земский собор 1642 года

Земский собор 1642 г.

Для решения вопроса о русско-турецких отношениях в Москве был созван в 1642 г. Земский собор.

Таким образом, Земский собор превращался в место для выяснения отношений между представителями различных сословных групп населения. Тяжкие повинности и денежные платежи обостряли общественные отношения.

В провинции ходили слухи о скорой «смуте» в Москве. Население в тяжелых условиях того времени фактически было готово к всеобщему восстанию против бояр. Положение внутри государства было настолько тревожным, что нельзя было и думать о войне с Турцией.

Правительство отказалось от защиты Азова и предложило казакам оставить город. Казаки были вынуждены покинуть крепость, разорив ее до основания. Оборона Азова оставила глубокий след в русском фольклоре, в прозаических и поэтических повестях. В одной из таких повестей есть слова, как бы подытоживающие неравную и героическую борьбу за Азов: «Была казакам слава вечная, а туркам укоризна вечная».

Летом 1655 г. русские войска при поддержке украинских казачьих отрядов двинулись на запад и в течение осени освободили от польско-шляхетского гнета западноукраинские земли вплоть до Львова.

Азов нам нужен, но воевать за него мы не хотим. Нам нужен выход к Чёрному морю, но сражаться за него мы не будем. Крымские татары постоянно разоряют наши земли, но бороться мы с ними не будем. Интересная политика Михаила Фёдоровича.
Вот если бы земский собор регулярно созывался, то не было бы такого конфликта между сословиями, и Азов бы сохранили, и заставили бы турок бояться.

Именно на этом Соборе стали очевидные противоречия между сословиями и необходимость в сосредоточении власти в единоличных руках царя, что и произошло вскоре, так как в середине 17 века Земские Соборы собираться перестали.

Источник

«Азовское сидение». Земский собор 1642 г.

Неудачный исход Смоленской войны осложнил международное положение России. Особенно тревожной была обстановка на южной окраине страны, которую постоянно опустошали грабительские набеги крымских татар. Только в первой половине XVII в. крымские татары, находившиеся в вассальной зависимости от Турции, увели в «полон» до 200 тыс. русских людей. Для защиты южных границ русское правительство в 30-х годах XVII в. приступило к ремонту и строительству новых оборонительных сооружений — так называемых засечных черт, состоявших из засек, рвов, валов и укрепленных городков, узкой цепью тянувшихся вдоль южных рубежей. Оборонительные линии затрудняли крымцам путь во внутренние уезды России, но их строительство стоило русскому народу огромных усилий.

Две турецкие крепости стояли при устье крупнейших южных рек: Очаков — при впадении в море Днепра и Буга, Азов — при впадении Дона в Азовское море.И хотя в бассейне Дона не было турецких поселений, турки удерживали Азов как базу своих владений в Причерноморье и Приазовье.

Между тем в первой половине XVTI в. русские поселения на Дону дотянулись почти до Азова. Донские казаки выросли в большую воинскую силу и обычно действовали в союзе с запорожцами против турецких войск и крымских татар. Нередко легкие казацкие суда, обманув турецкую стражу под Азовом, прорывались донскими рукавами в Азовское море. Отсюда казацкий флот направлялся к берегам Крыма и Малой Азии, делая набеги на крымские и турецкие города. Для турок были особенно памятны казацкие походы на Кафу (нынешняя Феодосия) и Синоп (в Малой Азии), когда эти крупнейшие причерноморские города подверглись разорению. Желая помешать казацкому флоту проникать в Азовское море, турецкое правительство держало в устье Дона военную эскадру, но казацкие морские струги с командой в 40— 50 человек все-таки успешно прорывались сквозь турецкие заслоны в Черное море.

В 1637 г., пользуясь внутренними и внешними затруднениями Османской империи, казаки подступили к Азову и взяли его после восьминедельной осады. Это был не внезапный набег, а настоящая регулярная осада с применением артиллерии и организацией земляных работ. По сообщению казаков, они «башни многие и стены ис пушек порозбивали. И окопались. около всего града, и подкоп подводили».

Потеря Азова была крайне чувствительна для Турции, которая, таким образом, лишалась своей важнейшей крепости в Приазовье. Однако главные турецкие силы были отвлечены войной с Ираном, и турецкая экспедиция против Азова могла состояться только в 1641 г. Турецкая армия, направленная для осады Азова, во много раз превышала казацкий гарнизон в городе, имела осадную артиллерию и была поддержана мощным флотом. Осажденные казаки бились ожесточенно. Они отразили 24 турецких приступа, нанесли туркам громадный урон и заставили их снять осаду. Тем не менее вопрос об Азове разрешен не был, ибо Турция не желала отказаться от этой важной крепости на берегу Дона. Так как одни казаки не могли оборонять Азов против подавляющих турецких сил, то перед русским правительством возник вопрос, надо ли вести войну за Азов или отказаться от него.

Для решения вопроса об Азове в Москве был созван в 1642 г. Земский собор. Выборные люди единогласно предлагали оставить Азов за Россией, но одновременно жаловались на свое тяжелое положение. Дворяне обвиняли приказных людей в вымогательствах при раздачах поместий и денег, посадские люди жаловались на тяжкие повинности и денежные платежи. В провинции ходили слухи о скорой «смуте» в Москве и всеобщем восстании против бояр. Положение внутри государства было настолько тревожным, что нельзя было и думать о новой тяжелой, длительной войне. Правительство отказалось от дальнейшей защиты Азова и предложило донским казакам оставить город. Казаки покинули крепость, разорив ее до основания. Оборона Азова долго воспевалась в народных песнях, в прозаических и поэтических повестях. Одна из таких повестей заканчивается словами, как бы подытоживающими героическую борьбу за Азов: «Была казакам слава вечная, а туркам укоризна вечная».

Источник

Земский собор 1642 года

В июне 1637 г. донские казаки штурмом взяли турецкую крепость Азов, стоявшую в устье Дона. Этим был сделан первый шаг к овладению выходом в Черное море. Кроме того, сразу прекратились разорительные на­беги крымских татар на Русскую зем­лю. Но удерживать Азов своими си­лами казаки не могли. Они обратились к царю Михаилу Федоровичу с прось­бой о помощи. Для решения вопроса об Азове царь велел в январе 1642 г. собрать Земский собор.

Земский собор не был постоянным учреждением. Когда надо было решить особенно трудный государственный вопрос, царь созывал, кроме высшего духовенства и Боярской думы, выбор­ных представителей «разных чинов людей»: дворян, стрельцов, купцов и др. Только крепостные крестьяне и холопы никаких прав не имели и на Земский собор своих представите­лей не посылали. На Земский собор 1642 г. явилось 192 выборных от раз­ных сословий.

Думный дьяк прочитал собравшим­ся царский вопрос: воевать ли с Тур­цией и Крымом за Азов и если вое­вать, то где взять деньги на войну?

Ответы составлялись в виде «чело­битных» — прошений царю от пред­ставителей каждого сословия. В чело­битных раскрылась интересная кар­тина «сословного» строя того вре­мени.

Удержать Азов как будто все хо­тели, но воевать и деньги давать не хотел никто.

Высшее духовенство заявило, что его дело «бога молити», а «ратное дело ему не за обычай».

Представители мелкого и среднего дворянства, служившего на окраинах и границах, жаловались на насилия и притеснения со стороны бояр и вообще правительственной админист­рации. Они заявили, что разорены «пуще турских и крымских басурманов московскою волокитою», и тре­бовали, чтобы деньги на войну были взяты с бояр, духовенства, приказ­ных людей, разбогатевших на взят­ках в московских приказах, и чтобы сбор денег был поручен не приказам, а выборным людям из дворян и горо­жан. Вместе с тем дворяне настаивали на полном закрепощении крестьян.

Крупные купцы — гости тоже жало­вались на бесчисленные притеснения со стороны приказов и воевод, тре­бовали ввести выборное управление для купечества. Торговые люди были недовольны и тем, что правительство разрешило иностранным купцам тор­говать в России, это подрывало тор­говые дела русских купцов.

Московские посадские люди на­стаивали на том, чтобы оборона Азова стала делом всех сословий.

Столичное дворянство заявило, что оно не хочет идти помогать казакам в Азов, потому что казаки — люди вольные, беглые и дворянам быть с ними вместе нельзя.

Правительству стало ясно, что противоречия между сословиями и не­довольство в стране слишком велики, чтобы можно было решиться на тяже­лую войну. Царь послал казакам при­каз оставить Азов.

В середине XVII в. созыв земских соборов становился ненужным для царя, сосредоточившего всю полноту власти в своих руках.

Последним считают Земский собор, который собрался 1 октября 1653 г. и положительно ответил на царский вопрос о том, следует ли воссоединить Украину с Россией.

Источник

Земский собор 1642 года

В июне 1637 г. донские казаки штурмом взяли турецкую крепость Азов, стоявшую в устье Дона. Был сделан первый шаг к овладению выходом в Черное море. Кроме того, сразу прекратились разорительные набеги крымских татар на Русскую землю. Но удерживать Азов своими силами казаки не могли. Они обратились к царю Михаилу Федоровичу с просьбой о помощи. Для решения вопроса об Азове царь велел в январе 1642 г. собрать Земский собор.

Земский собор не был постоянным учреждением. Когда надо было решить особенно трудный государственный вопрос, царь созывал, кроме высшего духовенства и Боярской думы, выборных представителей «разных чинов людей»: дворян, стрельцов, купцов и др. Только крепостные крестьяне и холопы никаких прав не имели. На Земский собор 1642 г. явилось 192 выборных от разных сословий.

Думный дьяк прочитал собравшимся царский вопрос: воевать ли с Турцией и Крымом за Азов, и если воевать, то где взять денег на войну? Ответы составлялись в виде «челобитных» — прошений царю от представителей каждого сословия. В челобитных раскрылась интересная картина «сословного» строя того времени.

Удержать Азов как будто все хотели, но воевать и деньги давать не хотел никто.

Высшее духовенство заявило, что его дело «бога молити», а «ратное дело ему не за обычай».

Представители мелкого и среднего дворянства, служившего на окраинах и границах, жаловались на насилия и притеснения со стороны бояр и вообще правительственной администрации. Они заявили, что разорены «пуще турских и крымских басурманов московскою волокитою» и требовали, чтобы деньги на войну были взяты с бояр, духовенства, приказных людей, разбогатевших на взятках в московских приказах, и чтобы сбор денег был поручен не приказам, а выборным людям из дворян и горожан. Вместе с тем дворяне настаивали на полном закрепощении крестьян. Крупные купцы-гости тоже жаловались на бесчисленные притеснения со стороны приказов и воевод, требовали ввести выборное управление для купечества. Торговые люди были недовольны и тем, что правительство за большие деньги разрешило иностранным купцам торговать в России. Московские посадские люди настаивали на том, чтобы оборона Азова стала делом всех сословий. А столичное дворянство заявило, что оно не хочет идти помогать казакам в Азов, потому что казаки — люди вольные, беглые и дворянам быть с ними вместе нельзя.

Правительству стало ясно, что противоречия между сословиями и недовольство слишком велики, чтобы можно было решиться на тяжелую войну. Царь послал казакам приказ оставить Азов.

Земские соборы нужны были царю для сплочения класса феодалов. А на соборе 1642 г. различные группы феодалов высказали серьезное недовольство и предъявили свои требования.

Поданные на соборе челобитные были извлечены из архивов после московского восстания 1648 г., когда правительству пришлось заняться составлением нового свода законов.

В так называемом «Соборном уложении», утвержденном на Земском соборе 1648—1649 гг., были учтены требования дворянства и в том числе главное — о полном закрепощении крестьян.

Удовлетворив требования дворянства и верхушки горожан, правительство в середине XVII в. укрепило свои позиции. Созыв земских соборов становился ненужным для царя, сосредоточивавшего все большую власть в своих руках.

Последним считают Земский собор, который собрался 1 октября 1653 г. и положительно ответил на царский вопрос о том, следует ли воссоединять Украину с Россией.

Сражение продолжалось уже около 15 часов, силы ополчения были на исходе. И тут Минин совершил замечательный воинский подвиг. Взяв у Пожарского несколько сотен всадников, он неожиданно переправился через Москву-реку у Крымского брода и ударил во фланг неприятельского войска.

В лагере врага началась паника. Интервенты потерпели полное поражение: от всего войска уцелело не более 400 солдат. Русские захватили обоз, пушки, знамена. Ходкевич с остатками своих войск отступил к Донскому монастырю, а на другой день бежал из-под Москвы, «браду свою кусая зубами и царапая лицо ногтями…»

В октябре, не выдержав голода, вражеский гарнизон сдал Кремль. Москва была освобождена.

Вскоре и вся русская земля была очищена от отдельных отрядов польских панов. Русский народ, тесно сплотившийся для борьбы с врагом, спас свою землю от иноземного порабощения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Имена «выборных людей» были присланы из Разряда в Посольский приказ, и им в Столовой избе, где по государеву указу собрались также бояре, окольничие и думные люди, было прочтено письмо «об Азовском деле и о войне», в котором были собраны «вести» о предполагаемом турецком походе на Россию. Текст письма был роздан «разных всяких чинов выборным людям», а также послан Крутицкому митрополиту с предписанием собрать «освященный собор», и о том деле говоря и написав мысль свою на письме», объявить государю.

Наибольший интерес в деле о соборе 1642 г. представляют ответы его членов на вопросы, поставленные перед ними правительством. Ответы были групповые. Они поступили от церковных властей, стольников, московских дворян, стрелецких голов и сотников, дворян и детей боярских отдельных групп городов, гостей, людей гостинной и суконной сотен, тяглецов московских черных сотен и слобод. Были получены и персональные мнения двух московских дворян: Никиты Беклемишева и Тимофея Желябужского.

Участники соборного совещания в своих «речах» не ограничились обсуждением выдвинутого правительством вопроса. Они, со своей стороны, предъявили правительству целый ряд претензий, рассказали о своих нуждах и требованиях, затронули серьезные проблемы социальной жизни и внутренней политики. Акт заседаний земского собора 1642 г. с изложением «речей» представителей разных сословных групп рисует яркую картину состояния русского общества в середине XVII в., обнажая присущие этому обществу социальные противоречия.

Улучшению государственных финансов, по мысли авторов рассматриваемой «сказки», должны были служить такие мероприятия, как обращение к «казне» церковных иерархов, обложение гостей и торговых людей, призыв на службу тех, кто укрылся от нее по воеводствам и приказам, и т. д. 1079

Это очень яркое выступление рядового провинциального дворянства против сильных людей, светских и духовных магнатов. Оно написано с подъемом и литературным талантом. «Мысль на письме» служит для беспоместных и мелкопоместных служилых людей орудием борьбы за свое положение, а земский собор является ареной социальных столкновений. В истории земских соборов до 1642 г. это, пожалуй, столь рельефно не проявлялось.

Источниковедческий анализ «речей» людей «разных чинов» может помочь уяснить многое и в социальных отношениях, и в социальной психологии. Принципы и методика этого анализа еще недостаточно разработаны. Не всегда можно сказать, в какой мере слезные жалобы порождены реальной действительностью, а скорбный тон является выражением подлинного отчаяния. Кое-что здесь от литературного шаблона и установившегося этикета. Но если устранить эти искусственные напластования, то за ними раскроется подлинная жизнь со столкновением противоречивых интересов и требований. Собор 1642 г. и ему подобные, в которых участвовали представители разных сословий и сословных групп, как в фокусе, отражают эти столкновении, в чем, в частности, и ценность документации таких соборов как исторического источника.

От акта 1642 г. не сохранилось конца. Поэтому трудно сказать, чем он завершился, был ли соборный приговор. Может быть, дело обстояло так же, как в 1639 г.: правительство ознакомилось с мнениями сословий и само приняло решение. Но собор 1642 г. сыграл свою роль и в дальнейших мероприятиях по защите границ Русского государства от турецкой агрессии, и в развитии сословного строя России.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *