загадки это какой метод обучения
Методика обучения детей отгадыванию загадок
Яницкая Оксана
Методика обучения детей отгадыванию загадок
Очень важное место занимают занятия по обучению отгадывания загадок. Ценность этих занятий для решения задач словарной работы заключается не только в том, что на них осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и соответствующего словаря, но и в том, что они помогают ребенку проникнуть в образный строй русской речи. Каждая загадка представляет собой художественное, образное описание предметов, его характерных особенностей. При этом часто такое описание дается через другой предмет. Что бы ребенку было легче отгадать загадку,он должен иметь представление об особенности предметов, уметь сравнивать их, видеть в них что то общее. Именно по этому с начало проводятся занятия по ознакомлению детей с особенностями предметов,и только после этого занятие с загадками.
Очень важно,что бы загадки были знакомы по содержанию, т. е загадывались о знакомых предметах, характерные особенности должны быть знакомы детям. Наиболее доступными по форме являются загадки двух видов : построенные как прямое описание характерных особенностей предмета без его названия («Зимой и летом одним цветом») и метаморфические, когда описание характерных особенностей одного предмета дается через другой предмет («Под соснами,под елками бежит подушка с иголками»).
Далее, занятия должны преследовать цель научить ребенка видеть за образным описанием реальный предмет и его особенности, а не в коем случаи запоминание отгадки к загадкам.Необходимо :1-присутствие наглядного материала ; 2- обучения соотнесению словесного образа с конкретными характерными особенностями предмета ; 3-ребенок должен мотивировать свои ответы, отгадки, включающая доказательства расшифровки образа.
Такие занятия состоят из двух частей :
1 часть –рассматривание предметов и выделять лишь тех их признаки, которые отражены в загадке. Используются элементы загадки для описания, обозначения характерных особенностей ;
2часть- отведена отгадыванию загадок и после отгадывания педагог спрашивает, как ребенок догадался.
Для начала такие занятия проводятся с предварительным рассматриванием предметов и описанием характерных признаков этих предмета, и только после этого,занятия усложняются. Так, после рассматривания предметы можно убирать, а предмет- отгадку показывать только при мотивировке ответа. Позже можно совсем отказаться от предварительного рассматривания и загадывать загадки о наглядно представленных предметах. Если ребенок испытывает затруднения в отгадывании, педагог обеспечивает рассматривание того предмета, загадка о котором оказалась не отгаданной. Усложнением является и загадывание новых загадок об известных предметах при показе их и без него. Во всех случаях обязательно нужно мотивировать отгадки. Так же на занятиях можно привлекать к загадыванию известных им загадок ; повторять старые загадки, но не демонстрируя наглядно.
«Царица Загадок» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего возраста с технологией ТРИЗ Цель[/b]:Обогатить словарный запас детей с помощью новых слов:лед,серый,бор,треугольная. Задачи: 1. Развивать творческое мышление у детей.
Дидактическая игра по отгадыванию загадок детьми младшего дошкольного возраста Я работаю воспитателем в младшей оздоровительной группе детского сада. Проводила беседу по лексической теме «Супермаркет. Профессии.». По.
Конспект досуга-развлечения «Вечер загадок» на тему «Весна-Красна» Конспект досуга-развлечения «Вечер загадок» на тему «Весна-Красна» для средней группы №2 подготовил воспитатель: Соловей Ю. А. Задачи:.
Консультация для воспитателей «Методика обучения детей в пространстве в младшей группе» Подготовила воспитатель национальной группы: Нурова Ц. В. МКДОУ № 16 «Бадм цецг» Методика обучения детей ориентировке в пространстве Под.
Консультация-практикум для педагогов «ТРИЗ: Технология обучения детей составлению загадок, работа с кругами Луллия» Цель: развитие творческого мышления у педагогов. Задачи: • Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ: обучение детей составлению загадок;.
Методика обучения чтению с первых произнесенных ребенком слов Методика обучения чтению помогает развитию зрительного восприятия. Благодаря методике обучения чтению вы способствуете формированию творческих.
Методика обучения детей в работе с палочками Х. Кюизенера и блоками Дьенеша Работа с палочками Х. Кюизенера. Во всём мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером.
Отчет по самообразованию на тему: «Нетрадиционные способы рисования» для детей первого года обучения Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Что означает слово «нетрадиционно»?.
План самообразования педагога детского сада «Технология обучения детей составлению загадок» Управления образования администрации г. Соликамска МАДОУ «Цент развития ребенка – детский сад № 47» Индивидуальный план самообразовательной.
Технология обучения детей составлению загадок
Мария Иванова
Технология обучения детей составлению загадок
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.
Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников или же путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
Алла Александровной Нестеренко были разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Какой? Что бывает таким же?
Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
Воспитатель просит детейдать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Какой? Что бывает таким же?
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».
Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как монета; шипящий, как вулкан; круглый, но не арбуз».
Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта.Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.
Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Что делает? Что (кто) делает так же?
Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.
— Пыхтит, собирает, семенит.
— Пыхтит как кто или что?
— Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на «завышение»).
— Пыхтит как старый чайник (сравнение на «занижение»).
— Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на «завышение»).
— Собирает как жадина (сравнение на «занижение»).
— Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на «завышение»).
— Семенит как старый дедушка (сравнение на «занижение»).
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как», «Но не».
ПР: Составление загадки про ежика с приемом «завышение»: «Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить».
ПР: Составление загадки про ежика с приемом «занижение»: «Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном».
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На что похоже? Чем отличается?
Протокол составления загадки про гриб:
Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».
Словесные приемы
Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Игровые методы и приемы достаточно разнообразны.
1. Наиболее распространенными игровыми методами являются:
В процессе обучения она выполняет две функции:
— совершенствование и закрепление знаний;
— усвоение детьми новых знаний и умений разного содержания.
В процессе совершенствования и закрепления знаний ребенок не просто воспроизводит их в том виде, в каком эти знания были усвоены, а трансформирует, преобразовывает усвоенное, учится оперировать знаниями в зависимости от игровой ситуации;
• воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
2. Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как:
• внезапное появление объектов, игрушек;
• выполнение воспитателем различных игровых действий.
Эти приемы своей неожиданностью, необычностью вызывают острое чувство удивления, которое является прологом всякого познания. На большом эмоциональном подъеме проходят занятия, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотворений, бытовые сценки, элементы драматизации.
К игровым приемам также относятся:
• загадывание и отгадывание загадок;
• введение элементов соревнования (в старших группах);
• создание игровой ситуации.
1. Словесные методы
Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.
1. К словесным методам относятся:
• чтение художественной литературы.
Рассказ педагога — важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. В рассказе знания разного содержания передаются в образной форме. Это могут быть рассказы: о текущих событиях, временах года, писателях, композиторах, художниках, о родном городе и т. п. В качестве материала для рассказов используются литературные произведения. Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воздействие на ребенка, так как воспитатель вкладывает в него свое отношение к тем событиям, о которых повествует.
Свободное владение учебным материалом дает педагогу возможность непринужденно общаться с детьми, замечать их реакцию, усиливать или, напротив, гасить ее, используя мимику, жесты, речевые выразительные средства.
Рассказ достигает своей цели в обучении детей, если в нем отчетливо прослеживается главная идея, мысль, если он не перегружен деталями, а его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание.
Немаловажное значение для восприятия рассказа имеют художественность его формы, новизна и необычность информации для детей, выразительность речи взрослого. Если рассказ отвечает этим требованиям, то он побуждает детей к обмену впечатлениями по поводу содержания не только в виде реплик, оценочных суждений, но и в форме связных высказываний, созвучных услышанному повествованию. Подобные реакции позволяют педагогу сделать вывод об эффективности проделанной работы.
Предваряя рассказ педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу. В процессе рассказа педагог своей интонацией, риторическими вопросами заостряет их внимание на наиболее существенном.
Беседа — диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Она применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются.
Задача педагога: так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива.
По содержанию различаются два вида бесед: этические и познавательные:
По дидактическим иелям выделяют беседы: вводные и обобщающие (итоговые):
• обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью суммирования, уточнения, систематизации знаний, приобретенных детьми по той или иной теме образовательной работы на протяжении достаточно большого отрезка времени.
В дошкольном обучении чтение художественных произведений преследует еще одну задачу, а именно: формирование у детей способности к восприятию и осознанию художественного произведения. Эта задача связана с развитием у ребенка наглядно-образного и словесно-логического мышления. Ее решение во многом зависит от уровня эмоционального развития детей: воздействие литературного произведения тем сильнее, чем тоньше и глубже ребенок чувствует, понимает переживания других людей, проникается ими.
Чтение художественных произведений с учебной целью предполагает соблюдение ряда дидактических требований: необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей.
2. В процессе обучения используются словесные приемы: вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
В обучении дошкольников необходимо сочетать разные типы вопросов:
• требующие простой констатации известных ребенку фактов (типа: кто?, что?, какой?, где?, когда?);
• побуждающие детей к мыслительной деятельности, формулировке умозаключений, выводов (типа: почему?, зачем?, отчего?, с какой целью?). Вопросы должны быть определенными, предполагающими тот или иной ответ ребенка, точными по формулировке, краткими.
Методика овладения самостоятельным усвоением знаний через решение логических задач (отгадывание загадок)
Казанкова Лариса
Методика овладения самостоятельным усвоением знаний через решение логических задач (отгадывание загадок)
овладения самостоятельным усвоением знаний
через решение логических задач
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать
его способным развиваться дальше без помощи учителя
1. Введение
Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей.
Одной из таких методик является — методика отгадывания загадок. Развивающие возможности загадки многообразны: воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; развитие сенсорной сферы.
Загадка – логическая задача, которая содержит в той или иной форме вопрос и признаки загаданного предмета или явления. Отгадать ее, значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы шифров разные.
По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки условно можно разделить на три уровня сложности.
К загадкам первого уровня сложности относятся:
— загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления;
-загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.
Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе и синтезе. Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.
Загадки второго уровня включают:
— загадки, в которых характеристика дается кратко, по 1-2 признакам нужно остановить целостный образ предмета;
-загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов или явлений.
Чтобы решить подобную задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке.
Загадки третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в смысл метафоры, выделяют сходства, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.
Применение данной методики возможно при достижении детьми возраста 3,5 лет, учитывая следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывание загадки; доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различным уровнем речевого развития; сложность композиционно-синтаксической структуры загадки.
2. Методика овладения самостоятельным усвоением знаний через решение логических задач (отгадывание загад ок)
I. Создание условий для обучения отгадывания загадок
II. Знакомство со структурой загадки
III. Самостоятельное сочинение и отгадывание загадок
I этап. Цель – расширить и уточнить знания детей об окружающем; учить детей наблюдать делать сравнения, сопоставлять явления; знакомство с многозначностью слов и с образными сравнениями.
Обучение отгадыванию загадок нужно не с их отгадывания, а с воспитания умения наблюдать, сравнивать, анализировать, т. е. учить видеть мир в многообразных связях и зависимости, в красках, в движении, в образах.
Чтобы решить логическую задачу, отгадывающий должен быть хорошо знаком с объектом, его признаками и свойствами, уметь их выделять, связать по ассоциации с другими предметами, не названными в загадке.
Дети не всегда верно отгадывают и сравнивают загадки, а с нарушением интеллекта вообще зачастую говорят ответ неправильный, необдуманный, без сравнений.
• невнимательное прослушивание текста;
• не запоминают содержание;
• отгадывая и сравнивая, не используют все признаки, имеющиеся в загадке;
• не имеют достаточных знаний о загаданном;
• не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.
Наблюдения, экскурсии, опыты, беседы – способствуют накоплению фактов, сведений об окружающем мире, создают основу для формирования представлений и понятий. Выделять и запоминать различные признаки: внешнего вида (величина, форма, цвет, материала (мягкий, твердый, железный, вкуса (сладкий, кислый, горький, движения (способ, скорость, где живет и т. д.
Систематические наблюдения позволяют увидеть явления в разные периоды его развития. Так, в течение всей прогулки, наблюдая за движением солнца по небосводу, в течение разных времен года за деревьями, изменениями реки. Проведение ряда опытов с водой (испарение, замерзание, со снегом позволяет увидеть свойства неживой природы. Рассматривая предметы сделанные руками человека, следует выделять особенности внешнего вида, материал, назначение, способы использования, а так же, на что они похожи.
Если нет полного правильного анализа материала загадок, будет затруднено или станет невозможным их отгадывание, сравнение.
Загадка, как ни одно другое произведение малого жанра, дает наглядный пример того, как емко, красочно, по-разному можно сказать об одном и том же предмете. Она непреднамеренно заставляет ребенка анализировать ее языковую структуру, учит открывать «секреты» этой структуры, позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетания.
II этап. Цель – учить детей выделять объект как совокупность элементов и как часть чего-то; проводить анализ и синтез, делать умозаключения.
Наряду с создание условий, облегчающих отгадывание, необходимо учить детей отгадывать загадку, т. е. решить логическую задачу. А для этого необходимо учить выделять признаки предмета (т. е. провести анализ, установить между ними возможные связи (т. е. провести синтез). На основе анализа и синтеза делается умозаключение, т. е. правильная отгадка.
Возможны неправильные ответы, их причины
• не могут вычленить признаки;
• не могут понять, что надо искать;
• не могут запомнить;
• не могут расшифровать;
• намеренно отбрасывают признаки с их точки зрения, противоречащие отгадке.
В начале обучения используется наглядный материал: картинки, игрушки. Основываясь на образном восприятии детям легче выявить основные признаки предмета, провести анализ и синтез.
III этап. Цель – учить детей сочинять загадки по опорным таблицам и без них. Самостоятельно в зависимости от ситуации преобразовывать способы решения задач.
А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
Рассматривая объект, работаем с таблицей. Детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
Какой? Что бывает таким же?
Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы, затем просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы. После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».
Саша Д. Легкое, но не пух.
Белое, но не вата. (облако)
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.
Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Что делает? Кто (что) делает так же?
Ксюша П. Крутиться, вертится белая юла
Все дороги замела (метель)
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На что похоже? Чем отличается?
Лера Ю. Похож на окно в доме, но можно увидеть то что сама захочешь.
Как ящик, но умеет рассказывать и показывать сказки. (телевизор)
3. Заключение
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия и повседневная деятельность детей должны проходить в увлекательной игровой форме.
Благодаря загадкам удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная загадка.
Загадки способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и самостоятельно находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что она содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Нужно только обращаясь к загадке, уметь видеть ее мудрую глубину и эстетическую привлекательность.
Можно прийти к выводу, что роль загадки в самостоятельной познавательной деятельности детей будет значимой, если педагогическая работа по их использованию будет носить целенаправленный и планомерный характер, если создать соответствующие педагогические условия.
3. Логинов В. И., Щербатых Л. Д. Загадка учит логически мыслить/ журнал «Дошкольное воспитание» №6,1974
4. Нестеренко А. А. Страна загадок. – Ростов н/Д. : Изд-во Рост. ун-та,1993
6. Прохорова Л. Н. Развиваем творческую активность дошкольника/ журнал «Дошкольное воспитание» №5, 1996
Кружковая работа с детьми старшего возраста по ФЭМП Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отыскать. отгадать, раскрыть секрет, составить, установить.
Логические задачи. Презентация Уважаемые воспитатели! Предлагаю вашему вниманию три логических задачи для детей средней и старшей групп детского сада. Логические задачи.