закон об обучении в интернете
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона
1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Информация об изменениях:
2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816
Информация об изменениях:
3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Поправки к дистанционному образованию
Госдума рассматривает законопроект о дистанционном образовании – точнее, поправки в закон об образовании, который и сейчас устанавливает возможность электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Законопроект разграничивает полномочия Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования: первое устанавливает правила в среднем и профессиональном образовании, второе – в высшем.
Пандемия 2020 г. выявила пробелы в законодательном регулировании образования – в частности, сложности электронного обучения и внедрения дистанционных образовательных технологий. Значит, целью принятия законопроекта должно стать оперативное устранение правовых пробелов и коллизий в этих областях. Но в законопроекте не удалось определить и законодательно закрепить ответы на возникающие вопросы.
Во-первых, не установлен порядок принятия решения о применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Министерством просвещения и Минобрнауки.
Во-вторых, карантин доказал важность надлежащих условий для обучения на всех уровнях образования. Статья 16 закона об образовании уже предусматривает возможность любых видов удаленного образования. Тогда почему в законопроекте полномочия госорганов при назначении дистанционных методов распространяются только на отдельные виды образования?
В-третьих, в статье 13 закона об образовании указано, что в образовательных программах применяются различные виды образовательных технологий. Но в законопроекте отсутствует их классификация и определения.
В-четвертых, в соответствии с пунктом 2 статьи 16 закона об образовании образовательные организации вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном органом государственной власти. В законопроекте не установлен такой порядок.
В-пятых, законопроект не определяет перечень профессий и специальностей образования, где не допускается только удаленное обучение.
В-шестых, в законопроекте отсутствуют основные критерии для введения электронного обучения – в частности, временные рамки проведения занятий по образовательным предметам и контрольных мероприятий, механизмы контроля присутствия учащихся.
В-седьмых, необходимо расширить финансово-экономическое содержание законопроекта в части дополнительных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов регионов – по статье 72 Конституции общие вопросы образования находятся в совместном ведении центра и регионов. Речь идет, в частности, о финансировании технического оснащения образовательных учреждений для обеспечения электронного обучения, семинаров, посвященных электронному обучению, для педагогов – чтобы они овладевали техническими навыками и эффективными методиками дистанционного образования, создания общего технологического решения – единой электронной платформы для дистанционного обучения, обеспечивающей конфиденциальность информации и сохранность персональных данных участников образовательного процесса. Как, например, в популярной системе Moodle, которая позволяет преподавать научные дисциплины онлайн, получая обратную связь от студентов, сохранять записи проведенных курсов и проводить опросы студентов. Также важно создание технологических инструментов для минимизации недостатков нетворкинга и электронной коммуникации между преподавателем и учащимся – аналогичных, скажем, платформе Remo, которая часто используется в научных конференциях. Она представляет собой нарисованную копию зала со стульями и столами, которые участники конференции виртуально занимают и общаются друг с другом.
Период пандемии показал, насколько социально значима сфера образования и как важны современные перемены в консервативных образовательных учреждениях. В периоды кризисов, отсутствие которых в будущем гарантировать невозможно, зачастую приходится жить и функционировать по новым или измененным правилам, поэтому каждый такой кризис стоит рассматривать как возможность для совершенствования действующего законодательства. Думается, ясность и регламентированность законодательного регулирования электронного образования и дистанционных образовательных технологий позволят сохранить высокое качество дистанционного обучения в России в условиях существующих и вновь появляющихся изменений в обществе.
Автор — кандидат юридических наук, руководитель юридического отдела компании Acsour, преподаватель СПбГЭУ и РАНХиГС
Закон об обучении в интернете
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 26.05.2021 N 144-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Государство заплатит 50% за обучение цифровой профессии. Или можно вообще не платить
Программа уже работает, а список профессий постоянно расширяется.
Что это за программа
Это государственная программа, которая действует с 2019 года. Раньше государство полностью оплачивало обучение сертификатом, но сумма была ограничена 30 тысячами рублей. В 2019 году программой воспользовались 3800 человек, в 2020 году — уже 39 тысяч, а с 2021 года она заработала во всех регионах. В прошлом году учиться можно было в 109 организациях, а в 2021 их более 200.
В 2021 году государство готово на условиях софинансирования компенсировать стоимость обучения 25 тысячам человек. Сейчас этот проект курирует Минцифры, а оператором выступает Центр компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 20.35.
Работает все так: можно выбрать курс — например по маркетингу, дизайну, защите данных, программированию — и получить скидку 50% за счет бюджета. Остальное платит сам обучающийся или его работодатель.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Кто может участвовать в программе
Программа действует в любом регионе. Специальность по диплому не имеет значения. Заявку можно подать до конца 2021 года.
На каких курсах можно учиться
Программу обучения можно выбрать по своему желанию или с учетом рекомендаций после профориентации:
Зарегистрироваться можно только на одну программу обучения.
Программа рассчитана на дополнительное образование — пройти обучение в магистратуре вуза там не получится. После обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке.
Как записаться на обучение с господдержкой
После этого нужно пройти диагностику — несколько тестов, которые будут не такими уж простыми. Проходить их надо будет на время.
После этого нужно ждать результата рассмотрения заявки. Ее могут отклонить или одобрить.
Но есть те, кому заявку одобрили.
После одобрения вам нужно уплатить свою часть стоимости курса. Затем откроется доступ к курсу. Образовательная организация автоматически получит часть денег из бюджета, а вы сэкономите.
Как получить доступ к курсам бесплатно
Желающие освоить цифровую профессию могут не только получить скидку, но и вообще ничего не платить. Но для этого нужно постараться: проходить бесплатные курсы и активно их обсуждать — в программе это называется рефлексией. Тогда постепенно будут открываться новые уровни, которые позволят выбирать продвинутые платные курсы и ничего за них не платить.
Из бесплатных курсов на многие записи уже нет, но кое-что еще можно выбрать.
Что делать дальше
А дальше нужно учиться: проходить лекции, выполнять практические задания, сдавать тесты. После обучения выдается официальный сертификат, который подтверждает освоение новой профессии. В будущем все это может помочь переориентироваться или сменить работу.
Если пока не определились, почитайте статьи:
Загружаемся в студенты
В чем «вся соль» документа? Организации, использующие исключительно электронные или дистанционные технологии обучения, теперь могут не предъявлять заключение о соответствии помещений и оборудования санитарным нормам. Никогда еще в российском образовательном правовом поле не было таких послаблений. Барьеры для развития онлайн-образования в России, похоже, уходят в прошлое.
Дистант в законе
Рабочая группа определила срок действия этого положения на год. Но это не значит, что через год все отменится и снова станет как было.
Докажи, что ты онлайн
Есть и еще нюанс. Да, требования к зданиям и помещениям для онлайн-платформ сняли, зато добавили новое условие: теперь нужно будет доказать, что у обучающей организации для качественного онлайна есть необходимая электронная информационно-образовательная среда. Электронные ресурсы и технические средства. Кроме того, по-прежнему для получения лицензии нужно создать собственные образовательные программы, собрать квалифицированных педагогов и многое другое.
Какие риски
Кстати, по данным исследования ВШЭ, до пандемии рынок онлайн-образования в России рос примерно на 17-25% в год. А после объявления карантинных мер число пользователей популярных образовательных платформ увеличилось в 6-10 раз. Однако мало кто знает: огромное количество онлайн-платформ и онлайн-курсов сегодня работают, по сути, без лицензии и оказывают не образовательные, а консультационные услуги.
Стадион вместо лекции?
Роберт Уразов, генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»:
Алихан Динаев, учитель права и обществознания из Грозного, «Учитель года России-2018»:
Наверняка, многие воспримут это решение как очередную атаку на систему традиционного «офлайн-обучения». Мне кажется, всерьез беспокоиться об этом не стоит. Полноценное и всестороннее общее и вузовское образование в онлайне просто невозможно. Однако всем нам придется смириться с мыслью: доля, значимость и эффективность онлайн-обучения с каждым годом будут только расти.