Закрутка грота на гик своими руками
Скрутка грота в мачту или Lazy Jack?
Что лучше для круизерской лодки, скрутка грота в мачту или Lazy Jack?
Для дальних плаваний, я бы предпочел Lazy Jack, но видел на некоторых лодках закрутки которые ставятся не в мачту, а позади нее. Вот это в моем понимании золотая середина. Фотографий, к сожалению, нет.
Вопрос не только в снять-поставить! Вопрос в том, как брать рифы, и желательно, что бы брать риф можно было на курсе, не приводя лодку в левентик. Да еще и не только на остром курсе, где можно потравиться, а на курсе полном, когда грот прижимает к вантам. С LJ делать этого, к сожалению не получается…
История с Большого Барьерного Рифа
Незаладилось с утра. Отошли от острова, на автомате, толком не проснувшись – дернул стаксель, и, пока завтрак, пока то-се, он нас бодро тащил ко входу в риф. В проходе – течение встречное, увязли, как муха в киселе, скорость около нуля, надо грот ставить – Ленка внизу кастрюльками гремит, решил, сам-сам.
.
Есть несколько вещей, которые на яхте делать категорически нельзя. Ну нельзя и все. Одна из них – нельзя поднимать грот, идя по ветру – это как пытаться на бегу надеть брюки – или штаны порвешь, или нос расквасишь. А скорее всего, и то и другое.
.
По уму, надо было завести мотор, выйти из узкости с противным течением, развернуть лодку против ветра, спокойно поднять парус, опять лечь на курс… А вдруг так поднимется? Если ветерок не сильный, да если резко все сделать, то, может, получиться? Сонный опять же. Вот так все неприятности и происходят – со сна, да вдруг, пронесет.
.
Парус застрял немного не дойдя до верха мачты – ни туда, ни сюда. Так, в общем то, и должно было случиться. Натянув одну штанину и запутавшись в ней, я продолжал активно прыгать на одной ноге, не желая остановиться. Ну, давай, скотина, поднимайся, осталось чуть-чуть! Глупости сыпались из меня, как из рога изобилия – метко пнув автопилот ногой, я освободил руль, неуправляемая лодка начала разворот – времени как раз хватило, что бы добить парус, но не хватило, что бы вернуться на курс, нужную секунду украло течение. Вот ведь, блин! Ну ладно, сейчас сделаем круг и все наладится. Только я забыл про удочку, которую, пока мы завтракали, уже размотала Лена, желая поймать мега-рыбу на ББР, и которая вот-вот должна была замотаться за киль разворачивающейся яхты, хороня последнего кальмарку.
.
Этого допустить было нельзя, а рук не хватало, надо было выводить лодку из опасного виража – пришлось выдергивать боцмана наверх аварийным криком. Внизу посыпались кастрюльки, Ленка, умница, не рассуждая, все бросила и вылетела на помощь. Кальмарка был спасен, мы вновь шли куда надо, я, в расстройстве от собственной тупости нервно курил. – Ты чего сразу-то не позвал? – дружелюбно улыбаясь, спросила супруга. – Да проще самому сделать, чем тебе объяснять – ляпнул я в расстройстве. В ее, счастливых до этого глазах, навернулись слезы…
.
Лично я с закрутками не ходил, возможно у кого то есть такой опыт?
.
Но, на яхте-мечте стоят закрутки.
.
Кэп, а ты видел закрутки на гик?
В пользу классического грота: если вырывается люверс шкотового угла, на скрутке это — минус грот. На классическом гроте — берешь риф и едешь дальше, как ни в чем не бывало… Да и грот со сквозными латами эффективнее. Скрутка в гик вроде бы неплохая штука, но сам не пользовал, врать не буду…
Да, конечно. У всем известных «Картеров» грот накручивается на гик. А у всех супер-яхт грот скручивается в гик — по этому гики у супер-яхт относительно большие, характерной формы — погуглите любую фотку супер-яхты.
Так же очень часто встречается закрутка, идущая параллельно мачте. К стати, кроме того, что такая конструкция немого портит внешний вид — это очень неплохая идея. Берется обычная закрутка стакселя и на двух мощных уголках приделывается к мачте.
Приимущества четыре:
— Такая конструкция не ослабляет мачту
— Стоит ГОРАЗДО дешевле, чем закрутка внутри мачты
— Не требует новой мачты
— Даже если парус смотается неакуратно, он не заклинит внутри мачту
Татьяна, спасибо за историю, и хоть немного и страдает мужская солидарность, и я не уверен в том, что ваши «простые правила» надо озвучивать, очень рад, что дама радует нас своими историями!
Ждем еще!
Закрутка грота ACMO
Система удобна тем, что риф берется буквально одним движением, см. анимацию и описания на сайте выше.
Но есть одно маленькое «но»: при такой системе точка крепления гика-шкота должна быть на ноке гика, и, кроме того, я лишаюсь оттяжки гика, что крайне нежелательно. Однако во Франции я подсмотрел вот такую модификацию этой системы. (Огромное благодарность коллеге Klevant’у за это фото: Володя, спасибо, что специально съездил по моей поросьбе в Курсоль!)
На фото виден треугольный профиль, к которому цепляются гика-шкот и оттяжка гика, а сам грот наматывается на трубу (верхняя часть).
К сожалению, влезть на эту лодку и посмотреть подробнее систему нам не дали (лодка частная, стоит на хранении, а хозяина не было), поэтому не очень понятно, какой толщины металл на этом треугольном профиле и как там сделаны точки крепления (есть предположение что по вершине треугольника проходит паз).
Теперь, собственно, вопросы:
1) Я хочу заказать под эту закрутку грот со СКВОЗНЫМИ латами. Как работает такой грот в СЛАБЫЙ ветер, кто знает? Лучше или хуже обычного грота?
2) Где в МОСКВЕ купить дюралевую трубу (на которую будет наматываться грот) круглого, а НЕ каплевидного профиля, с ликпазом внутри? Или лучше обойтись обычной круглой трубой с накладным ликпазом?
3) Бывает ли в природе треугольный дюралевый профиль с ликпазом по вершине треугольника или это мои фантазии? Если да, где его приобрести?
Рулевой 2-го класса
Да и трубу для намотки можно взять обычную, без ликпаза, а в парусе сшить карман, котрым на эту трубу одеть перед сборкой всей системы. Или как-то присезневать его. Это если парус чуть модифицировать будет проще, чем найти подходящий профиль.
У Кровавого на Жано стояла подобная система закрутки, может он что скажет умное.
2) Где в МОСКВЕ купить дюралевую трубу (на которую будет наматываться грот) круглого, а НЕ каплевидного профиля, с ликпазом внутри? Или лучше обойтись обычной круглой трубой с накладным ликпазом?
