закон божий о храме

Храм и его устройство. Часть 1

Из дома молитвы приноси дух молитвы и в свой дом.
Святитель Филарет (Дроздов), Митрополит Московский

Первые люди Адам и Ева имели храм, сотворенный Самим Богом.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

Для первых людей Эдемский сад был храмом, где они могли общаться с Богом, Господь являлся им “в раю во время прохлады дня” и беседовал с ними.

Грехопадение привело человека к потере рая и Царства Божия, а лишение первозданной святости сделало невозможным его общение с Богом “лицом к лицу”.

Получив от Бога обетование о грядущем Спасителе, первые люди приняли тот образ богослужения, действие которого указывало на то, что совершит для человека Господь Иисус Христос.

Богослужение проходило прямо под открытым небом в виде принесения жертвы от плодов земли или животных.

При этом не совершались особые обряды в виде чтения установленных молитв или пения священных гимнов. Каждый возносил свои мысли к Богу в той форме, в какой подсказывало ему сердце.

Первый рукотворный храм появился во втором тысячелетии до Рождества Христова в то время, когда израильский народ во главе с пророком Моисеем находился на пути в Землю Обетованную.

Израильский народ нуждался в духовном просвещении и укреплении после долгого пребывания в языческом Египте. И Господь повелел Моисею создать в египетской пустыне особый переносной храм — скинию.

Скиния состояла не из камня или дерева, а из льняной и хлопковой ткани. Она была устроена в виде шатра или палатки, чтобы во время странствования по пустыне перенесение храма с места на место не вызывало затруднений. В ней размещалась величайшая святыня народа израильского — Ковчег Завета, в котором находились скрижали, данные пророку Моисею.

Спустя четыре века царь Давид установил Ковчег Завета в скинии, которую устроил в Иерусалиме. Эта скиния считалась первым неподвижным храмом еврейского народа.

Царь Давид жил в это время в великолепном кедровом дворце. Он ясно сознавал несоответствие жилищ царя земного и Царя Небесного. “Вот я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром”, — сокрушался Давид. Он принял благое решение построить для Бога величественный каменный храм, достойный Его Имени. Но Господь сказал ему: “Ты не построишь храма, потому что ты много воевал и пролил много крови. Построит его твой сын, который будет царем после тебя”.

Сын царя Давида Соломон исполнил завещание отца. Воздвигнутый на горе Мориа храм был таким, каким хотел видеть его Давид — “весьма величествен, на славу и украшение пред всеми землями”. Он был не очень велик по размеру, но изумителен по красоте.

Также как и походная Cкиния храм царя Соломона имел три отделения: двор, святилище и Святая Святых. Двор был разделен на две части — внутренняя предназначалась для священников, а внешняя — для народа. Во внутреннем дворе находились принадлежности для жертвоприношения. Наиболее впечатляющим было медное море — огромный медный чан для омовения священников. Он стоял напротив медного жертвенника или алтаря всесожжений.

В переднюю часть Храма — святилище разрешалось входить только священникам. Посреди святилища стоял кедровый жертвенник, выложенный золотом. На нем утром и вечером воскуряли фимиам.

Святая Святых отделялась от передней части Храма двойной выложенной золотом дверью из масличного дерева. Внутри комнаты стоял Ковчег со скрижалями Моисея. Святая Святых была местом, где Бог встречался с человеком. Сюда мог входить только первосвященник один раз в год — в День очищения. В течение всей истории еврейского народа Иерусалимский храм вплоть до своего разрушения был единственным храмом, который посещали верующие в определенные дни года.

В конце шестого века до Рождества Христова вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим и забрал значительную часть храмовых сокровищ, а затем и полностью разрушил Храм. Для жителей Иудеи потеря Храма стала трагедией,

но пророки Иеремия и Иезекииль предсказывая его восстановление, вселили в израильский народ надежду. Эти пророчества исполнились через семьдесят лет. Новый Храм носил название Храма Зоровавеля и простоял более 500 лет.

В 70 году, когда Иудея подняла мятеж против власти римской Империи. Иерусалим и Храм были разрушены до основания. Римские войска во главе с полководцем Титом Флавием жестоко расправились с евреями.

Покинувшие Иерусалим христиане принесли проповедь о Воскресшем Спасителе языческим народам. Распространение христианской веры среди язычников вызвало гонение на христиан, поэтому богослужения стали совершаться в катакомбах, подземных помещениях, ставших прообразом первых христианских храмов.

Источник

Часть пятая
О БОГОСЛУЖЕНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Понятие о Богослужении

Богослужением вообще называется Богопочитание или угождение Богу добрыми мыслями, словами и делами, т. е. исполнение воли Божией.

