закономерностями считают связи между компонентами процесса обучения
Закономерности процесса обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Закономерность – это совокупный результат взаимодействия нескольких законов и принципов развития, выражающий связи и отношения процесса.
Понятие закономерностей обучения
Изучение закономерностей обучения является актуальной темой в педагогике, так как их познание позволяет выявить общие тенденции развития и функционирования дидактических систем.
Содержание закономерностей обучения заключается в том, что они выражают необходимые и существенные связи между условиями его организации и конечным результатом.
В настоящее время, выделяют несколько закономерностей обучения, рассмотрим наиболее полное их описание:
Таким образом, закономерности обучения – это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения
Характеристика основных закономерностей обучения
Выделяют две основные закономерности процесса обучения.
В процессе обучения осуществляется развитие личности учащегося.
Данная закономерность указывает на зависимость процесса развития ребенка и процесса обучения, а именно его характера и содержания. Однако это не означает что связь прямая и однозначная. Как показывает практика, не всегда обучение продвигает развитие ребенка, бывает ситуации, что напротив тормозит. Исходя из этого, важным является определение развивающего механизма обучения. Решением этого вопроса занимался Л.С. Выготский, который описал уровни развития ребенка, в рамках данной закономерности обучения:
Первый уровень – это «зона актуального развития» (ЗУН). Представляет собой результат завершенных циклов развития ребенка. Основные характеристики данного уровня – самостоятельная работа ребенка в процессе решения разнообразных интеллектуальных заданий. С точки зрения психологии этот уровень рассматривается как «вчерашний день» развития, то есть уже состоявшийся и освоенный.
Готовые работы на аналогичную тему
Второй уровень – это «зона ближайшего развития» (ЗБР). Данная зона определяет те функции ребенка, которые еще не достаточно развиты, и он не может владеть ими самостоятельно. Однако использование этих функций совместно со взрослым в сотрудничестве или с его помощью осуществляется достаточно хорошо. По сути, это «завтрашний день развития» ребенка, то к чему он стремится, на что направлены его мотивы познания и любопытство.
Таким образом, данная закономерность, определяется как обучение, которое ведет за собой развитие.
В процессе обучения осуществляется воспитание личности учащегося.
Согласно данной закономерности воспитывающее начало имеется во всех компонентах процесса обучения (содержании, методах, формах, взаимодействии между участниками и т.д.).
Реализация воспитывающей закономерности обучения достигается при реализации ряда условий:
Для того чтобы все компоненты системы обучения в реальном педагогическом процессе были согласованы, учитель должен иметь достаточно четкие и строгие ориентиры в своей деятельности. Роль таких ориентиров выполняют принципы обучения (дидактические принципы).
Закономерностями считают связи между компонентами процесса обучения
|
Теория обучения, как и любая наука, стремится к познанию и формулированию общих законов, которым подчиняются изучаемые ею процессы, предметы и явления. Однако педагогический процесс слишком сложен, подвержен влиянию многих факторов, в том числе таких, которые невозможно учесть заранее. Это делает чёткое и безоговорочное формулирование законов обучения невозможным, во всяком случае, в настоящее время.
Существует достаточно много подходов к выделению закономерностей обучения. Так, Ю.К. Бабанский выделил закономерности как ряд зависимостей обучения:
1) от потребностей общества;
2) от процессов образования, воспитания и развития как сторон целостного педагогического процесса;
3) от возможностей учащихся и внешних условий.
И.П. Подласый выделяет в структуре закономерностей обучения общие (выражающие зависимость учебного процесса от его целей, содержания, методов обучения, характера управления учебным процессом и т.д.) и конкретные закономерности (дидактические или содержательно-процессуальные, психологические, организационные и др.).
Н.В. Бордовская и А.А. Реан подразделяют закономерности обучения на внешние (проявляющиеся как зависимости обучения от общественных условий) и внутренние (связи и зависимости между компонентами дидактического процесса: целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения, между учителем и учеником).
Примеры закономерностей обучения:
— чем активней ребёнок в учебном процессе, тем выше результат обучения;
— если учитель доступно для детей излагает новый материал, то они лучше его поймут;
— чем больше органов чувств участвуют в восприятии учебного материала, тем он лучше воспринимается и запоминается;
— если многократно повторить некоторое действие, то потом его можно будет выполнять не задумываясь, автоматически;
— как бы хорошо ни был усвоен учебный материал, он всё равно забывается, если его периодически не повторять и т.д.
