запрет папы проводить богослужения

3. покаяние священнику в своих грехах.
Исповедь

6. церковное расследование в борьбе с еретиками.
Инквизиция

8. город, из которого прозвучал призыв к Крестовым походам.
Рим

9. монашеская организация, созданная с определенными целями.
Орден

11. группы средневекового общества, различавшиеся своими правами и обязанностями.
Сословия

14. город в Палестине местонахождение христианских святынь.
Иерусалим

15. последняя крепость крестоносцев на востоке.
Крак (Крак-де-Шевалье)

19. участники религиозных походов на восток. (военно-религиозных походов? )
Крестоносцы

20. европейское имя правителя сильного мусульманского государства, начавшего в конце 12 века борьбу с крестоносцами.
Салладин

21. налог в пользу церкви.
Десятина

22. рыцари-храмовники.
Тамплиеры

1. столица христианского государства, захваченная в 1204 году крестоносцами.
Константинополь

2. монахи ордена, главной целью которого была борьба с еретиками.
Бенедектинцы (ни в коем случае не иезуиты, «псы Господни»)

4. противники церкви, считавшие главным источником веры тексты Священного Писания.
Кальвинисты

5. центр еретического движения в Южной Франции.
Лангедок

7. грамота об отпущении грехов.
Индульгенция

10. рыцари-монахи ордена, заботившегося о паломниках и больных.
Госпитальеры

12. непререкаемые истины христианства.
Догмы

13. монахи нищенствующего ордена, возникшего первым из таких орденов.
Францисканцы

16. замок на севере Италии, где произошло примирение двух могущественных противников.

17. запрет папы римского на проведение богослужений и религиозных обрядов на какой-либо территории.
Интердикт

18. прозвание императора Священной Римской империи, участника Третьего Крестого похода.
Рыжебородый (Barbarossa)

Источник

Права священника и обязанности

Что священник делать не имеет права.

Священник не имеет права рассказывать кому-либо то, что услышал на исповеди. Он имеет права, однако, рассказать, поясняя или в целях обучения, какие-то детали исповеди отдельных людей, но тогда он непременно должен «обезличить» эти детали — непременно так, чтобы никто из людей не мог даже предположить, о ком конкретно идет речь. То есть, если вы услышали, как батюшка кому-то говорит: «Один человек исповедался мне в таком-то грехе, и способ победить этот грех существует только такой-то!», а вы (только вы!) вдруг в «одном человеке» узнали себя — не стоит кидаться на священника с упреками. Он ничего не нарушил, и не раскрыл вашу тайну исповеди.
Замечу, что священник законодательно освобожден от раскрытия тайны исповеди даже перед органами дознания, следствия и суда. Эта норма закреплена в п. 4 ч. 3 ст. 56 УПК РФ и п. 3 ч. 3 ст. 69 ГПК РФ (священнослужитель не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди).

Священник никогда не проведет никаких треб над животными. Не потому, что животные «недостойны», а потому, что церковные требы обращены на то, чтоб избавить того, ради кого они свершаются, от греха. А животные, не имея свободной воли (свободы выбора — с Богом или против Него), не имеют и греха. Следовательно, требы в отношении них не имеют смысла. Немного особняком стоят иногда встречающиеся просьбы «освятить котика (собачку, хомячка, кролика, …)». Тут дело в том, что освящению подлежат лишь плоды человеческого труда. Построенный дом, лодка, автомобиль (колесница — и кто докажет, что автомобиль колесницей не является?), возделанное поле, и др. Животное, как существо, изначально созданное Богом и далее плодящееся и размножающееся по установленным Им законам, к делам рук человеческих не относится. Ведь человеку пока так и не удалось «с нуля» создать ни одно живое существо. Клонирование и игры с «генной модификацией» не в счет — это, по сути, «пиратское» использование возможностей, заложенных в клетках живого организма с совершенно другими целями.

Священник не имеет права заниматься бизнесом. То есть, «свечной заводик в Самаре и наливочку распивать» — дело исключенное. Исключение, с разрешения правящего епископа, только для двух видов «сторонней» деятельности — преподавание (как правило, церковных дисциплин) и научная деятельность (обычно тоже в околоцерковной сфере). И разрешение дается только тогда, когда эта «сторонняя» деятельность не помешает деятельности основной — Служению.
Однако ж замечу, что запрещена именно деятельность, направленная на личное обогащение. А вот завести тот же свечной заводик и направлять прибыль от него на нужды храма никто не запретит, но обычно и в таких предприятиях священник не является руководителем или владельцем дела.

Священник не имеет права заниматься политикой. Ни в какой форме — участвовать в политических партиях, избираться в любой орган власти, и т.д. Это требование всегда было негласным, закреплено на бумаге, если не ошибаюсь, постановлением Поместного Собора 1917-1918 года, и ныне подтверждено.
Однако это требование не исключает права священника (и даже архиерея) на высказывания по поводу тех и иных событий политической и общественной жизни, кроме высказываний, порождающих «смуту», то есть беспорядки и кровопролитие в той или иной форме. Может священник и участвовать в митинге или демонстрации — но лишь как рядовой участник, а не в числе организаторов. И такое участие не означает ни поддержки церковью целей митинга, ни осуждения. Такое участие — лишь личная позиция этого конкретного священника.

Что священник может делать, а может и не делать.

Священник, помимо Служения церковного, может еще заниматься еще и служением общественным или социальным. Вариантов масса — от опекания армии, помощи больным (в том числе, и сбором денег на операции и вообще лечение), помощи многодетным или сиротам, до работы с заключенными (знаю бывшего «сидельца», ныне электрика в храме). Вот эта деятельность — необязательная, но обычно в каком-то из направлений она все равно ведется, в меру сил, возможностей и наличия нужных специалистов среди прихожан — поскольку ведется именно силами приходской общины, а священник помогает-организует-пробивает-договаривается.

Что священники должны делать.

В первую очередь священник должен служить в церкви. То есть, буквально — служить службы, и в первую очередь самую главную — Божественную Литургию. Больше того, они не просто должны служить, сам смысл священства и заключается именно в служении Литургии. Как минимум — каждое воскресенье. Плюс Пасха (собственно Пасхальная ночь, или утро Пасхального воскресенья), Двунадесятые праздники (это двенадцать великих праздников: Рождество Богородицы, Крестовоздвижение, Введение во храм Богородицы, Рождество, Крещение, Сретение, Благовещение, Преображение, Успение Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица), Плюс праздники престольные — дни, отмечающие события, в честь которых освящены престол (престолы) храма, в котором служит священник.
Исключение — только для священников, ушедших на покой. Обычно это или очень серьезно больные, или очень старые священники. Они, как правило, не приписаны ни к какому храму, а по возможности и состоянию служат время от времени в одной из близлежащих церквей, конечно же, по согласованию с ее настоятелем.

Второе — священник должен, как это называется на церковном языке, отправлять требы, в число которых входят таинства и обряды.
Таинства — это Крещение, Миропомазание, Покаяние (исповедь), Причащение, Елеосвящение (соборование), Брак (венчание). В Православной церкви есть еще одно, седьмое, таинство — Священство или Хиротония (возведение в священный сан), но оно совершается всегда соборно, с участием священников и архиереев, а не одним священником.
Обряды — это небольшие молитвенные службы: молебен (цель может быть самая разная — освящение предметов, строений, икон; общее моление о погоде — послании дождя или напротив, его прекращении и т.п.; усиленная молитва о здоровье болеющего, о находящемся в трудном путешествии, о благополучном свершении какого-либо важного дела — учебе, например), панихида (моление об упокоении души умершего), отпевание, погребение и пр.
Требы так называются потому, что, в отличие от регулярных служб, они совершаются по требованию — одного ли человека, или группы людей. Соответственно, о необходимости требы надо явно сообщить (заказать). И лучше не просто прийти и просить требы, а хоть немного заранее узнать, когда ее можно заказать. Так, не в каждый день служатся панихиды (их не служат, например, в Светлую седмицу — неделю, следующую сразу после Пасхи), не всегда есть возможность сходу поехать освящать дом или квартиру, даже Крещение младенцев (а тем более, взрослых) проводится не каждый день.
Однако есть некоторые исключение — требы «страха ради смертного». Это Исповедь, Причащение, Соборование и Крещение тяжело болеющего или находящегося при смерти. Эти требы совершаются, по возможности, немедленно, сразу после того, как человек попросит их отправить. Слова «по возможности» имеют буквальный смысл — если человек пришел просить отправить такую требу, и вцеркви есть свободный священник, то он сразу идет (или едет) ее отправить. Отсрочка — только в случае, если в данный момент происходит Литургия, либо если сейчас в храме нет ни одного священника. Тогда священник отправляется вскоре по ее завершении, либо по прибытии в храм первого же священника. Поэтому, если тяжело болеющий родственник или друг просит привести священника, не стоит медлить. Иначе может получиться печально — сегодня забыли, завтра некогда, послезавтра пошли звать — а священник уже к кому-то уехал. А пока его дожидались, больной умер, не дождавшись желаемого. В подобном случае медливший принимает на себя очень тяжкий грех.
Отказать в отправлении такой неотложной требы священник не может, однако — внимание! — он может ее отложить — например, если он уже ранее получил подобную просьбу. В таком случае можно приводить аргументы — например, может оказаться, что родственник того, кто просил ранее, просто тяжко болен, а родственник пришедшего чуть позже — при смерти. Тогда священник в первую очередь отправится к тому, кто находится в более тяжелом состоянии. Однако последнее слово, решение, куда ехать раньше, остается именно за священником, и мотивировать вам его он не обязан. Если вам отказано в первоочередности — у вас есть выбор. Можно положиться на Господа и Волю его и дождаться этого же священника. А можно обратиться к другому священнику этого же храма, или вообще в другой храм. Иногда (например, если дело происходит в небольшом поселке, где только один храм и один священник) остается лишь уповать на Господа.
Еще раз повторю — все прочие требы не относятся к неотложным, и об их отправлении стоит договариваться заранее.

Источник

Священнику предложившему Патриарху Кириллу покаяться, запретили служить

Отцу Роману запретили проводить богослужения. Мужчина ранее заявил, что все руководители РПЦ должны обнародовать свои доходы, чтобы церковь стала более открытой для народа.

Во вторник 7 сентября стало известно, что Роману Степанову митрополит Савватий запретил проводить службу. В опубликованном заявлении говорится, что отец Роман сам не без греха. А выступить перед публикой он решил, чтобы наработать «клиентскую базу», поскольку хочет в будущем стать адвокатом.

Скандал в РПЦ начался с ролика на Youtube. Роман Степанов снял видео, в котором он обращается к патриарху Кириллу и предлагает ему опубликовать информацию о своих доходах. Священник храма в Новочебоксарске считает, что авторитет церкви у народа подорван, а опубликовав декларации, можно вернуть доверие к церкви.

«В РПЦ забалтывается беззаконие», — сказал отец Роман.

Он добавил, что церковь – очень закрытая организация, а все службы проводятся исключительно для зарабатывания денег. При этом священник уверен, что честным людям не нужно бояться публикации своих доходов.

Митрополит Савватий считает, что отец Роман решил неуважительно отнестись к дару священства, его поразила гордыня. Священник обратился к верующим не за тем, чтобы усилить позиции церкви, а для личной наживы.

Мужчина ищет клиентов, чтобы в будущем стать правозащитником и защищать их. Для этого Роман Степанов решил стать популярным в соцсетях и опубликовал скандальный ролик.

РПЦ запретили носить отцу Роману крест, проводить богослужения. Священник больше не может носить рясу. Церковный суд по этому делу состоится в этом месяце, а до выяснения всех деталей отца Романа отправили служить в Свято-Троицкий монастырь в Чувашии.

Источник

Надо ли поворачиваться за диаконом во время каждения?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Вопрос читателя:

Здравствуйте. Откуда пошло это новое веяние — крутиться за дьяконом, когда он кадит храм? Мы в храм ходим молиться или работать стрелкой компаса? Почему священники в храмах и церквах не разъясняют этот момент прихожанам?

запрет папы проводить богослужения. Смотреть фото запрет папы проводить богослужения. Смотреть картинку запрет папы проводить богослужения. Картинка про запрет папы проводить богослужения. Фото запрет папы проводить богослужения

Отвечает иерей Сергий Савенков:

Уважаемый Вячеслав, каждение — это древняя традиция христианской церкви.

Когда дьякон или священник кадит молящихся они отвечают ему поклоном, показывая своё смирение перед благодатью Святого Духа, которая преподаётся им через каждение. Лучше всего о смысле каждения написал святитель Симеон Солунский: «Священник между тем кадит престол, храм и всех молящихся, воздавая честь священным вещам, как предметам божественным, а предстоящих освящая. Потому, начиная со святого святых — престола, он кадит всё по порядку, не просто воскуряя фимиам, но запечатлевая и освящая его и через молитву принося и вознося его ко Христу, да принято будет кадило горе [т.е на небесах — прим. авт.] и да ниспослана будет нам благодать Всесвятого Духа. Таким образом, через фимиам мы приемлем благодать, и никто пусть не пренебрегает каждением» (Премудрость нашего спасения / святитель Симеон Солунский — М.: Благовест, 2010. — 640 с. [Вопрос 273. О последовании утрени и прежде всего о том, что означают открытие дверей храма, вход внутрь него и фимиам]).

Крутиться за дьяконом действительно не нужно, достаточно слегка поклониться. К сожалению, чрезмерное усердие заставляет людей совершать необдуманные действия. В большинстве случаев правила поведения в храме передаются устно от «старших» прихожан «младшим», так что привычки и предрассудки передаются из поколения в поколение. Многие священники много и часто говорят людям о том, как нужно вести себя в храме и особенно на богослужении, но далеко не все к ним прислушиваются.

В таинствах церкви благодать Святого Духа преподаётся нам через какое-нибудь вещество. Например, окроплением через освящённую воду, или помызыванием через освященное масло. Это делается потому, что Церковь таким образом учит нас о единстве человека. Язычники считали тело — темницей души и всячески им пренебрегали. Подобные мысли были и у первых христиан, так что апостолу Павлу пришлось объяснять христианский взгляд на единство человека: «Сам же Бог мира да освятит вас всецело, и всё ваше естество, дух и душа и тело, да будет безупречно соблюдено в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес. 5:23).

Перед тем как совершить каждение диакон всегда обращается к священнику, с просьбой благословить кадило, поэтому каждение — это не просто ароматизация помещения, а освящение, так же как кропление святой водой совершается не для увлажнения воздуха.

Вот молитва священника перед каждением: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа».

Вот перевод этой молитвы на русский: «Фимиам приносим Тебе, Христе Боже наш, в аромат духовного благоухания, приняв который в Свой пренебесный жертвенник, вместо [него] ниспошли нам благодать Твоего Святого Духа»

Источник

О совместной молитве с еретиками

Сов­мест­ная молитва с ере­ти­ками запре­щена кано­нами Церкви, неза­ви­симо от того, обще­ствен­ная она, или част­ная. Запре­ще­ние Цер­ко­вью молит­вен­ного обще­ния с ере­ти­ками про­ис­те­кает из любви как к своим верным чадам, ради охра­не­ния их от лжи перед Богом и лукав­ства, так и из любви к самим ере­ти­кам: отка­зом от молитвы с ними хри­сти­ане сви­де­тель­ствуют, что заблуж­да­ю­щи­еся нахо­дятся в опас­но­сти, так как они — вне Церкви и значит вне спа­се­ния.

45‑е пра­вило святых Апо­сто­лов: «епи­скоп, или пре­сви­тер, или диакон, с ере­ти­ками молив­шийся токмо, да будет отлу­чен. Аще же поз­во­лит им дей­ство­вать что-либо, яко слу­жи­те­лям Церкви, да будет извер­жен».

10‑е пра­вило святых Апо­сто­лов: «Если кто с отлу­чен­ным от обще­ния цер­ков­ного помо­лится, хотя бы то было в доме: тако­вой да будет отлу­чен».

65‑е пра­вило святых Апо­сто­лов: «Аще кто из клира, или миря­нин, в сина­гогу иудей­скую или ере­ти­че­скую войдет помо­ли­тися: да будет и от чина свя­щен­наго извер­жен, и отлу­чен от обще­ния цер­ков­наго».

33‑е пра­вило Лаоди­кий­ского Cобора: «Не подо­бает моли­тися с ере­ти­ком, или отще­пен­цем».

(Ап. 10, 11, 45, 46, 64; I всел. 19; II всел. 7; III всел. 2, 4; трул. 11, 95; лаод. 6, 7, 8, 10, 14, 31, 32, 34, 37; Васи­лия Вел. 1, 47; Тимо­фея Алекс. 9).

Пра­во­слав­ная Цер­ковь запре­щает не только сов­мест­ные молитвы с рас­коль­ни­ками и ере­ти­ками, но и наме­рен­ное вхож­де­ние для молитвы в собра­ние ино­вер­цев (ере­ти­че­скую сина­гогу – 65 пра­вило Святых Апо­сто­лов), при­я­тие ино­вер­че­ских «бла­го­сло­ве­ний» (32 пра­вило Лаоди­кий­ского Собора), поз­во­ле­ние ино­вер­цам дей­ство­вать в каче­стве слу­жи­те­лей церкви (45 пра­вило Святых Апо­сто­лов), при­но­ше­ние елея и воз­жи­га­ние свеч в ино­вер­че­ских собра­ниях (71 пра­вило Святых Апо­сто­лов).

Ком­мен­ти­руя 45 апо­столь­ское пра­вило, епи­скоп Нико­дим (Милаш) гово­рит: «10‑е Апо­столь­ское пра­вило, как мы видели, вос­пре­щает молиться даже и дома с отлу­чен­ным от цер­ков­ного обще­ния и нала­гает отлу­че­ние на каж­дого, име­ю­щего молит­вен­ное обще­ние с отлу­чен­ным. К отлу­чен­ным от цер­ков­ного обще­ния, есте­ственно, должны при­над­ле­жать и все ере­тики, в силу чего явля­ется после­до­ва­тель­ным вос­пре­ще­ние вся­кому пра­во­слав­ному молит­вен­ного обще­ния с ними. Тем строже должно быть вос­пре­щено подоб­ное обще­ние духов­ным лицам, обя­зан­ным слу­жить при­ме­ром для осталь­ных верных в охра­не­нии чистоты веро­ва­ния, не осквер­нен­ного ника­ким ложным уче­нием. Под молит­вен­ным обще­нием, или как гово­рится в пра­виле, (“кото­рый только будет молиться”), по словам Валь­са­мона в тол­ко­ва­нии этого пра­вила, нужно разу­меть не только вос­пре­ще­ние епи­скопу и осталь­ным кли­ри­кам молиться в церкви вместе с ере­ти­ками, так как за это они уже под­ле­жат извер­же­нию по 46-му Апо­столь­скому пра­вилу, как и за допу­ще­ние ере­ти­ков к совер­ше­нию чего-либо в каче­стве кли­ри­ков; но слова нужно разу­меть в смысле “име­ю­щего просто обще­ние” и “снис­хо­ди­тельно смот­ря­щего на молитву ере­тика”, ибо от тако­вых, как достой­ных отвра­ще­ния, нужно укло­няться. Поэтому, пони­мая таким обра­зом смысл этих слов, Апо­столь­ское пра­вило счи­тает доста­точ­ным нака­за­нием одно отлу­че­ние. Совсем другой оборот при­ни­мает дело, когда пра­во­слав­ное духов­ное лицо допу­стит какого-либо извест­ного ере­тика слу­жить в церкви, и вообще при­знает его насто­я­щим свя­щен­но­слу­жи­те­лем или цер­ков­но­слу­жи­те­лем. В таком случае данное духов­ное лицо ста­но­вится недо­стой­ным свя­щен­ной службы и, по пред­пи­са­нию этого пра­вила, должно быть извер­жено из свя­щен­ного сана. То же самое пред­пи­сы­ва­ется как Апо­столь­скими поста­нов­ле­ни­ями (VI, 16. 18), так и мно­гими дру­гими пра­ви­лами, и таково было учение всей Церкви первых веков. Весьма мудро заме­чает архим. Иоанн в тол­ко­ва­нии этого пра­вила, говоря, что пра­вила стре­мятся не только к охра­не­нию пра­во­слав­ных от заразы ере­ти­че­ского духа, но и к охра­не­нию их от индиф­фе­рен­тизма к вере и к Пра­во­слав­ной Церкви, кото­рый легко может воз­ник­нуть при близ­ком обще­нии с ере­ти­ками в делах веры. Такое отно­ше­ние, впро­чем, не про­ти­во­ре­чит духу хри­сти­ан­ской любви и тер­пи­мо­сти, отли­ча­ю­щей пра­во­слав­ную цер­ковь, так как боль­шая раз­ница — тер­петь у себя заблуд­ших в вере, ожидая их доб­ро­воль­ного обра­ще­ния, или даже и наста­и­вая на нем, жить с ними во внеш­нем граж­дан­ском обще­нии, или всту­пать с ними без раз­бора в рели­ги­оз­ное сопри­кос­но­ве­ние, так как послед­нее озна­чает, что мы не только не ста­ра­емся об их обра­ще­нии в пра­во­сла­вие, но и сами в нем колеб­лемся. Осо­бен­ное зна­че­ние должно это иметь для духов­ных лиц, обя­зан­ных слу­жить для других при­ме­ром в стро­гом охра­не­нии свя­тыни пра­во­слав­ного веро­ва­ния. В силу этого пра­во­слав­ный свя­щен­ник, по пра­ви­лам, не должен пре­по­да­вать ере­ти­кам св. Таин, ни вообще совер­шать для них какой-либо свя­щен­ной службы до тех пор, пока они не изъ­явят твер­дого реше­ния соеди­ниться с цер­ко­вью; тем менее он может допу­стить ере­ти­че­ского свя­щен­ника к совер­ше­нию какой-либо службы для пра­во­слав­ных».

Подвиж­ники XX века не только строго при­дер­жи­ва­лись Пра­во­слав­ного Веро­уче­ния в отно­ше­нии ереси и ере­ти­ков, но и при­зы­вали к отказу от уча­стия в над­цер­ков­ных орга­ни­за­циях напо­до­бие «Все­мир­ного совета церк­вей». Архи­епи­скоп Сера­фим (Собо­лев) в свое время писал: “При­сут­ствуя на ере­ти­че­ском собра­нии, кото­рое эку­ме­ни­сты назы­вают “Все­цер­ков­ной кон­фе­рен­цией”, “собра­нием всех хри­сти­ан­ских церк­вей” и “единою святою Хри­сто­вой цер­ко­вью”, пра­во­слав­ные пред­ста­ви­тели тем самым фак­ти­че­ски утвер­ждают бытие этой “единой святой церкви Хри­сто­вой” со всеми ее ере­ти­че­скими заблуж­де­ни­ями. Сле­до­ва­тельно, без слов, без вся­кого писа­ния пра­во­слав­ные пред­ста­ви­тели-эку­ме­ни­сты одним своим при­сут­ствием на эку­ме­ни­че­ской кон­фе­рен­ции будут содей­ство­вать нис­про­вер­же­нию нашей веры в догмат о Церкви”. А серб­ский бого­слов пре­по­доб­ный Иустин (Попо­вич), убеж­дая не участ­во­вать в «Миро­вом совете церк­вей», писал своему Свя­щен­ному Синоду: «Пози­ция Пра­во­слав­ной Церкви в отно­ше­нии ере­ти­ков — т.е. всех, кто не явля­ется пра­во­слав­ным, — была уста­нов­лена раз и навсе­гда Свя­тыми Апо­сто­лами и Свя­тыми Отцами, то есть бого­вдох­но­вен­ным Пре­да­нием, единым и неиз­ме­ня­е­мым. Согласно этому поло­же­нию, пра­во­слав­ным запре­ща­ется участ­во­вать в какой-либо общей молитве или бого­слу­жеб­ном обще­нии с ере­ти­ками. Ибо какое обще­ние у пра­вед­но­сти с без­за­ко­нием? Что общего у света с тьмою? Какое согла­сие между Хри­стом и Вели­а­ром? Или какое соуча­стие вер­ного с невер­ным? ( 2Кор. 6:14-15 ). (…) Не объ­еди­ня­ясь с ере­ти­ками, где бы ни был их центр, в Женеве или в Риме, наша Святая Пра­во­слав­ная Цер­ковь, всегда верная Святым Апо­сто­лам и Отцам, не отка­жется этим от своей хри­сти­ан­ской миссии и еван­гель­ского долга, то есть она будет перед совре­мен­ным пра­во­слав­ным и непра­во­слав­ным миром сми­ренно, но смело сви­де­тель­ство­вать Истину Все­и­стины, живого и истин­ного Бого­че­ло­века и все­с­па­си­тель­ную и все­пре­об­ра­жа­ю­щую силу Пра­во­сла­вия. Цер­ковь, ведо­мая Хри­стом, через свой свя­то­оте­че­ский дух и бого­сло­вов всегда будет готова вся­кому тре­бу­ю­щему отчета дать отчет в нашем упо­ва­нии ( 1Пет. 3:15 ). А наша надежда, во веки веков, явля­ется одной и един­ствен­ной: Бого­че­ло­век Иисус Хри­стос и Его Чело­веко-Боже­ское Тело, Цер­ковь Святых Апо­сто­лов и Отцов. Пра­во­слав­ные Бого­словы должны участ­во­вать не в “эку­ме­ни­че­ской общей молитве”, но бого­слов­ских собе­се­до­ва­ниях в Истине и об Истине, именно как делали это Святые и Бого­нос­ные Отцы в тече­ние веков. Истина Пра­во­сла­вия и истин­ная вера явля­ются “частью” только “спа­са­е­мых” (7 пра­вило II Все­лен­ского Собора).

Ответ на вопрос о допу­сти­мо­сти сов­мест­ных молитв с ино­вер­цами в конце концов сов­па­дает с отве­том на вопрос: веруем ли мы во Единую, Святую Собор­ную и апо­столь­скую Цер­ковь? Да? Нет? Или веруем, но не очень? Вот это «веруем, но не очень», к сожа­ле­нию, и явля­ется наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ным явле­нием и, в то же время, пока­за­те­лем сред­не­ста­ти­сти­че­ской индиф­фе­рент­но­сти к Вере. К Вере, за кото­рую ее святые сви­де­тели – муче­ники и испо­вед­ники отда­вали плоть на рас­тер­за­ние и рас­ста­ва­лись с земной жизнью. Суще­ствен­ное отли­чие древ­них бого­сло­вов от многих назы­ва­ю­щих себя бого­сло­вами ныне не в том, что те имели дело с дру­гими, как бы более страш­ными и ужас­ными ере­ти­ками (ере­тики всегда оди­на­ковы), а в том, что бого­сло­вие Церкви они испо­ве­до­вали шествуя не с докла­дами на три­буны, а за Хри­стом на Гол­гофу. Но и сви­де­тель­ство о Пра­во­слав­ной Вере с трибун меж­ду­на­род­ных кон­фе­рен­ций, совсем не обя­за­тельно под­ра­зу­ме­вает нис­про­вер­же­ние этой Веры уча­стием в сов­мест­ных моле­ниях ино­вер­цев.

«Сов­мест­ные молитвы с ере­ти­ками — это дей­стви­тельно нару­ше­ние кано­нов (45-го апо­столь­ского пра­вила, 33-го пра­вила Лаоди­кий­ского обора и др.).

Обра­тимся к тексту канона: «Не подо­бает молиться с ере­ти­ком или отще­пен­цем» (33‑е пра­вило Лаоди­кий­ского Cобора).

…После Лаоди­кий­ского Собора 364 г. прошло уже несколько десят­ков Собо­ров, как Все­лен­ских, так и Помест­ных, но ни один из них, вплоть до самых недав­них, не счел нужным изме­нить эту норму Все­лен­ской Церкви. Напро­тив — ее под­твер­дили на IV Все­лен­ском Соборе 451 г., затем на Трулль­ском Соборе 691 г., нако­нец, 33‑е пра­вило было под­твер­ждено и «Окруж­ным посла­нием ко всем пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам» 1848 г.

…соборно при­ня­тое в 1848 г. «Окруж­ное посла­ние единой Святой Собор­ной и Апо­столь­ской Церкви ко всем пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам» гласит: «Ново­вве­ден­ное мнение, будто Дух Святый исхо­дит от Отца и Сына, есть сущая ересь, и после­до­ва­тели его, кто бы они ни были, — ере­тики; состав­ля­ю­щи­еся из них обще­ства суть обще­ства ере­ти­че­ские, и всякое духов­ное и бого­слу­жеб­ное обще­ние с ними пра­во­слав­ных чад Собор­ной Церкви — без­за­конно».

А вот что в ХХ веке писал пре­по­доб­ный Иустин (Попо­вич), ком­мен­ти­руя пред­ло­же­ние ино­слав­ных к пра­во­слав­ным молиться вместе: «По 45 апо­столь­скому пра­вилу, “епи­скоп, или пре­сви­тер, или диакон, с ере­ти­ками молив­шийся токмо, да будет отлу­чен. Аще же поз­во­лит им дей­ство­вать что-либо, яко слу­жи­те­лям Церкви, да будет извер­жен”. Это свя­щен­ное пра­вило святых Апо­сто­лов не ука­зы­вает, какая именно молитва или слу­же­ние запре­ща­ется, но, напро­тив, запре­щает всякую сов­мест­ную молитву с ере­ти­ками, даже част­ную. Эти ука­зан­ные каноны святых Апо­сто­лов и отцов дей­стви­тельны и теперь, а не только в древ­но­сти: они оста­ются без­условно обя­за­тель­ными для всех нас, совре­мен­ных пра­во­слав­ных хри­стиан. Они без­условно дей­стви­тельны для нашей пози­ции в отно­ше­нии римо-като­ли­ков и про­те­стан­тов».

Сложно при­ду­мать более ясные выра­же­ния. Так что у нас …четкие опре­де­ле­ния апо­сто­лов, Собо­ров и святых отцов.

Есть еще один рас­про­стра­нен­ный оши­боч­ный довод: «Когда в кано­ни­че­ском пра­виле гово­рится о недо­пу­сти­мо­сти молитвы с ере­ти­ками, речь идет о молитве литур­ги­че­ского харак­тера, а не о молитве на “быто­вом” уровне. Неужели вы не можете, при­гла­сив в дом ино­слав­ного хри­сти­а­нина, про­чи­тать вместе с ним “Отче наш” перед едой?»

На этот вопрос Цер­ковь дает ответ 10‑м пра­ви­лом святых Апо­сто­лов: «Если кто с отлу­чен­ным от обще­ния цер­ков­ного помо­лится, хотя бы то было в доме: тако­вой да будет отлу­чен». Как тол­кует кано­нист Ари­стин, «моля­щийся вместе с ере­ти­ками в церкви, или в доме да будет так же лишен обще­ния, как и они».

65‑м апо­столь­ском пра­виле: «Аще кто из клира, или миря­нин, в сина­гогу иудей­скую или ере­ти­че­скую войдет помо­ли­тися: да будет и от чина свя­щен­наго извер­жен, и отлу­чен от обще­ния цер­ков­наго».

Что каса­ется логики, то, на мой взгляд, в этих поста­нов­ле­ниях есть и смысл, и логика, и вели­чай­шая польза для Церкви и попе­че­ние о нас.

Почему апо­столы и святые отцы запре­щали молиться вместе с ере­ти­ками, а также в храмах ере­ти­ков? Может быть, потому, что для них молитва и вера (бого­сло­вие) мыс­ли­лись не как две неза­ви­си­мые друг от друга обла­сти? Для них это нераз­рыв­ное целое. Вспом­ним заме­ча­тель­ное выра­же­ние пре­по­доб­ного Мака­рия Вели­кого: «Кто бого­слов, тот молится, и кто молится — тот бого­слов», а также зна­ме­ни­тое ран­не­хри­сти­ан­ское изре­че­ние: «Закон молитвы есть закон веры». И, есте­ственно, что един­ство в молитве может быть только там и только с теми, с кем есть един­ство веры.

А если мы молимся с ере­ти­ком, то тем самым, во-первых, лжем перед лицом Бога, а во-вторых, лжем тому ере­тику, с кем молимся. Мы вводим его в заблуж­де­ние, давая повод думать, что между его верой и верой пра­во­слав­ных хри­стиан нет суще­ствен­ных раз­ли­чий и что с точки зрения хри­стиан его учение также спа­си­тельно.

И это нетрудно соблю­сти, если мы будем иметь перед гла­зами верный ори­ен­тир и пом­нить, что «запре­ще­ние Цер­ко­вью молит­вен­ного обще­ния с ере­ти­ками про­ис­те­кает из любви к самим ере­ти­кам, кото­рые посред­ством такого рели­ги­оз­ного (а не обще­ствен­ного) “каран­тина” при­зы­ва­ются к осо­зна­нию своего заблуж­де­ния и пони­ма­нию того факта, что они нахо­дятся вне “ков­чега спа­се­ния”».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *