заполните таблицу этапы обучения двигательным действиям
по дисциплине «Теория и методика физической культуры и спорта»
Итоговое контрольное задание
1. Перечислите важнейшие конкретные показатели физически совершенного человека современности
1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность быстро адаптироваться к различным условиям;
2) высокая общая физическая и умственная работоспособность;
3) пропорционально развитое телосложение, правильная осанка;
4) владение широким кругом двигательных навыков и рациональной техникой основных жизненно важных движений;
5) всесторонне и гармонично развитые физические и психологические качества;
6) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.
2. Перечислите законы, которыми определяется и которым подчиняется процесс физического развития человека
1) закон наследственности;
2) закон возрастной ступенчатости;
3) закон единства организма и среды (климатогеографических, социальных факторов);
4) закон упражняемости;
5) закон единства форм и функций организма.
3. Перечислите виды (составные части) физического воспитания:
3) Упражнения с предметами
4. Перечислите традиционные методы физического воспитания:
3) Проблемные методы
4) Метод упражнения
5. Заполните таблицу «Оздоровительное значение, образовательная роль, влияние на личность физических упражнений»
Оздоровительное значение физических упражнений | Образовательная роль физических упражнений | Влияние физических упражнений на личность |
Оздоровительное значение физической активности значимо на всех этапах жизни человека. В результате недостатка двигательной активности у современного человека, значительно возрастает роль различных форм и видов оздоровительной физической культуры. Соответствующим образом организованные занятия физической культурой способствуют изменению целого ряда показателей физического развития, функционального состояния и психофизиологических возможностей человеческого организма. В определенной степени в процессе тренировочных занятий оздоровительной направленности происходит формирование личностных качеств и психофизической готовности. | Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками, что позволяет осваивать более сложные двигательные действия. Обладая большим объемом двигательных умений и навыков, человек легче приспосабливается к условиям окружающей среды и легче осваивает новые формы движений. | Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнений во многих случаях действия одного занимающегося зависят или во многом определяют действия другого. Происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение личности под общую стратегию действий. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, подчинить себя воле коллектива, найти одно-единственное правильное решение и, не считаясь со своими личными амбициями, помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируются при занятиях физическими упражнениями. |
6. Заполните таблицу «Внутренняя и внешняя структура физического упражнения»
Внутренняя структура физического упражнения | Внешняя структура физического упражнения |
Внутренняя структура физического упражнения характеризуется тем, как во время его выполнения связаны между собой различные процессы функционирования организма, как они взаимодействуют и согласуются друг с другом. | Внешняя структура физического упражнения – это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений. |
7. В зависимости от интервалов времени, проходящего до очередного занятия физическими упражнениями, выделяют следующие фазы изменения эффекта физических упражнений: 1) фаза относительной нормализации; 2) суперкомпенсаторная фаза; 3) редукционная фаза. Впишите в таблицу характерные признаки для каждой из перечисленных фаз
Фазы изменения эффекта физических упражнений | ||
Фаза относительной нормализации | Суперкомпенсаторная фаза | Редукционная фаза |
Следовой эффект упражнения характеризуется развертыванием восстановительных процессов, приводящих к восстановлению оперативной работоспособности до исходного уровня. | Следовой эффект упражнения выражается не только в возмещении рабочих трат, но и в компенсации их «с избытком», превышении уровня оперативной работоспособности над исходным уровнем. | Следовой эффект упражнения теряется, если время между занятиями слишком продолжительно. Чтобы этого не произошло, необходимо проводить последующие занятия или в фазе относительной нормализации, или в суперкомпенсаторной фазе. |
8. Перечислите критерии (показатели), по которым определяется доступность нагрузок и двигательных заданий в физическом воспитании
9. Заполните таблицу «Этапы обучения двигательным действиям»
10. Заполните таблицу «Требования к планированию в физическом воспитании»
Kontrolnaja_rabota ТИМ
по дисциплине «Теория и методика физической культуры и спорта»
1. Перечислите важнейшие конкретные показатели физически совершенного человека современности
2)-высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;
3)пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;
4)-всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;
5)-владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия
6)-физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.
2. Перечислите законы, которыми определяется и которым подчиняется процесс физического развития человека
1) закон наследственности
2) закон возрастной ступенчатости
3) закон единства организма и среды
4) биологический закон упражняемости
5) закон единства форм и функций организма в его деятельности
3. Перечислите виды (составные части) физического воспитания:
5) Упражнения с предметами
4. Перечислите традиционные методы физического воспитания:
1) Словестный метод
3) Метод упражнения
4) Проблемные методы
5. Заполните таблицу «Оздоровительное значение, образовательная роль, влияние на личность физических упражнений»
Оздоровительное значение физических упражнений
упражнений на личность
Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект. Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях. Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают. С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений.
В процессе занятий физическими упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углубляются ранее приобретенные.
Физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).
Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнений во многих случаях действия одного занимающегося зависят или во многом определяют действия другого. Происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение личности под общую стратегию действий. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, подчинить себя воле коллектива, найти одно-единственное правильное решение и, не считаясь со своими личными амбициями, помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируются при занятиях физическими упражнениями.
6. Заполните таблицу «Этапы обучения двигательным действиям»
Задания для самостоятельной работы. 1.Заполните таблицу «Этапы обучения двигательным действиям»
1.Заполните таблицу «Этапы обучения двигательным действиям».
Этапы обучения (названия) | Цель этапа обучения | Основные педагогические задачи этапа |
1.___________ _____________ 2.___________ _____________ 3.___________ ____________ 4.__________ ____________ | ||
1.___________ _____________ 2.___________ _____________ 3.___________ ____________ | ||
1.___________ _____________ 2.___________ _____________ 3.___________ ____________ 4.__________ ____________ |
2.Эффективность процесса обучения двигательным действиям, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависит от:
3. Укажите, в какой методической последовательности осуществляется овладение двигательным действием. Дайте краткую характеристику:
4.На первом этапе обучения двигательным действиям (этап начального разучивания) занимающимися допускается больше всего двигательных ошибок, причинами которых являются:
5. Укажите наиболее распространенные правила исправления ошибок при обучении занимающихся двигательным действиям:
6.Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов. Перечислите эти законы и дайте им характеристику (заполните таблицу).
Законы формирования двигательного навыка | Характеристика закона |
7. При формировании двигательного навыка в центральной нервной системе последовательно сменяются три фазы протекания нервных процессов (возбуждения и торможения). Дайте характеристику этим фазам (заполните таблицу).
Характеристика фаз протекания нервных процессов при формировании двигательного навыка | ||
Первая фаза | Вторая фаза | Вторая фаза |
Тема 7. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
ПОНЯТИЕ О ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВАХ
Контрольные тесты
1.Физические качества — это:
1) индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека;
2) врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности;
3) комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности;
4) комплекс способностей занимающихся физической культурой и спортом, выраженных в конкретных результатах.
2. Двигательные (физические) способности — это:
1) умения быстро и легко осваивать различные по сложности двигательные действия;
2) физические качества, присущие человеку;
3) индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека;
4) индивидуальные особенности, обеспечивающие целесообразную двигательную деятельность.
3. Основу двигательных способностей человека составляют:
1) психодинамические задатки;
2) физические качества;
3) двигательные умения;
4) двигательные навыки.
4.Уровень развития двигательных способностей человека определяются:
1)тестами (контрольными упражнениями);
2) индивидуальными спортивными результатами;
3) разрядными нормативами единой спортивной классификации;
4) индивидуальной реакцией организма на внешнюю (стандартную) нагрузку
Запишите выбранные вами ответы на контрольные тесты в таблицу (картону ответов).
Номера вопроса |
Номера ответа |
Задание для самостоятельной работы
Укаждого человека двигательные способности развиты по-своему. В основе разного развития способностей лежат разные врожденные (наследственные) задатки. Перечислите эти задатки:
СИЛА И ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ЕЕ ВОСПИТАНИЯ
Контрольные тесты
1.Сила – это:
1) комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «мышечное усилие»;
2) способность человека проявлять мышечные усилия различной величины в возможно короткое время;
3) способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений);
4) способность человека проявлять большие мышечные усилия.
2.Абсолютная сила — это:
1) максимальная сила, проявляемая человеком вкаком-либо движении, независимо от массы
2)способность человека преодолевать внешнее сопротивление;
3) проявление максимального мышечного напряжения в статическом режиме работы мышц;
4) сила, проявляемая за счет активных волевых усилий человека.
3. Относительная сила — это:
1) сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса;
2) сила, проявляемая одним человеком в сравнении с другим;
3) сила, приходящаяся на 1 см 2 физиологического поперечника мышцы;
4) сила, проявляемая при выполнении одного физического! упражнения сравнительно с другим упражнением.
4. Наиболее благоприятным (сенситивным) периодом развития силы у мальчиков и юношей считается возраст:
1) 10-11 лет; 2111-12 лет;
3) от 13-14 до 17-18 лет;
4) от 17-18 до 19-20 лет.
5. Наиболее благоприятным (сенситивным) периодом развития силы у девочек и девушек считается возраст:
2) от 11—12 до 15—16 лет;
3) от 15—16 лет до 17—18 лет;
6. Наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдаются в:
1) дошкольном возрасте, особенно у детей 5—6 лет;
2) младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет;
3) в среднем школьном возрасте (12—15 лет);
4) в старшем школьном возрасте (16—18 лет).
7. При использовании силовых упражнений величину отягощений дозируют количеством возможных повторений в одном подходу, что обозначается термином:
1) повторный максимум (ПМ);
2) силовой индекс (СИ);
3) весосиловой показатель (ВСП);
4) объем силовой нагрузки.
8. Укажите, какому весу отягощения соответствует максимальное количество повторений упражнений силовой направленности в одном подходе от 4 до 7:
Запишите выбранные вами ответы на контрольные тесты в таблицу (карточку ответов).
Методика обучения двигательным действиям
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема 3.2.3 (4) Методика обучения двигательным действиям.
Дайте определение понятиям «двигательное умение» и «двигательный навык».
Под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов.
Двигательный навык – это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.
Перечислите отличительные признаки двигательного навыка.
— автоматизированное управление движениями. Сознание освобождается от подробного контроля над каждым движением. Однако автоматизация процесса выполнения движений не означает неосознанности действий. Сознание ученика направлено в основном на узловые компоненты действия, на применение его в различной обстановке, на творческое решение двигательной задачи;
— системность в движениях, появление мышечного чувства, перераспределение функций анализаторов.
Решающая роль, определяющая сроки и качество освоения двигательного навыка принадлежит, во-первых, преподавателю, владеющему современной методикой обучения, во-вторых, ученику, активно желающему серьезно освоить движение.
В какой методической последовательности осуществляется овладение двигательным действием.
Формирование у обучающихся положительной учебной мотивации.
1. Формирование знаний о сущности двигательного действия.
3. Создание полноценного представления об изучаемом движении.
4. Практическое освоение изучаемого двигательного действия.
Какие фазы протекания нервных процессов в ЦНС последовательно сменяются при формировании двигательного навыка.
Первая фаза, когда происходит объединение отдельных элементов движения в целостное действие, характеризуется иррадиацией нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу многих мышц. При первых попытках выполнить новое двигательное действие в коре головного мозга возбуждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, и соседние центры, не участвующие в работе. В этой ситуации мышцы-антагонисты препятствуют свободному выполнению движения, оно осуществляется закрепощенно.
Вторая фаза характеризуется концентрацией возбуждения, улучшением координации, устранением излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение, а соседние центры как бы «выключаются». Здесь уже можно говорить о сформированном двигательном умении.
Третья фаза характеризуется стабилизацией, высокой степенью координации и автоматизации движений. Фактически здесь в полной мере проявляются все признаки двигательного навыка.
Заполните таблицу «Этапы обучения двигательным действиям»:
Основные педагогические задачи этапа
1. Этап начального разучивания.
-сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.
1. Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения.
2.Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия.
3.Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения).
4.Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия.
2.Этап углубленного разучивания.
– сформировать полноценное двигательное умение.
1. Уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники.
2.Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.
3.Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.
3.Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.
– двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
1.Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия.
2.Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники.
3.Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.).
4.Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Больше всего двигательных ошибок учащиеся допускают на первом этапе обучения, перечислите их причины.
Причинами ошибок могут быть: недостаточно ясное представление о двигательной задаче; неправильное выполнение предыдущих действий; слабое развитие координационных способностей, точности и других двигательных качеств; влияние конкурирующих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся, состояние утомления и др.
Наиболее распространённые правила исправления ошибок при обучении
учащихся двигательным действиям.
Основной путь исправления ошибок: необходимо указать на ошибку, показать правильное исполнение и предоставить ученику дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения. Если это не дало результата, следует вернуться к подводящим упражнениям, использовать коррегирующие (в частности, контрастные) задания.
Опишите один из законов формирования двигательных навыков.
1. Закон изменения скорости в развитии навыка.
Навык формируется не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его становления. Неравномерность имеет две разновидности:
в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномерность характерна для обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали;
в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.
Приведите пример обучения любому двигательному действию из вашей практики соответственно этапам обучения.
В процессе обучения двигательным действиям (прыжок в длину с разбега) выделяют три этапа:
1) этап начального разучивания:
На первом этапе ставлю задача – ознакомить с техникой прыжка в длину с разбега. Решается эта задача с помощью краткого рассказа о технике прыжков, объяснения и просмотра плакатов поэтапного выполнения действия, показа техники прыжков в длину с разбега в целом и пробные попытки. Обучение технике отталкивания, технике разбега в сочетании с отталкиванием, технике приземления.
Устранение ошибок техники выполнения действия.
2) этап углубленного разучивания:
Основные задачи этапа: уточнить технику действия; усовершенствовать ритм выполнения движения.
Обучить технике прыжков в длину в целом.
При обучении технике прыжков в длину в целом обращаю внимание на выполнение ритма последних шагов и более быстрое отталкивание при минимальном снижении горизонтальной скорости, полученной в разбеге.
После нескольких повторений определяю точную длину разбега, измеряю ее рулеткой.
3) этап закрепления и дальнейшего совершенствования (формирования двигательного навыка, достижение двигательного мастерства).
Совершенствование техники прыжков в длину.
После выбора способа прыжка продолжаю совершенствование в технике разбега, перехода к отталкиванию, отталкивания, полета и приземления избранным способом прыжка.