зацикленность ума восходящий поток
Не утонуть в своих мыслях
Как перестать зацикливаться на мыслях?
Мы все одинаковы: часто зависим от общественного мнения, контролируем свои поступки и действия, анализируем каждую ситуацию. И, сами того не понимая, попадаем в круговорот эмоций и поток мыслей, которые лишают нас возможности получать удовольствие от жизни.
Специалисты называют такое состояние перенапряжением или процессом постоянного мыслительного процесса. Это обычно начинается с ерунды. К примеру, ваш муж сказал что-то неприятное за завтраком. Сказанное задевает вас, и в течение дня вы не перестаете думать об этом. Проигрываете всевозможные сценарии последствий, планируете, какие предпринять контрмеры, пытаетесь понять, за что и почему происходит «эффект брожения». В голове начинает выстраиваться определенная цепочка: одна мысль цепляется за другую.
Поддаваясь своим мыслям, мы выходим из-под контроля и в буквальном смысле тонем в потоке сознания.
Постоянное размышление может войти в привычку и сильно изменить вашу жизнь в худшую сторону. Оно может парализовать ваше развитие: вам будет казаться, что все настолько плохо, что не стоит даже пытаться что-либо изменить. К тому же это может привести к действительно тяжелым последствиям, о которых вы будете жалеть, не понимая своей ошибки. Кто много думает, тот мало делает. В то время как мы продолжаем обдумывать все детали ситуации в прошлом, анализировать свои поступки и слова, мы фактически теряем свое настоящее. В худшем случае вы можете надолго выпасть из реальности и не понимать, что происходит на самом деле.
Почему мы зацикливаемся на своих мыслях?
Почему же так много людей попадаются в эту ловушку? Дело в том, что наш мозг не умеет по-другому работать.
Мысли перемешиваются в голове, и на любую содержащуюся в мозгу мысль существует устойчивая ассоциация, параллельно возникающая в нашей голове. Наш мозг выдает сразу несколько вариантов возможного исхода ситуации, сами мы не способны определить, какой из них верный, и следуем за любой предложенный им мыслью.
Иногда последовательность мыслей нам ясна. Например, если вы думаете о том, что ваша свекровь собирается прийти в гости, вы тут же вспоминаете, что у вас нет времени, и начинаете думать, как выкрутиться. Любой здравомыслящий человек просто решит купить готовые продукты в супермаркете или заказать еду из ресторана. Но человек, склонный к «глубокомыслию», будет бесконечно проигрывать различные варианты: «А вдруг свекровь решит, что я не умею готовить или что я ее не уважаю? Тогда она пожалеет, что ее сын выбрал такую никчемную хозяйку. А что если потом она это скажет ему, и мы с ним из-за этого поругаемся». И так далее. В результате такого мыслительного процесса появится страшный вывод: «Я неумеха и ничтожество». Не правда ли, ужас? Мысли как потоп, который катится на вас с вершины горы, — остановить его невозможно.
У каждого из нас есть негативные впечатления от каких-то событий, произошедших в прошлом, волнения по поводу будущего. Большее количество времени мы не осознаем их присутствия в голове. Но, как только мы в плохом настроении, причиной этому может быть что угодно, даже плохая погода, мы попадаем в круговорот негативных мыслей. Такое состояние может продлиться сколько угодно.
Как показывают результаты исследований, женщины более склонны к такому типу поведения, нежели мужчины. Почти все женщины очень ответственны. Им нужно, чтобы все было под контролем, они требовательнее к себе относятся. Во-вторых, у женщин масса забот. Из чего состоит их день? Отвести ребенка в школу, потом пойти на работу, затем забрать ребенка и приготовить ужин на всех. Возьмем любой семейный праздник — вся ответственность за организацию стола ложится на хрупкие плечи женщины: она с самого утра на кухне, весь вечер подносит блюда, а под конец моет посуду. От такой беготни у кого угодно закружится голова!
Как с этим бороться?
Жизнь здесь и сейчас
Работа с умом включает в себя те же аспекты, что и вообще работа над собой — очищение, развитие и трансформация, причём без очищения и развитие, и трансформация остаются недостижимыми. Ровно поэтому приходится уделять так много внимания тому, что засоряет ум — подавленным желаниям, фиксациям на идеях, подавленных чувствах и разного рода ожиданиях. Очищение без осознания того, что подавлено в бессознательном слое ума и памяти, тоже невозможно, и здесь есть моменты, о которых следует поговорить подробнее.
Многие искатели попадают всё в ту же ловушку желания побыстрее привести ум к «правильному» состоянию. Хотят остановить внутренний диалог, заставить ум замолчать и сделать его послушным без того, чтобы сначала взрастить в себе достаточный уровень осознанности. Так они вступают в борьбу, в которой осознание сходит на нет, зато одна часть ума начинает подавлять другую. Это топтание на месте, толку от которого нет. Наблюдение ума подразумевает отсутствие действия, отсутствие вмешательства.
Например, проснувшись утром, вы обнаружили, что ум ваш беспокоен, и в нём поются песни, скачут нелепые мысли, и что контролировать его вам трудно. С одной стороны, вы можете сделать сознательное вербальное выражение — пропеть песенки вслух, проговорить вслух какие-то мысли, сбросив часть их энергии вовне. Это допустимое сиюминутное решение. То, что останется, вам нужно просто наблюдать, никак не вмешиваясь и не желая, чтобы ваше состояние стало иным. Не вовлекайтесь в борьбу, потому что всё равно проиграете. Ведь утренний (вечерний или дневной) хаос в вашем уме и есть следствие того, что вы его контролировали до этого. Ну, или слишком сильно перегрели, загнав в него чересчур много впечатлений. И только через осознание вы увидите причины текущего состояния своего ума, никак не иначе.
Желание изменить то, что есть сейчас, прямо противостоит осознанию и вносит в ум и остальные тела беспокойство и напряжение. Чем ровнее вы смотрите на то, что происходит у вас в уме, тем более ясным будет ваше видение. Ровность взгляда, кстати, является одним из качеств состояния присутствия «здесь и сейчас». Чем меньше вы хотите изменить то, что происходит в вашем уме, тем скорее он придёт в спокойное состояние. А ровное отношение к тому, что творится в уме (или других телах) позволяет работать с ними по-настоящему. Но даже ровный взгляд можно пытаться вызывать в себе искусственно — помню, как по молодости и неопытности сам этим грешил когда-то. Только пустое это дело.
В наблюдении ума вы сначала смотрите на мысли, потом — на ассоциации и реакции, которые выдаёт вам бессознательный слой ума. Смотреть на мысли — проще (при условии, что удерживаете внимание вы уже хорошо), а видеть быстро промелькивающие ассоциации — сложнее. Это могут быть и воспоминания (картинки), и некие фразы, и реакции, приводящие к помрачению ума. Причём в сидячей практике отследить активную работу ума сложнее, потому что при правильном наблюдении и при отсутствии внешних факторов, требующих участия вашего внимания и некоторой вовлечённости ума, он просто замедлит свою работу и остановится. В сидячей практике хорошо проходить через все три слоя ума, что было подробно описано мной в «Книге об очевидном и неочевидном». А вот видеть тонкие (или грубые) его движения и реакции можно только в действии, то есть в повседневной жизни. Понятно, что такое наблюдение становится возможным не на первом году практики осознанности, хотя даже начинающие могут время от времени подмечать движения и реакции своего ума.
Реакции наблюдать ещё сложнее, хотя они, казалось бы, бывают весьма заметными. Реакции ума в большинстве случаев влияют на настроение человека, с которым он отождествлён ещё сильнее, чем с мыслями. Смех, апатия, лень, восхищение и так далее — реакции ума могут быть весьма разнообразными, но, кроме того, наше настроение, создающее контекст для мыслей и реакций, тоже задаётся умом. Настроение влияет на восприятие, прямо его программируя. Настроение — постоянный фон жизни большинства людей, при этом каждый имеет свой (довольно ограниченный) набор привычных для себя фоновых состояний. Механистичность движений ума и его склонность повторять одно и то же приводят к возвращению одних и тех же настроений (или настроения), в которых человек и проживает основную часть своей жизни.
Настроение демонстрирует вашу текущую ситуацию, связанную с удовлетворением желаний. Как только у вас появилось желание, которое не получает реализации и просто висит внутри, так фон вашего настроения постепенно начнёт смещаться в сторону ухудшения. За ним последуют мысли, ассоциации и реакции. Осознав желание, которое влияет на настроение, вы сможете либо его выполнить, либо поработать с ним, и тогда настроение изменится естественным образом. Если вы накопили много нереализованных желаний, то ваша внутренняя мрачность именно это и отражает. И если вы пытаетесь решать проблему настроения через алкоголь или принудительное веселье, то происходит не разрешение, а усугубление проблемы, потому что неизбежное возвращение к прежнему состоянию станет ещё болезненнее.
Научитесь наблюдать своё настроение, и вы начнёте видеть, как и почему оно меняется. Не думайте, не рассуждайте и не осуждайте его — просто смотрите на ощущения. То же самое относится к мыслям, ассоциациям и реакциям. Чтобы очистить ум, нужно сначала узнать, как он работает и чем он наполнен. Осознавая реакции ума, вы увидите свои обусловленности. Сопротивление, неприятие и возмущение покажут вам, какая из ваших обусловленностей задета прямо сейчас. Ассоциации продемонстрируют содержимое бессознательного ума. А наблюдение ума в целом даст вам видение того, как он влияет на эфирное и физическое тела.
Пределы мышления
Хорошо, когда можно думать, легко и последовательно управляя мыслями, не отвлекаясь вниманием на ненужные ассоциации и не сбиваясь с хода логичных и веских рассуждений. Это — действительно хорошо, но обычно потребности в таком целенаправленном мышлении у большинства людей нет, как нет и навыков в нём. Основная часть человеческих раздумий сводится к выбору: что делать, что надеть, почитать, послушать или посмотреть, куда пойти (в самом широком смысле этого слова) и с кем. Длительное целенаправленное мышление мало кому действительно нужно, потому что большинство людей, начав размышлять, обычно упирается в какой-нибудь вопрос, который в данный момент времени не подлежит решению — либо из-за недостатка информации, либо из-за того, что некоторые события ещё только должны случиться, и потом уже картина происходящего станет более ясной.
Ответы на простые вопросы находятся быстро, они, можно сказать, и так лежат на поверхности. Ответы на сложные вопросы умом даны быть не могут, потому что последовательное логическое мышление помогает только тогда, когда вся необходимая для складывания пазла информация уже присутствует в уме. Но со сложными вопросами так не бывает. Поэтому нужно либо упростить вопрос, разделив его на несколько частей или отбросив всё непонятное, либо найти способ добыть недостающую информацию, без которой обнаружить решение всё равно не получится. Сбор информации в наше время не является особенно трудным делом: в интернете её — хоть отбавляй; но не всегда та информация, которая вам нужна, может быть найдена там или ещё где-нибудь.
Информация — это не только слова, но, думая, мы пользуемся словами. Думание представляет собой поток слов, которые текут по привычным шаблонам, и потому прийти к чему-нибудь по-настоящему новому посредством размышления практически невозможно. Можно сделать выводы, но не открытия, потому что мышление с помощью слов не предназначено для этого. Слова ограничены известным, а открытие — это прорыв в неизвестное до сих пор (по крайней мере, неизвестное именно вам).
Все озарения приходят как картинки, сопровождающиеся определённым ощущением. Прорыв в неизвестное случается не как результат размышления, но вследствие развития видения, которое и открывает видящему иное понимание и знание. Другими словами, прорыв понимания происходит не благодаря мышлению, но через созерцание, которым большинство творческих людей пользуется неосознанно и спонтанно. Творческие личности мыслят не словами, а образами, которые потом уже переводятся в слова и в которых раскрывается смысл (или смыслы) увиденного. Писатели созерцают картины, рождающиеся в их воображении, и в этом созерцании находят неожиданные ответы на мучащие их вопросы. Здесь, конечно, я говорю не о тех писателях, которые пишут одно и то же на потребу публике, а о тех, кто пытается осмысливать человеческую жизнь. Их поиском руководит необходимость понимания — того, что движет людьми, и почему они живут именно так, как живут. Те, у кого эта необходимость высокая, находят ответы, порой обескураживающие их самих. И эти ответы — следствие длительного смотрения на вопросы, которые писатели пытаются разрешить, ставя своих героев в те или иные ситуации.
Ровно то же самое происходит с научными открытиями. Эйнштейн сам рассказывал о том, как открыл теорию относительности — представляя себе движение поезда и двух человек, один из которых был его пассажиром, а другой смотрел на поезд со стороны. В созерцании этого образа Эйнштейн и получил озарение, которое послужило толчком к созданию специальной теории относительности. В состоянии созерцания происходит большинство открытий и озарений.
В детективных фильмах нередко показывают, как герой пытается раскрыть преступление, сосредоточенно глядя на стену, увешанную фотографиями жертв, свидетелей и потенциальных подозреваемых. Этот метод — своеобразный протез истинного созерцания, которое всегда происходит внутри, на экране, созданном умом. Хотя, если верить фильмам, то и такой метод может помочь получить новую информацию, неочевидную вначале.
Созерцание — самый эффективный метод извлечения информации при наличии ситуации, суть которой вам нужно понять. Однако вы должны уметь в него погружаться, не сбиваясь на привычное обдумывание вместо смотрения. Принцип здесь следующий — вы смотрите на картинку и свои ощущения и смотрите до тех пор, пока не появится новое видение, которое станет результатом взаимодействия энергии вашего Сознания с мучающим вас вопросом. Бесполезно смотреть на ситуацию и думать о ней одновременно. Сначала приходит видение, а потом оно уже оформляется словами, и из него делаются различные выводы, которые являются следствием обычного логического мышления. Суть ситуации схватывается через созерцание, а полная картина достраивается умом, собирающим вокруг этой сути разные факты и детали. И ум же потом определяет способы действия, исходя из полученного понимания ситуации.
Проявленная по отношению к человеку Воля Бога может приходить по-разному, и нередко — оформленной словами, как конкретное указание. При этом нужна высокая степень осознанности, чтобы отличить указание от наводок ума, спровоцированных собственными желаниями или страхами. Но порой импульсы Воли приходят в виде образов (то есть картинок), и указания, содержащиеся в них, раскрываются только через созерцание. Так же через созерцание раскрывается суть своих собственных состояний, неудовлетворённости или того, что вы чувствуете на самом деле по отношению к человеку или ситуации, в которой находитесь. Только здесь вхождение в созерцание осуществляется «задом наперёд», и вы начинаете не с картинки, а с ощущения. Вы смотрите на ощущение неудовлетворённости, перебирая образы, связанные с разными сторонами своей жизни — с работой, отношениями или желаниями. Так вы находите картинку, с которой связано ощущение неудовлетворённости, и можете уже созерцать её до обнаружения причины, которую до этого предпочитали не видеть или игнорировать.
Тот, кто осознан, выходит за пределы восприятия, происходящего через фильтры ума и его обусловленности. Когда канал внимания становится настолько широким, что тело ума полностью погружается в Свет Сознания, тогда человек обретает так называемое прямое видение. Человек смотрит, но не думает — он не погружён в поток ассоциативных мыслей по поводу увиденного и не размышляет об увиденном, если на то нет особой причины. Информация воспринимается Сознанием человека, и это иной процесс, не сопровождающийся шумом мыслей «по поводу» и вызываемых ими эмоциональных реакций. Сознательный человек может действовать не думая, потому что он и так знает, что нужно делать сейчас. Это знание — продукт видения, но, чтобы потом объяснить самому себе и прочим, почему он поступил именно так, ему придётся облачать видение в слова, и тут опять без созерцания не обойтись. Видение переводится в слова таким же образом, каким расшифровывают послания Воли и вообще узнают суть — поднимают в памяти картинку, которая связана с тем, что требуется сформулировать, и смотрят на ощущения. Потом ум переводит их в слова, и тогда бессловесное знание обретает форму. Подобным же образом опыт мистиков переводится в слова, над которыми могут поразмышлять люди. И потому их никогда нельзя понять в полной мере тем, кто не имеет такого опыта.
Когда люди пытаются выразить свои чувства, они интуитивно используют тот же самый приём — смотреть на ощущения, погружаться в них и оформлять их словами. Тем, у кого сила внимания слабая или ум работает слишком неровно, постоянно отвлекаясь на ассоциации и вообще путаясь, ясно выразить свои чувства не удаётся. А уж то, что запрещено к выражению и подавлено, не могут увидеть и выразить даже люди с хорошо тренированным умом. Поэтому познать себя без работы с вниманием и осознанием себя, которая только и даёт человеку силу созерцания, — практически невозможно. Можно многое о себе надумать и поверить в это, но истинное познание своей сути без созерцания остаётся для нас недоступным.
Есть пределы мышления, а есть пределы созерцания. Если вы идёте в созерцание не из необходимости, а из желания узнать что-либо, прямо вас не касающееся, то возможность обмануть самого себя становится очень большой. Там, где желание, там и ум с его способностью к созданию иллюзий и разного рода химер. Но это, скорее, даже не предел созерцания, а неправильный подход к нему. Есть вещи, о которых нам знать не дано, где ничего, кроме субъективной убеждённости, мы иметь не можем. Но желание знать всё — или знать то, что лежит за пределами нашего восприятия — приводит людей на странные территории, которые на поверку оказываются территориями фантазий их умов. Но это уже — предел познания человека, о котором много чего понаписали философы и мало сказали мистики.
Есть один принцип познания, которого придерживаются все настоящие мистики. Он гласит — не ищи лишнего, стремись к Истине, но не пытайся взять её силой. Не ищи Истину из желания, избавься от всех видов беспокойств и будь открытым. Тогда Господь Сам даст тебе то, что необходимо знать здесь и сейчас, но не более. И если будет завтрашний день, который принесёт с собой новые необходимости, тогда придёт и новое знание, которое будет им соответствовать. И так будет проживаться Истина, которая всегда нова и, в отличие от нашей жизни, бесконечна. Как каждому даётся по вере его, так же даётся и по необходимости, и чем выше наша необходимость в Истине, тем больше она нам открывается.
Принять истину о себе порой гораздо труднее, чем принять Истину Бога. Цепляться за некое высшее знание, пренебрегая знанием конкретных своих проблем, — приятнее для ума, избегающего их решения. Но это — путь в никуда, к бесплодным важным размышлениям о высших материях, которые кажутся куда более значимыми, чем знание того, как тобой управляет ум, желания и страхи. Многие выбирают его и, рассуждая о тайных знаниях, отставляют в сторону тайну своих психоэмоциональных реакций, оставаясь до конца жизни их рабами. Таков их выбор, но не таков их предел, хотя они сами его ограничивают, полагаясь на силу своего ума и веря в то, что интеллектуальное знание хоть чего-нибудь да стоит.
Зацикленность ума
Приятно, когда ты можешь думать, легко выстраивая ряд последовательно развивающихся мыслей, которые выражают всю глубину твоего восприятия и понимания текущей ситуации. Вдвойне приятно, когда ты можешь управлять своим мыслительным процессом, оставаясь хозяином своих мыслей и не отвлекаясь на то и дело возникающие ассоциации, которые уводят тебя в сторону от предмета размышления. И наконец, совсем уже чудесно, если ты способен пользоваться своим умом как некой логической машиной, включая и выключая её активность тогда, когда тебе это необходимо. В жизни людей, однако, мы видим совсем иное — не они правят умом, а ум правит ими, и его активность не даёт им покоя даже ночью, напрочь лишая их покоя и сна.
Главная функция ума — решать внешние проблемы, помогая выстраивать последовательность действий человека для решения задач, связанных с выживанием и удовлетворением своих потребностей. Есть, например, у человека желание стать сильнее — и ум собирает информацию о возможных путях обретения силы, выстраивая на её основе возможную программу действий. Понаблюдайте за своим умом, и вы увидите, что большая часть его полезной активности связана именно с созданием программ действия, и ни с чем другим. Ум собирает информацию и потом предлагает план действий, вот и всё. Или же — что бывает чаще всего — он использует опыт прошлых действий, увенчавшихся успехом, предлагая не изобретать велосипед, а идти проверенным путём, используя прежние методы. Осмысление полученного опыта тоже является функцией ума, которая, впрочем, направлена только на повышение эффективности действия в будущем, и ни на что больше.
Функция абстрактного (то есть отвлечённого от того, что есть здесь и сейчас) мышления помогает в построении плана действий, но она же создаёт людям массу проблем, поддерживая их страхи и негативные ожидания. Ожидание опасности или того, что с тобой случится самое плохое, есть не что иное, как проявление функции абстрактного мышления на самом примитивном уровне. Оно может включить ещё одну функцию ума — воображение, и тогда отвлечённое ожидание будет дополнено конкретным сюжетом того, чего ты боишься. То есть мысли проиллюстрируются картинками. И тогда ты станешь бояться того, чего нет сейчас и, возможно, чего никогда вообще не случится.
Люди, увлекающиеся визуализацией (специальными упражнениями в том, чтобы, используя функцию воображения, создавать желаемые образы) и верящие в её силу, считают, что воображение, прицепленное к пугающим мыслям, обязательно воплотит ужасающие картинки в реальность. На этом основании они предлагают не думать о плохом, заняв свой ум мыслями о хорошем, упуская при этом из вида два важных момента. Во-первых, если бы люди с навязчивыми страхами могли контролировать работу своего ума, то они и сами догадались бы избавиться от негативных фантазий. А во-вторых, магическая сила визуализации действует при определённых условиях (в частности, при наличии соответствующего намерения, имеющего большую силу), которых нет ни в негативных, ни в позитивных фантазиях большинства людей. Мечты компенсируют желания, а страхи ограничивают возможность действовать, вот и всё, что мы видим. Иначе одна половина человечества была бы погублена своими страшными фантазиями, а другая — превратилась бы в волшебников.
Ум плодит привычки и сам, по сути дела, живёт привычками. Как только у него нет никакой ясно обозначенной задачи, его активность сразу же уходит в привычные, регулярно повторяющиеся шаблоны — будь то фантазии, воспоминания, расковыривания старых ран (сожаления, вины и размышления о том, как всё могло бы сложиться иначе) или же погружается в беспокойство разной степени выраженности. Ум ходит привычными путями всегда, когда на то у него есть время и энергия. Повторение одних и тех же мыслей, беспокойств и фантазий вполне объяснимо — ум, работающий вхолостую, просто прогоняет старые программы, как это порой делают на радио по ночам. У него нет задачи, нет новой мотивации, вот он и обращается к тому, что уже известно, но всё ещё окончательно не завершено, не прожито и не закрыто. Само его обращение к одним и тем же темам делает их актуальными снова и снова, и там, где уму не предоставлено свежих задач для их решения, он находит их, обращаясь к прошлому и обнаруживая в нём проблему, которую можно жевать дни напролёт.
В норме ум, для которого нет сиюминутных внешних задач, должен успокоиться и прийти в состояние минимальной активности. Но у большинства людей он продолжает оставаться активным и ищет себе работу. Хорошо, когда под рукой есть гаджет со встроенными играми вроде собирания шариков — они дают уму необходимую для его работы внешнюю задачу. Кто-то разгадывает кроссворды, кто-то играет в го, кто-то сидит в соцсетях, играя в собирание и раздачу лайков. Всё это — способы занять ум и сделать его активность менее утомительной и вредной для себя. Способы вывести внимание из внутренних проблем, которые ум склонен поднимать, создавать на пустом месте и раздувать до максимально возможных размеров на решение пусть ничтожных, но захватывающих его задач. Вместо того, чтобы привести своё состояние ближе к норме, когда ум не перетягивает всю доступную энергию внимания на себя, перегреваясь от чрезмерной активности, люди занимаются его обезвреживанием, находя себе дурацкие занятия, призванные сбросить активность ума вовне. И это тоже становится привычкой.
Сознательный ум решает задачи, а бессознательный — закрепляет привычки и претворяет в жизнь решения сознательного ума относительно поведения человека (подробно о слоях активного ума я писал в книге «Практика осознанности»). Бессознательный ум вступает в игру всякий раз, когда у сознательного ума нет явно поставленной задачи; кроме того, он активируется тогда, когда человек устал и у него нет энергии на то, чтобы сознательный ум мог целенаправленно о чём-нибудь думать. Бессознательный ум подобен колесу, вращение которого становится тем быстрее, чем сильнее разогрет ум в целом. Навязчивые мысли, песенки, которые невозможно выбросить из головы, повторяющиеся фразочки из внутреннего диалога — всё это содержимое бессознательного ума, который начинает доминировать в моменты ослабления активности ума сознательного. Они всегда работают в связке, но если в нормальном состоянии бессознательный ум поддерживает работу сознательного через предоставление подходящих ассоциативных рядов для обеспечения более полного и содержательного мыслительного процесса, то в моменты, когда сознательный ум устаёт или перегружается, бессознательный начинает вести его за собой. И тогда навязчивые состояния, столь характерные для бессознательного ума, подчиняют себе течение мыслей сознательного, и человек зацикливается на какой-нибудь идее, становясь почти одержимым ею.
Причиной зацикливания ума на одной идее во всех, без исключения, случаях становится сильное желание. Даже когда человек одержим страхом чего-либо, зацикливание инициируется желанием того, чтобы страшное не случилось, желанием избежать ужасного и непоправимого. Теоретически зациклиться можно на любом желании, и многим известны состояния, когда они оказываются неспособны думать ни о чём другом, кроме желаемого. Ночью не могут спать, пока не выполнят своё желание. Это короткая одержимость и кратковременное зацикливание.
Длинное зацикливание начинается со стресса, который энергетически «просаживает» человека, и тогда бессознательный ум получает власть над ним. Стресс, понятное дело, возникает не на пустом месте. Вот, например, ссора и расставание с тем, кого вы любите. В зависимости от степени вашей привязанности вы можете испытать стресс разной силы — и зациклиться на желании его (или её) вернуть, чтобы снова всё стало хорошо и вы жили долго и счастливо. Хотя в состоянии зацикливания о далёком будущем никто думать не может, потому что в уме формируется одна доминанта — «я не могу без него жить», и эта мысль (являющаяся следствием желания, на котором зациклился ум) повторяется снова и снова, иногда меняя формулировку, но в сути своей оставаясь прежней. Ум входит в помрачение, в котором вам кажется, что без любимого человека вы и на самом деле жить не способны. Вы начинаете жалеть себя и попадаете в ситуацию страдания, из которого видите только два выхода: либо удовлетворить желание, либо — умереть. Подростковые самоубийства в большинстве случаев являются следствием зацикливания ума на каком-нибудь желании — ведь в молодости желания вообще сильнее, чем в старости.
Чтобы выйти из зацикленного состояния ума, нужно либо реализовать желание, либо снизить активность бессознательного ума, вернув в ум равновесие. С реализацией желания существует одна проблема — при зацикливании, даже вернув любимого или уже, наконец, сбросив лишний вес, человеческому уму кажется, что этого недостаточно. Он остаётся перевозбуждённым и продолжает гонять одни и те же мысли по кругу, считая, что этого мало. Входит страх, что любимый снова уйдёт, а тело вновь располнеет, и желание, чтобы этого не случилось, поддерживает зацикливание ума. Поэтому, как ни крути, начинать нужно с того, чтобы утихомирить бессознательный ум, который, собственно говоря, и погружается в состояние зацикленности. И единственный способ, помогающий этого добиться, если вы не занимаетесь практиками осознания — выражение желания и мыслей, которые не дают вам покоя.
Всем знакомо состояние, когда в голове крутится музыкальный мотивчик или несколько строк из какой-нибудь песни, услышанной накануне. Можно пытаться волевым усилием остановить эту непрошенную музыку, но такой подход обычно не помогает, потому что постоянно контролировать активность бессознательного ума очень трудно. Гораздо проще взять и пропеть слова из песни вслух несколько раз и тогда вы обнаруживаете, что навязчивая мелодия покинула ваш ум. Причём, чем в более полном варианте вы пропоёте застрявшую в уме песенку, тем быстрее она вас оставит. Ум терпеть не может незавершённости и чаще всего крутит те песни, которые вы послушали не полностью, ухватив только какую-то их часть — один куплет с припевом, вот и всё. При этом, конечно, эту песенку вы хорошо уже знаете, и потому ум, словив по радио небольшой её отрывок, начинает её завершать самостоятельно, снова и снова повторяя услышанный кусок. Так он работает — ему требуется завершение. Пропев песенку, вы закрываете проблему незавершённости, и ум успокаивается.