Закономерности и принципы процесса обучения. Закономерности обучения – это объективные, существенные, устойчивые связи между составными компонентами процесса обучения.
Закономерности обучения – это объективные, существенные, устойчивые связи между составными компонентами процесса обучения.
Существуют два типа закономерностей обучения: внешние и внутренние. Внешние закономерности процесса обучения формируют зависимость обучения от общественных процессов и условий, социальной и политической ситуации, уровня культурного развития и т. д.
Внутренними закономерностями обучения являются закономерности процесса обучения, которые устанавливают связи между компонентами, такими как цели, содержание, методы, средства, формы и т. д.
Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в принципах обучения.
Основополагающими принципами обучения являются следующие:
1.Принцип развивающего и воспитывающего обучения предполагает, что обучение направлено не только на формирование знаний и умений, но и на цели всестороннего развития личности.
2. Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало современное состояние наук.
3. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе (каждый урок – это логическое продолжение предыдущего как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности).
4. Принцип связи обучения с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность.
5. Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.
6. Принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.
7. Принцип сознательности и активности означает, что обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности.
8. Принцип прочности означает способность учащегося при необходимости воспроизвести изученное и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности.
2.1. Закономерности обучения
Закономерностями принято считать объективные устойчивые связи и отношения между определенными объектами и явлениями. В соответствии с таким пониманием закономерностями обучения выступают необходимые устойчивые, существенные связи и отношения между компонентами процесса обучения.
Н.В. Бордовская А.А. Реан и другие исследователи выделяют внешние и внутренние закономерности обучения.
К внешним закономерностям обычно относят зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической и общественно- политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования).
Внешними закономерностями процесса обучения следует считать:
— социальную и экономическую обусловленность целей, содержания, методов и форм обучения;
— воспитывающий и развивающий характер обучения;
— диалоговый характер общения в процессе обучения и вербально-деятельностный подход к его осуществлению;
— зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.
Внутренними закономерностями выступают связи между компонентами самого процесса обучения, то есть между его целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения, а также между преподавателем, студентами и смыслом учебного материала.
Среди внутренних закономерностей процесса обучения обычно выделяют:
— зависимость его развития от способа разрешения основного противоречия между познавательными или практическими задачами и уровнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков обучающихся, их умственного развития;
— соотношение между характером взаимодействия преподавателя и студента и результатами обучения;
— подчиненность результативности обучения способам управления образовательным процессом и активности обучающихся;
— достижение целенаправленного научения студента той или иной деятельности при включении его в эту деятельность;
— зависимость темпа и прочности усвоения содержания образования от обеспечиваемого преподавателем познавательного интереса студентов к осуществляемой ими учебной деятельности, от включения студентов в учебно-познавательную деятельность на оптимальном для каждого данного индивида уровне трудности.
Интересную классификацию закономерностей процесса обучения дает И.П. Подласый [59]. Так, среди общих закономерностей он выделяет:
1) зависимость цели обучения от уровня и темпов развития общества, его потребностей и возможностей, а также от уровня развития и возможностей педагогической науки и практики;
2) зависимость содержания обучения (образования) от общественных потребностей и целей обучения, от темпов социального и научно-технического прогресса, уровня развития теории и практики обучения, материальных возможностей вуза и самих обучающихся;
3) зависимость качества обучения от продуктивности и достигнутых результатов каждого этапа обучения, характера и объема изучаемого материала, от характера и уровня взаимодействия субъектов педагогического процесса, времени обучения и других факторов;
4) зависимость эффективности методов обучения от уровня знаний и навыков их применения, от принятых целей и содержания обучения, от учебных возможностей студентов, материально-технического обеспечения и организации учебного процесса;
5) зависимость эффективности управления обучением от интенсивности обратных связей в системе обучения, от обоснованности корректирующих воздействий и характера их применения;
6) зависимость продуктивности обучения от системы внутренних и внешних стимулов.
Кроме общих закономерностей существуют и частные, отражающие отдельные компоненты процесса обучения. Среди них выделяют следющие группы закономерностей:
В общей системе закономерностей, отражающих специфику процесса профессионального обучения, в том числе инженерного, ведущее место занимает единство воспитания (самовоспитания), обучения (самообразования), развития и психологической подготовки.
В то же время, единство воспитания, обучения, развития и психологической подготовки вовсе не означает их тождества. Каждый из этих процессов имеет свою качественную определенность.
Можно выделить также следующие две специфические закономерности процесса обучения:
во-первых, соответствие характера учебно-воспитательных взаимодействий профессорско-преподавательского состава и обучающихся характеру деятельности, их духовным потребностям, познавательным, возрастным и физическим возможностям. Эта закономерность выражает субъект-субъектный или “гуманистический” характер взаимодействия участников образовательного процесса, их стремление учесть внутренние силы студентов в решении задач профессиональной подготовки;
во-вторых, моделирование (воссоздание) в процессе профессиональной подготовки в образовательном учреждении всех сторон деятельности и отношений. Эта закономерность требует, чтобы процесс обучения соответствовал особенностям и характеру будущей профессиональной деятельности студентов, а практическая направленность преподавания всех дисциплин учебного плана была предметом особой заботы каждого преподавателя.
Законы и закономерности, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения, дают понимание общей картины развития дидактических процессов. Практические же рекомендации и требования к осуществлению обучения в образовательном учреждении находят свое выражение и закрепление в дидактических принципах.
Закономерности обучения
Автор: Иван Подласый | Источник: Элитариум
Современной науке известно большое количество конкретных закономерностей процесса обучения и приобретения новых навыков. Приведем основные из них в лаконичных точных формулировках, без комментариев.
Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные (конкретные). Закономерности, охватывающие своим действием всю систему, называются общими, те же, действие которых распространяется на отдельный компонент (аспект) системы, — частными (конкретными). В числе конкретных закономерностей процесса обучения выделяются закономерности: собственно дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические, организационные.
Общие закономерности процесса обучения характеризуются вполне определенным, не допускающим ложных толкований выделением сущностей и фиксаций общих связей между ними, а также лаконичностью и точностью формулировок.
Этим требованиям отвечают следующие общие закономерности процесса обучения.
1. Закономерность цели обучения
Цель обучения зависит от:
·уровня и темпов развития общества;
·потребностей и возможностей общества;
·уровня развития и возможностей педагогической науки, и практики.
2. Закономерность содержания обучения
Содержание обучения (образования) зависит от:
·общественных потребностей и целей обучения;
·темпов социального и научно-технического прогресса;
·уровня развития теории и практики обучения;
·материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.
3. Закономерность качества обучения
Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от:
·продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов;
·характера и объема изучаемого материала;
·организационно-педагогического воздействия обучающих;
4. Закономерность методов обучения
Эффективность дидактических методов зависит от:
·знаний и навыков в применении методов;
·учебных возможностей (обучаемости) учащихся;
·организации учебного процесса.
5. Закономерность управления обучением
Продуктивность обучения зависит от:
·интенсивности обратных связей в системе обучения;
·обоснованности корректирующих воздействий.
6. Закономерность стимулирования обучения
Продуктивность обучения зависит от:
·внутренних стимулов (мотивов) обучения;
·внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.
Сфера действия частных (конкретных) закономерностей обучения распространяется на отдельные компоненты учебного процесса. Современной науке известно большое количество конкретных закономерностей. Приведем часть их без комментариев.
Конкретные закономерности обучения
Дидактические (содержательно-процессуальные) закономерности
1. Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны продолжительности обучения.
2. Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений (в известных пределах) обратно пропорциональна количеству изучаемого материала или объему требуемых действий.
3. Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений (в известных пределах) обратно пропорциональна трудности и сложности изучаемого учебного материала, формируемых действий.
4. Результаты обучения (в известных пределах) находятся в прямой пропорциональной зависимости от осознания целей обучения обучаемыми.
5. Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны значимости для учащихся усваиваемого содержания.
6. Результаты обучения зависят от способа включения учащихся в учебную деятельность.
7. Результаты обучения зависят от применяемых методов.
8. Результаты обучения зависят от применяемых средств.
9. Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений зависит от характера созданной преподавателем учебной ситуации.
10. Результаты обучения зависят от способа расчленения учебного материала на подлежащие усвоению части.
11. Результаты обучения находятся в прямой пропорциональной зависимости от мастерства (квалификации, профессионализма) преподавателя.
12. Обучение путем «делания» в 6—7 раз продуктивнее обучения путем «слушания».
1. Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны умению учащихся учиться.
2. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна объему учебной (познавательной) деятельности учащихся.
3. Продуктивность усвоения знаний, умений (в известных пределах) прямо пропорциональна объему практического применения знаний, умений.
4. Умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, умений, опыта творческой деятельности.
5. Результаты обучения зависят от умения включать изучаемый предмет в те связи, носителем которых является изучаемое качество объекта.
6. Продуктивность усвоения знаний, умений находится в прямой пропорциональной зависимости от потребности учиться.
7. Продуктивность творческого мышления учащихся улучшается при использовании увеличенных шагов обучения, а результативность вербального запоминания знаний (в известных пределах) улучшается при использовании уменьшенных порций материала.
8. Продуктивность усвоения зависит от уровня проблемности обучения, от интенсивности включения учащихся в разрешение посильных и значимых для них учебных проблем.
1. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна интересу обучаемых к учебной деятельности.
2. Продуктивность обучения, (в известных пределах) прямо пропорциональна учебным возможностям учащихся.
3. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна количеству тренировочных упражнений.
4. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна интенсивности тренировки.
5. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна уровню познавательной активности учащихся.
6. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна уровню и стойкости внимания учащихся.
7. Результаты усвоения конкретного учебного материала зависят от способности учащихся к овладению конкретными знаниями, умениями, от индивидуальных склонностей обучаемых.
8. Продуктивность обучения зависит от уровня, силы, интенсивности и особенностей мышления обучаемых.
9. Продуктивность обучения (в известных пределах) зависит от уровня развития памяти.
10. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна работоспособности обучаемых.
11. Закон Йоста. Из двух ассоциаций одинаковой силы, из которых одна более старая, чем другая, при последующем повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация.
12. Закон Йоста. При прочих равных условиях для достижения критерия усвоения требуется меньше проб при заучивании материала методом распределенного научения, чем методом концентрированного научения.
13. Прочность запоминания изученного материала зависит от способа воспроизведения этого материала.
14. Продуктивность деятельности зависит от уровня сформированности навыков и умений.
15. Количество повторений оказывает сильное влияние на продуктивность обучения (фон Кубе).
16. Процент сохранения заученного учебного материала обратно пропорционален объему этого материала (Г. Эббингауз).
17. При прочих равных условиях эффективность распределенного заучивания материала выше эффективности концентрированного заучивания (И. Каин, Р. Уилли).
1. Успешность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна частоте и объему обратной связи.
2. Качество знаний зависит от их контроля. Частота контроля есть функция от продолжительности обучения: P= N / (0,981 х S x a), где N — число наблюдаемых оценок, а — число учащихся, подвергнутых инспектированию, S — число занятий по учебному плану за инспектируемый период (Г. В. Воробьев).
3. Качество обучения прямо пропорционально качеству управления учебным процессом.
4. Эффективность управления находится в прямой пропорциональной зависимости от количества и качества управляющей информации, состояний и возможностей учащихся, воспринимающих и перерабатывающих управляющие воздействия.
5. Продуктивность обучения повышается, если модель действия, которое необходимо выполнить, — «программа движений» и ее результаты — «программа цели» опережают в мозгу саму деятельность (П. К. Анохин).
1. Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или непрямом общении.
2. Продуктивность обучения зависит от объема и интенсивности познавательных контактов.
3. Эффективность обучения зависит от уровня «интеллектуальности среды», интенсивности взаимообучения.
4. Эффективность обучения повышается в условиях познавательной напряженности, вызванной соревнованием.
5. Эффективность обучения зависит от качества общения учителя с учащимися.
6. Дидактогения (грубое отношение учителя к обучаемым) ведет к снижению эффективности обучения в целом и каждого учащегося в отдельности.
1. Успешность обучения зависит от организации. Лишь такая организация обучения является хорошей, которая развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность.
2. Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны отношению учащихся к учебному труду, своим учебным обязанностям.
3. Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны работоспособности учащихся.
4. Результаты обучения зависят от работоспособности учителя.
5. Умственное утомление приводит к торможению органов чувств: четыре часа учебных занятий снижают порог чувствительности анализаторов более чем в 2 раза (Вагер, Блажек).
Автор: эксперт Иван Павлович Подласый, профессор, доктор педагогических наук, Челябинский государственный педагогический университет.