завеса в храме как называется
Завеса
Смотреть что такое «Завеса» в других словарях:
ЗАВЕСА — ЗАВЕСА, завесы, жен. (книжн.). Большая занавеска, отделяющая часть помещения (устар.). «Под сенью пурпурных завес блистает ложе золотое.» Пушкин. || перен. То, что застилает, закрывает от взгляда. Завеса тумана. ❖ Упала (или спала с глаз) завеса… … Толковый словарь Ушакова
завеса — поднимать завесу.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. завеса гардина, портьера, пелена, занавеска, занавес, завес, занавесь, поволока, маскировка, навес, покров, полог, флер … Словарь синонимов
ЗАВЕСА — ЗАВЕСА, завесить и пр. см. завешивать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Завеса — см. Скиния (III,2) см. Храм (III,1; VI) В храме Ирода З. отделяли притвор от Святого и Святое от Святого Святых. Разрыв З. перед Святым Святых в момент смерти Иисуса (Мф 27:51) послужил знаком того, что Своей смертью и воскресением Иисус… … Библейская энциклопедия Брокгауза
ЗАВЕСА — ЗАВЕСА, ы, жен. 1. Большая занавеска (устар.). Бархатная з. Приподнять завесу над чем н. (перен.: сделать явным, более ясным что н. малоизвестное, скрытое). 2. перен. То, что скрывает, закрывает собой что н. З. тумана. Дымовая з. (искусственное… … Толковый словарь Ожегова
ЗАВЕСА — стена в виде сруба с окнами, которой заделывалась на зиму передняя сторона стапеля со стороны воды. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
ЗАВЕСА — [евр. ; греч. καταπέτασμα; церковнослав. реже ]. В Ветхом Завете З. один из важных предметов ветхозаветного богослужения, представлявший собой ткань из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона (согласно толкованию Иосифа Флавия … Православная энциклопедия
Завеса — В Викисловаре есть статья «завеса» Завеса: Занавес тканевая завеса для закрытия чего либо. Катапетасма церковная завеса в православном храме. Завеса оперативные объединения Красной Армии, созданные в 1918 году для защиты… … Википедия
завеса — ы, ж. 1) устар. Кусок ткани, приспособленный для занавешивания чего л. или отгораживания какой л. части помещения; большая занавеска. [Анна Васильевна] молча указывала человеку пальцем на портьеру, и тяжелая негнущаяся шелковая завеса мерно… … Популярный словарь русского языка
ЗАВЕСА (БОГОСЛУЖЕНИЕ)
Духовный смысл ветхозаветной завесой в полноте раскрывается в Евреям Послании (в Евр 10. 20 З. называется плоть Христова, скрывавшая Его Божество).
В богослужении христианской Церкви.
Разновидностью завес, доныне встречающейся в афонских и некоторых других храмах, являются занавеси кивория, закрывающие св. престол со всех или только с 3 сторон. Символическое толкование завесы, по мнению Николая и Феодора Андидских, состоит в том, что она прообразует плащаницу Спасителя (Theodor. Andid. Comment. liturg. // PG. 140. Col. 445), свт. Симеон Фессалоникийский считал, что она прообразует завесу небесной скинии (Sym. Thessal. De templ. // PG. 155. Col. 341, 348, 704). Завеса, представляющая собой красивую ткань (в греч. практике, как правило, бархат пурпурового цвета; в рус. практике допускаются зевесу различного цвета), часто с вышитым на ней крестом, вешается у святых (царских) врат так, чтобы полностью закрывать их просвет со стороны алтаря.
Символическое осмысление рукоделия Богоматери, т. е. ткачества, возможно, повлияло на технику выполнения первых завес; о наиболее ранних завесах известно, что они были полностью ткаными, несмотря на сложнейший рисунок.
По мнению Г.С. Добронравова, в ранний период наиболее распространены были завесы, закрывавшие только престол, о чем свидетельствует, напр., мозаика в церкви вмч. Георгия в Фессалонике (IV век), на которой изображен киворий «над святым престолом на 4 столбах с куполообразным верхом. Между столбами этого кивория и повешены 8 завес, в каждом пролете по 2 половинки, так что в известные моменты завешивался лишь один престол; весь же алтарь с горним местом и запрестольем был всегда виден всем присутствующим в храме» (Добронравов. 1912 год. С. 7). Судя по письменным источникам и памятникам изобразительного искусства, первоначальные формы завес (завеса кивория и завеса алтаря) появились, существовали и развивались независимо друг от друга с IV века
С VI века известны завесы со сложным композиционным построением и иконографической программой. Одна из таких завес вместе с изображениями подробно описана в «Экфрасисе Св. Софии» (VI век) Павла Силенциария. В Св. Софии К-польской, украшенной имп. Юстинианом, завесой (ансамбль, состоящий из центральной и 2 др. З.) укрывался только киворий, тогда как весь алтарь оставался открытым.
О завесе в Св. Софии Константинопольской говорится, что они «распускались» или «разворачивались» священнослужителями (Иерусалимская. 1988 год. С. 10). О них упоминает русский паломник свт. Антоний, архиеп. Новгородский († 1232 год), который в описании Св. Софии Константинопольской оставил свидетельство только о завесе (катапетасмах) кивория и даже сам киворий назвал катапетасмой (Добронравов. 1912. С. 8; Путешествия… 1872. С. 73). Свидетельство архиеп. Антония Новгородского указывает на то, что завесы, присутствующие только на кивории, сохранялись в Св. Софии до XIII века завесы в др. византийских храмах устраивались по образцу завесы Св. Софии Константинопольской.
Указание на завесц у кивория сохранилось в описании церкви XVII веке: «Вокруг престола под сенью завеса тафтяная алая» (Там же. С. 18), при этом отмечены признаки редуцированной завесы «в виде узких полотнищ из шелковой ткани, прилегающих к столбам кивория и служащих теперь только украшением. Наконец, самый деревянный раззолоченный подзор сени, несколько спускающийся по углам вниз, представляет собою не что иное, как слабые следы той же когда-то необходимой утвари» (Там же).
Изменения завесы обусловлены в первую очередь применением ее в церковном обиходе. Это развитие раскрывается в многообразии предметов литургического текстиля (большие и малые воздухи, плащаница, которые произошли от завесы), их символики и иконографии. Иконография немногих дошедших до настоящего времени завесы связана преимущественно с текстом т. н. молитвы катапетасмы (Успенский. 2003. С. 224), содержащей смиреннейшую просьбу о принятии евхаристического Дара.
Для типологии завесы и развития иконографических вариантов ее оформления наиболее важны ранние образцы.
Египетская тканая З. (Кливлендский худож. музей, США) представлена в каталоге музея как егип. тканая икона VI в. Ее иконография и размер (178,7×110,5 см) позволяют предположить первоначальное использование ее в качестве З. В центре композиции изображена на престоле Богоматерь с Младенцем, за к-рым по сторонам стоят архангелы Михаил и Гавриил. Над ней изображение, занимающее ок. трети общего размера ткани: Христос на престоле с поднятой благословляющей десницей в мандорле в окружении 2 ангелов и со звездами у подножия. Кайма З. выткана растительными мотивами с изображениями апостолов в медальонах по нижней части каймы до линии, отделяющей верхний сюжет (Pelikan. 1990. Р. 16).
Завеса 1673 года из монастыря Ксиропотам на Афоне упомянута Н.П. Кондаковым: на ней «изображены императоры Андроник и Роман, с неграмотною надписью, которая назначена пояснить такое соединение». В руках императоров модель обители, «вокруг них из двух кантаров подымаются разводы виноградной лозы, представляющей образ процветающей обители и покрытой тюльпанами, колокольчиками и иными фантастическими цветами», нехарактерными для византийского орнамента. По мнению Кондакова, это «благочестивая монастырская подделка, во вкусе пышных завес и надгробных покровов молдовлахийских господарей, если даже не от них и происходит» (Кондаков. 1902 год. С. 248).
Древние образцы завес представляют собой попытки создания символического богословского и изобразительного единства. В завесах позднего периода эта тенденция отсутствует, что, вероятно, обусловлено утратой понимания символики и места предмета в литургическом действе. В современное шитье изображения на завесе носят преимущественно декоративно-орнаментальный характер, хотя наблюдается возрастающий интерес к созданию сюжетных произведений.
Иллюстрации:
Богоматерь с Младенцем и архангелами. Апостолы. Фрагмент тканой егип. завесы. VI в. (Кливлендский художественный музей, США). Архив ПЭ.
Православная Жизнь
В православном храме нет ни одной вещи или действия, которые бы не несли смысловую духовную нагрузку. В том числе и иконостас, и завеса над Царскими вратами являются полноправными «участниками» богослужения.
Фото: Александр Шурлаков
В чем же состоит значение данных предметов в микрокосме православного храма?
Архитектура и внутреннее убранство православного храма – это, если можно так выразиться, небо на земле. Это модель духовного мира – Царствия Небесного – которую нам через святого пророка Моисея открыл Господь на горе Синай. Тогда Бог повелел создать ветхозаветную скинию по четкому образцу, данному Им Моисею вплоть до мельчайших деталей. Новозаветный православный храм имеет то же устройство, что и ветхозаветный, с той разницей, что Господь наш Иисус Христос вочеловечился и совершил дело спасения рода человеческого. Именно из-за этого грандиозного события произошли изменения в новозаветном храме относительно ветхозаветного.
Но неизменяемой осталась трехчастная структура храма. При святом пророке Моисее это были: двор, святилище и Святое Святых. В новозаветном храме это – притвор, средняя часть храма и алтарь.
Притвор и средняя часть храма символизирует собой Церковь земную. Здесь могут находиться все верующие православные христиане. Средней части храма соответствует ветхозаветное святилище. Раньше в нем не мог находиться никто, кроме священников. Но сегодня, так как Господь пречистой Своею кровию очистил всех нас и соединил с Собою Таинством Крещения, то в средней части храма – этом новозаветном святилище – могут пребывать все православные христиане.
Святому святых Моисеева храма соответствует в новозаветной церкви алтарь. Он – символ Царствия Небесного. Недаром он строится на возвышении относительно средней части храма и притвора. Само слово «altus» в переводе с латыни обозначает «высокий». Центром алтаря является престол. Это трон, на котором незримо в храме восседает сам Бог. Главное место православного храма. Даже священнослужитель без особой нужды (богослужения, требы) и необходимой богослужебной одежды (например, подрясника) не должен прикасаться к нему – это земля святая, место Господа.
Обычно между алтарем и средней частью храма возводится специальная стена, украшенная иконами. Она называется «иконостасом». Слово греческое, составное, образованное от слов «икона» и «стоять». Данная перегородка возведена, как иные неправильно думают, не для того, чтобы не было видно, чем батюшка занимался в алтаре. Конечно, нет. Иконостас имеет вполне определенную богослужебную и духовную нагрузку.
Практика возведения иконостасов очень древняя. По церковному преданию, первым, кто повелел закрыть алтарь завесой, был святитель Василий Великий во второй половине IV века. Но еще ранее известны перегородки между алтарем и средней частью храма. Например, в храме Гроба Господнего в Иерусалиме.
Современный вид иконостаса был практически сформирован в церковном искусстве к началу XV столетия.
Итак, что же значит иконостас в духовном и богослужебном смысле?
Он символизирует собой мир святых и Ангелов – Царствие Небесное, еще недоступное нам. Это то место и состояние души, к которому нам нужно стремиться. Царствие Небесное для нас – живущих на земле – еще отделено и недоступно. Но всякий православный христианин обязан к нему идти и стремиться с помощью тех спасительных средств, которые нам предлагает Церковь и Ее Глава – Христос.
Визуальное отделение алтаря от средней части храма должно мотивировать нас стремиться туда – в горняя, и это стремление является стержнем жизни каждого православного христианина. Мы верим, что однажды милосердный Господь откроет нам двери в рай и введет в него, как любящий Свое дитя Отец…
С другой стороны, иконы иконостаса рассказывают нам историю спасения рода человеческого Господом нашим Иисусом Христом. Например, иконостас может быть одно- и многоярусным. В первом ярусе посредине Царские врата. Это также место Бога. Даже священник не имеет права сквозь них проходить: только в облачении и в строго определенное время службы. Справа и слева находятся так называемые диаконские врата. Через них могут входить в алтарь священнослужители и церковнослужители. Диаконскими они названы потому, что через них диаконы выходят из алтаря и заходят обратно во время произнесения специальных молитвословий (ектений) перед Царскими вратами. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, а слева Пресвятой Богородицы, на самих же диаконских вратах размещаются, как правило, иконы святых Архангелов Михаила и Гавриила – этих небесных диаконов Бога, или святых диаконов первомученика и архидиакона Стефана и мученика Лаврентия. Реже – иные иконы. За диаконскими вратами справа помещается храмовая икона.
Если есть в иконостасе второй ярус, он называется «деисусный чин». «Деисис» в переводе с греческого обозначает «моление, прошение». У нас часто распространена неправильная форма перевода на современный русский язык этого слова – «деисус». В центре ряда изображается Христос-Пантократор (Вседержитель) на троне, справа от него (если смотреть со стороны храма, то слева) – Пресвятая Богородица в молитвенной позе, а слева (если с храма – то справа) – святой Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн также с молитвенно протянутыми руками. Далее находятся иконы различных святых также в молитвенных позах, обращенных к Спасителю. Изображены могут быть различные святые Православной Церкви, чаще всего это – 12 апостолов.
Непосредственно над Царскими вратами размещается икона Тайной Вечери – ставшей первой Литургией, совершенной самим Богом. Это символ главного служения Церкви и храма в том числе – служение Святой Евхаристии – Тела и Крови Христовых.
Если есть в иконостасе третий ярус, то на нем размещаются иконы двунадесятых праздников. Именно они символизируют собой спасение Христом падшего человечества. Реже бывают (только в больших соборах) четвертый и пятый ярусы. В четвертом ряду изображаются святые пророки, в пятом – праотцы (святые прародители Адам и Ева, патриархи Авраам, Исаак и т. д.). В центре верхнего ряда иконостаса помещается икона Святой Троицы, а венчает его Святой Крест как главное орудие нашего спасения.
Завеса по-церковному называется греческим словом «катапетасма» (в переводе «занавес»). Она отделяет Царские врата со стороны алтаря от святого престола.
Все в храме: и Царские врата, и завеса имеют строго определенное значение.
К примеру, Царские врата – это, если можно так выразиться, двери Христа. Потому на них часто помещаются кругленькие иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех святых евангелистов – они благовествуют о Богочеловеке Христе. Открытие на богослужении Царских врат и прохождение через них священнослужителей – символ того, что Господь присутствует в храме и благословляет молящихся.
Начало всенощного бдения. После девятого часа открываются Царские врата, и священник в тишине совершает каждение, далее он возглашает перед престолом славословие Святой Троице и прочие уставные молитвословия, затем через Царские врата выходит из алтаря и кадит весь храм, иконы, молящихся. Все это символизирует начало Священной истории, сотворение мира, человечества. Каждение священником алтаря и молящихся символизирует то, что Бог пребывал в раю с людьми, и они непосредственно зримо общались с Ним. После каждения Царские врата закрываются. Совершилось грехопадение и изгнание людей из рая. Врата снова открываются на вечерне, совершается малый вход с кадилом – это обетование Бога не оставить согрешивших людей, но послать к ним Сына Своего Единородного для спасения.
Точно так же и на Литургии. Царские врата открываются перед малым входом – символ выхода Христа на проповедь, потому вслед за этим и несколько позже читаются Апостол и Евангелие. Великий вход с Чашей и дискосом – выход Спасителя на крестные страдания.
Закрытие катапетасмы перед возгласом «Вонмем. Святая святым» – символ смерти Христовой, положения Его тела во гроб и затворения гроба камнем.
К примеру, многие великопостные богослужения проводятся не только при закрытых Царских вратах, но и при затворенной завесе. Это символ того, что человечество изгнано из рая, что мы должны теперь плакать и сокрушаться о своих грехах перед закрытым входом в Царствие Небесное.
Открытие и завесы, и Царских врат во время пасхального богослужения – символ восстановления утраченного богообщения, победы Христовой над диаволом, смертью и грехом и открытие пути в Царствие Небесное для каждого из нас.
Это все говорит нам о том, что в православном богослужении, как и в устройстве храма, нет ничего лишнего, но все стройно, гармонично и призвано к тому, чтобы ввести православного христианина в райские чертоги.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Видео
—Музыка
—Стена
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Зачем в храме нужны иконостас и завеса над Царскими вратами? Иллюстрированный обзор
Зачем в храме нужны иконостас и завеса над Царскими вратами?
В православном храме нет ни одной вещи или действия, которые бы не несли смысловую духовную нагрузку.
В том числе и иконостас, и завеса над Царскими вратами являются полноправными «участниками» богослужения.
В чем же состоит значение данных предметов в микрокосме православного храма?
В православном храме нет ни одной вещи или действия, которые бы не несли смысловую духовную нагрузку.
В том числе и иконостас, и завеса над Царскими вратами являются полноправными «участниками» богослужения.
Фото: Александр Шурлаков
В чем же состоит значение данных предметов в микрокосме православного храма?
Архитектура и внутреннее убранство православного храма – это, если можно так выразиться, небо на земле. Это модель духовного мира – Царствия Небесного – которую нам через святого пророка Моисея открыл Господь на горе Синай.
Тогда Бог повелел создать ветхозаветную скинию по четкому образцу, данному Им Моисею вплоть до мельчайших деталей. Новозаветный православный храм имеет то же устройство, что и ветхозаветный, с той разницей, что Господь наш Иисус Христос вочеловечился и совершил дело спасения рода человеческого. Именно из-за этого грандиозного события произошли изменения в новозаветном храме относительно ветхозаветного.
Но неизменяемой осталась трехчастная структура храма.
При святом пророке Моисее это были: двор, святилище и Святое Святых.
В новозаветном храме это – притвор, средняя часть храма и алтарь.
Притвор и средняя часть храма символизирует собой Церковь земную. Здесь могут находиться все верующие православные христиане. Средней части храма соответствует ветхозаветное святилище. Раньше в нем не мог находиться никто, кроме священников.
Но сегодня, так как Господь пречистой Своею кровию очистил всех нас и соединил с Собою Таинством Крещения, то в средней части храма – этом новозаветном святилище – могут пребывать все православные христиане.
Святому святых Моисеева храма соответствует в новозаветной церкви алтарь.
Он – символ Царствия Небесного. Недаром он строится на возвышении относительно средней части храма и притвора. Само слово «altus» в переводе с латыни обозначает «высокий».
Центром алтаря является престол. Это трон, на котором незримо в храме восседает сам Бог.
Главное место православного храма. Даже священнослужитель без особой нужды (богослужения, требы) и необходимой богослужебной одежды (например, подрясника) не должен прикасаться к нему – это земля святая, место Господа.
Престол с Дарами
Обычно между алтарем и средней частью храма возводится специальная стена, украшенная иконами.
Она называется «иконостасом».
Слово греческое, составное, образованное от слов «икона» и «стоять». Данная перегородка возведена, как иные неправильно думают, не для того, чтобы не было видно, чем батюшка занимался в алтаре. Конечно, нет. Иконостас имеет вполне определенную богослужебную и духовную нагрузку.
Практика возведения иконостасов очень древняя.
По церковному преданию, первым, кто повелел закрыть алтарь завесой, был святитель Василий Великий во второй половине IV века.
Но еще ранее известны перегородки между алтарем и средней частью храма. Например, в храме Гроба Господнего в Иерусалиме.
Современный вид иконостаса был практически сформирован в церковном искусстве к началу XV столетия.
Итак, что же значит иконостас в духовном и богослужебном смысле?
Он символизирует собой мир святых и Ангелов – Царствие Небесное, еще недоступное нам.
Это то место и состояние души, к которому нам нужно стремиться. Царствие Небесное для нас – живущих на земле – еще отделено и недоступно. Но всякий православный христианин обязан к нему идти и стремиться с помощью тех спасительных средств, которые нам предлагает Церковь и Ее Глава – Христос.
Визуальное отделение алтаря от средней части храма должно мотивировать нас стремиться туда – в горняя, и это стремление является стержнем жизни каждого православного христианина.
Мы верим, что однажды милосердный Господь откроет нам двери в рай и введет в него, как любящий Свое дитя Отец…
С другой стороны, иконы иконостаса рассказывают нам историю спасения рода человеческого Господом нашим Иисусом Христом.
Например, иконостас может быть одно- и многоярусным.
Иконостас в г. Мышкин
В первом ярусе посредине Царские врата.
Это также место Бога.
Даже священник не имеет права сквозь них проходить: только в облачении и в строго определенное время службы.
Справа и слева находятся так называемые диаконские врата.
Через них могут входить в алтарь священнослужители и церковнослужители. Диаконскими они названы
потому, что через них диаконы выходят из алтаря и заходят обратно во время произнесения специальных молитвословий (ектений) перед Царскими вратами.
Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, а слева Пресвятой Богородицы, на самих же диаконских вратах размещаются, как правило, иконы святых Архангелов Михаила и Гавриила – этих небесных диаконов Бога, или святых диаконов первомученика и архидиакона Стефана и мученика Лаврентия.
Реже – иные иконы. За диаконскими вратами справа помещается храмовая икона.
Если есть в иконостасе второй ярус, он называется «деисусный чин». «Деисис» в переводе с греческого обозначает «моление, прошение».
У нас часто распространена неправильная форма перевода на современный русский язык этого слова – «деисус».
В центре ряда изображается Христос-Пантократор (Вседержитель) на троне, справа от него (если смотреть со стороны храма, то слева) – Пресвятая Богородица в молитвенной позе, а слева (если с храма – то справа) – святой Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн также с молитвенно протянутыми руками.
Далее находятся иконы различных святых также в молитвенных позах, обращенных к Спасителю. Изображены могут быть различные святые Православной Церкви, чаще всего это – 12 апостолов.
Непосредственно над Царскими вратами размещается икона Тайной Вечери – ставшей первой Литургией, совершенной самим Богом.
Это символ главного служения Церкви и храма в том числе – служение Святой Евхаристии – Тела и Крови Христовых.
Если есть в иконостасе третий ярус, то на нем размещаются иконы двунадесятых праздников.
Именно они символизируют собой спасение Христом падшего человечества.
Реже бывают (только в больших соборах) четвертый и пятый ярусы. В четвертом ряду изображаются святые пророки, в пятом – праотцы (святые прародители Адам и Ева, патриархи Авраам, Исаак и т. д.).
В центре верхнего ряда иконостаса помещается икона Святой Троицы.
А венчает его Святой Крест как главное орудие нашего спасения.
Завеса по-церковному называется греческим словом «катапетасма» (в переводе «занавес»).
Она отделяет Царские врата со стороны алтаря от святого престола.
Завеса в обычные дни (во время Великого поста она меняется на черного цвета материю)
Завеса в Пасхальный период (обязательно красного цвета)
Все в храме: и Царские врата, и завеса имеют строго определенное значение.
К примеру, Царские врата – это, если можно так выразиться, двери Христа. Потому на них часто помещаются кругленькие иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех святых евангелистов – они благовествуют о Богочеловеке Христе.
Открытие на богослужении Царских врат и прохождение через них священнослужителей – символ того, что Господь присутствует в храме и благословляет молящихся.
Пример.
Начало всенощного бдения. После девятого часа открываются Царские врата, и священник в тишине совершает каждение, далее он возглашает перед престолом славословие Святой Троице и прочие уставные молитвословия, затем через Царские врата выходит из алтаря и кадит весь храм, иконы, молящихся.
Все это символизирует начало Священной истории, сотворение мира, человечества.
Каждение священником алтаря и молящихся символизирует то, что Бог пребывал в раю с людьми, и они непосредственно зримо общались с Ним. После каждения Царские врата закрываются.
Совершилось грехопадение и изгнание людей из рая. Врата снова открываются на вечерне, совершается малый вход с кадилом – это обетование Бога не оставить согрешивших людей, но послать к ним Сына Своего Единородного для спасения.
Точно так же и на Литургии. Царские врата открываются перед малым входом – символ выхода Христа на проповедь, потому вслед за этим и несколько позже читаются Апостол и Евангелие. Великий вход с Чашей и дискосом – выход Спасителя на крестные страдания.
Закрытие катапетасмы перед возгласом «Вонмем. Святая святым» – символ смерти Христовой, положения Его тела во гроб и затворения гроба камнем.
К примеру, многие великопостные богослужения проводятся не только при закрытых Царских вратах, но и при затворенной завесе. Это символ того, что человечество изгнано из рая, что мы должны теперь плакать и сокрушаться о своих грехах перед закрытым входом в Царствие Небесное.
Открытие и завесы, и Царских врат во время пасхального богослужения – символ восстановления утраченного богообщения, победы Христовой над диаволом, смертью и грехом и открытие пути в Царствие Небесное для каждого из нас.
Это все говорит нам о том, что в православном богослужении, как и в устройстве храма, нет ничего лишнего, но все стройно, гармонично и призвано к тому, чтобы ввести православного христианина в райские чертоги.