зарождение идеи кодирование и выбор канала передача декодирование это
Коммуникационный процесс
2. Кодирование и выбор канала.
ПРОСТАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ.
Хотя весь процесс коммуникаций часто завершается за несколько секунд, что затрудняет выделение его этапов, мы проанализируем эти этапы, чтобы показать какие проблемы могут возникать в разных точках. Этот анализ подобен внимательному разглядыванию каждого кадра короткого эпизода на кинопленке.
Важно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информации. Отправитель решил только, какую именно концепцию он хочет сделать предметом обмена информацией. Чтобы осуществить обмен эффективно, он должен принять в расчет множество факторов. К примеру, руководитель, желающий обменяться информацией об оценке результатов работы, должен четко понимать, что идея состоит в том, чтобы сообщить подчиненным конкретную информацию об их сильных и слабых сторонах и о том, как можно улучшить результаты их работы. Идея не может заключаться в смутных общих похвалах или критике поведения подчиненных.
Этот пример показывает также связь между восприятием и коммуникацией. У руководителя, который считает подчиненных способными к развитию и совершенствованию, а значит, нуждающимися в информации с оценкой результатов их работы, скорее всего найдутся дельные позитивные идеи для обмена информацией на указанную тему по существу. Управляющий, который воспринимает подчиненных как детей, ждущих, чтобы их поправляли и направляли, скорее всего заложит в свои идеи критицизм отрицательного свойства, свойственный такому образу мышления.
Еще один пример потенциальных проблем на этапе зарождения идеи дает нам начальник цеха, только что принявший сообщение от высшего руководства о том, что компании нужно на 6 % увеличить производство видеоигр без увеличения сверхурочных выплат. Если начальник цеха не сможет сообразить, каким путем лучше всего обменяться этой информацией с подчиненными и направит им это сообщение в точности таким, каким оно было получено, возможны недоразумения, поскольку рабочие поймут лишь сам факт того, что изменения необходимы. Если же руководитель в самом деле продумает те идеи, которые требуют передачи, он может прийти к следующим заключением:
Рабочие должны понять, почему нужны эти изменения, иначе они могут сделать вывод, что компания пытается выжимать из них побольше, а платить поменьше, и взбунтоваться.
Зарождение идеи кодирование и выбор канала передача декодирование это
Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя и более людьми (приложение № 13).
Основная цель – обеспечение понимания информации.
Структура коммуникации включает четыре базовых элемента:
1. Источник (или отправитель) – создатель сообщения, лицо, генерирующее идеи. Может быть организация, индивид, группа индивидов.
2. Сообщение – информация, передаваемая источником получателю. Передаваемая идея кодируется – преобразуется в слова, жесты, интонацию. Кодирование превращает идею в сообщение.
3. Канал – средство передачи информации (передача речи и письменных материалов, электронная почта, видеоленты). Канал должен соответствовать идее, быть совместимым с типом символов, используемых для кодирования.
4. Получатель – лицо, которому предназначена информация. Он декодирует сообщение.
Декодирование – перевод символов отправителя в мысли получателя
Обратная связь – реакция получателя на сообщение источника (отправитель и получатель меняются ролями).
Если получатель продемонстрировал понимание идеи, произведя действия, которые ждал от него отправитель, обмен информацией эффективен.
Этапы коммуникационного процесса (зарождение идеи; кодирование и выбор канала; передача; декодирование):
1. Зарождение идеи. Девиз этапа: «Не начинайте говорить, не начав думать».
Пример: Руководитель, желающий обменяться информацией об оценке результатов работы, должен четко понимать, что идея состоит в том, чтобы сообщить подчиненным конкретную информацию об их сильных и слабых сторонах и о том, как можно улучшить результаты их работы.
Идея не может заключаться в смутных, общих похвалах или критике поведения подчиненных.
Пример. В магазине необходимо увеличить объем продаж на 10%, чтобы получить дополнительную прибыль на совершенствование технологического процесса.
а) Исполнители должны понять, какие именно нужны изменения – увеличение объема продаж на 10%, получение дополнительной прибыли.
б) Они должны понять, почему нужны эти изменения – совершенствование технологического процесса.
в) Они должны понять, каким образом следует осуществлять эти изменения:
• расширение ассортимента товаров;
• повышение производительности труда;
• оказание дополнительных услуг;
• высокая культура обслуживания
2. Кодирование и выбор канала.
Часто желательно использовать 2 и большее число средств коммуникаций в сочетании: устное + письменное сообщение делают обмен информацией более эффективным в большей части случаев – предупреждение и приказ. Однако каждый информационный обмен не должен быть письменным – поток бумаг будет неуправляемым.
3. Передача (физическая передача сообщения)
Шум – всё то, что искажает смысл идеи. Источники шума, которые могут создавать преграды на пути обмена информацией, варьируют от языка (в вербальном или невербальном оформлении) до различий в восприятии, в организационном статусе между руководителем и подчиненным.
Преграды (помехи) в коммуникациях:
1. Искажение сообщений (директор – заместителю и другое).
Когда информация движется внутри организации вверх и вниз, смысл сообщений несколько искажается. Такое искажение может быть обусловлено рядом причин. Сообщения могут искажаться непреднамеренно в силу затруднений в межличностных контактах, о чем говорилось выше. Сознательное искажение информации может иметь место, когда какой-либо управляющий не согласен с сообщением. В этом случае управляющий модифицирует сообщение так, чтобы изменение смысла происходило в его интересах. Проблемы обмена информацией вследствие искажения сообщений могут возникать также вследствие фильтрации. Концепция фильтрации относится к тенденции искажения сообщений по мере их движения вверх, вниз или с уровня на уровень организации или отдела.
2. Информационные перегрузки (большой объем информации, менеджер не может и не умеет отбирать нужную и важную информацию).
Руководитель, поглощенный переработкой поступающей информации и необходимостью поддерживать информационный обмен, вероятно, не в состоянии эффективно реагировать на всю информацию. Он вынужден отсеивать менее важную информацию и оставлять только ту, которая кажется ему наиболее важной; то же относится и к обмену информацией. К сожалению, понимание руководителем важности информации может отличаться от понимания таковой другими работниками организации.
3. Неудовлетворительная структура организации (усложненная и информация запутывается).
Структура определена как логическая взаимосвязь уровней управления и функциональных сегментов, обеспечивающая эффективное достижение целей. Если структура организации продумана плохо, возможности руководителя планировать и добиваться реализации поставленных целей сужаются. В организации с многочисленными уровнями управления растет вероятность информационных искажений, поскольку каждый последующий уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения.
4. Неудовлетворительный кадровый состав (конфликты между группами и подразделениями).
Наконец, создавать проблемы при обмене информацией могут конфликты между различными группами или отделами организации. Ясно, что плохо проработанная информационная система может снижать эффективность обмена информацией и принятия решений в организации.
Вопросы для закрепления:
1. Что такое коммуникационный процесс? Какова его основная цель?
2. Кратко объясните сущность четырех основных элементов процесса обмена информацией.
3. Объясните каждый этап коммуникационного процесса.
4. Какие преграды возникают на путях обмена информацией в организации?
Укажите один верный вариант ответа:
1. Коммуникационный процесс – это…
а) обмен информацией между двумя и более людьми
б) важная форма взаимодействия людей
в) обсуждение с целью заключения соглашения между кем-либо по какому-либо вопросу
г) процесс передачи идей, мыслей и чувств, доведением их до понимания другим людям
2. Какие базовые элементы включает в себя структура коммуникации? (выберите не верный вариант ответа):
3. Этапы коммуникационного процесса (выберите один неверный вариант ответа):
Коммуникационный процесс
Содержание
Элементы процесса коммуникаций
Можно выделить 4 базовых элемента:
Отправитель и получатель при обмене информацией проходят несколько взаимосвязных этапов. Их задача состоит в составлении сообщение, которое необходимо передать по каналам связи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Этот процесс далеко не легкий так как каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен.
Этапы процесса коммуникаций
Простая модель процесса обмена информацией представлена на схеме http://sesia.com.ua/darom/menedgment/027.files/image001.gif
ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕИ
Ключевая роль в процессе коммуникации у отправителя. Она заключается в формировании идеи и отбора информации, предназначенной для передачи другому или другим участникам процесса. Выполнение данной роли начинается с идентификации себя (кто я?) в рамках данного процесса и формулировании значения или смысла того, почему и что нужно передать другому участнику. Далее отправитель кодирует свою идею.
КОДИРОВАНИЕ И ВЫБОР КАНАЛА
Кодирование– это трансформирование передаваемого сообщения в послание или сигнал, который может быть передан.
Прежде чем начать передавать идею отправитель должен с помощью символов (слов, интонации или жестов) закодировать ее. Такое кодирование превращает идею в сообщение. Также отправитель должен выбрать канал совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов,электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции. Если канал непригоден для физического воплощения символов, передача невозможна. Обмен информацией будет не эффективен, если канал связи не соответствует зародившейся идее. Желательно, чтобы выбор средства передачи сообщения не ограничивался одним каналом. Конечно, процесс передачи информации при этом усложняется, поскольку отправителю приходится устанавливать последовательность использования этих средств и определять временные интервалы в последовательности передачи информации. Однако передача информации, например, с использованием средств обмена устной и письменной информацией обычно эффективнее, чем, скажем, только обмен письменной информацией.
ПЕРЕДАЧА
На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Как только началась передача послания или сигланала, коммуникационный процесс выходит из-под контроля средства или человека, его пославшего. Отправленное сообщение назад вернуть уже нельзя.
С момента передачи информации заканчивается этап отправления и начинается этап получения передаваемой информации и понимания ее значения. Канал передает послание на приемник. Если в канале в послании меняются его носители (кодовые знаки) или формы, то прием считается не состоявшимся. Того, кому было адресовано послание называют получателем. Это еще одна ключевая роль, выполняемая участником межличностной коммуникации для того, чтобы процесс состоялся. Роль получателя заключается не только в фиксации получения послания, но и в декодировании этого послания в понятное и приемлемое для него значение.
ДЕКОДИРОВАНИЕ
Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Оно включает восприятие (факт получения) послания получателем, его интерпретацию (как понял) и оценку (что и как принял).Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея.
Однако есть причины по которым получатель может придать сообщению несколько иной смысл чем тот который вложил отправитель.
Обратная связь и помехи
Перед тем как обсуждать различные препятствия на пути обмена информацией,необходимо усвоить две важные концепции — обратной связи и помех.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
При обратной связи информация отсылается назад отправителю, видетельствуя о мере понимания, доверия к сообщению, усвоения и согласия с сообщением. Эффективный обмен информацией должен быть двусторонне направленным: обратная связь необходима, чтобы понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято. Двухсторонний обмен информацией более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений.
Обратная связь повышает ваши шансы на эффективный обмен информацией. Она позволяет обеим сторонам подавлять шум. Шум – это любое вмешательство в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающее смысл послания. Источниками шума, вносящего изменения в передаваемый сигнал, могут быть язык, различия в восприятии, из-за которых изменяется смысл при кодировании и декодировании.
Определенные шумы присутствуют всегда. И поэтому на каждом этапе процесса обмена информацией происходит некоторое искажение смысла. Обычно нам удается преодолеть шум и передать наше сообщение. Однако высокий уровень шума определенно приведет к заметной утрате смысла и может полностью блокировать попытку установления информационного обмена.
На данном рисунке процесс обмена информацией представлен как система с обратной связью и шумом www.newreferat.com/images/referats/12433/image001.gif
Смотреть что такое «Коммуникационный процесс» в других словарях:
Коммуникационный процесс — – В коммуникативистике выделяют три формы этого процесса, в целом подразумевающего передачу информации: интраперсональная коммуникация (intrapersonal communication), интерперсональная коммуникация (interpersonal communication) и массовая… … Энциклопедический словарь СМИ
Коммуникационный акт — как периодически повторяющийся, структурно оформленный, завершенный и относительно самост. элемент коммуникации является единицей коммуникационного процесса. В каждом К. а. субъектно субъектные отношения реализуются коммуникантами в 2 этапа:… … Психология общения. Энциклопедический словарь
МЕНЕДЖМЕНТ, КОММУНИКАЦИОННЫЙ — система управления, которая посредством интегрированной коммуникации с целевыми аудиториями способствует достижению максимальной эффективности по всем направлениям рыночно ориентированного развития организации в условиях изменяющейся внешней… … Маркетинг. Большой толковый словарь
Коммуникационная задача — задача индивидуальной коммуникационной деятельности, состоящая во влиянии субъекта О. на систему представлений, мнений, точек зрения партнера, а также на собственную систему представлений по обсуждаемой проблеме с целью их изменения в направлении … Психология общения. Энциклопедический словарь
Понятия «межличностное общение» и «взаимодействие» в различных концепцептуальных моделях — Во многих совр. исследованиях понятие О. (коммуникация) сближается с социальным взаимодействием. Но при взаимодействии необходима обратная связь в форме ответного действия. Кроме того, взаимодействие предполагает непосредственное присутствие… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Трендсеттер — Трэндсеттер (англ. Trendsetter; от англ. Trend тенденция, to set устанавливать, начинать) человек, пытающийся стать основателем, или основавший некое материальное или нематериальное новшество. Впервые было упомянуто в… … Википедия
ПРОПАГАНДА — (от лат. propaganda подлежащее распространению) популяризация и распространение политических, филос. религиозных, научных, художественных или иных идей в обществе посредством устной речи, средств массовой информации, визуальных или иных средств… … Философская энциклопедия
Система-112 — Система 112 это система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Российской Федерации. Предназначена для обеспечения оказания экстренной помощи населению при угрозах для жизни и здоровья, для… … Википедия
Коммуникационная ошибка: виды — Существуют след. виды коммуникационной ошибки (К. о.): 1) собственно К. о. обусловлены заблуждениями, упущениями или неосведомленностью субъекта, к рые сказываются на результатах формирования коммуникационного намерения (целей и задач… … Психология общения. Энциклопедический словарь
ввод — 3.1.9 ввод (bushing): Структура, содержащая один или более проводников на выводе из оболочки, изолирующая вывод и средства подсоединения (например, воздушные вводы). Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Этапы процесса коммуникации, их характеристика.
Хотя весь процесс коммуникаций часто завершается за несколько секунд, что затрудняет выделение его этапов, их анализ поможет выявить проблемы, которые могут возникнуть в разных его точках. Взаимосвязанные этапы таковы: зарождение идеи, кодирование и выбор канала, передача, декодирование.
Формулирование идеи. С этого всегда начинается обмен информацией, а также с отбора информации для сообщения. Отправитель решает, какую именно идею он хочет сообщить своему адресату. Это очень важно в том случае, когда необходимо решить задачу быстро и добиться понимания всех сотрудников в технологии решения задачи.
Кодирование информации. Чтобы идея была понятна, отправитель должен с помощью специальных символов закодировать информацию с тем, чтобы придать ей определенную форму.
В качестве таких символов могут использоваться различные слова, рисунки, графики, интонации в голосе или жесты.
Выбор канала связи и передача сообщения. Отправитель выбирает соответствующий типу символов канал связи с тем, чтобы закодированное сообщение было доставлено получателю.
В некоторых случаях отправитель вынужден выбирать несколько каналов связи с тем, чтобы быть уверенным в доставке сообщения получателю.
Декодирование и восприятие информации – это процесс перевода символов сообщения в мысли получателя.
Если символы, используемые отправителем, имеют для получателя такое же значение, то он правильно поймет смысл сообщения и заложенную в нем идею.
Интерпретации сообщений. На этом этапе отправитель и получатель меняются местами: получатель становится отправителем, формируя свой ответ, в котором содержится его интерпретация полученного сообщения.
Передача (отправка) подтверждения. Сформулированный ответ передается получателю по выбранному каналу связи и тем самым замыкается процесс коммуникаций.
Основные элементы процесса коммуникации и их характеристика.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
· 1) отправитель (источник, коммуникатор);
Источник сообщения
В качестве источника могут выступать отдельные индивиды, группы людей, общественные институты (государственные учреждения, политические партии, общественные организации, фирмы и т.п.). В последнем случае мы имеем дело с определенной абстракцией, ведь конечным отправителем и получателем всегда является единичный человек.
Источник является инициатором коммуникативного процесса, который начинается только тогда, когда у отправителя возникает потребность в создании и передаче какого-либо сообщения. Следует иметь в виду, что создатель сообщения не всегда выступает в роли коммуникатора, непосредственно это сообщение передающего (данное положение касается массовой коммуникации).
Отправитель (источник) пытается заранее определить, какого рода впечатление должно сложиться у получателя от переданного сообщения, т.е. как информация будет воспринята и интерпретирована получателем. При этом нет гарантии, что получатель поймет отправителя именно так, как хотел бы последний.
Чувство доверия получателя к отправителю сообщения имеет огромное значение для эффективного убеждения в маркетинговых коммуникациях. Именно поэтому в рекламе различных предлагаемых товаров или услуг часто прибегают к мнению «эксперта и специалиста» в соответствующих областях. В качестве специалиста в той или иной сфере потребления могут выступить хорошо известный ученый, представитель фирмы с хорошей репутацией или вообще любой другой публичный человек с устойчивым позитивным имиджем. Привлечение в рекламные ролики популярных актеров связано с тем, что они несут положительный потенциал в глазах большинства зрителей, настраивая на доверительное отношение к себе и, скорее, понравятся аудитории в качестве отправителя сообщения, нежели вызовут у нее негативную реакцию. Отправитель, вызывающий доверие, в большей мере влияет на мнение аудитории, чем отправитель сообщения, информация которого воспринимается скептически или с безразличием. Специалисты рекламы уже давно используют в своей работе тот факт, что для повышения общей эффективности воздействия на большинство потребителей достаточно прибегнуть к коммуникативному акту с высокой степенью экспрессивности и демонстрируемой убедительности сообщения характеристик товара, нежели к простому перечислению их истинного содержательного значения, пусть и к весьма полезному и истинному.
Важными факторами, влияющими на процесс коммуникации, силу воздействия информационного акта на аудиторию и его интерпретацию, выступают общая ситуация (благоприятная, неблагоприятная или нейтральная), тема сообщения, время сообщения, а также способ представления (кодирования) сообщения.
Сообщение — это уже осмысленная и соответствующим образом закодированная информация. Сообщение может быть передано:
· o при личной беседе, в ходе межличностной коммуникации;
· o в ходе непосредственного выступления перед массовой аудиторией, не исключая использования технических средств оповещения;
· o опосредованно, с помощью различных технических средств оповещения массы людей и множительной техники, прессы, радио, телевидения, компьютерной техники и электронной почты и пр.
Содержание сообщений составляют какие-либо значимые, привлекательные или актуальные для потребителя сведения, факты, аргументы, доводы, идеи, мнения, размышления, эмоционально окрашенная информация и т.д.
· o технические (СМИ: пресса, телевизионные и радиопередачи; электронные средства коммуникации: радиорелейная, телефонная и телеграфная связь, компьютерная техника и Интернет);
· o межличностные (непосредственный обмен информационными посланиями между источником и получателем).
Зарождение идеи, 2. Кодирование и выбор канала, 3. Передача, 4. Декодирование
1. Зарождение идеи, 2. Кодирование и выбор канала, 3. Передача, 4. Декодирование.
ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕИ. Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. Необходимо помнить, что идея ещё не трансформирована в слова и не приобрела формы, в которой она пригодна для обмена.
КОДИРОВАНИЕ И ВЫБОР КАНАЛА. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты (язык тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение. Отправитель должен также выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К некоторым общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции. Если канал непригоден для физического воплощения символов, передача невозможна. Если канал не слишком соответствует идее, зародившейся на первом этапе, обмен информацией будет менее эффективен. Выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом. Часто желательно использовать два или большее число средств коммуникаций в сочетании. Процесс усложняется, поскольку отправителю приходится устанавливать последовательность использования этих средств и определять временные интервалы в последовательности передачи информации. Тем не менее, исследования показывают, что одновременное использование средств обмена устной и письменной информацией обычно эффективнее, чем, скажем, только обмен письменной информацией.
Второй этап станет более понятным, если представить его себе как операцию упаковки.
ПЕРЕДАЧА. На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций. В то же время передача является лишь одним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица.
ДЕКОДИРОВАНИЕ. После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информации на этом должен завершиться.
Однако по ряду причин получатель может придать несколько иной, чем в голове отправителя, смысл сообщению. С точки зрения руководителя, обмен информацией следует считать эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи, произведя действия, которых ждал от него отправитель.
Обратная связь – отклик начальному отправителю. Изначально получатель становится отправителем и проходит через все этапы коммуникационного процесса для передачи своего отклика начальному отправителю. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Двусторонний обмен информацией (при наличии возможностей для обратной связи) по сравнению с односторонним, хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильной интерпретации сообщения.
Обратная связь существенно повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам подавить шум. Шум – это всё, что искажает смысл. Источники шума, которые могут создавать преграды на пути обмена информацией, варьируют от языка (в вербальном или невербальном оформлении) до различий восприятия в организационном статусе.
Распространённые преграды на пути межличностного обмена информацией.
1.различия в восприятии: люди реагируют только на то, что воспринимают. Если у них различные системы ценностей и предпочтений, они скорее всего будут воспринимать и интерпретировать информацию по-разному.
2.семантические расхождения – несовпадение способов использования слов и их значения.
3.невербальные сигналы – могут затруднить коммуникацию, если вступают в противоречие со значением слов (мимика, жесты).
4.плохая обратная связь и неумение слушать.
Руководитель может повысить эффективность межличностных обменов, поясняя идеи до того, как сообщить их, учитывая возможные различия семантики и восприятия, представляя значение языка, поз, жестов и интонаций, используя эмпатию и поощряя формирование обратной связи. Эмпатия – внимание к чувствам другого человека.
Распространённые преграды на пути обмена информацией в организациях.
1.фильтрация плохих идей подчинёнными,
2.перегрузка информационной сети,
3.неудовлетворительная структура организации.
Обмен информацией в организации можно улучшить, создав систему обратной связи, регулируя информационные потоки, осуществляя управленческие действия, способствующие формированию восходящих и боковых ветвей инф обмена, развёртывание системы сбора предложений, распространение материала информативного характера для использования внутри организации и применения достижений информ. технологий.
Наряду с формальным существует канал неформальных коммуникаций, которую можно назвать каналом распространения слухов. Принято квалифицировать в качестве слухов неточное сообщение или сообщение прошедшее по системе тайного общения. По каналам слухов информация передается намного быстрее, чем по каналам формального сообщения, поэтому руководители часто используются каналом слухов для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа «только между нами».
Типичная информация, передаваемая в виде слухов: предстоящие сокращения производственных рабочих, новые меры по наказаниям за опоздание, изменение в структуре организации, грядущие перемещения и повышения и т. д. В случае, когда ложный слух способен повлиять на эффективность работы коллектива, продуктивные межличностные отношения, сложившиеся в нем, руководитель должен своевременно официально опровергнуть их. При этом руководитель д/б на 100 % уверен в существовании этих слухов и при их опровержении предоставить твердые гарантии работникам в их ошибочности. Такая мера по мимо разрешения конфликтной ситуации будет способствовать повышению авторитета высшего руководства.
Типы коммуникационных сетей.
Сеть типа «Змея». Наиболее простой тип КС (открытой), линейная одноуровневая. Характеризуется тем, что элементы упр.структуры находятся в ее тупиках, а промежуточный элемент выполняет роль не только посредника коммуникаций, но и может контролировать информацию. Такая сеть обычно имеет неформальный характер и соединяет работников 1 уровня упр.иерархии или служит элементом более сложных структур.
Сеть типа «Шпора». Характерна для крупных упр.структур, где центральное звено уже не в состоянии управлять и осуществлять все коммуникации самостоятельно, поэтому появляется помощник, конкретизирующий упр.информацию и доводящий ее до исполнителей. Посредник имеет возможность «узурпировать» информацию в связи с чем приобретает реальную власть в своей сфере.
Сеть типа «Тент» и ее модификации палатка и дом. Характерно для крупных многопрофильных функциональных структур. Наряду с вертикальными, официально допускаются горизонтальные каналы коммуникации, с помощью которых подчиненные могут напрямую решать стоящие перед ними проблемы, передавая руководителю взаимосогласованную упр.информацию, что позволяет ему сосредоточиться на важнейших делах. Дом в отличии от всех предыдущих сетей, является замкнутой ком.структурой, т.к. в его условиях горизонтальные каналы устанавливаются между всеми элементами упр.структуры, а не только между вторыми лицами, как в рамках палатки.
Сеть типа «Круг». Замкнутая сеть, характерная для гибких демократических структур с благоприятной морально-психологическим климатом, облегчает творческие процессы, помогает объединять всех причастных кругу лиц, заинтересованных в наиболее полной реализации своих возможностей и способностей, позволяет оценить друг друга и идеи. Однако отсутствие координирующего центра делает круг неустойчивым и не очень эффектным.
Сеть типа «Колесо». Аналогично кругу, но имеет центральную фигуру, это не начальник, не администратор, отдающий приказания, а общепризнанный лидер.
7. Сеть типа «Соты». Комбинированная сеть, представляющая собой единство открытой сети типа змея и замкнутой т типа колесо или круг. Движение информации имеет свои тупики, а связники легко превращаются в контролеров. Характерно для крупных организаций, где существуют необходимость связать д/с/д творческой группы.
Вопрос 10. Модели и методы принятия решений.
Наука управления пытается повысить эффективность организаций путем увеличения способностей руководства к принятию обоснованных, объективных решений в ситуациях, исключающих сложности с помощью моделей.
Модель – представление объекта, системы или идеи в некоторой форме отличной от самой целостности. Типичный пример – это схема орг-ции. Главная хар-ка модели – упрощение реальной жизненной ситуации, в к-рой она применяется. Т.к. форма модели менее сложна, а неотносящиеся к делу данные устраняются, модель зачастуу повышает способность руководителя к пониманию и разрешению стоящих перед ним проблем.
Необходимость моделирования вызвана следующими причинами:
сложностью многих орг-ционных ситуаций, к-рые м упростить с помощью моделирования,
невозможностью проведения экспериментов в реальной жизни, даже когда они необходимы,
ориентация рук-ва на будущее. Моделирование – есть единственный в настоящее время способ увидеть варианты будущего и определить возможные последствия альтернативных решений, что позволяет их эф-но сравнивать.
Существуют 3 базовых типа моделей:
физическая модель – представление того, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. Отличительная характеристика – в некотором смысле она выглядит как моделируемая целостность. Пример: макет будущего здания. Модель упрощает визуальное восприятие.
Построение модели есть процесс.
Этапы процесса построения моделей:
1) постановка задачи – это самый важный этап, способный обеспечить правильное решение управленческой проблемы. Здесь следует чётко определить в чём заключается проблема.
2)построение модели – разработчик должен определить гл. цель модели, какие выходные данные предполагается получить, чтобы помочь рук-ву разрешить стоящие перед ним задачи. Также требуется определить, какая инф-ция необходима для разрешения нужной проблемы, а также расходы и реакцию людей.
3)проверка модели на достоверность – определяется степень соответствия модели реальному миру. Все ли существенные компоненты встроены в модель. Определяется степень в к-рой инф-ция, получаемая с помощью этой модели действительно помогает рук-ву справится с проблемой. Кроме того, было бы хорошо опробовать модель на сходной ситуации из прошлого.
4)применение модели – зачастую созданные модели используются не в полной мере, основная причина заключается в том, что руководители опасаются или не понимают данную модель, чтобы этого избежать следует давать возможность линейным руководителям, для которых предназначены модели, участвовать в постановке задач и установлении требований к моделям. Кроме того, руководителей нужно научить использовать модели.
5)обновление модели – модель обновляется с целью получения дополнительных выходных данных и с учётом изменившихся целей орг-ции или внеш среды.
Как и все ср-ва и методы науки управления, модели могут привести к ошибкам из-за общих проблем моделирования:
1.недостоверные исходные допущения,
2.ограниченные возможности получения необходимой инф-ции,