Богослужение началось на земле со времени сотворения первых людей – в раю. Богослужение первых людей в раю состояло в свободном прославлении Бога, Его премудрости, благости, всемогущества и других Божиих совершенств, явленных в сотворении мира и в промысле о нем.

После же своего грехопадения люди должны были еще больше молиться Богу, умоляя Его о своем спасении. В Богослужении людей, после грехопадения, кроме молитв Господь установил жертвоприношения. Жертва выражает мысль, что все, что имеем, не наше, а Божие. Соединение молитв с жертвоприношениями должно было, вместе с этим, и напоминать людям, что, Бог принимает их молитвы ради той жертвы, которую впоследствии принес за всех людей пришедший на землю Сын Божий, Спаситель мира.

Сначала Богослужения совершались свободно на открытых местах. Не было ни святых храмов, ни священных лиц. Люди приносили жертву Богу, где хотели, и молились такими словами (молитвами), какие подсказывало им собственное чувство и настроение.

По повелению Божию, во времена пророка Моисея, была устроена скиния (первый ветхозаветный храм Единому, Истинному Богу), были избраны священные лица (первосвященник, священники и левиты), были определены жертвы на разные случаи и были установлены праздники (Пасха, Пятидесятница, Новый год, день очищения и др.).

Пришедший на землю Господь Иисус Христос, уча поклоняться небесному Отцу на всяком месте, тем не менее часто посещал ветхозаветный иерусалимский храм, как место особенного, благодатного, присутствия Божия, заботился о порядке в храме и проповедовал в нем. Так же поступали и святые апостолы Его, пока не было воздвигнуто открытое гонение на христиан со стороны иудеев.

Во времена апостолов, как видно из книги Деяний Апостольских, были особенные места для собраний верующих и для совершения таинства Причащения, называвшиеся церквами, где богослужение совершалось поставленными на то через рукоположение (в таинстве священства) епископами, пресвитерами (священниками) и диаконами.

Окончательное устройство христианского Богослужения совершено было преемниками апостольскими, под руководством Духа Святого и по данной им от апостолов заповеди: «все должно быть благопристойно и чинно» ( 1Кор.14:40 ). Этот установленный порядок Богослужения строго сохраняется в нашей святой Православной Церкви Христовой.

Православным церковным Богослужением называется служение или служба Богу, состоящая из чтения и пения молитв, чтения Слова Божия и священнодействий (обрядов), совершаемых по определенному чину, т. е. порядку, во главе со священнослужителем (епископом или священником).

От домашней молитвы церковное Богослужение отличается тем, что оно совершается священнослужителями, законно поставленными для этого через таинство священства святою Православною Церковью, и совершается преимущественно в храме.

Церковное православно-общественное Богослужение имеет целью для назидания верующих в чтении и песнопениях изложить истинное учение Христово и расположить их к молитве и к покаянию, а в лицах и действиях изобразить важнейшие события из священной истории, совершившиеся для нашего спасения, как до Рождества Христова, так и после Рождества Христова. При этом имеется в виду возбудить в молящихся благодарность к Богу за все полученные благодеяния, усилить молитву о дальнейших милостях к нам от Него, и получить успокоение нашей душе.

А главное, через Богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом, через совершение таинств при Богослужении, а особенно таинства Св. Причащения, и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни.

Источник

Храм и его устройство. Часть 3

Храмы нужны не Богу, Престол Которого — небо и подножие — земля, а нам они нужны.
Архиепископ Иоанн Шанхайский

Совершенство форм православного храма, в которых ясно прослеживается идея о спасении и беспредельной любви Божией к своим созданиям не оставляет равнодушным ни одного проходящего мимо него. Каждая деталь христианского храма рассказывает нам, как величествен, и в тоже время достижим горний мир для истинно верующей человеческой души.

красоте и премудрости сотворенного Богом мира. Он выражен в единстве трех областей: земной, небесной и Божественной. Отсюда наиболее распространенное трехчастное деление храма: притвор, собственно храм и алтарь. Алтарь знаменует собой область бытия Божия, средняя часть — область горнего Ангельского мира (духовное небо) и притвор — область земного бытия.

После грехопадения человека Царство Божие было закрыто для него. В ветхозаветном храме область бытия Божия символизировала Святая святых, куда никто не мог входить, кроме первосвященника один раз в год с кровью очистительной жертвы. Первосвященник был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте откроет Царство Небесное для всех.

История алтаря православного храма восходит к тем ранним временам христианства, когда в катакомбных храмах под землей ставилась, как святыня, каменная гробница с останками святого мученика. На этой каменной гробнице в катакомбах совершалось Таинство Евхаристии — претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Слово “алтарь” происходит от латинского alta ara что означает “возвышенное место”. Алтари христианских храмов устраиваются на некотором возвышении по отношению к остальной части храма. Это правило берет свое начало еще с глубокой древности и соблюдается по сей день.

Первую и важнейшую часть алтаря составляет Святой Престол. Престол для храма — то же, что Церковь для мира. Как знамение Единого Бога Вседержителя, являющегося центром всякого тварного бытия, Престол располагается только в центре алтарного пространства. Он символизирует и Гроб Господа Иисуса Христа, в котором покоилось Его Тело до момента Воскресения, а также и Самого Господа, лежащего во Гробе. Четырехугольная форма указывает на Четвероевангелие, содержащее всю полноту учения Спасителя, и то, что все четыре стороны света, все люди призываются к общению с Богом в Святых Таинах.

В соответствии с традицией в восточной стене алтаря с внешней стороны храма устраивается полукружие — абсида.

Вплотную к середине абсиды сооружается возвышение, где расположено кресло для епископа, как знамение трона, на котором невидимо восседает Господь Вседержитель. Эта часть храма именуется Горним местом. Архиерей, во время сидения или стояния на горнем месте, изображает Самого Иисуса Христа, а священники, служащие с ним — святых апостолов. В первые века христианства горнее место в храмах пользовалось особым почитанием. Священномученик Петр, правивший Церковью в Александрии, в течение всей своей жизни так и не посмел взойти на ступени горнего места, каждый раз видя на нем блистающий свет и чувствуя некую Божественную силу.

В алтаре храма обычно имеется особый светильник из семи ветвей, который располагается с восточной стороны

Престола перед Горним местом. Семисвечник знаменует собою райское древо жизни, а число лампад — семь таинств Православной Церкви, тех благодатных даров Святого Духа, которые изливаются на верующих благодаря Искупительному Подвигу Иисуса Христа.

В северо-восточной части алтаря, слева от Престола находится жертвенник, который по внешнему виду подобен Престолу, а по размерам бывает меньше его. Свое название это место алтаря получило оттого, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной Литургии, во время которой хлеб и вино особым образом приготавливаются для последующего Таинства. В некоторых случаях при богослужении жертвенник напоминает нам пещеру, в которой родился Иисус Христос. А в некоторых — гору Голгофу, на которой он был распят.

Алтарь, как правило, имеет три окна, символизирующие троический свет Божества. По причине совершаемого в нем Таинства Евхаристии алтарь как бы повторяет собой ту прибранную горницу, где состоялась Тайная Вечеря перед крестной смертью Иисуса Христа. Святость этого места настолько велика, что в древности вход в алтарь был строго запрещен кому-либо из мирян, как женщинам, так и мужчинам. Впоследствии в алтарь стало дозволено входить церковнослужителям в сане иподиакона, чтеца, алтарника или инокиням женских монастырей, которые помогают в соблюдении убранства этого святого места.

Источник

О храме

Храм («церковь») есть особый дом, посвященный Богу – «Дом Божий», в котором совершаются богослужения. В храме пребывает особенная благодать, или милость Божия, которая подается нам через совершающих богослужение – священнослужителей (епископов и священников).

Наружный вид храма отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол, изображающий небо. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви – Иисуса Христа. Над входом в храм, обычно, строится колокольня, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву – к богослужению и возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо). Внутри храм разделяется на три части: 1) притвор, 2) собственно, храм, или средняя часть храма, где стоят молящиеся и 3) алтарь, где совершаются священнослужителями богослужения и находится самое главное место во всем храме – святой престол, на котором совершается таинство святого причащения.

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат; средние врата называются царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит в святых дарах (во святом причащении). Потому через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей.

Совершающееся по особому чину (порядку) в храме, во главе со священнослужителем, чтение и пение молитв называется богослужением.

Самое важное богослужение – литургия или обедня (она совершается до полудня). Во время ее воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство причащения, которое установил Сам Христос на Тайной Вечери.

Таинство причащения состоит в том, что в нем благодатью Божией хлеб и вино освящаются – делаются истинным Телом и истинною Кровью Христовой, оставаясь по виду хлебом и вином, и мы под этим видом хлеба и вина принимаем истинное тело и истинную кровь Спасителя, чтобы войти в Царство Небесное и иметь вечную жизнь.

Так как храм есть великое святое место, где с особенной милостью, невидимо, присутствует Сам Бог, то поэтому мы должны входить в храм с молитвою, и держать себя в храме тихо и благоговейно. Во время богослужения нельзя разговаривать, а тем боле смеяться. Нельзя поворачиваться спиною к алтарю. Каждый должен стоять на своем месте и не переходить с одного места на другое. Только в случае нездоровья разрешается сесть и отдохнуть. Не следует уходить из храма до окончания богослужения.

Ко св. причастию нужно подходить спокойно и не спеша, скрестив на груди руки. После причастия поцеловать чашу, не крестясь, чтобы случайно не толкнуть ее.

ВОПРОСЫ: Что такое храм? Какой его наружный вид? Как храм разделяется внутри? Что такое иконостас? Где находятся царские врата? Что такое св. престол и что на нем совершается? Какое самое важное богослужение? Что воспоминается за обеднею? Что такое таинство причащения? Кто установил это таинство? Как нужно держать себя в храме?

Источник

Храм и его устройство. Часть 2

Вступив в храм, вы как бы оставляете за собой землю и вступаете в земное небо, оставляете время и вступаете в вечность.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

История ветхозаветного иерусалимского храма окончилась в то время, когда римский полководец Тит Флавий жестоко подавил восстание еврейского народа и полностью разрушил Иерусалим. Исполнилось пророчество Иисуса Христа о разрушении храма Единого Бога, возвещённое ученикам накануне Его Крестной смерти. Место, где стоял храм, по римскому обычаю перепахали плугом, так что не осталось здесь камня на камне.

Евреи, среди которых были и первые христиане, бежали от завоевателей и рассеялись по языческой Римской империи. Скрываясь от преследований, в первые века христиане создавали подземные убежища, или катакомбы, ставшие одновременно и могилами мучеников, и храмами, где совершались богослужения.

Катакомбы разделялись на галереи, комнаты и церковь. Галереями назывались узкие и длинные коридоры, в которых находились углубления для захоронений.

Галереи вели в комнаты, предназначенные для молитвы. Церковью служила комната, разделённая на две части: помещение, в котором стояли молящиеся, и алтарь. В каждой церкви обязательно была одна или несколько гробниц с телами мучеников, которые являлись престолами.

Наземные христианские храмы впервые появились во времена правления императора Константина Великого, даровавшего мир и торжество христианской Церкви. Самой распространённой формой храма стала базилика. В Риме базиликами назывались общественные здания, предназначенные для торговых сделок и произнесения публичных речей.

Многие из них были отданы христианам для совершения богослужений.

Внешний облик базилики напоминает разрушенный Иерусалимский храм. Это простое прямоугольное здание, имеющее внутренний двор, или атриум. Так же, как и во дворе храма Соломона, здесь помещается бассейн с водой для омовения верующих, входивших в храм. Внутренний интерьер базилики делится рядами колонн на три зала. В самом большом, центральном, располагается возвышение для священнодействия — алтарь.

Позднее стали строить базилики крестообразной формы с куполом в центре креста, символизирующим небесный свод. Они были прообразом самого величественного христианского храма — Софийского собора в Константинополе.

Замысел художников и архитекторов этого сооружения опирался на идею христианского богословия. Согласно ему, красота и величие храма — это земное отражение небесной, божественной красоты.

Один из знаменитых византийских императоров — Юстиниан — подобно библейскому царю Давиду решил построить храм, который своими размерами и великолепием затмил бы все созданные ранее.

Император достиг поставленной цели. Воздвигнутый им храм превзошёл своим величием знаменитый храм в Иерусалиме, построенный царём Соломоном.

Когда Юстиниан вошёл в храм в день его освящения, он воскликнул: “Хвала Тебе, Господи, сподобившему меня совершить такое дело!”

Вершина византийского зодчества — храм Святой Софии, построенный в шестом веке, стал образцом для многих храмов во всём православном мире. Софийские соборы в Киеве и Новгороде явились достойным продолжением на Руси традиций византийского искусства.

Здание храма завершается куполом. Своей формой он напоминает о мире Горнем, куда всеми мыслями и желаниями должны стремиться верующие.

Храмы увенчиваются одним, тремя, пятью или тринадцатью куполами. Один купол воздвигается во имя Единого Главы Церкви — Иисуса Христа; три — во славу Святой Троицы; пять глав — в память Христа и четырёх евангелистов, а тринадцать — в честь Христа и двенадцати апостолов.

На Руси, по традиции, купола возводились в виде луковицы. Эта особая форма — прообраз горящей свечи, подобно которой душа молящегося устремляется вверх, в мир Горний, к Небесному Отцу.

Когда верующий стоит в храме, его взор обращён к алтарю, расположенному в восточной стороне храма. Именно с Востоком связаны все чаяния и надежды христиан. По преданию, там был рай — первый храм праотцев. На востоке родился Мессия Христос, именуемый в богослужении Солнцем правды и Светом Истины, освещающим путь в Царство Небесное.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *