закон о забвении в интернете практика
«право на забвение»
Так называемый законопроект «О праве на забвение» (№ 804132-6) был внесен в Госдуму 29 мая 2015 г. депутатами В.Е. Деньгиным, А.В. Казаковым, О.М. Казаковой и Л.И. Калашниковым.
Проект был разработан в целях создания механизма, ограничивающего по заявлению гражданина, направленному оператору поисковой системы, распространение в сети «Интернет» ссылок на информацию о нем, которая является недостоверной, неактуальной или распространяемой с нарушением законодательства. По мнению авторов законопроекта, его принятие будет способствовать более полной и своевременной защите чести, достоинства и деловой репутации граждан.
Позицию интернет-отрасли в диалоге с государственными ведомствами представляла Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК). Это некоммерческое партнерство, объединяющее более 150 игроков интернет-рынка и представляющее их интересы.
Комиссией РАЭК по правовым вопросам и представителями поисковых систем была проведена существенная экспертная работа по оценке и предложению изменений некоторых положений законопроекта, а также инициирован и проведен ряд встреч с участием профильных представителей Администрации Президента, Госдумы и Минкомсвязи.
Работа велась в беспрецедентно сжатые сроки, при этом требовалось учесть предложения и пожелания как минимум десяти представителей интернет-отрасли, которые направляли свои предложения и коррективы текста законопроекта в течение недели. Все изменения сводились в единую таблицу поправок и защищались попунктно в ходе рабочих встреч с представителями органов госвласти.
Главное, что следует знать пользователям и интернет-компаниям по поводу этого закона.
1. Речь не идет о введении цензуры. Никакая информация из интернета не удаляется. Прекращается только выдача ссылок. Тот, кто захочет, всегда найдет информацию при более глубоком поиске.
2. Прекращается выдача ссылок на следующую информацию о гражданине:
— информация, распространяемая с нарушением закона, – та информация, которая в принципе не может свободно распространяться, а распространяется только при соблюдении ряда условий. Например, ссылка на скан паспорта заявителя, который появился без его согласия в Интернете;
— неактуальная, в силу последующих событий или действий утратившая значение для заявителя информация. Например, ссылка на то, что заявитель работает (в настоящем времени) в такой-то организации, хотя он давно там не работает.
3. Выдача ссылок прекращается только по запросам пользователей поисковой системы, содержащим имя и (или) фамилию заявителя. Например, при наличии на каком-либо сайте информации «Иванов Иван Иванович отдыхал во Франции» по запросу «Иванов Иван Иванович» ссылки выдаваться не будут, а по запросу «отдых во Франции» – будут;
4. В требовании заявителя, которое он направляет оператору поисковой системы, должны содержаться: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, контактная информация; информация о заявителе, выдача ссылок на которую подлежит прекращению; URL (указатель страницы сайта в сети «Интернет); основание для прекращения выдачи ссылок; согласие на обработку персональных данных.
5. Предусмотрено право оператора поисковой системы направлять заявителю уведомление об уточнении представленных сведений, а также уведомление о необходимости предоставления документа, удостоверяющего личность.
6. Срок рассмотрения требования заявителя составляет 10 рабочих дней (если не направлено уведомление об уточнении представленных сведений или уведомление о необходимости предоставить паспорт).
7. В случае отказа оператора поисковой системы возможно обращение в суд с исковым заявлением о прекращении выдачи ссылок.
8. Закон вступает в силу с 1 января 2016 г.
При подготовке законопроекта ко второму чтению были приняты многие поправки, предложенные интернет-отраслью, однако не были учтены два принципиальных предложения отрасли — исключить из законопроекта возможность предъявления иска по месту жительства истца и продлить срок вступления закона в силу до 1 января 2017 г.
Поскольку не было учтено предложение исключить из законопроекта возможность предъявления иска по месту жительства истца, надеемся, что данную категорию дел будут рассматривать в порядке упрощенного производства. Для этого потребуется внесение изменений в законопроект № 725381-6, внесенный Верховным Судом и принятый Госдумой в первом чтении. Данным законопроектом предполагается, что дела в гражданском процессе в порядке упрощенного судопроизводства рассматриваются без вызова сторон.
Забудь меня, если сможешь, или как работает право на забвение в интернете
Правом на забвение называют право требования удалить свои персональные данные из общего доступа в интернете. Зачем это надо, в каких случаях оно применимо, в чем его преимущества и недостатки, расскажем в этой статье.
В чем суть?
Согласно этому закону можно попросить удалить из поисковой выдачи ссылки на определенные страницы о себе. Сам контент останется при этом доступным, но для выхода на него понадобится точный адрес прямой ссылки.
Право на забвение не удаляет информацию из интернета, а только затрудняет ее поиск.
Дело Костеха. В 1998 году в одной испанской газете вышла статья о продаже частного дома с аукциона. С домом был вынужден попрощаться испанец Марио Костех в счет уплаты долга. Долг был погашен, а компрометирующая информация спустя годы всплыла в оцифрованных архивах газеты, что, конечно же, не понравилось герою публикации. Он потребовал удалить электронную копию статьи вместе с ссылками на нее, но жалобу в самой газете отклонили, а испанский Google внезапно рассмотрел претензию и удовлетворил ее. Статья осталась на сайте, но больше не индексируется поисковиком. Дело Костеха вызвало широкий общественный резонанс и стало прецедентом: на следующий же день Google получил свыше двенадцати тысяч аналогичных запросов.
Как работает право на забвение в России
Всего спустя пару лет после нашумевшего дела Костеха в России поддержали право на забвение. Закон был вынесен на рассмотрение в 2015 году, а в 2016 году уже вступил в силу.
Расскажем, как работает этот закон в нашей стране.
Какие ссылки можно удалить из поисковой выдачи?
Только те, кто которые имеют непосредственное отношение лично к вам. Если материал текстовый, то инициалы должны совпадать с инициалами заявителя, а если речь идет о визуальном контенте — то внешность. Удалению по требованию подлежат неактуальные, неуместные, неполные, ошибочные или избыточные данные, если законные основания для их хранения исчезли по прошествии времени.
Информация о недвижимости и доходах госслужащих является публичной и не подлежит удалению по требованию. Также удалению не подлежит информация о тюремном сроке.
Кто может подать заявление?
Только тот человек, который имеет самое прямое отношение к этой информации. Заявление на удаление ссылок может написать только тот человек, о котором говорится в этих материалах. Исключение составляют родители несовершеннолетних детей. Например, один из родителей (или опекунов) может написать заявление с просьбой удалить из поисковой выдачи информацию о своем ребенке.
Только физическое лицо может требовать от поисковика удаления нежелательного контента, юридическое лицо должно сразу обратиться в суд.
Куда подавать заявление?
Написать одно заявление, чтобы удалиться отовсюду, не получится. Для каждого поисковика нужно составить отдельную просьбу:
Как составить заявление?
Поисковик не имеет права разглашать информацию, кто обращался к ним с просьбой удалить информацию.
С другой стороны…
Грань между свободой доступа к информации и неприкосновенностью частной жизни очень тонка. Журналисты, общественники и активисты, правозащитные и борющиеся за свободу слова организации не раз называли этот закон попыткой цензурирования и даже желанием переписать историю.
Например, миллиардер Евгений Пригожин, ставший героем расследования «Фонда борьбы с коррупцией», требовал удалить из поисковой выдачи ссылки на эту публикацию. Но все его усилия привели к обратному эффекту — попытка ограничить информацию привела к еще большему ее распространению, в итоге он был вынужден отозвать иск.
Противники закона утверждают, что право на забвение противоречит праву на свободу слова, а еще высказывают ряд опасений, что закон повлияет на возможность проведения независимых журналистских расследований. А как считаете вы?
Все ли остается в интернете и можно ли это почистить (в контексте права на забвение в российской практике)
Закон о праве на забвение, по которому любой гражданин имеет право требовать скрыть в поисковой выдаче ложную или устаревшую информацию о себе, действует в России с 2016 года. Но действительно ли реально почистить за собой все интернет-следы, и не пора ли поменять практику применения закона?
Как справедливо отмечает кандидат юридических наук Е.М. Подрабинок в своей статье «Особенности осуществления права на забвение в эпоху цифровизации общества», «появление и осуществление права на забвение (right to be forgotten) стало возможным только с возникновением и распространением интернета, поскольку получение информации практически любого рода стало простым и легкодоступным». При этом далеко не вся информация о человеке в сети может являться правдивой или актуальной на определенный момент времени, и индивид должен иметь право потребовать ее удаления, если сочтет это необходимым для себя. Для этого он может обратиться к оператору поисковой системы и потребовать ограничения или запрета выдачи подобной информации третьим лицам. Собственно, в этом и состоит юридическая суть права на забвение.
Впервые о нем заговорили в мае 2014 года, когда Европейский суд по правам человека, рассмотрев дело Марио Контеха Гонсалеса против Google, в итоге обязал поисковик редактировать определенные результаты поиска по запросу частных лиц. При принятии решения ЕСПЧ сослался на действовавшую в то время Директиву 95/46/EC о защите персональных данных, расценив сбор и хранение информации поисковыми интернет-системами как ее обработку.
В России институт «права на забвение» появился пять лет назад — 1 января 2016 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 264-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». Согласно п. 1 ст. 10.3 Закона об информации человек может предъявить требования об удалении тех или иных ссылок о себе при наличии следующих оснований: 1) информация распространяется с нарушением законодательства РФ; 2) информация является недостоверной; 3) информация является неактуальной; 4) информация является утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя.
К недостаткам принятого закона эксперты, в частности, относят то, что закон № 264-ФЗ не вводит четких и понятных критериев актуальности или неактуальности информации, об удалении которой просит заявитель, а также ни слова не говорит о том, является ли или нет такая информация общественно значимой. Например, из апелляционного определения Мосгорсуда от 22 мая 2017 года по делу № 33-14853/2017 следует, что поисковая система (в данном конкретном случае — «Яндекс») не может нести ответственность за распространение информации, если оператор не знал о незаконности такого распространения. Кроме того, отметил суд, оператор поисковика не отвечает за размещение информации третьими лицами, поскольку основная его задача — предоставить услуги по поиску информации, а не ее распространению. Наконец, по мнению апелляционной инстанции, что при подаче заявления в адрес ООО «Яндекс», истец сам должен был указать, какая информация о нем на обжалуемой в заявлении интернет-странице распространяется с нарушением законодательства (помимо необходимости доказывания недостоверности и неактуальности такой информации).
В целом нужно отметить, что в Европе и России, несмотря на схожесть подходов к праву на забвение, все же существуют достаточно серьезные различия в этом плане. В частности, в Евросоюзе данные о запросах граждан можно раскрывать, если они не содержат их персональных данных — скажем, если речь идет о предоставлении статистической информации (преамбула 65 GDPR — общеевропейского регламента о защите данных). В России же операторам поисковых систем в принципе запрещено раскрывать информацию о сделанных запросах, кого бы и чего бы они ни касались, если иное прямо не установлено действующим законодательством (п.8 ст. 10.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ).
Кроме того, ЕС устанавливает общее исключение из «права на забвение», в первую очередь если дело касается выполнения задачи, осуществляемой в публичном интересе (т.е. когда субъекты персональных данных, которые необходимо удалить, играют заметную роль в жизни общества — политики, звезды шоу-бизнеса, олигархи, и т.д.), или ввиду публичного интереса в области здравоохранения, или же в целях архивирования в публичном интересе, в целях научных или исторических исследований или в статистических целях (параграф 3 статьи 17 GDPR), в то время как в РФ это исключение является частным (оператор поисковика, согласно п.1 все той же статьи 10.3 закона № 149-ФЗ, не имеет права удалять только лишь ссылки о преступлениях, по которым не истекли сроки давности, или по которым с гражданина не снята или не погашена судимость).
Возникает, как пишет Е.М. Подрабинок, и вопрос о том, как соотносится с правом на забвение информация, которая непосредственно на момент ее размещения в сети была и достоверной, и законной, и не нарушающей чьих-либо прав: «Подобные вопросы могут возникнуть в связи со множеством произошедших действий или событий. А аналогичных примеров может быть бесчисленное множество. В связи с этим в юридической литературе поднимается вопрос о том, что право на забвение дает возможность лицам фактически «переписывать», «искажать» историю». К схожим выводам пришел и все тот же Мосгорсуд, но уже в другом своем апелляционном определении — по делу № 33-10390/2017 от 20 марта 2017 года. В своем решении судьи, в частности, указали, что «оператор поисковой системы не вправе безосновательно и бездоказательно по произвольному требованию гражданина, который может преследовать различные цели, в том числе для сокрытия находящейся в свободном доступе в сети Интернет достоверной и объективной информации о себе, прекращать поисковую выдачу ссылок на такую информацию, поскольку в противном случае будут нарушены указанные конституционные принципы, а деятельность оператора поисковой системы потеряет всякий смысл».
И действительно, удаление оператором той или иной поисковой системы таких ссылок на информацию, которые имеют явный общественный интерес и общественную значимость, знаменовало бы собой явное отступление от конституционного принципа гласности и свободы слова. Любой гражданин мог бы затруднить доступ третьих лиц к абсолютно любого рода информации о себе, на недопустимость чего обращает внимание, в том числе, и Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 09.07.2013 N 18-П.
Так можно ли удалить о себе любую информацию из интернета, ликвидировав, таким образом, свой «цифровой след»? До недавнего времени, если исходить из непосредственного толкования норм закона № 264-ФЗ, можно было сказать, что определенные ограничения в этом отношении все же существовали. Но вот в начале декабря 2020 года, «Российская газета» сообщила о том, что Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволяет пользователям самостоятельно распоряжаться своими персональными данными. В частности, будет создана специальная система Роскомнадзора, с помощью которой можно будет как отзывать согласие на размещение своих персональных данных в интернете (образно говоря, убирать «галочку» в соответствующем пользовательском соглашении), так и требовать их удаления и/или опровержения.
Как отмечают в пресс-службе Роскомнадзора, «основной смысл законопроекта — в том, чтобы человек смог реализовать свое право решать, кому и какие данные он предоставляет, для того чтобы сделать их общедоступными, и чтобы он четко это понимал в момент предоставления согласия». Автор документа, депутат Антон Горелкин, поясняет, что законопроект, в отличие от закона о праве на забвение, вводит обязанность удалять персональные данные у всех операторов сразу, а не только у поисковых систем типа «Яндекса» или «Гугла». Сейчас Роскомнадзор, по словам Горелкина, уже разрабатывает соответствующее техническое задание, и в течение ближайшего полугода должна быть запущена система, позволяющая любому пользователю самому решать, что делать с персональной информацией о себе.
Пока обсуждается, будет ли предлагаемая система каким-то образом охватывать согласия, данные до вступления закона в силу, сообщили в Роскомнадзоре. Возможно, как заявил Антон Горелкин, владельцев интернет-ресурсов, в том числе социальных сетей, попросят пересмотреть и переподписать уже заключенные пользовательские соглашения. Кроме того, известно, что действие законопроекта не будет распространяться на информацию, которая предоставляется государственным и муниципальным органам (включая полицию, суды и прокуратуру), а также банкам и страховым компаниям. Однако уже сейчас представляется, что подобное расширение «права на забвение» может повлечь за собой не расширение права на защиту частной жизни человека, а угрозу для прозрачности и открытости информационной системы общества.
И тогда перед нами вновь встанет извечный вопрос: должна ли свобода каждого отдельного индивида быть безусловным приматом его юридического статуса? Или ей все-таки долженствует реально заканчиваться там, где начинается свобода другого человека? Ответ, как представляется, уже не за горами.
Публикация подготовлена при поддержке юристов Digital Rights Center.
Как правильно пользоваться правом на забвение в России
Российский закон позволяет пользователю, который недоволен отказом поисковика, обратиться в суд с исковым заявлением о прекращении выдачи ссылок на информацию, указанную в требовании заявителя. Соответствующая судебная практика свидетельствует о том, что операторы связи как правило отказывают гражданам правомерно и справедливо, а причиной являются ошибки самих заявителей в толковании и применении права на забвение. Мы проанализировали российскую судебную практику по праву на забвение и систематизировали типичные ошибки граждан при обращении в суд, которые помешали пользователям добиться желаемого.
Что такое право на забвение а-ля рюсс
Однако убрать из поиска можно далеко не любую информацию о пользователей. Закон допускает делистинг в отношении следующих категорий:
1. информация, распространяемая с нарушением законодательства РФ (например, оскорбления, личные фото, незаконная обработка персональных данных);
2. недостоверная информация;
3. неактуальная информация;
4. информация, которая утратила значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя.
Алгоритм действия права на забвение
— Заявление желающего быть забытым подается оператору поисковой системы. Google, Яндекс, Рамблер, Mail.ru, Bing создали специальные электронные формы для подобных обращений.
— Если вы предоставили неполные или неточные данные (например, документ, удостоверяющий личность), поисковик вправе их запросить, направив вам уведомление.
— В течение 10 рабочих дней заявитель должен дополнить или уточнить данные (если применимо).
— После чего в течение 10 рабочих дней оператор поисковой системы прекращает выдачу ссылок, указанных в заявлении или предоставляет мотивированный отказ.
— В случае отказа заявитель вправе обратиться в суд общей юрисдикции с исковым заявлением о прекращении выдачи ссылок на информацию, указанную в требовании заявителя, по месту жительства.
Разберем наиболее распространенные ошибки, которые допускают заявители при попытке “быть забытым”.
1) Непредставление или несвоевременное представление уточняющих/дополнительных/корректных сведений, которые запросил поисковик
Оператору поисковой системы даётся 10 рабочих дней на обработку требования о применении права на забвение: за это время ему надо определить, нужно ли уточнить или дополнить заявление, удовлетворить его или отклонить. Если необходимо уточнить или дополнить сведения о заявителе и основаниях применения права на забвение, поисковик направляет заявителю уведомление об уточнении представленных сведений (в т.ч. документа, удостоверяющего личность). Такое уведомление может быть направлено заявителю однократно. У заявителя также будет 10 рабочих дней на исправление неточностей и восполнение сведений и доказательств. Если пользователь не уложится в этот срок, оператор поисковой системы не обязан ничего удалять.
В связи с этим рекомендуется внимательно относится к сроку 10 рабочих дней (проверяйте регулярно почту), а также предоставлять оператору необходимые данные в полном объеме.
2) Заявление не содержит информацию о заявителе по каждой странице сайта, выдача ссылок на которую подлежит прекращению
Удостоверьтесь, что вы указали, какая именно информация на той или иной странице является основанием для удаления ссылки из результатов поиска. С недавних пор в электронной форме Яндекса появились специальные поля ввода: необходимо указать ссылку на страницу, какая именно информация подлежит удалению, какой эта информация является: незаконной, недостоверной, неактуальной, утратившей значение.
3) Некорректные URL-адреса
Проверьте, рабочие ли ссылки и присутствуют ли они в результатах поиска по запросу, содержащему ваши имя и фамилию.
4) Отсутствие доказательств
Суды отказывают в удовлетворении требований заявителей, ссылаясь на то, что заявители не предоставляют необходимых доказательств, на основании которых поисковая выдача будет отфильтрована. Суды обосновывают такую позицию тем, что поисковые системы не наделены полномочиями по установлению факта распространения сайтами недостоверной, неактуальной или порочащей честь, достоинство или деловую репутацию информации. Поисковики не распространяют информацию, а предоставляют пользователям услуги поиска информации, размещенной третьими лицами в интернете. Согласно судебной практике, деятельность оператора поисковой системы теряет правовой и фактический смысл, если любое лицо может потребовать прекращение доступа к поиску информации, находящейся в свободном доступе в интернете без предоставления достаточного подтверждения недостоверности указанных сведений. Для рассмотрения обращения желающего быть забытым и принятия по нему решения операторы поисковых систем должны обладать необходимым объемом информации, то есть доказательствами. Обязанность по предоставлению доказательств, подтверждающих наличие оснований для исключения ссылок из поисковой системы, лежит на заявителе (Определение Московского городского суда от 25 декабря 2017 г. по делу N 4г-16235/2017).
Доказательства играют ключевую роль в успешной реализации права на забвение. Доказательствами, необходимыми для применения права на забвения, могут быть:
— решение суда, подтверждающее факт распространения информации, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию;
— решение суда о признании информации в интернете не соответствующей действительности;
— постановление суда о снятии судимости, справка МВД о погашении судимости;
— иные достоверные доказательства, свидетельствующие о том, что распространенная в отношении заявителя информация является недостоверной или неактуальной.
Важно отметить, что личность заявителя также играет роль при реализации права на забвение. Например, даже при погашенной судимости поисковик, а впоследствии и суд могут отказать ранее осуждённому в применении права на забвение. Также сложности при удалении ссылок из результатов поиска могут возникнуть, если заявитель является общественным деятелем, политиком, исполняет официальные функции. В таком случае вполне возможно, что сведения о его частной жизни будет достаточно сложно скрыть из поисковой выдачи, поскольку информация о публичных лицах представляет общественный интерес (естественно, не вся). В данном случае без специального решения суда об удалении тех или иных сведений о публичной личности не обойтись, ведь оно будет выступать главным доказательством по прекращению выдачи ссылок с информацией, касающейся публичных фигур.
Напомним, что для удаления информации с просторов интернета порой эффективнее обратиться напрямую к владельцу сайта (оператору онлайн-платформы), где первоначально была размещена неправомерная или неактуальная информация. Работа с администраторами интернет-ресурсов может быть подготовительным этапом перед применения права на забвения, который может облегчить делистинг. Обращаясь к операторам поисковых систем следует всегда помнить, что без достаточного объема информации и неоспоримых доказательств поисковики не уполномочены удовлетворять требования заявителей по праву на забвение, поэтому важно внимательно подходить к процедуре по ст. 10.3 закона об информации и подготовить документальное обоснование своих требований.