заявление на обучение по адаптированной программе для детей с овз
Как написать заявление на обучение ребенка по адаптированной программе
Заявление на обучение по адаптированным программам — это письменное согласие родителей на то, чтобы ребенок занимался по специально разработанному курсу с учетом его индивидуальных особенностей. В каких случаях происходит такой перевод, и какие для этого нужны документы?
Перевод на адаптированное обучение: причины
Адаптированные программы разрабатываются школами специально для детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении, нарушениями поведения.
В соответствии с современными ФГОС (Федеральным государственным образовательным стандартам), все дети вправе обучаться в обычной общеобразовательной школе, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья. Но усваивать материал, успевать за одноклассниками в общем режиме доступно не всем, это зависит от характера заболевания, особенностей самого ребенка и т. д. Для таких учеников создаются индивидуальные адаптированные программы.
Основания
Основанием для перевода на обучение по адаптированной программе является заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Заключение ПМПК содержит общие рекомендации, на основании которых школа разрабатывает программу для конкретного ребенка. В разработке программы вправе участвовать родители.
Видов таких программ много: для глухих и слабослышащих детей, для слепых и слабовидящих, для детей с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития и т. д.
Что это дает
Кроме программы обучения, подстроенной под конкретного школьника и его возможности, детям с ОВЗ при необходимости гарантирована помощь специалистов: психолога, логопеда, дефектолога и т. д.
Бывает, что такие дети в силу своих особенностей успевают усваивать школьный материал, но плохо пишут проверочные работы. Адаптированное обучение дает возможность писать тесты и контрольные в индивидуальном порядке, без ненужных стрессов и нервотрепки.
При написании работ ЕГЭ и ОГЭ у них на 1,5 часа больше времени, при необходимости предусмотрены альтернативные варианты государственной итоговой аттестации.
Школьный аттестат как итог обучения адаптированная программа не гарантирует, все зависит от возможностей ребенка, динамики заболевания и т. д., но облегчает его получение.
Для большинства детей с ОВЗ учеба в обычной школе, пусть и по индивидуальным программам, — стимул и незаменимая помощь в социализации.
Как происходит перевод на адаптированную программу
Рекомендацию к переводу ребенка на адаптированную программу дает психолого-медико-педагогической комиссия (ПМПК).
Письменное заявление-согласие на обучение по адаптированной программе родители пишут в школу, уже имея на руках заключение ПМПК.
Документы для ПМПК
Список документов для комиссии:
Заключение об обучении по адаптированной программе выдается как на год, так и на несколько лет, до перехода из начальной школы в среднюю, а из средней — в старшие классы.
ПМПК выдает не просто заключение о необходимости перевода ребенка на адаптированную программу, но и конкретные рекомендации для ее разработки.
Заявление на перевод
Заявление на перевод ребенка на обучение по адаптированной программе пишут родители (законные представители) на имя директора школы.
В тексте заявления указываются данные ребенка, подтверждается согласие на адаптированное обучение, в качестве основания указывается заключение ПМПК и законодательная норма (п. 3 ст. 55 ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»).
Так выглядит заявление родителя на обучение по адаптированной программе на имя директора:
Директору МБОУ «СОШ № _______»
(административная принадлежность школы)
от _________________, отца (матери)
(Ф.И.О. родителя учащегося)
о согласии на обучение по адаптированной образовательной программе
(Ф.И.О. родителя (законного представителя)
отец/мать/законный представитель (нужное подчеркнуть) _____________________________________________________________________________,
ученика/ученицы _________ класса, даю согласие на его/ее обучение по адаптированной образовательной программе в МБОУ «СОШ № ________».
Основания: ч. 3 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и рекомендация психолого-медико-педагогической комиссии от «__»___________ 20___года № _______,
Рекомендацию психолого-медико-педагогической комиссии прилагаю.
Возможно ли вернуться к основной программе
Возможно. Это решение родителей (законных представителей), а после 15 лет — и самого ребенка. Заключение ПМПК рекомендует, но не обязывает их переводить своего сына или дочь на адаптированную программу.
Если сам ребенок, родители и учителя видят, что проблемы были временными, он хорошо справляется с учебой и потянет обычную программу, обратный переход возможен.
Главное — не спешить, взвесить все «за» и «против».
Возможен ли отказ в переводе
ПМПК откажет в рекомендации о переводе на адаптированную программу, если не сочтет основания достаточными или если не предоставлены все необходимые документы.
