заочное обучение тяжело ли
Заочное высшее образование: что это такое и есть ли от него польза?
Перечень специальностей, на которые можно учиться заочно, становится все короче. Министерство образования и науки планирует отменить такую форму обучения для инженеров, строителей, энергетиков и других профессий, где нужно много практики. А лучше вообще оставить заочную форму только для повышения квалификации. Действительно ли студенты-заочники получают плохие знания? Можно ли после такой учебы устроиться на работу? Давайте разбираться.
Как проходит заочное обучение в вузе
Примерно месяц студенты ходят на сессию, затем получают домашнее задание по каждому предмету и начинают работать самостоятельно. На следующей сессии показывают, чему научились. Вот как это выглядит в реальности.
Первый этап – установочная сессия
Группа студентов собирается на установочную сессию. Преподаватели знакомят с правилами обучения в конкретном вузе, учебным планом, рассказывают про основы профессии, проводят вводные лекции, дают список литературы и задания для самостоятельной работы.
Срок: 20–25 дней.
Второй этап – самостоятельная работа
Студенты по удобному для себя графику читают учебники, пишут контрольные работы на выбранные заранее темы, готовятся к выступлению на семинарах, экзаменам, тестам. Если необходимо – занимаются практической работой: проводят опросы, ведут дневники наблюдений и т. д. Чтобы контролировать работу студентов, преподаватели назначают сроки сдачи работ. Например, если следующая сессия в мае, то работы по разным предметам нужно отправить на e-mail преподавателя, например в феврале, марте, апреле. Вовремя сданные контрольные работы и рефераты служат допуском к экзаменам.
Срок: до следующей сессии.
Третий этап – сессия
Задача студентов – показать, как усвоили материал. Они сдают экзамены, участвуют в семинарах, групповых, лабораторных занятиях, отвечают на вопросы тестов. Ну и конечно, снова лекции, семинары, новый учебный материал.
Срок: 20–30 дней. Обычно проходит 2 сессии в год.
Эти этапы (кроме первого) чередуются на протяжении 3–6 лет обучения. Раз в год студенты пишут курсовую работу и защищают ее. А в конце обучения, вместе со сдачей государственных экзаменов, защищают дипломную работу с исследованием, практической частью и выводами.
Зачастую образовательные учреждения предполагают сессию при заочной форме обучения в конце ноября и первых числах декабря. При этом многие университеты проводят зимние экзамены для заочников в начале января. А вот весенняя сессия обычно одинаково во всех учреждениях проводится в марте. В зависимости от курса экзаменационная сессия у заочников может длиться от трех до четырех недель.
По закону работающие студенты могут рассчитывать на оплачиваемый учебный отпуск, длительность которого увеличивается от первого (до 40 календарных дней) к пятому (до 50 дней) курсу обучения.
Чем заочное обучение отличается от очного?
Срок обучения зависит от вуза и специальности. Например, в КГПУ им. В. П. Астафьева заочное обучение идет 5 лет. Притом в этом же университете есть очные специальности сроком обучения в 4 года.
«Я получала среднее образование очно, а высшее – заочно. В колледже я толком не училась, прогуливала занятия, часть предметов вообще прошла мимо меня. Но на работу по профессии устроиться смогла. А вот на заочке я взялась за ум. Совмещала работу и учебу, да так, что в итоге красный диплом получила. Мне предлагают должность заместителя начальника отдела, а я размышляю по поводу второго высшего. »
Ирина, 34 года, технический специалист
Как поступить на заочное отделение в вуз
Конечно, конкретные условия нужно узнавать в выбранном учебном заведении, но основные особенности мы расскажем.
Программы обучения
В России действует двухуровневая система образования: это бакалавриат (4 года) + магистратура (2 года) и отдельно специалитет (5–6 лет). Это виды программ обучения.
Соответственно, после них вы получите квалификацию бакалавра, специалиста или магистра. От выбора программы зависит длительность обучения и дальнейшие возможности.
Бакалавр
Человек, получивший высшее профессиональное образование. Он учился в вузе 4 года, сдал государственные экзамены и при желании может поступить в магистратуру.
Магистр
Специалист или бакалавр, окончивший магистратуру и защитивший магистерскую диссертацию. Срок обучения – 2 года. После этого может поступить в аспирантуру.
Специалист
Человек, получивший высшее профессиональное образование. Он учился в вузе не менее 5 лет, сдал государственные экзамены и защитил дипломную работу. При желании может поступить в магистратуру или аспирантуру.
Бакалавриат – общая профессиональная подготовка, с таким дипломом устроиться на работу вполне реально. Специалист уже уровнем повыше, работодатели ценят его больше. Магистр – ну тут уже все понятно, самый крутой из трех.
Российские дипломы бакалавра и магистра равнозначны европейским дипломам, так как наша страна входит в Болонскую конвенцию об образовании. Если вы не планируете работу или стажировку за границей, то вполне можете обойтись специалитетом. Бакалавры же могут поступать не только в российскую магистратуру, но и зарубежную.
Проходной балл
Это суммарный результат после сдачи экзаменов (ЕГЭ), прохождения тестирования вуза (если оно есть) и индивидуальных достижений абитуриента. На заочном отделении проходной балл часто бывает ниже, чем на очном, хоть и не всегда.
Количество заявлений
На основе данных государственной статистики в 2016 году, конкурс при приеме в вузы в 2016 г. был таким:
А поступило 57,5 % на очную форму и 40,1 % – на заочную. Остальные абитуриенты выбрали очно-заочную форму обучения.
Вступительные экзамены
Как поступить в вуз без ЕГЭ заочно? Сделать это могут те, у кого уже есть среднее профессиональное образование. Они зачисляются на основании результатов вступительных внутренних экзаменов учебного заведения. А всем, кто недавно закончил 11 классов, результаты ЕГЭ – обязательны.
Если поступать на заочную форму обучения в вузе после среднего образования, то может сократиться срок обучения и условия сдачи вступительных экзаменов.
Например, в Тюменском индустриальном университете условия такие: выпускники школ поступают по результатам ЕГЭ. Если у абитуриента есть среднее специальное или высшее образование, тогда прием осуществляется по результатам вступительных экзаменов самого университета. Проходной балл ниже, чем на очном обучении.
Результаты ЕГЭ действуют 4 года включительно. То есть если вы сдали его в 2018 году, поступать можете до 2022 включительно.
Стоимость
Если в вузе на выбранную вами специальность предусмотрены бюджетные места и вы набрали проходной балл, можете учиться бесплатно.
Возраст студентов
Как проходит заочное обучение в вузе
Срок обучения – от 3 до 6 лет. Зависит от учебной программы, наличия образования у абитуриента. Если поступать на заочное высшее обучение, имея среднее профессиональное образование, срок обучения сокращается на 1–2 года. В некоторых вузах можно обучаться по индивидуальному плану и сократить срок обучения в среднем на полгода. Например, в ХГУ им. Н. Ф. Катанова по направлению «Экономика: Бухгалтерский учет, анализ и аудит» бакалавру заочно нужно учиться 5 лет, а при индивидуальном плане обучения – 4 года и 7 месяцев.
Не все возможности, доступные студентам-очникам, будут доступны и заочникам. Например, не получится пройти зарубежную стажировку, участвовать в грантах для обучения за границей.
Диплом, который получают студенты-заочники, отличается от диплома очников только меньшим количеством часов. Указание формы обучения вносится в диплом только по согласованию с выпускником.
О чем еще нужно подумать заранее
Стипендия. Даже если студент поступил на бюджет, стипендия ему все равно не полагается.
Отсрочка от армии. Молодой человек будет в списке призывников наравне с остальными, отсрочки на заочке нет.
Совмещение работы и учебы. Обычно на время сессии студенту полагается оплачиваемый учебный отпуск, но по факту это зависит от работодателя. Иногда студенты берут ежегодный отпуск на работе и учатся в это время. Не всем это нравится, зато начальник раздражается меньше.
Почему абитуриенты выбирают заочную форму обучения?
«В нашей группе на заочном отделении училось 22 человека. Двое девушек поступили после 11-го класса. Они жили в селе и в город приезжали только на сессии. Еще двое сначала учились очно, потом взяли академический отпуск по уходу за ребенком и перевелись к нам. Парень недавно пришел из армии. Остальные – женщины 30–40 лет. Они уже работали и получали образование по профессии».
Мифы о заочном обучении
Заочное всегда платное. Нет, не всегда. Если учебным заведением предусмотрены бюджетные места, на них вполне реально попасть. Например, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя в 2018 году выделил 170 бюджетных мест на заочное обучение при проходном балле 189.
Заочное хуже очного. Согласно учебному плану, студент очник и заочник получают практически одинаковое образование. Разница состоит только в том, что очники получают больше образовательных часов по каждой дисциплине, но при этом перечень дисциплин остается неизменным.
Учиться легче. На самом деле, не всегда. Если в очном формате объем знаний распределяется по всему учебному году, то в заочном формате объем становится концентрированным. Вместо лекций и потребления готового материала придется добывать и изучать его самостоятельно. Преподаватели помогают вырабатывать самодисциплину: они дают график сдачи контрольных работ. Так, до январской сессии вам нужно будет отправить все работы на электронную почту преподавателям.
Требовательность педагогов ниже. Тоже не всегда. Студенты ведь не просто отсиживают часы – им еще потом и курсовые, дипломные работы перед комиссией защищать. Так что поблажки обычно бывают редко. Кто-то из педагогов наоборот стремится дать как можно больше знаний, дотошно проверяя работы.
Нет практики. Как правило, студенты-заочники уже работают по специальности и всю практику проходят на работе. Если это не ваш случай, придется искать предприятие самостоятельно. В любом случае, в учебном плане практические занятия прописаны. На время обучения можно устроиться в российскую компанию на стажировку – бесплатную или оплачиваемую.
Труднее найти работу. По законодательству компании не имеют права отказывать в устройстве на работу по причине получения заочного образования. Но по факту некоторые работодатели неохотно берут таких специалистов. Отказ обосновывают недостаточной квалификацией. Есть и другие компании, которые наоборот охотнее берут студентов-заочников: так они «воспитывают под себя» специалиста, постепенно увеличивая круг его обязанностей. Тем более, начав работать на 1–2-м курсе, вы одновременно будете получать теоретические знания и применять их на практике. А если что-то будет непонятно, всегда можете спросить преподавателей на сессии.
Иногда вузы тоже помогают студентам в трудоустройстве. Например, ХГУ (Хакасский государственный университет) им. Н. Ф. Катанова создал автоматизированную информационную систему трудоустройства. Там студенты получают информацию о стажировках, вакансиях, вебинарах. НГТУ (Новосибирский государственный технический университет) сотрудничает с Региональным центром трудоустройства и адаптации выпускников к рынку труда, а также с центром развития профессиональной карьеры.
Минобрнауки идет к тому, чтобы оставить заочное обучение только как способ повышения квалификации для тех, кто получает второе высшее образование. Но пока этого не произошло, сотни тысяч студентов в 2018 году подают заявления на заочную форму обучения.
Как стать хорошим специалистом, учась на заочке
Вопрос
Мне 23, работаю, поступил на заочное отделение. Подскажите, как правильно на ней учиться, чтобы выйти хорошим специалистом?
Ответ
Один из самых дельных вопросов за последнее время. Просто, понятно и лаконично – так держать, чувак! Такой подход тебе явно пригодится в жизни. Отметем все наши пожелания и приветствия, которыми мы так яро осыпаем каждого вопрошающего и, наконец, ответим на вопрос.
В первую очередь скажем следующее: это правильный выбор. Причём, на мой взгляд, заочное обучение – это самый правильный выбор для работающего человека в условиях российской системы образования. Не будем надевать розовые очки, но диплом обесценился, и это факт. Однако это не значит, что ты не должен его получать. Просто сейчас этот процесс более честный: ты получаешь диплом только для того, чтобы стать лучше. Это, конечно, больше присуще гуманитарным профессиям. Но мы отвлеклись.
Я сам учился одно время на заочке и вот какой опыт вынес, возможно, как раз он тебе и нужен.
Заочники делятся на две категории, одна из которых – полные лентяи, которые просто хотят пойти по более легкому пути. Другая половина – это работающие люди или те, у кого в силу жизненных обстоятельств просто нет времени или денег на очное образование. В любом случае в самом институте к заочникам относятся хуже, чем к очникам. Хотя и первые, и вторые сдают одни и те же экзамены, пишут одни и те же дипломы. Из-за такого отношения рождается несколько значительных проблем в период обучения. Часть преподавательского состава будет считать тебя за человека, который может, хочет и непременно заплатит за удачную сдачу экзамена (работает ведь, значит деньги есть). Порой такие вещи озвучиваются прямо. И часть однокурсников не будут прочь собирать деньги для этого. Это тот случай, когда тебе необходимо пойти против коллектива, если ты хочешь стать хорошим специалистом. Только реальная сдача, только хардкор! И при этом не исключай, что тебе часто придется выяснять отношения с недобросовестными преподавателями, которые будут стараться валить тебя. Проблема эта общая, и даже не знаю каких институтов она обошла стороной. Главное не платить вовсе, ведь если заплатишь один раз, то начнешь платить при каждой малейшей трудности. Более всего меня удивляли люди, которые платили за сдачу, даже не попробовав сдать самостоятельно. Такой культурный шок был. Они же говорили: «Всё равно не сдам, зачем и пытаться?»
Из этого сразу вытекает следующий совет. Если ты понял, что преподы у тебя говно, а однокурсникам лишь бы проплатить, то не стоит становиться частью коллектива и заводить знакомства. Рано или поздно коллектив начнет давить, что определенно сыграет не в твою пользу. Впрочем, будучи заочником, частью коллектива стать трудно, ведь появляешься в институте ты редко.
Когда будут первые пары (они и у заочников есть, если кто не знал), то обрати внимание именно на тех преподавателей, которые не ленятся подробно и обстоятельно рассказывать о своём предмете. С ними лучше иметь хорошие отношения и всегда выполнять то, что они просят, потому что, как говорилось ранее, даже среди преподавателей отношение к заочникам не очень, и когда ты обнаружишь тех, кому не наплевать на тебя, то их стоит держаться. В силу того, что материала много, а пар, напротив, мало, и они даются в очень сжатые сроки (у нас было по 5-6 пар в день в течение 2-3 недель), многие студенты учатся от сессии к сессии. Это неправильный подход, если ты хочешь сохранить свои знания. Добивайся списка необходимой для твоей специальности литературы уже в первые дни учёбы и штудируй её весь год. Даже если ты будешь читать что-то по выходным в течение 2-3 часов и конспектировать это, подобная тактика даст тебе значительное преимущество. Не нужно будет хвататься за голову во время сессии и учить свалившийся на тебя материал ночами.
Никогда не оставляй выяснение учебной информации на потом. Это правило, которое я уяснил на своём личном опыте. Твой куратор, каким бы он хорошим ни был, скорее всего, не будет уделять твоему курсу такое же внимание, как очным. На старосту полагаться и вовсе глупо (хотя бывают исключения), поэтому прояви самостоятельность и наладь контакты со всеми преподавателями. Пусть их это будет раздражать, пусть они будут беситься из-за надоедливого студента, но ты должен выяснить программу своего курса задолго до того, как у тебя начнётся сессия.
Бывают «халявные» экзамены. Таких выходит в худшем случае процентов 20. Чтобы сдать предмет, тебе нужно заучить пару десятков терминов и улыбаться преподавателю. Так вот, это может показаться манной небесной в определенные моменты, особенно когда работаешь (ведь столько времени освободилось), но это тем временем ужасно отражается на твоём профессионализме. Поэтому тебе придется проявить силу воли и всё равно изучить предмет так, как он этого заслуживает. Вообще, на мой взгляд, из заочников выходят зачастую куда лучшие специалисты, чем из очников. Потому что такая форма обучения требует от тебя самостоятельности и ответственности. Да, ты лишен многих академических часов, но всегда есть книги, которыми можно их заменить.
И всё-таки недостаток информации может сказаться. Поэтому не сторонись любой возможности посетить профессиональную конференцию, открытую лекцию, тренинги и прочее. Они часто проводятся институтом как необязательные для посещения мероприятия, но лучше их посещать, потому что заезжий специалист, бывает, гораздо лучше разбирается в предмете, чем местный профессор. Не исключай сторонних источников информации и любой дополнительной литературы. Как правило, стандартные рекомендованные учебники написаны сухим и унылым языком, но в магазинах, да и в интернете, есть аналоги, которые читаются гораздо приятней.
Тебе не раз и не два придет в голову мысль, что всё это обучение – говно полное, и ты зря тратишь время. Так как ты заочник, тебе проще всё это дело бросить, но лучше думать над этим более рационально и не делать поспешных выводов. В такие дни расслабься, выпей пива с друзьями, вспомни, зачем ты поступал и чего хотел добиться этим. Когда ты приведешь свои мысли в порядок, продолжай дальше. Ответственность перед собой и сила воли – вот, что тебе нужно в первую очередь.
Образование
Заочное обучение: Сложности и подводные камни
77 лет назад, 29 августа 1938 года в Советском Союзе было принято постановление «О высшем заочном обучении». Так появилась самая спорная и противоречивая форма высшего образования. Давайте разберемся, насколько эффективно такое обучение, и что с ним происходит сегодня.
На самом деле, заочное образование в СССР начали вводить еще в 1919 году, причем на всех ступенях обучения. Правительство пыталось как можно скорее ликвидировать безграмотность, народу же было необходимо работать. Поэтому активно выпускались книги «Учись сам», «Школа на дому», «Рабочий техникум на дому» и тому подобные. Потом начали открываться заочные курсы, академии и отделения вузов. В 1938 году заочное обучение упорядочили и систематизировали: на всех заочных факультетах ввели курсовую систему обучения и обязательную сдачу зачетов и экзаменов.
В советское время заочные отделения были очень популярны. Но и тогда многие сомневались в качестве образования, которое получали заочники. За глаза их называли «заушниками». А все из-за этой шутки: «Я учился на заушном. За уши тянули».
На первый взгляд кажется, что учиться на заочном отделении проще: на лекции ходить не надо, время учебы планируешь сам, а большинство преподавателей во время сессии более лояльно относятся к студентам-заочникам.
Но это только на первый взгляд. На самом деле, заочникам значительно сложнее. С материалом им приходится разбираться самостоятельно, а если возникнут проблемы или вопросы – посоветоваться не с кем. Нужно уметь грамотно планировать время и заниматься на протяжении всего семестра, не оставляя все на сессию. Хорошего отношения преподавателей и, тем более, «автоматов» ждать не стоит – они же вас знать не знают. Чтобы учиться на заочном отделении, надо иметь огромное желание и силу воли. Иначе ничего не получится. Кстати, преподаватели вузов не советуют учиться удаленно вчерашним школьникам: в институте от них и так потребуется больше самостоятельности, к которой большая часть выпускников не готова. Идти на заочное стоит тем, кто уже имеет за спиной одно образование: они лучше понимают, что от них требуется, и, главное, зачем им это нужно.
У заочного образования в современном виде множество проблем. Заочники обычно учатся по тем же учебникам, что и студенты дневных отделений, а ведь им требуется специальная литература для самостоятельной работы. На протяжении семестра у них нет возможности проконсультироваться с однокурсниками или преподавателями, нет лабораторных и контрольных работ, в которых они могли бы применить полученные знания. И все же заочное образование нужно людям, которые по семейным, рабочим или финансовым причинам не имеют возможности учиться очно.
Поэтому многие преподаватели считают, что заочное обучение будет постепенно трансформироваться в дистанционное, при котором студенты смогут общаться с преподавателями в сети, удаленно прослушивать лекции и пересылать контрольные работы.
А что вы думаете о заочной форме обучения?
Кстати.
Совмещать учебу с работой – задача сложная. И нередко работающим студентам приходится жертвовать сном. Скрыть следы усталости помогут средства ухода за кожей вокруг глаз.
Age Fitness Advanced Антивозрастной уход от первых признаков возраста для кожи вокруг глаз, Biotherm
Forever Youth Liberator Крем для глаз, Yves Saint Laurent
Regenessence 3.R Cыворотка для глаз, Giorgio Armani
О личном опыте заочного обучения на психолога. Часть 1: специфика заочного обучения, практики и курсовые
Возникла у меня идея написать про то, как я на психолога в универе учился. Так скажем, поделиться личным опытом. Но из-за того, что я так ужасно пишу, с таким ненужным нагромождением слов, которые формируются в большие абзацы, да ещё и не всегда связно и по делу, то у меня возникла проблема поместить всю эту писанину в один пост. Поэтому придётся разделить его на две части, хотя ненавижу подобного рода разделённые тексты. Но что поделать, если писательским талантом не награждён, а небольшой корыстный интерес в виде зазывания людей, чтобы они приняли участие в моём исследовании для дипломной работы, присутствует.
Не всегда очевидно, что тебя ожидает при выборе обучения на ту или иную специальность. Никто ведь никогда не смотрит на учебный план, который преисполнен различными наименованиями и какими-то числами, непонятно что выражающими. А даже если человек, решивший получить образование, всё-таки заглядывает туда, то не всегда ясно и понятно, что под собой подразумевает то или иное название. По слухам, некоторые индивиды даже на сайт университета не заходя и не знают того, какие документы необходимы для поступления в то или иное учреждение, но каким-то образом пытаются в них поступить.
Я же даже и предположить не мог, что меня ждёт, когда я решился поступить в высшее учебное заведение по направлению «Психология». Мой решение было весьма спонтанным и никоим образом не гармонировало с моей, на тот момент, сформировавшейся личностью. Стоит отметить, что до обучения на психолога, у меня имелся опыт обучения в вузе, но только по математической специальности. И такой странный выбор дисциплин весьма контрастирует. Не каждый готов из точных наук перейти в гуманитарные. Да и человек, изначально склонный к интроверсии, замкнутости, не желанию общаться с другими и тем более без желания оказывать какую-либо помощь другим, то есть не заинтересованный в людях как таковых, не самый лучший представитель для будущего психолога (не без исключений, тем более в психологии; чаще такие люди отлично себя реализую в науке, а не на практике).
И вот поэтому мне захотелось немного зафиксировать полученный опыт и в общих словах рассказать о том, с чем предстоит столкнуться будущим психологам на пути своего обучения, хотя не уверен, что выйдет это внятно, структурировано и по делу, скорее всего, получится рассказать больше про заочное обучение, чем психологическое. А также стоит учитывать индивидуальный опыт и субъективное восприятие, из-за чего данный опыт может отличаться от другого похожего. Так что стоит это учитывать и не воспринимать всё как должное.
Про поступление я ничего говорить не буду, так как эта информация всегда на поверхности находится. Сдаёшь ЕГЭ по биологии, русскому и математике и поступаешь. Мне даже удалось обучаться бесплатно, то есть на бюджете, хотя есть предположение из-за не самых хороших результатов ЕГЭ (а его я сдавал аж три раза), что меня восстановили и перевели или что-то подобное, так как я поступал в тот же вуз, в котором учился раньше, и также на бюджете. Но, вообще, мне повезло. Потому что я поступал на заочное отделение, а на них редко когда имеются бюджетные места.
А так как моё обучение происходило заочно, то это значит, что мой опыт весьма неполноценный по сравнению с очным отделением. У заочников обучение происходит по интересной схеме. Раз в пол года (или три раза в год, если в университете триместры, а не семестры) назначаются даты сессии. Длятся подобные мероприятия от двух до пяти недель (чаще всего у нас были трёхнедельные сессии). И всё основное обучение происходит только в этот период, то есть это единственные разы, когда необходимо присутствовать в самом университете и обучаться. Всё остальное время обычно у заочников проходит на работе (если таковая имеется), но во время сессии они получают оплачиваемый отпуск на обучение (хотя тут имеются и свои нюансы).
Важная ремарка: студенты заочного отделения в отличии от очного обучаются 5 лет на бакалавра. Что не удивительно, так как заочники учатся меньше, но зато дольше. Это, видимо, как-то должно уравнивать четырёхлетнее обучение у очников (не берём в расчёт отдельные специальности, где обучение может происходить дольше; клинические психологи на очном отделении обучаются 5,5 лет; это зависит от формы обучения — бакалавриат или специалитет, в последнем как раз и варьируется продолжительность обучения от общепринятой у бакалавров).
И сразу стоит отметить в чём суть заочного обучения. По идее студент обучается самостоятельно, а во время сессии ему лишь необходимо сдать экзамены и зачёты по изучаемым дисциплинам. Но, как говорится, все же всё понимают. И студенты это понимают, а точнее действуют так, и преподаватели это понимают, что студент-заочник, в подавляющем большинстве случаев, учится исключительно во время сессии. Поэтому и образование, чаще всего, выстраивается таким образом, что, придя студент на пары во время сессии, он как бы впервые ознакамливается с материалом, хотя должен быть заранее подготовлен.
В этом и кроется основная проблема заочного обучения, как мо мне, что заочникам не умеют преподавать, как бы считая должным, выстраивать обучения, опираясь на неподготовленного ученика. И в этом есть свои основания, так как в ином случае никто бы на заочке не учился, их бы всех сразу отчисляли. Но такой подход скорее зависит не от университета, а от преподавателя, так как во время всего обучения у нас были совершенно по-разному выстроенные занятия.
Собственно говоря, что они из себя представляют. Как и у очного отделения, у заочного имеются и лекции, и практические или лабораторные занятия, и зачёты или экзамены, и прохождение практики. Мы были лишены только факультативных занятий (дополнительные предметы обучения). Хотя, в определённых случаях, приходилось групповым решением выбирать конкретный предмет, который будет изучаться (даётся выбор из двух предметов и какой из них набирает больше голосов, тот и проводится).
А теперь немного о структуре самого обучения. Всё начинается с учебной (или учебно-ознакомительной) сессии. Она под собой не подразумевает сдачу зачётов или экзаменов (у нас таких две было — на первом и на последнем курсе). Во время неё студент приходит в основном на лекции и практические занятия. А вот уже следующая сессия подразумевает сдачу зачётов или экзаменов по тем предметам, которые были на предыдущей.
И здесь выстраивается вся схема обучения по каждому из предметом. На какой-то из сессий появляется новый предмет. В обычном случае это всего лишь две вводные лекции, то есть две пары за всю актуальную сессию. В редких случаях, если предмет специфичный (у нас был предмет «психологический тренинг», где лекционных занятий не бывает), проводятся что-то наподобие практических занятий (они из себя могут представлять разное, но больше выстраиваются из какого-либо взаимодействия преподавателя и студента), которых может быть даже чуть больше чем две пары. И в эту сессию по этим предметам зачёты и экзамены не сдаются.
На следующей же сессии по предмету, введённому на предыдущей, также проводятся лекционные занятия (от двух до шести пар, в зависимости от предмета и преподавателя, который может настоять на большем количестве часов), помимо этого проводятся лабораторные или практические занятия (в зависимости от предмета и преподавателя разные занятия по проведению — семинары, где идёт обсуждения вопросов; доклады; разборы кейсов, методик, если мы говорим про психологию; тренинги; занятия по группам и другие специфичные формы проведения подобных мероприятий), которые состоят из, чаще всего, четырёх пар. И по окончанию всех этих занятий на сессии проводятся зачёты или экзамены по этому предмету, которые также ставятся как пары. Если же изучаемый предмет длительный, то есть он изучается несколько семестров или триместров, то на следующей сессии алгоритм проведения из этого абзаца повториться вновь и по этому же предмету придётся опять сдавать зачёт или экзамен (только по другим темам; а в завершении изучения предмета, чаще всего, проходит экзамен или зачёт по всем изученным темам этого предмета).
Сами же зачёты или экзамены представляют из себя следующее. Чаще всего, это задания, данные преподавателем по предмету. Они могут быть весьма большими, особенно для заочников, так как их выполнение выпадает в промежуток между сессиями, чаще всего. Как-то классифицировать их не получится, так как, что преподаватель придумает, то и придётся делать, редко когда бывает что-то стандартное. После их выполнения ставятся баллы, которые определяют итоговую оценку, если это экзамен, или зачёт-незачёт, если это зачёт. Также помимо заданий могут быть тесты, контрольные работы или устные экзамены, а при балльно-рейтинговой системе в итоговую оценку складываются все действия, выполняемые за данный триместр или семестр (посещение, участие на семинарах и т. д.). Устные экзамены уходят в последнее время из университетов и всё чаще преподаватели пользуются тестами для проверки уровня знаний студентов (по крайней мере, я вижу такую тенденцию на примере вуза, в котором учусь; у нас за все пять лет было всего лишь 2 устных экзамена).
Прохождение практики и написание курсовой (дипломной) работы
У нас практик всего было четыре: учебная, педагогическая, производственная и преддипломная.
Учебная и производственная очень похожи (только первая была на втором курсе, а вторая на четвёртом). Ты выбираешь организацию из предложенных университетом или ту, с которой сам сможешь заключить договор (заочники часто проходят такие практики по месту работы, если там имеется должность психолога), а затем определённое количество часов отводишь на её прохождение (108 на учебную и 216 часов на производственную, по крайней мере у нас так было). Суть прохождения сводится к тому, что ты выполняешь обязанности, которые на тебя вешают в организации, чаще всего, незначительные, но всё зависит от места прохождения. Другими словами, ты выполняешь волонтёрскую работу за просто так (в идеале, чтобы получить практический опыт). Итогом данного мероприятия выступает защита написанного отчёта о прохождении практики (другими словами, просто рассказываешь, чем ты занимался в организации и как это относится к психологии).
К педагогической же практике во время прохождения у меня набралось множество вопросов (она у нас проводилась на третьем курсе). Это было самое бессмысленное времяпрепровождение, которым я когда-либо занимался. У нас, как у заочников, было упрощённое задание на эту практику. Провести один урок и одно воспитательное мероприятие. И всё это должно быть связано с психологией. И если с техникумами и колледжами ещё всё ясно, на некоторых специальностях там преподают психологию. То как быть тем, кто проходит эту практику в школе? А я проходил её именно там. Мало того, что мне нужно провести урок по психологии в школе, где этот предмет не преподаётся школьникам. Так ещё и самостоятельно написать урок по психологии, которую в школе не изучают, а соответственно и опираться не на что в плане составления этого урока. Это было самое странное, что я делал за всё время обучения в университете. Но каким-то чудом я её прошёл, хоть и не без трудностей (даже объективных трудностей, так как время прохождение этой практики у меня столкнулось со всеохватывающей эпидемией из-за чего пришлось брать на себя лишний долг по учёбе, и только на следующий учебных год её проходить). А итогом выступает тот же отчёт, который пришлось почему-то защищать сразу у нескольких преподавателей (три руководителя у меня было — один научный, у которого я пишу диплом и который был ответственен за учебную часть, один с кафедры педагогики, который ответственен за воспитательную часть, и ещё один общий, который оценивает всё в целом). Очень странная практика.
А последней практикой выступает преддипломная (или научно-исследовательская). Тут уже не нужно никуда ходить, а лишь нужно плодить гору бессмысленных бумаг. А всё потому, что преддипломная практика — это тоже самое, что и написание диплома, только без теоретической части. По сути пишешь диплом, берёшь результаты исследования и представляешь их в качестве результатов прохождения практики. Её защита является предзащитой самого диплома. Тут всё просто и понятно.
И теперь к курсовым и диплому. Где всё ещё проще, чем с практиками.
У кого-то первая курсовая пишется сразу же на первом курсе (у очников) или на втором (у заочников). И связана она с теоретической частью этой работы, то есть нужно выбрать определённую тему с научным руководителем и, порывшись в литературе, написать о ней всё, что только возможно. Такая работа проходит даже без защиты, её проверяет только научный руководитель.
Но у нас первой курсовой была не эта. Мы сразу же писали теоретическую часть вместе с описанием методов исследования (вторая курсовая по фату, которая должна быть). И это происходило на третьем курсе. Всё то же самое, что и в предыдущей работе, но ещё необходимо описать методы, которыми данная тема исследуется. И она также происходит без защиты.
Небольшая ремарка: темы курсовых работ, как и научных руководителей, можно менять. Поэтому каждую работу можно писать на различные интересующие темы под разным руководством. А можно писать об одной, каждый раз просто немного добавляя текста в свою работу, в конечном итоге написав диплом на последнем курсе.
Следующая курсовая (третья по факту) уже добавляет в себя проведение исследования по выбранной теме. Подготовившись теоретически и подобрав методы и методики в предыдущих работах, необходимо набрать определённое количество респондентов (как например, это делаю я, указывая в самом конце поста ссылку на проведение исследования), а затем полученные сырые данные проанализировать, исследовать и описать полученный результат. После чего проводится защита перед членам комиссии (на этом этапе преподаватели кафедры).
И последняя работа — дипломная или ВКР, которая у нас проходит на пятом курсе. Всё то же самое, что и в предыдущей работе, только количество респондентов должно быть больше, выбранная тема масштабнее (специализированнее) или с дополнением (как например, изучая до этого несколько феноменов или их корреляцию по отношению друг к другу, добавить дополнительный критерий для исследования), а защита осуществляется перед комиссией, состоящей не только из преподавателей кафедры, на которой вы обучаетесь.
На этом первая часть закончена. В следующей я постараюсь рассказать о том, каким предметам обучают и как это происходит у психологов.
Я пишу дипломную работу по психологии и мне необходимы респонденты для исследования. Если у Вас найдётся 10-15 минут свободного времени, чтобы ответить на вопросы нескольких тестов, то я буду безмерно благодарен за Ваше старание. Перейдя по этой ссылке на Google Формы и ответив на вопросы, Вы поможете одному нерадивому студенту написать диплом.
@moderator, пройти опрос не хочешь? Помогите студенту! Пройдите опрос тем более тут уже один раз удаляли
Три раза сдавал ЕГЭ?
Так тебе в дворнмки или таксисты, уж точно не в психологи.
Не осилишь, зачем себя мучать
Пс: Хитрюга типа) опрос впихнул
О постах «пройдите опрос на гугл-формах»
Опять начинается волна постов «молодых» пикабушников, в основном студентов гуммманитарных направлений, с просьбой пройти соцопрос через гугл-формы. На скриншоте приведен пример такого поста:
Все в рамках правил пикабу.
Выдержка из правил:
Таким образом данный пост подпадает под 8.2.
Если бы ТС рассказала как ей учится, что нового узнала, зачем ей это все итд итп и в конце «ненавязчиво» попросила пройти анонимный опрос, то может быть и пост бы не удалят, потому как вроде не противоречит правилу 8.2.
Приведу пример неправильного и правильного (на мой взгляд) поста с соцопросом:
Всем привет. Хочу завести домашнее животное.
Пройдите опрос: ссылка
Всем привет. Хочу завести домашнее животное. Рассматриваю следующие варианты:
1. Хомячок. Они прикольные, но говорят много жрут, а срут еще больше. Из минусов живут не долго и умирают не своей смертью.
2. Кошка. Боюсь будет аллергия, у моего внучатого племянника аллергия на кошек.
Прошу помочь определиться с выбором в коментариях, ну или пройти опрос по ссылке: ссылка.
Исследование личностных черт, психологических границ и профессионального выгорания
Здравствуйте. Меня зовут Евгения, и я студентка 4го курса факультета психологии. Как и всем студентам мне предстоит написание дипломной работы. Расскажу про ситуацию, которая со мной сложилась. Скорее это будет изъяснено более простым языком, а не научным.
Немного предыстории. Или много.
В дальнейшем я планирую, по окончанию моей работы, опубликовать своё исследование, полученные результаты, так как данная тема является достаточно интересной) Думаю, то не только для меня.
Ссылка на опросник тут👇
Так же принимаются Ваши предположения, почему люди «склонны к согласию» касаемо их трудовой деятельности. Почему люди не умеют отказывать (не все, конечно)?