жадная жена джона в романе разум и чувства
Романтический мир Джейн Остин
Персонажи
Поиск персонажей
Группы персонажей
До замужества мисс Хоукинс, супруга викария. Состоятельная, но неприятная особа. Хвастливая, властная женщина, любящая быть в центре внимания. Покровительствует Джейн
Моряк, открытый и добродушный арендатор Киллинч-холла; зять капитана Уэнтуорта (муж его сестры)
Юная подруга Эммы. Очень симпатичная, но бесхитростная девушка, воспитанница школы-пансиона миссис Годдард. Незаконнорожденная дочь довольно обеспеченного торговца, хотя не «джентльмена». Эмма берёт Гарриет «под крыло», а позже пытается выдать её замуж за местного викария Филипа Элтона, не подозревая что у той уже есть поклонник в лице фермера Роберта Мартина. Гарриет отклоняет предложение руки и сердца от Роберта, т. к. хочет угодить Эмме. Позже мисс Смит влюбляется в мистера Найтли. В конечном счёте Гарриет выходит замуж за мистера Мартина
Суровый родитель Фредерика, Генри и Элинор Тилни. Отставной генерал
Богатый джентльмен, который умирает в начале романа. Условия наследования его имения не позволяют оставить что-нибудь своей второй жене и их детям. Он просит Джона, своего сына от первого брака, помогать его супруге и троим дочерям
Сводный брат миссис Грант и родной мисс Кроуфорд. Очарователен, довольно умён, холост. Играет с чувствами Марии и Джулии. Это наблюдает Фанни. После брака Марии, чтобы не скучать, он решает влюбить в себя Фанни, но вместо этого увлекается сам. После побега с Марией теряет одобрение мисс Прайс
Высокообразованный священнослужитель (ему около двадцати пяти лет), младший сын состоятельной семьи Тилни. Для Кэтрин он олицетворение романтического героя. Он саркастичен, интуитивно развит и талантлив, остр на язык и обаятелен, внимателен и заботлив (отношения с сестрой)
Старшая сестра Чарльза (ей около 20 лет), хороша собой. Вышла замуж за своего кузена Чарльза Хейтера, хотя, как и её сестра, восхищалась капитаном Уэнтуортом
Офицер и хороший друг Джорджа Уикхема. Представил его сестрам Беннет. В книге было отдельно упомянуто, что до встречи с Уикхэмом Лидии нравился Денни.
Старший брат Кэтрин. Является предметом пылких взаимных чувств подруги Кэтрин Изабеллы Торп
Около 23 лет, старшая и самая красивая дочь Беннетов. Лучшая подруга Элизабет
Сирота, чьей единственной семьёй являются тётушка мисс Бейтс и бабушка миссис Бейтс. Она показана как очень красивая, умная, и изящная девушка с прекрасными манерами, превосходным образованием и талантом в пении и игре на фортепьяно. Из-за нехватки средств в скором времени должна стать гувернанткой
Сын Генри Дэшвуда от первого брака. Имеет благие намерения в отношении единокровных сестёр, но очень жаден и легко поддаётся влиянию жены
The Hon. John Yates
Новоиспечённый друг Тома Бертрама. «…не мог ничем особенно похвалиться, кроме привычки вести светскую жизнь и сорить деньгами и тем, что был он младшим сыном некоего лорда с приличным независимым состоянием». Выражает интерес к Джулии Бертрам и тайно сбегает с ней одновременно с Марией и Генри
Sir John Middleton
Дальний родственник миссис Дэшвуд, который после смерти Генри Дэшвуда приглашает её с тремя дочерьми жить в коттедже в его имении. Представлен в романе как богатый, спортивный мужчина, в молодости служивший в армии вместе с полковником Брэндоном. Очень приятный в обхождении и любит приглашать гостей, устраивать пикники и другие светские мероприятия. Он и его тёща миссис Дженнингс составляют весёлую, насмешливую и любящую посплетничать дружескую пару
Муж Изабеллы и младший брат Джорджа. Старый знакомый Джейн Фэйрфакс. Потворствует желанию своей семьи прогуляться, хотя сам предпочёл бы оставаться дома
Брат Изабеллы; заносчивый и крайне хвастливый молодой человек. Неприятен Кэтрин. «Испытывает» к ней симпатию
Распутный племянник соседки Миддлтонов, привлекательный донжуан, который очаровывает Марианну и разделяет её музыкальные и литературные пристрастия. Окружающие думают, что он тайно помолвлен с Марианной
Mr George Knightley
Сосед и родственник (брат мужа её сестры) семейства Вудхаус. Ему около тридцати семи лет, он весьма сдержан, проживает в имении Донуэлл, имеет младшего брата Джона. Друг и наставник Эммы, единственный, кто критикует её поступки. Периодически они с девушкой недовольны друг другом, например, когда Эмма пытается влюбить Гарриет в викария Элтона и таким образом оттолкнуть от фермера Мартина. Видит Элтона насквозь. Не доверяет Фрэнку Черчиллу, считая его поступки противоречивыми и бестолковыми
Офицер, с детства знал мистера Дарси, женился на Лидии
16 лет, младшая сестра мистера Дарси. Замкнута, воспринимает всё серьёзно, категорична в оценках, сдерживает свои эмоции. «. Её внешность и манеры свидетельствовали об уме, доброте и деликатности. Ожидавшая найти в ней такого же проницательного и неуязвимого наблюдателя человеческих нравов, как мистер Дарси, Элизабет с удовольствием отметила про себя, насколько брат и сестра были непохожи друг на друга»
Младшая дочь сэра Томаса и леди Бертрам. На два года старше Фанни. Влюблена в Кроуфорда, который, в свою очередь, предпочитает Марию. Её воздыхатель — друг Тома мистер Йейтс. Как и старшая сестра, Джулия безрассудно сбегает с ним: «Она сбежала всего лишь из страха за самоё себя. Ей казалось, иного выхода у ней нет. Безрассудство Джулии вызвано было проступком Марии»
Нынешний пастор Мэнсфилд-парка. Это «. сорокапятилетний здоровяк. он очень любил поесть, и ему всякий день требовались обильные обеды»
Сестра Эммы, старшая дочь мистера Вудхауса, супруга Джона Найтли. Большую часть времени проводит дома заботясь о своих детках (Генри, Джон, Белла, Джордж и Эмма)
Сестра Джона, подруга Кэтрин, возлюбленная Джеймса. Лицемерная, ветреная и корыстная молодая особа, занятая поисками богатого мужа. По прибытии в Бат знакомится с Кэтрин Морланд и заводит с ней дружбу. Кроме того, когда мисс Торп узнаёт о наличии у подруги брата Джеймса (девушка по недоразумению подозревает в более выгодном финансовом положении) она влюбляет его в себя, водит за нос, и в конце концов изменяет с Фредериком Тилни, после чего помолвка расторгается
Captain James Benwick
Друг Харвилла. Питал нежные чувства к сестре Харвилла Фанни. По возвращении из плавания пара собиралась сыграть свадьбу, однако девушка скончалась, так и не дождавшись Бенвика. Эта потеря сделала Джеймса подавленным и он стал тяготеть к поэзии. Увлечение литературой связывает его с Энн, в самом романе подразумевается, что у капитана мог быть интерес к Энн. Но в итоге Бенвик делает предложение Луизе Масгроув
Друг Фредерика, «казался человеком безупречным, открытым, добрым и учтивым». Тяжело ранен два года назад и поэтому находится в отставке. Живёт с семьёй в Лайме
Сестра мистера Бингли. «Мисс Бингли и её сестра, миссис Хёрст, были в самом деле особами весьма изысканными. Они не были лишены остроумия, когда находились в хорошем расположении духа, умели понравиться, когда это входило в их намерение, но в то же время были заносчивы и высокомерны. Обе они казались довольно красивыми, получили образование в одном из лучших частных пансионов, владели 20 тысячами фунтов, расходуя денег больше, чем имели в своём распоряжении, привыкли вращаться в светском обществе, а потому считали себя вправе придерживаться высокого мнения о собственных персонах и низкого — о людях окружающих»
Catherine Bennet (Kitty)
Четвёртая дочь семейства Беннетов. Лучшая подруга Лидии. Легкомысленная, поддающаяся влиянию младшей сестры девушка. В конце книги опеку над ней взяли Элизабет и Джейн.
Lady Catherine de Bourgh
Тётя мистера Дарси, хозяйка Розингс-парка, дама со сложным характером. Хотела выдать свою дочь за мистера Дарси и была категорически против брака мистера Дарси и Элизабет Беннет. После того, как брак свершился, она прекратила общаться с ним. Позднее она, однако, помирилась с племянником и даже навестила мистера и миссис Дарси в Пемберли
Семнадцатилетняя девушка, поглощённая чтением готических романов. В детстве «была шумной и озорной девочкой», однако, к пятнадцати годам «она начала завивать волосы… её внешность улучшилась, лицо округлилось и посвежело, глаза стали более выразительными, а фигура — соразмерной. Она перестала быть грязнулей и научилась следить за собой, превратившись в опрятную и миловидную девушку». Любящая сестра, имеет большую семью. Часто Кэтрин представляет себя героиней готического романа. В силу своего возраста она наивна, скромна, добродушна и плохо знает жизнь. Генри Тилни находит её откровенной и оттого забавной. Характер мисс Морланд растёт по ходу романа — учась на своих ошибках она постепенно становится настоящей героиней
Maria, Lady Bertram
Сестра матери Фанни. Замужем за аристократом Томасом Бертрамом. Она рассеяна и апатична
Виконтесса, кузина сэра Уолтера. Занимает высокое положение в обществе. Сэр Уолтер и Элизабет стремятся подчеркнуть своё родство с ней
Жена сэра Уильяма. «Леди Лукас была добродушной женщиной, в меру недалекой…»
Элегантная, но необщительная жена сэра Джона Миддлтона. Более замкнутая, чем её муж; главным занятием жизни леди Миддлтон является стремление баловать четырёх детей
Друг семьи Эллиот, крёстная мать Энн. «Умная и достойная женщина», больше всех любит и ценит Энн. Способствует решению сэра Уолтера покинуть Киллинч-холл во избежание финансовых затруднений. Несколько лет назад убедила Энн отклонить брачное предложение Фредерика Уэнтуорта
Младшая дочь Беннетов, «рослая, недурная собой 15-летняя девица, была любимицей матери». Лучшая подруга Китти. Легкомысленная, своевольная, избалованная девушка.
Вторая сестра Чарльза (ей около 19 лет), «отличалась живостью», способна на безрассудство, вышла замуж за капитана Бенвика, друга Фредерика. Её сумасбродством восхищается капитан Уэнтуорт, который считает, что Энн не хватает этого качества
Старшая сестра мистера Бингли
Молодая девушка, дальняя родственница миссис Дженнингс, которая некоторое время была помолвлена с Эдвардом Феррарсом. Ревностно добивается дружбы с Элинор Дэшвуд и миссис Джон Дэшвуд. Ограниченная в средствах и необразованная, она, тем не менее, привлекательна, умна, хитра и расчётлива
Младшая дочь мистера и миссис Генри Дэшвуд. В начале романа ей 13 лет. Также является романтичной и милой девочкой, однако не столь многообещающей, как её сестры
Романтичная и страстная девушка, средняя дочь мистера и миссис Генри Дэшвуд. В начале повествования ей 16 лет. Является предметом поклонения полковника Брэндона и мистера Уиллоуби. Ей нравится молодой, привлекательный и романтичный Уиллоуби, и она не уделяет особого внимания более зрелому и сдержанному полковнику. Из всех героев Марианна развивается больше всех в течение повествования. Она решает, что её поведение должно быть схоже с поведением старшей сестры
Красивая старшая дочь сэра Томаса и леди Бертрам. На три года старше Фанни. Помолвлена с богатым мистером Рашуортом, но флиртует с Генри Кроуфордом. Надеется что мистер Кроуфорд сделает ей предложение, но, так и не дождавшись, выходит замуж за невоспитанного Рашуорта. Однако сразу же после свадьбы Генри вновь соблазняет девушку, и они тайно сбегают вместе. Семья оскорблена её поведением, следует развод, Кроуфорд отказывается жениться на ней, и теперь Мария живёт в доме любящей её тётушки Норрис
Вторая дочь сэра Уильяма и леди Лукас, сестра Шарлотты и юного Лукаса
Одинокая, добродушная и бедная соседка Эммы. Её матушка миссис Бейтс старая подруга мистера Вудхауса. Имеет племянницу Джейн Фэйрфакс, которую безразмерно любит. Однажды Эмма оскорбляет её. За этот поступок мистер Найтли укоряет Эмму. Осознав чудовищный поступок, девушка ищет путь примирения
The Hon. Miss Carteret
Дочь леди Далримпл
Девушка с богатым приданым, на которое рассчитывал мистер Уикхем, бросив ради неё Элизабет
Богатая женщина, на которой миссис Феррарс хочет женить своего старшего сына Эдварда, а позже — Роберта
Слегка праздная женщина, любит модно наряжаться и повторять за другими их же реплики
Чувство и чувствительность
В центре повествования две сестры, Элинор и Марианна Дэшвуд. Бесконечные перипетии их любовных («чувствительных») переживаний и томлений и составят сюжетную канву романа.
Но начнём сначала и попытаемся разобраться в запутанных сюжетных ходах и родственных связях героев.
За рамками повествования отходит в мир иной некий джентльмен, мистер Генри Дэшвуд, потомок старинного рода, владелец красивейшей усадьбы Норленд-парк в графстве Сассекс. У мистера Дэшвуда имелся сын от первого брака Джон, а вторая его жена (миссис Дэшвуд станет одной из героинь романа) подарила ему троих дочерей: уже знакомые нам Элинор и Марианна, а также младшая Маргарет, каковая большой роли в повествовании не сыграет. Но, впрочем, за рамками повествования остаётся также и ещё один хозяин Норленд-парка, ещё один мистер Дэшвуд, каковому «наш» мистер Дэшвуд приходится племянником. Так вот, престарелый мистер Дэшвуд, умирая, завещал все поместье с прилегающими к нему угодьями не своему племяннику, а его сыну от первого брака, уже взрослому, уже имеющему собственного сына. Через год после смерти дяди умирает и Генри Дэшвуд, оставляя жену и трёх дочерей без средств к существованию, поручает их заботам сына своего Джона. Однако высказанная на смертном одре последняя воля, не будучи зафиксированной на бумаге, во все времена являлась вещью вполне сомнительной и к исполнению вовсе не обязательной, рассчитанной лишь на благородство тех, чьему слуху она предназначалась. Мистер Джон Дэшвуд излишним благородством не страдал, и если и суждены ему были «благие порывы», так на то у него имелась супруга, миссис Джон Дэшвуд (Фанни), чтобы порывы эти вовремя гасить. Фанни быстро сумела убедить своего мужа в том, что будет несомненно лучше, если он своим сёстрам и мачехе не окажет вообще никакой поддержки. И вследствие этого миссис Дэшвуд с дочерьми была вынуждена покинуть дом, в котором они счастливо прожили столько лет, — благо ей предложил кров богатый родственник, некий сэр Джон Мидлтон, проживавший в графстве Девоншир. Кров этот представлял собой очаровательный домик в его поместье в Бартон-парке, и вскоре дамы отбыли к своим новым пенатам, увезя с собой всю столовую утварь, включавшую старинный фарфор и серебро, утрата которых ещё долго с болью отзывалась в сердце младшей миссис Дэшвуд, оставшейся’ полновластной хозяйкой Норленд-парка: на этот раз последняя воля покойного мистера Дэшвуда оказалась не в её пользу. Между Эдвардом Феррарсом, братом миссис Джон Дэшвуд, человеком достаточно слабовольным, но милым, что называется, безобидным, и Элинор возникает чувство, однако брак их невозможен все по той же причине: Элинор бесприданница. И главным, непримиримым противником их брака является мать Эдварда миссис Феррарс.
Итак, наши героини прибывают в Бартонский Коттедж, и не успевают они ещё как следует обжить свой новый дом, как происходит роковая встреча, безумно романтическая: на прогулке в лесу Марианна, споткнувшись о какую-то корягу, подворачивает ногу — и тут, откуда ни возьмись, возникает молодой джентльмен, он соскакивает с лошади и относит Марианну в дом. Страсть вспыхивает между ним и Марианной с первой встречи. А надо сказать, что до этого Марианна сумела вскружить голову («нехотя с ума свела») ещё одному вполне достойному джентльмену. Имя его полковник Брэндон. Человек, в прошлом у которого заключена некая тайна (какая, выяснится позже: тоже роковая любовь), вследствие этого постоянно пребывающий в меланхолии, молчаливый и печальный. А кроме того — невероятно старый: ему уже тридцать пять, и Марианна с гневом и презрением говорит сестре, что «в его года» пора уже забыть и о любви, и о браке. Вообще, Марианна в дуэте с Элинор является олицетворением непокорного, необузданного чувства, а её сестра — разума, умения «властвовать собою». Итак, Марианна и Уиллоби проводят вместе, не расставаясь, дни напролёт, отчасти, наверное, нарушая светские приличия, — однако это все же провинция, и условности здесь, на лоне природы, соблюдаются чуть менее строго. Впрочем, все в округе полагают их женихом и невестой, а брак их делом решённым. Не сомневается в этом и сама Марианна. Однако в один прекрасный день (а точнее, утро) Уиллоби неожиданно появляется в их доме с прощальным визитом: он уезжает. Его холодность и отчуждённость, а главное, полная неопределённость относительно его возвращения — все это ошеломляет обитательниц Бартонского Коттеджа. Марианна же от горя просто сходит с ума, не умея скрыть своего отчаяния и разбитого сердца.
В Бартон-парке в какой-то момент появляются ещё две юные леди — сестры Стил, одна из которых, Люси, застенчиво (а точнее, беззастенчиво) потупив глазки, с притворной скромностью, зная, несомненно, о чувстве, связывающем Элинор и Эдварда Феррарса, именно ей, Элинор, поверяет свою «страшную тайну»: оказывается, несколько лет назад они с Эдвардом тайно обручились, и препятствием к их браку, по той же причине, стала, естественно, маменька Эдварда, грозная миссис Ферраре. Элинор стоически выслушивает откровения, которые обрушивает на неё неожиданная соперница, однако между двумя девицами сразу возникает взаимная неприязнь, плохо скрываемая столь же взаимными учтивостями.
И ещё один персонаж возникает в романе: миссис Дженнингс, мать леди Мидлтон, «дама очень приятного живого нрава добродушная весёлая женщина, уже в годах, очень говорливая и порядком вульгарная». Этакая «бартонская кумушка», смыслом жизни которой (и единственным занятием) является стремление всех поженить. А поскольку обеих своих дочерей она уже вполне удачно выдала замуж, теперь она занята устройством счастья окрестных барышень. Быть может, вследствие этого, видя разбитое сердце Марианны, она и предлагает ей с сестрой погостить в её лондонском доме. Так сестры Дэшвуд попадают в столицу. Их постоянным гостем становится полковник Брэндон, с горечью наблюдающий страдания столь ему небезразличной Марианны. Однако вскоре выясняется, что и Уиллоби также в Лондоне. Марианна отсылает ему — тайно от сестры — несколько писем, ничего не получая в ответ. Затем случай сводит их на балу, и Уиллоби вновь холоден, учтив и далёк: сказав несколько ничего не значащих слов, он отходит от Марианны к своей молодой спутнице. Марианна вновь не в силах скрыть своего смятения и отчаяния. На следующий день от Уиллоби приходит письмо, донельзя учтивое и оттого ещё более оскорбительное. Он возвращает Марианне её письма и даже подаренный ему локон. Появившийся полковник Брэндон раскрывает Элинор «истинное лицо» Уиллоби: оказывается, именно он соблазнил (а затем, с ребёнком на руках, бросил) юную воспитанницу полковника Элизу (незаконнорождённую дочь той самой «первой любви» полковника, историю которой именно в этот момент он и излагает Элинор). В итоге Уиллоби женится «по расчёту» на богатой наследнице мисс Грей.
После этого известия события в жизни Марианны переходят в план чисто «переживательный» («чувствительный»), а в плане движения сюжета центр тяжести переносится на судьбу Элинор.
И связано все с Эдвардом Феррарсом. Случайно столкнувшись в ювелирном магазине со своим братом Джоном, Элинор и Марианна начинают бывать в его доме на Харли-стрит, где Элинор вновь встречает Люси Стил. Но самоуверенность в какой-то момент эту молодую особу чуть не погубила: Фанни Дэшвуд и миссис Ферраре узнают об её тайной помолвке с Эдвардом, после чего Люси с позором изгоняется из дома, куда вместе с сестрой только что получила приглашение погостить, а Эдвард, в свой черёд, лишается матерью наследства. Но, «как честный человек», теперь-то он и собирается исполнить данную некогда клятву, сочетавшись с «несчастной Люси» законным браком. Полковник Брэндон (воплощённое благородство и бескорыстие: без лишних слов, к вящему недоумению окружающих, он просто подаёт руку помощи страждущим) предлагает оставшемуся без средств к существованию Эдварду приход в своём поместье в Делафорде. И просит Элинор исполнить эту деликатную миссию: сообщить Эдварду (с которым полковник незнаком) о своём предложении. Полковник не догадывается о том, что Элинор давно любит Эдварда, и потому не понимает, какую боль причинит ей подобный разговор. Однако верная долгу Элинор исполняет данное ей поручение и, уверенная, что теперь её мечтам о браке с Эдвардом окончательно пришёл конец, вместе с сестрой покидает Лондон. По дороге домой, к матери, с которой они так давно не виделись, они останавливаются в Кливленде, у миссис Дженнингс. Неожиданно Марианна тяжело заболевает, она в беспамятстве, жизнь её в опасности. Элинор превращается в сиделку, заботливую и преданную. В день, когда Марианне наконец-то становится лучше, кризис миновал, Элинор, уставшая, сидя в одиночестве в гостиной, слышит, что к дому подъехала коляска. Полагая, что это полковник Брэндон, она выходит в прихожую, однако видит входящего в дом. Уиллоби.
Безумно взволнованный, он с порога спрашивает о здоровье Марианны и, лишь узнав, что жизнь её вне опасности, наконец переводит дух. «Я хочу предложить некоторые объяснения, некоторые оправдания произошедшему; открыть перед вами моё сердце и, убедив вас, что я, хотя никогда не мог похвастаться благоразумием, подлецом все же был не всегда, добиться пусть тени прощения от Ма. от вашей сестры». Он раскрывает перед Элинор свои тайны — не слишком, прямо скажем, интересные, он изливает ей свою «страдающую душу» и, романтический, разочарованный, уходит, оставляя Элинор «во власти множества мыслей, хотя и противоречивых, но одинаково грустных Уиллоби, вопреки всем своим порокам, возбуждал сочувствие, ибо они же обрекли его на страдания, которые теперь, когда он был навеки отторгнут от их семьи, вынуждали её думать о нем с нежностью, с сожалением, соотносимыми более с тем, чего желал он сам, чем с тем, чего он заслуживал».
Через несколько дней, гуляя вместе с Марианной по окрестностям Бартон-парка, там, где когда-то они впервые встретились с Уиллоби, Элинор наконец решается рассказать Марианне о его ночном визите и неожиданной исповеди. «Ясный ум и здравый смысл» Марианны на этот раз берут верх над «чувством и чувствительностью», и рассказ Элинор только помогает ей поставить точку в своих воздыханиях о несбывшемся счастье. Да, впрочем, воздыхать обеим уже и некогда, ибо действие романа неудержимо стремится к развязке. Разумеется, счастливой. Для Элинор — это брак с Эдвардом Феррарсом: Люси Стил, неожиданно для них обоих, освободила его от ложно понимаемых им «обязательств чести», выскочив замуж за младшего брата Эдварда Роберта. Марианна же через некоторое время после свадьбы сестры, смирив гордыню, становится женой полковника Брэндона. В финале все всех прощают, все со всеми примиряются и остаются «жить долго и счастливо».
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Роман, первый тираж которого был продан в 750 экземпляров в середине 1813 года, ознаменовал успех его автора. Позднее в том же году вышел второй тираж. Это был первый титул Остин, переизданный в Англии после ее смерти, и первая иллюстрированная книга Остин, выпущенная в Великобритании в серии стандартных романов Ричарда Бентли 1833 года. Роман постоянно публикуется с 1811 года и много раз иллюстрировался. отрывки, сокращенные и адаптированные для сцены, кино и телевидения. СОДЕРЖАНИЕКраткое содержание сюжетаНа прогулке Марианна попала под дождь, поскользнулась и вывихнула лодыжку. Отважный Джон Уиллоуби видит аварию и помогает ей, поднимая ее и унося обратно домой. После того, как он спас ее, Марианна быстро начинает восхищаться его внешностью и схожими вкусами в поэзии, музыке, искусстве и любви. Его внимание и поведение Марианны заставляют Элинор и миссис Дэшвуд подозревать, что пара тайно помолвлена. Элинор предостерегает Марианну от ее неосторожного поведения, но Марианна отказывается сдерживать свои эмоции. Уиллоби участвует в нескольких интимных делах с Марианной, в том числе водит ее в дом, который он надеется унаследовать однажды, и получает прядь ее волос. Когда помолвка или, по крайней мере, объявление о ней кажется неизбежной, мистер Уиллоуби вместо этого сообщает Дэшвудам, что его тетя, от которой он финансово зависит, отправляет его в Лондон по делам на неопределенный срок. Марианна обезумела и отдалась своей печали. Эдвард Феррарс ненадолго навещает коттедж Бартон, но кажется недовольным. Элинор боится, что он больше не испытывает к ней чувств, но не будет показывать свою душевную боль. После того, как Эдвард уходит, сестры Энн и Люси Стил, вульгарные кузены миссис Дженнингс, останавливаются в Бартон-парке. Люси конфиденциально сообщает Элинор о своей тайной четырехлетней помолвке с Эдвардом Феррарсом, которая началась, когда он учился с ее дядей, и демонстрирует доказательства их близости. Элинор понимает, что визит и откровения Люси являются результатом ее ревности и хитрых расчетов, и это помогает Элинор понять недавнюю грусть и поведение Эдварда по отношению к ней. Она оправдывает Эдварда вину и жалеет его за то, что его чувство чести удерживает его от любви к Люси. Тем временем сестры Стил приехали в Лондон в качестве гостей миссис Дженнингс. После краткого знакомства их просят остановиться в лондонском доме Джона и Фанни Дэшвуд. Люси рассматривает приглашение как личный комплимент, а не то, что оно есть: пренебрежительное отношение к Элинор и Марианне, которые, будучи семьей, должны были сначала получить такое приглашение. Слишком разговорчивая, Энн Стил выдает тайную помолвку Люси с Эдвардом Феррарсом, братом Фанни. В результате сестер выгнали из дома, а богатая мать приказала Эдварду разорвать помолвку под страхом лишения наследства. Эдвард, все еще чувствующий позор расторжения помолвки и то, как это плохо отразится на Люси Стил, отказывается подчиниться. Он немедленно лишается наследства в пользу своего брата Роберта, что вызывает уважение Эдварда за его поведение и сочувствие со стороны Элинор и Марианны. Полковник Брэндон выражает свое восхищение, предлагая Эдварду выжившие (доход священнослужителя) пастора Делафорда, чтобы дать ему возможность жениться на Люси после того, как он примет приказ. Марианна выздоравливает, и Элинор рассказывает ей о визите Уиллоби. Марианна понимает, что она никогда не могла быть довольна аморальным, непостоянным и невнимательным поведением Уиллоби. Она ценит умеренное поведение Элинор с Эдвардом и решает подражать ее мужеству и здравому смыслу. Позже приезжает Эдвард и рассказывает, что после лишения его наследства Люси бросила его в пользу его теперь уже богатого младшего брата Роберта. Элинор в восторге. Эдвард и Элинор женятся, а позже Марианна выходит замуж за полковника Брэндона, постепенно полюбив его. Две пары живут как соседи, сестры и мужья находятся в гармонии друг с другом. Уиллоби считает Марианну своим идеалом, но рассказчик говорит читателю не предполагать, что он никогда не был счастлив. СимволыРазвитие романаИстин черпал вдохновение в создании « Чувства и чувствительности» в других романах 1790-х годов, в которых рассматривались аналогичные темы, в том числе « Жизнь и любовь» Адама Стивенсона (1785 г.), которую он написал о себе и отношениях, которым не суждено было быть. « История сплетен» Джейн Уэст (1796), в которой рассказывается об одной сестре, обладающей рациональным чутьем, и другой сестре, обладающей романтической эмоциональной чувствительностью, также считается источником вдохновения. Романтическая сестра-героиня Уэста также делит свое имя, Марианна, с именем Остин. Есть и другие текстовые сходства, описанные в современном издании романа Уэста. Заголовок«Чувство» означает здравый смысл, мудрость или благоразумие, а «чувствительность» означает чувствительность, сочувствие или эмоциональность. Элинор описывается как персонаж с большим «разумом» (хотя Марианна тоже описывается как обладающая здравым смыслом), а Марианна определяется как обладающая большой «чувствительностью» (хотя Элинор тоже глубоко чувствует, не выражая это как открыто). Изменив название, Остин добавила «философской глубины» тому, что начиналось как набросок двух персонажей. Критические взглядыБиограф Остин Клэр Томалин утверждает, что у « Чувства и чувствительности» есть «колебания в подходе», которые развились из-за того, что Остин в процессе написания романа постепенно теряла уверенность в том, должна ли восторжествовать разум или чувствительность. Остин характеризует Марианну как милую девушку с привлекательными качествами: интеллект, музыкальный талант, откровенность и способность глубоко любить. Она также признает, что Уиллоуби, при всех его недостатках, продолжает любить и в некоторой степени ценить Марианну. По этим причинам некоторые читатели считают окончательный брак Марианны с полковником Брэндоном неудовлетворительным концом. Сестры Дэшвуд стоят особняком как практически единственные персонажи, способные к разумному и глубокому мышлению. Браунштейн писал, что различия между сестрами Дэшвуд были преувеличены, и на самом деле сестры больше похожи, чем различны: у Элинор «прекрасное сердце» и она способна к тем же романтическим страстям, что и Марианна, в то время как у Марианны многое смысл тоже. Элинор более сдержанна, вежлива и менее импульсивна, чем Марианна, которая любит поэзию, гуляет по живописным пейзажам и верит в интенсивные романтические отношения, но именно эта близость между сестрами позволяет этим различиям проявляться во время их обмена. Общей темой критики Остен были правовые аспекты общества и семьи, особенно завещания, права первых и вторых сыновей и линии наследования. Книга Джина Руоффа « Чувство и чувствительность» Джейн Остин исследует эти вопросы в рамках обсуждения романа длиной в книгу. Первые две главы Руоффа подробно рассматривают предмет завещания и дискурс наследования. Эти темы раскрывают то, что Руофф называет «культурной фиксацией на приоритете мужского рождения». По словам Руоффа, мужское рождение, безусловно, является доминирующим вопросом в этих юридических разговорах. Руофф отмечает, что в линейной семье порядок рождения мужского пола решает вопросы соответствия критериям и заслуг. Когда Роберт Феррарс становится старшим сыном, Эдвард больше не обращается к своей «оппортунистической» невесте Люси, которая быстро обращает свое внимание на щеголеватого Роберта и «ловит его», чтобы обеспечить себе наследство. По словам Руоффа, Люси специально нацелена на первого сына из-за денежного преимущества для мужчины в этом порядке рождения. Уильям Гальперин в своей книге «История Остин» комментирует тенденцию этой системы патриархального наследования и заработка, направленную на обеспечение уязвимости женщин. Из-за этой уязвимости Гальперин утверждает, что « Разум и чувствительность» показывают брак как единственное практическое решение «против небезопасности оставаться незамужней женщиной». Критики- феминистки уже давно ведут разговоры о Джейн Остин, и в этих дискуссиях фигурируют « Разум и чувствительность », особенно вокруг патриархальной системы наследования и заработка. Основополагающая феминистская работа Сандры М. Гилберт и Сьюзан Губар « Сумасшедшая на чердаке: женщина-писательница и воображение девятнадцатого века» содержит несколько дискуссий о чувстве и чувствительности. Гилберт и Губар читают начало « Чувства и чувствительности» как пересказ Короля Лира с женской точки зрения и утверждают, что эти «перевороты» подразумевают, что мужские традиции необходимо оценивать и переосмысливать с женской точки зрения. Гилберт и Губар утверждают, что Остин исследует влияние патриархального контроля на женщин, особенно в сферах занятости и наследования. В книге «Разум и чувствительность» они выявляют тот факт, что мистер Джон Дэшвуд лишает своих сестер их дома, а также обещанного дохода в качестве примера этих эффектов. Они также указывают на то, что «презираемая» миссис Феррарс вмешивается в патриархальную линию наследования в ее отречении от своего старшего сына Эдварда Феррарса, как доказательство того, что такая конструкция в конечном счете произвольна. Гилберт и Губар утверждают, что, хотя основная идея « Разума и чувствительности» состоит в том, что «молодые женщины, подобные Марианне и Элинор, должны подчиниться могущественным условностям общества, найдя защитника-мужчину», такие женщины, как миссис Феррарс и Люси Стил, демонстрируют, как женщины могут ». сами становятся агентами репрессий, манипуляторами условностей и выжившими «. Чтобы защитить себя и свои интересы, миссис Феррарс и Люси Стил должны участвовать в той же патриархальной системе, которая их угнетает. В главе « Чувство и чувствительность: слишком общие и слишком опасные мнения» из своей книги « Джейн Остин: женщины, политика и роман» Клаудия Джонсон также дает феминистское толкование « Разума и чувствительности». Она отличается от предыдущих критиков, особенно первых, тем, что утверждает, что « Чувство и чувствительность» не является, как это часто предполагается, «театрализованной книгой о поведении», в которой «женское благоразумие» (связанное с чувством Элинор) ценится выше «женского». порывистость »(связанная с чувствительностью Марианны). Скорее, Джонсон рассматривает « Разум и чувствительность» как «мрачный и разочарованный роман», в котором «институты порядка», такие как собственность, брак и семья, рассматриваются в негативном свете, что делает роман «наиболее подходящим для социальной критики». Работы Остин. По словам Джонсона, Sense and Sensibility критически исследует кодексы приличия, а также их соблюдение сообществом. Ключом к критике общества Остин, согласно аргументу Джонсона, является описание несправедливой маргинализации женщин в результате «смерти или простого отсутствия мужчин-защитников». Кроме того, мужские персонажи в « Чувстве и чувствительности» изображены неблагоприятно. Джонсон называет джентльменов из книги « Разум и чувствительность » «незаинтересованными людьми», которые «двигаются дальше, более или менее не обремененные человеческими останками из прошлого». Другими словами, мужчины не чувствуют ответственности ни перед кем. Джонсон сравнивает Эдварда с Уиллоуби в этом отношении, утверждая, что все различия между ними как личностями не скрывают того факта, что их неудачи на самом деле идентичны; Джонсон называет их обоих «слабыми, двуличными и эгоистичными», которым не хватает честности и прямоты, которыми Остин наделяет других «образцовых джентльменов» в своей работе. Сравнение Джонсоном Эдварда и Уиллоуби показывает удручающую картину о джентльменах, представленную в романе. Критика смысла и чувствительности также включает экокритические подходы. В статье Сьюзан Роуленд «Настоящая работа: экологическая алхимия и чувство и чувствительность Джейн Остин » изучается влияние отчуждения на Эдварда Феррарса. Эдвард отчужден от общества, потому что ему не хватает того, что Роуленд называет «полезной работой». По словам Роуленда, состояние Эдварда представляет собой проблемы с историей работы в западных индустриальных обществах. Отчуждение Эдварда от работы также представляет «культурную эволюцию труда» как «прогрессивное отчуждение от нечеловеческой природы». Роуленд утверждает, что человеческая культура отдаляет людей от природы, а не возвращает их к ней. Марианна также страдает от этого отчуждения от природы, поскольку она вырвана из дома своего детства, где ей нравилось гулять по территории и смотреть на деревья. Таким образом, Роуленд связывает нарастающий дискомфорт Эдварда и Марианны на протяжении всего романа с их отчуждением от природы. История публикацииВ 1811 году Томас Эгертон из издательства «Военная библиотека» в Лондоне принял рукопись к публикации в трех томах. Остин заплатила за издание книги и выплатила издателю комиссию с продаж. Стоимость публикации составила более трети годового дохода семьи Остин в 460 фунтов стерлингов (около 15 000 фунтов стерлингов в валюте 2008 года). Она получила прибыль в размере 140 фунтов стерлингов (почти 5000 фунтов стерлингов в валюте 2008 года) на первом издании, по которому к июлю 1813 года было продано все 750 печатных экземпляров. Второе издание было объявлено в октябре 1813 года. АдаптацииЭкранРадио
|