3) Бывает ли в природе треугольный дюралевый профиль с ликпазом по вершине треугольника или это мои фантазии? Если да, где его приобрести?
1. Паруса со сквозными латами эффективнее обычных, если латы правильные.
3. Стандартного не бывает. А на треугольной то части зачем ликпаз? Грот накручивается на трубу, а треугольник несёт только такелаж.
4. Можно и простую трубу поставить, лишь бы прочности хватало.
А ваще не нравится мне французская модификация. Она получается вдвое тяжелее исходной. Не хотелось бы мне повстречатся с этой штукой башкой при непроизвольном фордаке. Да и уродливая она на вид.
Рулевой 1-го класса
Если я не ошибаюсь,у коллеги Raider нечто подобное на лодке,задайте
вопрос в личку,возможно он не просматривал эту тему.
Коллеги, спасибо за ответы.
Я уже дома в России. Притащил целый чемодан всяких яхтенных штучек. Разбираюсь с этой закруткой, в частности. Еще некоторую инфу про нее добыл. И появились новые вопросы, что и как делать.
Честно говоря, не понял эту мысль. Можно ее развить подробнее?
Гик у меня есть, разумеется. Капля, с ликпазом. Просто мне его переделывать под эту закрутку не хотелось бы. Т.е. закрутка эта позволяет использовать и уже имеющийся парус под стандартный гик (требуется небольшая перешивка), см.инструкции по пошиву на сайте ACMO. Но мне хочется оставить старую систему (гик+грот) как есть, на всякий случай, как запасную: не люблю вариантов без возможности undo. В Вашей схеме можно так сделать, чтобы прикрутить закрутку к гику на кронштейнах, попробовать, а если не понравится, то потом открутить, вернув стандартный гик к исходному состоянию.
1. Паруса со сквозными латами эффективнее обычных, если латы правильные.
3. Стандартного не бывает. А на треугольной то части зачем ликпаз? Грот накручивается на трубу, а треугольник несёт только такелаж.
4. Можно и простую трубу поставить, лишь бы прочности хватало.
А ваще не нравится мне французская модификация. Она получается вдвое тяжелее исходной. Не хотелось бы мне повстречатся с этой штукой башкой при непроизвольном фордаке. Да и уродливая она на вид.
Т.е., насколько я понял, никаких резинок в латкарманах быть не должно, равно как и других ухищрений, растягиващих парус по латам. Т.е. латы в латкарманах должны сидеть относительно свободно, насколько я понял эту инструкцию.
3) Вот насчет оттяжки гика и шкота с нока. В исходной системе ACMO именно так и сделано! Оттяжка отцепляется при взятии рифов, а гика-шкот крепится к ноку. НО. если я сделаю то же самое, мне придется УКОРОТИТЬ гик почти на полметра, иначе угол встречи гика и шкота будет слишком маленьким (вариант с переносом погона гика-шкота ближе в корму для меня заведомо неприемлем из-за особенностей конструкции лодки).
Вот статья, где подробно расписан вариант установки этой системы точно на такой же лодке, как у меня (что, среди прочего, и определило мой выбор именно этой системы):
EasyRollReefingBoom.pdf 135,49К 23 Количество загрузок:
Тут парень просто укоротил гик, тем самым уменьшив площадь грота и предвинув ЦП в нос. В результате лодка не стала сама приводится к ветру (я правильно понимаю слова neutral helm в статье?), и я не уверен, что это есть хорошо. Кроме того, чтобы не слишком сильно уменьшать площадь грота, он вынужден был сделать гик ниже (см. статью), а мне этого не хочется, а то вдруг прилетит кому-нибудь из гостей по голове. Сейчас гик проходит над головами, если люди в кокпите сидят.
Можно, конечно, попробовать и такой вариант гика-шкота БЕЗ погона, как один американец сделал на этих фото:
НО КАК РАБОТАЕТ ТАКОЙ ГИКА-ШКОТ, без погона? Разновидности такого гика-шкота я видел на многих лодках (на фолькботах, в частности), но в основном на лодках старых конструкций. На современных лодках я таких вариантов не видел. Может, потому что такой вариант не очень эффективен, или у него еще какие-то минусы? Прошу коллег прокомментирвать.
Рулевой 1-го класса
НО КАК РАБОТАЕТ ТАКОЙ ГИКА-ШКОТ, без погона? Разновидности такого гика-шкота я видел на многих лодках (на фолькботах, в частности), но в основном на лодках старых конструкций. На современных лодках я таких вариантов не видел. Может, потому что такой вариант не очень эффективен, или у него еще какие-то минусы? Прошу коллег прокомментирвать.
Закрутка грота в гик
Рулевой 2-го класса
Попался интересный вариант закрутки грота в гик:
Был ли у кого опыт общения с таким или подобным механизмом? На сколько удобно рифиться? Надежен ли?
Прикрепленные изображения
Рулевой 1-го класса
Барабан вынуждает чтобы парус был дальше от мачты. Отсюда и узкий кусок парусины с ликпазом.
Представляю как он болтается когда парус скручен.
Система достаточно тяжелая.
Поляки (это польская система) делали много вариантов: закрутка на штагпирс возле мачты (вертикальная закрутка), закрутка в гике, закрутка над гиком, закрутка в мачту. Я не сторонник ни одного из решений и не очень понимаю смысл, если честно.
Рулевой 2-го класса
Барабан вынуждает чтобы парус был дальше от мачты. Отсюда и узкий кусок парусины с ликпазом.
Представляю как он болтается когда парус скручен.
Система достаточно тяжелая.
Поляки (это польская система) делали много вариантов: закрутка на штагпирс возле мачты (вертикальная закрутка), закрутка в гике, закрутка над гиком, закрутка в мачту. Я не сторонник ни одного из решений и не очень понимаю смысл, если честно.
Рулевой 2-го класса
Что-то похожее на форуме коллега описывал:
У поляков как-то все поэстетичнее, и парус внутри трубы.
Есть немало вариантов закрутки на гик.
На очень больших яхтах только на гик и закручивают. Уж очень там высокие мачты, чтобы в мачту закручивать.
Рулевой 1-го класса
Обсуждали здесь, с 112 поста:
Рулевой 2-го класса
Обсуждали здесь, с 112 поста:
Рулевой 2-го класса
Есть немало вариантов закрутки на гик.
На очень больших яхтах только на гик и закручивают. Уж очень там высокие мачты, чтобы в мачту закручивать.
We travel not to escape life, but for life not to escape us.
Поляки (это польская система)
Вы не могли бы дать подтверждающую ссылку.
Есть сомнения в Вашем утверждении.
We travel not to escape life, but for life not to escape us.
Все для довольно крупных лодок.
Для моей лодки в базе был, но никто, ни до меня, ни после, эту систему не заказывал. У всех v-образный гик с лейзиджеками. Говорил с капитаном 80-футовика с подобной системой. Он сказал, что при уборке паруса и взятии рифов угол между мачтой и гиком с точностью до градуса удерживать надо, иначе закусывает.
Рулевой 2-го класса
Вы не могли бы дать подтверждающую ссылку.
Есть сомнения в Вашем утверждении.
We travel not to escape life, but for life not to escape us.
Хоть не ко мне вопрос, но это похоже действительно поляки:
http://pem.lublin.pl. 0-8-50-mb-br360
И на гике PEM написано, и в каталоге модели PEM BR-360 и BR-315. Может, конечно, OEM поставки, а поляки только название лепят. Но мне так не кажется.
Рулевой 2-го класса
По словам Маркуса, эта система очень сужает возможности настройки грота, но зато у вас всего одна веревка для управления. На Максус 22 была поставлена для клиента в почтенном возрасте за 70 лет. Чисто круизный вариант. Алюминиевый гик предпочтительнее, тк он легче. Стеклопластиковый значительно тяжелей и проблемней.
А так-то слышал об аналогах и Selden, и Profurl, и остальных прочих. Кто изобретатель, не скажу.
Рулевой 1-го класса
Рулевой 2-го класса
Евгений потерпи до сезона я тебе все полки рифления «в одну веревку» проведу. Будет как у меня не выбираясь из кокпита, не выпуская стакана.
Договорились! Стакана с меня
Рулевой 2-го класса
Евгений потерпи до сезона я тебе все полки рифления «в одну веревку» проведу. Будет как у меня не выбираясь из кокпита, не выпуская стакана.
Сергей, это что-то типа такого Harken? Так может и правда, ну их, эти закрутки
Закрутка грота на гик своими руками
Правильно настроенная яхта идет гораздо быстрее и комфортабельнее. После рассказа о тонкостях настройки стакселя мы описываем различные особенности настройки грота
Я хтсмены-крейсеристы относятся к настройкам парусов далеко не так, как яхтсмены-гонщики. Для последних настройка профиля паруса с целью получения наибольшей скорости является жизненно необходимой вещью. Успех или неудача видны тут же на фоне соперников.
Для крейсеристов же максимизация скорости не играет столь большую роль. Плохо настроенный, сморщенный парус наглядно показывает отношение к настройке и скоростному потенциалу яхты, равно как и частое хождение под одним только стакселем. Комфорт для многих экипажей является более важной вещью, чем выигрыш пары-тройки минут в ходе многочасового перехода.
И поэтому тема комфорта играет очень важную роль при настройке парусов крейсерской яхты. Как мы уже неоднократно говорили, рыскливость яхты на ветер, ее стремление к приводу на всех острых курсах может создавать проблемы и для комфорта. Когда паруса испытывают избыточное давление воздуха, яхта получает излишний крен – то, к чему крейсеристы мало стремятся. Крен дополнительно увеличивает стремление яхты на привод. Последствием этого является усиленное давление на руль и неспокойное рыскливое поведение яхты. Альтернативой является рифление парусов, но это вынужденное действие и последнее, к которому прибегают, когда настройка парусов ничего больше не дает.
Для начала следует попытаться максимально использовать текущее давление ветра на парус в сложившихся условиях. Надо отметить, что яхта с правильно настроенными парусами даже в сильный ветер может заметно быстрее и – что немаловажно! – гораздо спокойнее, чем яхта под зарифленными, но плохо настроенными парусами. Последнее происходит оттого, что уменьшенная площадь парусов перестает быть эффективным демпфером, уменьшающим размахи качки. Так что рифление в ряде случаев способно только усилить качку, хоть и ослабив при этом крен.
Правильной настройкой можно также повысить и долговечность парусов. Надо признать ошибкой широко распространенное мнение, что сильное натяжение фалов и оттяжек вредит ткани паруса, так она при этом растягивается. Хуже всего для паруса, когда он потравлен и полощется на ветру. При этом в его мякоти возникают такие нагрузки, которые не может вызвать никакая оттяжка. Плоско набитый грот может испытывать гораздо меньшие нагрузки, чем зарифленный, гораздо из-за более пузатого профиля будет сильнее заполаскивать.
Для того чтобы успешно настроить грот, необходима, разумеется, правильная настройка мачты и всего вооружения. Это никогда не бывает поздно – ее можно (и порой даже нужно) выполнить даже в разгар сезона, если это необходимо. Впрочем, мы отвлеклись.
На следующих страницах вы прочтете все о возможностях настройки грота и их влиянии на большинство яхт. Особое внимание следует обратить на настройки грота, закручивающегося в мачту.
Гроты, имеющие закрутку в мачту, в последние десятилетия получили очень широкое распространение.
Современный закручивающийся грот, как говорит Сёрен Хансен, эксперт из компании Elvstrom, «имеет почти такие же площадь парусности и эффективность, как и стандартный грот с рифами». Хорошо настроенный сворачиваемый грот почти (но все же почти!) равноценен настроенному классическому парусу. Да и распространенное мнение о более высоком весе вооружения с закруткой в мачте против классического – это тоже больше предубеждение. Разница в весе между двумя этими типами вооружения на Hallberg-Rassy 412 составляет 58 кг.
Некоторые из гротов с закрутками – например, такие, как использованный для фотографий этой статьи парус от Elvstrom серии Epex, задуманы и выполнены роскошно: в частности, имеют сквозные вертикальные латы. Подобная технология, которая предлагается также и некоторыми другими парусными мастерами, позволяет иметь заметный горб по задней шкаторине, иногда согласно Сёрену Хансену этот горб может быть даже больше, чем у классического грота. Попросту за счет того, что вертикальные латы могут изгибаться сильнее, чем горизонтальные, и поэтому горб такого грота может заходить сильнее за ахтерштаг. Все же у таких парусов есть и обратные стороны – прежде всего, цена, по каковой причине их редко удается встретить на чартерных яхтах. Там гораздо чаще попадаются варианты с прямой задней шкаториной и без каких-либо лат вообще. При этом из-за отсутствия лат гроты с прямой задней шкаториной теряют форму гораздо быстрее, чем паруса со сквозными латами. Поэтому настроить такие паруса крайне трудно и все попытки придать им правильную форму, как правило, напрасны. Все, что можно сделать с ними при усилении ветра, так это растянуть их до предела плоско, не позволяя заполаскивать по шкаторинам.
Настраиваем мачту
Правильная базовая настройка мачты и всего вооружения в целом есть база для всех дальнейших настроек.
На сайте журнала yacht.de вы можете найти подробные видеоруководства по настройке различных типов мачт.
Гика-шкот
Правильная работа с ним является важнейшей настройкой на борту.
Форма задней шкаторины грота дает лучшую справку по правильности настройки паруса. Поэтому на задних краях лат-карманов должны быть колдунчики. У гротов, сворачиваемых в мачту, колдунчики часто отсутствуют, так как они легко отрываются при сворачивании паруса. Все же поскольку они очень важны, от них не стоит отказываться – необходимо постоянно пришивать или приклеивать новые на место оторвавшихся.
Колдунчики на задней шкаторине при правильной настройке должны быть направлены прямо в корму, лишь верхняя ленточка время от времени может отклоняться под ветер. Если и нижние нити колдунчиков отклоняются под ветер, то это означает, что гика-шкот перебран и должен быть постепенно стравлен до нужного положения.
При сильном или шквальном ветре нужно обращать внимание на то, чтобы гика-шкот в любой момент мог быть сброшен или потравлен, чтобы открыть заднюю шкаторину и уменьшить угол атаки. Это уменьшает крен при шквале и позволяет сохранить лодку под контролем.
В нормальном состоянии гика-шкот должен быть туго добран, чтобы грот давал лодке как можно больше хода.
Грота-фал и оттяжка Каннигхэма
Положение максимального пуза паруса регулируется при помощи натяжения передней шкаторины. Ее можно растягивать как вверху, так и внизу.
При усилении ветра наибольшая глубина профиля паруса – его пузо – смещается в корму, что вызывает появление горизонтальных складок по передней шкаторине. При этом парус становится менее эффективным. Этому можно противодействовать, сильнее набив грота-фал. Однако большая сила трения в блоках и лик-пазе приведет к тому, что большая часть силы тяги пропадет и эффект будет едва ли заметен в нижней части шкаторины. Поэтому в данном случае может помочь использование оттяжки Каннингхэма. В большинстве случаев необходимое для заведения оттяжки очко уже есть на парусе и находится примерно в 30 см выше нижней шкаторины, остается лишь пропустить через него снасть. С ее помощью можно будет дополнительно набить нижнюю часть передней шкаторины, что смещает пузо паруса вперед. Паруса, снабженные закруткой, не имеют оттяжки Каннингхэма по конструктивным причинам, так как они выполнены гораздо более плоскими.
Ахтерштаг
От его натяжения зависит изгиб мачты, поэтому он имеет сильно влияние на профиль паруса.
Помимо изгиба мачты натяжение ахтерштага еще влияет и на стрелку прогиба форштага, так что настройка ахтерштага влечет за собой массу последствий. Для грота изменение погиби мачты означает заметное изменение профиля. Как сильно можно изогнуть мачту, зависит от типа вооружения. Если краспицы сильно отогнуты назад, то возможен сильный прогиб мачты в средней части, но это достигается не столько натяжением ахтерштага, сколько натяжением верхних вант. Если краспицы расположены строго перпендикулярно ДП, то место их соединения с мачтой является наиболее жесткой частью мачты. Ее изгиб в основном происходит выше и ниже краспиц. Современные мачты с дробным вооружением, у которых точка крепления форштага располагается ниже точки крепления ахтерштага, можно изгибать заметно сильнее, чем старые мачты с топовым вооружением. Причиной этого является, во-первых, отсутствие рычага при расположении точек крепления фор- и ахтерштага на одной высоте, во-вторых, конструктивные особенности. Старые мачты, как правило, имеют сечения и толщины заметно большего размера и – по причине совсем иной философии – не рассчитаны на заметный изгиб.
Удочка на топе мачты может дополнительно повысить изгибающее действие ахтерштага.
Оттяжка
На очень полных или слишком острых курсах гика-шкот может уже не справляться с задачей контроля задней шкаторины. Эту функцию берет на себя оттяжка.
Чем сильнее потравлен грот, тем меньшей становится доля вертикальной составляющей в его тяге. Уже примерно с полветра (в зависимости от длины погона каретки шкота) гика-шкот контролирует лишь угол атаки паруса к ветру, но никак не форму его задней шкаторины. Управление задней шкаториной и профилем паруса становятся более невозможны. Функции гика-шкота перенимает оттяжка гика. Без нее гик сильно поднялся бы кверху и скрутил бы парус так, что он почти полностью потерял бы свою эффективность. Верхняя треть паруса в таком случае вовсе не производит тягу, открываясь и уходя под ветер. В целом для компенсации этого следует сильнее добирать гика-шкот, что сильно смещает центр давления паруса в корму, усиливая и без того сильную на галфвинде рыскливость.
Так как оттяжка действует под углом к гику, ее рычажное воздействие на него ограничено. Это приходится компенсировать большими усилиями, которыми оттяжка воздействует на гик, поэтому обычно конструкция оттяжки довольно массивна. Чем сильнее ветер, тем сильнее надо добирать оттяжку. В ее настройке могут помочь колдунчики на задней шкаторине грота (см. раздел «Гика-шкот» выше).
Каретка шкота и погон
На острых курсах они – совместно с гика-шкотом – являются важными вспомогательными средствами.
На слабом ветре каретку гика-шкота следует вынести на ветер и набить гика-шкот так, чтобы задняя шкаторина грота не была бы очень сильно закрыта. Чем сильнее будет набит шкот, тем меньшим будет изменение угла атаки паруса по высоте. При усилении ветра следует продолжать держать заднюю шкаторину закрытой, для чего нужно увеличить угол атаки, потравив каретку по погону. Если погона нет, можно воспользоваться оттяжкой, но она будет менее эффективной из-за изгиба грота. Длинный погон каретки в кокпите делает возможным быстро обезветрить грот, сбросив с него порыв, что особенно важно при шквальном ветре.
Грота-шкот
Грота-шкот имеет очень большое влияние на глубину профиля в нижней части паруса.
Даже при легком ветре нижняя шкаторина обычного грота на острых курсах должна быть набита так туго, чтобы шкаторина плотно прилегала к гику. Большинство парусов скроены таким образом, что именно при такой настройке они имеют оптимальную форму. Для парусов, снабженных закруткой, это правило не подходит. У них в нижней части мало полноты, потому что она при закручивании паруса в мачту будет образовывать складки, мешающие уборке паруса. Грота-шкот парусов, снабженных закрутками, следует настраивать так, как показано на рисунке справа. Подсказка кроется в самой форме: профиль при такой настройке примет вид такой же, как у классического грота.
Для обоих вариантов подходит следующее правило: при усилении ветра надо сильнее набивать грота-шкот.
Рифим парус с закруткой
Паруса с закруткой получили свое распространение благодаря облегчению работы с ними. Но и для них есть свои правила рифления.
Возможность уборки на закрутку облегчает рифление закручиваемых парусов, однако при этом следует обращать внимание на определенные особенности. Так, у закручиваемого грота нет ряда риф-шкентелей, но может быть предусмотрена разметка. Но есть смысл во всех случаях – даже когда ее нет – развивать в себе чувство паруса, ощущая, насколько уменьшается нагрузка на него в процессе пошаговой закрутки, когда каждый шаг означает уборку примерно 50 см (по нижней шкаторине паруса).
Хотя рифление грота с закруткой очень легко, все же и здесь есть один принцип: предусмотрительно рифить парус сильнее, чем это кажется нужным. Так как развернуть парус обратно (если это вдруг понадобится) все же гораздо легче, чем свернуть его.
При рифлении (как и при постановке) грота, снабженного закруткой, следует потравить ахтерштаг. Поскольку при изогнутой мачте в процессе сворачивания грота на нем будут образовываться складки, мешающие уборке паруса. Грот следует поднять топенантом вверх – выше горизонтального положения, чтобы внизу не собиралась излишняя мякоть паруса. Это может заклинить систему. При сворачивании паруса следует следить за тем, чтобы каретка грота-шкота имела свободный ход, но сам грота-шкот находился бы под небольшой нагрузкой. Иначе парус при сворачивании может получить маленькие складки, которые могут непоправимо повредить ламинат или заклинить парус в пазе мачты.
При развертывании паруса следует иметь ветер в направлении 20° по правому борту, это поможет легче раскрутить парус из прорези на мачту, о которую он не станет биться на таком курсе.
всегда хорошо заметны, что помогает точно дозировать нагрузку.
Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №8 (55), 2013 г.
Закрутка грота на гик своими руками
Грот на закрутке
Закрутка грота в мачту упрощает манипуляции с этим парусом, но имеет свои недостатки. Питер Нильсен рассказывает, как улучшить работу этой системы.
Еще несколько лет назад закрутка грота в мачту рассматривалась большинством парусников-круизеров как устройство для пенсионеров и яхтсменов легкой погоды. Эта система ненадежна и неэффективна в смысле качества работы паруса – говорили ее критики. Однако, яхтостроители наших дней, такие как Dufour и Benetau, поставляют яхты с закруткой грота в мачту как стандарт для многих своих моделей, и обычные грота являются уже дополнительной опцией.
Глядя на всеобщий энтузиазм, охвативший круизный флот в применении закрутки грота, удивляешься только тому, что ее внедрение заняло так много времени, и еще далеко не все яхты применяют эту систему.
Большой флот чартерных яхт на Карибах и Средиземноморье сплошь и рядом использует закрутку грота. Производители мачт заявляют, что более 50% из продукции приспособлено для закрутки грота. Так почему же внутримачтовая закрутка становится такой популярной?
Главная причина, конечно, это неоспоримая простота и удобство работы с гротом. Поднимаете его один раз на фале в начале сезона, и не спускаете до его окончания. Нужно зарифиться? Потравливаете один конец и выбираете другой. Сделано! Никакой неразберихи, толкотни и риска на крыше рубки при спуске паруса, рифовке или укладке его на гике, сезневке и надевании чехла; вы можете покинуть лодку и быть в машине (или баре) в течение минуты после швартовки.
Закрутка грота в мачту не только сделала возможным управлять большими яхтами с ограниченным экипажем, но и позволила определенному кругу людей, кто больше не мог физически управляться с традиционным гротом, остаться в яхтинге.
Аргументы против закрутки грота мы рассмотрим ниже, но множество людей готово принести в жертву эффективность работы паруса в обмен на удобство и легкость в управлении.
Работа грота на закрутке
Грот на закрутке не для тех (а их немало!), кто находит удовольствие в настройке, регулировке и доводке парусов и рангоута с такелажем. Но есть цена, которую надо платить за возможность не хлопотного управления парусом, и она определяется неэффективной аэродинамикой. Задняя шкаторина закручивающегося грота не поддерживается латами (их же не закрутишь в мачту!), и поэтому не имеет серпа и идет по прямой линии от фалового угла паруса к шкотовому. Иногда она даже имеет отрицательный серп, но и в этом случае задняя шкаторина подвержена неконтролируемым колебаниям (флаттер).
Мы имели возможность видеть парусVertech, сшитый из ткани Vectran и поставленный на Moody 46, в действии. И хотя испытания проводились в несильные ветра, было безусловно понятно, что этот парус почти идентичен, как по площади, так и по форме, традиционному гроту, а его работа на острых курсах была хорошей. В отличие от «мягких», безлатовых гротов, он хорошо сохранял форму на разных курсах при ветрах разной силы.
Рифовка грота с такими латами более проста и эффективна, поскольку задняя шкаторина хорошо поддерживается и не так заметно проявляется тенденция ослабления натяжения передней шкаторины при закручивании паруса в мачту. Поддержка по задней шкаторине также уменьшает полоскание паруса при его рифлении и уборке.
Maxi-Roach в основном предлагает сплошные латы (целым изделием), в то время, как латы Vertech состоят из отрезков по 3 метра, соединяемые вместе. Их легче подобрать и установить. Во всяком случае, не труднее, чем сквозные горизонтальные латы. Они также не требуют дополнительных дорогих устройств для их установки. На новых лодках последнего поколения уже нет большой разницы в цене между парусом на закрутке и обычным.
Типичная современная система закрутки грота в мачту. Нельзя сказать, что мачта заметно толще, чем обычная.
Много яхт с обычными мачтами были переоборудованы под закрутку грота добавлением такого устройства, приклепанного к маче. Оно работает хорошо, но увеличивает вес и ветровое сопротивление.
Скрутка грота в мачту или Lazy Jack?
Что лучше для круизерской лодки, скрутка грота в мачту или Lazy Jack?
Для дальних плаваний, я бы предпочел Lazy Jack, но видел на некоторых лодках закрутки которые ставятся не в мачту, а позади нее. Вот это в моем понимании золотая середина. Фотографий, к сожалению, нет.
Вопрос не только в снять-поставить! Вопрос в том, как брать рифы, и желательно, что бы брать риф можно было на курсе, не приводя лодку в левентик. Да еще и не только на остром курсе, где можно потравиться, а на курсе полном, когда грот прижимает к вантам. С LJ делать этого, к сожалению не получается…
История с Большого Барьерного Рифа
Незаладилось с утра. Отошли от острова, на автомате, толком не проснувшись – дернул стаксель, и, пока завтрак, пока то-се, он нас бодро тащил ко входу в риф. В проходе – течение встречное, увязли, как муха в киселе, скорость около нуля, надо грот ставить – Ленка внизу кастрюльками гремит, решил, сам-сам.
.
Есть несколько вещей, которые на яхте делать категорически нельзя. Ну нельзя и все. Одна из них – нельзя поднимать грот, идя по ветру – это как пытаться на бегу надеть брюки – или штаны порвешь, или нос расквасишь. А скорее всего, и то и другое.
.
По уму, надо было завести мотор, выйти из узкости с противным течением, развернуть лодку против ветра, спокойно поднять парус, опять лечь на курс… А вдруг так поднимется? Если ветерок не сильный, да если резко все сделать, то, может, получиться? Сонный опять же. Вот так все неприятности и происходят – со сна, да вдруг, пронесет.
.
Парус застрял немного не дойдя до верха мачты – ни туда, ни сюда. Так, в общем то, и должно было случиться. Натянув одну штанину и запутавшись в ней, я продолжал активно прыгать на одной ноге, не желая остановиться. Ну, давай, скотина, поднимайся, осталось чуть-чуть! Глупости сыпались из меня, как из рога изобилия – метко пнув автопилот ногой, я освободил руль, неуправляемая лодка начала разворот – времени как раз хватило, что бы добить парус, но не хватило, что бы вернуться на курс, нужную секунду украло течение. Вот ведь, блин! Ну ладно, сейчас сделаем круг и все наладится. Только я забыл про удочку, которую, пока мы завтракали, уже размотала Лена, желая поймать мега-рыбу на ББР, и которая вот-вот должна была замотаться за киль разворачивающейся яхты, хороня последнего кальмарку.
.
Этого допустить было нельзя, а рук не хватало, надо было выводить лодку из опасного виража – пришлось выдергивать боцмана наверх аварийным криком. Внизу посыпались кастрюльки, Ленка, умница, не рассуждая, все бросила и вылетела на помощь. Кальмарка был спасен, мы вновь шли куда надо, я, в расстройстве от собственной тупости нервно курил. – Ты чего сразу-то не позвал? – дружелюбно улыбаясь, спросила супруга. – Да проще самому сделать, чем тебе объяснять – ляпнул я в расстройстве. В ее, счастливых до этого глазах, навернулись слезы…
.
Лично я с закрутками не ходил, возможно у кого то есть такой опыт?
.
Но, на яхте-мечте стоят закрутки.
.
Кэп, а ты видел закрутки на гик?
В пользу классического грота: если вырывается люверс шкотового угла, на скрутке это — минус грот. На классическом гроте — берешь риф и едешь дальше, как ни в чем не бывало… Да и грот со сквозными латами эффективнее. Скрутка в гик вроде бы неплохая штука, но сам не пользовал, врать не буду…
Да, конечно. У всем известных «Картеров» грот накручивается на гик. А у всех супер-яхт грот скручивается в гик — по этому гики у супер-яхт относительно большие, характерной формы — погуглите любую фотку супер-яхты.
Так же очень часто встречается закрутка, идущая параллельно мачте. К стати, кроме того, что такая конструкция немого портит внешний вид — это очень неплохая идея. Берется обычная закрутка стакселя и на двух мощных уголках приделывается к мачте.
Приимущества четыре:
— Такая конструкция не ослабляет мачту
— Стоит ГОРАЗДО дешевле, чем закрутка внутри мачты
— Не требует новой мачты
— Даже если парус смотается неакуратно, он не заклинит внутри мачту
Татьяна, спасибо за историю, и хоть немного и страдает мужская солидарность, и я не уверен в том, что ваши «простые правила» надо озвучивать, очень рад, что дама радует нас своими историями!
Ждем еще!
Закрутка грота в гик
Рулевой 2-го класса
Попался интересный вариант закрутки грота в гик:
Был ли у кого опыт общения с таким или подобным механизмом? На сколько удобно рифиться? Надежен ли?
Прикрепленные изображения
Рулевой 1-го класса
Барабан вынуждает чтобы парус был дальше от мачты. Отсюда и узкий кусок парусины с ликпазом.
Представляю как он болтается когда парус скручен.
Система достаточно тяжелая.
Поляки (это польская система) делали много вариантов: закрутка на штагпирс возле мачты (вертикальная закрутка), закрутка в гике, закрутка над гиком, закрутка в мачту. Я не сторонник ни одного из решений и не очень понимаю смысл, если честно.
Рулевой 2-го класса
Барабан вынуждает чтобы парус был дальше от мачты. Отсюда и узкий кусок парусины с ликпазом.
Представляю как он болтается когда парус скручен.
Система достаточно тяжелая.
Поляки (это польская система) делали много вариантов: закрутка на штагпирс возле мачты (вертикальная закрутка), закрутка в гике, закрутка над гиком, закрутка в мачту. Я не сторонник ни одного из решений и не очень понимаю смысл, если честно.
Рулевой 2-го класса
Что-то похожее на форуме коллега описывал:
У поляков как-то все поэстетичнее, и парус внутри трубы.
Есть немало вариантов закрутки на гик.
На очень больших яхтах только на гик и закручивают. Уж очень там высокие мачты, чтобы в мачту закручивать.
Рулевой 1-го класса
Обсуждали здесь, с 112 поста:
Рулевой 2-го класса
Обсуждали здесь, с 112 поста:
Рулевой 2-го класса
Есть немало вариантов закрутки на гик.
На очень больших яхтах только на гик и закручивают. Уж очень там высокие мачты, чтобы в мачту закручивать.
We travel not to escape life, but for life not to escape us.
Поляки (это польская система)
Вы не могли бы дать подтверждающую ссылку.
Есть сомнения в Вашем утверждении.
We travel not to escape life, but for life not to escape us.
Все для довольно крупных лодок.
Для моей лодки в базе был, но никто, ни до меня, ни после, эту систему не заказывал. У всех v-образный гик с лейзиджеками. Говорил с капитаном 80-футовика с подобной системой. Он сказал, что при уборке паруса и взятии рифов угол между мачтой и гиком с точностью до градуса удерживать надо, иначе закусывает.
Рулевой 2-го класса
Вы не могли бы дать подтверждающую ссылку.
Есть сомнения в Вашем утверждении.
We travel not to escape life, but for life not to escape us.
Хоть не ко мне вопрос, но это похоже действительно поляки:
http://pem.lublin.pl. 0-8-50-mb-br360
И на гике PEM написано, и в каталоге модели PEM BR-360 и BR-315. Может, конечно, OEM поставки, а поляки только название лепят. Но мне так не кажется.
Рулевой 2-го класса
По словам Маркуса, эта система очень сужает возможности настройки грота, но зато у вас всего одна веревка для управления. На Максус 22 была поставлена для клиента в почтенном возрасте за 70 лет. Чисто круизный вариант. Алюминиевый гик предпочтительнее, тк он легче. Стеклопластиковый значительно тяжелей и проблемней.
А так-то слышал об аналогах и Selden, и Profurl, и остальных прочих. Кто изобретатель, не скажу.
Рулевой 1-го класса
Рулевой 2-го класса
Евгений потерпи до сезона я тебе все полки рифления «в одну веревку» проведу. Будет как у меня не выбираясь из кокпита, не выпуская стакана.
Договорились! Стакана с меня
Рулевой 2-го класса
Евгений потерпи до сезона я тебе все полки рифления «в одну веревку» проведу. Будет как у меня не выбираясь из кокпита, не выпуская стакана.
Сергей, это что-то типа такого Harken? Так может и правда, ну их, эти закрутки
Закрутка грота на гик своими руками
Правильно настроенная яхта идет гораздо быстрее и комфортабельнее. После рассказа о тонкостях настройки стакселя мы описываем различные особенности настройки грота
Я хтсмены-крейсеристы относятся к настройкам парусов далеко не так, как яхтсмены-гонщики. Для последних настройка профиля паруса с целью получения наибольшей скорости является жизненно необходимой вещью. Успех или неудача видны тут же на фоне соперников.
Для крейсеристов же максимизация скорости не играет столь большую роль. Плохо настроенный, сморщенный парус наглядно показывает отношение к настройке и скоростному потенциалу яхты, равно как и частое хождение под одним только стакселем. Комфорт для многих экипажей является более важной вещью, чем выигрыш пары-тройки минут в ходе многочасового перехода.
И поэтому тема комфорта играет очень важную роль при настройке парусов крейсерской яхты. Как мы уже неоднократно говорили, рыскливость яхты на ветер, ее стремление к приводу на всех острых курсах может создавать проблемы и для комфорта. Когда паруса испытывают избыточное давление воздуха, яхта получает излишний крен – то, к чему крейсеристы мало стремятся. Крен дополнительно увеличивает стремление яхты на привод. Последствием этого является усиленное давление на руль и неспокойное рыскливое поведение яхты. Альтернативой является рифление парусов, но это вынужденное действие и последнее, к которому прибегают, когда настройка парусов ничего больше не дает.
Для начала следует попытаться максимально использовать текущее давление ветра на парус в сложившихся условиях. Надо отметить, что яхта с правильно настроенными парусами даже в сильный ветер может заметно быстрее и – что немаловажно! – гораздо спокойнее, чем яхта под зарифленными, но плохо настроенными парусами. Последнее происходит оттого, что уменьшенная площадь парусов перестает быть эффективным демпфером, уменьшающим размахи качки. Так что рифление в ряде случаев способно только усилить качку, хоть и ослабив при этом крен.
Правильной настройкой можно также повысить и долговечность парусов. Надо признать ошибкой широко распространенное мнение, что сильное натяжение фалов и оттяжек вредит ткани паруса, так она при этом растягивается. Хуже всего для паруса, когда он потравлен и полощется на ветру. При этом в его мякоти возникают такие нагрузки, которые не может вызвать никакая оттяжка. Плоско набитый грот может испытывать гораздо меньшие нагрузки, чем зарифленный, гораздо из-за более пузатого профиля будет сильнее заполаскивать.
Для того чтобы успешно настроить грот, необходима, разумеется, правильная настройка мачты и всего вооружения. Это никогда не бывает поздно – ее можно (и порой даже нужно) выполнить даже в разгар сезона, если это необходимо. Впрочем, мы отвлеклись.
На следующих страницах вы прочтете все о возможностях настройки грота и их влиянии на большинство яхт. Особое внимание следует обратить на настройки грота, закручивающегося в мачту.
Гроты, имеющие закрутку в мачту, в последние десятилетия получили очень широкое распространение.
Современный закручивающийся грот, как говорит Сёрен Хансен, эксперт из компании Elvstrom, «имеет почти такие же площадь парусности и эффективность, как и стандартный грот с рифами». Хорошо настроенный сворачиваемый грот почти (но все же почти!) равноценен настроенному классическому парусу. Да и распространенное мнение о более высоком весе вооружения с закруткой в мачте против классического – это тоже больше предубеждение. Разница в весе между двумя этими типами вооружения на Hallberg-Rassy 412 составляет 58 кг.
Некоторые из гротов с закрутками – например, такие, как использованный для фотографий этой статьи парус от Elvstrom серии Epex, задуманы и выполнены роскошно: в частности, имеют сквозные вертикальные латы. Подобная технология, которая предлагается также и некоторыми другими парусными мастерами, позволяет иметь заметный горб по задней шкаторине, иногда согласно Сёрену Хансену этот горб может быть даже больше, чем у классического грота. Попросту за счет того, что вертикальные латы могут изгибаться сильнее, чем горизонтальные, и поэтому горб такого грота может заходить сильнее за ахтерштаг. Все же у таких парусов есть и обратные стороны – прежде всего, цена, по каковой причине их редко удается встретить на чартерных яхтах. Там гораздо чаще попадаются варианты с прямой задней шкаториной и без каких-либо лат вообще. При этом из-за отсутствия лат гроты с прямой задней шкаториной теряют форму гораздо быстрее, чем паруса со сквозными латами. Поэтому настроить такие паруса крайне трудно и все попытки придать им правильную форму, как правило, напрасны. Все, что можно сделать с ними при усилении ветра, так это растянуть их до предела плоско, не позволяя заполаскивать по шкаторинам.
Настраиваем мачту
Правильная базовая настройка мачты и всего вооружения в целом есть база для всех дальнейших настроек.
На сайте журнала yacht.de вы можете найти подробные видеоруководства по настройке различных типов мачт.
Гика-шкот
Правильная работа с ним является важнейшей настройкой на борту.
Форма задней шкаторины грота дает лучшую справку по правильности настройки паруса. Поэтому на задних краях лат-карманов должны быть колдунчики. У гротов, сворачиваемых в мачту, колдунчики часто отсутствуют, так как они легко отрываются при сворачивании паруса. Все же поскольку они очень важны, от них не стоит отказываться – необходимо постоянно пришивать или приклеивать новые на место оторвавшихся.
Колдунчики на задней шкаторине при правильной настройке должны быть направлены прямо в корму, лишь верхняя ленточка время от времени может отклоняться под ветер. Если и нижние нити колдунчиков отклоняются под ветер, то это означает, что гика-шкот перебран и должен быть постепенно стравлен до нужного положения.
При сильном или шквальном ветре нужно обращать внимание на то, чтобы гика-шкот в любой момент мог быть сброшен или потравлен, чтобы открыть заднюю шкаторину и уменьшить угол атаки. Это уменьшает крен при шквале и позволяет сохранить лодку под контролем.
В нормальном состоянии гика-шкот должен быть туго добран, чтобы грот давал лодке как можно больше хода.
Грота-фал и оттяжка Каннигхэма
Положение максимального пуза паруса регулируется при помощи натяжения передней шкаторины. Ее можно растягивать как вверху, так и внизу.
При усилении ветра наибольшая глубина профиля паруса – его пузо – смещается в корму, что вызывает появление горизонтальных складок по передней шкаторине. При этом парус становится менее эффективным. Этому можно противодействовать, сильнее набив грота-фал. Однако большая сила трения в блоках и лик-пазе приведет к тому, что большая часть силы тяги пропадет и эффект будет едва ли заметен в нижней части шкаторины. Поэтому в данном случае может помочь использование оттяжки Каннингхэма. В большинстве случаев необходимое для заведения оттяжки очко уже есть на парусе и находится примерно в 30 см выше нижней шкаторины, остается лишь пропустить через него снасть. С ее помощью можно будет дополнительно набить нижнюю часть передней шкаторины, что смещает пузо паруса вперед. Паруса, снабженные закруткой, не имеют оттяжки Каннингхэма по конструктивным причинам, так как они выполнены гораздо более плоскими.
Ахтерштаг
От его натяжения зависит изгиб мачты, поэтому он имеет сильно влияние на профиль паруса.
Помимо изгиба мачты натяжение ахтерштага еще влияет и на стрелку прогиба форштага, так что настройка ахтерштага влечет за собой массу последствий. Для грота изменение погиби мачты означает заметное изменение профиля. Как сильно можно изогнуть мачту, зависит от типа вооружения. Если краспицы сильно отогнуты назад, то возможен сильный прогиб мачты в средней части, но это достигается не столько натяжением ахтерштага, сколько натяжением верхних вант. Если краспицы расположены строго перпендикулярно ДП, то место их соединения с мачтой является наиболее жесткой частью мачты. Ее изгиб в основном происходит выше и ниже краспиц. Современные мачты с дробным вооружением, у которых точка крепления форштага располагается ниже точки крепления ахтерштага, можно изгибать заметно сильнее, чем старые мачты с топовым вооружением. Причиной этого является, во-первых, отсутствие рычага при расположении точек крепления фор- и ахтерштага на одной высоте, во-вторых, конструктивные особенности. Старые мачты, как правило, имеют сечения и толщины заметно большего размера и – по причине совсем иной философии – не рассчитаны на заметный изгиб.
Удочка на топе мачты может дополнительно повысить изгибающее действие ахтерштага.
Оттяжка
На очень полных или слишком острых курсах гика-шкот может уже не справляться с задачей контроля задней шкаторины. Эту функцию берет на себя оттяжка.
Чем сильнее потравлен грот, тем меньшей становится доля вертикальной составляющей в его тяге. Уже примерно с полветра (в зависимости от длины погона каретки шкота) гика-шкот контролирует лишь угол атаки паруса к ветру, но никак не форму его задней шкаторины. Управление задней шкаториной и профилем паруса становятся более невозможны. Функции гика-шкота перенимает оттяжка гика. Без нее гик сильно поднялся бы кверху и скрутил бы парус так, что он почти полностью потерял бы свою эффективность. Верхняя треть паруса в таком случае вовсе не производит тягу, открываясь и уходя под ветер. В целом для компенсации этого следует сильнее добирать гика-шкот, что сильно смещает центр давления паруса в корму, усиливая и без того сильную на галфвинде рыскливость.
Так как оттяжка действует под углом к гику, ее рычажное воздействие на него ограничено. Это приходится компенсировать большими усилиями, которыми оттяжка воздействует на гик, поэтому обычно конструкция оттяжки довольно массивна. Чем сильнее ветер, тем сильнее надо добирать оттяжку. В ее настройке могут помочь колдунчики на задней шкаторине грота (см. раздел «Гика-шкот» выше).
Каретка шкота и погон
На острых курсах они – совместно с гика-шкотом – являются важными вспомогательными средствами.
На слабом ветре каретку гика-шкота следует вынести на ветер и набить гика-шкот так, чтобы задняя шкаторина грота не была бы очень сильно закрыта. Чем сильнее будет набит шкот, тем меньшим будет изменение угла атаки паруса по высоте. При усилении ветра следует продолжать держать заднюю шкаторину закрытой, для чего нужно увеличить угол атаки, потравив каретку по погону. Если погона нет, можно воспользоваться оттяжкой, но она будет менее эффективной из-за изгиба грота. Длинный погон каретки в кокпите делает возможным быстро обезветрить грот, сбросив с него порыв, что особенно важно при шквальном ветре.
Грота-шкот
Грота-шкот имеет очень большое влияние на глубину профиля в нижней части паруса.
Даже при легком ветре нижняя шкаторина обычного грота на острых курсах должна быть набита так туго, чтобы шкаторина плотно прилегала к гику. Большинство парусов скроены таким образом, что именно при такой настройке они имеют оптимальную форму. Для парусов, снабженных закруткой, это правило не подходит. У них в нижней части мало полноты, потому что она при закручивании паруса в мачту будет образовывать складки, мешающие уборке паруса. Грота-шкот парусов, снабженных закрутками, следует настраивать так, как показано на рисунке справа. Подсказка кроется в самой форме: профиль при такой настройке примет вид такой же, как у классического грота.
Для обоих вариантов подходит следующее правило: при усилении ветра надо сильнее набивать грота-шкот.
Рифим парус с закруткой
Паруса с закруткой получили свое распространение благодаря облегчению работы с ними. Но и для них есть свои правила рифления.
Возможность уборки на закрутку облегчает рифление закручиваемых парусов, однако при этом следует обращать внимание на определенные особенности. Так, у закручиваемого грота нет ряда риф-шкентелей, но может быть предусмотрена разметка. Но есть смысл во всех случаях – даже когда ее нет – развивать в себе чувство паруса, ощущая, насколько уменьшается нагрузка на него в процессе пошаговой закрутки, когда каждый шаг означает уборку примерно 50 см (по нижней шкаторине паруса).
Хотя рифление грота с закруткой очень легко, все же и здесь есть один принцип: предусмотрительно рифить парус сильнее, чем это кажется нужным. Так как развернуть парус обратно (если это вдруг понадобится) все же гораздо легче, чем свернуть его.
При рифлении (как и при постановке) грота, снабженного закруткой, следует потравить ахтерштаг. Поскольку при изогнутой мачте в процессе сворачивания грота на нем будут образовываться складки, мешающие уборке паруса. Грот следует поднять топенантом вверх – выше горизонтального положения, чтобы внизу не собиралась излишняя мякоть паруса. Это может заклинить систему. При сворачивании паруса следует следить за тем, чтобы каретка грота-шкота имела свободный ход, но сам грота-шкот находился бы под небольшой нагрузкой. Иначе парус при сворачивании может получить маленькие складки, которые могут непоправимо повредить ламинат или заклинить парус в пазе мачты.
При развертывании паруса следует иметь ветер в направлении 20° по правому борту, это поможет легче раскрутить парус из прорези на мачту, о которую он не станет биться на таком курсе.
всегда хорошо заметны, что помогает точно дозировать нагрузку.
Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №8 (55), 2013 г.