Школа при наличии положительного заключения ПМПК отказать не имеет права. Единственное законное основание для отказа — переполненные классы. В этом случае обращайтесь в отдел (управление, департамент) образования местной администрации.
Как правильно составить заявление в школу на обучение по адаптированной программе
Заявление-согласие на обучение по адаптированной программе — это документ, в котором родители подтверждают, что не против перевести своего ребенка на учебу, учитывающую особенности его развития. К такой бумаге обязательно прикладывают заключение ПМПК.
Причины для перевода
На адаптированную школьную программу переводят учеников, которым важно создать для обучения специальные условия.
Причины для перевода:
Переводят ребенка только на основании заявления родителя на обучение по адаптированной программе и при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
Адаптированную школьную программу разрабатывают с учетом индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей ребенка. Ее создают для школьников с ограниченными возможностями здоровья, учитывая рекомендации специалистов из психолого-медико-педагогической комиссии.
Куда предоставить и какие еще документы потребуются
Заявление на перевод родители передают в приемную образовательной организации.
Кроме заявления от родителей, потребуются и другие документы:
Как составить заявление на перевод
Заявление на перевод пишут в письменном виде на имя директора образовательного учреждения.
Основные моменты заполнения:
Так выглядит бланк заявления:
(наименование должности руководителя
(наименование образовательной организации)
(Ф.И.О. матери (или: отца, законного
представителя) ребенка с ограниченными
адрес электронной почты: __________________
о согласии на обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной основной общеобразовательной программе
(Ф.И.О. матери (или: отца, законного представителя) ребенка с ограниченными возможностями здоровья)
(матерью, отцом, законным представителем)
__________________________________________________________________, руководствуясь ч. 3
ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и на основании рекомендаций________________________________________________________________________
(наименование психолого-медико-педагогической комиссии)
от «___»________ ____ г. № ___, заявляю о согласии на обучение _____________________________
____________________________________________ по адаптированной основной
общеобразовательной программе в ____________________________________________________________________________________.
(наименование образовательной организации)
1. Свидетельство о рождении (или: документы, подтверждающие законное представительство).
2. Рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии от «___»________ ____ г. № __________________.
«___»________ ____ г.
Пример заполненного заявления:
Директору МБОУ СОШ № 1 г. Москвы
(наименование должности руководителя
Суровому Павлу Петровичу
адрес ОО: 140001, г. Москва, ул. Московская, д. 5
от Ивановой Маргариты Ивановны
(Ф.И.О. матери (или: отца, законного
представителя) ребенка с ограниченными
адрес: г. Москва, ул. Знаний, д. 2, кв. 3,
адрес электронной почты: Ivanova@gmail.com
о согласии на обучение ребенка с ограниченными возможностями
здоровья по адаптированной основной
Иванова Маргарита Ивановна,
(Ф.И.О. матери (или: отца, законного представителя) ребенка с ограниченными возможностями здоровья)
являющаяся матерью Иванова Ивана Владимировича, руководствуясь ч. 3
ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и на основании рекомендаций__ПМПК______________________________________________________________
(наименование психолого-медико-педагогической комиссии)
от «01» февраля 2020 г. № 12, заявляю о согласии на обучение
Иванова Ивана Владимировича по адаптированной основной общеобразовательной программе
в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Москвы в условиях инклюзивного образования в коррекционном классе (совместно с другими обучающимися).
1. Свидетельство о рождении (или: документы, подтверждающие законное представительство).
2. Рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии от «01» февраля 2020 г. № 12.
Могут ли отказать
Если у родителей есть на руках заключение комиссии ПМПК, школа или другая образовательная организация не вправе отказать в просьбе перевести школьника на обучение по адаптированной программе. Эта особенность закреплена законом № 273-ФЗ «Об образовании», где указано, что образовательная организация организует учебный процесс, опираясь на потребности и особенности своих учеников. И приказом Минобрнауки России № 1082 от 20.09.2013, где прописано положение о психолого-медико-психологической комиссии.
Единственный законный отказ принять такого школьника на обучение — отсутствие свободных мест.
МБОУ Привольненская средняя общеобразовательная школа Илекский район Оренбургская область
Nav view search
Навигация
Искать
Главное меню
Войти
Сейчас на сайте
Сейчас 3 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Образец согласия родителей на обучение детей с ОВЗ по адаптированной программе
Заявления родителей (законных представителей) о согласии на обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной основной общеобразовательной программе
Директору МБОУ Привольненская СОШ
(Ф.И.О. матери (или: отца/законного представителя) ребенка с ограниченными возможностями здоровья)
адрес проживания: _______________________________________
адрес электронной почты: ______________________
о согласии на обучение ребенка
с ограниченными возможностями здоровья
по адаптированной основной общеобразовательной программе
(Ф.И.О. матери (или: отца/законного представителя) ребенка с ограниченными возможностями здоровья)
_______________________, являющ______ матерью/отцом/законным представителем
__________________________________________________________________, (Ф.И.О. ребенка)
руководствуясь ч. 3 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии от «___»______ г. № _________,
заявляет о согласии на бучение________________________________________
по адаптированной основной общеобразовательной программе в МБОУ Привольненская СОШ Илекского района
1. Свидетельство о рождении (или: документы, подтверждающие законное представительство).
2. Рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии от»___»_______ г. N ________.
Заявление на обучение по адаптированной программе для детей с овз
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства просвещения РФ от 27 августа 2021 г. № АБ-1362/07 “Об организации основного общего образования обучающихся с ОВЗ в 2021/22 уч. году”
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или в федеральные государственные образовательные стандарты включаются специальные требования (часть 6 статьи 11 Закона об образовании).
Образовательные программы разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (статьи 12 и 28 Закона об образовании).
В соответствии с указанными требованиями срок получения основного общего образования обучающимися с ОВЗ при обучении по адаптированным основным общеобразовательным программам основного общего образования (АООП ООО), может быть увеличен на один год и составлять не более шести лет.
Общий объем аудиторной работы обучающихся с ОВЗ в случае увеличения срока обучения на один год не может составлять менее 6018 академических часов за шесть учебных лет.
При реализации адаптированных основных образовательных программ основного общего образования обучающихся с ОВЗ в учебный план могут быть внесены следующие изменения:
— для глухих и слабослышащих обучающихся исключение из обязательных учебных предметов учебного предмета «Музыка»;
— для глухих и слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи включение в предметную область «Русский язык и литература» обязательного учебного предмета «Развитие речи», предметные результаты по которому определяются образовательной организацией самостоятельно с учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых образовательных потребностей;
— для глухих, слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата изменение сроков и продолжительности изучения иностранного языка;
— для всех обучающихся с ОВЗ исключение учебного предмета «Физическая культура» и включение учебного предмета «Адаптивная физическая культура», предметные результаты по которому определяются образовательной организацией самостоятельно с учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых образовательных потребностей.
Изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации для образовательных организаций, в которых языком образования является русский язык, осуществляется при наличии возможностей и по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Изучение второго иностранного языка осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в образовательной организации необходимых условий;
В адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования в план внеурочной деятельности включаются индивидуальные и групповые коррекционные учебные курсы в соответствии с программой коррекционной работы.
Образовательная организация вправе в 2021/22 учебном году осуществлять обучение по АООП ООО в соответствии с ФГОС с согласия обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Согласие может быть получено в ходе специально организованного собрания обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, на котором необходимо разъяснить особенности реализации АООП ООО обучающихся разных нозологических групп с ОВЗ в соответствии с ФГОС ООО.
Переход на обучение в соответствии с требованиями ФГОС ООО при наличии согласия обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможен на любом году обучения, как для обучающихся, впервые поступающих на обучение на уровне основного общего образования в 2021/2022 учебном году, так и для обучающихся, зачисленных на обучение ранее.
Прошу довести информацию до сведения государственных образовательных организаций субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, муниципальных районов и городских округов в сфере образования, в ведении которых находятся муниципальные организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы.
1 До утверждения примерных адаптированных основных образовательных программ основного общего образования при разработке адаптированных основных общеобразовательных программ основного общего образования обучающихся с ОВЗ, в том числе программы коррекционной работы, целесообразно опираться на программные материалы, подготовленные ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» по заказу Минпросвещения России в целях пролонгации работы, начатой при организации образования обучающихся с ОВЗ на уровне начального общего образования, и размещенные на сайте https://ikp-rao.ru/frc-ovz/.
2 До утверждения примерных программ воспитания обучающихся с ОВЗ при разработке программ воспитания обучающихся с ОВЗ целесообразно опираться на программные материалы, подготовленные ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» по заказу Минпросвещения России и размещенные на сайте http://mpgu.su/nauchno-metodicheskie-osnovy-sistemy-vospitanija-detej-s-ovz/.
Обзор документа
Минпросвещения разъяснило, как в школах организовать обучение детей с ОВЗ в 2021/22 учебном году. Указано, какие изменения могут быть внесены в учебный план.
Образовательные организации самостоятельно разрабатывают АООП ООО с учетом требований ФГОС ООО.
Школа вправе в 2021/22 учебном году осуществлять обучение по АООП ООО в соответствии с ФГОС с согласия обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Согласие может быть получено в ходе специально организованного собрания.
Переход на обучение в соответствии с требованиями ФГОС ООО при наличии согласия возможен на любом году обучения.
Заявление на обучение по адаптированной программе для детей с овз
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2014 г. № ВК-1748/07 “О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью”
В связи с неоднозначной трактовкой в субъектах Российской Федерации вопроса о государственной аккредитации образовательной деятельности по адаптированной образовательной программе и адаптированной основной общеобразовательной программе, которые реализуются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в рамках Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Минобрнауки России совместно с Рособрнадзором России разработал и направляет разъяснения своей позиции в части государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
Разъяснения
о государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью
для обучающихся с ОВЗ по адаптированной основной общеобразовательной программе в образовательной организации, созданной органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ согласно статье 79 Закона, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
для обучающихся с инвалидностью в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В соответствии со статьей 28 Закона разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации. Согласно части 5 статьи 12 Закона образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно части 1 статьи 92 Закона государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования.
Таким образом, адаптированные образовательные программы разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе основных образовательных программ и реализуются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
В связи с изложенным выше адаптированные образовательные программы являются предметом государственной аккредитации.
Адаптированная основная общеобразовательная программа разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся. Для детей с умственной отсталостью она не предполагает освоение уровня основного общего образования, установленного федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования.
При этом Закон выделил некоторые особенности при реализации названных образовательных программ.
Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении.
В соответствии с частью 13 статьи 60 Закона лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам» (зарегистрирован Минюстом России от 26 ноября 2013 г., регистрационный № 30465) утвержден образец свидетельства об обучении и порядок его выдачи лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), согласно которому свидетельство выдается выпускникам в связи с завершением ими обучения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в которых выпускники обучались, не позднее десяти дней после издания распорядительного акта об отчислении выпускников из образовательной организации.
Указанное свидетельство не является документом об образовании, поскольку обучающиеся с умственной отсталостью по адаптированным основным общеобразовательным программам не проходят государственной итоговой аттестации. В то же время свидетельство дает право на прохождение профессиональной подготовки по специальностям, рекомендованным для лиц с нарушением интеллекта.
ФГОС является единым для каждой категории обучающихся с ОВЗ и, вместе с тем, предусматривает возможность создания дифференцированных образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Концепция ФГОС предполагает разработку четырех вариантов образовательных программ, в которых формулируются требования к содержанию образования, условиям реализации образовательной программы и результатам ее освоения с учетом степени выраженности нарушений в развитии.
При разработке проектов ФГОС для ОВЗ будут предусмотрены требования к:
условиям реализации Программ;
результатам освоения Программ обучающимися с ОВЗ для каждого уровня образования; итоговым достижениям обучающихся с ОВЗ к моменту завершения школьного образования.
Для обучающихся с умственной отсталостью предусмотрены варианты ФГОС, согласно которым обучающийся получает образование по адаптированной основной общеобразовательной программе, созданной на основе индивидуального учебного плана.
С момента вступления в силу ФГОС для лиц с ОВЗ адаптированные основные общеобразовательные программы будут подлежать аккредитации.
Следует отметить, что согласно части 6 статьи 92 Закона при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы.
Таким образом, образовательная организация при положительном решении аккредитационного органа получает государственную аккредитацию в отношении всех основных общеобразовательных программ, относящихся к тому или иному уровню общего образования (начальное общее, основное общее, среднее общее образование).
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей | И.О. Терехина |
Обзор документа
Лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью вправе получать образование в соответствующих организациях. Последние разрабатывают адаптированные образовательные программы. Основой служат основные. Программы реализуются по федеральным стандартам.
Таким образом, адаптированные программы являются предметом госаккредитации. Они должны формироваться с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся. Для детей с умственной отсталостью не предполагается освоение уровня основного общего образования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и по рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии.
Лицам с различными формами умственной отсталости, не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным программам, выдается свидетельство об обучении. Оно не является документом об образовании, поскольку не проводится государственная итоговая аттестация. Однако свидетельство дает право пройти профподготовку по специальностям, рекомендованным для лиц с нарушением интеллекта.
Отмечается, что в настоящее время в рамках госконтракта Минобрнауки России реализует проект «Разработка федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и механизмов его внедрения». Исполнителем выступает ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена».