землянск храм николая чудотворца
Храм во имя свт. Николая Чудотворца, с.Землянск
О храме
Храм Николая Чудотворца в Пушкарской слободе: вехи истории
Землянск – город старинный. Он основан гордостью служилых людей еще при царе Алексее Михайловиче, когда поселено было на этом месте 20 старых cолдат (1657 г.). Вскоре к ним на поселение пришли многие другие, и вскоре Землянск уже был сделан городом. Тогда же был построен Воскресенский собор, вероятно, от щедрот царских. Построением Землянска правительство думало защитить границы свои от набегов татар и других инородцев, а потому-то в 1661 г. в нем была построена деревянная крепость с башнями и тайниками и окопана глубоким рвом. Остатки вала еще долго были видны, но крепость несколько раз перестраивавшаяся, по ветхости и миновании в ней надобности, еще в конце XVIII столетия была продана. Первоначально население, за исключением вышеупомянутых солдат, состояло из малороссиян. В конце XVIII века в Землянске было уже четыре церкви и все каменные (две из них в пригородных слободах), по состоянию на 1866 г. они были определены в 1-е Землянское благочиние.
Из статьи В. К., опубликованной в газете
«Воронежские губернские ведомости» за 1871 г. (№76 )
Город Землянск расположен на северо-западе Воронежской губернии, в сорока верстах от Воронежа. Наименование этого города «Землянском» происходит, вероятно, от слова «землянка», так как первые жители, поселившиеся здесь (по народному преданию), жили в землянках – это были отставные и беглые солдаты, которые здесь во множестве селились, не имея надежного пристанища на своей родине. Пригородние слободы, примыкающие к городу Землянску, носят название: одна Пушкарской, а другая Солдатской; основатели этих слобод были, вероятно, пушкари, т. е. артиллеристы и армейские солдаты.
Из статьи Н. К. Миролюбова, опубликованной в газете
«Воронежские губернские ведомости» за 1862 г. (№22):
Пушкарская слобода получила свое название от поселившихся там пушкарей в 1657 году. Между ними были и мещеряки, оттого и в наше время есть много фамилий Мещеряковых в этой слободе. В настоящее время большая часть старожилов-пушкарей выслана из городской на свою землю (в пяти верстах от города). Церковь в сей слободе каменная, во имя Николая чудотворца; строена в 1793 году, на месте прежде бывшей деревянной. Эта церковь построена усердием прихожан, и особенно много усердствовал дворянин Тимофей Максимович Мишин. В ней два престола: в холодной свт. Николая и в теплом приделе, пристроенном в 1825 году, во имя преподобного Тихона Амафунтского, чудотворца.
Первая деревянная Никольская церковь в Пушкарской слободе Землянска была построена в 1760-х годах. В 1794 году перестроена в камне. Вот что об этом писал архиепископ Димитрий (Самбикин): «Никольская церковь в слободе Пушкарской, подгородней г. Землянска, с приделом святителя Тихона Амафунтскаго, каменная с колокольнею, построена в 1794 году на месте прежде бывшей. Земли 59 десятин пахатной и 16 десятин сенокосной. Есть план и межевая книга. Эта церковь считается приписною к Преображенской церкви г. Землянска, но имеет свой причт. Прихожан 650 душ. Хутора: Гнулуша и Суржи (в двух верстах). Есть билет в 50 рублей за поминовение. Церковь св. Николая в описи 1701 года не встречается; а в 1763 году при ней был священник Феодор, следовательно нынешняя церковь не первая».
По данным Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Александр Богомолов) и псаломщик (Николай Михайлович Мишин). У храма отмечено 73 десятины земли. Приход в Пушкарской слободе насчитывал 158 дворов, в которых проживало 1113 человек. Никольский храм был закрыт (вероятно, в 1930-х годах) и открыт вновь во время немецко-фашистской оккупации. Старейшие прихожане Никольского храма помнят легенду, согласно которой еще в начале прошлого века в бывшем уездном городе Землянске жил некий юродивый по имени Абрам. Однажды он предсказал «страшную смуту», из-за которой исчезнут все храмы Землянска, а Николай Чудотворец свою церковь защитит, и будет она стоять до скончания света… И действительно, в 1930-е гг. только зданию Никольской церкви посчастливилось уцелеть, а три других храма были безвозвратно утрачены.
Согласно страховой ведомости 1910 года «Николаевская церковь в Пушкарской слободе кирпичная, оштукатурена внутри и снаружи, покрыта железом, окрашена зеленой краской. Длина церкви с колокольней – 45 арш., ширина – 15 арш., высота до карниза – 15 арш.; иконостасов два: длина первого – 15 арш., высота – 7 арш., длина второго иконостаса – 9 арш., высота – 4 арш.; окон больших – 19, маленьких – 6, дверей наружных железных – 3. На церкви одна главка, здание ветхое, с южной стороны крестьянский дом на расстоянии 40 саж. Оценка включает с иконостасами и колокольней 3.000 руб. Присутствовали: священник М. Корыстин, ктитор И. Т. Бородкин, мещанин И. И. Ростовцев».
Из справки о состоянии Никольской церкви с. Землянска,
составленной протоиереем М. М. Раевским (1947 г.)
Здание церкви каменное, крытое железом. Разрушений от военных действий на ней нет Внутри церковь свеже выбелена, и сделана панель масляной краской в 2 метра высоты. Священных изображений на стенах писанных нет, а навешено много икон чтимых святителей разных размеров. Есть два больших киота с иконами Б[ожией] Матери. В алтаре престол, жертвенник с семисвечником. Последний деревянный, самодельный. Иконостас временный в два яруса. Из старого иконостаса на нем: царские врата, иконы Спасителя, Б[ожией] Матери, Тайная вечеря и сияние. Во втором ярусе повешены иконы Б[ожией] Матери, Св[ятого] Николая и Серафима Саровского. По бокам иконостаса икона Успения Б[ожией] Матери и картина «Распятие И[исуса] Хр[иста]». Утварью церковь снабжена: есть два прибора сосудов, из них один серебряный. Серебряное кадило и два креста. Круг богослужебных книг неполный. Напрестольных Евангелий три, из них одно серебряное. Подсвечников шесть больших и один малый – все деревянные. Ризница бедная: 4 ризы и 2 диаконовских стихаря и два подризника. Есть и колокол, но малого размера, звон которого не слышен дальше километра.
ГАВО. ф Р-967. Оп. 3. Д. 45. Л. 1. Подлинник. Рукопись
Сегодня Никольский храм один из немногих, сохранившихся без поздних перестроек в первоначальном виде, в архитектуре которого соединились формы позднего барокко и классицизма. Главный придел храма освящен в честь свт. Николая, архиеп. Мирликийских, чудотворца, малый придел — в честь свт. Тихона Задонского, чудотворца. В настоящее время Никольская церковь решением Воронежского облисполкома № 219 от 17.04.1987 г. и постановлением администрации Воронежской области N 850 от 14.08.1995 г. является объектом исторического и культурного наследия областного значения (код памятника: 3600404000). Милостью Божией, в храме регулярно совершаются богослужения, в воскресные дни совершаются Таинства Венчания и Крещения. При храме действует воскресная группа для детей. Приход храма активно сотрудничает с Землянской средней общеобразовательной школой с углубленным изучением отдельных предметов, регулярно проходят встречи священников храма с учащимися школы. Оказывается благотворительная помощь воспитанникам Землянской школы — интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Использованная литература:
1. Воронежская старина, выпуск 2 за 1903 год
Самбикин «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. 1881-1884»
2. П. Никольский «Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900»
3. Храм Николая Чудотворца в Землянске: вехи истории. Сборник документов/ сост. В.Ю. Коровин. – Воронеж, 2015.
Землянск. Церковь Николая Чудотворца.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Церковь Николая чудотворца в слободе Пушкарской с приделом св. Тихона Амафунтского, каменная, с колокольнею, построена в 1794 г. на место прежде бывшей.
Земли 59 дес. пахотной и 16 дес. сенокосной; на землю есть план и межевая книга. Эта церковь считается приписною к Преображенской церкви г. Землянска, но имеет свой причт. Прихожан 650 душ; в приходе, кроме села, хутора Гнилуша и Суржи. Есть билет в 50 руб. за поминовение.
Церковь св. Николая в описи 1701 г. не встречается, а в 1763 г. при ней был священник Федор, следовательно, нынешняя церковь не первая.
«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 2, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г.
О существовавшей ранее церкви
Преображенская церковь в городе Землянске с приделами на правой стороне – св. Димитрия, Ростовского митрополита, на левой стороне – св. Иоанна Предтечи каменная, с колокольнею, построена была в 1774 г.
Земли писцовой пахотной и сенокосной 65 дес. Причт получает % с 400 руб., из них 200 руб. пожертвованы мещанкою Поповой, 150 руб. коллежским регистратором Волотовым и 50 руб. мещанкою Мокротоваровою. К этой церкви приписана подгородняя в Пушкарской слободе церковь св. Николая, в ней есть свой причт. Прихожан 1385 душ, два штата. В приходе слободки: Хмелевка, Рождественская, Журавлевка, Коденцова, Рудая и Разин.
«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 4, Воронеж. Типография В.И. Исаева, 1886 г.
Храм Николая Чудотворца в Землянске
В конце 18 века тогда еще городе Землянске насчитывалось аж шесть храмов, два из них были деревянные, а четыре каменные. Сейчас сохранилась одна – церковь святителя Николая Чудотворца в бывшей Пушкарской слободе.
В 1794 году деревянный храм, датируемый 1770 годом, был перестроен в каменный. На сегодняшний день это строение уникально тем, что сохранилось без каких-либо существенных перестроек позднего времени в первоначальном виде. Самая старинная часть храма была летней. В 1862 году храм получил теплый (отапливаемый) предел во имя Тихона Амафунского Чудотворца. Таким образом, основание храма приобрело форму «корабль», то есть храм, трапезная и колокольня вытянуты в одну линию, символизируя церковь, как корабль спасения. Примечательно, что богослужения в храме за всю его историю не прерывались.
Высота однокупольного храма – 15 м, трехъярусная колокольня со шпилем достигает 20 метров. В архитектуре удачно соединены стили позднего барокко и классицизма.
Главный престольные праздники отмечаются 19 декабря в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца и 22 мая – в день перенесения в Бари мощей святителя Николая. Особо чтимый праздник – Преображение Господне, в честь которого был освящен землянский собор, утраченный в 1940х годах. В Никольском храме сохранилось много старинных икон. Но главная святыня – чтимая Тихвинская икона Божией Матери. По преданию святитель Тихон Задонский посоветовал избрать ее для Землянска, как особо почитаемую, а также начертал контуры иконы. Сегодня второй предел храма освящен во имя святителя Тихона Задонского.
Фото и текст Евгении Горловой©, февраль-март 2018 года
Больше о достопримечательностях Землянска здесь.
Наши сборные поездки из Воронежа здесь.
Землянск храм николая чудотворца
Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Землянск получил свое основание при царе Алексее Михайловиче в 1657 году; в этом году поселено было на этом месте 20 старых солдат, которым тогда-же дано земли по 20 четвертей на человека и они поселились землянками (отсюда и название города) между стечением рек Землянки и Вислаго Колодезя, где и ныне город. Вскоре потом к ним на поселение пришли многие другие, так что в 1663 году Землянск уже был сделан городом (и несмотря на свое малочисленное и бедное население никогда не низводился в село). Свидетельство о возведении Землянска в 1663 году в город и постройки в нем Воскресенскаго собора сохраняется в цветной Триоди (в соборе), на листах этой книги надписи: «Лета 7171 (т.е. 1663 г.) генваря в 16 день Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, пожертвовал сию книгу Триод цветную в новый город Землянск в соборную церковь Воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа».
Построением Землянска правительство думало защитить границы свои от набегов Татар и других инородцев, а потому-то в 1678 году в нем была построена деревянная крепость с башнями и тайниками и окопана глубоким рвом. Остатки вала и доселе видны, но крепость, несколько раз перестраивавшаяся, по ветхости и минования в ней надобности, еще в конце прошлаго столетия была продана. Первоначальное население, за исключением вышеупомянутых солдат, состояло из малороссиян (Черкас). Землянск всегда числился в числе городов Воронежской губернии; от Воронежа в 40 верстах на северо-восток».
Дмитрий Самбикин писал, что ежегодно в Землянске проводилось 4 ярмарки, на которые съезжались воронежские, елецкие и задонские купцы. В середине 1880-х годов в городе было 4 каменные церкви (две из них в пригородных слободах), «такое же число церквей было и в конце XVII века».
Воскресенский собор (утрачен)
В архивах XIX века сохранились сведения, что «во времена св. Митрофана соборным попом и поповским старостою был Иосиф». В «Записной книге венечных памятий», выданной из архиерейского приказа поповскому старосте Иосифу (1702) видно, что «нравственное состояние жителей г. Землянска было не высоко».
К Воскресенскому собору на содержание церковного причта было отмежевано 198 десятин земли, «из них 123 десятины пахатной, 75 десятин сенокосной; в числе этой писцовой земли около 50 десятин неудобной. На подцерковную землю есть план и межевая книга, хранящияся в соборной ризнице. К собору считается приписною Богородицкая пригородной Солдатской слободы церковь, хотя при ней есть свой особый причт. В ограде близ собора церковная каменная лавка с двумя отделениями. При соборе три штата. Прихожан около 1500 душ. К соборному приходу принадлежат хутора: Зацепинский (в двух верстах) и Долгий (в семи верстах)».
Самбикиным в документах середины 1880-х годов упоминается Казанский придел (на левой стороне) и придел в честь положения пояса Пресвятой Богородицы (на правой стороне). «В Землянске с давних пор праздник положения пояса Божией Матери, в простом народе более известен, как «честные пояса» проводится торжественно и бывает народное гулянье и попойка дня три».
В 1870-х годах в соборе служил протоирей Афиноген Антонович Перцев (в должности с 1840 года; в 1875 представлен к ордену святой Анны третьей степени, награжден именным золотым наперсным крестом и медалью в память войны 1853-1856 годов).
По данным духовенства Воронежской епархии за 1900 г., в штате собора числились: настоятель (протоиерей Чубинский Александр Михайлович; в должности с 1863 года; в 1875 г. представлен к ордену святой Анны третьей степени, награжден бронзовой медалью в память войны 1853-1856 годов), два священника (Костянский Иаков Максимович; в 1875 году награжден скуфьей и Турбин Иоанн Дмитриевич), диакон (Васильев Василий Васильевич), псаломщик-диакон (Федоров Иоанн Гаврилович) и два псаломщика (Дикарев Василий Феокт. и Землянский Иван Влад.). До 1913 года диаконом Воскресенской церкви служил Василий Попов (переведен священником в Христо-Рождественский храм села Перлевки). В конце XIX века в приходе было 362 двора, в них проживало 2237 человек.
Воскресенский собор был разрушен примерно в 1939 году. Очевидцы рассказывают, что когда рушили храм, люди некоторые иконы сумели спрятать в своих домах, таким образом, была спасена Тихвинская икона Божией Матери. Жил тогда в Землянске юноша юродивый, звали его Тишка-Привиредный, он бегал вокруг собора, плача умолял не рушить храм, грозя наказанием за надругательство. Во время оккупации Землянска этого Тишку убили фашисты.
Преображенская церковь (утрачена)
Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Преображенская церковь в Землянске, с приделами на правой стороне святителя Димитрия, митрополита Ростовскаго, на левой стороне свят. Иоанна Предтечи, каменная с колокольнею, построена в 1774 г. Земли писцовой пахатной и сенокосной 65 десятин. Причт получает % с 400 рублей (из них 200 пожертвованы мещанкою Поповою, 150 рублей колежским регистратором Волотовым и 50 рублей мещанкою Мокротоваровою). К этой церкви приписана подгородняя в Пушкарской слободе Никольская церковь, в ней есть свой причт. Прихожан 1385 душ. Два штата. Слободки: Хмелевка, Журавлевка, Рождественская, Коденцова, Рудая, Разин». В 1878 году оба придела были «вновь устроены».
По данным епархии, в 1900 г. в штате церкви числились: два священника (Скрябин Николай Николаевич и Корыстин Митрофан Лукич), диакон (Икорский Петр Ал.), псаломщик-диакон (Проскуряков Марк) и псаломщик (Георгий Александрович Данков). У церкви отмечено 40 десятин земли. В приходе 460 дворов, 3165 человек. С 1913 года диаконом Преображенской церкви служил Алексей Корыстин, переведенный из Вознесенского храма села Вознесенского (Шумейки).
На месте Преображенской церкви землянцы посадили деревья.
Богородицкая (Всескорбящ.) церковь в слободе Солдатской (утрачена)
По данным духовенства епархии за 1900 г., в штате церкви числились: священник (Никитин Сергий Васильевич) и псаломщик (Каменев Федор). В приходе храма 169 дворов, в них проживало 1151 человек.
Богородицкая церковь была разрушена в конце 1930-х годов. Священник Иван Васильевич Соколовский получил 5 лет лагерей. От храма остались погост и сторожка.
Никольская церковь в слободе Пушкарской
По данным Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Александр Богомолов) и псаломщик (Николай Михайлович Мишин). У храма отмечено 73 десятины земли. Приход в Пушкарской слободе насчитывал 158 дворов, в которых проживало 1113 человек.
Сегодня эта церковь одна из немногих, сохранившихся без поздних перестроек в первоначальном виде, в архитектуре которой соединились формы позднего барокко и классицизма.
Никольский храм был закрыт (вероятно, в 1930-х годах) и открыт вновь во время немецко-фашистской оккупации.
В настоящее время Никольская церковь в решением Воронежского облисполкома № 219 от 17.04.1987 г. и постановлением администрации Воронежской области N 850 от 14.08.1995 г. является объектом исторического и культурного наследия областного значения (код памятника: 3600404000).
До июня 2010 года настоятелем Никольской церкви служил Беляков Александр Владимирович (переведен в Казанский храм г. Воронежа). Его сменил священник Андрей Золотарев, пришедший из Христо-Рождественского храма села Стадница.
Использованы материалы сайтов: Воронежско-Борисоглебская епархия,
Семилукское благочиние
Использованная литература: Воронежская старина, выпуск 2 за 1903 год
Самбикин «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. 1881-1884»
П. Никольский «Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900»
Реферат «Пусть звонят колокола» учащейся 8 «А» класса Землянской средней общеобразовательной школы Логачёвой Юлии Сергеевны
Яндекс-фотки
Землянск храм николая чудотворца
Землянск запись закреплена
Воронежская область. Семилукский район.
Село Землянск. Церковь Николая Чудотворца.
История Землянска
Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Землянск получил свое основание при царе Алексее Михайловиче в 1657 году; в этом году поселено было на этом месте 20 старых солдат, которым тогда-же дано земли по 20 четвертей на человека и они поселились землянками (отсюда и название города) между стечением рек Землянки и Вислаго Колодезя, где и ныне город. Вскоре потом к ним на поселение пришли многие другие, так что в 1663 году Землянск уже был сделан городом (и несмотря на свое малочисленное и бедное население никогда не низводился в село). Свидетельство о возведении Землянска в 1663 году в город и постройки в нем Воскресенскаго собора сохраняется в цветной Триоди (в соборе), на листах этой книги надписи: «Лета 7171 (т.е. 1663 г.) генваря в 16 день Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, пожертвовал сию книгу Триод цветную в новый город Землянск в соборную церковь Воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа».
Построением Землянска правительство думало защитить границы свои от набегов Татар и других инородцев, а потому-то в 1678 году в нем была построена деревянная крепость с башнями и тайниками и окопана глубоким рвом. Остатки вала и доселе видны, но крепость, несколько раз перестраивавшаяся, по ветхости и минования в ней надобности, еще в конце прошлаго столетия была продана. Первоначальное население, за исключением вышеупомянутых солдат, состояло из малороссиян (Черкас). Землянск всегда числился в числе городов Воронежской губернии; от Воронежа в 40 верстах на северо-восток».
Дмитрий Самбикин писал, что ежегодно в Землянске проводилось 4 ярмарки, на которые съезжались воронежские, елецкие и задонские купцы. В середине 1880-х годов в городе было 4 каменные церкви (две из них в пригородных слободах), «такое же число церквей было и в конце XVII века».
В архивах XIX века сохранились сведения, что «во времена св. Митрофана соборным попом и поповским старостою был Иосиф». В «Записной книге венечных памятий», выданной из архиерейского приказа поповскому старосте Иосифу (1702) видно, что «нравственное состояние жителей г. Землянска было не высоко».
К Воскресенскому собору на содержание церковного причта было отмежевано 198 десятин земли, «из них 123 десятины пахатной, 75 десятин сенокосной; в числе этой писцовой земли около 50 десятин неудобной. На подцерковную землю есть план и межевая книга, хранящияся в соборной ризнице. К собору считается приписною Богородицкая пригородной Солдатской слободы церковь, хотя при ней есть свой особый причт. В ограде близ собора церковная каменная лавка с двумя отделениями. При соборе три штата. Прихожан около 1500 душ. К соборному приходу принадлежат хутора: Зацепинский (в двух верстах) и Долгий (в семи верстах)».
Самбикиным в документах середины 1880-х годов упоминается Казанский придел (на левой стороне) и придел в честь положения пояса Пресвятой Богородицы (на правой стороне). «В Землянске с давних пор праздник положения пояса Божией Матери, в простом народе более известен, как «честные пояса» проводится торжественно и бывает народное гулянье и попойка дня три».
В 1870-х годах в соборе служил протоирей Афиноген Антонович Перцев (в должности с 1840 года; в 1875 представлен к ордену святой Анны третьей степени, награжден именным золотым наперсным крестом и медалью в память войны 1853-1856 годов).
По данным духовенства Воронежской епархии за 1900 г., в штате собора числились: настоятель (протоиерей Чубинский Александр Михайлович; в должности с 1863 года; в 1875 г. представлен к ордену святой Анны третьей степени, награжден бронзовой медалью в память войны 1853-1856 годов), два священника (Костянский Иаков Максимович; в 1875 году награжден скуфьей и Турбин Иоанн Дмитриевич), диакон (Васильев Василий Васильевич), псаломщик-диакон (Федоров Иоанн Гаврилович) и два псаломщика (Дикарев Василий Феокт. и Землянский Иван Влад.). До 1913 года диаконом Воскресенской церкви служил Василий Попов (переведен священником в Христо-Рождественский храм села Перлевки). В конце XIX века в приходе было 362 двора, в них проживало 2237 человек.
Воскресенский собор был разрушен примерно в 1939 году. Очевидцы рассказывают, что когда рушили храм, люди некоторые иконы сумели спрятать в своих домах, таким образом, была спасена Тихвинская икона Божией Матери. Жил тогда в Землянске юноша юродивый, звали его Тишка-Привиредный, он бегал вокруг собора, плача умолял не рушить храм, грозя наказанием за надругательство. Во время оккупации Землянска этого Тишку убили фашисты.
Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Преображенская церковь в Землянске, с приделами на правой стороне святителя Димитрия, митрополита Ростовскаго, на левой стороне свят. Иоанна Предтечи, каменная с колокольнею, построена в 1774 г. Земли писцовой пахатной и сенокосной 65 десятин. Причт получает % с 400 рублей (из них 200 пожертвованы мещанкою Поповою, 150 рублей колежским регистратором Волотовым и 50 рублей мещанкою Мокротоваровою). К этой церкви приписана подгородняя в Пушкарской слободе Никольская церковь, в ней есть свой причт. Прихожан 1385 душ. Два штата. Слободки: Хмелевка, Журавлевка, Рождественская, Коденцова, Рудая, Разин». В 1878 году оба придела были «вновь устроены».
По данным епархии, в 1900 г. в штате церкви числились: два священника (Скрябин Николай Николаевич и Корыстин Митрофан Лукич), диакон (Икорский Петр Ал.), псаломщик-диакон (Проскуряков Марк) и псаломщик (Георгий Александрович Данков). У церкви отмечено 40 десятин земли. В приходе 460 дворов, 3165 человек. С 1913 года диаконом Преображенской церкви служил Алексей Корыстин, переведенный из Вознесенского храма села Вознесенского (Шумейки).
На месте Преображенской церкви землянцы посадили деревья.
Богородицкая (Всескорбящ.) церковь в слободе Солдатской (утрачена)
Каменная церковь в Солдатской слободе Землянска была построена в 1792 году и освящена в честь иконы пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости». До этого существовала деревянная, построенная в 1707 году, посвященная святой мученице Параскеве и называлась Пятницкой. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в своих трудах отмечал: «Церковь в подгородней г. Землянска Солдатской слободе с приделом свят. муч. Параскевы-Пятницы, каменная с колокольнею; построена в 1792 году. Земли пахатной 58 десятин 2165 саженей. Есть план и межевая книга. Эта церковь считается приписною к Землянскому Воскресенскому собору, но при ней есть особый причт. Прихожан 500 душ. Хутор Сомов (в четырёх верстах)».
По данным духовенства епархии за 1900 г., в штате церкви числились: священник (Никитин Сергий Васильевич) и псаломщик (Каменев Федор). В приходе храма 169 дворов, в них проживало 1151 человек.
Богородицкая церковь была разрушена в конце 1930-х годов. Священник Иван Васильевич Соколовский получил 5 лет лагерей. От храма остались погост и сторожка.
Никольская церковь в слободе Пушкарской
Первая деревянная Никольская церковь в Пушкарской слободе Землянска была построена в 1760-х годах. В 1794 году перестроена в камне. Вот что об этом писал архиепископ Самбикин: «Никольская церковь в слободе Пушкарской, подгородней г. Землянска, с приделом святителя Тихона Амафунтскаго, каменная с колокольнею, построена в 1794 году на месте прежде бывшей. Земли 59 десятин пахатной и 16 десятин сенокосной. Есть план и межевая книга. Эта церковь считается приписною к Преображенской церкви г. Землянска, но имеет свой причт. Прихожан 650 душ. Хутора: Гнулуша и Суржи (в двух верстах). Есть билет в 50 рублей за поминовение. Церковь св. Николая в описи 1701 года не встречается; а в 1763 году при ней был священник Феодор, следовательно нынешняя церковь не первая».
По данным Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Александр Богомолов) и псаломщик (Николай Михайлович Мишин). У храма отмечено 73 десятины земли. Приход в Пушкарской слободе насчитывал 158 дворов, в которых проживало 1113 человек.
Сегодня эта церковь одна из немногих, сохранившихся без поздних перестроек в первоначальном виде, в архитектуре которой соединились формы позднего барокко и классицизма.
Никольский храм был закрыт (вероятно, в 1930-х годах) и открыт вновь во время немецко-фашистской оккупации.
В настоящее время Никольская церковь в решением Воронежского облисполкома № 219 от 17.04.1987 г. и постановлением администрации Воронежской области N 850 от 14.08.1995 г. является объектом исторического и культурного наследия областного значения (код памятника: 3600404000).