заявление на ветхое жилье признание образец
Как правильно составить заявление о признании дома аварийным? Какие ещё документы для этой процедуры понадобятся?
Процедура признания жилья аварийным состоит из нескольких последовательных этапов: проведение экспертизы здания на предмет общего состояния конструкций, написание заявления, сбор и подача документов, получение обоснованного решения жилищного комитета.
В результате признания недвижимости непригодной для проживания власти обязаны предоставить гражданам новое жилье, не уступающее по качеству и условиям прежнему. Это прописано в Постановлении Правительства №47 от 28.01.2006 г.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Документы для признания дома аварийным
Вопрос о признании здания аварийным и решение о его реконструкции или сносе решается на месте органами местного самоуправления, в частности, созданной межведомственной жилищной комиссией.
При необходимости можно приложить жалобы всех владельцев квартир дома на неудовлетворительные условия жилья (как действовать жильцам, чтобы дом признали аварийным?).
Для рассмотрения и решения вопроса о непригодности жилья для проживания органам власти необходимо предоставить перечень документов:
Как правильно составить заявление?
Вместе с документами нужно направить заявление о признании дома аварийным. Оно пишется в свободной форме с указанием следующих данных:
Инициатором заявления могут быть не только жильцы дома, но и наниматель помещения, а также надзорные органы, пожарная служба и иные уполномоченные ведомства.
Заявление и документы подаются в жилищную комиссию органов местного самоуправления. Бумаги можно направить на рассмотрение лично, а также заказным письмом или через сайт «ГосУслуги».
Решение о признании здания аварийным принимает межведомственная комиссия, в составе которой могут быт собственники помещения, инженеры, работники МЧС и пожарной службы, сотрудники СанПина, Роспотребнадзора и газовой службы.
Заключение специальной комиссии
Заявление и документы рассматриваются органами местного самоуправления в течение месяца. За это время все члены комиссии проверяют документы и факты, изложенные в них.
Также они могут принять решение о проведении собственной проверки. После принятия решения комиссия дает заключение, которое направляется заявителю в течение пяти дней.
Заключение представляет законченный документ, содержащий решение членов комиссии о вопросе признания дома аварийным. В заключении должна быть изложена следующая информация:
Самая важная часть этого документа – окончательный результат проверки. Жилищный комитет может вынести один из следующих вердиктов:
О том, что делать собственникам после того, как их дом признали аварийным, написано тут.
Если вердикт жилищной комиссии собственников квартир не удовлетворил, то они могут обратиться в суд.
Дом могут признать аварийным, но подлежащим не сносу, а реконструкции. Как правило, такое решение власти выносят в том случае, если само здание имеет статус памятника архитектуры. Если в результате проверки выяснится, что дом является историческим архитектурным объектом, то расселение жильцов станет невозможным, так как сносу такие объекты не подлежат. Собственникам придется делать ремонт здания за свой счет.
Процедура признания дома ветхим требует временных и денежных затрат. Однако личная безопасность превыше всего, поэтому медлить с подачей заявления и бумаг в межведомственную жилищную комиссию не стоит.
Заявление в межведомственную комиссию о признании дома аварийным
Заявление на обследование жилого помещения – это документ, на основании которого проводится проверка для дальнейшего признания жилья аварийным. Оно подается в межведомственную комиссию или администрацию муниципалитета одним или несколькими собственниками жилья. Особенности оформления и подачи регламентируются региональным законодательством, но есть общие нормы, которые обязаны соблюдать везде. Рассмотрим, когда дом могут признать аварийным, как заполнить и подать заявление, куда обращаться и в какой срок оно будет рассмотрено.
В статье расскажем:
Когда дом могут признать аварийным?
Основания и порядок признания жилых помещений аварийными и непригодными для проживания регламентируются Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47. Дом признается аварийным по заявлению одного или нескольких собственников, или по результатам плановой проверки уполномоченным органом, если соблюдается одно из нескольких условий:
Обратите внимание! Дом высотой до двух этажей нельзя признать аварийным, если в нем нет централизованной канализации или водоснабжения только лишь по этому основанию. Не считаются непригодными для проживания многоквартирные дома свыше 5 этажей, в которых отсутствуют мусоропроводы и лифты, если само здание физически изношено и не подлежит реконструкции или капитальному ремонту.
Как подать заявление о признании дома аварийным?
Как говорилось ранее, дом могут признать аварийным по результатам плановой проверки, или внепланово – по заявлению одного или нескольких жильцов. Если дом сочтут непригодным для проживания, собственников включат в региональную программу расселения из аварийного жилья. Вместо старых квартир дадут новые, или выплатят денежную компенсацию каждому.
Если не хочется дожидаться плановой проверки состояния многоквартирного дома, лучше сразу подать заявление.
Куда обращаться?
Заявление подается в межведомственную комиссию, в состав которой входят сотрудники жилищной инспекции, МЧС, и других ведомств. Если такой комиссии в регионе нет, следует обращаться в жилищный отдел администрации муниципалитета.
Важно! Подать заявление можно лично в комиссию или администрацию, через МФЦ, Почтой России или через Госуслуги.
Содержание и образец заявления
Форма заявления должна быть утверждена административным регламентом муниципального органа власти. Посмотреть ее можно на сайте администрации. Но есть общие пункты, заполнение которых обязательно в любом случае:
Примечание: заявление могут подписать несколько собственников. В конце обычно находится отрывная часть, где указывается входящий номер обращения, реквизиты расписки и подпись заявителя о ее получении.
Документы
Вместе с заявлением представляются другие документы:
Совет юриста: если ранее жильцами подавались жалобы на неудовлетворительное состояние дома, их тоже желательно представить вместе с остальными документами.
Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)
Порядок и сроки рассмотрения
Получив заявление, комиссия определяет состав экспертов, которые будут исследовать проектную документацию. Также проводится оценка жилых помещений, по результатам которой оформляется акт обследования и заключение межведомственной комиссии о признании дома аварийным.
По итогам администрацией принимается решение, один экземпляр направляется заявителю. На все отводится 30 календарных дней.
Как подать заявление в межведомственную комиссию через Госуслуги?
Подача заявления о признании дома аварийным доступна не во всех регионах. Если эта услуга доступна в субъекте по месту нахождения недвижимости и у заявителя есть подтвержденный аккаунт на портале, можно воспользоваться им.
Примечание: заявление, поданное через Госуслуги, рассматривается тоже 30 календарных дней. Услуга предоставляется бесплатно.
Что делать, если отказали в признании дома аварийным?
Комиссия может отказать в признании жилья аварийным, и тогда у собственника есть два варианта:
В последнем случае суд может удовлетворить требования, и тогда комиссии придется провести проверку повторно.
Ответы юриста на частные вопросы
Заключение эксперта
Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)
Заявление в межведомственную комиссию о признании дома аварийным образец
Порядок признания дома аварийным состоит из нескольких этапов. Вначале нужно установить, что здание требует проверки. Затем происходит назначение межведомственной комиссии и экспертов. Вслед за этим выносится предварительное решение об аварийности дома. Окончательный вердикт принимает администрация муниципального образования.
Жильцы также участвуют в процедуре – путем подачи заявления в межведомственную комиссию. Что за этим следует, как его составить и куда подавать мы разберем в материале ниже.
Зачем и когда нужно писать заявление?
Различают два варианта исследования жилья на предмет его аварийности: плановый и внеплановый. Первый вариант предусматривает включение дома в адресную региональную программу по расселению аварийных домов. Учет непригодных для проживания объектов ведут местные органы власти.
Внеплановый вариант – это обращение жильцов старого дома, которые хотят обратить внимание на аварийность здания. Именно жильцы подают заявление в специальную комиссию или районную администрацию. Итогом рассмотрения заявки станет сбор межведомственной комиссии.
Осмотром и оценкой комиссия не занимается. Акт проверки им предоставляют специалисты из числа экспертов. Жители непригодного для проживания дома могут написать заявление на имя руководителя межведомственной комиссии. Цель обращения – инициировать проверку изношенного здания и признать его аварийным.
Как правильно написать?
Единственно верная форма обращения в межведомственную комиссию – простая письменная. Вместе с заявлением жильцы прилагают документы из списка (см. ниже).
Содержание заявления может включать:
Правом подачи такого заявления обладают не только жильцы непригодного дома. Зачастую о проблеме заявляют надзорные органы, например – жилищная инспекция или пожарная служба при МЧС.
Образец заявления о признании дома аварийным
За основу можно взять нижеприведенный шаблон:
Также потребуется заполнить и подписать согласие на обработку личных данных заявителя. Пример того, как выглядит документ вы можете найти ниже:
Куда нести заявление?
Выбирая адресата заявления, нужно учитывать особенности населенного пункта. Далеко не везде есть межведомственные комиссии. Иногда жильцам приходится действовать через местную администрацию, например – через жилищный отдел по работе с населением. Специалисты примут заявку, зарегистрируют его в реестре и дадут расписку о принятии.
Порядок подачи заявления в межведомственную комиссию:
Какие нужны документы?
Обязательное дополнение к заявлению в комиссию – список документы в соответствии с Постановлением Правительства № 47.
Заявитель должен подготовить:
Обращение не самого гражданина, а его представителя потребует в дополнение к имеющимся документам:
Срок рассмотрения
Начиная с момента регистрации заявления, обычно проходит около 30 дней. Именно столько выделяется на рассмотрение заявки и принятие промежуточного решения. Срок может быть и меньше, например – 3 дня, если дом действительно находится в плачевном состоянии.
Оформление заключения администрации займет еще 5 дней. Затем распоряжение будет направлено в адрес заявителя. Итого, с момента подачи заявления в межведомственную комиссию пройдет по меньшей мере 35 дней.
Образец искового заявления о признании дома аварийным незаконным
Случается, что решение комиссии или администрации не отвечает интересам жильцов. Например, разваливающийся дом не признали аварийным или назначили длительный срок расселения объекта. Жильцы имеют право оспорить заключение в судебном порядке. Для этого им нужно составить и подать административный иск о признании незаконным признание или непризнание дома аварийным.
Шаблон такого иска вы можете просмотреть ниже:
Обращение в суд не бесплатное – в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, истец оплачивает стандартную госпошлину в 300 рублей. Кроме того, понадобятся данные независимой экспертизы. Жильцы могут заказать оценку дома общими усилиями. Если решение суда окажется в их пользу, есть шанс взыскать затраты с ответчика – местной администрации.
Сталкиваясь с непригодным для проживания домом, жильцы не знают, что им делать? Администрация часто преследует свои цели и не спешит признавать здание аварийным. Рассчитывать на быстрое разрешение вопроса не приходится. Однако жители дома имеют право требовать от властей исполнять обязанности. Для этого нужно составить грамотное заявление, приложить документы, обосновать свою позицию и отстаивать точку зрения во всех инстанциях.
ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ БЕСПЛАТНО
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
Заявление на ветхое жилье признание образец
Конституционное право граждан на жилище имеет ряд проявлений, одним из которых является гарантия защиты жилищных прав в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу. При этом особенности механизма защиты прав граждан зависят от формы собственности жилого помещения, находящегося в аварийном доме.
Какие права есть у граждан — нанимателей муниципального жилья при сносе их дома?
Согласно ст. 86, ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ граждане, проживающие в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, и являющиеся нанимателями находящегося в нем жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, подлежат выселению с обязательным предоставлением другого, равнозначного по площади благоустроенного применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилого помещения по договору социального найма. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в границах населённого пункта, в котором расположено аварийное жилье, за исключением случаев выраженного письменно согласия гражданина на предоставление ему жилья в другой местности.
Чем отличается ветхое жилье от аварийного? И влияет ли эта разница на права граждан.
Действующее законодательство не содержит понятия «ветхое жилье». Однако из общего смысла термина следует, что это жилье, которое вследствие физического износа полностью или частично утратило свои эксплуатационные свойства. При этом аварийным жилье признается на основании решения государственного органа или органа местного самоуправления, поэтому сама по себе ветхость жилья не влияет на права граждан.
А какие вопросы чаще всего возникают при расселении муниципального жилья?
Наиболее часто возникающие в правоприменительной практике вопросы связаны с понятием равнозначностии благоустроенности нового жилого помещения, его удаленности от ранее занимаемого жилья.
Что означает равнозначность?
Критерием равнозначности предоставляемого жилого помещения, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ, является его соответствие ранее занимаемому по площади. При этом, несмотря на фактическое ухудшение условий проживания, предоставление, например, вместо трехкомнатной квартиры хотя и равной по площади, но двухкомнатной или, скажем, вместо двух изолированных комнат двух смежных не является противоречащим закону (определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.04.2017 № 81-КГ17-2, определение Верховного Суда РФ от 03.11. 2015 № 1-КГ15-10).
Не исключены случаи предоставления гражданам квартир большей площади по сравнению с ранее занимаемыми, что вынуждает нанимателей осуществлять бремя содержания жилых помещений в повышенном размере. Указанный вариант не противоречит правилу о предоставлении равнозначного жилья, поскольку не ухудшает положение гражданина (п. 59 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018).
Следует понимать, что предоставление нового жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома является мерой компенсационного характера, в связи с чем, например, предоставление однокомнатной квартиры площадью 30 кв. м. взамен такой же, но находящейся в аварийном доме, семье из 4 и более человек является законным и обоснованным (п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»). Вместе с тем, предоставление нового жилья в указанной ситуации не лишает права семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и впоследствии претендовать на получение квартиры с большей площадью.
Какое жилье признается благоустроенным?
Степень благоустроенности определяется органами местного самоуправления применительно к условиям каждого конкретного населенного пункта и не всегда означает обязательное наличие центрального отопления или системы водоотведения. Например, согласно постановлению Главы ГО «город Якутск» от 02.03.2009 № 14 жилое помещение должно быть обеспечено электроосвещением, хозяйственно-питьевым и горячим водоснабжением, водоотведением, отоплением, а в газифицированных домах также и газоснабжением.
А какие ограничения по удалённости предоставляемого жилья?
Судебной практикой разделяются понятия «населенный пункт» и «муниципальное образование». Так, под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село) (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014). Из вышеизложенного следует, что, например, гражданину, проживающему в с. Сегян-Кюель Кировского эвенского национального наслега Кобяйского района, в связи со сносом дома не может быть предоставлено жилье, находящееся в с. Батамай, входящего в состав указанного наслега, поскольку в таком случае ему было бы предоставлено жилое помещение за пределами населенного пункта. Вместе с тем, переселение граждан из одного района города в другой, пусть это и повлечет для них неудобства, не является противоречащим закону.
Так, Верховным судом РС (Я) указано, что положения ст. ст. 86-89 Жилищного кодекса РФ о предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением из аварийного дома, не содержат требований к инфраструктуре жилого района (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 1 полугодие 2017 года). Разрешая спор, суд апелляционной инстанции указал, что отказ ответчиков от переселения по мотиву отсутствия инфраструктуры и удаленности от школы не основан на законе, в связи с чем суд первой инстанции принял правильное решение об удовлетворении заявленных Окружной администрацией г. Якутска исковых требований, выселив ответчиков из жилого помещения, признанного аварийным и подлежащего сносу, в другое жилое помещение.
Законна ли отсрочка предоставления другого жилья?
Вероятно, под отсрочкой Вы подразумеваете случаи, когда дом признан аварийным в текущем году, а его расселение производится спустя несколько лет. Если мы говорим о муниципальном жилье, то жилищное законодательство не предусматривает каких-либо сроков переселения граждан из аварийного дома в другой, поэтому в таких случаях следует руководствоваться общеправовым принципом о разумном сроке. Но в любом случае представляется неправомерным проживание граждан в аварийном жилье на протяжении нескольких лет при условии, что органом местного самоуправления не принимается никаких мер по восстановлению прав данных граждан на надлежащие условия проживания. При указанных обстоятельствах возможна успешная защита прав в судебном порядке. Вместе с тем, следует учитывать, что один лишь факт непригодности жилого помещения для проживания не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 2017 год).
Так, Нерюнгринский районный суд, отказывая в удовлетворении иска гр. К. о предоставлении ей другого жилья ввиду непригодности для проживания ныне занимаемого, исходил из того, что дом, в котором находится жилое помещение истца, хоть и признан аварийным и подлежащим сносу, физический износ составляет 82 %, однако он включен в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО «Город Нерюнгри» PC (Я) на 2016-2022 годы», истец числится в списке граждан, подлежащих переселению в срок до 31.12.2019, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований во внеочередном порядке отсутствуют. С названной правовой позицией согласился и Верховный суд РС (Я).
Если же мы говорим о жилье, находящемся в собственности гражданина, то срок расселения аварийного дома устанавливается одновременно с его признанием аварийным. Данный срок законодательством также не определен. Вместе с тем, возложение на орган местного самоуправления обязанности по внеочередному предоставлению других жилых помещений до наступления установленных сроков сноса и расселения жильцов допустимо, если занимаемое жилое помещение создает непосредственную угрозу для проживающих и грозит обвалом на момент рассмотрения дела (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 1 полугодие 2018 года).
Вправе ли орган местного самоуправления делегировать застройщику свою обязанность по расселению нанимателей жилого дома, подпадающего под застройку?
Статьями 46.1, 46.2 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена возможность заключения органами местного самоуправления договоров о развитии застроенной территории, согласно условиям которых застройщики обязуются уплатить возмещение за изымаемые жилые помещения в аварийных многоквартирных домах, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома.
В каком порядке происходит переселение граждан из жилья, находящегося в их собственности?
Вопросы переселения граждан, проживающих в находящихся в их собственности жилых помещениях имеют определенную специфику.
Так, ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусматривает два способа обеспечения прав собственников жилых помещений, расположенных в аварийных домах: изъятие земельного участка вместе с находящимся на нем жилым помещением для государственных или муниципальных нужд с предоставлением либо денежного возмещения исходя из стоимости изъятого, либо другого, равноценного жилого помещения.
При этом процедура изъятия жилья вместе с земельным участком включает в себя несколько этапов (направление собственникам требований о сносе аварийного дома, принятие решения об изъятии, заключение с собственниками соглашений о таком изъятии).
Возможно ли признание аварийными частных домов?
Жилищный кодекс РФ и Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, предусматривают возможность признания аварийным только многоквартирного дома, вследствие чего частные дома не могут быть включены в региональную программу переселения из аварийного жилья. Вместе с тем, признание частного дома непригодным к проживанию влечет обязанность органа местного самоуправления обеспечить жилищных прав проживающих в нем граждан.
Какие проблемы наиболее часто возникают при восстановлении прав собственников аварийного жилья?
Наиболее часто в правоприменительной практике возникают вопросы, связанные с размером возмещения за изъятое жилье и обязанностью переселенных в новые жилые помещения граждан осуществить доплату за предоставление жилья большей площади, чем ранее занимаемые.
Как определяется размер возмещения?
Согласно ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением местапроживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Необходимо отметить, что рыночная стоимость жилого помещения зависит, в том числе, от места расположения земельного участка, т.е., например, очевидно, что жилые помещения, расположенные в г. Якутске, как правило, имеют более высокую стоимость, чем находящиеся в районах республики, а расположенное в центре города жилье стоит дороже, чем находящееся на периферии того же населенного пункта.
Собственникам жилых помещений следует понимать, что с одной стороны изъятие у них жилого помещения не допускается без заключения с ними соглашения, в котором должны быть определены условия такого изъятия, в том числе способ возмещения, но с другой стороны жилищное законодательство прямо предусматривает возможность принудительного изъятия жилья у граждан в судебном порядке.
Обязаны ли граждане осуществлять доплату?
В части вопросов о необходимости граждан осуществить доплату за предоставленное жилье соразмерно увеличившейся по сравнению с ранее занимаемым жилым помещением площади до недавних пор суды общей юрисдикции неизменно удовлетворяли иски органов местного самоуправления с такими требованиями, обязывая граждан уплатить в местный бюджет значительные для них суммы, вплоть до миллиона рублей.
Между тем, в определении от 11.06.2019 по делу № 1-КГ19-9 Верховный Суд РФ, отменяя апелляционное определение Архангельского областного суда от 06.08.2018, выразил противоположную правовую позицию. Так, высшим судебным органом указано, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность граждан оплачивать разницу в стоимости предоставленного и изъятого жилого помещения. Кроме того, региональная адресная программа переселения из аварийного жилья, во исполнение мероприятий которой истцы были переселены в новое жилое помещение,в качестве источников финансирования предусматривает средства ГК – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областного и местного бюджетов, но не средства граждан.