захоронения на территории новодевичьего монастыря
«Гробокопательство или сбережение?»: Правда о ситуации с некрополем Новодевичьего монастыря
Реставрацию московского Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря, входящего в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и готовящегося в 2024 году отметить 500-летний юбилей, сопровождает череда скандальных инфоповодов. На этот раз общественность взбудоражила ситуация с монастырским некрополем.
Тревожный набат встревоженной общественности
На днях искусствовед Мария Санти, что называется, «ударила в набат». Прогуливаясь по территории знаменитого московского Новодевичьего монастыря, она обратила внимание на лежащие отдельно от захоронений надгробия монастырского некрополя. Будучи шокированной, она записала видеокомментарий, где с вполне понятным праведным гневом высказалась о ситуации в легендарной обители, включённой в список Всемирного наследия ЮНЕСКО:
Так относиться к надгробиям XIX века, к надгробиям боевых генералов, которые несут историческую и культурную ценность. Я просто не могу поверить, что это происходит. При реставрации надгробий, во-первых, исследуется грунт вокруг. Что-то могло отколоться, что-то могло упасть. Во-вторых, просушиваются камни. Всё это делается бережно. Всё это похоже на хирургическую операцию. Там же свежие сколы у камней. То есть их повредили при этом вмешательстве. Они свалены в кучи.
При этом Санти особо подчеркнула, что прах таких великих людей, как герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов, упокоившийся на территории Новодевичьего монастыря, должен быть сохранён с почтением. И с этим невозможно не согласиться. А потому, чтобы разобраться в ситуации, съёмочная группа телеканала Царьград и автор этих строк лично побывали в Новодевичьем монастыре.
Первое впечатление: весь монастырский комплекс превратился в одну огромную стройку. Многие здания в лесах, половина территории раскопана, заливаются бетоном новые дорожки, везде снуют люди в строительных касках, которые уверили, что ничего не трогают без разрешения археологов. И упаси Бог, не используют тяжёлую технику прежде, чем на этом месте проведут археологические раскопки. При этом сразу бросилось в глаза, что самые известные захоронения некрополя, в том числе упомянутого Марией Санти Дениса Давыдова, оказались нетронутыми.
«Кладбище» надгробий некрополя Новодевичьего монастыря. Фото: Царьград
В поисках упомянутой искусствоведом кучи, в которую были свалены надгробия монастырского некрополя, пришлось обойти всю обитель. И действительно, в юго-западном углу монастыря она нашлась, правда, в куда более упорядоченном виде, нежели на съёмках Санти: без нагромождения цельных надгробий и выкопанных обломков. Более того, многие надгробия оказались аккуратно разложены на деревянном настиле. Тем не менее осадок остался: как можно даже в реставрационных целях тревожить захоронения и надгробные памятники? Особенно если вспомнить, что в христианстве одним из самых страшных грехов является гробокопательство.
Ответы главного археолога
Царьграду удалось найти человека, непосредственно ответственного за раскопки на территории Новодевичьего монастыря, – члена-корреспондента Российской академии наук, заведующего отделом археологии Московской Руси в Институте археологии РАН, доктора исторических наук Леонида Беляева. Леонид Андреевич, лично руководящий археологической экспедицией в Новодевичьем монастыре, подчеркнул, что сам, как православный человек, однозначно относится к важности сбережения захоронений, однако сейчас, в первой четверти XXI века, говорить о разорении некрополя Новодевичьего монастыря просто некорректно:
Новодевичий монастырь – это гигантское кладбище XVIII-XIX веков, это многие сотни, возможно, даже тысячи надгробий, из которых к нашему времени ничего не сохранилось. В массе своей они были вывезены с территории монастыря ещё в советское время. И только небольшая их часть осталась здесь, в основном не включённая в государственные реестры. Хотя есть до полутора сотен памятников, которые в эти реестры включены, и они полностью защищены, и им при реставрационных работах не было нанесено вообще никаких повреждений.
Но что за надгробия и фрагменты надгробий оказались в юго-западном углу Новодевичьего монастыря? Те самые, что фигурируют в материале Марии Санти и которые, в более упорядоченном виде, обнаружили и журналисты Царьграда. И почему они оказались свалены здесь, у внутренней монастырской стены?
Археолог Леонид Андреевич Беляев. Фото: Царьград
Эти вопросы не смутили руководителя археологических раскопок. Он уточнил, что какое-то количество памятников, причём в основном их фрагментов, ещё после разорения монастырского некрополя в советские годы остались разбросанными по территории обители. И те, кто бывал в Новодевичьем монастыре до начала его нынешней реставрации, могли видеть эти памятники сложенными в кучи и пирамиды.
Сейчас, когда начались большие реновационные работы, при их вертикальной планировке появилась необходимость понижать или повышать участки монастырской территории, подсыпая грунт. И эти фрагменты памятников оказались под руками у строителей, которые выбрали на территории монастыря наиболее тихое место и начали их туда потихоньку собирать.
При этом, как подчеркнул Леонид Беляев, никаких раскопок строители не вели, прежде чем на этом месте не провели свою работу археологи. А потому на резонный вопрос Царьграда, не были ли потревожены и повреждены многочисленные безымянные захоронения уже уничтоженного некрополя, руководитель археологической экспедиции ответил предельно откровенно:
«Ещё когда советская власть прокладывала здесь коммуникации, многие погребения были разрушены, а потому на перекопах и сейчас обнаруживаются останки, и эти честные останки собираются и будут перезахоронены. Мы трижды отклоняли проект новых коммуникаций, чтобы он не пошёл по некрополю, но, к сожалению, оказалось, что некрополь больше, чем мы ожидали. Здесь есть периферийные зоны, где невольно на погребения наталкивались. Конечно, все они были изучены, сохранены, и все останки будут снова погребены с соответствующим благолепием и церковным отпеванием».
Новодевичий и Спасо-Андроников: корректна ли параллель?
Конечно, и после увиденного на кадрах Марии Санти, и особенно после поистине ужасающей истории с некрополем московского Спасо-Андроникова монастыря, где ковшами экскаваторов в буквальном смысле выгребали в отвалы сотни останков погребённых там людей, многие могли бы усомниться в словах Леонида Беляева. Причём в случае с Андрониковой обителью речь вообще шла о коммерческом использовании территории некрополя. Никаких археологов там и близко не было, могилы выворачивались и выбрасывались под гусеницы экскаваторов, а улики в виде гробов, фрагментов надгробий и костей вывозились на несанкционированные свалки.
Но, как и в случае с Марией Санти, и тогда, несколько лет назад, нашёлся общественник, ударивший в набат и сделавший всё, чтобы остановить святотатство. Этим человеком стал доцент Института государственной службы и управления РАНХиГС, в итоге возглавивший московское общественное движение возрождения Спасо-Андроникова монастыря Сергей Карнаухов, который и сегодня продолжает борьбу за сохранение комплекса этой обители и возрождение в её стенах монастырской жизни. Мы связались с Сергеем Сергеевичем и попросили прокомментировать ситуацию в Новодевичьем монастыре.
В беседе с Царьградом Карнаухов скорбно констатировал факт: уже в течение десятилетий власти Москвы приучают горожан к тому, что никакой статус объекта культурного наследия, будь он хоть уровня ЮНЕСКО, не остановит экскаватор коммерсантов, если они уже смогли аферами получить разрешение на строительство. Поэтому любое появление человека с лопатой в районе таких памятников вызывает обоснованные тревожные вопросы: сохранится ли после вторжения сам объект?
В этой связи, учитывая статус и значение Новодевичьего монастыря, безусловно, нужно было сначала представить общественности планы по работам на объекте. Никто не стал бы на пути позитивных преобразований и улучшений этой жемчужины культурного и духовного ландшафта нашей столицы. И кстати, этот случай ещё раз показывает правительству Москвы, что уже давно пора изменить формат диалога с Русской Православной Церковью и культурным сообществом, сохраняющим наследие народов России и некрополи в том числе.
При этом Сергей Карнаухов считает не вполне корректным отождествлять ситуации в Спасо-Андрониковом и Новодевичьем монастырях. В том числе, отметив высокий профессиональный уровень археологов во главе с Леонидом Беляевым, человеком православным и одним из всемирно признанных светил отечественной науки. А потому в случае с некрополем Новодевичьей обители есть надежда не только на то, что удастся избежать разорения, но и на возрождение хотя бы части утраченного ещё в советские годы. Царьград продолжает следить за ситуацией с реставрацией Новодевичьего монастыря и его некрополя.
Захоронения на территории новодевичьего монастыря
Какие тайны хранит «город мертвых» в центре Москвы
Александр Чернышев
Едва ли не каждое погребение здесь — памятник государственного масштаба. Хрущев, Булгаков, Ельцин, Маяковский, Шаляпин — список можно продолжать бесконечно. Как и всякий «город мертвых», Новодевичье кладбище окутано легендами. Под звон колоколов монастыря по соседству сотни туристов ежедневно ищут захоронения своих кумиров, а родственники великих приходят навестить могилы предков. Чем удивит главный некрополь России — в репортаже РИА Новости.
«Паломничество памяти»
Могила Чехова припорошена снегом. Рядом стоит молодой человек и с отстраненным видом смотрит на памятник в виде часовни. Крышу венчают «три сестры» — три металлических башенки. Остроносый блондин держится за ограду, ее узор точь-в-точь повторяет нижнюю часть мхатовского занавеса работы Шехтеля — драматург создал для этого театра не одно произведение.
— На могиле его брата огромный букет цветов, а у самого Чехова — только несколько засохших роз. Странно, вы не находите? — спрашивает он.
Даниил Киселев, как и Антон Павлович, врач. Сюда приходит не первый раз к любимым писателям — Чехову и Булгакову. Эти визиты он называет «паломничеством памяти». После непродолжительного разговора, вежливо попрощавшись, молодой человек удаляется по «мхатовской аллее», минуя могилы Станиславского, Немировича-Данченко, Москвина и других театральных деятелей.
Разворачиваемся на 180 градусов — перед нами место, где покоится Гоголь. Его перезахоронили со Свято-Даниловского кладбища в 1931 году. При вскрытии могилы присутствовали литераторы, в том числе писатель Владимир Лидин. В дневнике он оставил запись: «Черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже белье с костяными пуговицами; на ногах были башмаки, тоже полностью сохранившиеся…»
Лидин признается, что «позволил себе взять кусок сюртука Гоголя, который впоследствии искусный переплетчик вставил в футляр первого издания «Мертвых душ».
Однако старший экскурсовод ГБУ «Ритуал» Виталий Романов сомневается в правдоподобности воспоминаний: «Красивая легенда, литераторы такое любят. Поймите, за 79 лет никакой сюртук сохраниться не мог».
Впрочем, есть и достоверные сведения о могиле Гоголя, не уступающие легенде. «При перезахоронении на Новодевичье кладбище перенесли только саркофаг. А надгробный камень с фразой из Нового Завета «Ей, гряди, Господи Иисусе», который служил основанием для креста и потому назывался «голгофой», за ненадобностью унесли на хоздвор. И все-таки сейчас он здесь. Пойдемте, покажу где», — увлекает за собой экскурсовод.
«Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью»
Мы неспешно движемся по старой части кладбища — вдоль краснокаменной стены, где сейчас колумбарий.
— Некрополь появился еще при отце Ивана Грозного — Василии III: на дороге к Смоленску в честь его освобождения от католической Литвы здесь воздвигли Новодевичий женский монастырь. При нем хоронили духовенство и знать: к примеру, сестру Петра I царевну Софью Алексеевну. Тогда монастырь находился за городом, теперь это почти центр — станция метро «Спортивная», — на ходу поясняет Романов.
К XIX веку население Москвы значительно увеличилось — выросло и кладбище.
Но мест для великих все равно не хватало: в 1949-м к кладбищу присоединили новую территорию, а в 1970-х — новейшую.
Общая площадь некрополя сегодня — 7,5 гектара, тут более 28 тысяч захоронений, включая колумбарий.
Приближаемся к массивному камню. Еще снегопад-другой — и его можно было бы принять за сугроб. Вооружившись метлой, Виталий энергично смахивает с камня белое покрывало. Проступают буквы и складываются в известную любому русскому человеку фамилию — Булгаков.
— Здесь покоятся Михаил Афанасьевич и его жена. За восемь лет до смерти Булгаков в письме к другу Павлу Попову обращался к Гоголю: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью». Когда он умер, жена Булгакова, зная о судьбе «голгофы», отыскала камень на хоздворе и установила на могиле мужа. Только вверх тормашками, поэтому новозаветной фразы не видно. Пророчество сбылось, а Елена Сергеевна теперь лежит рядом с мужем», — заключает Виталий.
В его речь вмешивается звон колоколов Новодевичьего монастыря — ровно полдень.
Дослушав перезвон у надгробия автора «Мастера и Маргариты», сворачиваем на узкую тропинку между могилами. Вот надгробная скульптура «Мысль» на могиле Меркурова его же собственной работы. Зима справила скульптуре белую папаху набекрень и заботливо укутала белым шарфом. Не верится, что костюм нерукотворный. Однако позже мы встретим еще много монументов в таком убранстве.
При жизни Меркуров создал мемориал авиаконструктору Поликарпову (среди его разработок, в частности, — известный всем «кукурузник»). Скульптура изображает падение Икара: одним крылом он прикрывает лицо, другое еще расправлено. Приглядитесь к фамилии конструктора: мифический персонаж выбран не случайно.
«Не Эйнштейн, а Эйзенштейн»
Заходим вглубь старой части Новодевичьего. Перед нами умирающий белый лебедь на могиле оперного певца Леонида Собинова работы Веры Мухиной. Кажется, мраморное изваяние сейчас выпрямит шею, взмахнет крыльями и взлетит.
— Кладбище раскрывает талант великих скульпторов с неизвестной нам стороны. Особенно советских: ведь по большей части они выполняли госзаказы и были поставлены в жесткие рамки. Сравните брутальных «Рабочего и колхозницу» и тонкошеего лебедя — абсолютно разные грани творчества одного и того же художника, — рассуждает Романов.
А вот захоронение самой Мухиной очень скромное.
— Она погребена рядом с мужем — доктором Алексеем Замковым. «Для людей я сделал все, что мог», — выгравировала супруга на его плите. «И я тоже», — приписала ее ученица, работавшая над усыпальницей Мухиной.
Лирический рассказ прерывает иностранная речь.
— Мы пришли разыскать могилы Эйнштейна и жены Сталина, но заблудились. Не подскажете, где они? — обращается итальянец.
Перевожу просьбу экскурсоводу.
— Эйнштейн умер в Америке, его тело кремировали, а прах развеяли, здесь — режиссер Сергей Эйзенштейн. Как всегда, напутали. Жена Сталина — прямо и налево, — качая головой, объясняет Романов. — Странные люди, купили билет с бесплатным гидом, а гида не взяли. Вот и мучаются теперь.
— Режиссера нам не надо, — подрасстроились итальянцы и побрели к могиле супруги советского вождя.
За год работы экскурсовод перевидал самых разных иностранцев.
— Летом их пруд пруди. Туристов из Китая, к примеру, интересуют в основном несколько могил. Они часто плачут у захоронений Героя СССР Зои Космодемьянской и скрипача Ойстраха. У надгробия музыканты включают его записи. Для Ойстраха писали в том числе Шостакович и Прокофьев — они тоже лежат здесь.
На могильной плите Дмитрия Шостаковича изображена композиция из четырех нот, сочетание которых он обязательно включал в каждое произведение. Если ноты обозначить латинскими буквами, получается DSCHA, то есть инициалы Шостаковича.
Оглушительная вечная пауза
Другой музыкальный шифр — на захоронении композитора Шнитке. Гравировка на камне — нотный стан. На нем знак паузы. Над ним фермата, символизирующая вечность. Внизу — форте-фортиссимо: знак максимальной громкости.
Белым мрамором ослепляет памятник Федору Шаляпину: «3D-копия» с портрета кисти Коровина.
— Не так давно мы провели технические работы по «обелению» камня. От времени он сильно почернел, — расскажет позже РИА Новости гендиректор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов. — Хотя музеи и не отвечают за надгробия, они хранят память о наших великих предках, поэтому должны заботиться и о могилах. Ведь не у всех остались потомки.
Но даже если родственники живы, находятся неравнодушные, которые следят за усыпальницами кумиров.
— С дочерью Райкина Екатериной Аркадьевной и ветеранами театра приходим на его могилу почти каждый месяц, — говорит исполнительный директор Фонда поддержки и развития культуры им. А. И. Райкина Юрий Кимлач. — Обязательно в день смерти, в день рождения, перед 9 Мая и в день первого спектакля Ленинградского театра миниатюр — с него начинался «Сатирикон». Бывает, приезжаем, а букет от сына — Константина Райкина — уже тут: из-за большой загруженности у него свой график посещений.
Гуляя по кладбищу, мы тоже встретили родственников усопших. У могилы Леонида Полякова — архитектора станций «Курская» и «Арбатская» — орудует лопатой и метлой пожилая женщина. Она поспешила показать, что глухонемая, поэтому можно лишь гадать, кем ему приходится.
Навещает ли кто-то другого архитектора, лежащего здесь, неизвестно. Но Льву Рудневу и так повезло: его высеченный на стеле портрет вечно взирает на здание МГУ, виднеющееся вдалеке, — его главное творение.
Чуть более разговорчивы оказались потомки одного из основоположников советской космонавтики Бориса Раушенбаха.
— Пришли поздравить отца с днем рождения, принесли цветы, прибрались, — объясняет одна из дочерей физика.
Найдутся все
Не все так ревностно относятся к памяти великих — состояние иных надгробий оставляет желать лучшего.
— У каждой могилы есть ответственный за захоронение — чаще всего родственник. У ГБУ «Ритуал» они могут заказать услугу ухода, но в первую очередь мы занимаемся прощальными церемониями. Сейчас здесь чаще хоронят родственников тех, кто уже покоится на Новодевичьем. Иногда сбережение захоронения берут на себя профильные фонды или музеи: кино, музыки и так далее. К сожалению, не всегда. На Новодевичьем всего один памятник сделан из дерева: Александру Птушко — режиссеру «Сказки о царе Салтане», «Садко», «Каменного цветка». Хотя с 1964-го он неплохо сохранился, нужна реставрация. Однако выделять средства никто не торопится, — разводит руками Романов.
Череп Гоголя и последний приют Ван Мина: какие тайны хранит Новодевичье кладбище
Одна Голгофа на двоих: какие тайны хранит Новодевичье кладбище
История столичных кладбищ насчитывает сотни тайн и легенд. Перезахоронения, при которых исчезали головы покойников, зашифрованные надписи на памятниках, скандинавские метки и пуленепробиваемые колпаки для надгробий.
Сетевое издание m24.ru запускает новый проект, в рамках которого вы узнаете об истории, легендах и современном состоянии столичных кладбищ. В первом материале мы расскажем о Новодевичьем кладбище, где недавно отреставрировали 57 надгробных памятников известным деятелям искусства, науки и техники.
На Новодевичьем кладбище нашли последний приют Гоголь и Чехов, Станиславский и Вахтангов, Шостакович и Прокофьев. Здесь похоронены Ельцин, Хрущев, супруга Сталина Надежда Аллилуева и даже глава компартии Китая Ван Мин.
Захоронения на территории Новодевичьего монастыря возникли еще в XVI веке. К началу XX века свободного места в монастырском некрополе практически не осталось, и могилы начали появляться у южной стены монастыря.
Территория Новодевичьего кладбища неоднократно расширялась. Общая площадь всех участков сейчас составляет более 7,5 гектара. На кладбище, территория которого подразделяется на старую, новую и новейшую, захоронено около 26 тысяч человек. На монастырской же территории уцелели захоронения преимущественно декабристов и героев войны 1812 года, а также известных профессоров и общественных деятелей.
Чеховская метка
Тело скончавшегося в Германии от туберкулеза Антона Чехова перевезли в Москву в вагоне, предназначенном для транспортировки устриц. Писатель похоронен рядом с могилой собственного отца. У подножия памятника сохранилась скандинавская метка — древнее графическое изображение христианского креста.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Камень «Голгофа»
Надгробием на могиле Михаила Булгакова служит камень «Голгофа» (он был назван так благодаря форме, напоминающей гору, где был распят Иисус Христос) с места прежнего захоронения Николая Гоголя в Даниловом монастыре. Этот ноздреватый черноморский гранит, согласно легенде, был привезен Константином Аксаковым из Крыма. Вдова Булгакова Елена Сергеевна обнаружила «Голгофу», по одной версии, в мастерских Новодевичьего кладбища, по другой – в яме, куда мастера сбрасывали отходы производства.
Поскольку Булгаков считал Гоголя своим учителем и даже искал вдохновения у его памятника в Москве, сомнений насчет судьбы камня не оставалось: его выкупили и установили на могиле автора «Мастера и Маргариты».
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Четыре ноты
На надгробии композитора Дмитрия Шостаковича изображены четыре ноты: ре, ми-бемоль, до и си. Если записать их латинскими обозначениями, то получится DSCH – инициалы композитора. Тема из этих четырех нот считается его визитной карточкой.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Похороненная дважды
Считается, что у Марии Ермоловой две могилы. Изначально актриса была похоронена на территории храма в бывшем селе Владыкино. Незадолго до войны прах Ермоловой был перенесен на Новодевичье кладбище, однако никаких документов, подтверждающих это, не сохранилось.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Посмертный диалог
Автор «Рабочего и колхозницы» Вера Мухина и ее супруг хирург Замков похоронены на старой территории кладбища. На памятнике Замкова сделана надпись: «Я отдал людям все», а на памятнике Мухиной, которая скончалась через 11 лет после смерти мужа, — «…И я тоже».
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Кстати, Мухина считала своим лучшим творением не «Рабочего и колхозницу», а мемориальную скульптуру в виде умирающего лебедя, сделанную для могилы оперного певца Леонида Собинова. Он также похоронен на Новодевичьем кладбище.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Лидер китайских коммунистов
Новодевичье кладбище — одна из самых популярных достопримечательностей среди китайских туристов. Все потому, что здесь похоронен один из бывших лидеров Коммунистической партии Китая Ван Мин, попавший в опалу после образования КНР и проведший последние годы жизни в СССР.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Гоголь без головы
При перезахоронении Николая Гоголя, изначально погребенного в Даниловом монастыре, обнаружилось, что череп автора «Мертвых душ» отсутствует. Об этом свидетельствуют воспоминания нескольких свидетелей эксгумации. Позже появилась другая версия — якобы голова писателя была повернута набок. Результатом стали слухи о том, что Гоголя похоронили живым во время летаргического сна.