлагать заданий, требующих быстрого перехода от одного вида деятельности к другой.

Торопливы. Охотно приступают к новым видам работы, но при затруднениях быстро теряют к ним интерес. Для них очень важна эмоциональная поддержка, интеллектуальная атмосфера во время всего урока.

Заинтересованность появляется только в связи с интересной темой или необычными приемами преподавания. Их внимание можно держать только вопросами, которые задают сами учащиеся после урока по теме.

Показатели динамики перехода с ситуативного уровня активности на исполнительский:

— стабильное посещение урочных и внеклассных занятий;

— охотное вступление в диалог с учителем;

— чтение дополнительной литературы по предмету;

— восприятие нестандартных учебных ситуаций.

Систематически выполняют домашнее задание. Работают преимущественно самостоятельно, предлагают оригинальные пути решения. Нужно побуждать их к самостоятельности, стимулировать их проблемными, частично поисковыми ситуациями.

Начинают скучать, если материал прост или учитель занят со слабыми учениками, постепенно отвыкают искать нестандартные решения. Начинают скучать, если материал прост или учитель занят со слабыми учениками, постепенно отвыкают искать нестандартные решения.

Эти учащиеся любят решать проблемные, поисковые, нестандартные задачи. Нужны специальные приемы, стимулирующие творческую деятельность.

Стремятся к самовыражению через различные виды творчества. Создавать условия для самореализации личности, возможности выразить свое особое отношение к миру.

Алгоритм создания ситуации успеха на уроке

Сформулировать мотив достижения;

настроить на успешное выполнение задания

Обеспечить условия успешной деятельности, заинтересовать познавательным процессом

Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности; обратить результат в мотив для новой познавательной деятельности

Варианты мотивов достижения (успеха, результата):

— стремление решать интересные задачи;

— попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым;

— рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей;

— установить новые контакты в ходе выполнения.

Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности;

обратить результат в мотив для новой познавательной деятельности

Результат, адекватный усилиям

Учащиеся, получившие неудовлетворительные оценки

Необходимо возвращение к мотивационно-целевому этапу, повтор всей цепи с исходных позиций

Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки

Эмоционально одобрение и установка на дальнейшую успешную работу

Результат, не адекватный усилиям

Учащиеся, получившие неудовлетворительные оценки

Позитивно-перспективная оценка работы наряду с выделением ошибок и индивидуальная работа по преодолению пробелов в знаниях и умениях

Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки

Проверка условий учебной работы на предыдущем этапе, организация ситуации преодоления в будущей деятельности

Ситуация успеха только тогда становится действенным средством оптимизации образовательного процесса, когда она:

организуется на всех этапах учебного процесса;

усложняет учебные и воспитательные задачи, стоящие на каждом этапе;

реализуется с учетом индивидуальных способностей учащихся, что находит свое отражение в подборе приемов и средств в работе с конкретным учеником;

формирует у ребенка положительные эмоции → чувство успеха → эмоции радости → удовлетворение, вызванное преодолением трудностей → осознание недостаточности уровня своих знаний, умений → формирование устойчивой потребности в самообразовании.

Из пассивного объекта он должен стать субъектом, творцом, ощутить в себе уверенность, обрести себя как личность.

Развитие познавательной активности учащихся через внедрение новых образовательных технологий

Требования к педагогу:

должен обладать высокой эрудицией,

должен владеть диалектическим мышлением,

должен обладать высокой информационной культурой.

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания

Поисковые методы; постановка познавательных задач

Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню ее базовой подготовки

Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой

Проблемный подход, индивидуальный темп обучения по модульным пакетам

Развитие личности и ее способностей

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности

Приведение в соответствие индивидуального уровня мышления и уровня развития совокупного сознания человечества

Стремление к созданию интегрированных систем знаний, дающих школьникам представление о целостной картине мира

Соединение в единое целое целей, задач, дидактических единиц содержания

Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ученика

Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)

Методы индивидуального обучения

Организация активности обучаемых

Моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности

Методы активного обучения

Обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний, навыков, умений

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации

Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность

После теоретического выступления была организована работа в группах по предметным МО (начальных классов, иностранных языков, естественно-математических наук, гуманитарных наук, художественно-эстетического цикла и физической культуры). Продолжительность групповой работы 15 минут.

Темы для работы в группах:

Формы организации познавательной деятельности учащихся.

Результат работы ( МО учителей художественно-эстетического цикла и физической культуры )

Под формой организации познавательной деятельности (ФОПД) следует понимать:

целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащегося, отличающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом – временным и пространственным.

задача активизации познавательной активности учеников как репродуктивной, так и продуктивной и творческой.

Индивидуально – обособленная форма.

Фронтальная форма познавательной деятельности.

Групповая форма организации познавательной деятельности.

Коллективная форма познавательной деятельности.

Индивидуально – обособленная форма ФОПД

Учить индивидуальному труду;

Подготовить для занятий по самообразованию

имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников;

решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно

Правильный подбором дифференцированных заданий и систематический контроль учителя за их выполнение

большой расход времени и усилий учителя

Между ее участниками имеет место разделение труда, функций и обязанностей.

Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи.

Участники работы привлекаются к учету и контролю за ее выполнением.

Работа каждого участника процесса приобретает общественную значимость.

Эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого.

Деятельность каждого участника занятий является общественно полезной

Педагогу в современной школе необходимо в зависимости от формы, цели и задач, от специфики классного коллектива и предмета активно и умело использовать различные формы познавательной деятельности для создания эффективной педагогической ситуации на уроке;

Необходимо сочетание различных форм работы на уроке с максимальной самостоятельностью учащихся.

Способы активизации познавательной деятельности учащихся

Результат работы ( МО учителей начальных классов )

Используемые методы, приемы

1.Нетрадиционные формы уроков

Интегрированные занятия; комбинированные,проектные

Ролевые дидактические игры

3. Проблемно-задачный подход

4. Разные формы учебной работы

Групповые, парные, фронтальные и т.д

5. Интерактивные методы обучения

6. Дидактические средства

Тестовые задания, дидактические карточки, терминологические кроссворды

7. Авторские дидактические приемы

«Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере соей удовлетворённости полученным ответом).

З) «Экспертная комиссия» (группа учащихся-помощников преподавателя, которые выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных моментов).

4) «Работа в диадах» (предварительное обговаривание вопроса с товарищем, формулировка единого ответа).

7) Художественное изображение (схема, рисунок, символьный знак, пиктограмма) и др.

8. Использование всех методов

мотивации и стимулирования учащихся

Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся

Выводы: все эти нестандартные, интерактивные формы проведения занятий способствуют повышению интеллектуальной и творческой активности учащихся, что является важнейшим фактором развивающего обучения.

Изучение уровня владения учителями школы основными методами мотивации и стимулирования деятельности.

Результат работы (МО учителей предметов естественно-математического цикла) на основе предварительного анкетирования учителей школы, в ходе которого каждому учителю предлагалось самостоятельно установить уровень своей деятельности по созданию условий для мотивации работы учащихся на уроке.

Методы мотивации и стимулирования деятельности

задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением. Смотреть фото задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением. Смотреть картинку задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением. Картинка про задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением. Фото задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением

Оптимальный уровень (85% и выше): предъявление учебных требований; формирование ответственного отношения к учению (волевые методы мотивации)

Достаточный уровень (65-84%): поощрение (эмоциональный метод); опора на жизненный опыт (познавательный метод); информирование об обязательных результатах обучения (волевой метод); создание ситуаций взаимопомощи (социальный метод)

Низкий уровень (40-64%): познавательный интерес (познавательный метод); выполнение творческих заданий (познавательный метод); заинтересованность в результатах коллективной работы (социальный метод).

Соотношение различных групп методов мотивации и стимулирования учебной деятельности

задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением. Смотреть фото задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением. Смотреть картинку задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением. Картинка про задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением. Фото задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением

Соотношение методов внутри группы эмоционального воздействий

задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением. Смотреть фото задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением. Смотреть картинку задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением. Картинка про задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением. Фото задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением

Соотношение методов внутри группы познавательных воздействий

задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением. Смотреть фото задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением. Смотреть картинку задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением. Картинка про задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением. Фото задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением

Соотношение методов внутри группы волевых воздействий

задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением. Смотреть фото задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением. Смотреть картинку задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением. Картинка про задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением. Фото задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением

Соотношение методов внутри группы социальных воздействий

задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением. Смотреть фото задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением. Смотреть картинку задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением. Картинка про задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением. Фото задачи управления учебно познавательной деятельностью учащихся т е их учением

владение в большей степени методами мотивации, сопутствующими традиционному обучению;

владение в меньшей степени методами мотивации, сопутствующими системно-деятельностному подходу.

Меры регуляции и коррекции:

развитие компетентности учителя;

стремление к реализации системно-деятельностного подхода.

Способы создания проблемных ситуаций и виды дифференцированной помощи.

Результат работы (МО учителей иностранного языка)

Способы создания проблемных ситуаций:

Преднамеренное столкновение жизненных представлений учащихся с научными фактами с помощью:

Наглядных средств, ТСО;

Практических заданий, в которых обязательно допустят ошибку, или невыполнимых заданий.

Обнаружение несоответствия известного и требуемого способа действия.

Сравнение, сопоставление и противопоставление противоречивых:

Фактов, явлений, данных;

Суждений, мнений великих ученых, писателей, политиков;

Мнений самих учащихся;

Различных вариантов текстов художественных произведений, документов, видов искусств.

Использование типичных ошибок учеников или одностороннего подхода к явлениям;

Побуждение учащихся к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. Противоречие возникает:

В результате столкновения различных мнений учеников;

Между выдвинутым предположением и результатом его опытной проверки;

Между гипотезой и новыми фактами;

Между следствиями из гипотезы и проверочными экспериментами.

Виды дифференцированной помощи:

Указание типа задачи;

Дополнение к заданию в виде чертежа, схемы;

Запись условия в виде таблицы, матрицы, значков;

Указание алгоритма решения;

Приведение аналогичной задачи;

Объяснение хода выполнения подобного задания;

Выполнение вспомогательного задания, наводящее на решение основного вопроса, задачи;

Наведение на поиск решения с помощью ассоциации;

Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задачи;

Называние ответа, результата заранее;

Расчленение сложной задачи на ряд элементарных;

Постановка наводящих вопросов;

Указание теорем, правил, формул, на основании которых выполняется задание;

Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах.

Психологические аспекты управления познавательной деятельностью учащихся.

Результат работы (МО учителей гуманитарного цикла)

Учет половых различий

(учет особенностей внимания)

Невозмутимые, размеренные и инертные люди. Им трудно переключаться с одного на другое, перед принятием решения они долго и обстоятельно все обдумывают, стремятся к системе в работе, их трудно сбить с намеченного пути.

Можно предлагать объемные теоретические задания, требующие высокого длительного напряжения, а также задания, где необходима аккуратность и точность выполнения.

(учет особенностей восприятия)

Тревожны, не уверены в себе. Они могут хорошо трудиться только в привычной обстановке. Быстро устают, много времени уделяют письменной работе – составлению черновика, его проверке и исправлению.

Задания для них должны быть не слишком объемными и позволяющими легко выполнить самостоятельную проверку.

Учет особенности восприятия

Учет типа нервной системы

Период наибольшей продуктивности непродолжителен и соответствует началу урока.

Не ставить их в ситуацию, требующую быстрого ответа, предоставляя достаточное время на обдумывание

Период наибольшей продуктивности продолжителен и соответствует середине урока.

Выбирать при изучении нового материала

Смена видов деятельности является профилактикой истощаемости, что снижает риск заболеваемости.

Учет индивидуальных психологических особенностей в работе с учащимися позволяет педагогу выбирать правильное управленческие решения, которые приводят к совершенствованию учебно-воспитательного процесса и повышению качества образования школьников.

Проведя анализ и осмысление путей управления познавательной деятельностью учащихся на уроке, обобщив результаты работы творческих групп, Педагогический Совет РЕШИЛ :

Считать обязательным использование управленческих знаний при планировании и организации урока.

Продолжить работу по теме педсовета, осуществлять практическое применение приёмов активизации познавательной деятельности учащихся.

Учитывать характер выявленных затруднений в организации познавательной деятельности учащихся на уроке.

Строго учитывать в работе индивидуальные особенности ученика.

Найти возможность применения системно-деятельностного подхода на всех уроках и этапах обучения.

Продолжить работу по совершенствованию форм и методов проведения уроков. Адаптировать собранную информацию к особенностям своего предмета.

Провести заседание МО на тему «Приемы стимуляции познавательной активности учащихся», на котором обобщить опыт работы и методические находки учителей-предметников. По результатам работы провести семинар-практикум в активной, творческой форме.

Продумать возможность включения межпредметной проектной деятельности в учебный план.

Организовать обучение учителей на курсах повышения квалификации по теме: «Организация проектной деятельности».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *