занятия по обучению грамоте для детей 6 7 лет на каждый день распечатать
Карточки « Подготовка к обучению грамоте»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
.
Номер материала: 54217040116
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»
Время чтения: 1 минута
Google сможет удалять снимки с детьми из результатов поиска по запросу
Время чтения: 1 минута
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Сайт «Детские радости»
ориентирован на дошкольный и младший школьный возраст детей,
для родителей, воспитателей, педагогов
Для дошкольного возраста
Хочу ли я в школу? | Узнайте героев советских мультфильмов по цитате | Песни из советских мультиков | Интерактивные сказки | Караоке для детей |
Кроме того, родители могут скачать для малышей:
— раскраски и прописи для распечатки на принтере;
— компьютерные игры и программы для установки на компьютер;
— информацию о воспитании и здоровье ребенка, а также безопасности дома и на улице;
— работники ДОУ найдут вспомогательный материал для обучения детей математике, письму, чтению, наглядные пособия для обучения и развития восприятия окружающего мира, а также материал для оформления групп в детском саду.
Для младшего школьного возраста
Песни на день влюблённых | Насколько ты общителен? | Нумерология для детей | Влюбчива ли ты? | Кроссворды с картинками |
Для школы предлагается скачать:
— электронные издания и аудиокниги по школьной программе и для внеклассного чтения;
— обучающие программы для установки на компьютер;
— вспомогательный материал (музыкальный, для распечатки на принтере) для оформления классов и проведения мероприятий;
— бланки дипломов, вкладышей, грамот, расписания уроков.
Родителям для домашнего досуга
Непосредственно родителям посвящен раздел «Занятия и досуг дома с детьми»:
Увлекающимся работой в программе Photoshop и редактированием видеоматериалов пригодится вспомогательный материал для работы:
Здесь вы найдёте детские фоторамки и фотошаблоны, макеты для оформления портфолио и фотокниг, дополните своё памятное видео красивой заставкой футажом, которое оформите в красивую обложку.
Прописи для дошкольников
Вы можете скачать и распечатать любые из представленных материалов на данной странице. Прописи для дошкольников, малышей и школьников распределены на категории, что значительно упрощает выбор.
Выберите из списка те прописи, по которым вы хотите, чтобы занимался ваш ребенок. Скачайте в удобном для вас формате, либо распечатайте их прямо с нашего сайта.
Выберите прописи по алфавиту
Прописи для дошкольников – буквы и цифры
Всевозможные прописи с прописными буквами и цифрами от 1 до 10 доступны для дошколят. Методический материал позволяет развивать руку, мелкую моторику, тренируют концентрацию и усидчивость во время выполнения заданий. Чтобы развивать логическое мышление у дошкольников, рекомендуется использовать материал, где встречаются цифры.
Прописи для детей 5-6 лет
Развивайте красивый почерк у детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Желательно заранее подготовить ребенка к школе, так как именно в этом возрасте они легко обучаемы и способны с легкостью познавать что-то новое. Если не позаботиться об этом заранее, то детям будет тяжело в начальной школе.
Прописи для детей 6-7 лет
Для дошкольников от 6 до 7 лет желательно использовать прописи по математике, так как они смогут не только развивать руку, но и с легкостью запомнят цифры.
Важны вспомогательные пособия и по письму. С их помощью будет легко подготовить ребенка в школе или помочь ему в первом классе. Прописи по письму не только научат выводить элементы букв правильно и под нужным углом, но и будут способствовать тому, чтобы ребенок учился читать уже написанные прописные буквы, что часто вызывает проблему на начальной стадии обучения юного ученика.
Прописи по точкам
Такой вид обучающих материалов сегодня стал особенно популярным. Прописи по точкам рассчитаны для детей 5-6 лет.
Не всегда мышление ребенка в этом возрасте способно усваивать информацию о том, что ему нужно научиться писать и считать по определенным правилам, которые установлены системой образования. Такие стандартные методы могут не восприниматься малышом, поэтому лучше отдать предпочтение обучению в форме игры.
Прописи для школьников
Такие прописи часто запрашивают в школе, чтобы дать те самые азы, которые так необходимы ребенку на начальном уровне обучения. Многие родители принимают решение приобретать дополнительные тетради, чтобы улучшать навыки ребенка дома. В любом случае, такие прописи дают все необходимые базовые знания, которые станут фундаментом в обучении ребенка грамоте и счету.
Прописи для 1 класса
Прописи для первоклассников можно смело назвать основными тетрадками в начальной школе. Задачей ребенка является научиться писать красиво и быстро. Для малыша такое задание кажется непреодолимо сложным. Времени в образовательной программе первого класса на прописи отводят очень мало.
Прописи содержат много картинок, которые делают обучение легче и помогают отвлечь внимание ребенка, когда в этом есть необходимость, от сложной задачи – обучения элементов строчных букв.
Прописи для малышей
Для малышей в возрасте 2-3 лет подойдут прописи, который помогут освоить азы письма и математики. Издания рассчитаны на развитие мелкой моторики детской ручки, подготовки ее к письму. Ребенку в тетрадях 3+ нужно будет научиться проводить линии, штрихи, закрашивать изображения так, чтобы не заходить за его границы.
Младшая группа детей в возрасте 4+ лет уже куда более усидчива и немного лучше воспринимает процесс обучения. Рабочая тетрадь для них содержит разнообразные поучительные, но увлекательные упражнения, которые помогут освоить основные навыки, обучат ребенка правильно писать.
Чтобы будущему ученику было проще писать буквы и цифры, в заданиях даются ориентиры в виде точек, которые помогут соблюдать необходимое расстояние и выводить элементы правильно, под нужным углом.
В 5 лет ребенок уже сможет легко учить буквы и совершенствовать свои навыки письма и счета. Средняя группа прописей уже основана на такой форме занятий, которая поможет вызвать у малыша интерес к учебе. Задания основаны на развитии не только мелкой моторики, но и на координацию движений руки.
В прописях есть упражнения, в которых нужно дополнить узор, дорисовать сказочного героя по контуру, найти буквы в изображении и т.д. Такие педагогические приему всегда интересны детям, поэтому процесс обучения будет проходить легко и не принужденно.
Программа дополнительного образования по обучению грамоте детей 6-7 лет
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МБДОУ «Детский сад № 209 «Мозаика»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Задачи, сроки реализации программы, методическое обеспечение ……..6
Учебно–тематический план занятий ……………………………………….8
Данная рабочая программа предназначена для обучения чтению детей 6 – 7 лет. Обучение детей направлено на полноценное овладение навыком осознанного чтения.
Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, в процесс которой входит способность воспринимать информацию, понимать информацию записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить её.
Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает в себя, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Одновременно проводится целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности.
С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.
Программа курса основана на принципах доступности, посильности, систематичности и последовательности в обучении.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях», СанПиН 2.4.1.3049-13 (от 29 мая 2013 года № 28564)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 (от 17 октября 2013 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Устав МБДОУ «Детский сад № 209 «Мозаика»
Направленность. Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками подготовительной к школе группы дошкольного учреждения. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения слогового чтения, звукового анализа и синтеза, а также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Целесообразность. Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений.
Программа основана на методике известного московского логопеда, кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой. Выбор букваря именно этого автора обоснован тем, что, во-первых, букварь Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод, а во-вторых: автор, используя собственный 30-летний логопедический опыт работы, соединила обучение грамоте с предупреждением ошбок на письме, т.е. с профилактикой дисграфии и дислексии. Так же при планировании занятий был учтён опыт других известных педагогов-практиков, таких как, Д.Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать, Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с нарушением речи», Журова Л. Е. «Обучение грамоте в детском саду».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Буквознайки» по подготовке детей 6-7 лет к обучению грамоте
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Весёлые ребята» сельского поселения «Село Новый Мир»
Комсомольского муниципального района
по подготовке детей 6-7 лет к обучению грамоте
Мотькина Ольга Сергеевна,
Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, меняется не только его ведущая деятельность, но и социальная ситуация его развития. И что самое главное предъявляет к нему новые более высокие требования, как к личности в целом, так и к его интеллектуальным способностям. В багаже знаний современного первоклассника часто бывает востребован навык чтения, особенно при поступлении в лицей или гимназии. Именно востребованность данного навыка и явилась толчком к разработке данной программы адаптированной к работе с дошкольниками, в том числе и с речевыми нарушениями (преимущественно с недоразвитием фонетико-фонематического восприятия).
Проблема обучения грамоте в детских садах в России не является новой, но является очень актуальной. Большое количество психологических и педагогических исследований (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Е. И. Тихеева, Ю. И. Фаусек, Р. Р. Сонина и другие), опыт детских садов, семейного воспитания показали необходимость и возможность более раннего обучения детей грамоте. Исследования позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте (с пяти лет).
Впервые вопрос о предварительных звуковых упражнениях в русской методике обучения чтению был поставлен Ушинским Константином Дмитриевичем, он считал необходимым развивать у детей речевой слух, умение слышать отдельные звуки и их последовательность в словах. Профессор Раиса Ивановна Лалаева в выступлении на I международной конференции РАД в сентябре 2004 г. (Российская ассоциация дислексии) отметила, что для усвоения многих правил орфографии требуется сформированность фонематического компонента языковой способности (умения дифференцировать гласные – согласные, твердые – мягкие и звонкие – глухие согласные фонемы, безударные и ударные гласные).
В начале учебного года (сентябрь) была проведена диагностика уровня сформированности фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у детей подготовительной к школе группы (Приложение 1). Исследование показало, что больше половины детей не умеют выделять начальный ударный гласный, конечный и начальный согласный из слов, не могут определять последовательность и количество звуков в слове, а также с трудом различают близкие по звучанию фонемы. Результаты мониторинга показали, что из 13 воспитанников подготовительной группы 65% имеют низкий уровень развития фонематического восприятия и звукового анализа, 32% имеют средний уровень развития, а детей с высоким уровнем развития всего 3%. Поскольку все эти навыки необходимы для дальнейшего обучения грамоте, возникла необходимость создания определённого курса занятий, которые помогут детям подготовительной группы успешнее справляться с тем колоссальным напряжением, которое испытывает ребёнок, приступая к началу школьного обучения.
Учитывая требования программы воспитания и обучения в детском саду, изданную под редакцией Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т.С. Комаровой «От рождения до школы», мы составили свой план работы с детьми подготовительной к школе группы в дошкольном общеобразовательном учреждении. В нашем курсе широко используются логопедические методики и технологии для детей дошкольного возраста, поскольку больше половины детей имеют речевое заключение: фонетико-фонематическое недоразвитие речи; общее недоразвитие речи.
За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Даниила Борисовича Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Детей подготавливают к усвоению грамоты аналитико-синтетиеским звуковым методом, то есть основной единицей изучения становится вначале звук, затем слог, далее слово.
Целью нашего курса занятий является:
обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе и подготовить в ходе дошкольного обучения личность, заинтересованную в изучении родного языка;
облегчить дошкольнику дальнейшее усвоение языка по программе начальной школы;
развить звуковую культуру речи;
развить фонематический слух, звукобуквенный анализ и синтез; овладеть начальными навыками чтения; сформировать графические навыки;
предупредить нарушение чтения (дислексию) и нарушение письма (дисграфию) у детей группы риска
Формирование интереса к процессу обучения.
Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу, дифференциация звуков по твёрдости-мягкости, по звонкости-глухости.
Развитие умений говорить и слушать других людей.
Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.
Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение и др.
В работе по подготовке к обучению грамоте важно сформировать запас умений и знаний, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе; овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация); сформировать умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Основные задачи при работе – развитие звукобуквенного анализа, развитие фонематического восприятия, подготовка руки к письму – решаются на протяжении всего учебного года. Предмет изучения – звуки и буквы русского языка по общепринятым группам (гласные, согласные: звонкие, глухие, твёрдые, мягкие звуки). Поэтому в системе данного курса по подготовке к обучению грамоте достаточно много времени уделяется для усвоения детьми понятий: звук, буква, слог, слово, предложение, гласный, согласный, мягкий согласный, твердый согласный, звонкий согласный, глухой согласный. Несформированность данных понятий может вызвать негативное отношение дошкольников к обучению грамоте, а также образовать трудности на следующем этапе обучения.
Программа рассчитана на два года обучения. Материал усложняется в зависимость от периода обучения.
Занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся 1 раз в неделю в подготовительной группе, и легко вписываются в сетку занятий дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида. Учтено время на подготовку к праздничным утренникам, каникулярное время.
На вводных занятиях дети усваивают понятия звук, буква, слог, слово и предложение. Затем дается представление о звуках окружающего мира (неречевые звуки), Далее дети узнают, что люди тоже умеют произносить различные звуки (речевые звуки). Звуки речи образуются с помощью языка, зубов, губ, горла, голоса, выдыхаемого воздуха.
Впервые с согласными звуками дети знакомятся на занятии в середине октября. Изучение начинается с усвоения того, что согласный звук образуется, когда струя воздуха встречает во рту препятствие. Сразу идет дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости.
Затем идет период изучения звуков П и Пь, буквы П; К и Кь, буквы К; М и Мь, буквы М, и так далее. Из этих букв и ранее изученных гласных составляются слова, доступные для чтения детям: КОТ, КИТ, АХ, ОХ, МУКА и т.д.
Всего за учебный год с детьми изучается 25 букв (см тематическое планирование на год – Приложении 2) и соответствующих им звуков. Этого количества достаточно для того, чтобы показать разнообразие звуков и букв русского языка. Детям вовсе необязательно знать весь алфавит, чтобы начать читать слоги и небольшие слова.
Почему взяты для изучения именно эти звуки и буквы, и в таком порядке?
Состав подготовительной группы включает в себя детей как с нормой речевого развития, так и детей с различными нарушениями речи. Изучение сложных по артикуляции звуков отложено на конец учебного года – чтобы логопед успел скорректировать и автоматизировать в речи нарушенные звуки.
Звуки подобраны разные по месту и способу образования; Дети сами могут объяснит, чем делается преграда для воздуха: К, Кь, Х, Хь – препятствие для воздуха создается в горле, Ш, Т, Ть – преграда языком, П, Пь – путь воздуху преграждают губы, С, Сь – воздушной струе мешают зубы и язык.
Формируется представление о длительности произнесения звуков: Х, Хь, Ш, С, СЬ- можно долго тянуть (как и гласные звуки, но с преградой), К, Кь, П, Пь, Т, Ть – очень короткие звуки, не тянутся.
Параллельно с изучением вышеуказанных согласных обязательно проводится дифференциация звуков П и Б, С и З, Ш и Ж. На индивидуальных занятиях с детьми логопатами уделяется внимание дифференциации звуков М и Н, К и Х, К и Г, Т и Д, Ц и С, Р и Л (по необходимости Рь и Ль), и др. Примерно в январе вводится понятие звонкие и глухие звуки.
Программа данного курса не перегружает детей количеством звуков и букв, но дает все начальные представления о языке. Все занятия проводятся с учетом специфики обучения дошкольников, то есть в увлекательной игровой форме, с использованием дидактических игр, сюжетных и предметных картинок, кроссвордов, ребусов, стихов, загадок. Помимо этого, каждое занятие по подготовке к обучению грамоте сопровождается определенной лексической темой (Приложение 2) и содержит упражнения по развитию лексико-граматического строя речи.
Процесс обучения грамоте будет лёгким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, именно поэтому на наших занятиях мы активно использовали игры, иллюстрированный материал, предметы, игрушки, картинки, раздаточный материал, интерактивные средства. В совместной деятельности с детьми использовали различные формы организации педагогического процесса: развлечения, путешествия, соревнования, проблемные ситуации.
Методы и приемы по подготовке детей к обучению грамоте не являются новыми, но являются очень эффективными, поэтому в своей работе мы старались систематизировать опыт ведущих логопедов и педагогов, для более успешного обучения. Наиболее интересные и эффективные игры и упражнения, которые мы использовали в своей работе представлены п Приложении № 3
Примерное содержание занятий, ход работы и виды упражнений по подготовке к обучению грамоте отражено в конспектах (Приложение 4, 5).
Также, в своей работе мы активно использовали компьютерную игру «Учимся говорить правильно». Современное общество трудно представить без использования интерактивных средств обучения, и учитывая тягу современных детей к компьютерным играм, было очень удобно работать с данной программой, особенно с теми детьми, кому неинтересно просто называть картинки. Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно» предназначена для использования в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению. Игровые задания направлены на формирование фонематического слуха, развития навыков правильного произношения звуков русского языка, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивая словосочетания, предложения. После каждого использования компьютерного оборудования обязательно проводилась гимнастика для глаз.
Таким образом, проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых приёмов дает возможность в течение 30 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, прочнее усваиваются звуко-буквенный анализ и синтез, активизируется самостоятельность мышления.
Чтобы процесс подготовки к обучению грамоте был более эффективным, в работу активно включались не только воспитатели группы, но и родители. В начале года все родители получили буклеты на тему «Обучение грамоте и развитие фонематического слуха» в котором были описаны основные рекомендации по развитие фонематических процессов. В середине годы я выступила на родительском собрании с темой «Речевая готовность к школе», в которой подробно рассказала родителям о требованиях, которые предъявляются к современному первокласснику, о необходимости подготовке к обучению грамоте. Также родителям был показал отрывок фронтального занятия по обучению грамоте, где они смогли понаблюдать со своими детьми непосредственно во время учебной деятельности. Данная встреча заметно активизировала родителей, они стали более добросовестно выполнять домашнюю работу вместе со своими детьми (примеры домашних работ отражены в Приложении 6, 7). Также, в течение года мамы и папы могли прочитать всю интересующую информации на стенде «Советы логопеда», а каждую пятницу по необходимости родители получали индивидуальные консультации по интересующим их темам.
Таким образом, работа по подготовке дошкольников к обучению грамоте проводилась посредством специальных логопедических игр и упражнений, включающих задания на развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. Наши занятия включали также упражнения, направленные на развитие пространственных представлений, координации движений, мелкой моторики, необходимые для развития графомоторных навыков. Обучение элементарному чтению и письму (обучение грамоте), и развитие этих умений должно строиться так, чтобы деятельность детей была вызвана мотивами и потребностями, близкими и понятными им.
Заключение
Подготовка к обучению грамоте несет в себе цель: познакомить детей подготовительной к школе группы с основами грамоты, и тем самым облегчить их обучение в школе, что в свою очередь поможет избежать огромного напряжения, которое испытывает ребёнок, приступая к началу школьного обучения.
Работа по подготовке к обучению грамоте проводилась в течение всего учебного года (с сентября по май) и по итогам диагностики в конце года мы смогли установить следующее: уровень сформированности фонематического восприятия и звукового анализа заметно повысился. Все дети подготовительной группы к концу года безошибочно могут определять начальные звуки в словах, с лёгкостью могут придумать слово с заданным звуком, дошкольники без труда научились определить количество и последовательность звуков в словах. Так же все дети подготовительной группы (в том числе и с речевыми нарушениями) научились читать по слогами и писать короткие слова.
Результаты мониторинга показали, что уровень знаний детей на конец учебного года стал значительно выше: воспитанников с высоким уровнем развития 68%, со средним 32%. С низким уровнем развития фонематического восприятия и звукового анализа детей нет (диаграмма 1).