заочное обучение в казахстане после колледжа
Отмена заочного обучения Версия для печати
4 июля 2018 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений», который предусматривает поэтапное расширение академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений с учетом опыта Назарбаев Университета.
В соответствии с Законом заочное обучение в Казахстане приостановлено с 1 января 2019 года. Студенты, которые уже обучаются по заочной форме, должны доучиваться, т.е. к примеру, все поступившие на заочное обучение в 2018 году, смогут доучиться.
Кроме того, исключен срок освоения образовательных программ высшего образования. Соответственно, вузы будут разрабатывать гибкие и интегрированные образовательные программы с учетом результатов обучения, предусматривающие завершение программы бакалавриата в ускоренном режиме.
Вместе с тем, исключена норма, регулирующая стоимость обучения в вузах на платной основе, которая направлена на расширение доступа граждан к получению высшего образования. В связи этим, размер оплаты за обучение по образовательным программам и форма договора оказания образовательных услуг утверждаются высшим учебным заведениям самостоятельно.
Меры по отмене заочного обучения направлены на повышение качества высшего образования, т.к. по данным Министерства образования и науки РК на практике успеваемость студентов заочной формы обучения ниже, чем у студентов очной формы.
В качестве альтернативы вузы перейдут на дистанционные технологии на базе очного обучения и будут использовать систему part time («не полная занятость»), строящейся по достаточно гибкому графику, при котором часть курсов проходит по вечерам и в выходные дни.
Отмена заочного обучения Версия для печати
4 июля 2018 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений», который предусматривает поэтапное расширение академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений с учетом опыта Назарбаев Университета.
В соответствии с Законом заочное обучение в Казахстане приостановлено с 1 января 2019 года. Студенты, которые уже обучаются по заочной форме, должны доучиваться, т.е. к примеру, все поступившие на заочное обучение в 2018 году, смогут доучиться.
Кроме того, исключен срок освоения образовательных программ высшего образования. Соответственно, вузы будут разрабатывать гибкие и интегрированные образовательные программы с учетом результатов обучения, предусматривающие завершение программы бакалавриата в ускоренном режиме.
Вместе с тем, исключена норма, регулирующая стоимость обучения в вузах на платной основе, которая направлена на расширение доступа граждан к получению высшего образования. В связи этим, размер оплаты за обучение по образовательным программам и форма договора оказания образовательных услуг утверждаются высшим учебным заведениям самостоятельно.
Меры по отмене заочного обучения направлены на повышение качества высшего образования, т.к. по данным Министерства образования и науки РК на практике успеваемость студентов заочной формы обучения ниже, чем у студентов очной формы.
В качестве альтернативы вузы перейдут на дистанционные технологии на базе очного обучения и будут использовать систему part time («не полная занятость»), строящейся по достаточно гибкому графику, при котором часть курсов проходит по вечерам и в выходные дни.
Заочную форму обучения отменили в Казахстане
С 1 января 2019 года в Казахстане отменили заочную форму обучения в вузах. Как теперь быть тем, кто хочет получить второе высшее образование и сколько это будет стоить, в материале «Хабар 24».
Иллюстративное фото с сайта businessman.ru: UGC
С начала года казахстанские университеты отменяют заочное обучение. На такие меры профильное ведомство – МОН РК, решило пойти с целью повышения качества образования. Все потому, что заочники осваивали всего 65% от того объема, который давался очникам.
По мнению директора Экспертного института Европейского права и прав человека Марата Башимова, обучаться два раза в год для специалистов, от решения которых зависит многое – не совсем правильно. Например, те же педагоги, инженеры, не получив достаточных знаний, могут нанести существенный урон обществу.
Альтернативой заочной форме обучения предлагается система part time. В рамках нее предусматривается гибкий график – лекции можно слушать по вечерам и в выходные дни. Благодаря чему получать знания смогут и работающие люди.
Как отметил замминистра образования и науки Асхат Аймагамбетов, образование в формате part time необходимо Казахстану. На данный момент идет подготовка нормативно-правовой базы.
В данную систему планируется внести некоторые изменения.
Стало очевидным, что диплом теряет актуальность. В настоящее время можно работать и хорошо получать и с профессиональным образованием.
Вузам придется конкурировать с ассоциациями и сертификационными программами. Например, с курсами для бухгалтеров, аудиторов, с языковыми программами. Те же сертификаты IELTS или TOEFL выдает не вуз, а Британский совет.
Кроме того, теперь вузы сами устанавливают стоимость обучения. Студенты же смогут выбирать количество предметов, исходя из своих возможностей.
Отмечается, что те, кто уже поступил на заочное отделение, все же доучатся.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Государство
Эксперты прокомментировали изменения в законодательстве
В Казахстане принято решение с 1 января 2019 года отменить заочную форму обучения. 4 июля 2018 года был принят закон, предусматривающий поэтапное расширение академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений с учетом опыта Назарбаев Университета.
Как сообщил министр образования и науки Ерлан Сагадиев, в соответствии с законом заочное обучение будет приостановлено с 1 января 2019 года.
А значит, студенты, которые уже обучаются по заочной форме, должны будут доучиваться. Кроме того, в данном законе исключили срок освоения образовательных программ высшего образования.
Соответственно, вузы будут разрабатывать гибкие и интегрированные образовательные программы с учетом результатов обучения, предусматривающие завершение программы бакалавриата в ускоренном режиме. В законе в рамках регулирования финансовой политики исключили норму, контролирующую стоимость обучения в вузах на платной основе.
По системе part-time
Вице-министр науки и образования РК Асхат Айтмагамбетов сообщил, что высшее образование в Казахстане можно будет получить по системе part-time.
«Мы видим, что институт part-time-обучения нужен. Есть граждане, которые нуждаются в этом, потому что есть разные ситуации. Но этот институт будет изменен. Сейчас готовится соответствующая нормативно-правовая база. Part-time-обучение будет, но с некоторыми корректировками. Первое: они обязательно будут изучать не 65%, а 100% от объема кредитов по соответствующей программе, согласно государственному общеобязательному стандарту образования. Второе — мы будем использовать дистанционные технологии. Для этого нам нужно разработать специальную систему прокторинга», — сказал он.
Чиновник сообщил, что по действующим законам студенты-заочники осваивают только 65% от объема, который осваивают очники по государственному общеобязательному стандарту образования. При этом и те, и другие получают одинаковые дипломы, и рынок не знает, кто из них получил образование заочно.
Асхат Айтмагамбетов отметил, что в этом году действуют прежние нормы, и те, кто обучаются по заочной форме, продолжат обучение до получения диплома. При этом, по словам чиновника, заочная форма обучения частично запрещена еще с 2010-го. С этого времени заочно могли обучаться только те, кто получает высшее образование повторно или выпускники колледжей третьего уровня национальной рамки квалификации. И даже для них многие специальности были недоступны.
Проблемы не существует
«Капитал.kz» попросил экспертов оценить отмену заочного образования: связано ли это с материальным аспектом обучения и стоит ли в связи с этим ждать оттока студентов для получения заочного образования в Россию.
Руководитель бюро образовательных технологий UniverSity Жанна Мендыбаева отметила, что для студентов программ бакалавриата, обучающихся после 11 класса, заочная форма обучения была отменена еще 8 лет назад. До недавнего времени заочно учились только выпускники колледжей, и не по всем программам, например, по медицине только полное обучение, также студенты, получающие второе высшее образование, занимались заочно. Наряду с этим в университетах уже около 8 лет внедряется и пропагандируется дистанционная форма обучения. По сути, по своей природе заочное обучение — это и есть дистанционная форма, меняется только способ донесения информации от преподавателя студенту. Поэтому, по словам эксперта, нет причин делать из этого проблему.
Она заметила, что, по словам вице-министра образования и науки, заочники, получая равнозначный диплом с теми, кто учился очно, осваивали всего лишь 65% от общего объема программы очной формы. То есть не получали полный объем знаний. Сокращенной программа была потому, что 35% от общего объема программы студенты выполнили на 1−2 курсе, обучаясь по первой специальности.
Дистанционное образование идет на смену
Эксперт заметила, что высшее образование можно получить дистанционно, онлайн-обучение набирает обороты по всему миру, поэтому если человек хочет учиться, у него не может быть преград.
«МОН не получает прибыли от деятельности университетов, даже национальных или государственных, не говоря уже о частных. В свете расширения полномочий университетов в рамках автономии и академической свободы получение образования станет гибким, не будет ограничено во времени, но будет ориентировано на набор предметов и их объем, выраженный в кредитах, то есть количестве академических часов на освоение курса. Я, наоборот, опасаюсь, что слабые университеты, находящиеся на академической периферии, могут демпинговать поначалу для привлечения студентов. А демпинг в сфере образования сказывается на качестве сразу и тотально», — сказала Жанна Мендыбаева.
Она заметила, что сам по себе отток мог быть «спровоцирован» еще 10 лет назад появлением дистанционного обучения. С этой проблемой сталкиваются и немецкие университеты, и французские, сетуя на мощный поток дистанционных и открытых онлайн-программ американских университетских гигантов — MIT, Гарварда, Принстонского университета.
«Я бы не стала демонизировать международное образование. Мир открыт, наши университеты сами заинтересованы в том, чтобы студенты пользовались возможностями академической мобильности и слушали лекции в университетах-партнерах за рубежом. Нам стоит поработать над привлекательностью наших университетов и вообще сделать нашу систему образования более гибкой и дружественной внутри — когда есть взаимосвязь и взаимопонимание между уровнями образования: школа — колледж — университет. Пока «в товарищах согласья нет», — подчеркнула эксперт.
Логическое завершение трансформации
Эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Жаксылык Сабитов заметил, что упразднение заочной формы обучения — это позитивное событие, так как, по опыту, в среднем студенты, учившиеся на заочном отделении, были гораздо слабее студентов, учившихся очно.
«Я не думаю, что из-за окончательной отмены заочного образования какой-то пласт людей будет отрезан от образования вообще. На смену системе заочного образования была введена новая система, распространенная на Западе в целом и в США в частности. Это частичная система образования без лимита на сроки. Старая система образования подразумевала, что каждый семестр студент должен освоить определенное количество кредитов. Если он не осваивал данные кредиты, он рисковал быть отчисленным», — заметил Жаксылык Сабитов.
Получать высшее образование малыми темпами
Эксперт подчеркнул, что новая система вводит возможность получать высшее образование малыми темпами. К примеру, студент может выбрать только 2−3 кредита в семестр и заниматься только по субботам, а все остальное время работать.
В итоге это выйдет ему дешевле, он будет платить только за эти 2−3 кредита в месяц и сможет сам определять, когда он захочет окончить университет. «В США, например, мы часто слышим, человек в пенсионном возрасте окончил университет, и такую новость наши люди неправильно понимали. На самом деле там люди, заканчивают университеты спустя 10−30 лет после того, как брали свои последние кредиты и предметы. Их пройденные предметы не сгорают, и человек может в любой момент продолжить получать образование без всякой бюрократии и без оформления академического отпуска, как было у нас ранее», — сказал Жаксылык Сабитов.
«Так что такое нововведение позволяют мало зарабатывающим и малоимущим людям без сильного напряжения получить высшее образование, правда, в растянутом по времени формате. Также я не думаю, что у данного решения есть какой-то субъективный экономический резон, финансово выгодный владельцам университетов. Наоборот, старая система заочного образования была экономически выгодной для некоторых наших «фабрик дипломов», — считает он.
Сабитов отмечает, что не стоит ждать оттока казахстанской молодежи из местных вузов и перехода на заочное образование в России из-за этого решения. Отток, который идет в Россию, связан с абсолютно другими причинами и к отмене заочного образования не имеет никакого отношения. В итоге можно сказать, что окончательная отмена заочного образования — это логичный очередной малый шаг в длительной реформе образовательной системы Казахстана, убежден эксперт.
Повысить общую планку
Заместитель председателя Международной молодежной организации «Содружество» Чингиз Лепсибаев подчеркнул, что в желании упразднить заочное образование со стороны министерства нет ничего нового, декларировали подобное решение несколько министров. Мотиваций здесь несколько.
Во-первых, заочное образование в его нынешнем формате снижает и без того крайне низкую планку качества. Не секрет, как в Казахстане относятся к качеству подготовки заочников.
Во-вторых, существенных изменений на рынке образовательных услуг не предвидится. Существует дистанционное образование, в том числе зарубежное. Переезжать из-за отсутствия возможности учиться заочно никто не будет, а кто желал обучаться за рубежом, делают это с успехом и сейчас, заметил эксперт.
По его словам, в России и Кыргызстане набирают целыми группами студентов-призраков из РК. Дело в том, что в Казахстане на фоне низкого престижа местного высшего образования существует культ диплома в целом. Казахстанцы в общем так и не поняли капиталистической реалии, что не диплом определяет конкурентоспособность, а конкретные компетенции. Это обуславливает факт, что дипломированный инженер по итогам обучения идет на завод монтером вместе с выпускником в лучшем случае колледжа. При этом экскаваторщик и сантехник в Астане получают больше директора департамента министерства, заметил Лепсибаев.
Под влиянием обстоятельств
Эксперт подчеркнул, что неполучение гранта — целая трагедия. В этих диспропорциях виновато и многолетнее отсутствие планирования на рынке труда, формирование грантов без привязки к рынку, лобби вузов, так как сотни грантов идут на магистратуру для международников, политологов и подобные «востребованные» специальности.
Также здесь есть и влияние государственного устройства. Когда более половины экономики госпредприятия, и лишь проценты от нее — производители, трудно требовать от молодежи желания работать и производить. Поэтому люди мотивированы на работу в офисе, управлять, и неважно кем, как вариант — пойти в полицию, считает он.
«Как организовать успешное производство или бизнес, учат лишь в единичных высших учебных заведениях, и им, думается, никакая отмена заочного образования не страшна. Я считаю, что этим шагом министерство пытается мотивировать граждан поступать в колледжи и получать конкурентное образование, университеты — повышать качество и ассортимент образовательного продукта. Необходимо понимать, что мы теперь часть глобального рынка труда, и конкурировать на нем приходиться как государству, так и каждому гражданину индивидуально. Вопрос лишь в том, осознанно мы будем это делать или под влиянием обстоятельств», — заключил Чингиз Лепсибаев.
Наличие учебных курсов онлайн для молодёжи и/или взрослых Версия для печати
С 1 января 2019 года в казахстанских вузах отменили заочную форму обучения.
Вузы перешли на дистанционные технологии на базе очного обучения и будут использовать систему part time (с англ. означает частичное время), которая строится по достаточно гибкому графику. То есть студент выделяет для учебы свое свободное время, чаще всего по вечерам или же в выходные дни, причем обучение идет дистанционно, консультацию возможно получить по скайп-связи, посредством электронной почты.
Дистанционное обучение в Казахстане — одна из форм получить высшее образование без обязательного ежедневного посещения вуза. С его помощью можно повысить или приобрести новую квалификацию.
Поступить в вуз могут лица, которые уже имеют высшее или среднее специальное образование. Период обучения, как правило, длится от двух до трех лет.
Дистанционная образовательная технология является перспективным способом получения образования. Создание эффективной системы дистанционного образования повышает доступность качественного образования для значительной части населения, содействует решению проблемы образования для людей с ограниченными возможностями и наиболее полного охвата населения региона, не имеющего возможности получения образования на дневной форме обучения.
Преимущества дистанционного обучения
На сегодня функционирует платформа Открытый университет Казахстана (Open University). К данной платформе подключились 116 вузов. В настоящее время доступны курсы по философии, математике, программированию, информационным технологиям и бизнесу, а также размещены разработанные видео-лекции на основе 47 учебников, переведенные в рамках проекта «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке». Доступ к онлайн курсам от ведущих казахстанских и зарубежных преподавателей вузов бесплатный.
Задачей образовательного портала является предоставление в свободном доступе возможности пройти курсы ведущих профессоров и преподавателей страны любому обучающемуся высшего учебного заведения.
Высшие учебные заведения страны с применением дистанционной технологии обучения
По городу Нур-Султан:
По городу Караганда:
По городу Костанай:
По городу Кокшетау:
По городу Кызылорда:
По городу Павлодар:
По городу Петропавловск:
По городу Усть-Каменогорск: