занятия для обучения чтению дошкольников
Курс занятий по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста «Абвгдейка»
Виктория Мелентьева
Курс занятий по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста «Абвгдейка»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«АБВГДейка»
Мелентьева Виктория Андреевна
«Раннее обучение чтению детей дошкольного возраста АБВГДейка»
Он взрослых изводил вопросом «почему?»
Его прозвали «маленький философ»,
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «почему?».
Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.
Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка.
Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 4-5 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.
Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно,имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником:
— читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;
— чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;
— многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;
Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни,взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка
Научиться читать не так-то просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Из опыта своей работы могу сказать, что некоторые дети так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. С такими детьми нужна дополнительная работа.
Стараюсь обучить чтению на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время провожу и целенаправленную работу по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.
Целью данной Программы Создание условий для осмысленного и осознанного обучения детей чтению в игровой форме.
Для реализации поставленной цели определены следующие:
— Способствовать развитию умения работать с полным составом звуков и букв русского языка.
— Создавать условия для аналитико-синтетическому слияния слоговых сочетаний – чтению.
— Способствовать развитию мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.
— Создавать условия для применения полученных знаний, умений и навыков в познавательной деятельности.
— Способствовать развитию воспитания культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.
Процесс обучения чтениюстроится на общедидактических и специфических принципах:
— принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;
— принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
— принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
Программа предназначена для детей 4 – 7 лет.
Обучение чтению при возрастных особенностях для детей от (4-5 лет):
— подготовка к обучению чтению: обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.
— учим буквы: полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка.
— запоминаем слоги: научить читать с помощью заучивания системы единиц чтения – слогов-слияний, заучивать слоги нужно по той же схеме,которая используется при заучивании букв: многократное называние слога взрослым, поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием, самостоятельное называние – «чтение» слога
К концу первого года обучениядети приобретают умения:
сочетание двух гласных;
сочетание гласного с согласным в обратном слоге;
сочетание согласного с гласным в прямом слоге;
односложные слова по типу СГС (согласный-гласный-согласный);
двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;
двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;
К концу второго года обучениядети приобретают умения:
читать односложные слова со стечением согласных;
простое двусоставное предложение без предлога;
простое предложение с предлогом;
доступные по содержанию тексты (небольшие рассказы, стихотворения, сказки);
отвечать на вопросы, понимать прочитанное, пересказывать прочитанное;
Принципы построения программы:
— учет индивидуальных особенностей и возможностей детей
— положительная оценка любого достижения ребенка
— проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста
Ведущая деятельность – игровая, продуктивная (рисование, лепка, обводка, раскрашивание, штриховка и т. д.)
Формы и режим занятий.
Основной формой работы с детьми являются (занятия, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей:
— от 4-5 лет – 2 раза в неделю по 20 мин
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.
Структура занятия
Задание «Произнеси звук»
Задание «Опиши звук».
Игра «Кто дольше протянет звук»
Игра «Составь букву»
Всего 72 занятия 32 часа в год.
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ
Месяц № п/п Тема занятия Цель занятия Навыки чтения
ноябрь 1 «Знакомство: Слыш» развитие речевого и фонематического слуха дошкольников Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование мотивации к занятиям
2 «Встреча Слыша и Буковки» совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников
знакомство дошкольников с буквой «А» развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков
4 «Звук и буква «У»» формирование у детей стойких представлений о букве «У».
5 «Сочетание «АУ»» развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний Чтение сочетания «АУ»
6 «Сочетание «УА»» Закрепление навыков и умений звуко-слогового анализа и синтеза Синтез звуков [У] и [А]
7 «Звук и буква «О»» знакомство со звуком и буквой «О», совершенствование артикуляционной моторики
развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков
8 «Звук и буква «И»» совершенствование артикуляционной моторики, развитие интонационной стороны речи
Синтез звуков [И] и [А]
10 «Звук и буква «Ы»» познакомить дошкольников с буквой «Ы» Развитие фонематического восприятия; закрепление верно произношения звуков
11 «Звук и буква «Э» сформировать представления у детей о звуке и букве «Э»
12 «Звуки [М] и [М’], буква «М»»
научить дошкольников правильному произношению звуков [М] и [М’], различению буквы «М» Чтение слогов: ам, ум, ом, им, ым, эм
Чтение слов: ум, мама, мимо, му-му
13 «Звуки [Б] и [Б’], буква «Б»»
сформировать представления дошкольников о звуках [Б] и [Б’], познакомить с буквой «Б»
Чтение слогов: ба, бо. бу, бэ, бы, би
Чтение слов: бум, бом, бам, бим
14 «Звуки [П] и [П’], буква «П»»
сформировать представления у детей о звуках [П] и [П’], их графическим обозначением
Чтение слогов: ап, оп, уп, ып, эп, ип.
Чтение слов: папа, пума, пимы
15 «Звуки [Ф] и [Ф’], буква «Ф»»
познакомить дошкольников со звуками [Ф] и [Ф’ ], с обозначаемой их буквой «Ф».
Чтении слогов: фа, фо, фу, фы, фэ, фи
Чтение слов: Фома, Фима, фифа, миф, пуф, Уфа, мифы
16 «Звуки [В] и [В’], буква «В»»
научить дошкольников различению звуков [В] и [В’], познакомить с соответствующей буквой «В»Синтез слогов: ва, во, ву, вы, вэ, ви
Синтез слов: ива, увы, ивы, Вова, Вовы, пава, вам
17 «Звуки [Т] и [Т’], буква «Т»»
познакомить дошкольников со звуками [Т] и [Т’], соответствующим этим звукам графическим символом Чтение слогов: ат, от, ут, ыт, эт, ит
Чтение слов: : боты, бита, вата, Тима, фото, Тата, Тома, маты, это, эти
январь 18 «Звуки [Д] и [Д’], буква «Д»»
обучить детей различению звуков [Д] и [Д’], сформировать представления о букве «Д».
Чтение слогов: да, до, ду, ды, дэ, ди
Чтение слов: дома, дата, дубы, Дима, вода, дама, дума, мода, ода, иди
19 «Звук [Н], [Н’] и буква «Н»»
познакомить дошкольников со звуками [Н] и [Н’], буквой «Н»Синтез слогов: ан, он, ун, ын, эн, ин
Синтез слов: Ната, Нина, мина, тина, пони, пан, тон, нам, Дон, туман
20 «Звуки [К] и [К’], буква «К»»
сформировать представления о звуках [К] и [К’], букве «К» Чтение слогов: ак, ук, ок, ык, эк, ик
Чтение слов: Капа, мука, Кама, кума, Куба, маки, кино, куда, кипа, Ника
21 «Звуки [Г] и [Г’], буква «Г»»
научить детей различению звуков [Г] и [Г’], закрепить представления о букве «Г»Синтез слогов: га, го, гу, гы, гэ, ги
Синтез слов: гага, губа, губы, годы, ноги, нуга, Гога, бумага, гамак, гам
февраль 22 «Звуки [Х] и [Х’], буква «X»»
познакомить дошкольников со звуками [Х] и [Х’], с их графическим обозначением – буквой «Х» Чтение слогов: ах, ох, ух, эх, ых, их
Чтение слов: хата, муха, тихо, духи, ухо, уха, эхо, мох, хохот, хобот
23 «Звуки [С] и [С’], буква «С»»
Чтение слов: совы, бусы, сова, сани, косы, носы, сады, киса, соки, гуси
24 «Звуки [З] и [З’], буква «3»
познакомить дошкольников с новыми звуками [З] и [З’], обозначаемой их буквой – «З» Чтение слогов: за, зу зо, зы, зэ, зи
Чтение слов: зубы, тазы, козы, ваза, газон, бизон, музыка, низина, мимоза, Зина
сформировать представления у дошкольников о звуке и букве «Ш»Синтез слогов: ша, шу, шо, шэ, ши
Чтение слов: шаги, шипы, шина, шуба, Маша, Даша, Миша, шапка, мышка, камыши
сформировать представления дошкольников о звуке и букве «Ж».
Чтение слогов: жа, жу, жо, жи, жэ
Синтез слов: жаба, ножи, кожа, вижу, хожу, жатва, пижама, вожди, вожак, жди
научить дошкольников верному произношению звука [Ч], синтезу слоговых сочетаний, содержащих изучаемый звук Чтение слогов: ач, оч, уч, эч, ич
Чтение слов: чай, часы, туча, дача, чайка, дочка, очки, бочка, чижик, бочонок
познакомить детей со звуком и буквой «Ц»Синтез слогов: ац, оц, уц, эц, ыц, иц
Синтез слов: овцы, овца, цыпа, нал, цокот, цапка, цикада, цинга, цинк, синица
научить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук «Щ» Чтение слогов: ащ, ош, ущ, эщ, ыщ, ищ
Чтение слов: щи, ищи, пища, щука, пищит, овощи, тащи, тащит, угощу, ищу
30 «Звуки [Л] и [Л’], буква «Л»»
познакомить детей со звуками [Л] и [Л’], обозначаемым их графическим символом – буквой «Л» Чтение слогов: ал, ул, ол, эл, ыл, ил
Чтение слов: лак, лама, лапа, лупа, луна, лужа, мыло, лопата, полка, ландыш
март 31 «Звуки [Р] и [Р’], буква «Р»»
обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки [Р] и [Р’]Синтез слогов: ра, ро, ру, ры, рэ, ри
Синтез слов: руки, роза, рабы, ранка, дорога, гром, кран, барабан, рис, риск
познакомить дошкольников со звуком и буквой «Й» Чтение слогов: ай, ой, уй, эй, ый, ий
Чтение слов: дай, лай, майка, сайка, зайка, сойка, Зойка, мойка, байка, лайка
Буква «Е» познакомить детей со звуком и буквой «Е» Буква для чтения: «Е»
Слова для чтения: ем, еда, Ева, Егор, пена, Вера, небо, сено, перо, лес.
34 Буква «Ё» познакомить дошкольников со звуком и буквой «Ё» Буква для чтения: «Ё»
Чтение слов: ёж, ёрш, ёлка, мёд, лён, тётя, Сёма, Лёня, чёлка, котёл.
сформировать представления у детей о звуке и букве «Я»Буква: «Я»
Чтение слов: Яша, Яна, мясо, яблоко, яма, яхта, ярко, ясно,
36 Буква «Ю» научить детей различению звука и буквы «Ю», синтезу слоговых сочетаний, содержащих этот звук. Буква для чтения: «Ю»
Чтение слов: юла, юг, Юля, Нюра, юбка, Юра, люк, союз, Люба, юрта.
сформировать стойкие представления у дошкольниках о буквах [Ь] и [Ъ] Слова для чтения (с «ь»): пень, мать, боль, топь, рысь
Слова для чтения (с «ъ»): съел, въехал, подъехал, объехал, съела
38 Обобщающее занятие закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения Чтение слов и коротких фраз.
Раннее обучение чтению детей дошкольного периода при правильно подобранной методике и с использованием специальных наглядных пособий обеспечивает формирование условий для успешного обучения в школе.
Овладение началами грамоты важный этап в умственном и речевом развитии детей. Обучаясь чтению, печатанью, дети учат довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи, делят предложения на слова, слова на слоги, а слоги на звуки. Приобретая элементарные технические навыки чтения, учатся понимать смысл написанных слов, коротких предложений.
Обучение чтению способствовало развитию произвольности психических процессов, т. к. усвоение грамоты обусловлено высокой степенью произвольности акта чтения: необходимо произвольно сосредоточить зрительное внимание на читаемом отрезке слова и распределить внимание на всем читаемом слове или предложении.
Ознакомление с графическими знаками (буквами) помогает наглядно увидеть, что наша речь состоит из слогов, слов, предложений. Знакомство с буквами при помощи рисунков-символов, шуточных стихов способствует формированию оптико-пространственного образа букв. Печатанье букв, слогов, слов, предложений стало возможным при достаточном развитии тонкой моторики.
Методы и приемы, использованные при обучении чтению, способствуют развитию у детей познавательных способностей, что позволит в дальнейшем избежать ошибок при чтении и письме во время обучения в школе.
Игры и задания для обучения чтению дошкольников 6-7 лет
Обучение чтению дошкольников в игровой форме — это увлекательный и необычный вариант проведения занятий. Дети на занимательных уроках не просто заучивают буквы и складывают их в слоги. Они целиком погружаются в процесс, старясь выполнить как можно больше интересных заданий, приобретают навык чтения без нажима со стороны родителей и педагога. Какие игры по обучению чтению для старших дошкольников выбрать, расскажем в нашей статье.
Возрастные особенности дошкольников
Будущие первоклассники в возрасте 5-7 лет — интересные создания. Им любопытно все новое, они хорошо усваивают информацию, но у этого периода есть свои особенности. Их стоит учитывать перед планированием нагрузки, составлением плана работы на уроке по чтению:
Общие рекомендации по обучению
Добиться успеха в обучении чтению помогут следующие простые рекомендации педагогов и опытных родителей:
Обучение в игровой форме: плюсы и минусы
Обучение ребенка чтению в 5-6 лет, построенное в игровой форме, имеет массу положительных сторон. Эффективность уроков можно объяснить возрастными особенностями старших дошколят, повышенным уровнем любопытства ко всему новому и яркому.
Это интересно! В Америке и Израиле игровой момент обязательно включается в каждый урок с детсадовцами и младшими школьниками. Педагоги даже сдают специальный экзамен на “умение” преподавать, играя.
Перед началом курса обучения чтению составьте примерный план работы, программу на 6 месяцев или год:
Важно! В 5-6 лет не требуйте от ребенка скорости чтения. Основная задача обучения в дошкольный период автоматизация навыка. Темп и техника придут самостоятельно или с помощью специальных уроков позже.
Интересных игр для обучения чтению детей 6-7 лет много. Мы собрали самые увлекательные, те, которые обязательно понравятся дошколятам. Скачайте задания с сайта, распечатайте на домашнем принтере и занимайтесь.
Учим буквы
Задача дошкольника: найти картинки на определенную букву.
Подбирать изображения нужно правильно: простые, понятные и знакомые детсадовцу.
Начать можно с таких:
Малыши могут играть индивидуально или в парах. На 2-3 уроке, после знакомства с несколькими буквами, можно устроить соревнования.
Читай по первым буквам
Игра необычная, но очень эффективная для развития скорости мышления, чтения в будущем. Малышу нужно вспомнить название предметов, выделить первую букву в слове и произнести только ее, положив на картинку карточку с буквой.
Например, возьмем первую строку на бланке. Лиса- Елка- Солнце. У дошкольника должен получиться ЛЕС.
Для разнообразия распечатывайте картинки для каждой пары учащихся, а не на класс. Постепенно усложняйте игру. Давайте детям слова их 4-5 букв.
Найди букву
Ребенку предлагаются дидактические карты, где буквы перемешаны, напечатаны разными шрифтами и форматами. Задача дошкольника найти нужный знак и обвести его карандашом.
В качестве дополнительного упражнения: можно придумать еще пару слов на заданную букву, найти предметы в комнате, названия которых начинается на них. На занятие используйте такие веселые карточки.
Собири слова из букв
Цель игры: поставить буквы в нужном порядке, подписать картинку.
Ребенок называет правильное слово, потом прислушивается к себе и подбирает буковки для записи в клеточках.
Читаем слоги
Создавать раздаточный материал нужно вместе с ребятишками. Потребуются картинки с изображением животных, пару листов чистой бумаги, карандаши. Под каждым слогом спрятан “сюрприз”.
В процессе игры ребенок ориентируется на ассоциации со звуками животных, учит буквы и чтение слога. Игра подходит для малышей от 4 лет.
Настольные игры
Это могут быть ходилки, лото, самодельные карточки для складывания в определенном порядке. Лучше всего дети воспринимают именно бродилки по настольному полю. Игра увлекает, для выполнения шагов нужно уметь читать слоги или учиться буквам в процессе.
Распечатайте для занятия такие ходилки:
Для определения последовательности хода и количества шагов детям потребуются кости и знание счета. Взрослым придется немного помогать малышам, чтобы они не запутались и играли по правилам.
Читаем вместе
Увлекательная игра, которая понравится взрослым и детям. На листе напечатан текст, некоторые слова зашифрованы картинками. При прочтении нужно вставлять их словами, чтобы нить повествования не потерялась. Во время игры малыш развивает внимание, навык чтения, лексический запас.
Задания
Раскраски, головоломки, ребусы, творческие мастерские повышают интерес дошкольника к процессу обучения и помогают создать атмосферу дружбы и понимания. У заданий по обучению чтению есть одна важная особенность — они многофункциональны. Малыши не только учатся читать, но и развивают моторику, воображение, фантазию, мышление, речь. Обойтись без интересных идей для упражнений и игр по обучению чтению детей дошкольного возраста просто невозможно.
Найди буквы и раскрась
Выбирайте тематические раскраски. В них могут дополнительные задания, например, раскрась только те предметы, которые начинаются на букву “В”, разукрашивай маленькие изображения букв, прописные знаки не трогай и т.д.
Найди буквы на картинке
Смотри на картинку и читай
Это задание подходит для детей, изучающих буквы, чтение слогов. Картинки со знакомыми предметами можно показывать в большом количестве. Малыши хорошо запоминают слова, пользуются ассоциациями при чтении без изображений.
После изучения слов и соотношения их с предметами, предложите дошкольнику читать слова без картинок. Знакомые слоги складываются быстрее.
Читаем по слогам
Для хорошо усвоивших слоги детей подойдут небольшие сказочные тексты. Их можно читать вместе с родителями или по очереди в классе. После прочтения обязательно спросите ребенка, что он понял, сможет ли пересказать текст.
Очень важно не брать для урока нудные, серьезные произведения. Малышу будет интересно за 3-4 предложения узнать всю историю героев от начала и до конца. В процессе чтения таких сказок педагог формирует интерес к книгам у маленьких учеников, любовь к самостоятельному изучению литературы.
Видео
Игровые формы обучения детям нравятся гораздо больше, чем нудное сидение перед азбукой и прописывание начертаний русских букв в тетради. Если хотите научить ребенка читать быстро, получить от уроков максимум положительных эмоций и пользы, не пренебрегайте таким методом работы дома, на дополнительных занятиях по подготовке к школе.