В том, что касается зацикленности, завершение ситуации обычно невозможно, поэтому главное здесь — выйти из состояния помрачения ума, вернуть его в более или менее уравновешенное состояние. Поэтому для начала нужно хоть немного разрядить бессознательный ум, начав проговаривать вслух те мысли, которые постоянно в нём крутятся. Сделать это нужно в полную силу, потому что иначе эффекта не будет. Нельзя разрядить ум, повторив навязчивые мысли два-три раза, нужно сделать это упражнением и возвращаться к его выполнению несколько раз в день. Проговаривайте вслух свои мысли, выражайте желание и невозможность его осуществления; пойдёт гнев — выразите его, прокричитесь и проругайтесь, пойдёт печаль — проплачьтесь, а придёт страх — сожмитесь в комок и тоже выразите его и телом, и словами. Выражайте до тех пор, пока не почувствуете себя опустошёнными; тогда это сработает, и энергия, переполняющая бессознательный ум, будет сброшена. А заодно сбросится напряжение эмоционального тела, связанное с нереализованным желанием.
В выражении такого рода имеется одно очень важное качество — проговаривая вслух то, что сидит у вас в уме, вы поневоле становитесь свидетелем происходящего, разотождествляясь с гнетущими мыслями и чувствами. А разотождествление, возможность пронаблюдать ситуацию со стороны, уже способствует выходу из состояния помрачения ума. Выражая и наблюдая, вы освобождаетесь от зацикленности, создавая возможность для переключения ума на другие цели и темы.
Чтобы бессознательный ум перестал быть главным, нужно восстановить уровень энергии, который снизился после стресса. Хорошо, если вы можете выспаться, хотя в зацикленном состоянии сон обычно нарушается. Тогда здесь могут помочь дыхательные упражнения — например, пранаяма, в которой дыхание выполняется в четыре стадии — вдох, задержка, выдох, задержка, причём все стадии длятся одинаковое количество времени. Задержки в дыхании притормаживают активность ума, а всё упражнение в целом позволяет вам набрать достаточное количество энергии для того, чтобы разорвать его зацикленность и начать мыслить более-менее здраво. Тогда вся ситуация станет выглядеть не столь беспросветно и можно будет найти какие-то решения или же поступить с желанием, из-за которого наступила зацикленность, как и с любым другим — подавить, отложить, заместить или осознать и развеять.
Зациклиться можно на чём угодно, были бы подходящие условия — стресс и сильное желание, которое нельзя осуществить сразу же. Вы можете зациклиться на собственном несовершенстве и «уродстве», на внешней привлекательности, на ревности или зависти, на любви и на ненависти, на личном спасении или на идее спасения человечества через правильную форму веры в Бога. Сила вашего погружения в зацикленное состояние ума может быть разной, но симптомы будут одинаковыми, хотя и выраженными в большей или меньшей степени, а также разными по длительности. И конечно, сама по себе зацикленность, которая начинается как небольшая страсть, по мере развития становится источником и причиной стресса, ухудшающего и без того нехорошую ситуацию.
Человеческий ум легко входит в помрачённые состояния, и причиной их может стать любая эмоция, новость или даже своя собственная, глубоко выстраданная мысль. Но в основе всех помрачений, конечно же, лежат желания. Ведь и все эмоции с ними, так или иначе, связаны. Люди так привыкают к своим помрачениям, что считают их нормальным состоянием ума, в котором можно и должно жить. Но состояние это — не нормальное, и только потому, что люди в большинстве своём не знают о том, что можно жить иначе, они даже не пытаются что-либо изменить. Вернее, все их попытки сводятся либо к уходу от внутренних дискомфортов через алкоголь и прочие обезболивающие, либо к компенсации дискомфорта через создание себе иллюзий, внешней занятости ума и получению доступных и недорогих удовольствий.
Тот, кто начинает осознавать себя и растёт в осознанности, рано или поздно выходит за пределы ума, вместе со всеми его ограничениями восприятия и законами функционирования. Этот выход — одна из степеней освобождения, когда человек становится хозяином своего внутреннего мира, перестав зависеть от колебаний сознательного и автоматизмов бессознательного ума. Тогда и познаётся новая степень нормальности, в которой ум занимает место слуги, имеющего ограниченную область приложения и не сующегося в вопросы, с которыми он ничего сделать не способен. Тогда он активируется в момент необходимости и переходит в пассивное состояние, если сейчас его работа не нужна. Так достигается внутренняя гармония, в которой нет места ни помрачениям, ни зацикленности, ни желаниям, норовящим осуществиться во что бы то ни стало. Таков Путь осознанности, и к этому он приводит.