здание московского университета на воробьевых горах успенский собор во владимире церковь покрова
Успенский собор Владимира
Успенский собор Владимира включен в список восьми архитектурно-исторических памятников древнерусского белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси, причисленных в 1992 году к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО. До начала возвышения Москвы в его стенах проводились обряды венчания на великое княжение. Храм изначально был обеспечен огромными земельными наделами и десятиной со всех княжеских доходов. Он сыграл ключевую роль в становлении Владимира как политического и независимого православного центра.
Архитектурный образ культового сооружения явился образцом для целого ряда храмов, возведенных в разные исторические периоды. Здесь сохранились фрагменты уникальных фресок XII века, а также росписи именитых иконописцев Андрея Рублева и Даниила Чёрного.
Описание Успенского собора во Владимире
Белокаменное строение возведено в 1158–60 гг. по указанию князя Андрея Боголюбского, ставшего правителем всей Суздальской земли в 1157 году, после смерти своего отца Юрия Долгорукого. Изначально собор был трехапсидным и шестистолпным, имел три притвора, три алтаря и пять глав. По высоте (32,3 метра) он превосходил ранее построенные в Киеве и Новгороде Софиевские соборы, а по пышности внутреннего убранства — ему не было равных. Росписи появились 1161 году.
Золоченые скульптуры и двери, витражные стекла и виртуозная резьба по камню, фресковые ковры, пол из медных и керамических плит дополнялись богатейшей церковной утварью и облачениями, украшенными золотом, серебром и драгоценными камнями. Фасады декорировались лепным орнаментом и фигурными пилястрами с капителями коринфского ордера, в закомарах имелись рельефные композиции. От первоначального облика собора мало что сохранилось после масштабных пожаров, случившихся во Владимире в 1183 и 1185 гг.
Новый храм вокруг старого здания возводился в период с 1186 по 1189 гг. Собор значительно расширили за счет пристройки боковых галерей. Вместо трехнефного он стал пятинефным. Оставшиеся фрагменты фресок уничтожать не стали, некоторые из них сохранились до наших дней. Внутреннее пространство объединили посредством дополнительно пробитых арочных проемов.
Для сравнения — размеры в плане первого и заново возведенного Успенского собора (без учета апсид):
Хронология дальнейших основных событий выглядит следующим образом:
В течение всей своей истории Кафедральный собор Владимира реставрировался несколько раз. Он пережил величие, разруху и возрождение. Ныне комплекс находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Архитектура
Культовое сооружение выполнено в стиле русской романики, имеющей характерные отличия — белокаменные стены из гладкотесаного камня, перспективные порталы, орнаментальный декор. Направление создавалось в домонгольский период под влиянием приглашенных для работы западноевропейских архитекторов.
Сегодня первозданный образ храма увидеть невозможно. То, что осталось после пожара 1185 года, было обнесено стенами более поздней постройки.
Внешне Свято-Успенский собор Владимира смотрится массивно и добротно. По вертикали его фасады дробятся пилястрами, завершающимися плавными закомарами. По горизонтали плоскость визуально делится на два уровня декоративным колончатым поясом. Удлиненные проемы создают эффект устремленности ввысь.
В ходе нескольких реставраций XVIII—XIX вв. соборный комплекс пополнился:
Центральный световой фонарь с двенадцатью щелевидными проемами имеет более крупные размеры, чем четыре аналогичные угловые конструкции. В ходе перестройки 1186–89 гг. крайние фонари были сдвинуты с прежних мест в направлении вновь возведенных стен.
Интерьер и внутреннее убранство
Многое, что сегодня находится в Успенском соборе Владимира, появилось уже после его перестройки в 1189 году и в ходе более поздних реконструкций. Но здесь все еще присутствуют фрагменты древних фресок XII века и более поздние работы знаменитых иконописцев, выполненные в начале XV столетия.
В древней части храма и на заиконостасных столпах можно рассмотреть фигуры, изготовленные в конце XII века. Во второй половине XVIII столетия по прямому указанию императрицы Екатерины II интерьеры обветшавшего собора и его внутреннее убранство были существенно обновлены. Именно в тот период рублевский иконостас заменили резным. Древние иконы, написанные рукой мастера, сохранились. Часть из них находится в Третьяковской галерее.
В XIX веке поверх исчезнувших со временем фресок появились новые росписи. В 1970-80х годах производилась самая объемная и продолжительная реставрация.
Святыни
В Успенском соборе Владимира хранятся мощи святых великих князей:
В храме находятся иконы:
В нишах-аркосолиях, оборудованных в галерейных стенах собора, покоятся останки епископов, представителей княжеско-владимирских фамилий. В том числе, в северной галерее находятся захоронения двух князей — основателя храма Андрея Боголюбского и инициатора его восстановления Всеволода III (Большое Гнездо).
Фрески Успенского собора
В интерьере церкви сохранились некоторые фрагменты росписи, созданной еще в XII столетии. Кроме того, здесь присутствуют совместные работы уже зрелого мастера русской иконописи и монументальной живописи преподобного Андрея Рублева и его современника — монаха Даниила Чёрного, почитаемого православной церковью в лике святого преподобного. Эти росписи имеют научно подтвержденную дату создания — 1408 год.
Наиболее значимая из фресок Рублева, изображающая сцену Страшного суда, выполнена в светлой, торжественно-утверждающей манере, возвеличивающей духовные ценности и справедливость. Такой подход кардинально отличался от традиционно принятого грозного восприятия Судного дня. Изначально композиция занимала всю западную часть собора.
Режим работы
Владимирский кафедральный собор работает ежедневно с 07:00 до 20:00. Экскурсионное время — с 13:00 до 16:45, кроме понедельника. Часовня открыта ежедневно с 10:00 до 18:00.
Богослужения
С понедельника по субботу в 07:30 (по вторникам в 7:00) проводится Литургия, а в 17:00 — вечернее Богослужение. В воскресные дни утреннее расписание меняется. Ранняя Литургия начинается в 06:30, а поздняя — в 08:30. Кроме того, во время воскресной вечерней службы читается акафист иконе Владимирской Божией Матери. По пятницам после Вечерни проходят беседы с прихожанами.
Часовня в честь иконы Божией Матери, расположенной под колокольней, молебны с чтением Акафиста совершаются ежедневно, кроме воскресенья, в 11:00. В воскресные дни посетить богослужения можно в 12:00.
Что посмотреть рядом
Территория соборного комплекса со всех сторон окружена белокаменной оградой.
Как добраться до Успенского собора Владимира
До остановки «пл. Соборная» следуют:
До остановок «Ерофеевский спуск» и «ул. Муромская» довезут автобусы № 7С, 13С, 54, 55С, 56, 108, 110, 123, 139.
В 200 метрах от Соборной площади находится остановка «ул. Гагарина». Здесь можно сойти:
На сайте указано, где находятся ближайшие остановки автобусов и троллейбусов. Справочник маршрутов общественного транспорта Владимира можно посмотреть здесь.
От железнодорожной станции «Владимир-Пассажирский» и городского автовокзала до Свято-Успенского собора можно дойти пешком за 15 минут или доехать на троллейбусе № 5 до остановки «Соборная площадь» за 7 минут.
Во Владимире работают мобильные службы такси Rutaxi, Максим, Яндекс.Такси, Gett и др.
Свято-Успенский кафедральный собор Владимира: видео
Домонгольская красота Руси. Дмитриевский собор
Конечно, во Владимир все едут в первую очередь, чтобы поглазеть на фрески Успенского собора, постоять около него на круче над Клязьмой, потом съездить в Боголюбово, а дальше туристов везут в Суздаль. Дмитриевский собор слишком активным вниманием обделен, а совершенно напрасно. Потому что, конечно, Успенский собор – это Андрей Рублев и Даниил Черный, это мощи Александра Невского и Андрея Боголюбского и еще многих князей и епископов. Зато Дмитриевский собор – это домонгольская Русь. Такая, какой она была, без дальнейших переделок и перестроек.
Как считается, Дмитриевский собор был построен как домовая церковь княжеской семьи. Потому и Дмитриевский – в честь святого Дмитрия Солунского. Ведь собор этот построили по заказу Всеволода Большое Гнездо, а он по крестильному имени – Дмитрий. Кстати, в соборе имелась икона Дмитрия Солунского.
Теперь она хранится в московских музеях, в Дмитриевском соборе – копия. Но когда вы будете смотреть на эту копию, то вспомните, что есть довольно большая вероятность того, что это – портрет Всеволода Большое Гнездо, так как оригинальная икона была написана как раз во время его правления.
Да и на самом соборе, среди большого количества элементов белокаменной резьбы, а Дмитриевский собор в плане белокаменной домонгольской резьбы один из самых впечатляющих, есть вырезанное изображение Всеволода и его сыновей – Константина, Юрия, Ярослава, Владимира. На руках Всеволод видимо держит своего младшего сына – князя Святослава, который потом будет править в городке Юрьев Польский, где тоже стоит Столп Земли – один из сохранившихся до нашего времени домонгольских соборов. Ну а Ярослав – это отец Александра Невского, сами понимаете, очень знаковая фигура нашей истории.
Резьба на Дмитриевском соборе, конечно, очень впечатляет своим разнообразием и интересным подходом. Тут вам и Александр Македонский, и львы, и царь Давид со славянскими гуслями. Христианские каноны вместе со славянскими легендами далеко залесской стороны.
Жалко мы не знаем и никогда не узнаем, кто конкретно строил этот собор. Мы даже наверняка не знаем, принимал ли участие в постройке тот безвестный архитектор с севера Италии, присланный германским императором Фридрихом Барбароссой далекому другу из Гардарики Андрею Боголюбскому. Скорее всего, нет, потому что Успенский собор и церковь Покрова на Нерли, построенные европейским архитектором, возвели намного раньше Дмитриевского собора. А этот одноглавый собор, скорее всего, возводили его русские ученики, артель, научившаяся каменному строительству у мастера, имя которого так и осталось в глубине веков.
Этот собор прекрасен. Несмотря на то, что внутри почти не сохранилось старых фресок, только отдельные элементы, он все равно впечатляет. Своей белокаменной резьбой, своей основательной солидностью. Тем, что стоит века, несмотря на нашествия, перемены, невзгоды, смены династий и политического строя. И будет стоять дальше, основательно вросший во владимирскую землю, тоже недалеко от обрыва над бегущей внизу Клязьмой.
Будете во Владимире, пойдете смотреть Успенский собор, не забудьте, что рядом, совсем недалеко есть еще и Дмитриевский. Который не менее уникален и интересен и тоже стоит памятником Древнерусскому государству – домонгольской эпохе страны городов Гардарики.
Здание московского университета на воробьевых горах успенский собор во владимире церковь покрова
Установите соответствие между памятниками архитектуры и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКА |