задания для тренировки чтения
Сборник заданий и упражнений для развития техники чтения в начальной школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Виды специальных упражнений для улучшения качества чтения у учащихся начальных классов
Составила: Мишенёва О.В.учитель начальных классов
Скороговорки на звук [Г]
На дворе галка, на берегу галька.
Нес Григорий пирог чере порог. Стал на горох и упал на порог.
Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.
Скороговорки на звук [Ш]
Скороговорки на звук [Ж]
Поезд мчится скрежеща: жэ, че, ша, ща.
Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:
Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж уж от ужаса стал уже –
ужа ужица съест на ужин.
Скороговорки на звук [Ч и Щ]
Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
Чище чащи в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.
Скороговорки на звук [Ч]
У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
Четыpе чёpненьких чумазеньких чеpтёнка чеpтили чёpными чеpнилами чеpтёж. Чрезвычайно чисто.
Птичку напичкали спичками.
Наша дочь речистая, речь у неё чистая.
Скороговорки на звук [Щ]
Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
Тщетно тщится щука ущемить леща.
Скороговорки на звук [Р]
В бору бобёр и брат бобра работают без топора.
В грозу от груза арбузов развалился кузов.
В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы.
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
Дал Макар Роману карамельку, а Роман Макару – карандаш.
Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз.
Ждут воробьи у кормушки кормёшки, несёт им Маркушка в кармашке морошки.
За тараканом с барабаном, за комаром с топором.
Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.
Карл украл у Поликарпа полкарася, полкарпа.
Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы.
На корабль прокрался краб, караси украли трап.
Один рой комаров – за горой, а второй рой – под горой.
Открывай, Увар, ворота, дров несём невпроворот мы.
По травке тропа протоптана.
Прыгают скороговорки как караси на сковородке.
Рано утром два барана барабанят в барабаны.
Рома Маше нарвал ромашек.
Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.
С горы – не в гору, в гору – не с горы.
Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.
Серые бараны били в барабаны, без разбора били – лбы себе разбили.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
Трое трубачей трубят в трубы.
Шустрая норка юркнула в норку.
Скороговорки на звук [Р и Л]
Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
Все бобры добры для своих бобрят.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Клара у Вали играет на рояле.
Королева кавалеру подарила каравеллу.
Летал перепел перед перепелицею, перед перепелятами.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
Орел на горе, перо на орле.
Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Проворонила ворона воронёнка.
Вставай, Архип, петух охрип.
1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения
Многие учащиеся во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика.
1) Вдох носом – выдох через рот. Вдох – задержка дыхания – выдох. Вдох – выдох по порциям.
2) «Гудок приближается и удаляется»: вдох – на выдохе произносим м-м-м-м, н-н-н-н-н.
3) «Рычание собаки»: вдох – на выдохе р-р-р-р-р.
4) «Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда»: с-с-с-с-с.
5) «Свеча»: Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем ровный и медленный выдох, затем глубоко вздохнуть, остановиться и медленно дуть на пламя воображаемой свечи.
6) «Погаси свечу»: интенсивный прерывистый выдох, следом вдох, секундная задержка дыхания, затем короткими толчками три раза выдохнуть: фу! Фу! Фу!
7) Летела муха около уха: ж-ж-ж.
Летела оса около носа: с-с-с.
Летел комар и звенел: з-з-з.
Сел на лоб, мы его хлоп –
И поймали: з-з-з.
Пусть летит!
2. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: «Звуковая разминка»
1) Читаем быстро, смотрим внимательно:
ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО
ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ
ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ
2) Читаем гласные с ударением на одном из них:
ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ ит.п.
Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:
ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА
3) Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками):
Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х
4) Читаем цепочку слогов:
Карточки со словами из трех букв
Воспользуйтесь этими яркими карточками со словами из трех букв, чтобы научить читать вашего ребенка.
5) Читаем слова с наращиванием:
По – вар, жар, смей, пей, шел, вёл.
3. Упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд
1) Для того чтобы дети смогли понять суть терминов «боковое зрение» и «прямой угол», им предлагается, не отводя взгляда от одной строчки, перечислить предметы, которые попадают в поле зрения справа, слева, сверху, снизу.
2) Раздаточный материал – таблица Шульте (размер 20х20см)
100 игр и упражнений на формирование навыков выразительного чтения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Измайлова Антонина Вячеславовна Венгловская Анна Юзьковна
100 игр и упражнений на формирование навыков выразительного чтения
Методическое пособие для учителя
Измайлова Антонина Вячеславовна, Венгловская Анна Юзьковна
Кады-Оглы Ольга Сергеевна
«100 игр и упражнений на формирование навыков выра-зительного чтения»
В данном методическом пособии рассматриваются основ-ные недостатки развития речи детей с нарушением зрения и интеллекта и методы коррекции навыков формирования выразительного чтения. Включены дидактические игры и упражнения на развития техники речи, которые могут быть использованы для работы на уроках учителем-дефектоло-гом и учителем по коррекции недостатков развития речи детей с нарушением зрения и интеллекта младшего школь-ного возраста.
Отпечатана в типографии SMYK Издательство 2015 г.
Речь – это процесс практического освоения человеком языка в целях общения с другими людьми. При взаимном общении люди выражают с помощью речи и языка мысли и чувства. В процессе общения речь и язык человека приобретают важное значение для развития сознания, мышления, всей психической деятельности. Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития. По мере овладения речью ре-бенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность верба-лизовать собственные чувства и переживания, помогает осу-ществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.
Общее нарушение интеллектуальной деятельности и зрительной недостаточности ребенка приводит к трудностям в овладении речью.
Развитие речи детей данной категории характеризуются дву-мя важными особенностями:
Значительная задержка становления речи.
Недоразвитие всех её компонентов.
Развитие речевого (фонематического) восприятия проис-ходит у детей с нарушением зрения и интеллекта с большим опозданием и отклонением. У таких детей страдают все сторо-ны речи: фонетико – фонематическая, лексическая, граммати-ческая. Наиболее нарушено смысловое понятие значений тех слов, которые используют окружающие.
Для детей данной категории характерен ограниченный словар-ный запас. Значения слов недостаточно дифференцированы. Речь детей характеризуется бедностью содержания, недостаточной развёрнутостью, фрагментарностью. Учителям коррекционной школы хорошо известно, что дети с нарушением зрения и интел-лекта не владеют мелодикой и тембром речи, поэтому она звучит монотонно, без эмоционально-экспрессивных оттенков. Замед-ленный темп речи приводит к ненужным паузам, повторам одних
Таким образом, у детей с нарушением зрения и интеллекта необходимо специально формировать выразительное чтение, которое является основой понимания смысла прочитанного, «видение» и сопереживание..
Одним из путей повышения активности и пробуждения ин-тереса у детей с нарушением зрения и интеллекта к чтению, является дидактическая игра. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую ра-ботоспособность. А так же позволяет обеспечить нужное ко-личество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к заданию, которое заложено в содержании игры. Ценность дидактиче-ских игр в процессе обучения выразительному чтению заклю-чается в том, что они создаются в обучающих целях, служат воспитанию и развитию учащихся. Дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной категории детей.
В школе основной формой обучения становится урок. Включение в урок дидактической игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, и
Подбор дидактических игр и упражнений для обучения детей с нарушением зрения и интеллекта проводится в соот-ветствии с программными требованиями. Каждая игра долж-на быть направлена на решение той или иной учебной задачи. При подборе игр необходимо учитывать особенности участия в дидактической игре детей, интерес к различным играм, воз-можности участия их в игре.
Обучение выразительному чтению следует проводить в си-стеме. Для того, чтобы работа носила систематический, а не эпизодический характер, учителю следует включать в каждый урок чтения речевые разминки или речевые пятиминутки. Ре-чевая разминка может проходить в интересной, игровой фор-ме, например, в форме соревнования. Речевой материал для разминки подбирается в соответствии с возрастом и индиви-дуальными возможностями учащихся с нарушением зрения и интеллекта. Система заданий предусматривает тренировку го-лосового аппарата и выработку некоторых психофизических качеств, необходимых для овладения искусством выразитель-ного чтения. Специальные упражнения направлены на воспи-тание наблюдательности, воображения, эмоциональной отзыв-чивости. В тренировку включатся и упражнения, позволяющие работать над эстетикой движения, верностью и уместностью жестов, мимики и т.д. Все это позволяет систематически, в комплексе работать над приобретением умений и навыков, обязательных для выразительного чтения, а также одновремен-но совершенствовать технику чтения учащихся в силу много-функциональности ряда упражнений.
А так же, для успешного формирования навыка выразитель-ного чтения учитель должен выполнять следующие условия:
1. учитывать предпочтение ребенком того или иного содер-
следует отбирать те задания, которые ребёнок объективно может выполнить хорошо (задания не должны быть слишком легкими);
учитель должен оценивать только конкретную работу, а не самого ученика;
реакция на ошибки ребенка должна быть формой помощи ему (главное не порицание, а разъяснение ошибок);
нужно научиться словом, поощрять ребёнка, малейший его успех.
для повышения учебной мотивации можно использовать различные формы коллективной деятельности учеников.
Методическое пособие состоит из следующих разделов:
I. Игры и упражнения на выделение пауз.
II. Упражнения для развития речевого дыхани.
III. Упражнения на развитие мимики и жестов.
IV. Игры-упражнения на развитие восприятия речевого тем-па и на совершенствование чувства ритма.
V. Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики.
VI. Упражнения на развитие силы голоса.
VIII. Упражнения в постановке логического ударения.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ВЫДЕЛЕНИЕ ПАУЗ
каждого ребёнка маленький бубен. Читаем стих, сопрово-ждая его ударами о бубен, на паузы – поднять бубен вверх. Бубен весело звенит: “Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!” Ребятишек веселит: “Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!” Бубен, спой ещё разок: “Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!” Твой чудесен голосок: “Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!”
Прочитайте предложения парами. Докажите, что в зависи-мости от места паузы изменяется смысл высказывания. Паузы обозначены вертикальной чертой.
Как обрадовали | его успехи | друга! Как обрадовали его | успехи друга!
После ухода учителя | в класс принесли журнал. После ухода учителя в класс | принесли журнал.
нас | с братом беда.
нас с братом | беда.
Часто паузы ставятся там, где в письменном тексте есть знаки препинания – точка, запятая, тире, двоеточие, точка с запятой. Про-читайте следующие пары предложений, правильно делая паузы.
Ну что, споем? – Ну, что споем?
Как вы закончили? – Как, вы закончили? Дайте мне другую, новую книгу.
Дайте мне другую новую книгу.
не видел брата, товарища и его сестру.
не видел брата товарища и его сестру.
Определите варианты прочтения следующих фраз. Что по-могает различить разный смысл этих предложений при одина-ковом их написании?
5. Рассеянный наборщик.
Прочитайте стихотворение Бориса Заходера, который набрал в типографии один рассеянный наборщик. Что тут напутано? Как исправить стихотворение в соответствии с законами логи-ки и здравого смысла? Правильно расставьте паузы и запятые.
Где поставить запятую. Очень-очень Странный вид:
Речка за окном Горит, Чей-то дом
Хвостом виляет, Песик из ружья стреляет, Мальчик чуть не слопал Мышку, Кот в очках
Читает книжку, Старый дед Влетел в окно, Воробей Схватил зерно Да как крикнет, Улетая:
Вот что значит запята! Б.Заходер
6. Устраните путаницу.
Надо устранить смысловую нелепость, правильно рас-ставив знаки препинания и обозначив в тексте паузы верти-кальной линией. Затем необходимо прочитать получившийся текст, обращая особое внимание на паузы.
В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поет салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке. Г.Граник
7. Что написал почтальон Печкин?
Вот такое письмо прислал родителям дяди Федора почта-льон Печкин из книги Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот». Прочитайте письмо, делая в нужных местах паузы, обозначив их вертикальной чертой.
Здравствуйте мама и папа!